- Иорданс Якоб. Праздник Бобового короля
- Корона для Бобового короля — веселая традиция во Франции
- Как праздник появился?
- Что запекают в пироге?
- Как выбирают Бобового короля?
- Как чествуют короля?
- Какие еще традиции связаны с этими днями?
- Как французы отмечают Богоявление
- Богоявление — что это за праздник?
- Как отмечают Богоявление во Франции?
- Королевский пирог
- Традиция
- LiveInternetLiveInternet
- —Рубрики
- —ТоррНАДО — торрент-трекер для блогов
- —Подписка по e-mail
- —Поиск по дневнику
- —Интересы
- —Постоянные читатели
- —Сообщества
- —Статистика
- ПРАЗДНИК БОБОВОГО КОРОЛЯ
Иорданс Якоб. Праздник Бобового короля
Иорданс, Якоб. 1593-1678.Бобовый король.Фландрия, Около 1638 г.Эрмитаж.
Творчество выдающегося фламандского живописца Якоба Йорданса связано с реалистическими традициями национальной художественной школы. Блестящий знаток народных обычаев и фольклора, Йорданс запечатлел в картине «Бобовый король» праздник «трех волхвов» или «трех королей», который ежегодно отмечался во Фландрии 6 января. По старой нидерландской традиции в этот день к столу подавали пирог, в который запекался боб. Тот, кто находил его в своем куске пирога, провозглашался «бобовым королем».
Боб символизировал путеводную звезду, которая привела волхвов в Вифлеем, чтобы поклониться младенцу Христу. По правилам праздника «бобовый король» выбирал себе «королеву» и назначал «свиту». Участники застолья обязаны были беспрекословно подчиняться «королевской чете», а когда «бобовый король» поднимал очередной бокал вина — громко восклицать хором: «Король пьет!».
Изображая кульминацию праздника, Йорданс великолепно передал атмосферу стихийной раскованности чувств своих героев, наделил каждого из них выразительной мимикой и жестикуляцией. Бытовая сцена приобрела монументальный характер и мощный жизнеутверждающий пафос. Динамика композиции, подчеркнутая объемность форм, теплый золотисто-коричневый колорит и широкая живописная манера характеризуют Йорданса как последователя Рубенса и одного из ведущих мастеров фламандского барокко.
На картине изображена шумная и веселая сцена пиршества в богатом фламандском доме. Глядя на оживленные лица, становится ясно, что гостями выпит уже не один бокал. Сидящий в центре «король» — убеленный сединами добродушный старик — провозглашает очередной тост, а вся компания приветствует его восторженными пьяными криками. Молодая женщина справа, совершенно забыв о младенце на коленях, также поднимает свой бокал.
А ее малыш занят как раз тем же, что и фонтанный мальчик. Но особенно шумны мужчины. При этом один из них, одетый в традиционный шутовской костюм, весьма беззастенчиво обнимает свою соседку. А ее маленькая дочь, пользуясь моментом, пьет из бокала матери.
Все образы взяты из реальной жизни, они естественны и просты. Почти реально ощущается массивность и грузность фигур, плотно заполняющих пространство картины. Каждая деталь здесь предельно материальна: и шелковистые завитки прически девочки, пьющей вино, и лоснящаяся шерсть собаки, и сверкающий металл кружек, и блеск прозрачных бокалов…
Вот эта жизнерадостная полнота образов и стремление прославить чувственные радости бытия роднит Якоба Иорданса с Рубенсом. «Князь живописцев», безусловно, оказал влияние на молодого художника, хоть тот и не был его непосредственным учеником.
Источник статьи: http://proza.ru/2017/05/08/936
Корона для Бобового короля — веселая традиция во Франции
Традиция печь огромный пирог с сюрпризом, собираться дружеским кругом и выбирать потешного «короля» сохранилась во Франции.
При желании «бобовый пирог» можно купить готовым — достаточно завернуть в ближайшую булочную. Там для компании предложат слоеный миндальный торт нужного размера, и в его коробке обязательно будут лежать две бумажные золотые короны — для Бобового короля и его королевы.
Сюрприз тоже будет. Важно не проглотить его и не сломать об него зуб, ведь сейчас французские кондитеры запекают не «бобы», а крохотных керамических человечков.
