КЁНИГСБЕРГ И НОВЫЙ ГОД.
В древнем городе он совпадал с праздником Длинной колбасы
Эта «прогулка» – зимняя, по Кёнигсбергу новогоднему. Как известно, именно под Новый год город и был основан.
14 декабря 1254 года богемский король Оттокар II вышел из Праги и направился в сторону Польши. Рождество – 25 декабря – он встретил в Бреслау (ныне польский город Вроцлав). К концу декабря 1254-го – началу января 1255 года уже достиг Эльбинга (Эльблонга), дошёл до Бальги, по льду залива перебрался на Фришскую косу (ныне Балтийская). завоевал Самбийский полуостров, покорил пруссов и основал Кёнигсберг, а 18 января 1255 года был уже снова в Эльбинге.
«Бесовские игрища»
. Надо сказать, что в Кёнигсберге вплоть до самого роспуска (в 1525 году) правил Тевтонский орден, который подчинялся Папе Римскому. Католическая церковь не приветствовала новогодних праздников. В средние века за «бесовские игрища» вполне можно было и на костёр инквизиции угодить. За компанию с рыжеволосой женщиной и чёрной кошкой, которых церковники сжигали десятками.
Так что первые новогодние увеселения начались в Кёнигсберге с приходом к власти Альбрехта Бранденбургского, последнего магистра Тевтонского ордена. А самым ярким и любимым был праздник Длинной колбасы.
Первый раз он был устроен в день Нового 1520 года, когда процессия кёнигсбергских мясников важно прошествовала по всему городу, неся колбасу длиной в 41 локоть. В новом 1525 году колбаса имела длину уже в 100 локтей, в 1535-м – 203 локтя, в 1540-м – 302, в 1558-м – 403… В 1574-м – 500. В 1583 году длина колбасы составила 596 локтей при весе в 434 фунта (178,04 кг). Для её переноски потребовался 91 (!) подмастерье.
Наибольших размеров в 1005 локтей колбаса достигла в 1601 году. Три мастера и 87 подмастерьев потратили на её изготовление 81 свиной окорок и 18 фунтов (7,3 кг) перца.
103 подмастерья в праздничной одежде тащили гигантскую колбасу (весом в 363 килограмма!). Со знамёнами и музыкой шествие двигалось от постоялого двора мясников к замку, где часть колбасы (длиной в 130 локтей) была передана герцогу и его советникам в качестве новогоднего подношения.
Далее колонна прошла по трём городам, где маленькие кусочки получили три бургомистра, три пивных мастера и три городских священника. Закончилось шествие около постоялого двора пекарей в Лёбенихте. Здесь мясники, пекари и прочие горожане вместе съели остаток колбасы, запивая её очень большим количеством знаменитого лёбенихтского пива.
…Пекари взяли реванш на Крещение – 6 января 1601 года. К постоялому двору мясников они торжественно принесли восемь большущих (в 5 локтей длиной) батонов с изюмом, которые были выпечены из 12 четвериков пшеничной муки и двух фунтов аниса и украшены коронами, звёздами и гербами из пряничного теста.
С тех пор слава о Длинной колбасе и больших батонах с изюмом разнеслась далеко за пределы Восточной Пруссии.
«С высоты небес»
Ещё одна новогодняя кёнигсбергская традиция связана с музыкой.
…Городские музыканты впервые упоминаются в исторических документах, датированных 1390 годом. А в 1413 году был образован Цех играющих людей.
Около 1650 года бывшие замковые музыканты стали городскими. Они жили в городских воротах, играли на частных и массовых торжествах, а на Рождество ходили по городу и трубили на улицах хоралы. В Сочельник – при любой погоде – трубачами и тромбонистами исполнялся хорал «С высоты небес».
Зрелище было впечатляющим: десять человек в чёрных шляпах с начищенными до блеска медными музыкальными инструментами двигались от дома к дому. Они трубили под окнами до тех пор, пока в квартирах не зажигались свечи на ёлках – и лишь тогда отправлялись дальше, сопровождаемые визжащей от восторга ребятнёй…
Вообще же с 1796 года с Замковой башни музыканты на тромбонах исполняли три хорала ежедневно.
