Праздник фонариков вальдорфская школа когда

Праздник фонариков с детьми: наш опыт

Рубрики

Свежие записи

Последние комментарии

  • Вера к записи Сказки по-новому: фантазируем, думаем, играем
  • Оля Брусянина к записи О больших и маленьких открытиях: заметки ТРИЗ-мамы
  • Владимир Богат к записи О больших и маленьких открытиях: заметки ТРИЗ-мамы
  • Оля Брусянина к записи Как научить ребенка счету. Клинопись и другие «цифры» прошлого
  • Наталья Петровна к записи Как научить ребенка счету. Клинопись и другие «цифры» прошлого

Праздник фонариков с детьми: наш опыт

Поздней осенью, в самое темное время года, когда солнца становится очень мало в наши дома, в наши сны приходят гномы. Эти сказочные существа — иногда веселые и добрые, а иногда и вредные, рассказывают нам свои истории, делятся секретами жизни под землей, куда не проникает солнечный свет. И один из этих секретов — маленькие фонарики, которые освещают путь гномов и дарят тепло.
Праздник фонариков — европейская традиция, принесенная в Россию через вальдорфскую педагогику, которая стала мне близка после зимовки в ГОА с ребенком . И когда в этом году одна из педагогов Живой школы, в которой я веду группу пятилеток, предложила провести этот праздник, я с радостью подхватила эту идею.

Так, холодным ноябрьским днем в нашу группу пришел гном.

Был он очень старый, с длинной седой бородой, но не смотря на это знал множество игр и песен, которыми стал делиться с нами. Следом за ним стали появляться и другие гномы, мы с ребятами сделали для них пещеру и в скором времени там появились драгоценности. Но главный секрет — где хранятся несметные сокровища — гномы нам не раскрывали.Было еще слишком рано…

Читайте также:  С праздником соленого огурчика

Мы уже знали, что нужно сделать фонарики, которые не только помогут найти нам сокровища, но и зажгут огонек в нашем сердце, чтобы согреть в самые лютые морозы предстоящей зимы.

Фонарики из баночек и цветной кальки

Цветную кальку можно купить или сделать самостоятельно. В нашем городе ее не продают, к тому же ее цена достаточно высока, поэтому мы приняли решение самим изготовить этот красивый материал. О том, как это сделать — читайте здесь.

Для изготовления фонариков нам также понадобились небольшие стеклянные баночки.

Можно использовать и более крупные банки, например, из-под кофе — они подойдут для украшения помещения или взрослому человеку. Ребенку будет тяжело нести такой фонарик.

Кусочки цветной кальки можно приклеивать к баночкам клеем-карандашом или ПВА.

Для ручек подошла обычная бельевая веревка, которую мы обмотали вокруг горлышка банки и закрепили узлами.

Вальдорфские фонарики из промасленной бумаги.

Эти фонарики потребовали чуть больше трудозатрат.

Сначала мы покрасили листы акварельной бумаги в технике «мокрым по мокрому».

В вальдорфских группах для этого используют жидкую акварель, мы взяли гуашь и тоже получилось, хотя цвета были не такими ровными, чуть с крупинками.

После просушивания, я промаслила листы и прогладила их утюгом через несколько слоев бумаги, чтобы снять излишки масла.

Затем нужно было сложить заготовки по простой схеме и склеить их.

В интернете я прочитала, что для этого годится только суперклей, но часть фонариков удалось склеить клеем-карандашом, хотя для этого понадобились значительные физические усилия.

Мы провели мастерские по витражам из цветной кальки , и на окнах школы появилась разноцветная сказка, на которую обращают внимания прохожие с улицы:)

Сам праздник начался 27 ноября в 17:00.

Сначала мы с детьми и родителями поиграли в игры, которые дети уже хорошо знали, а родителям предстояло научиться. Это были тихие пальчиковые и жестовые игры про гномов.

Спели несколько песенок, немного потанцевали. Зажглись первые фонарики…

Школьники показали нам мини-спектакль про то, как животные готовятся к зиме, вся природа засыпает, но только малышка-гном не уснет, а сбережет тепло огня на всю долгую зиму.

