Праздник ивана купала чучела

Жизнь веселая настала — К нам пришел Иван Купала

Сегодня особенный день в календаре праздников. С 6 на 7 июля отмечается праздник Ивана Купала, овеянный множеством историй, легенд, мифов и даже страшилок.

Для тех, кто интересуется, Ивана Купала, что это за праздник, отвечаем: Купальская ночь или Иванов день — один из самых загадочных и непредсказуемых летних праздников. 7 июля православные христиане отмечают Рождество Иоанна Крестителя, который окрестил Иисуса Христа. Но так как древние языческие, славянские и христианские традиции тесно переплетены в народной культуре, есть важные предписания о том, что можно делать на Ивана Купала. Чего уж точно делать нельзя, так это не знать свою историю и культуру.

История праздника Иван Купала

Празднику Ивана Купала уже более двух тысяч лет. Традиционно праздник отмечают в ночь с 6 на 7 июля. Это, пожалуй, единственный языческий сохранившийся до сих пор праздник, на который почти не повлияло христианство. Ночь на Ивана Купала считается магической. Только в купальскую ночь молодежи позволялось шалить, заигрывать друг с другом, целоваться, обниматься (вступать в интимные отношения), после Ивана Купала парень должен был жениться на девушке, с которой он заигрывал.

Согласно легенде в эту ночь играли свадьбу Купала и Марены — это символизировало союз мужского и женского начал, двух стихий (Купало — воплощение огня, Марена — воды).

Традиции и обряды 7 июля

Ивана Купала желательно праздновать возле реки — текучей воды. Подготовка к празднику начиналась еще на рассвете.

Парни скашивали траву на поляне, на которой предполагались все действа, готовили дрова для огромного ночного костра, приносили солому, которую нужно было обязательно украсть (из нее делали чучело Купала).

Девушки плели венки из цветущих целебных трав — в том числе и из полыни, которая, по поверьям, отгоняет нечисть. Несколько венков они плели для себя, причем один был особенным, магическим: создавая его, девушка мечтала о парне, который ей нравится, и загадывала желание выйти за него замуж.

В течение праздника она стремилась надеть его на избранника, а вечером спускала на воду.

Большая часть действ проходит в тёмное время суток. До захода солнца необходимо зайти в водоём.

Во время догорания дров девушки опускают венки на поверхность водоёма. Парни стремятся выловить плывущее изделие из трав и цветов, сплетённое так, чтобы можно было распознать его создателя. Успех в этом деле — хорошая примета для совместной жизни. С ним ассоциируется дальнейшая судьба в браке.

Готовится чучело из соломы, вербы или веток деревьев. Конструкция украшается лентами и одеждой. Устраиваются хороводы и поются песни на темы любви. На берегах или возвышениях разжигаются большие костры. Над огнём совершаются прыжки в парах или по одному. Считается, что огонь обладает сверхъестественной, очищающей силой.

После наступления рассвета принято ходить босиком, окроплять тело утренней росой.

Традиция обязывает некоторых людей проводить поминальные мероприятия. Они сопровождаются ритуалами с ягодами, зёрнами, кашами.

Готовится специальная еда. В её число входят сырники, молочные продукты, изделия из теста, употребляются алкогольные напитки.

Собираются травы, используемые в народной медицине.

Считается, что они обладают особыми целебными свойствами. Неотъемлемым атрибутом действа стало купальское деревце. Оно украшается и становится объектом, вокруг которого проходят хороводы и другие обряды. Его сжигают на костре или топят.

Ивана Купала: что нельзя делать

На Ивана Купала, согласно верованиям наших предков, просыпается лесная нечисть — ведьмы, змеи, водяные, русалки, оборотни, — поэтому в эту ночь нельзя спать. Нельзя и купаться, ведь водяной может затянуть в воду.

Если женщина отметила Ивана Купала и не побывала у вечернего костра, ее считали ведьмой.

Кроме того, в ночь с 6 на 7 июля стоит держаться подальше от воды беременным, детям и старикам. Водяная нечисть может навредить слабым организмам этих людей.

