юбилей Лермонтова в школе.
материал на тему
вечер-воспоминание, посвящённый 200-летию со дня рождения М.Ю. Лермонтова
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
вечер подготовили учителя литературы Черных Л.В., Осипова Н.А., Библиотекарь Костенко Г.А. | 119.5 КБ |
Предварительный просмотр:
«Имени его столетья не сотрут»
Кто не помнит ещё со школы:
Скажи-ка, дядя, ведь недаром
Москва, спалённая пожаром
Или: Белеет парус одинокий…
Чаще всего помнят именно эти строки. А ведь за свои только неполных 27 лет поэт написал и о Родине, и о своём поколении, и о любви, и о Кавказе … Его биография загадочна и таинственна, мало известна широкой читающей публике.
15 октября 2014 года исполнилось 200 лет со дня рождения М.Ю.Лермонтова. Мы начали готовиться заранее к этой дате. В классах прошли беседы, чтение стихов поэта. Учащиеся 5-9 классов выпустили Лермонтовский листок, в котором проявилось свободное творчество и классных руководителей , и детей. В начальных классах была проведена литературно-музыкальная композиция на тему детства поэта. За основу было взято стихотворение «Казачья колыбельная». Стихи читали не только участники композиции, но и учащиеся , которые выучили стихи поэта по желанию. Бирюкова Анастасия, ( 1 класс), Желнина Валерия и Желнина Маргарита ( 2 класс), Вольф Кристина, Панфилова Анна, (3 класс), Неске Виктория (4 класс).
В день рождения поэта состоялся и конкурс чтения стихов М.Ю.Лермонтова в 5-9 классах. Надо было не только выучить и рассказать выразительно стихотворение, но и продумать музыкальное сопровождение, иллюстрацию к произведению, даже внешний вид. Перед жюри конкурса стояла непростая задача: так хорошо ребята подготовились. Когда Прутская Анна – 9 класс, которая стала абсолютной победительницей в конкурсе, читала «По небу полуночи ангел летел», казалось, что слышно только дыхание детей, и так продолжалось в течение всего конкурса. Музыка Чайковского, Бетховена, Шопена звучала на фоне выразительного, проникновенного чтения стихов поэта. Малафеева Татьяна – 5 класс, Миронова Полина – 6 класс Вознесенская Анна — 7 класс, Прутская Екатерина — 8 класс,– все они стали победителями в разных номинациях. Ребята пришли их поддержать. Кабинет литературы был полон. Интересный интерьер подготовила учитель литературы Черных Л.В. : свечи, красивые портреты муз поэта – всё это произвело на ребят впечатление. Об этом в конце конкурса сказала член жюри , приглашённая на это мероприятие учитель-ветеран Мельникова А.И. , которая несмотря на заслуженный отдых, постоянно участвует в жизни школы, помогая в воспитательной работе школы.
И как заключительный аккорд в фестивале состоялся вечер — воспоминание о М.Ю. Лермонтове. Все собрались в актовом зале школы: учащиеся, родители, учителя.Зажжены свечи, звучит классическая музыка. Открыла вечер библиотекарь школы Костенко Г.А. Ведущие Ефремов Даниил и Миронова Полина рассказали с помощью презентации об основных этапах такой короткой жизни поэта. Во время этого рассказа звучали стихи в исполнении учащихся Никифорова Даниила, Фатина Даниила, Пронякиной Кристины, Моисеевой Галины,Плешивенко Татьяны. Были показаны отрывки из поэм «Мцыри» — Климантов Дмитрий и Антонов Ратмир, «Беглец» — Кузнецова Анжела и Кузнецов Максим, от автора – Степанова Анастасия. Ребят готовила учитель литературы Осипова Н.А. Ведущий приглашает всех в литературно-музыкальную гостиную «Он был рождён для счастья» Гаснет свет, входят девочки в длинных белых платьях, мальчики в жилетках с повязанными шейными платками. Кто-то садится на диван, кто-то стоит у пианино, кто-то садится на стул. Завороженно звучит музыка – учитель музыки Чижова С.В., и «гости» начинают читать стихи, поют романс. Это учащиеся из разных классов. Савастеев Дмитрий – 5 класс,Еферьева Ангелина, Вознесенская Анна – 7 класс,, Грицкевич Елизавета, Прутская Екатерина, Федотов Евгений,Михайлов Артём, Подгорная Дарья – 8 класс. И так незаметно пролетает час. Кода в зале загорается свет, не сразу ребята уходят-такое яркое впечатление произвело на них действие, в котором участвовали их одноклассники, такие непохожие на себя в обычные дни. Конечно, этому красивому действию предшествовала огромная подготовительная работа учителя литературы Черных Л.В., которая не впервые проводит такой вечер в Кобринской школе. Отдельное спасибо родителям, которые готовили красивые платья для девочек, поделились подсвечниками для этого вечера.
