- Славянский языческий Новый год
- Славянский языческий Новый год
- Как славянский злобный Корочун превратился в новогоднего добряка: История Деда Мороза
- Славянский Морозко
- Бог Корочун
- Обряды и традиции
- Жертвоприношения славянскому Богу
- Из Бога в фольклорного персонажа
- Советский Дед Мороз
- День Деда Мороза и Снегурочки: когда отмечается, что за праздник, легенды и традиции
- Когда отмечают День Деда Мороза и Снегурочки
- Кем Деду Морозу приходится Снегурочка
- Что случилось со Снегурочкой
- Славянские традиции
Славянский языческий Новый год
Славянский языческий Новый год
Наши предки – славяне жили на обширной территории от Черного моря до таежных лесов. Племен было много, но обряды были схожими. Откуда пришли славяне и принесли свои обычаи пока остается загадкой для историков. Хотя легенды утверждают, что наши предки – выходцы из великой Северной страны, где сейчас нет ничего кроме снега и льда, но в далеком прошлом там жили мудрые люди, умевшие летать, и их страна называлась греками Гипербореей.
Волхвы – хранители обычаев славян, унесли в небытие многие тайны. До нас дошли лишь некоторые обрывки славянских традиций. Как искры во тьме, они приоткрывают для нас частицы истории.
В жизни славян можно выделить два события, напоминающих встречу Нового года. Оба они зависели от астрономического положения солнца:
- Коляда – Солнце-младенец, только что родившееся в день Зимнего солнцестояния (21 декабря);
- Ярило – Солнце-юноша, набирающее силу в день Весеннего равноденствия (21 марта).
Весенний Новый год (Комоедица) славяне-солнцепоклонники праздновали в марте, когда Земля начинала пробуждаться и Солнце-Ярило набирало силы. В это время соблюдались такие традиции, как:
Поминание предков, проводившееся за 2-3 недели до славянского весеннего Нового года.
Масленичные обряды, дошедшие до нас, некогда назывались Комоедица. В утро «поворотного дня» славяне выходили поприветствовать Солнце-Ярило. Пекли блины, тонкие круглые лепешки, которые своей формой напоминали Солнце. Пели, плясали под звуки рожков, трещоток, бубнов.
Почитание Медведя. Славяне верили, что бог Велес, считавшийся не только покровителем скота, но и мудрецом, часто принимает облик Медведя и в таком виде показывается людям. Медведю приносили дары – первые выпеченные блины, которые относились в лес. Отсюда и древняя пословица: «Первый блин комом», т.е. первый блин, отданный Комоедице. Также было принято рядиться Медведем, надевая вывернутую шубу.
Украшение дерева, часто вишневого, вокруг которого водились хороводы, круги которых символизировали Солнце.
Ритуальное восхваление богов: Велеса, Мокошь, Сварога.
Разжигание костров и сжигание чучела Марены, олицетворявшее Зиму.
Зимний Новый год (Коляда) праздновался славянами в декабре, когда после самой долгой ночи года, рождался новый день. Славяне считали, что в это магическое время старик-солнце Световит умирало, чтобы родиться солнцем-младенцем Колядой. В это время исполнялись языческие обряды:
Велесовы дни (конец декабря). Славяне считали, что мудрый Велес подарил им «Календарь» («Кола дар»), т.е. Коляда – это праздник астрологического календаря славян. В это время поклонялись Велесу, принося ему дары.
Встреча Коляды (конец декабря – начало января) сопровождалась разжиганием костров, пляской и песнями ряженых – колядками. Возжиганием Живого Огня, для чего в лесу выбиралось стройное дерево (Колесо Сварога), которое ритуально зажигалось и носилось на длинном шесте по всему селению. От него в каждой избе зажигался Новый Живой Огонь. В это время было принято гадать о будущем, призывать духов предков.
