Праздник ивана купала курского области

Когда цветет папоротник, или Как в Курской области отмечали день Ивана Купала

Смотри, Петро, ты поспел как раз в пору:
завтра Ивана Купала. Одну только эту ночь
в году и цветет папоротник. Не прозевай!
Николай Гоголь «Вечер накануне Ивана Купала»

Иван Купала — один из самых спорных праздников современности, так как имеет языческое происхождение. Дело в том, что «Купало» — это название древнеязыческого праздника Ярилы-солнца, совпадавшего с днем летнего солнцестояния. Однако в христианскую эпоху Иван Купала был приурочен ко дня святого Иоанна. В народном представлении слово «купало», кроме отношения к празднику, соответствующему дню летнего солнцеворота, иногда связывалось еще с именем некоего мифологического существа женского пола — «Купалы».

На Руси день Ивана Купала был важнейшим из летних календарных праздников, он соответствовал летнему солнцестоянию и летнему солнцеповороту, по народным представлениям — «повороту солнца на зиму».

Купальские обычаи и обряды были широко распространены на территории Украины, Белоруссии и в особенности в Латвии, где Иванов день был излюбленным народным праздником, носившем массовый характер. Отмечали праздник и в Курской области, особенно в районах, приграничных с Украиной.

Как рассказал нашему агентству заведующий отделом традиционной народной культуры областного Дома народного творчества Владимир Минский, купальские обряды и обычаи во многом напоминали семицкие или русальные: завивание венков, бросание их в реку с целью гадания, изготовление чучела, украшение дерева. Отличительную особенность купальского праздника, являвшегося праздником солнца, составлял культ огня. В ночь с 23 на 24 июня раскладывали костры и прыгали через них. С вершин холмов скатывали в реку зажженные колеса или бочки со смолой; водружали на высоких шестах горящие колеса, предварительно покрытые смолой или дегтем. Водили хороводы вокруг костра или дерева, к ветвям которого прикреплялись горящие свечи.

Читайте также:  23 февраля это праздник для тебя для защитников мужчин

Ввиду предстоящего начала важнейших уборочных полевых работ (сенокоса, жатвы) в ночь накануне Иванова дня производились разнообразные «очистительные» обряды, заключавшиеся в традиционном омовении в реках, озерах или же в росе, которая считалась целебной в эту ночь. Также прыгали через огонь. Обычай традиционного «очищения» непосредственно перед уборочными работами объясняется отношением народа-земледельца к сбору урожая как к чему-то священному.

Кстати, что касается поисков папоротника. Ко времени летнего солнцестояния растительность достигала своей наибольшей силы, полносочности и буйного расцвета. Отсюда легенда о том, что в ночь на Ивана Купала расцветает даже папоротник, огненный цвет которого открывает обладателю его клады, но сорвать его мешает будто бы нечистая сила. В день Ивана Купала и накануне собирали лекарственные травы.

Традиция праздновать Ивана Купала жива и по сей день. Так, например, в селе Званное Глушковского района традиционный праздник отмечают уже несколько лет подряд. Из года в год в ночь на 7 июля в Званном разворачиваются красочные торжества с костюмированными представлениями и прыжками через костер.

«Конечно, звановцы воспроизводят не все, что было в старину в купальских обрядах. Понятно, что в лес за папоротником никто не ходит, но самых приятных традиций принято придерживаться. Званновцы прыгают через костер, водят хороводы, пускают по реке свечи и венки», — рассказывает Владимир Юрьевич.

В разные годы сценарии к празднику писали разные люди, но всегда авторы исходят из того, что день Ивана Купала — это праздник славянской дружбы. Особенно актуально это в последние годы, когда в село Глушковского района стали приезжать коллективы с Украины и Белоруссии.

Интересно, что еще лет 15 назад день Ивана Купала представлял собой небольшой сельский праздник, затем в Званное стали приезжать жители соседних районов области, а позже и украинцы с белорусами. Последние несколько лет на поляне в селе Званном собирались порядка двух тысяч человек. «Получался красивый интернациональный хоровод во всем разноцветии красок, костюмов, песен на русском, украинском, белорусских языках», — вспоминает Владимир Минский.

