Праздник бобового короля во франции

Иорданс Якоб. Праздник Бобового короля

Иорданс, Якоб. 1593-1678.Бобовый король.Фландрия, Около 1638 г.Эрмитаж.

Творчество выдающегося фламандского живописца Якоба Йорданса связано с реалистическими традициями национальной художественной школы. Блестящий знаток народных обычаев и фольклора, Йорданс запечатлел в картине «Бобовый король» праздник «трех волхвов» или «трех королей», который ежегодно отмечался во Фландрии 6 января. По старой нидерландской традиции в этот день к столу подавали пирог, в который запекался боб. Тот, кто находил его в своем куске пирога, провозглашался «бобовым королем».

Боб символизировал путеводную звезду, которая привела волхвов в Вифлеем, чтобы поклониться младенцу Христу. По правилам праздника «бобовый король» выбирал себе «королеву» и назначал «свиту». Участники застолья обязаны были беспрекословно подчиняться «королевской чете», а когда «бобовый король» поднимал очередной бокал вина — громко восклицать хором: «Король пьет!».

Изображая кульминацию праздника, Йорданс великолепно передал атмосферу стихийной раскованности чувств своих героев, наделил каждого из них выразительной мимикой и жестикуляцией. Бытовая сцена приобрела монументальный характер и мощный жизнеутверждающий пафос. Динамика композиции, подчеркнутая объемность форм, теплый золотисто-коричневый колорит и широкая живописная манера характеризуют Йорданса как последователя Рубенса и одного из ведущих мастеров фламандского барокко.

На картине изображена шумная и веселая сцена пиршества в богатом фламандском доме. Глядя на оживленные лица, становится ясно, что гостями выпит уже не один бокал. Сидящий в центре «король» — убеленный сединами добродушный старик — провозглашает очередной тост, а вся компания приветствует его восторженными пьяными криками. Молодая женщина справа, совершенно забыв о младенце на коленях, также поднимает свой бокал.

Читайте также:  С праздником весны поздравления с масленицей

А ее малыш занят как раз тем же, что и фонтанный мальчик. Но особенно шумны мужчины. При этом один из них, одетый в традиционный шутовской костюм, весьма беззастенчиво обнимает свою соседку. А ее маленькая дочь, пользуясь моментом, пьет из бокала матери.

Все образы взяты из реальной жизни, они естественны и просты. Почти реально ощущается массивность и грузность фигур, плотно заполняющих пространство картины. Каждая деталь здесь предельно материальна: и шелковистые завитки прически девочки, пьющей вино, и лоснящаяся шерсть собаки, и сверкающий металл кружек, и блеск прозрачных бокалов…

Вот эта жизнерадостная полнота образов и стремление прославить чувственные радости бытия роднит Якоба Иорданса с Рубенсом. «Князь живописцев», безусловно, оказал влияние на молодого художника, хоть тот и не был его непосредственным учеником.

Источник статьи: http://proza.ru/2017/05/08/936

Корона для Бобового короля — веселая традиция во Франции

Традиция печь огромный пирог с сюрпризом, собираться дружеским кругом и выбирать потешного «короля» сохранилась во Франции.

При желании «бобовый пирог» можно купить готовым — достаточно завернуть в ближайшую булочную. Там для компании предложат слоеный миндальный торт нужного размера, и в его коробке обязательно будут лежать две бумажные золотые короны — для Бобового короля и его королевы.

Сюрприз тоже будет. Важно не проглотить его и не сломать об него зуб, ведь сейчас французские кондитеры запекают не «бобы», а крохотных керамических человечков.

Как праздник появился?

«День Бобового короля» известен в Европе с раннего Средневековья, и его традиция восходит к Рождеству. Вплоть до XVII века его справляли столь широко и весело, что шутовские «короли» попадали на страницы книг и полотна живописцев.

Другое его название «День Трех Королей». Волхвы, что пришли поздравить Деву Марию и принесли дары Младенцу Иисусу. У католиков день почитания волхвов приходится на Богоявление, 6 января, а блюда на столе вокруг главного пирога должны напоминать о символах христианства: рыбе и агнце.

Однако «бобовыми днями» французы любят чествовать и других святых, особенно Николая Чудотворца.

