Праздник какие буквы запомнить

Проверочное слово к слову «праздник»

праздник или празник

Правильный вариант написания: «праздник», с согласной «д» в корне. Проверочного слова нет.

Правило

В составе существительного «праздник» содержится корень «праздник». Окончание нулевое. При произношении слова теряется согласный звук «д» в скоплении согласных «здн». Для проверки непроизносимого согласного звука нужно изменить форму слова или подобрать однокоренное слово, в котором сомнительный согласный будет стоять перед гласным звуком или в конце слова.

Падежные формы слова «праздник»: «праздника», «празднику», «праздником», о «празднике». Родственные слова: «празднование», «праздничный», «праздничность». Ни одно из проверочных слов не проясняет звучание «д». Слово «праздник» относится к словарным, его написание следует запомнить или смотреть в словаре.

Убедиться в написании непроизносимого согласного звука «д» поможет этимологическое образование слова. Существительное «праздник» имеет старославянское происхождение. Оно образовалось при помощи суффикса «ик» от устаревшего слова «праздный», означающего «свободный от работы». После сращения корня «праздн» и этимологического суффикса «ик» образовалось слово «праздник», обозначающее «день, посвященный какому-либо событию». От прилагательного «праздный» образуется краткая форма мужского рода единственного числа «празден». Гласный звук «е» проясняет присутствие звука «д».

Пример

Праздник почти закончился, но гости не спешили расходиться по домам.

Источник статьи: http://rrepetitor.ru/check/proverochnoe-slovo-k-slovu-prazdnik/

Праздник Букв
методическая разработка (1 класс) по теме

Скачать:

Вложение Размер
prazdnik_bukv.docx 19.85 КБ

Предварительный просмотр:

  1. Развивать познавательные способности детей;
  2. Развивать устную речь, интерес к чтению;
  3. Развивать коммуникативные способности.

Учитель: Приветствую вас, милые дети и уважаемые взрослые. И ты здесь, Буратино?

Что- то у тебя грустный вид. У ребят сегодня праздник Букваря, они выучили все буквы, умеют читать и писать.

Буратино: Какие вы ребята счастливые, можете прочитать все интересные книги на свете.

И зачем я не послушался дорогого папу Карло, и продал Азбуку?

Учитель: Да, Буратино, ты зря продал азбуку, которую купил тебе папа Карло. И в школу не пошел зря.

Под музыку входят кот Базилио и лиса Алиса.

Кот и лиса: Подумаешь школа, знания, вот Базилио хотел учиться и ослеп от чтения, и мне знания счастья не принесли, только болезни одни. И уверен- ли ты, что дети все грамотные? Вот сейчас мы это проверим.

Тридцать три родных сестрицы — писаны красавицы.
На одной живут странице
И повсюду славятся. (Буквы).

С этой загадкой вы справились. Ответьте, какими бывают буквы? ( Гласные, согласные, не обозначающие звуков).

Дети читают стихи.

Ель, топор, лопата, руки – в каждом слове слышим звуки. Звуки эти разные
Все: — гласные, согласные.

Гласные тянутся в песенке звонкой.
Могут заплакать и закричать
В темном лесу звать и аукать
Но не желают свистеть и ворчать.

А согласные согласны
Шелестеть, шептать, скрипеть
Даже фыркать и шипеть,
Но не хочется им петь.

Учитель: Сегодня к нам в гости пришли все 33 буквы русского алфавита. Сейчас мы покажем вам лиса и кот чему мы научились с помощью Букваря.

— Гласные здесь?
— Согласные здесь?
— Буквы, которые не обозначают звуков?

Все собрались и готовы о себе рассказать.

А – начало алфавита,
Тем она и знаменита.
А узнать ее легко:
Ноги ставит широко.

Б – буква Б с большим брюшком,
В кепке с длинным козырьком.

В – Вот буква В
Видна вдали-
Красивая, витая.
Как будто крендель
Испекли,
Приезжих поджидая.

Г – Перед нами буква Г
стоит подобно кочерге.

Д – Вот стоит, дымок пуская,
Буква Д – труба печная.

Е – На дворе – такая жалость! –
Наша лесенка сломалась,
Буква Е зато осталась.

Ё и Е — родные сестры,
Различать сестер непросто.
Но у буквы Ё две точки,
Словно к лесенке гвоздочки.