А потом мы обнаружили, что гномы, которые 3 недели жили в пещере — пропали. Кажется, на улице что-то мелькнуло, это чей-то фонарик…

Мы оделись, вышли на улицу, зажгли фонарики и увидели, как вдалеке на дереве горит и зовет нас огонек. С красивой песней мы отправились на поиски гномов. От одного фонарика к другому — некоторые из них держали родители… Погода была чудесной — весь день шел снег, а к вечеру закончился и город был чистым, белым, пушистым. Мы светились вместе с фонариками, и вот, наконец, увидели что-то похожее на пещеру… Там нас ждали гномы и мешочки с сокровищами. Несколько кристалликов, шоколадная монетка, чуть сладостей, завернутых в фольгу — и безграничный восторг у детей, даже у школьников!

Мы вернулись в школу, попили чай вместе с гномами. А потом детей ждал теневой спектакль «Девочка и фонарик».

После праздника многие родители говорили: «Какой тихий праздник». И это было лучшим комплиментом. Мне кажется, что современные детские праздники с громкой музыкой и аниматорами — мультгероями вытесняют из праздника всю его суть. Дети лишаются глубокого переживания события, которое может быть только тогда, когда нет суеты, когда сам ребенок создает праздник, когда рядом с каждым ребенком — важный ему взрослый.

Источник статьи: http://vytvoryandia.ru/prazdnik-fonarikov-s-detmi-nash-opyt/

Праздник Фонариков в школе

17.11.2017, 16:15 — 20:00

Самое темное время в году — перед приходом зимы, перед тем, как выпадет первый снег, и от него станет светлее. Ноябрь. Дни короткие, ночи — долгие и темные, на улице сыро, холодно, солнце редко проглядывает сквозь тучи. Природа и мы вместе с ней ожидаем зиму. Скрасить ожидание и пережить темное и холодное время помогает Праздник фонариков и чествование Мартина — простого римского солдата, причисленного к лику святых. Маленькие бумажные фонарики с горящей внутри свечкой — символ добра и света, напоминание о том, что зима не длится вечно, что наступит время, когда снова придут свет и тепло.

11 ноября — католики, а 25 октября — православные празднуют день Святого Мартина, которого называют Милостивым. Мартин вел очень скромный образ жизни, помогая при этом бедным и обездоленным людям. Знаменитый случай из его жизни стал основой многочисленных произведений искусства — скульптур и картин. Эта история разыгрывается в спектакле на Празднике фонариков.

Однажды зимой Мартин, будучи солдатом римской армии, увидел замерзающего нищего, просящего подаяния. Все проходили мимо, не обращая на нищего внимания и, исполнившись сочувствия к несчастному, Мартин разрубил надвое свой плащ и половину отдал ему. Ночью Мартину было видение, в котором Христос, одетый в эту часть плаща, сказал ему: «Согрев нищего, ты согрел меня».

Мартин прожил длинную жизнь и стал одним из самых почитаемых святых, его имя носит множество храмов. После смерти святого Мартина люди часто устраивали на его могиле процессии с зажженными огнями, и это — одна из версий возникновения традиции уличного шествия с фонариками.

Переживание Праздника фонариков — это возможность среди темноты и холода обрести и сохранить внутри себя частицу света и тепла, которая помогает согревать других, быть добрым, внимательным и чутким. Все это и помогает пережить холодное время.

В конце праздника дети, родители, учителя выходят на улицу c зажженными фонариками в руках и поют праздничную песню:

Часто по дороге фонарики дарят прохожим — детям или взрослым — делясь с ними своим собственным теплом и светом.

Еще о Празднике Фонариков смотрите на странице «Основные праздники года».

В этом году Праздник Фонариков в школе намечен на 17 ноября в 16:15, в детском садике — на 24 ноября.

Источник статьи: http://www.putzerna.ru/event/17112017-prazdnik-fonarikov/

«Праздник фонариков»

Один из самых сказочных вальдорфских праздников: ФОТО + История появления праздника + Инструкция, как сделать фонарик самим.

И начинаем мы с того — как празднуется ПРАЗДНИК ФОНАРИКОВ в школе «РАДУГА».