Как праздник появился?
«День Бобового короля» известен в Европе с раннего Средневековья, и его традиция восходит к Рождеству. Вплоть до XVII века его справляли столь широко и весело, что шутовские «короли» попадали на страницы книг и полотна живописцев.
Другое его название «День Трех Королей». Волхвы, что пришли поздравить Деву Марию и принесли дары Младенцу Иисусу. У католиков день почитания волхвов приходится на Богоявление, 6 января, а блюда на столе вокруг главного пирога должны напоминать о символах христианства: рыбе и агнце.
Однако «бобовыми днями» французы любят чествовать и других святых, особенно Николая Чудотворца.
Что запекают в пироге?
Старое название праздника не случайно. В качестве секрета было принято класть крупную фасоль или цельный миндальный орех.
На смену им пришли монетки, изображения ангелов и святых, а потом и нынешние нарядные человечки в золотых коронах. Из этих фигурок дети и взрослые любят составлять коллекции.
Как выбирают Бобового короля?
Пирог ставят в центр стола и разрезают на куски.
Если праздник отмечают в семье, под стол залезает самый младший из ее членов и садится под пирогом. Взрослые по очереди показывают на куски и спрашивают, кому они достанутся, а ребенок называет имена.
После этого (или сразу) все садятся за стол и начинают есть.
Тот, кто находит в пироге сюрприз, становится Бобовым королем и выбирает из присутствующих дам королеву. Если секрет достается королеве, Бобового короля назначает она.
Как чествуют короля?
«Королевской чете» надевают золотые короны, их сажают во главу стола и восхваляют тостами.
Бобовый король может отдавать шутливые приказы, и подданные должны мигом их выполнять. Безграничная монаршая «власть» сохраняется до конца дня.
Но стать королем — еще и обязанность!
Согласно обычаю, счастливый обладатель приза должен обеспечить для компании новый пирог и продолжение вечеринки. Ведь «бобовый праздник» продолжается не один день.
Какие еще традиции связаны с этими днями?
Раньше пирог не съедали целиком — порций должно было быть на одну больше, чем присутствующих. Оставшийся на блюде кусок называли «Доля Бога» или «Доля Девы», и с ним поступали по-разному. В старину его было принято выносить из дома и отдавать нищим.
Иногда эту часть пирога берегли в память о тех, кто отсутствовал за столом, и старались, чтобы не возникло плесени. Это говорило, что с человеком все в порядке, и он обязательно вернется.
Существовали и «бобовые пирожные» — небольшие по размеру миндальные тортики с сюрпризом. Их отправляли в подарок друзьям, преподносили сюзерену.
Но главной традицией «бобовых дней» было и остается дружеское и семейное веселье.
Поэтому золотые бумажные короны так любят хранить и заново примерять. В этот момент всегда хочется улыбнуться.
Источник статьи: http://www.yoki.ru/style/kurs/07-02-2019/467492-0/
Как французы отмечают Богоявление
Эта статья является переводом. Ознакомиться с оригиналом можно по ссылке: https://www.annieandre.com/king-cake-in-france/
6 января люди по всей Франции на праздник Богоявления едят т.н. королевский пирог (une galette des Rois). Давайте разберемся с пониманием данного праздника и почему существует такая традиция.
Богоявление — что это за праздник?
Христиане отмечают этот праздник с XIV века. Во Франции этот день его называют «La fête des Rois» или «le Jour des Rois» (день 3 Королей / Магов / Волхвов). Дата всегда выпадает на 6 января — ровно через 12 дней после 25 декабря — Рождества Христова.
12 дней — это время после рождения младенца Иисуса, спустя которое три волхва (Les Trois Mages) пришли в Вифлеем с дарами, и чтобы поклоняться младенцу, ведь они увидели звезду на Востоке, которую они посчитали знаком того, что родился истинный король, мессия и бог. В тот же день Иоанн Креститель крестил младенца Иисуса в реке Иордан.
6 января начинается сезон карнавалов, который заканчивается на следующий день после Марди Гра, в пепельную среду, символизирующую начало католического Великого поста.
Как отмечают Богоявление во Франции?
