Праздник русской частушки
материал (6 класс) на тему
Данное мероприятие направлено на воспитание у обучающихся интереса, любви и уважения к музыкальной культуре русского народа, к его традициям, организации свободного досуга школьников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prazdnik_russkoy_chastushki.doc | 55 КБ |
Предварительный просмотр:
Праздник русской частушки
Цель проведения : развития творческих способностей обучающихся; приобщения к культурному прошлому русского народа о традициях русского народа; организация свободного досуга школьников.
В записи звучит весёлая русская народная инструментальная музыка. Зал оформлен в народном стиле: флажками, разноцветными лентами. На стенах красочные яркие плакаты с высказыванием.
Ведущий 1: Хорошо в холодное время года в деревне… На улице дождь или вьюга, мороз такой, что звери забрались в норы. Дремлют под снегом деревья, спят подо льдом рыбы…(Звучит фонограмма балалайки)
Ведущий 2: Хранит тепло русская печка, горит, потрескивает лучина…
Вот такие длинные осенние и зимние вечера становились вечерами загадок, шуток да весёлых песенок, называемых в народе частушками.
Ведущий 1: Вот и мы собрались с вами сегодня позаботиться да потешиться!
Ведущий 2: Поиграть, пошутить, посмеяться!
Ведущий 1: Смех вам, да веселье!
Ведущий 2: Перво – наперво отгадайте-ка наши загадки.
Ведущий 1: Морщинистый Тит всю деревню веселит(гармошка, баян)
Ведущий 2: В лесу выросли, из лесу вынесли.
В руках плачет, а кто слушает – скачет (рожок)
Ведущий 1: В лесу: тук-тук!
В руках: дзинь-дзинь!
На полу: топ – топ! (балалайка)
Отгадывание загадок сопровождается звучанием этих муз. Инструментов
Ведущий 2 : Вот эти музыкальные инструменты звучали в деревенских избах, и под них народ запевал свои весёлые частушки.
Ведущий 1: А кто же придумал частушки?
Ведущий 2 : Частушки- это коротенькие песенки с юмористическим (смешным) содержанием. Частушка появилась сравнительно недавно: в конце 19 века. Невозможно сказать, кто придумал первую частушку. Поэтому и говорят, что частушки сложил русский народ.
Ведущий 1: Слово же «частушка» употребил для названия этого жанра творчества русский писатель – публицист Глеб Иванович Успенский.
Ведущий 2 : Частушки появились в сельской местности. Интересно, что первые частушки пели исключительно молодые люди (мужчины). Они собирались и исполняли эти озорные песенки. Сначала частушки были о любви, об отношениях между парнем и девушками.
Ведущий 1: Со временем стали появляться частушки о войне, о политике, о жизни в деревне. Сейчас тематика частушек чрезвычайно широка.
Ведущий 2: Интересно, что родительницей частушек является русская народная лирическая песня, а ровесницей – гармошка.
Ведущий 1 : В настоящее время частушка самый распространённый жанр народного творчества.
Учитель : Здравствуйте дети, учителя и гости нашего праздника. Как вы уже догадались, наш праздник посвящён празднику русской частушки. Когда – то частушка была неотъемлемой частью русских праздников, почитаемых на Руси: рождественского и масленичного гулянья, посиделок, свадеб и других семейных торжеств. Но частушка и сейчас пользуется большой популярностью. Даже на наших концертах всегда исполняются частушки. Четыре лаконичные строки, а сколько в них эмоционального подъёма, народного юмора и задора, присущих только русской частушке! Не одну сотню лет она веселит народ, помогая пережить самые страшные и тяжёлые времена: войну и разруху, голод и нищету, беды и ненастья.
На уроках чтения и музыки в младших классах при изучении устного народного творчества вы уже обзорно знакомились частушкой, а сегодня мы предоставляем возможность ближе соприкоснуться с этим уникальном жанром народного творчества.
Ведущий 2: А сейчас мы приглашаем
Вас частушки нам пропеть,
В конкурсе принять участие
Показать таланты здесь!