История праздника

Начать нужно с того, что в середине ноября (а точнее, одиннадцатого числа) католики празднуют день святого Мартина. Святителя Мартина почитает и католическая церковь, и православная. Он родился в 307 г н.э. в семье римского легионера, на территории, которая сейчас называется Венгрия. Еще в детстве он узнал про христианство и хотел стать отшельником, но по воле отца поступил на военную службу. При первой же возможности Мартин оставил армию, крестился и стал монахом. В 371 г. его сделали епископом города Тура (в нынешней Франции), где он затем основал монастырь. Он прожил длинную жизнь и умер в 397 г. и в скором времени стал одним из самых почитаемых святых, а для средневековой Франции – святым национальным (его плащ – «каппа» был государственной святыней франкских королей, а слова «капелла, капеллан капельмейстер» ведут свою историю именно от него). Тысячи храмов и поселений носят сейчас его имя. Святителя Мартина называют мостом, связующим Европу (родом из Венгрии, он жил во Франции и распространял на Западе традиции восточного, египетского монашества).

Митрополит Дмитрий Ростовский, известный русский церковный автор XVII века, включил житие святого Мартина в свой популярнейший сборник «Четьи Минеи». А в начале 20 века фигурой этого святого интересовался знаменитый русский философ и историк Георгий Федотов. По словам последнего, «ни один святой не пользовался такой посмертной славой на христианском Западе, как Мартин Турский».

Святого Мартина прозвали Милостивым. Он помогал нищим и обездоленным и вместе с тем сам вел крайне аскетичный и суровый образ жизни. Самый знаменитый эпизод из его жизни лег в основу многочисленных картин, скульптур, барельефов: суровой зимой юный Мартин, солдат римской армии, въезжал в город Амьен и увидел замерзшего нищего, который просил милостыню. Мартин, недолго думая, разрубил пополам свой красный солдатский плащ и отдал половину нищему (весь плащ он отдать не мог, это была необходимая часть его военной формы). Ночью, во время сна, Мартину явился Христос, одетый в эту часть плаща, и сказал: «Согрев нищего, ты согрел и меня».

Одиннадцатое ноября оказалось удачным числом для масштабного праздника. С одной стороны, к этому моменту наконец заканчивался сбор урожая, созревало молодое вино, забивали перед зимой скот. День святого Мартина стал важной для крестьян датой: начинался новый финансовый год, заключались сделки и договоры, выплачивались долги и проценты, работники получали жалованье и могли поменять хозяев. Получался праздник, похожий по сути на День благодарения в Америке. Его широко отмечали по всей Европе, и в каждой стране возникли свои обычаи.

Например, в Португалии жарят на улице каштаны, в Австрии подают на стол гуся и пекут печенье, в Польше пекут рогалики, а на Мальте детям дарят мешочки со сладостями и сухофруктами.

С другой стороны, этот день знаменовал начало сорокадневного поста перед Рождеством (который со временем стал короче), и традиции праздника стали напоминать весенние карнавалы задолго до Пасхи. В городах устраивали театрализованные шествия и разыгрывали сцену с Мартином, его красным плащом и нищим.

Лютер, Штайнер и фонарики

Постепенно в осенних шествиях появились фонарики. Впервые дети с фонариками вышли на улицы в Эрфурте, и зажжены были эти фонарики в память о Мартине Лютере, причем не 11 ноября, а 10-го, в день рождения реформатора. Дело в том, что в протестантских общинах Тюрингии праздник святого Мартина – Martinstag (Мартинстаг) — приобрел новое содержание как день памяти Лютера. Вскоре красивый обычай зажигать фонарики распространился не только на протестантские, но и на католические области Германии.

С третьей стороны, эта ноябрьская символика света уходит куда-то в глубину веков. Именно в это время кельты отмечали Самайн – праздник окончания одного сельскохозяйственного года и начало следующего; он связан с древнейшими обычаями возжигания нового огня. В это время жгли костры, проводили очищение огнем. У кельтов этот обычай связан с тем, что на ноябрь приходится новый отсчет времени. Во время солнцестояния (скандинавский Йул, славянские святки) обычай возжигания связан с призыванием «нового» солнца из самой долгой ночи. В кельтских странах до XX века сохранялся обычай, когда все очаги в селении гасились, все жители выходили за околицу и самый старший зажигал огонь, лучинки и угольки от которого каждый нес в свой дом. Вероятно, это тоже выглядело как шествие.

А в 20 веке праздник святого Мартина пришелся по душе основателю антропософии Рудольфу Штайнеру.