Ж – Эта буква широка
И похожа на жука.
И при этом точно жук
Издает жужжащий звук:
Ж – ж – ж – ж…….

З – На эту букву посмотри:
Она совсем как цифра три.

И – На калитку посмотри:
Чем она не буква И ?
Между двух прямых досок
Одна легла наискосок.

Й – Букву й зовут” и кратким”.
Й как и в твоей тетрадке.
Чтобы й не путать с и,
Сверху галочку пиши.

К – Сигнальщик держит два флажка.
С флажками он – как буква К.

Л – Алфавит продолжит наш
Буква Л – лесной шалаш.

М – Вот качели –
Буква М!
Здесь качаться
Можно всем!

Н – На букве Н
Я, как на лесенке,
Сижу и распеваю
Песенки!

О – В этой букве нет угла,
От того она кругла.
До того она кругла,
Покатиться бы могла.

П – На хоккее, на футболе
Буква П – ворота в поле.

Р – Буква Р – на мачте парус,
Вдаль плывет, небес касаясь.

С – Полумесяц в небе темном
Буквой С повис над домом.

Т – Молоток стучит: “ Тук – тук!
Букве Т я старый друг.”

У – У – сучок. В любом лесу
Ты увидишь букву У.

Ф – Филин, в книжку залетев,
Притворился буквой Ф.

Х – Забавная игрушка,
Деревянная вертушка.
Деревянная вертушка-
Ветру вольному подружка.

Ц – Вот такая буква Ц:
С коготочком на конце.
Коготок – царапка,
Как кошачья лапка.

Ч – Первой букве
В слове чтение –
Букве Ч
Мое почтение!

Ш – Посмотри на букву Ш –
Буква очень хороша,
Потому что нее
Можно сделать Е и Е.

Щ – играющий щенок.
Кверху лапками он лег.

Ъ – Из ведра не просто так
Нам воды напиться:
Нужен ковшик – твердый знак,
Чтобы не облиться.

Ы – А бедняжка буква ы
Бродит с палочкой, увы.

Ь – Буква Р перевернулась –
Мягким знаком обернулась.

Э – Это – Э
С открытым ртом
И большущим языком.

Ю – Чтобы О не укатилось,
Крепко к столбику прибью.
Ой, смотри – ка,
Что случилось:
Получилась ….буква Ю.

Я – Каждый знает:
Буква Я
Самая хвастливая.

Буратино: Ой! Как интересно! Я обязательно пойду в школу и научусь читать и писать.

Лиса: Не спеши, Буратино, на уроках чтения и русского языка не только читают и пишут, но и ребусы отгадывают.

Буратино: Плачет, я не знаю что это такое, ребята, помогите мне ребусы отгадать.

Учитель: Ребята, поможем Буратино?

( Дети отгадывают ребусы).

Кот: Вот какие прилежные ученики попались, ребусы все отгадали. Алиса, давай подарим им учебники русского языка и чтения.

Лиса: Нет, не подарим. Если они такие умные, пусть загадки отгадают.

Из каких произведений эти строчки?

Лихо мерили шаги
Две огромные ноги
45 размера покупал он сапоги. (“ Дядя Степа” С. Михалков).

2. “Печка, печка, скажи куда гуси – лебеди полетели?” (“Гуси – лебеди”. Р. Н. С.)

Ехали медведи на велосипеде
А за ними кот, задом наперед. (К. И. Чуковский “ Тараканище.”)

Из каких сказок герои?

Лечит маленьких детей
Лечит птичек и зверей
Сквозь очки на всех глядит
Добрый Доктор Айболит. (К. И. Чуковский. “ Доктор Айболит.”)

Возле леса на опушке
Трое их живет в избушке.
Там три стула и три кружки
Угадайте без подсказки
Кто герои этой сказки? (Р. Н. С. “ Три медведя”.)

На сметане мешон
На окошке стужен
Круглый бок, румяный бок
Покатился – колобок. (Р. Н. С. “ Колобок”.)

Носик – круглый, пятачком
Им в земле удобно рыться
Хвостик маленький, крючком
Вместо туфелек копытца.
Трое их и до чего же
Братья дружные похожи!
Отгадайте без подсказки
Кто герои этой сказки? (“ Три поросенка” С. Михалков.По мотивам английской народной сказки.)