Что запекают в пироге?

Старое название праздника не случайно. В качестве секрета было принято класть крупную фасоль или цельный миндальный орех.

На смену им пришли монетки, изображения ангелов и святых, а потом и нынешние нарядные человечки в золотых коронах. Из этих фигурок дети и взрослые любят составлять коллекции.

Как выбирают Бобового короля?

Пирог ставят в центр стола и разрезают на куски.

Если праздник отмечают в семье, под стол залезает самый младший из ее членов и садится под пирогом. Взрослые по очереди показывают на куски и спрашивают, кому они достанутся, а ребенок называет имена.

После этого (или сразу) все садятся за стол и начинают есть.

Тот, кто находит в пироге сюрприз, становится Бобовым королем и выбирает из присутствующих дам королеву. Если секрет достается королеве, Бобового короля назначает она.

Как чествуют короля?

«Королевской чете» надевают золотые короны, их сажают во главу стола и восхваляют тостами.

Бобовый король может отдавать шутливые приказы, и подданные должны мигом их выполнять. Безграничная монаршая «власть» сохраняется до конца дня.

Но стать королем — еще и обязанность!

Согласно обычаю, счастливый обладатель приза должен обеспечить для компании новый пирог и продолжение вечеринки. Ведь «бобовый праздник» продолжается не один день.

Какие еще традиции связаны с этими днями?

Раньше пирог не съедали целиком — порций должно было быть на одну больше, чем присутствующих. Оставшийся на блюде кусок называли «Доля Бога» или «Доля Девы», и с ним поступали по-разному. В старину его было принято выносить из дома и отдавать нищим.

Иногда эту часть пирога берегли в память о тех, кто отсутствовал за столом, и старались, чтобы не возникло плесени. Это говорило, что с человеком все в порядке, и он обязательно вернется.

Существовали и «бобовые пирожные» — небольшие по размеру миндальные тортики с сюрпризом. Их отправляли в подарок друзьям, преподносили сюзерену.

Но главной традицией «бобовых дней» было и остается дружеское и семейное веселье.

Поэтому золотые бумажные короны так любят хранить и заново примерять. В этот момент всегда хочется улыбнуться.

Источник статьи: http://www.yoki.ru/style/kurs/07-02-2019/467492-0/

Как французы отмечают Богоявление

Эта статья является переводом. Ознакомиться с оригиналом можно по ссылке: https://www.annieandre.com/king-cake-in-france/

6 января люди по всей Франции на праздник Богоявления едят т.н. королевский пирог (une galette des Rois). Давайте разберемся с пониманием данного праздника и почему существует такая традиция.

Богоявление — что это за праздник?

Христиане отмечают этот праздник с XIV века. Во Франции этот день его называют «La fête des Rois» или «le Jour des Rois» (день 3 Королей / Магов / Волхвов). Дата всегда выпадает на 6 января — ровно через 12 дней после 25 декабря — Рождества Христова.

12 дней — это время после рождения младенца Иисуса, спустя которое три волхва (Les Trois Mages) пришли в Вифлеем с дарами, и чтобы поклоняться младенцу, ведь они увидели звезду на Востоке, которую они посчитали знаком того, что родился истинный король, мессия и бог. В тот же день Иоанн Креститель крестил младенца Иисуса в реке Иордан.

6 января начинается сезон карнавалов, который заканчивается на следующий день после Марди Гра, в пепельную среду, символизирующую начало католического Великого поста.

Как отмечают Богоявление во Франции?

За нескольких недель праздника и вплоть до конца января полки французских булочных заполнены «королевскими пирогами» или «пирогами волхвов».

Королевский пирог

Французы называют такой пирог «Galette des Rois«. Это выпечка из слоеного теста, обычно с начинкой из франжипана (ореховый крем с миндилем). В состав также входит масло, яица и сахар, а могут содержаться другие ингредиенты, например яблочное пюре.

На юге Франции, где мы и живем, принят другой вид пирога, который называется «gâteau des Rois» или «Couronne des Rois» (королевская корона). По форме он похож на бублик. Сверху его покрывают засахаренными фруктами и посыпают сахарным песком, будто это корона с драгоценными камнями.