«Сливовый мелок»
Под Новый год немцы любили не только поесть колбасы и послушать хоралы, но и просто – плотно и вкусно покушать. Фирменными кёнигсбергскими блюдами были Kreide – Мелок (сладость, состоящая из фиников, гвоздики и измельчённого имбиря, приправленных пряностями). При герцоге Альбрехте вошло в моду преподносить «Мелок» на свадьбы. А в начале XX века в Кёнигсберге был популярен так называемый «сливовый мелок». Его подавали к супам (немецкие супы по своей консистенции больше напоминают пюре).
Любили жители города и Schwadengruetze – вилок разваренной крупы с приправами и сахаром (условно говоря, комок, слепленный из очень густой каши).
Кроме того, всеобщей любовью в народе пользовались Flibb (или Flipp) – яичный коктейль, с середины XIX столетия – тёплое пиво с сахаром, пряностями, мукой, для крепости и аромата щедро сдобренное ромом (к примеру, лёбенихтское коричневое пиво с «искрой»).
Общеупотребительны были Grene Ersen mit Speck (серый горох с салом), Kаrtoffelbrei mit SpirKeln (картофельное пюре со шпиркельном – от этой еды заметно округлялся живот), Belten-Bartseh (столовая свекла, отваренная, очищенная от кожуры, разрезанная на кусочки – подавалась с подливкой из масла или маргарина, пшеничной муки, бульона, соли и лимонного сока; в бульоне могли плавать маленькие фрикадельки – дёшево и сердито, и повышала гемоглобин в крови).
«Творожный упрямец»
Кёнигсбергские сластёны обожали Schmand und Glumse – это блюдо ещё называлось «творожный упрямец» (сливки и творог).
Впрочем, горьким жители города интересовались не меньше, чем сладким. Фирменные кёнигсбергские шнапсы носили названия, от которых за версту тянуло настоящим немецким юмором. Например, “Pregelgestank” («Прегольская вонь»). Напиток был особенно популярен среди гребцов. Этот шнапс на редкость хорошего качества производился в Гросс Хольштайне, а название его «навеяно» специфической прегольской вонью, которой сопровождаются западные шторма и нагонные ветры.
А ещё “Blutgeschwuer” («Кровавая язва») – излюбленный шнапс кёнигсбергских грузчиков. Он смешивался из яичного коньяка и вишнёвого ликёра. В дальнейшем «Кровавую язву» переименовали в “Speicherratte” («Складскую крысу»).
А вот шнапс “Elefantendubs” («Подозрительный слон») подавался в заведении Винклера с яичницей-глазуньей.
Марципаны, флек и клопсы
Покупая гамбургер, мы вряд ли задумываемся над тем, что способ приготовления этой «типа, американской» булочки с мясом и зеленью происходил из Гамбурга. Нашему городу посчастливилось иметь целых три блюда, в название коих входит его прежнее имя.
Это кёнигсбергские марципаны, флек и клопсы.
…Первоначально марципан был восточным кондитерским изделием. Ещё в средние века он пришёл в Венецию с Кипра и из Греции, а из Венеции его занесло в Любек – и в Кёнигсберг.
Первые появившиеся здесь марципаны были подарены 1 июня 1526 года к свадьбе герцога Альбрехта и датской принцессы Доротеи. Были эти экзотические лакомства круглой формы, с сахарной массой внутри и засахаренными фруктами снаружи. Позже марципаны, обладающие целебными свойствами, стали продаваться в аптеках.
Кёнигсбергскому марципану обычно придавали форму сердечка. Процесс его приготовления достаточно долгий и кропотливый, но… результат того стоит.
Для изощрённых гурманов, а также хозяек, которые мечтают найти путь к сердцу мужчины через его желудок, приводим рецепт.
Нужно взять полкило сладкого миндаля, 8-10 горьких миндалин, 375 г. сахарной пудры и розовую воду. Миндаль обдаётся кипятком, затем кладётся в холодную воду и тщательно промывается. После этого кладётся на белую ткань для просушки. Затем перемешивается с сахарной пудрой и разламывается. Из этой массы на розовой воде замешивается густое, но не влажное, тесто (масло миндаля при этом выступает и «связывает» массу). Затем тесто кладётся в фарфоровую чашку и ставится на одни сутки в прохладное место. Вечером следующего дня тесто раскатывают в «сердечные» формы. После чего запекают в духовом шкафу.