— Как звали поросят? (Ниф – Ниф, Нуф – Нуф, Наф – Наф.)

Лиса: Молодцы, и с этим заданием вы справились.

Наверно вы очень умные дети.

Ученики читают стихи:

Ежедневно по утрам
Заниматься надо нам
Мы с доски не сводим глаз
А учитель учит нас.

Мы знаем буквы, знаем слоги.
Умеем говорить, считать
И постепенно понемногу
Мы научились все считать.

Как хорошо уметь читать.
Не надо к маме приставать,
Не надо к бабушке идти
“Прочти, пожалуйста, прочти!”
Не надо умолять сестрицу
“Ну, прочитай еще страницу”.
Не надо звать, не надо ждать
А можно взять и прочитать.

Буратино: Я на следующий год обязательно пойду в школу. Куплю себе “Азбуку” и научусь читать и писать.

Тому, кто хочет много знать
Кто хочет книги прочитать
Про горы и долины
Про водные глубины
Про реки, звезды и моря
Не обойтись без букваря.

Лиса и кот: Ребята, можно мы тоже будем приходить к вам на уроки? Очень плохо не уметь читать и писать. Мы с радостью дарим вам новые учебники , по ним вы будете продолжать изучать родной язык и литературу.

Учитель: Вот и попрощались ребята со своей первой школьной книгой. А вас мы рады будем встретить на наших уроках.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Ознакомление детей с праздником славянской письменности, со святыми Кириллом и Мефодием.

Бу бәйрәмне укучылар бик теләп үткәрделәр. Чөнки монда алар күп кенә һөнәрләрен әти-әниләренә күрсәтә алдылар. Бәйрәм күңелле узды.

Повторить пройденный учебный материал по темам: « Алфавит, движения, цвета, животные, счет, семья, школьные принадлежности » в неформальной обстановке.( как итоговое обобщение изученного материал.

В сценарии представлены стихи, загадки, сценки в празднику «Прощание с Азбукой».

У поросят исчезла в именах буква Н. Ее надо срочно найти! Дети помогают героям найти букву и восстановить свои имена. Праздник адаптирован для второго класса.

в данной разработке Вы найдете сценарий праздника алфавита во 2 классе.

Источник статьи: http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/stsenarii-prazdnikov/2011/11/18/prazdnik-bukv

Фонетический разбор: праздник

Сделаем полный звуко-буквенный разбор слова «праздник»: поставим ударение, определим слоги и их количество, составим фонетическую транскрипцию и составим таблицу букв и звуков.

Ударение: пра́здник — ударение падает на 1-й слог Слоги: пра-здник (2 слога) Возможные переносы: пра-здник, праз-дник, празд-ник (3 варианта) Фонетическая транскрипция слова: [пр`аз’н’ик]

Разбор на буквы и звуки:

Буква Звук Характеристики звука Цвет
п [ п ] согласный, глухой парный, твёрдый, шумный п
р [ р ] согласный, звонкий непарный (сонорный) , твёрдый р
а [ `а ] гласный, ударный а
з [ з’ ] согласный, звонкий парный, мягкий з
д не образует звука д
н [ н’ ] согласный, звонкий непарный (сонорный) , мягкий н
и [ и ] гласный, безударный и
к [ к ] согласный, глухой парный, твёрдый, шумный к

Число букв и звуков:
На основе сделанного разбора делаем вывод, что в слове 8 букв и 7 звуков.
Буквы: 2 гласных буквы, 6 согласных букв.
Звуки: 2 гласных звука, 5 согласных звуков.

Источник статьи: http://frazbor.ru/%D0%BF%D1%80%D0%B0%D0%B7%D0%B4%D0%BD%D0%B8%D0%BA

ПРАЗДНИК — проверочное слово к букве «Т»

В корне сло­ва «празд­ник» что­бы про­ве­рить непро­из­но­си­мый соглас­ный «д», под­бе­рем род­ствен­ные сло­ва с целью, что­бы соглас­ный про­зву­чал отчет­ли­во.

В инте­ре­су­ю­щем нас сло­ве мож­но совер­шить ошиб­ку при напи­са­нии, не услы­шав непро­из­но­си­мо­го соглас­но­го в корне сло­ва. Чтобы пра­виль­но напи­сать это суще­стви­тель­ное, вос­поль­зу­ем­ся орфо­гра­фи­че­ским пра­ви­лом.