Традиция

Кушать королевский пирог принято на посиделках с друзьями, семьей или коллегами на работе. Кто-то под это дело даже не прочь открыть бутылку шампанского или вина.

Прежде всего, пирог разрезается на несколько частей. Внутри выпечки прячут сюрприз (fève). Изначально эту роль выполнял обычный боб. Где-то в 1870-х годах вместо бобов стали использовать фарфоровые фигурки Иисуса, теперь же используют различные пластиковые фигурки.

Так вот. Человек, которому достается кусок с сюрпризом, надевает себе на голову бумажную корону с пирога, которая всегда присутствует в магазинных пирогах.

Если в семье есть дети, то согласно традиции самый младший залезает под стол и случайным образом распределяет куски среди участников. Детям эта часть нравится больше всего. К тому же такой способ гарантирует, что кусочки пирога достанутся участникам случайным образом.

Несмотря на то, что официально праздник отмечается только 6 января, французы обычно продолжают кушать королевский пирог на протяжении всего января в разных компаниях.

С 2011 года живет с мужем и 3 детьми во Франции, куда они переехали из Америки. Через личный блог делится своим опытом изучения страны с позиции иностранца.

Источник статьи: http://account.travel/journal/kak-francuzy-otmecaut-bogoavlenie.html

LiveInternetLiveInternet

Рубрики

  • ЖЗЛ (1320)
  • Россия (182)
  • Франция (159)
  • Италия (122)
  • Англия (110)
  • США (98)
  • Германия (74)
  • Нидерланды (67)
  • Дания (48)
  • Польша (44)
  • Украина (38)
  • Швеция (37)
  • Испания (37)
  • Другие (33)
  • Австрия (29)
  • Бельгия (26)
  • Финляндия (26)
  • Венгрия (25)
  • Австралия (18)
  • Чехия (15)
  • Япония (15)
  • Норвегия (14)
  • Прибалтика (13)
  • Мексика (11)
  • Греция (10)
  • Канада (10)
  • Швейцария (10)
  • Литва (9)
  • Грузия (8)
  • Ирландия (4)
  • Сербия (4)
  • Шотландия (3)
  • Куба (2)
  • Тематические подборки живописи (989)
  • Война (78)
  • Сбор урожая (47)
  • Курение (39)
  • Виноград (38)
  • Школа (28)
  • Чулки (26)
  • Велосипед (23)
  • Качели-карусели (22)
  • Газета (22)
  • Арбуз (21)
  • Письмо (20)
  • Красный зонт (20)
  • Свидание (18)
  • Коляска (17)
  • Камин (17)
  • Колодец (17)
  • Любви все возрасты покорны (16)
  • Зеркало (15)
  • Пляж (15)
  • Стог сена (15)
  • Грибы (15)
  • Спорт (15)
  • Мороженое (12)
  • Красота и здоровье (11)
  • Поцелуй (11)
  • Смех (11)
  • Абсент (10)
  • Пасека (10)
  • Сенокос, жатва (9)
  • Венок (9)
  • Часы (9)
  • Свеча (9)
  • Коромысло (9)
  • Ванна (8)
  • Баня (8)
  • День космонавтики (7)
  • Очки (7)
  • Радуга (7)
  • Зонт (7)
  • Бабушкин сундук (5)
  • Пожар (4)
  • Рыбный день (3)
  • Духи (3)
  • Фонарь (3)
  • Печи и печки (1)
  • Живопись о живописи (471)
  • Мастерская художника (309)
  • Женщина за мольбертом (49)
  • Юные художники (48)
  • Музеи и выставки (38)
  • Автопортрет за работой (11)
  • Памятники (3)
  • Женщины-художницы (323)
  • Автопортрет (220)
  • Праздники и традиции (203)
  • Рождество и святки (54)
  • Масленица (33)
  • Карнавал (28)
  • Пасха (19)
  • Ивана Купала (12)
  • День рождения (10)
  • Вербное воскресенье (10)
  • Кино (202)