До полного изумления
Теоретически, можно попытаться приготовить и кёнигсбергский флек (он приобрёл всеобщую известность ещё в XVI веке). Торговки предлагали его на городских рынках, а в районе складов на Шанценгассе – ныне начало ул. Портовой – был популярный в массах ларёк по продаже флека.
В XIX веке флековый ресторан Хильдебранда находился на Унтеролберге (ныне район городской библиотека им. Чехова на Московском проспекте).
…Разрезанный говяжий кишечник вываривают четыре-пять часов и (ещё горячим) заправляют солью, перцем, майораном, уксусом и плодовым соком. Ешь – и чувствуешь себя жителем Кёнигсберга.
А можно расстараться и по части кёнигсбергских клопсов. Мясо говядины и свинины (фифти-фифти), старый хлеб, яйца, лук, перец, соль пропускаются через мясорубку, из фарша лепятся фрикадельки и варятся.
В качестве подливки с мукой смешивают лимонный сок, яичный желток, лавровый лист, каперсы, пряности…
Так что у особо «продвинутых» хозяев есть шанс устроить оригинальную вечеринку в восточно-прусском духе: скатерть в крупную красную клетку на столе, свечи, рождественский веночек на окне или в дверном проёме (на ниточке)… ну, и водка (шнапс), клопсы, флек, барч (та самая свеколка).
А привычный тазик с салатом «оливье» можно выставить позже – когда гости по-русски нарежутся «шнапса» до полного изумления… так, что «шпрехать» начнут исключительно по-немецки. Чтоб было, во что падать личиком. А то, как же без этого? Праздник!
«За тех, кого с нами нет»
Кстати, в послевоенное время в Германии фирма «Швеллер» выпускает кёнигсбергские марципаны. Венгры производят консервы с «кёнигсбергскими клопсами», у поляков можно отведать флека (они называют его «фляк»). И только город, где родились рецепты этих блюд, их и не нюхивал.
Впрочем, не всё потеряно! С праздником вас, дамы и господа! И когда за столом вы поднимете бокалы «за тех, кого с нами нет», помяните и Кёнигсберг.
Дата публикации: 30.11.2009
Если вам понравилась эта публикация, пожалуйста, помогите редакции выжить.
Номер карты «Сбербанка»: 4817 7603 4127 4714.
Привязана к номеру: +7-900-567-5-888.
Источник статьи: http://www.rudnikov.com/koenigsberg/kjonigsberg-i-novyj-god-v-drevnem-gorod/
Праздник длинной колбасы кенигсберг
Праздник колбасы: от языческого жертвоприношения к корпоративному торжеству.
В старом Кёнигсберге, в эпоху правления Альбрехта Бранденбургского, освободившего землю пруссов от власти Тевтонского Ордена на протяжении всего XVI века происходили многие перемены. Возрождались цеховые организации, активно укреплялись внешние торговые и культурные связи, укреплялось коммунальное хозяйство: горожане стали вывозить бытовой мусор на специально отведённые на окраинах полигона (!). Стала более открытой общественная жизнь прусской столицы. Её, освободившуюся от зловещих оков суровых католических норм поведения, буквально захлестнул вал праздников и разнообразных торжеств. Среди них видное место занимает всем известный Праздник колбасы.
Вот как это радостное событие в городской жизни описывает известнейший историк Кёнигсберга Фритц Гаузе: «Праздник длинной колбасы» проводился восемь раз, наиболее весёлым он был на Новый 1601 год. Если в 1520 г. колбаса имела длину лишь в 41 локоть (примерно 20 м – К.В.), то в 1601 г. она достигла невероятных размеров – 1005 локтей. Три мастера и 87 подмастерьев потратили на её изготовление 81 свиной окорок и 18 фунтов перца. 103 подмастерья в праздничной одежде несли на плечах колбасу весом в 885 фунтов. Со знамёнами и музыкой шествие двигалось от постоялого двора мясников к замку, где часть колбасы, длиной в 130 локтей, передали в качестве новогоднего подношения земельному правителю (то есть – герцогу или его представителю – К.В.). Далее колонна направилась к бургомистрам трёх городов. Закончилось шествие около постоялого двора пекарей в Лёбенихте, где мясники и пекари вместе съели значительный остаток колбасы и много другой еды» (Гаузе Фр., 1994, с. 87).