Ведущий 1: Ох, девчонки, вы, подружки,
Мастерицы петь частушки,
Классами все запоём
Ведущий 2: Ну конечно запоём! Но для того, чтобы определить очерёдность выступающих, мы проведём игру, которая нам в этом поможет.
На сцену приглашаются по 1 представителю от класса.
Игра «Закрутим карусель».
Ученик : Уверяют нас старушки:
«Древний возраст у частушки.
Завтра стукнет ей в обед
Уже целых двести лет!»
Учитель : «Где есть шутка, там веселье»,
Уяснил давно народ.
И поэтому он в праздник
Веселиться и поёт.
Ученик : Разудалые припевки
Под весёлую гармонь
Распивают парни, девки-
Не припевки, а огонь!
Учитель : Так отметим именины
Мы частушечки родной.
Все, кто хочет приходите
К юбилярше дорогой.
Чтецы уходят.
После приветственных и вступительных слов к зрителям, игрокам и членам жюри, начинается игра и тема конкурсной программы «Русская частушка»
Первая команда.
Название команды : «Озорные девчата».
Девиз: «Наш девиз всегда такой – без частушки не ногой!».
Визитная карточка команды:
Мы – ребята озорные,
Любим песни петь, плясать.
Если только разойдёмся —
Никому нас не унять!
Приветствие соперникам:
Чтоб в игре вас обойти,
Мы сплотились вместе.
Мы уверены в себе —
На процентов двести!
Вторая команда.
Название команды : «Веселушки»
Девиз: «А у нас девиз такой – веселись, пляши и пой!»
Визитная карточка команды:
Никогда на жизнь не ной.
Будь как мы: пляши и пой!
Веселись, честной народ,
Встречай праздник у ворот!
Приветствие соперникам:
Нос соперникам утрём
И во всём их обойдём!
А ещё в нагрузку
Не дадим им спуску!
1 – конкурс. Как на частушкины именины мы с подарками пришли…
В качестве подарка ребята должны исполнить танцевальные припевки, посвящённые частушке.
Команда «Озорные девчата»
Ученик: Эх, ты русская частушка,
Любит чтить тебя народ!
Несмотря на все столетья
Тебя время не берёт!
Ученик: Эх, частушка дорогая,
Как тебя нам не любить!?
Без задорной песни, шутки
Очень даже скучно жить!
Команда: «Веселушки»
Ученик: Ох и славные частушки
Распевает наш народ,
Сколько юмора, задора!
Где он только их берёт!
Ученик : Искромётные частушки
Для веселья и души –
Ты не стой столбом на месте,
Подпевай нам и пляши.
2 – конкурс. Что мы знаем о частушке
Вопросы к команде «Озорные девчата»
— Что означает слово «частушка»?
— Когда в России зазвучала частушка?
— Какие бывают частушки по своему содержанию?
Вопросы к команде «Веселушки»
— Что представляет собой частушка?
— Под какой инструмент обычно издавна исполнялись частушки?
— Как называются в народе частушки более медленного, певучего, лирического содержания?
3 – конкурс. Импровизационный
Команда «Озорные девчата»
Импровизация на «Школьные страдания»
В нашем классе на окошке
расцвели цветы в горшочке,
Белый, красный, голубой-
давай встретимся с тобой?
Ты за партою сидишь, На меня и не глядишь.
Каков будет свой ответ:
Может «да», а может «нет».
Безразлично ловлю взгляды
И тому совсем не рада…
На окне цветут цветы,
«Нет!» — ответил же мне ты.
Импровизация на «Задорные частушки»
С тавьте ушки на макушке,
Мы споём для вас частушки
Лукавые, задорные,
Останетесь довольные!
О х, ох, ох ,ох!
Я посеяла горох.
У меня теперь вопрос:
Что же делать, чтобы рос?
Я горошек развлекала,
Песни пела и плясала.
Все частушки перепела
Развлекала как умела.