Ведущий Ефремов Даниил пожелал всем не расставаться с творчеством М.Ю. Лермонтова. Директор школы Джежелий Н.И. выразила благодарность учителям литературы и ребятам, которые участвовали в празднике-воспоминании. Мы хотим надеяться, что творчество поэта оставит след в юных душах, зажжет в них искру добра и любви
Источник статьи: http://nsportal.ru/shkola/vneklassnaya-rabota/library/2014/12/10/yubiley-lermontova-v-shkole
«Люблю отчизну я». Литературная гостиная, посвященная 200-летнему юбилею со дня рождения Михаила Юрьевича Лермонтова
Светлана Иванова
«Люблю отчизну я». Литературная гостиная, посвященная 200-летнему юбилею со дня рождения Михаила Юрьевича Лермонтова
Цель: знакомство с годами жизни и творчеством выдающегося русского поэта М. Ю. Лермонтова.
Задачи:
• образовательные (освоение поэтического наследия М. Ю. Лермонтова);
• развивающие (развитие музыкальных и творческих способностей детей на поэтических произведениях М. Ю. Лермонтова, имеющих подлинную художественную ценность с помощью различных видов музыкальной и творческой деятельности);
• воспитательные (воспитание эмоционально – ценностного отношения к поэтическому искусству своего народа, воспитание коммуникативных качеств детей через взаимодействие в групповых формах работы, формировать новый семейный опыт совместной творческой деятельности с детьми, продолжать работу с родителями на тему: «Рисование горного пейзажа разными техниками».
Планируемый результат: воспитать у детей интерес к творческому процессу, чувство самореализации и востребованности в социуме.
Социокультурное значение: результатом данного мероприятия является то, что воспитание детей в семье обогащается звучанием полюбившихся детям и взрослым произведений классической поэзии, являющихся ценностями мировой культуры, несущих добро и красоту.
I часть.
Начало. Перед занавесом.
Ребенок декламирует:
Степь синея расстилалась,
Близ Азовских берегов;
Запад гас, и ночь спускалась;
Вихрь скользил между холмов.
И, тряхнувшись, в поле диком
Серый сокол тихо сел;
И к нему с ответным криком
Брат стрелою прилетел.
(Стихотворение» Два сокола»)
Открывается занавес. Лавка,сундук, колыбель. На лавке сидит казак и чистит винтовку. За прялкой сидит казачка, прядет, покачивая зыбку.
Казак:
Ребенка милого рожденье
Приветствует мой запоздалый стих.
Да будет с ним благословенье
Всех ангелов небесных и земных!
Да будет он отца достоин,
Как мать его, прекрасен и любим;
Да будет дух его спокоен
И в правде тверд, как божий херувим.
Казачка поет «Казачью колыбельную песню».
Казачка провожает казака на войну:
Ты идешь на поле битвы,
Но услышь мои молитвы,
В дальней стороне
Вспомни обо мне.