Жизнь святого Мартина идеально укладывалась в его видение развития истории (путь от света сквозь тьму к свету), а время праздника идеально ложилось на годовой круг. 11 ноября — это ровно середина между праздником Архангела Михаила (29 сентября по католическому календарю) и Рождеством (25 декабря). В вальдорфской трактовке, в первом празднике пробуждается индивидуальная воля человека (архангел Михаил укрепляет нашу волю в борьбе со злом), затем человек побуждается вести деятельную жизнь (подобно тому как св. Мартин помогал бедным), согревает душу моральным импульсом и наконец человек готов к тому, чтобы принять в себя свет Рождества.

Штайнер и его последователи заостряют свое внимание на том, что имя святого происходит от имени римского бога войны, «Мартин» переводится как «посвященный Марсу». Римская цивилизация знаменовала поворот в человеческом сознании к индивидуализму, который становится агрессивным и эгоцентричным (что как раз является характеристикой Марса). А жизнь святого Мартина, которая прошла в поворотный момент смены римской эпохи, предлагает тому яркое противопоставление и учит состраданию и самодисциплине. В «марсианское» начало св. Мартина, знаменующее готовность к деятельности, проникает любовь, начало христианское, и Мартин посвящает себя людям.

Рудольфу Штайнеру важен тот факт, что ритмы жизни людей вплетены в ритмы природного цикла. По словам Штайнера, «Душа с Землею вместе дышит». Летом растения растут навстречу солнцу вместе с животным миром, который размножается на свету и в тепле. Зимой жизнь природы подчиняется силам земли, умирает в холоде и темноте и сосредотачивает все силы на семенах в земных глубинах. Так же и у людей. Летом людям кажется, что они свободны от силы земного притяжения, от нужды и необходимости, и они парят в своих иллюзиях. Силы зимы, напротив, заставляют душу твердеть, люди становятся черствыми и эгоистичными, начинают искать силу, власть, материальное богатство. Осень – это переходное время, когда человек подвержен опасности впасть в обе эти крайности. Люди с ностальгией вспоминают про наслаждение летним теплом, а наступающая зима заставляет сосредоточиться на материальной безопасности, на жизни только для себя.

И вот тут-то три праздника, завершающих календарный год, помогают человеку не поддаться этим соблазнам.

  • Фонарики в праздник святого Мартина призваны помочь людям пережить холод и темноту наступающей зимы. В то время как природа засыпает и мир становится все темнее, приходит время людям нести свет миру и осветить мир самим. Нужно заглянуть внутрь себя, посмотреть на людей вокруг и найти свет в человеческой теплоте и доброте, в поступках «по правде». Так же, как и святой Мартин в легенде, мы можем быть радушными и дружелюбными по отношению друг к другу, и это помогает пережить холодное время.

Штайнер большое значение придавал педагогике и основал в ней свое собственное направление. В вальдорфских садах и школах обязательно отмечают праздник фонариков, обыкновенно приуроченный ко дню св. Мартина, и именно через сады и школы этот праздник появился в России.

Обретение внутреннего света во время испытания темнотой – главный мотив праздника фонариков «по-вальдорфски». «Человек должен пройти сквозь тьму, он должен выучиться лицезрению всех вещей и своими внешними чувствами познать вещи Земли; и в это время он развивает себя для того, чтобы внутри него – вновь пылая и сияя – пробудился высший, солнечный человек». Дети и родители зажигают фонарики и устраивают шествие под незамысловатую песенку:

Гори, сияй мой фонарик,
С тобой я вместе иду.
На небе звезды сияют,
А мы сияем внизу.
Фонарик мой, фонарик мой,
Мы светим вместе с тобой.
Фонарик мой, фонарик мой,
Мы светим вместе с тобой.

Не страшен вечер нам поздний,
Не страшен сумрак ночной.
Горят у ангелов звезды,
Горит фонарик мой.
Фонарик мой, фонарик мой,
Мы светим вместе с тобой.
Фонарик мой, фонарик мой,
Мы светим вместе с тобой.

А после фонарик можно отнести домой и подарить кому-нибудь из близких, кто нуждается в помощи и поддержке, а можно отдать любому прохожему на улице, чтобы поделиться теплом и светом.

Практика: как устроить праздник фонариков

Свет и свечи – общечеловеческий символ всего хорошего. А для детей фонарики со свечками представляются чем-то волшебным даже без дополнительных легенд и развлечений.