О х, беда. беда, беда!
По колено лебеда!
Урожай совсем мой плох.
Виноват во всём горох.
4 – конкурс. Отгадай загадки
Команда «Озорные девчата»
В руки ты её возьмёшь,
То растянешь, то сожмёшь.
Звонкая, народная.
Русская, духовная. (Гармонь)
У какого инструмента
Есть и струны, и педаль?
Что же это? Несомненно,
Это славный наш …(рояль).
О чень весело поёт,
Если дуете в неё.
Вы все на ней играете
И сразу отгадаете.(Дудка)
Д еревянные подружки
Пляшут на его макушке.
Бьют его, а он гремит –
В ногу всем шагать велит. (Барабан)
П риложил к губам я трубку-
Полилась по лесу трель.
Инструмент тот очень хрупкий,
Называется …(свирель).
С орок пуговиц на нём
С перламутровым огнём
Весельчак и буян
Голосистый мой …(баян).
К то такая? Отгадай-ка,
Это наша…(балалайка)
Балалайка, балалайка,
Весело играй — ка.
Я стою на трёх ногах,
Ноги в чёрных сапогах.
Зубы белые, педаль,
Как зовут меня? (Рояль)
О н на солнце заблестит,
Нежным звуком загудит
В джазе самый первый он-
Серебристый…(саксофон).
З аиграет, только тронь.
Как зовут её. (гармонь).
Рада вам она играть,
Приглашает поплясать!
5 – конкурс. Расскажи о себе с помощью частушек
Рассказ «Озорных девчат»
М ы в учёбе первые,
Во всем всегда примерные
Педагоги хвалят нас
Весь наш дружный, лучший класс
« О дин — за всех, и все — за одного!»-
Таков девиз наш в классе
Его мы выбрали не зря
на нашем классном часе.
В озникает вдруг проблема –
Не решаем сгоряча.
Все проблемы разбираем
Только вместе сообща.
Н аш учитель — капитан
Ну, а мы — матросы.
С ним решаем сообща
Насущные вопросы.
К ниголюбы, шахматисты,
Футболисты, пианисты.
Они в нашем классе есть,
Они – гордость наша, честь!
В небольших своих припевках
Рассказали, как живём.
Что допеть мы не успели.
В другой раз уж допоём.
М ы частушки пропоём,
В них расскажем обо всём,
Вместе с вами развлечёмся
И немного посмеёмся.
М ы – девчонки ничего.
Очень даже сильные,
Но по части развлечений!
А так мы не спортивные.
В ыпускаем стенгазету
Иль готовимся к концерту,
Везде учитель нас ведёт
Классный наш корабль вперёд.
Мы – девчонки боевые,
За себя уж постоим.
Драчуну или задире
Мы отпор всегда дадим.
В нашем классе есть ребята
Умные, спортивные
Как в учёбе, так и в жизни
Весёлые, активные!
Ц елым классом у Марии
Мы справляли именины.
Съели мы огромный торт,
До сих пор болит живот!
М ы пропели вам частушки
Очень даже ничего.
Можно мы на той неделе
В гости к вам зайдём ещё.
И в заключение по традиции ни один праздник не обходиться без танцев. Сейчас наши команды покажут нам своё мастерство.
Танец «Озорных девчат» и «Веселушек».
Подведение итогов, оглашаются результаты игры. Победители награждаются дипломами.
1 .А у нас сегодня в школе
Интересный случай был.
На контрольном я диктанте
Буквы все перезабыл!
2. По мобильнику сегодня
Говорил я (говорила) три часа.
Вот какие чудеса!
3 .Побывал я в Паутине
И залез я в Интернет.
В голове от Интернета
Просто полный винегрет!
4 .На компьютере недавно
Я в «стрелялки» поиграл.
А потом у папы с мамой
Деньги на обед стрелял!
5 .Целый день с утра до ночи
Я в наушниках хожу.
Вас не вижу, вас не слышу,
Ничего вам не скажу!