  • Фильмы о художниках (79)
  • Бюро пропаганды киноискусства (68)
  • Артисты-художники (17)
  • Фильмы о войне (8)
  • Все профессии важны (198)
  • Пряха, швея, ткачиха (27)
  • Цветочница (18)
  • Прачка (13)
  • Учитель (12)
  • Почтальон (11)
  • Продавец (10)
  • Врач (9)
  • Парикмахер (9)
  • Пекарь (8)
  • Фотограф (8)
  • Сапожник (5)
  • Дворник (5)
  • Трубочист (5)
  • Шахтер (4)
  • Портной (4)
  • Разносчик газет (3)
  • Зубной врач (стоматолог) (3)
  • Молочница (3)
  • Кузнец (3)
  • Гончар (2)
  • Повар (2)
  • Легенды и мифы (174)
  • Саломея (24)
  • Юдифь и Олоферн (15)
  • Русалка (13)
  • Клеопатра (10)
  • Иосиф и жена Потифара (6)
  • Самсон и Далила (6)
  • Иаиль и Сисара (5)
  • Нарцисс (4)
  • Икар (3)
  • Даная (3)
  • Музы (2)
  • Музыкальные инструменты (170)
  • Гитара (27)
  • Скрипка (17)
  • Гармонь, баян, аккордеон (14)
  • Арфа и лира (11)
  • Пианино, рояль, клавесин и орган (10)
  • Восточные инструменты (10)
  • Виолончель (9)
  • Лютня (8)
  • Флейта (8)
  • Волынка (8)
  • Бубен, тамбурин (7)
  • Кобза, бандура (6)
  • Шарманка (6)
  • Колесная лира (5)
  • Балалайка (5)
  • Саксофон (3)
  • Мандолина (3)
  • Гусли (2)
  • Банджо (2)
  • Леди в . (167)
  • Танец в живописи (147)
  • Балет (53)
  • Танцы народов мира (41)
  • Танец ХХ века (19)
  • Историко-бытовой танец (17)
  • О танце (15)
  • Выставка одной картины (145)
  • Тематические циклы (45)
  • Картины-двойники (137)
  • Времена года (130)
  • Лето (16)
  • Весна (12)
  • Семьи художников (122)
  • Зима (118)
  • Новый год (56)
  • Коньки (19)
  • Снеговик (15)
  • Санки (9)
  • Лыжи (3)
  • Цветы (118)
  • Маки (43)
  • Подснежник (7)
  • Ромашка (6)
  • Одуванчик (5)
  • Клоун (118)
  • Игрушки (111)
  • Куклы (43)
  • Кораблик (21)
  • Деревянная лошадка (21)
  • Войнушка (8)
  • Мыльные пузыри (7)
  • Литература и живопись (110)
  • Памятники Пушкину (17)
  • Театр (110)
  • Кукольники (24)
  • Зрители (24)
  • Комедия дель арте (21)
  • Закулисье (20)
  • Сара Бернар (6)
  • Окна, двери и балконы (103)
  • Романовы (81)
  • Петр Первый (17)
  • Екатерина II (3)
  • Допетровская эпоха (1)
  • Животные (74)
  • Художники (65)
  • Лодки (61)
  • Лодка в живописи (19)
  • Дама в лодке (17)
  • Рыбалка (14)
  • Гондола (7)
  • Дети-рыбаки (3)
  • Спортивная лодка (1)
  • Гардероб (58)
  • Народный костюм (24)
  • Серьги (12)
  • Соломенная шляпка (6)
  • Матросский костюм (5)
  • Шляпки (4)
  • Музыка (55)
  • Женские образы (55)
  • Женщина и газета (4)
  • Игры (52)
  • Детские игры (19)
  • Жмурки (9)
  • Шахматы, шашки, нарды (9)
  • Бильярд (6)
  • Прятки (5)
  • Личное (52)
  • Стена позора (6)
  • Свадьба (48)
  • Дети (41)
  • Помню и люблю (38)
  • История (35)
  • Политические убийства (8)
  • Чудеса света (4)
  • Шекспир (33)
  • Одна картина (31)
  • Охота (29)
  • Разное (28)
  • Самовар (26)
  • Шинуазри (25)
  • Фонарики (7)
  • Японский зонтик (6)
  • Дуэль (25)
  • Дуэль в живописи (16)
  • Дуэль в литературе (9)
  • Транспорт (23)
  • Вокзал (9)
  • Паровоз (9)
  • Возвращение Исаака Аскназия (7)
  • Музеи (6)
  • Мужское ню (5)
  • Юрий (Иегуда) Пэн (3)