Считалось, что у ведьм хранится вода, что кипела с пеплом купальского огня. Сбрызнув ее на себя на Ивана Купала, ведьма могла спокойно лететь, куда ей вздумается.

На Ивана Купала лучше ничего не отдавать, не продавать и не занимать. В противном случае семья может обеднеть. Если найдете на дороге деньги — даже большую сумму — ее ни в коем случае нельзя брать.

Гадания в ночь накануне Ивана Купалы

В ночь накануне Ивана Купалы девушки гадали на суженого, в основном при помощи венков. Девушки заранее плели венки из цветов и полевых трав, а ночью опускали их в воду, загадав желание. В основном гадали на скорое замужество и на суженого.

Если венок уплыл далеко — жди сватов; если венок вернулся обратно или расплелся в воде — еще год сидеть в девках; если венок пристал к противоположному берегу — значит, суженый придет издалека; если венок сразу утонул — свадьба расстроится, а жених бросит или изменит.

Гадание по кругам на воде

Девушки бросали в воду камушек и считали расходящиеся круги — если число четное — желание сбудется, если нечетное — значит, сватов в этом году не жди.

Гадание на папоротнике

Существует множество легенд, связанных с праздником.

Согласно одной из них, в ночь на Ивана Купала появляется цветок папоротника. Нашедшему в купальскую ночь цветок папоротника обещалось обретение счастья, богатства и любви, зато увидеть змею в этот день — к хлопотам.

Считается, что в ночь на Ивана Купалу папоротник приобретает волшебную силу и может предсказывать судьбу.

В полночь девушки шли в лес, где каждая срывала несколько стеблей папоротника.

Каждой ветке давалось имя потенциального жениха, затем девушка топила стебли в воде. Который стебель всплыл первым — тот и суженый.

Также в ночь на Ивана Купалу в ходу были другие гадания, аналогичные гаданиям в ночь перед Рождеством, Крещением и Троицей.

Главный символ купальской ночи — огромные костры, хворост для которых укладывали в виде высокой пирамиды, а в центре ставили шест с насаженным на него просмоленным колесом.

К костру должны были подойти все женщины села, уклонившихся считали ведьмами. Также все девушки должны были прыгнуть через костер, удачный прыжок считался хорошей приметой и знаком очищения. Уклонившихся считали «нечистыми» и в наказание обливали водой и секли крапивой.

Парни и девушки, которые симпатизировали друг другу, прыгали через костер, взявшись за руки: считалось, если руки в прыжке не расцепились, паре суждено быть вместе, и что их брак будет крепким и счастливым.

Приметы на 7 июля

  • Если девушка сегодня умоется на рассвете росой, то, считалось, что она надолго останется красивой и молодой.
  • Если вечером накануне дня Ивана Купалы идет дождь, то лето будет сырым, а год — голодным.
  • Если ночью небо звездное, а поутру обильная роса — будет хороший урожай огурцов и грибов.
  • Если в Иванов день будет гроза, орехов уродится мало, и они будут пустые.
  • Плохим знаком считать увидеть змею — к потере близкого человека.
  • Если в доме на Ивана Купалу паука — скоро состоится большое радостное событие в семье — свадьба, рождение ребенка, приезд желанного гостя.
  • Если собрать 12 видов растений, то в семье обязательно скоро будет свадьба.
  • Если не запереть лошадей, то их может забрать нечистая сила.
  • Желания сбудутся, если накануне купальской ночи сорвать веточку папоротника и на нее повязать несколько коротких красных нитей, загадывая на каждую желание, а потом пустить по речке.
  • Если гости придут — к счастливым вестям.
  • Утром после праздника услышать крик петуха — к скорому выздоровлению

Пословицы на Ивана Купалу

  • На Иванов день солнце на восходе играет.
  • Ивановские дожди лучше золотой горы.
  • До Ивана просите, детки, дождя у бога, а после Ивана я и сам упрошу (т. е. начнутся частые дожди).
  • Коли до Ивана просо в ложку, то будет и в ложке.

Не забудьте, а вдруг?