За нескольких недель праздника и вплоть до конца января полки французских булочных заполнены «королевскими пирогами» или «пирогами волхвов».
Королевский пирог
Французы называют такой пирог «Galette des Rois«. Это выпечка из слоеного теста, обычно с начинкой из франжипана (ореховый крем с миндилем). В состав также входит масло, яица и сахар, а могут содержаться другие ингредиенты, например яблочное пюре.
На юге Франции, где мы и живем, принят другой вид пирога, который называется «gâteau des Rois» или «Couronne des Rois» (королевская корона). По форме он похож на бублик. Сверху его покрывают засахаренными фруктами и посыпают сахарным песком, будто это корона с драгоценными камнями.
Традиция
Кушать королевский пирог принято на посиделках с друзьями, семьей или коллегами на работе. Кто-то под это дело даже не прочь открыть бутылку шампанского или вина.
Прежде всего, пирог разрезается на несколько частей. Внутри выпечки прячут сюрприз (fève). Изначально эту роль выполнял обычный боб. Где-то в 1870-х годах вместо бобов стали использовать фарфоровые фигурки Иисуса, теперь же используют различные пластиковые фигурки.
Так вот. Человек, которому достается кусок с сюрпризом, надевает себе на голову бумажную корону с пирога, которая всегда присутствует в магазинных пирогах.
Если в семье есть дети, то согласно традиции самый младший залезает под стол и случайным образом распределяет куски среди участников. Детям эта часть нравится больше всего. К тому же такой способ гарантирует, что кусочки пирога достанутся участникам случайным образом.
Несмотря на то, что официально праздник отмечается только 6 января, французы обычно продолжают кушать королевский пирог на протяжении всего января в разных компаниях.
С 2011 года живет с мужем и 3 детьми во Франции, куда они переехали из Америки. Через личный блог делится своим опытом изучения страны с позиции иностранца.
Источник статьи: http://account.travel/journal/kak-francuzy-otmecaut-bogoavlenie.html
LiveInternetLiveInternet
—Рубрики
- ЖЗЛ (1320)
- Россия (182)
- Франция (159)
- Италия (122)
- Англия (110)
- США (98)
- Германия (74)
- Нидерланды (67)
- Дания (48)
- Польша (44)
- Украина (38)
- Швеция (37)
- Испания (37)
- Другие (33)
- Австрия (29)
- Бельгия (26)
- Финляндия (26)
- Венгрия (25)
- Австралия (18)
- Чехия (15)
- Япония (15)
- Норвегия (14)
- Прибалтика (13)
- Мексика (11)
- Греция (10)
- Канада (10)
- Швейцария (10)
- Литва (9)
- Грузия (8)
- Ирландия (4)
- Сербия (4)
- Шотландия (3)
- Куба (2)
- Тематические подборки живописи (989)
- Война (78)
- Сбор урожая (47)
- Курение (39)
- Виноград (38)
- Школа (28)
- Чулки (26)
- Велосипед (23)
- Качели-карусели (22)
- Газета (22)
- Арбуз (21)
- Письмо (20)
- Красный зонт (20)
- Свидание (18)
- Коляска (17)
- Камин (17)
- Колодец (17)
- Любви все возрасты покорны (16)
- Зеркало (15)
- Пляж (15)
- Стог сена (15)
- Грибы (15)
- Спорт (15)
- Мороженое (12)
- Красота и здоровье (11)
- Поцелуй (11)
- Смех (11)
- Абсент (10)
- Пасека (10)
- Сенокос, жатва (9)
- Венок (9)
- Часы (9)
- Свеча (9)
- Коромысло (9)
- Ванна (8)
- Баня (8)
- День космонавтики (7)
- Очки (7)
- Радуга (7)
- Зонт (7)
- Бабушкин сундук (5)
- Пожар (4)
- Рыбный день (3)
- Духи (3)
- Фонарь (3)
- Печи и печки (1)
- Живопись о живописи (471)
- Мастерская художника (309)
- Женщина за мольбертом (49)
- Юные художники (48)
- Музеи и выставки (38)
- Автопортрет за работой (11)