День Деда Мороза (Корочун) — самый короткий день. У славян Дед Мороз был суровым и страшным, называли его и Трескун, и Студенец. Чтобы умилостивить грозного духа, ему на окно ставили кутью, блины, кисель.
Магическое число 12. Коляду праздновали 12 дней. Это сакральное число использовалось во многих новогодних обрядах: ритуал встречи Коляды проводили 12 волхвов, о будущем урожае гадали по 12-ти снопам. 12 дней должен был гореть священный Живой Огонь Коляды, вода для гаданий бралась из 12 источников.
Украшение жилищ еловыми ветвями. Ель считалась Древом Мироздания. Заостренная макушка – первичная точка Мира, от которой кругами расходятся ветви. Неширокие вверху символизировали духовное начало, а большие разлапистые нижние ветви – материальный мир.
Многие славянские традиции ушли безвозвратно, но часть из них, видоизменившись со временем, продолжает соблюдаться и по сей день.
Источник статьи: http://vizov-ded-moroza.ru/publikacii/slavyanskiy-yazycheskiy-novyy-god.html
Как славянский злобный Корочун превратился в новогоднего добряка: История Деда Мороза
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Славянский Морозко
Наши предки поклонялись богам, которые, как верили древние, помогали людям в земледелии, охоте, рыбалке. Многим прекрасно известно о древнегреческих, индийских, дальневосточных Богах. А какие же Боги были у славян? Как раз одним из них был наш любимый Дедушка Мороз.
Еще в древних славянских сказках встречается этот персонаж. Там его описывают, как Бога Зимы и Мороза. В произведениях ему в основном давали имя Морозко — дух-повелитель зимних холодов. Его представляли низкорослым седым стариком с бородой. Считалось, что он бегает по лесам, полям, селам и стучит. А от стука его наступают трескучие морозы, реки сковывает лед, на окнах появляются узоры. Считалось, будто с ноября по март он такой силы набирается, что в гневе может устроить лютую стужу, от которой даже ломалось железо. Однако, несмотря на суровый характер, наказывал он только провинившихся.
У восточных славян Бог Зимы и Мороза представлен, как богатырь, сковывающий воду «железными» морозами. В народе их называли калинниками от слова «калить». Все это пошло от обычаев, связанных с кузнецами.
Бог Корочун
В древней Руси Деда Мороза называли Корочун (в некоторых вариантах Карачун). Были и другие имена: Дед Трескун, Зимник, Студенец. Описывали Корочуна, как могучего сурового старика с седыми волосами и длинной бородой. Он ходил с посохом, в красивой теплой шубе. Стоит заметить, что цвет шубы был непременно белого или синего цвета, но никак не красного. Седовласого старика представляли босиком и без головного убора. В сопровождении его были волки и медведи. Бог Корочун иногда упоминался, как отдельное божество, повелевающее морозами. Однако считалось, что и Корочун, и Морозко зимой хозяйничают вдвоем — покрывают озера коркой льда, управляют вьюгой, наметают снежные сугробы. И хоть они не были добрыми дедушками, все же злыми их не считали, как и всех Богов в язычестве.
Благодаря тому, что Русь всегда располагалась в полосе, где полгода длились холода, Боги Зимы были очень важны для людей. Славяне верили, что Бог Корочун помогает им выстоять в битвах, с помощью холодов и мороза. А ведь и правда, смогли бы мы пройти достойно Великую отечественную войну, Ледовое побоище, войну с Наполеоном, не будь у нас таких суровых зим?
Обряды и традиции
На Руси существовал обряд кормления Бога Мороза. Суть его заключалась в следующем — накануне Рождества старший сын должен был выйти на крыльцо или выглянуть в окно и предложить отведать ложку киселя или кутьи. При этом нужно приговаривать: «Мороз, Мороз, приходи кисель есть! Мороз, Мороз, не бей наш овес!». Затем перечисляли весь урожай, который Мороз не должен бить. Также задабривали его дарами и угощениями, которые выставляли на порог своего дома.