Правило проверки непроизносимого согласного

Чтобы про­ве­рить непро­из­но­си­мый соглас­ный в корне, сле­ду­ет подо­брать про­ве­роч­ное сло­во, в кото­ром он зву­чит отчет­ли­во. Это мож­но достиг­нуть дву­мя при­ё­ма­ми:

  • непро­из­но­си­мый соглас­ный может ока­зать­ся в самом кон­це про­ве­роч­но­го сло­ва (жалост­ли­вый — жалость, пре­лест­ный — пре­лесть);
  • в род­ствен­ном сло­ве или фор­ме сло­ва после про­ве­ря­е­мо­го соглас­но­го дол­жен появить­ся глас­ный звук (уст­ный — уста, мест­ный — место, власт­ный — он вла­стен).

    Данная орфо­грам­ма суще­ству­ет так­же в ряде слов рус­ско­го язы­ка. Проверим, как рабо­та­ет дан­ное пра­ви­ло.

    Примеры проверки непроизносимого согласного

    • завис т ливый — зависть;
    • счас т ливый — сча­стье;
    • час т ный — часть;
    • учас т ник — уча­стие;
    • пас т бище — пасти, пас­тух;
    • со л нце — сол­неч­ный, сол­ныш­ко;
    • звёз д ный — звез­да;
    • я в ствен­ный — явь, явить­ся, явный;
    • де в ствен­ный — дева, девуш­ка;
    • нена­вис т ный — нена­висть;
    • гол­лан д ский — Голландия;
    • хлес т нуть — хлёст, хле­стать.

    Как проверить букву «д» в слове «праздник»?

    Убедившись, что при­ве­ден­ное орфо­гра­фи­че­ское пра­ви­ло дей­ству­ет без­от­каз­но, вос­поль­зу­ем­ся им, что­бы дока­зать напи­са­ние бук­вы «д» в сло­ве «празд­ник».

    Если обра­тим­ся к род­ствен­ным сло­вам «праз д новать», «праз д нич­ный», «праз д нич­ность», то убе­дим­ся, что в их напи­са­нии суще­ству­ет та же орфо­грам­ма — непро­из­но­си­мый соглас­ный «д».

    Тогда вспом­ним ста­рин­ное сло­во «празд­ный», от кото­ро­го, соб­ствен­но гово­ря, когда-то было обра­зо­ва­но суще­стви­тель­ное «празд­ник», име­ю­щее зна­че­ние «сво­бод­ный от рабо­ты день по слу­чаю чество­ва­ния какого-либо свя­то­го», а затем оно транс­фор­ми­ро­ва­лось в совре­мен­ное зна­че­ние «тор­же­ство по слу­чаю какого-либо зна­ме­на­тель­но­го собы­тия».

    От при­ла­га­тель­но­го «празд­ный» обра­зу­ем крат­кую фор­му муж­ско­го рода един­ствен­но­го чис­ла — «(он) праз­ден».

    Вывод

    В про­ве­роч­ном сло­ве «праз­ден» глас­ный звук, появив­ший­ся после соглас­но­го, тре­бу­ю­ще­го про­вер­ки, дока­зал, что в сло­вах «праз д ник», «праз д новать», «праз д нич­ный», «праз д нич­но», «праз д нич­ность» пишет­ся бук­ва «д», невзи­рая на их про­из­но­ше­ние.

    Хотя, исти­ны ради, будем учи­ты­вать, что в совре­мен­ном рус­ском язы­ке суще­стви­тель­ное «празд­ник» пред­став­ля­ет собой кор­не­вую мор­фе­му с нуле­вым окон­ча­ни­ем и в его соста­ве уже не выде­ля­ет­ся эти­мо­ло­ги­че­ский суф­фикс -ик-:

    С этой точ­ки зре­ния в сло­ве «празд­ник» непро­из­но­си­мый соглас­ный «д» явля­ет­ся непро­ве­ря­е­мым.

    Источник статьи: http://sprint-olympic.ru/uroki/russkij-jazyk-uroki/kak-pravilno-pishetsja/41312-prazdnik-proverochnoe-slovo-k-bukve-t.html

    Читайте также:  Сценарий летнего детский праздник
  • Оцените статью