Однако, к сожалению, всех званновцев и гостей села в этом году было принято решение праздник не отмечать. Причин этому несколько, связаны они и с финансированием, и с напряженной политической обстановкой. Владимир Минский, в свою очередь, уверен, что самое главное в сложившейся ситуации — праздник не потерять. «Предать забвению — просто, а вот возродить намного сложнее. А ведь праздник уже действительно стал международным – это настоящий праздник братства славян», — заключил завотделом традиционной народной культуры ОДНТ.

Источник статьи: http://kurskcity.ru/news/firstline/102293

В Курской области отметят ночь на Ивана Купалу

Сегодня, 6 июня, в селе Званное Глушковского района Курскоц области отметят праздник «В ночь на Ивана Купалу». Отмечать этот праздник для глушковцев стало уже традицией. Из года в год здесь разворачиваются красочные торжества с костюмированными представлениями и прыжками через костер.

День Ивана Купалы — древнейший народный праздник. Его отмечают 7 июля. В этот день чествуется расцвет сил природы, летнее солнцестояние. Праздник символизируют стихии огня и воды, с ним связано множество примет и поверий.

По преданиям, в ночь на Ивана Купалу можно найти никогда не цветущий папоротник, который всю жизнь будет указывать дорогу к кладу. А девушки, опустив венки с зажженными свечками в реку, могут узнать свою судьбу.

Обязательным обычаем Иванова дня было массовое купание: с этого дня из рек выходила вся нечисть, поэтому вплоть до Ильина дня можно было купаться без опасений. Кроме того, вода Иванова дня наделялась живительными и магическими свойствами.

В этот праздник, по народным поверьям, вода может «дружить» с огнём, и их союз считается природной силой. Символом такого соединения являются костры по берегам рек, которые жглись в ночь на Купалу.

Кроме того, в Иванову ночь часто гадали при помощи венков, опущенных в реку: если венок поплывёт, это сулило счастье и долгую жизнь или замужество. Главная особенность купальской ночи — очищающие костры. Вокруг них плясали, через них прыгали: кто удачнее и выше прыгнет, тот будет счастливее.

Праздник в селе Званном приобрел статус международного. Сегодня его начнут отмечать здесь в 19.00.

Источник статьи: http://www.dddkursk.ru/lenta/2012/07/06/013722/

Когда цветет папоротник, или Как в Курской области отмечали день Ивана Купала

Смотри, Петро, ты поспел как раз в пору:
завтра Ивана Купала. Одну только эту ночь
в году и цветет папоротник. Не прозевай!
Николай Гоголь «Вечер накануне Ивана Купала»

Иван Купала — один из самых спорных праздников современности, так как имеет языческое происхождение. Дело в том, что «Купало» — это название древнеязыческого праздника Ярилы-солнца, совпадавшего с днем летнего солнцестояния. Однако в христианскую эпоху Иван Купала был приурочен ко дня святого Иоанна. В народном представлении слово «купало», кроме отношения к празднику, соответствующему дню летнего солнцеворота, иногда связывалось еще с именем некоего мифологического существа женского пола — «Купалы».

На Руси день Ивана Купала был важнейшим из летних календарных праздников, он соответствовал летнему солнцестоянию и летнему солнцеповороту, по народным представлениям — «повороту солнца на зиму».

Купальские обычаи и обряды были широко распространены на территории Украины, Белоруссии и в особенности в Латвии, где Иванов день был излюбленным народным праздником, носившем массовый характер. Отмечали праздник и в Курской области, особенно в районах, приграничных с Украиной.