Это празднество, судя по его описанию, на первый взгляд выглядит как прямая реклама продукции кёнигсбергского цеха мясников. Колбасное шествие начиналось на острове Кнайпхоф (ныне по недоразумению именуемого «островом Канта»), где располагались роскошные дома цехового руководства. Прошествовав по главной улице островного города (до 1724 г. Кёнигсберг составляли три торгово-ремесленных города), именовавшейся Кнайпхофше Ланг-Гассе (нем. «Кнайпхоповская Длинная Улица»). Выйдя из пределов Кнайпхофа через знаменитые Зелёные ворота (там ныне располагается ступенчатый подъём на эстакадный мост), мастера и подмастерья направлялись в Замок Кёнигсберг, где и слагали плод своего труда – длиннейшую колбасу – к ногам повелителя Прусского государства или же его местоблюстителю. Далее следовала дегустация, которую в замковом дворе осуществляли представители кёнигсбергской дворянской и торговой знати. Наконец, праздник завершался в Лёбенихте, самом «народном» городе старого Кёнигсберга, доеданием колбасы и широким гулянием самих «виновников» праздника – мясников и колбасников. Подобная схема праздника на самом деле является не столько (точнее – не сколько) рекламой кёнигсбергских колбасных изделий (хотя не без того!), а отголоском тех жертвоприношений, которые проводились различными древнегерманскими племенами в начале I тысячелетия н.э.
Прежде всего, на культовые истоки «Праздника длинной колбасы» указывает продукт, лежавший в основе этого торжества – свинина. Мясо свиньи являлось для кельтов и германцев священным. По-видимому, это стало следствием первичной доместикации именно свиньи, осуществлённой индоевропейцами ещё в эпоху неолита. «Салическая Правда», ставшая подлинным сводом законов (обычное право — jus vulgaris) для франков Меровингского времени, предполагала наказание за кражу предназначенных к жертвоприношению кабанов и свиней. Традиционным для многих германцев временем этого жертвоприношения был февраль, именовавшийся sporkelmonat (нижнегерманское диалектное «поросячий месяц»). Англы и саксы, в свою очередь, жертвовали богам скот в ноябре (Дряхлов В.Н., 1999, с. 67, 68). Можно полагать, что основное жертвенное животное – кабан и связанные с ним продукты (мясо и жертвенная кровь, помещённые в кишки и превращённые в колбасу как продукт долгого хранения) приносились в жертву главам германского пантеона – Водану и Донару (позднее – Одину и Тору). Показательно, что в холодную пору года, время, самой природой предназначенное для потребления продуктов долгого хранения, приходится кёнигсбергский «Праздника длинной колбасы». Правда, точное время его проведения позднее было приурочено к христианскому Празднику Рождества, что нередко постигало в Западной и Восточной Европе праздники, возникшие в рамках отеческих культов в непроглядной древности.
В эпоху Возрождения параллельно с возродившимся интересом властей и самых разных слоёв европейского общества к дохристианскому прошлому своих народов во многих городах различных германских государств появляется традиция проведения колбасного праздника. Опираясь на глубинные культовые традиции, внешне эти торжества выглядели как триумфы чревоугодия, помогавшие выбрать горожанину наиболее достойного поставщика среди многочисленных мясных лавок. В Берлине такой праздник существует в наши дни в качестве своеобразной выставки достижений немецких специалистов мясного производства. До наших дней колбасный праздник, имеющий вид фестиваля и практически слившийся с торжеством ежегодного урожая (Oktoberfest), проводится в курортном городе на юго-западе Германии – в Бад Дюркхайме. В специально построенных красочно украшенных павильонах гостям этого подлинно мясного фестиваля предлагаются на пробу образцы колбас из всех уголков Германии. Обязательной чертой колбасного праздника в Бад Дюркхайме является употребление сортов молодого вина – непременная черта Октябрьского праздника для рейнских земель.