- Памятники (3)
- Женщины-художницы (323)
- Автопортрет (220)
- Праздники и традиции (203)
- Рождество и святки (54)
- Масленица (33)
- Карнавал (28)
- Пасха (19)
- Ивана Купала (12)
- День рождения (10)
- Вербное воскресенье (10)
- Кино (202)
- Фильмы о художниках (79)
- Бюро пропаганды киноискусства (68)
- Артисты-художники (17)
- Фильмы о войне (8)
- Все профессии важны (198)
- Пряха, швея, ткачиха (27)
- Цветочница (18)
- Прачка (13)
- Учитель (12)
- Почтальон (11)
- Продавец (10)
- Врач (9)
- Парикмахер (9)
- Пекарь (8)
- Фотограф (8)
- Сапожник (5)
- Дворник (5)
- Трубочист (5)
- Шахтер (4)
- Портной (4)
- Разносчик газет (3)
- Зубной врач (стоматолог) (3)
- Молочница (3)
- Кузнец (3)
- Гончар (2)
- Повар (2)
- Легенды и мифы (174)
- Саломея (24)
- Юдифь и Олоферн (15)
- Русалка (13)
- Клеопатра (10)
- Иосиф и жена Потифара (6)
- Самсон и Далила (6)
- Иаиль и Сисара (5)
- Нарцисс (4)
- Икар (3)
- Даная (3)
- Музы (2)
- Музыкальные инструменты (170)
- Гитара (27)
- Скрипка (17)
- Гармонь, баян, аккордеон (14)
- Арфа и лира (11)
- Пианино, рояль, клавесин и орган (10)
- Восточные инструменты (10)
- Виолончель (9)
- Лютня (8)
- Флейта (8)
- Волынка (8)
- Бубен, тамбурин (7)
- Кобза, бандура (6)
- Шарманка (6)
- Колесная лира (5)
- Балалайка (5)
- Саксофон (3)
- Мандолина (3)
- Гусли (2)
- Банджо (2)
- Леди в . (167)
- Танец в живописи (147)
- Балет (53)
- Танцы народов мира (41)
- Танец ХХ века (19)
- Историко-бытовой танец (17)
- О танце (15)
- Выставка одной картины (145)
- Тематические циклы (45)
- Картины-двойники (137)
- Времена года (130)
- Лето (16)
- Весна (12)
- Семьи художников (122)
- Зима (118)
- Новый год (56)
- Коньки (19)
- Снеговик (15)
- Санки (9)
- Лыжи (3)
- Цветы (118)
- Маки (43)
- Подснежник (7)
- Ромашка (6)
- Одуванчик (5)
- Клоун (118)
- Игрушки (111)
- Куклы (43)
- Кораблик (21)
- Деревянная лошадка (21)
- Войнушка (8)
- Мыльные пузыри (7)
- Литература и живопись (110)
- Памятники Пушкину (17)
- Театр (110)
- Кукольники (24)
- Зрители (24)
- Комедия дель арте (21)
- Закулисье (20)
- Сара Бернар (6)
- Окна, двери и балконы (103)
- Романовы (81)
- Петр Первый (17)
- Екатерина II (3)
- Допетровская эпоха (1)
- Животные (74)
- Художники (65)
- Лодки (61)
- Лодка в живописи (19)
- Дама в лодке (17)
- Рыбалка (14)
- Гондола (7)
- Дети-рыбаки (3)
- Спортивная лодка (1)
- Гардероб (58)
- Народный костюм (24)
- Серьги (12)
- Соломенная шляпка (6)
- Матросский костюм (5)
- Шляпки (4)
- Музыка (55)
- Женские образы (55)
- Женщина и газета (4)
- Игры (52)
- Детские игры (19)
- Жмурки (9)
- Шахматы, шашки, нарды (9)
- Бильярд (6)
- Прятки (5)
- Личное (52)
- Стена позора (6)
- Свадьба (48)
- Дети (41)
- Помню и люблю (38)
- История (35)
- Политические убийства (8)
- Чудеса света (4)
- Шекспир (33)
- Одна картина (31)
- Охота (29)
- Разное (28)
- Самовар (26)
- Шинуазри (25)
- Фонарики (7)
- Японский зонтик (6)
- Дуэль (25)
- Дуэль в живописи (16)
- Дуэль в литературе (9)
- Транспорт (23)
- Вокзал (9)
- Паровоз (9)
- Возвращение Исаака Аскназия (7)
- Музеи (6)
- Мужское ню (5)
- Юрий (Иегуда) Пэн (3)
—ТоррНАДО — торрент-трекер для блогов
—Подписка по e-mail
—Поиск по дневнику
—Интересы
—Постоянные читатели
—Сообщества
—Статистика
ПРАЗДНИК БОБОВОГО КОРОЛЯ
ЗАВТРА праздник БОБОВОГО КОРОЛЯ
Праздник «бобового короля» — традиционный фламандский праздник — отмечался 6 января и назывался «днем трех царей» или «трех волхвов».