В ночь с 6 на 7 июля выйдите к водоему, прошепчите возле воды свое заветное желание. Затем киньте в воду небольшой камушек. Четное количество образовавшихся кругов будет свидетельствовать о том, что желание исполнится, а нечетное говорит о том, что сбыться ему не суждено. Если водоема рядом нет, то найдите белый одуванчик. Осторожно нашепчите ему о своей мечте. Потом — дуньте на крону. Удалось сдуть всю шапочку — мечта, несомненно, осуществится, улетела; только половина — сбудется загаданное нескоро. А в случае если большая часть парашютиков осталась на месте — задумайтесь, не разумнее ли мечтать о чем-то более реалистичном?

Источник статьи: http://xn--d1allfhj.xn--p1ai/zhizn-veselaya-nastala-k-nam-prishel-ivan-kupala

Ночь на Ивана Купалу

Иванов день, ночь на Ивана Купалу — как только не называют этот праздник. Что же это за праздник, который дошел до наших дней и с которым связано множество преданий и сказок, страшных и смешных одновременно?

Купала, или купало, — празд­ник летнего солнцестояния в вос­точнославянской мифологии. Празднуется в ночь с 23 на 24 июня по старому стилю или с 6 на 7 июля по современному кален­дарю.

А все же Купала — это кто: жен­щина, мужчина или вообще нечто среднего рода? Вот что пишет известный про­фессор, замечательный для сво­его времени филолог-славист, писатель раннепушкинской эпохи А.С. Кайсаров: “Также русское божество, коего истукан стоял в Киеве. Купало был бог плодов, и его причисляли к знатнейшим бо­гам. В начале жатвы, то есть 24 июня, приносили ему жертвы. Тогда на полях сожигали большие костры; а юноши и девицы, цве­тами увенчанные и перепоясан­ные, плясали около огня при ра­достном пении; наконец, скакали они и гнали свое стадо через огонь; эти добрые люди думали через то обезопасить свое стадо от леших, или лесных духов. До­селе еще та святая, коей празд­нество торжествуется в сей день российскою церковью, сохранила от идола Купалы прозвание свое — Купальница. Агрипина или Аграфена-купальница. В иных селах можно и поныне еще в этот день найти некоторое сходство с праз­днествами древних”.

Купалой также называли соло­менную куклу или чучело. Купалу изгоняют с шутками, притворным плачем, непристойными песня­ми, сжигают или топят в воде.

Вот как об этом говорит дру­гой филолог-славист Григорий Глинка: “Купало — веселый и прекрасный бог, одетый в легкую одежду и дер­жащий в руках цветы и плоды; на голове имеющий венок из цветов купальниц, бог лета, полевых пло­дов и летних цветов. Он почитается третьим после Перуна и вторым по Велесе; ибо по скотоводстве зем­ные плоды всего более служат к содержанию и продовольствию че­ловеческой жизни, и составляют его обилие и богатство. Праздно­вание ему установлено было меся­ца червеца (июнь месяц, называе­мый так от размножающихся тогда червей или молодых насекомых) 23 и 24 дня. Тогда молодые люди обоих полов в венках и опоясаниях (гирляндах) из купальниц или дру­гих цветов вокруг расположенного огня при пении песен плясали, почасту через оный перескакивая. Песни же сии были или в честь Купале, или в оных припевалось толь­ко его имя. Таковые песни еще и по сие время по некоторым селам и деревням продолжаются. По вос­приятии Россиею христианской веры прошло более 800 лет, и со­всем тем следы древнего язычества все еще не могут изгладиться: столько человеку любезны боги, образованные им по своему подо­бию, страстям и нравам!”

А вот как известнейший исто­рик академик Борис Александро­вич Рыбаков в своей книге “Рождение богов и богинь” рассказывает о празднике Ивана Купалы: “Имена таких “сомнительных божеств”, как Морена, Купала, не могут обогатить славянский пантеон, но вводят нас в интереснейший раздел языческих представлений очень глубокой индоевропейской древности — представлении об умирающем и воскресающем божестве растительности. Дело в том, что морены и купалы — это соломенные чучела, куклы, уничтожаемые во время обряда; их растерзывают на части, топят, сжигают, совершая обряд погребения и ритуального оплакивания.