Как рассказал нашему агентству заведующий отделом традиционной народной культуры областного Дома народного творчества Владимир Минский , купальские обряды и обычаи во многом напоминали семицкие или русальные: завивание венков, бросание их в реку с целью гадания, изготовление чучела, украшение дерева. Отличительную особенность купальского праздника, являвшегося праздником солнца, составлял культ огня. В ночь с 23 на 24 июня раскладывали костры и прыгали через них. С вершин холмов скатывали в реку зажженные колеса или бочки со смолой; водружали на высоких шестах горящие колеса, предварительно покрытые смолой или дегтем. Водили хороводы вокруг костра или дерева, к ветвям которого прикреплялись горящие свечи.

Ввиду предстоящего начала важнейших уборочных полевых работ (сенокоса, жатвы) в ночь накануне Иванова дня производились разнообразные «очистительные» обряды, заключавшиеся в традиционном омовении в реках, озерах или же в росе, которая считалась целебной в эту ночь. Также прыгали через огонь. Обычай традиционного «очищения» непосредственно перед уборочными работами объясняется отношением народа-земледельца к сбору урожая как к чему-то священному.

Кстати, что касается поисков папоротника. Ко времени летнего солнцестояния растительность достигала своей наибольшей силы, полносочности и буйного расцвета. Отсюда легенда о том, что в ночь на Ивана Купала расцветает даже папоротник, огненный цвет которого открывает обладателю его клады, но сорвать его мешает будто бы нечистая сила. В день Ивана Купала и накануне собирали лекарственные травы.

Традиция праздновать Ивана Купала жива и по сей день. Так, например, в селе Званное Глушковского района традиционный праздник отмечают уже несколько лет подряд. Из года в год в ночь на 7 июля в Званном разворачиваются красочные торжества с костюмированными представлениями и прыжками через костер.

«Конечно, звановцы воспроизводят не все, что было в старину в купальских обрядах. Понятно, что в лес за папоротником никто не ходит, но самых приятных традиций принято придерживаться. Званновцы прыгают через костер, водят хороводы, пускают по реке свечи и венки», — рассказывает Владимир Юрьевич.

В разные годы сценарии к празднику писали разные люди, но всегда авторы исходят из того, что день Ивана Купала — это праздник славянской дружбы. Особенно актуально это в последние годы, когда в село Глушковского района стали приезжать коллективы с Украины и Белоруссии.

Интересно, что еще лет 15 назад день Ивана Купала представлял собой небольшой сельский праздник, затем в Званное стали приезжать жители соседних районов области, а позже и украинцы с белорусами. Последние несколько лет на поляне в селе Званном собирались порядка двух тысяч человек. «Получался красивый интернациональный хоровод во всем разноцветии красок, костюмов, песен на русском, украинском, белорусских языках», — вспоминает Владимир Минский.

Однако, к сожалению, всех званновцев и гостей села в этом году было принято решение праздник не отмечать. Причин этому несколько, связаны они и с финансированием, и с напряженной политической обстановкой. Владимир Минский, в свою очередь, уверен, что самое главное в сложившейся ситуации — праздник не потерять. «Предать забвению — просто, а вот возродить намного сложнее. А ведь праздник уже действительно стал международным – это настоящий праздник братства славян», — заключил завотделом традиционной народной культуры ОДНТ.

Источник статьи: http://kursk.bezformata.com/listnews/otmechali-den-ivana-kupala/21763479/

Когда цветет папоротник, или Как в Курской области отмечали день Ивана Купала

Смотри, Петро, ты поспел как раз в пору:
завтра Ивана Купала. Одну только эту ночь
в году и цветет папоротник. Не прозевай!
Николай Гоголь «Вечер накануне Ивана Купала»

Иван Купала — один из самых спорных праздников современности, так как имеет языческое происхождение. Дело в том, что «Купало» — это название древнеязыческого праздника Ярилы-солнца, совпадавшего с днем летнего солнцестояния. Однако в христианскую эпоху Иван Купала был приурочен ко дня святого Иоанна. В народном представлении слово «купало», кроме отношения к празднику, соответствующему дню летнего солнцеворота, иногда связывалось еще с именем некоего мифологического существа женского пола — «Купалы».