6 .Мы частушки вам пропели
Потому что дети мы —
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
В нашем селе на протяжении уже многих лет проводится праздник «Русская зима». это стало хорошей традицией.
ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК-ВСТРЕЧА ПО КРАЕВЕДЕНИЮ И ТЕХНОЛОГИИ (ОСНОВАМ ДОМАШНЕГО РЕМЕСЛА) В 8 КЛАССЕ – 2 часа (тематическое планирование по краеведению в 8 классе; уроки №№17-18 «Культура Тверского края в .
Сценарий детского праздника в народном стиле с песнями,танцами,играми и викториной + презентация.
Конспект урока по музыке для 3 класса по теме «Частушка» разработан с учетом требований ФГОС второго поколения. Основным видом деятельности детей на уроке яв.
Сценарий праздника русского языка «СЛОВО О СЛОВАХ»(сценарий праздника русского языка, проведенного в рамках декады «Филология»)Щербак Е.В., МКОУ СОШ № 42013-2014 уч.год.
Это внеклассное мероприятие проводится в полиэтнической школе, в 5-6 классах, в рамках недели русского языка и литературы. Праздник позволяет активизировать интерес к изучению русского языка, сп.
Презентация содержит интересный теоретический материал (Интернет — источник), имеет музыкальное сопровождение. Для воспроизведения мелодии необходимо скачать архив со звуковым файлом.
Источник статьи: http://nsportal.ru/shkola/stsenarii-prazdnikov/library/2015/10/10/prazdnik-russkoy-chastushki
«Праздник русской частушки»
материал (старшая группа) на тему
Фольклорный праздник в старшей группе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prazdnik_russkoy_chastushki.docx | 134.71 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
центр развития ребёнка — детский сад № 49
Колпинского района Санкт-Петербурга
Фольклорный праздник совместно с родителями для детей 5 — 6 лет
Составила музыкальный руководитель
«Праздник русской частушки»
Сценарий совместного досуга с родителями в старшей группе
Цель: Вызвать у детей интерес к традициям своего народа
Оборудование: прялка, скамейка, ухват, печка, балалайка, гармонь, игрушка – кошечка, бубенцы, ложки, трещотки, кроссворд, маркер, клубочки ниток, 4 красных платочка, бутафорские балалайки,
Зал оформлен в виде русской избы. Возле прялки сидит ведущая, одетая в русский сарафан, на голове кокошник, прихорашивается и выглядывает в окно.
Хозяюшка: Поздний вечер темен, долог, насчитаю сорок елок,
То на лавке посижу, то в окошко погляжу…
Позову – ка я ребят к себе на посиделки!
Будут песни, будут пляски и игра в горелки!
Сейчас избу приберу и гостей позову!
Ходит по избе и прибирается
Воспитатель: Эй, подруженьки – подружки, веселушки – хохотушки,
Эй, ребята – молодцы, озорные удальцы!
Приходите поплясать, поздний вечер скоротать!
Из – за дверей раздается звон бубенцов, смех и пение детей. Ребята стайкой и воспитателем в русском сарафане входят в зал и кланяются.
Воспитатель: Спасибо, что позвала нас к себе в гости!
Хозяюшка: И вам спасибо, гости дорогие, проходите и рассаживайтесь! А у меня работа никак не ладится. Кроссворд мне в руки интересный попал, может быть вы мне его поможете разгадать?
Воспитатель: Да конечно поможем!
Хозяюшка выносит мольберт с кроссвордом
1. Летом спит, зимой горит,
Пасть открывает, что дают – глотает … (Печка)
2. Ой, звенит она, звенит, всех игрою веселит,
А всего – то три струны ей для музыки нужны … (Балалайка)
3. Там сапог не жалеют! (Пляска)
4. Деревянные пластинки стучат, звенят, плясать велят … (Трещотка)
5. Не бык, а бодает, не ест еду, а хватает,
Что схватит – отдает, сам в угол идет …(Ухват)
6. То толстеет, то худеет, на ве6сь дом голосит … (Гармошка)
7. Стоит Алена, платок зеленый,
Тонкий стан, белый сарафан …(Березка)
8. Сама не ест, а людей кормит … (Ложка)
Хозяюшка: И что же у нас получилось по горизонтали?