Календарно обряд уничтожения кукол падает на два периода: во-первых, на раннюю весну (сожжение Масленицы), а во-вторых, на разгар лета, завершаясь троицыным днем, днем Ивана Купалы (24 июня). Первая, ранневесенняя, группа обрядов ясна по своему смыслу: веселое сожжение Масленицы и катание горящих колес с горы в реку как символическое сожжение зимы, как встреча весны в день весеннего рав-ноденствия, когда день начинает побеждать ночь, тепло побеждает холод. Чучело зимы, сжигаемое на Мас­леницу, носило название этого праздника, а сам праздник полу­чил свое название от того, что в неделю накануне Великого поста церковь разрешила есть молочную пищу, в том числе масло.

Второй календарный срок ритуального уничтожения или похорон кукол- чучел, названный народом “зеле­ными святками”, заполнен обряда­ми совершенно другого значения. Они проводились в то время, ког­да хлебные злаки уже созревали, когда первичное зерно, посеян­ное в землю, уже отдало всю свою силу новым росткам, начинавшим колоситься. Это моление о том, чтобы старая вегетативная сила ве­сеннего ярового посева перешла в новые, созревающие, но еще не созревшие растения, передала бы им свою ярь (мощь).

Поэтому во время зеленых святок наряду с женскими персонажами выступает Ярило. На зеленые святки и в ку­пальские дни видны и прославле­ния зелени (троицкая березка), и обязательные моления воде. Не забыта и летняя кульминация солн­ца, отмеченная обязательными купальскими огнями в ночь под 24 июня. С аграрным комплексом сли­вался воедино и комплекс эротически-брачный. Если зимние ново­годние святки являлись заклинани­ем будущего, то зеленые святки были циклом обрядов, направлен­ных на немедленное осуществле­ние желаний и просьб, обращен­ных к силам природы”.

Но вернемся к самому празд­нику. Как же он проходил, с чего начинался? В ночь с 23 на 24 июня был обычай не спать: караулить встре­чу месяца с солнцем, чтобы ви­деть как “солнце грае”. Славяне уходили на ритуальные холмы,называвшиеся по-разному (Ярилина плешь — возле Переславля-Залесского, Лысая гора — в Сарато­ве и в других областях, были Во­робьевы, Девичьи горы), или на поляну у реки. Что же потом де­лали молодые люди обоих полов? А дальше начиналось самое весе­лое в этой вакхической ночи. Раз­жигались громадные костры, че­рез которые прыгали участники обряда. Ритуал был призван обес­печить плодородие (от высоты прыжка или от высоты пламени костра зависит плодородие (высо­та) хлебов). Прыжки через костры были не только испытанием лов­кости, но и испытанием судьбы, своего рода гаданием: высокий прыжок символизировал удачу в замыслах. Прыгали все наравне, девушки старались не отстать от парней. Парень скорее выберет в жены здоровую, сильную девуш­ку, способную не только его лю­бить, рожать детей и воспитывать их воинами, но и работать в поте лица в семье мужа. К реке вниз с горы скатывали колесо — символи­ческий знак солнца, выражая та­ким образом поворот солнца-вниз (на зиму). Юноши, девушки лю­быми способами старались в эту ночь задобрить Купало. Выразить ему свое уважение и поклонение. Бог любви и жизненной силы, он требовал, чтобы и люди прибли­жались к нему через любовь.

Церковь устраивала гонения на последователей этого языческого обряда. Люди, не приобретшие в душе нового бога, до конца так в него и не поверившие, не хоте­ли да и не могли менять обычаи своих предков. Позднее церковь, стремясь, видимо, все же прийти к компромиссному реше­нию, нашла выход. Этот день совпадал с церковным праздником Рождества Иоанна Крестителя (24 июня, или 7 июля). Этот день так и назывался — Иванов день. Через какое-то время праздник Купалы стал именоваться “день Ивана (Иоанна) Купалы”. Все ула­дилось к общему и взаимному со­гласию.

На рассвете все участвовавшие в празднике купались, чтобы снять с себя злые немощи и болезни. После дневного отдыха все участ­ники действа дружно принимались за покос.