Организовать домашний праздник фонариков совсем не сложно. Главное – сделать вместе с детьми сами фонарики. При желании можно самим изготовить и свечки (вылепить из готовых наборов цветного воска или скрутить из вощины, которая обычно продается в магазинах меда). А дальше все зависит от желаний и возможностей. Вечером можно выйти на улицу с зажженным фонариком и найти маленький клад с сокровищами гномов. Можно просто пройтись по знакомому маршруту и смотреть, как он преображается, когда в руке – фонарик. Но даже если вы останетесь дома, выключите свет, зажжете на окошке фонарик и вместе на него полюбуетесь – это уже может стать настоящим Событием.

И несколько простых решений, как сделать фонарик.

Фонарики бумажные:

Вариант (1) Можно раскрашивать бумагу акварелью, скручивать в фонарь, а потом промасливать. А можно сложить хитрым способом, получается необычная граненая форма из множества вогнутых ромбов. Инструкция по этой ссылке.

Вариант (2) В картонной основе (коробке) можно делать прорези и вклеивать в эти прорези полупрозрачную бумагу, типа кальки или шелковой бумаги. Можно делать домики или замки со светящимися окнами. Можно приклеивать темные силуэты, осенние листья.

Можно картинки-силуэты прятать внутри фонаря, тогда они будут проявляться только тогда, когда внутри горит свечка.

С маленькими детьми удобно делать так: дети разрезают полоски цветной папиросной бумаги на небольшие квадратики. Затем намазывают листок из кальки клеем и посыпают сверху нарезанными кусочками, а потом стряхивают лишнее. Такой красивый витраж можно вставить в картонную рамку или свернуть трубкой и приклеить снизу донышко.


Вариант (3) Вместо картонной коробки можно взять пакет из крафт-бумаги. Вместо кальки из магазина можно воспользоваться тонкой бумагой из коробок с обувью, надписи и рисуночки на такой бумаге дают дополнительную фактуру фонарику. А в толстой картонной коробочке можно наделать дырки перфоратором – это будут звездочки или падающий снег — и дополнить картинку вырезанным силуэтом луны или елок и домиков.

Фонарики стеклянные

Фонарики просто делать, используя в качестве основы стеклянные банки. Чтобы такой фонарик удобно было держать, вокруг горлышка надо обмотать в несколько слоев толстую проволоку и приделать к ней ручку. А саму банку можно декорировать чем только душа пожелает.

— обклеить цветной калькой, или гофрированной бумагой, или тонким цветным скотчем, кусочки могут быть приклеены хаотично, а можно выложить простой узор;

— обклеить салфеткой светлого цвета с узором, или даже кружевом;

— покрасить специальными витражными красками или гуашью, смешанной с ПВА;

— нарисовать узоры с помощью блестящего цветного клея и клеевого пистолета;

— приклеить к банке цветные стекляшки, а пространство между ними залепить пластилином, глиной или гипсом.

Металлические фонарики:

— Самые обыкновенные консервные банки превращаются в волшебные фонари, если просверлить в них дырочки и внутрь вставить свечку. Дырки могут быть расположены хаотично, а можно складываться в рисунок, например, в силуэт кленового листика или сердечка.

— Можно делать фонарики из толстой металлической фольги. Лист такой фольги надо положить лист гофрокартона и шилом или толстой иглой сделать на нем дырочки; это довольно просто, а потому легко выбить сложный и интересный рисунок. Его можно дополнить выпуклыми элементами узора: их нужно нарисовать-выдавить с изнанки тупым карандашом. Лист потом сворачивается, скрепляется и получается фонарик.


Фонарик а ля папье-маше

Это, пожалуй, самый трудоемкий вариант, зато он позволяет получить потрясающие фигуры. Надо надуть воздушный шарик и обклеить его полупрозрачной бумагой (можно сразу цветной). Когда все высохнет, шарик надо лопнуть, а полученную полупрозрачную сферическую форму можно раскрасить, украсить дополнительными элементами и часть вырезать так, чтобы получилась задуманная фигура. Так здорово делать разных животных, например, слона с бумажными ушами и хоботом, или фантастическую рыбу, да все, что позволит придумать ваша фантазия.

И последнее. Самый удобный способ нести фонарик нарисован как раз на картинках Ротраут Сузанны Бернер. В руках ребенок держит палочку, к одному концу которой привязывается фонарик:

Источник статьи: http://drugayashkola.ru/2013/prazdnik-fonarikov-2/

Оцените статью