Хозяюшка: А вы знаете, что такое частушка?
Дети: Это частые, коротенькие песенки.
Хозяюшка: Молодцы, знаете! А зародились они больше ста лет тому назад. И назывались они сначала не частушками, а коротушками, припевками, прибасками, причудками, собирушками. И пели в частушках обо всем, о чем люди думали, чем жили, про то и пели. И предлагаю я устроить сегодня «Праздник русской частушки!
Воспитатель: Вот здорово! Эй, мальчишки и девчушки, запевайте — ка частушки! Запевайте веселей, чтоб порадовать гостей!
«Частушки про ребят и про игрушки»
- Мы споем сейчас куплеты да про садика дела,
Подыграет нам гармошка, подпевайте – ка, друзья!
- В синем небе ходят тучки, будет дождик или град,
Оля просится на ручки по дороге в детский сад!
- Станет Коля одеваться – ждать его терпенья нет,
Мы успеем нагуляться, ну а Коля не одет!
- Катя спутала немножко, стала куклу одевать,
В рукава продела ножки, руки некуда девать!
- Поленился утром Вова причесаться гребешком,
Подошла к нему корова прилезала языком!
- Попросила я мальчишку показать мне грузовик,
А мальчишка как мартышка показал в ответ язык!
- Я под краном руки мыл, а лицо помыть забыл,
Увидал меня Трезор, закричал «Какой позор!»
- Мы пропели вам частушки хорошо ли плохо ли,
А теперь мы вас попросим, чтоб вы нам похлопали!
Девочка: Что с ногами не пойму, вправо – влево носятся,
Не стоят они на месте, так в кадриль и просятся!
«Байновская кадриль» муз. М. Иорданского (бел. фл, 2 дор. № 36)
Воспитатель: А, нам в подарок свои частушки приготовила семья…….
Девочка: Вы послушайте, ребята, нескладуху будем петь.
На дубу свинья пасется, в бане парится медведь!
Бабушка: На заборе чепуха варила варенье.
Увидала паука — потеряла зренье!
Девочка: На столе лежит арбуз, на арбузе — муха!
Муха злится на арбуз, что не лезет в брюхо!
Бабушка: На горе верблюд пасется в белых вышитых штанах.
А за ним блоха несется на высоких каблуках!
Девочка: Мы частушки вам пропели хорошо ли, плохо ли,
А теперь мы вас попросим, чтоб вы нам похлопали.
Хозяюшка: Спасибо, соседушки, за частушки потешные!
Где песня льется — там легче живется!
Но в старину на посиделках не только пели да плясали, но еще и трудились. И в моей горнице работа найдется. Пока мы пели, мой котенька — коток все клубочки с нитками размотал. Нужно клубочки смотать, чтобы можно было вязать. Ну — ка, девицы — рукодельницы, выходите, свое уменье покажите!
Игра «Намотай нитку в клубочек»
Хозяюшка: Хорошо потрудились наши девочки. Спасибо вам!
Воспитатель: Ты только посмотри, Хозяюшка, сколько помощниц здесь сидит (показывает на остальных девочек)
Хозяюшка: А, вы что делать – то умеете, красавицы?
Воспитатель: Да все что девочке положено уметь делать! И ткать, и щи варить! Всему их матушки обучили. Выходите, девицы, покажите всем на что вы годны!
Песня «Ой, вставали мы ранешенько»
Хозяюшка: И вправду все делать умеют. Самые настоящие помощницы! Хорошо поют девчушки свои звонкие частушки. Только хочется узнать, а есть ли среди вас весельчаки, которые много шутливых и смешных небылиц знают?
Воспитатель: Да конечно есть! Ты только посмотри какие небылицы наши мальчишки выучили!