По славянским языческим традициям новый год наступал не в январе, как мы привыкли, а в марте. Связано это было с тем, что люди жили в единении с природой и начинали отсчет нового года весной, когда земля просыпалась от зимней спячки, начинались новые сельскохозяйственные работы. Однако, с принятием христианства на Руси новый год начали отмечать осенью, так как, согласно Библии Бог создал наш мир в сентябре.
Жертвоприношения славянскому Богу
Во времена противостояния христианства и язычества славянских Богов очернили. Эта участь ждала и Бога Мороза. Все положительные рассказы о нем сменили на негативные, стали считать демоном, который ненавидит людей и хочет заморозить их до смерти, в общем требует жертв. Намек на это виден в горячо любимой советской сказке «Морозко». Помните, как чуть не заморозил он бедную Настеньку? Сколько раз он стучал своим посохом, чтоб мороз становился все крепче? Еще и спрашивая: «Тепло ли тебе, девица? Тепло ли тебе, красная?». Конечно там все закончилось хорошо, как и должно быть в сказках. А вот молодым девственницам не так везло. Их стали отправлять каждую зиму в лес, как жертвоприношение Богу зимы, где они действительно замерзали насмерть. Однако, эта смерть в язычестве считалась во благо, ведь если Мороз принял эту жертву, то в этот год он будет благосклонным и добрым. Христиане также уверяли, что Морозко ворует детей и кладет их в мешок. В некоторых источниках рассказывается, что отсюда и появился мешок у современного Дедушки Мороза, но, к счастью, уже с подарками.
Из Бога в фольклорного персонажа
В ХIХ веке Дед Мороз был больше фольклорным персонажем. Детям родители говорили, что подарки им приносит Иисус или же признавались, что подарки от них. Церковь не одобряла языческого Морозко, а дети после жутких историй боялись этого старика. После революции в 1917 году большевики решили убрать народные зимние гуляния. В 1929 году Рождество стало обычным рабочим днем.
Советский Дед Мороз
В 1935 году приняли решение устроить для детей праздничные новогодние елки, заменив всю религиозную атрибутику на советскую. Звезду Вифлеема заменили на красную советскую, традиционные ряженья — на карнавал, а Рождество стало тихим семейным праздником. Единственной проблемой была боязнь детей Деда Мороза. Для смягчения образа, ему придумали внучку Снегурочку. Чтобы усилить эффект их часто сопровождали лесные зверюшки. А, чтобы совсем реабилитировать Деда Мороза, придумали его противостояние со злыми персонажами, такими, как Кощей, Леший, Баба-Яга и другие. Со временем Дед Мороз стал положительным персонажем, как Санта-Клаус на западе. Единственное, что было неизменным, так это цвет шубы нашего Советского Дедушки Мороза. Она все так же была под цвет снега в сумерках — белая и синяя. Однако сейчас и тут произошли изменения, все чаще Дед Мороз является в красном наряде.
В итоге все, что осталось неизменным в нашей культуре и традициях, это новогодние елки — символ бессмертия (вечнозеленое дерево), вождение хороводов (обрядовый танец, символизирующий солнце) и, конечно, разыгрывание борьбы между добром и злом (как наши предки боролись с холодом за право пережить еще одну зиму).
Все-таки хорошо, что сейчас у нас есть такие сказочные, веселые, семейные праздники, как Новый год и Рождество Христово. И здорово, что у детей есть такой положительный герой, которого они все ждут с нетерпением. Ведь в любом возрасте нужно верить в чудеса и они обязательно сбудутся. Во многих семьях уже готовятся наряжать ёлку и разбирают новогодние игрушки. Тем, у кого новогодние украшения сохранились со старых времён, не стоит толропиться отправлять их на свалку. Сначала лучше узнать, почему советские ёлочные игрушки стоят сотни тысяч, и Как распознать сокровище в старом хламе .