Инсценировка народной песни «СОЛДАТУШКИ, БРАВО, РЕБЯТУШКИ».
Занавес закрывается. Выходят три чтеца-мальчика в гусарской форме.
Инсценировка отрывка из стихотворенья «Бородино».
1 ребенок.
«Скажи-ка, дядя, ведь не даром
Москва, спаленная пожаром,
2 ребенок.
Ведь были ж схватки боевые?
Да, говорят, еще какие!
Не даром помнит вся Россия
Про день Бородина!»
3 ребенок.
Да, были люди в наше время,
Не то, что нынешнее племя:
Богатыри — не вы!
Плохая им досталась доля:
Не многие вернулись с поля.
Не будь на то господня воля (крестится)
Не отдали б Москвы!
Все:
Умремте ж под Москвой,
Как наши братья умирали!
И умереть мы обещали,
И клятву верности сдержали
Мы в бородинский бой.
Мальчики исполняют марш. Построение в шеренгу.
Дети:
Клянемся мы героям быть первыми во всем,
Их славу не уроним и дальше пронесем.
Клянемся, клянемся, клянемся.
Презентация на тему: «2000-летие со дня рождения великого русского поэта М. Ю. Лермонтова» (Мультимедийный показ).
Ведущий: Автором этих поэтических строк, вы уже догадались без сомнения был Михаил Юрьевич Лермонтов — один из наших самых любимых поэтов, 2000-летний юбилей со дня рождения которого мы будем отмечать 15 октября.
Родился Михаил Юрьевич в семье армейского капитана Юрия Петровича и Марии Михайловны Лермонтовых в городе Москва. Мамы у поэта не стало, когда малышу еще не исполнилось еще и 3 года, но он хорошо запомнил колыбельные песни, которые она ему пела у колыбели.
Воспитывала Михаила Юрьевича его бабушка Елизавета Алексеевна в своем родовом поместье — деревне Тарханы. Бабушка очень любила своего внука, поэтому когда он будучи еще маленьким он заболевает, она везет его на лечение на Кавказ. Незабываемы была его поездка на лошадях через всю Россию и пребывание на Кавказе. Все, что видел мальчик в дороге — родные просторы России, природа Кавказа- навсегда запомнились и нашли свое отражение в будущем творчестве поэта. На Кавказе он впервые увидел снежные вершины гор,бьющие на Машуке серные источники, степь на десятки верст, бурные и быстрые реки.
Природа наделила поэта великими способностями. Он был удивительно музыкален — играл на скрипке, фортепиано, пел и сочинял музыку на свои собственные стихи.
Обдумывая стихотворные строки, Лермонтов любил рисовать и по свидетельству его родственника Лермонтов начал рисовать едва ли не раньше, чем писать стихи. И, если бы он занимался профессионально живописью, то мог бы стать настоящим художником.
Все эти необыкновенные способности помогли поэту писать гениальные стихи, окрашенные разными красками и звучащими как настоящая музыка.
Когда Михаил Лермонтов закончил юнкерскую школу и впервые одел офицерский костюм, бабушка заказала художнику парадный портрет внука.
На нем мы видим гвардейца с правильными чертами лица: высокий лоб, строгие карие глаза, прямой правильный нос, щегольские усики над пухлыми губами. Глаза — печально-взволнованные передают его задумчивое, часто грустное настроение.
Самым любимым поэтом для Лермонтова был А. С. Пушкин. За свободолюбивое стихотворение, посвященное смерти А. С. Пушкина,он был направлен на Кавказ, где шла война с горцами. Здесь он и был убит на дуэли.
Его стихи по сей день зажигают душу стремлением к добру, к красоте и жизни. Хотя они и полны грусти, за этой грустью жила его любовь к Родине.
Стихи Лермонтова о природе. Дети и родители читают 3-4 стихотворения по выбору.
Листья в поле пожелтели,
И кружатся и летят;
Лишь в бору поникши ели
Зелень мрачную хранят.