- На березе сидит заяц, книжку вслух читает,
Прилетел к нему медведь – слушает, вздыхает…
- Рано утром, вечерком, поздно, на рассвете,
Баба ехала пешком в ситцевой карете!
- Между небом и землёй поросёнок рылся,
И нечаянно хвостом к небу прицепился.
4. Тили – бом, тили – бом, перезвон со всех сторон,
А у наших у ворот муха песенки поет!
Воспитатель: Хозяюшка, засиделись мы что — то слишком, не сыграть ли нам в игру?
Хозяюшка: Ну что ж? Давайте, ребята, в «Гори, гори ясно» играть,
Веселой игрою гостей развлекать!
Игра «Гори, гори ясно!»
Мальчик: А, я тоже очень люблю частушки. В частушке все можно высказать. Они и улыбаются, и хохочут, и подтрунивают, и высмеивают.
Хозяюшка: Но не только веселыми и задорными могут быть частушки. Иногда в них о грустном поется: о разлуке да расставании, о несбывшихся надеждах. Называются такие частушки – страдания. Такие частушки нам сегодня приготовили ……..
Девочка: Не давайте мне обедать, не давайте чаю пить,
Только дайте дозволенья с дорогим поговорить.
Мальчик: Моя милка похудела – кофточка не сходится,
Раз в неделю ее вижу, больше не приходится.
Девочка: Мимо милого двора не ходят мои ноженьки,
Отнесите этот дом подальше от дороженьки
Мальчик: Серы глазки, где вы были, где вы находилися?
Неужели столько время на меня сердилися?
Девочка: Сегодня ноченька темна, не пойду домой одна,
Дайте провожатого, с гармошкой, неженатого!
Мальчик: Эй, берите, музыканты, инструменты поскорей,
Звуки нашего оркестра разлетятся веселей!
Вед: Ставьте ушки на макушки, вы слушайте внимательно,
Две подружки – говорушки пропоют для вас старательно!
«Разговор двух подружек»
1 подружка: Подружка моя, как тебе не стыдно,
Ты с мальчишками дерешься – думаешь не видно?
2 подружка: Подружка моя, я и не деруся,
Двух таких победила, третьего боюсь я!
1 подружка: Подружка моя, как тебе не стыдно,
На занятьях булку ела – думаешь не видно?
2 подружка: Подружка моя, я ее не ела
Раз пятнадцать откусила – больше не хотела!
1 подружка: Подружка моя, как тебе не стыдно,
Маме дома не поможешь – думаешь не видно?
2 подружка: Подружка моя, я ей помогаю,
Все тарелки перебила, чашки начинаю!
1 подружка: Подружка моя, как тебе не стыдно,
Папе дома не поможешь – думаешь не видно?
2 подружка: Подружка моя, я ведь помогаю,
Шевроле разобрала, Шкоду начинаю!
Хоровод «Как у наших ворот» (красная тетрадь; син. фл. № 90)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Большеберезниковский детский сад « Теремок» Русская частушка. .
Сценарий праздника Троица. «Праздник русской березки». из опыта работы музыкального руководителя МБДОУ ЦРР №5 Ловдиковой О.М.
Сценарий фольклорного праздника«Праздник русской березки — Троица» Автор — составитель: Жидкова Н.Ю.Участники мероприятия: все возрастные группыМесто проведения: летняя площадка Действующие .
«Праздник русской берёзки» приурочен к празднованию дня Святой Троицы. Этот праздник имеет на Руси древние корни, гармонично воссоединяет в себе традиции христианства и язычества. Цель развлечения поз.
Народный календарно — обрядовый праздник проводится на основе фольклорного материала. Петь русские народные песни, водить хороводы, играть в любимые народом игры — эт.
Конспект физкультурного праздника «Праздник русской рукавички» для детей подготовительной группы и их родителей.
Источник статьи: http://nsportal.ru/detskiy-sad/scenarii-prazdnikov/2018/04/06/prazdnik-russkoy-chastushki