Сами обряды и название Купа­ла (от глагола купать, кипеть) ука­зывают на соотнесение купальских ритуалов с огнем (земным и не­бесным солнцем, в купальских обрядах представленным колесом) и водой, которые выступают в ку­пальских мифах как брат и сест­ра, как огонь и вода, как мужс­кое и женское начала.

В основе мифа, реконструи­руемого по многочисленным ку­пальским песням, лежит мотив кровосмесительного брака брата с сестрой, воплощаемый цвет­ком Иван-да-Марья — важнейшим символом купальских обрядов. Желтый цвет воплощает одного из них, скорее всего, девушку, синий — другого, соответствен­но мужчину. В одном из вариан­тов мифа брат собирается убить сестру-соблазнительницу, а она просит посадить цветы на ее мо­гиле. Через некоторое время вы­растают не виданные никем двух­цветные цветы.

Если вас спросят, с чем у вас ассоциируются слова “ночь на Ивана Купалу”, вы наверняка вспомните рассказ Гоголя “Ве­чер накануне Ивана Купалы”. В купальскую ночь, по предани­ям, происходят всякие чудеса: цветут редкие загадочные травы: разрыв-трава, папоротник и дру­гие.Кстати, интересно то, что, по поверьям, наибольшая сила трав была в ночь на Купалу, со­временные знахари и знахарки могут подтвердить это. Отсюда еще одно название этого дня — “Иван-травник”.

Народный календарь так отра­жает эти дни:

6 июля — Аграфена-купальница. Знающие люди приурочива­ли к этому дню сборы кореньев и лихого зелья не зря: травы вы­росли и набрались живительной силы.
7 июля — на Купалу открывали большой покос.

Очень хорошо поведала исто­рию Аграфены-купальницы мос­ковская писательница Наталья Листикова. Я позволю себе проци­тировать некоторые выдержки из легенд-сказок, рассказанных ею. “Недаром Аграфену Купальни­цей звали, все болести она во­дой смывала. Никто, как Аграфе­на, не знал, где какая трава рас­тет, где какой цветочек растет. В ночь на Ивана Купалу тащилась старица в заветные ухороны це­лебную травку рвать, корешки копать. Одолень-траву брала, что кувшинкой белой по заросшим заводям плавает. Большую силу Одолень-трава имеет, надежа она от всех напастей. Веками матери кладут в ладанку корешок, обе­речь милого дитятку. Знала она, где колдовские травы искать, и разрыв-траву, и траву плакун, но не брала тех трав, а места пота­енные пуще глаз своих берегла. За смирение, за дела добрые даровал Господь Аграфене жизнь долгую и легкую смерть. Даровал и память народную. В Святцах осо­бый день у нее, что на шестое июля приходится, в самый канун Ивана Купалы. Держится на Руси обычай на Аграфену росой умываться, да в роках купанья начи­нать. Но допрвжде шли в баню париться, с иониками да трава­ми, чтоб здоровье; прибавилось. Знахари-шептуны особо Аграфе­ну чтят. В ночь с Аграфены на Ивана Купалу рвут они по тайным местам целебные травы. Собран­ные в ту ночь, они имеют особую силу. И еще один обычай долго на Святой Руси жил. Варили на Аграфену в складчину обетную кашу и выставляли ее для всей нищей братии. Большой грех был в тот день голодного не накор­мить. Бедному грош не подать.Хороший обычай был, жаль, что забылся”.

Ну вот мы и добрались до са­мого конца. Надеюсь, что чита­телям понравилось. Надеюсь так­же, что почерпнутые знания об­ратятся на пользу. И даже если вы не пойдете искать цветок па­поротника (мало ли что там мо­жет произойти), не будете рвать трав заветных (где рвать, какую рвать, а вдруг да не ту сорвешь, мало ли), то хотя бы сможете по­дать “грошик” встреченному вам в этот день бедному человеку.

Источник статьи: http://ufo-mir.ru/noch-na-ivana-kupalu.html

Читайте также:  Авеню все для праздника
Оцените статью