Традиция колбасного праздника в 1961 г. перешагнула через Атлантический океан. Он укоренился в городке Нью-Браунфельсе (штат Техас), в XIX в. основанном выходцами из Германии. Просторные пастбища в прерии позволяют местным фермерам заготавливать качественные сорта мяса. Соревнование сделанных из них колбас составляет основу колбасного праздника, которого из-за его длительности последние годы именуют «Колбасной неделей» или «Колбасным праздником» (нем. Wurstfest). На самом деле праздник длится 10 дней. Для проведения торжества на окраине города вырастает настоящий палаточный городок. Центральные торжества проводятся в гигантской «Большой палатке Колбасного праздника». Традиционно торжество проводится в пятницу перед первым понедельником ноября. Этот срок торжества соответствует англо-саксонской версии осенних жертвоприношений (см. выше). Идея проведения колбасного праздника на просторах Техаса принадлежит мясному инспектору Эдуарду Гристу. Праздник, обращённый к корням народной культуры, вскоре обрёл невероятную популярность. Если в 1961 г. в его проведении участвовало всего лишь 2000 человек, то через 10 лет количество участников Колбасного праздника выросло в 75 раз! Организаторы праздника умело сочетают прямую коммерческую выгоду (входной билет на праздник стоит 8 долларов), рекламу колбас от местных производителей и пропаганду их прогрессивных технологий с бережным сохранением немецких народных традиций. Они живы в Нью-Браунсфельсе несмотря на то, что существуют за много тысяч километров от своей исторической родины – Германии.
Однако колбасные фестивали празднуют не только в Германии и не только немцы. Например, в Сербии существует праздник колбас, именуемый «Кобасичада» (т.е. – Колбасиада»). Он с 1984 г. приходится в окрестностях г. Белграда на раннюю весну и традиционно вызывает нарекания у местных священников ввиду несоблюдения поста любителями колбасы. В 2004 г. сербы достигли своеобразного рекорда, соорудив на праздник «Кобасичада» колбасу длиной 2021 метра. Эту гигантскую колбасу изготавливали три дня, для чего потребовалось более 2000 кг. говядины.
Колбасный праздник празднуют и славящиеся своим острым салями венгры. Он проходит в г. Чаба и отличается участием в соревнованиях по длине и качеству колбас многих команд из разных стран, даже – из Японии.
Колбасные праздники подстегнули соревновательные амбиции у мясников различных стран. Самая длинная свиная колбаса была изготовлена в Бельгии в г. Льеж. Длина колбасы достигла более 600 метров, для неё переработали 800 килограмм свиного мяса.
Традиция колбасного фестиваля в годы «перестройки» проникла и в Восточную Европу. Так, например, в г. Томск в октябре 2005 г. прошёл праздник под названием «Самая длинная немецкая колбаса в Сибири объединяет университеты». 200-метровая колбаса, которую несли томские студенты в рамках этой акции, входившего в число праздников под эгидой «дней Германии в Томске», была произведена на местном заводе «Свинокомплекс Томский» на немецком оборудовании. Учитывая это, этот праздник следует считать прежде всего рекламной акцией и свидетельством позитивных результатов добрых отношений между Россией и Германией.
Не отстает от Сибири и Крым. В 2006 г. начало октября (традиционный праздник урожая в Германии!) в г. Евпатории состоялась торжественная акция «День гурмана», которая организована Управлением содействия развитию предпринимательства и Управлением культуры местного Горсовета. Одна из граней праздника – соревнование на количество съеденной колбасы. Для призов были приготовлены также колбасы.
Таким образом, праздник ароматного мяса, родившийся в начале I тысячелетия н.э. в тиши древнегерманских святилищ, гордо шагает по нашей планете, превратившись во всенародное торжество и славя лучших товаропроизводителей. Думается, не каждый современный праздник может гордиться столь древней историей и быть приятным и глазу, и желудку!
Источник статьи: http://www.simvolika.org/article_006.htm