5Под нависшею скалою
Уж не любит, меж цветов,
Пахарь отдыхать порою
От полуденных трудов.
Зверь, отважный, поневоле
Скрыться где-нибудь спешит.
Ночью месяц тускл, и поле
Сквозь туман лишь серебрит.
Зеленой сетью трав подернут спящий пруд,
А за прудом село дымится — и встают
Вдали туманы над полями.
В аллею темную вхожу я; сквозь кусты
Глядит вечерний луч, и желтые листы
Шумят под робкими шагами.
Ночевала тучка золотая
На груди утеса-великана;
Утром в путь она умчалась рано,
По лазури весело играя;
Но остался влажный след в морщине
Старого утеса. Одиноко
Он стоит, задумался глубоко
И тихонько плачет он в пустыне
Вечер после дождя
Гляжу в окно: уж гаснет небосклон,
Прощальный луч на вышине колонн,
На куполах, на трубах и крестах
Блестит, горит в обманутых очах;
И мрачных туч огнистые края
Рисуются на небе как змея,
И ветерок, по саду пробежав,
Волнует стебли омочённых трав.
Ревёт гроза, дымятся тучи
Над тёмной бездною морской,
И хлещут пеною кипучей,
Толпяся, волны меж собой.
Вкруг скал огнистой лентой вьётся
Печальной молнии змея,
Стихий тревожный рой мятётся —
И здесь стою недвижим я.
«Дубовый листок оторвался от ветки родимой. «
Дубовый листок оторвался от ветки родимой
И в степь укатился, жестокою бурей гонимый;
Засох и увял он от холода, зноя и горя;
И вот наконец докатился до Чёрного Моря.
Между чтением стихов М. Ю. Лермонтова исполняется музыкальная композиция по мотивам стихотворения «Парус» (дети изображают волны моря и одинокий парусник, плывущий по волнам).
Ребенок. В век двадцать первый,
Где Лермонтова помнят, любят, чтут,
И посмотрите в нашем зале
Гостей желанных много тут.
Выходят мальчик и девочка.
Мальчик: Скажи-ка, красавица, что ты делала на кровле?
Девочка(как будто смотрит вдаль): Смотрела, откуда ветер дует.
Мальчик: А зачем тебе?
Девочка: Откуда ветер, оттуда и счастье (берет бубен).
Чтец-ребенок:
Берет невеста молодая,
И вот она, одной рукой
Кружа его над головой,
То вдруг помчится легче птицы,
То черной бровью поведет,
То вдруг наклонится немножко
И по ковру скользнет, плывет
Ее божественная ножка;
И улыбается она
Веселья детского полна.
Девочки исполняют танец с бубном (танец Рубинштейна к «Демону»).
Ведущий: Я думаю девочка не права. Счастье не там, откуда ветер дует. Михаил Юрьевич Лермонтов считал, что счастье там, где нас любят, где верят нам. И именно там, где ласковая мать напевает тихую песню над колыбелью, где слышится нежный разговор с ребенком, где мы слышим простую речь бородинского ветерана, там, где живет наша тихая родина.
Песочная презентация «Люблю Отчизну я. «.
Итоги мастер-класса с родителями на тему: «Горные вершины «.
Прикреплённые файлы:
lermontov_bkbff.pptx | 10290,83 Кб |
Путешествие на Таманский полуостров Этим летом мы с сестрой вновь решили посетить Краснодарский край, а именно: Тамань. Что сразу же приходит на ум, при упоминании этого города?.
Развитие творческих способностей детей посредстом художественно — творческой деятельности. Задачи: — развитие интереса к различным видам искусства — формирование художественн-образных представлений -развитие творческих способностей.
Источник статьи: http://www.maam.ru/detskijsad/-lyublyu-otchiznu-ja-literaturnaja-gostinaja-posvjaschenaja-200-letnemu-yubileyu-so-dnja-rozhdenija-mihaila-yurevicha-lermontova.html