ТоррНАДО — торрент-трекер для блогов

Подписка по e-mail

Поиск по дневнику

Интересы

Постоянные читатели

Сообщества

Статистика

ПРАЗДНИК БОБОВОГО КОРОЛЯ

ЗАВТРА праздник БОБОВОГО КОРОЛЯ

Праздник «бобового короля» — традиционный фламандский праздник — отмечался 6 января и назывался «днем трех царей» или «трех волхвов».

Cогласно евангельской легенде, в этот день из разных стран пришли короли, чтобы поклониться младенцу Христу. По случаю праздника в пироге запекался боб, и нашедший его в своем куске становился «королем» застолья. На него надевали бумажную корону, отдавали всяческие почести и беспрекословно повиновались ему. «Король» выбирал себе «королеву» и назначал шутливый штат придворных: камергера, казначея, шута, музыканта и т.д. Когда «бобовый король» поднимал бокал с вином, все присутствующие, как того требовал ритуал, должны были кричать: «Король пьет!». Замешкавшегося подвергали «штрафу».

Якоб Йорданс — Праздник бобового короля, 1638. Эрмитаж

Именно этот момент праздника и запечатлел Якоб Иорданс в своей знаменитой картине «Бобовый король» из собрания Эрмитажа. Надо сказать, что тема праздника бобового короля стала любимой в творчестве художника. На представленной выше картине изображена шумная и веселая сцена пиршества в богатом фламандском доме. Глядя на оживленные лица, становится ясно, что гостями выпит уже не один бокал. Сидящий в центре «король» — убеленный сединами добродушный старик — провозглашает очередной тост, а вся компания приветствует его восторженными пьяными криками. Молодая женщина справа, совершенно забыв о младенце на коленях, также поднимает свой бокал. А ее малыш занят как раз тем же, что и фонтанный мальчик. Но особенно шумны мужчины. При этом один из них, одетый в традиционный шутовской костюм, весьма беззастенчиво обнимает свою соседку. А ее маленькая дочь, пользуясь моментом, пьет из бокала матери.

Картины художника о празднике Бобового короля хранятся в разных городах х мира: В Париже (Лувр), в Брюсселе (Королевский музей изящных искусств), в Вене:

Конец 1бЗО-х — начало 1б40-х гг.

Произведения Иорданса пользовались большим успехом. Он писал мифологические и религиозные композиции, портреты и бытовые сцены, алтарные картины и картоны для ковров. Но более всего его привлекала тема раскованного состояния людей, особенно во время пира. Соотечественники Иорданса пировали по всякому поводу: по церковным праздникам и при вступлении мастера в цех, по случаю выбора в городской магистрат или выдвижения декана гильдии, не говоря уже о свадьбах, крестинах и похоронах.
Например, ежегодный банкет гильдии св. Луки, объединявшей живописцев, обходился в 1300 флоринов, в то время как весь доход составлял 1800-2000 флоринов. Испанским наместникам во Фландрии был непонятен этот веселый разгул и это расточительство. В начале века правители Альберт и Изабелла пытались бороться с излишествами фламандских горожан. Их постановление запрещало приглашать в гости больше 32 пар и пировать больше двух дней, так как «собрания в 500 и 600 человек по поводу свадьбы, кроме того, что приводят к обеднению и разорению, неизбежно ведут к ссорам и дракам». На фоне этой обстановки становится понятным, почему шумные «пирушки» Иорданса имели такой успех. В них с наибольшей полнотой отразился характер фламандского народа — прямой и простой, иногда грубоватый, но всегда жизнерадостный, полный неиссякаемой энергии.

Писали на этот сюжет и другие художники. Например:

Jan Steen, musée de Kassel

Встречала я и имена других мастеров, создавших полотна на эту тему, но, к сожалению, так и не смогла найти эти работы в сети.

Источник статьи: http://www.liveinternet.ru/users/2010239/post62666002

Оцените статью