На Руси день Ивана Купала был важнейшим из летних календарных праздников, он соответствовал летнему солнцестоянию и летнему солнцеповороту, по народным представлениям — «повороту солнца на зиму».

Купальские обычаи и обряды были широко распространены на территории Украины, Белоруссии и в особенности в Латвии, где Иванов день был излюбленным народным праздником, носившем массовый характер. Отмечали праздник и в Курской области, особенно в районах, приграничных с Украиной.

Как рассказал нашему агентству заведующий отделом традиционной народной культуры областного Дома народного творчества Владимир Минский , купальские обряды и обычаи во многом напоминали семицкие или русальные: завивание венков, бросание их в реку с целью гадания, изготовление чучела, украшение дерева. Отличительную особенность купальского праздника, являвшегося праздником солнца, составлял культ огня. В ночь с 23 на 24 июня раскладывали костры и прыгали через них. С вершин холмов скатывали в реку зажженные колеса или бочки со смолой; водружали на высоких шестах горящие колеса, предварительно покрытые смолой или дегтем. Водили хороводы вокруг костра или дерева, к ветвям которого прикреплялись горящие свечи.

Ввиду предстоящего начала важнейших уборочных полевых работ (сенокоса, жатвы) в ночь накануне Иванова дня производились разнообразные «очистительные» обряды, заключавшиеся в традиционном омовении в реках, озерах или же в росе, которая считалась целебной в эту ночь. Также прыгали через огонь. Обычай традиционного «очищения» непосредственно перед уборочными работами объясняется отношением народа-земледельца к сбору урожая как к чему-то священному.

Кстати, что касается поисков папоротника. Ко времени летнего солнцестояния растительность достигала своей наибольшей силы, полносочности и буйного расцвета. Отсюда легенда о том, что в ночь на Ивана Купала расцветает даже папоротник, огненный цвет которого открывает обладателю его клады, но сорвать его мешает будто бы нечистая сила. В день Ивана Купала и накануне собирали лекарственные травы.

Традиция праздновать Ивана Купала жива и по сей день. Так, например, в селе Званное Глушковского района традиционный праздник отмечают уже несколько лет подряд. Из года в год в ночь на 7 июля в Званном разворачиваются красочные торжества с костюмированными представлениями и прыжками через костер.

«Конечно, звановцы воспроизводят не все, что было в старину в купальских обрядах. Понятно, что в лес за папоротником никто не ходит, но самых приятных традиций принято придерживаться. Званновцы прыгают через костер, водят хороводы, пускают по реке свечи и венки», — рассказывает Владимир Юрьевич.

В разные годы сценарии к празднику писали разные люди, но всегда авторы исходят из того, что день Ивана Купала — это праздник славянской дружбы. Особенно актуально это в последние годы, когда в село Глушковского района стали приезжать коллективы с Украины и Белоруссии.

Интересно, что еще лет 15 назад день Ивана Купала представлял собой небольшой сельский праздник, затем в Званное стали приезжать жители соседних районов области, а позже и украинцы с белорусами. Последние несколько лет на поляне в селе Званном собирались порядка двух тысяч человек. «Получался красивый интернациональный хоровод во всем разноцветии красок, костюмов, песен на русском, украинском, белорусских языках», — вспоминает Владимир Минский.

Однако, к сожалению, всех званновцев и гостей села в этом году было принято решение праздник не отмечать. Причин этому несколько, связаны они и с финансированием, и с напряженной политической обстановкой. Владимир Минский, в свою очередь, уверен, что самое главное в сложившейся ситуации — праздник не потерять. «Предать забвению — просто, а вот возродить намного сложнее. А ведь праздник уже действительно стал международным – это настоящий праздник братства славян», — заключил завотделом традиционной народной культуры ОДНТ.

Источник статьи: http://kursk.bezformata.com/listnews/otmechali-den-ivana-kupala/21763454/

Оцените статью