Cогласно евангельской легенде, в этот день из разных стран пришли короли, чтобы поклониться младенцу Христу. По случаю праздника в пироге запекался боб, и нашедший его в своем куске становился «королем» застолья. На него надевали бумажную корону, отдавали всяческие почести и беспрекословно повиновались ему. «Король» выбирал себе «королеву» и назначал шутливый штат придворных: камергера, казначея, шута, музыканта и т.д. Когда «бобовый король» поднимал бокал с вином, все присутствующие, как того требовал ритуал, должны были кричать: «Король пьет!». Замешкавшегося подвергали «штрафу».
Якоб Йорданс — Праздник бобового короля, 1638. Эрмитаж
Именно этот момент праздника и запечатлел Якоб Иорданс в своей знаменитой картине «Бобовый король» из собрания Эрмитажа. Надо сказать, что тема праздника бобового короля стала любимой в творчестве художника. На представленной выше картине изображена шумная и веселая сцена пиршества в богатом фламандском доме. Глядя на оживленные лица, становится ясно, что гостями выпит уже не один бокал. Сидящий в центре «король» — убеленный сединами добродушный старик — провозглашает очередной тост, а вся компания приветствует его восторженными пьяными криками. Молодая женщина справа, совершенно забыв о младенце на коленях, также поднимает свой бокал. А ее малыш занят как раз тем же, что и фонтанный мальчик. Но особенно шумны мужчины. При этом один из них, одетый в традиционный шутовской костюм, весьма беззастенчиво обнимает свою соседку. А ее маленькая дочь, пользуясь моментом, пьет из бокала матери.
Картины художника о празднике Бобового короля хранятся в разных городах х мира: В Париже (Лувр), в Брюсселе (Королевский музей изящных искусств), в Вене:
Конец 1бЗО-х — начало 1б40-х гг.
Произведения Иорданса пользовались большим успехом. Он писал мифологические и религиозные композиции, портреты и бытовые сцены, алтарные картины и картоны для ковров. Но более всего его привлекала тема раскованного состояния людей, особенно во время пира. Соотечественники Иорданса пировали по всякому поводу: по церковным праздникам и при вступлении мастера в цех, по случаю выбора в городской магистрат или выдвижения декана гильдии, не говоря уже о свадьбах, крестинах и похоронах.
Например, ежегодный банкет гильдии св. Луки, объединявшей живописцев, обходился в 1300 флоринов, в то время как весь доход составлял 1800-2000 флоринов. Испанским наместникам во Фландрии был непонятен этот веселый разгул и это расточительство. В начале века правители Альберт и Изабелла пытались бороться с излишествами фламандских горожан. Их постановление запрещало приглашать в гости больше 32 пар и пировать больше двух дней, так как «собрания в 500 и 600 человек по поводу свадьбы, кроме того, что приводят к обеднению и разорению, неизбежно ведут к ссорам и дракам». На фоне этой обстановки становится понятным, почему шумные «пирушки» Иорданса имели такой успех. В них с наибольшей полнотой отразился характер фламандского народа — прямой и простой, иногда грубоватый, но всегда жизнерадостный, полный неиссякаемой энергии.
Писали на этот сюжет и другие художники. Например:
Jan Steen, musée de Kassel
Встречала я и имена других мастеров, создавших полотна на эту тему, но, к сожалению, так и не смогла найти эти работы в сети.
Источник статьи: http://www.liveinternet.ru/users/2010239/post62666002