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
Источник статьи: http://kulturologia.ru/blogs/081220/48311/
День Деда Мороза и Снегурочки: когда отмечается, что за праздник, легенды и традиции
Казалось бы, все российские новогодние праздники позади, но это не так — череду встреч Нового года продолжает древний славянский языческий День Деда Мороза и Снегурочки. Праздник пришел к нам из глубины веков, это красивая легенда о «хозяине» зимы по имени Мороз (отнюдь не такой дедушка-добряк, как мы привыкли думать) и о его внучке Снегурочке, которая пожертвовала собой ради любви.
Когда отмечают День Деда Мороза и Снегурочки
Этот праздник на Руси отмечался 30 января, почему именно в этот день — точно сказать трудно. Возможно, по поговорке: солнце на лето — зима на мороз. День после солнцеворота прибывает, но морозы усиливаются: запасы у людей кончаются, и до весны, возможно, доживут не все. А все потому, что Мороз в это время начинает лютовать: солнцестояние — знак, что весна все-таки наступит, и его любимая внучка Снегурочка в очередной раз растает под лучами солнца.
В то же время День Деда Мороза и Снегурки считался веселым праздником, знаменующим постепенное отступление зимы, поскольку следующим большим славянским праздником была Масленица, символизирующая весну.
Кем Деду Морозу приходится Снегурочка
Есть легенда, что языческий Дед Мороз — это зимняя ипостась славянского божества Велеса, покровителя скотины, а также сказителей и поэтов. Славяне почитали Велеса как второго по значимости бога после верховного божества Перуна. При этом, согласно славянским представлениям, эти божества жестоко соперничали, и Перун всячески старался помешать Велесу. Поэтому Морозу-Велесу всегда приходится держать ухо востро.
Согласно наиболее древним славянским легендам, Снегурочка не внучка, а дочь Мороза, который был женат на Снежной Царице, дочери Кощея Бессмертного. У Мороза и Снежной Царицы родилась красавица-дочь — Снегурочка. Но коварный Перун лишил Мороза жены, и тот озлобился. А поскольку в славянских легендах Мороз предстает в виде сурового деда, а Снегурочка — нежная юная девушка, постепенно закрепилось представление, что она не дочь, а внучка Деда Мороза.
Что случилось со Снегурочкой
Славянские легенды гласят, что холодную и неприступную Снегурочку решил расколдовать звуками своей волшебной дудочки языческий бог любви Лель (которого, возможно, подослал сам Перун, чтобы досадить Велесу). Снегурочка немного оттаяла и влюбилась в простого сельского парня. Когда настала весна, Снегурочка решила не улетать, как ей было положено, на север, где ее ждал Дед Мороз, а осталась с любимым.
Но, увы, законы природы не в состоянии изменить даже сказочные персонажи — как ни пряталась Снегурочка от горячих лучей весеннего солнца, это ее не спасло: она растаяла и превратилась в облако. Вода из этого облака пролилась слезами дождя, так Снегурочка оплакивала свою напрасную жертву и потерянную любовь. Опечаленный вестью о гибели Снегурочки, Дед Мороз пообещал в январе быть особенно суровым и свою угрозу выполнил.
Славянские традиции
Наши славянские предки старались задобрить сурового Мороза, они оставляли ему на опушке леса угощение, а 30 января даже близко не совались в лес, чтобы не нарушить его покой. Под запретом была не только охота, но даже заготовка дров. Нарушивших запрет, по легенде, дед мог заморозить насмерть. В то же время в этот день люди старались устроить себе праздник и, если припасов было достаточно, чтобы дожить до весны, весело пировали.
Варианты славянской легенды о Снегурочке собрал в своей пьесе великий русский драматург Александр Островский. По сказке Островского композитор Николай Римский-Корсаков создал волшебную оперу «Снегурочка».
Источник статьи: http://riafan.ru/1374028-den-deda-moroza-i-snegurochki-kogda-otmechaetsya-chto-za-prazdnik-legendy-i-tradicii