- 11 сентября – День усекновения главы Иоанна: нельзя ничего резать, что напоминает собой голову, варить борщ и есть круглые фрукты и овощи
- 11 сентября – Усекновение главы Иоанна Предтечи. Правда ли, что в этот день нельзя брать в руки нож и есть продукты, имеющие круглую форму
- Немного истории
- Что можно и что нельзя кушать
- Суеверия
- Усекновение 2020: история, традиции, Иван Головосек, запреты на 11 сентября
- История праздника
- Прост на Усекновение: что нельзя есть
- Головосек: народные традиции, что нельзя делать 11 сентября
- Поговорки на Усекновение
- Почему 11 сентября нельзя есть круглую еду. Какие еще запреты существуют на день Усекновения главы Иоанна Крестителя
- Круглое не резать, есть земельку, читать заклинания – как бороться с «православными» суевериями?
- Польский атеист – первый наставник в вере
- Трах-тибидох – и стал «духовным»
- Не по Шмелеву
- Евангелие – главное лекарство от суеверий
- Что делать, если тебе «сделали на смерть»
- А если кто не понимает про фаворский свет…
- Доброта бабушек и чванство богословов
- «Посидим на дорожку»
- Зачем нужна святыня, болтающаяся на руке?
- Вера в амулеты – трагедия веры
11 сентября – День усекновения главы Иоанна: нельзя ничего резать, что напоминает собой голову, варить борщ и есть круглые фрукты и овощи
11-го сентября православные и греко-католики отмечают праздник Усекновения Головы Пророка Предтечи и Крестителя Господня Иоанна (в народе — Головосек).
Святой Иоанн Креститель (Предтеча) или «посланец» Христа, предсказавший его приход, образует связующее звено между Ветхим и Новым Заветами, он последний в ряду ветхозаветных пророков и первый святой Нового Завета, в котором рассказывается его история.
В Евангелии от Марка подробно рассказывается о страшной мученической смерти Иоанна Предтечи — предшественника Иисуса Христа. Царь Ирод, во времена которого жили Иоанн Креститель и Иисус Христос, полюбил жену своего брата Филиппа и женился на ней, пишет Gazeta.ua.
Ирод боялся Иоанна, ибо видел в нем человека праведного и святого, во многих случаях он его слушался. Иоанн откровенно говорил ему, что он совершил позорный поступок, связав свою жизнь с женой брата. Эти упреки не очень нравились Ироду. Такие откровенные и смелые слова не нравились и Иродиаде, бывшей жене Филиппа, которая хотела убить Иоанна. И вот наконец такая возможность представилась. В день рождения Ирода пригласили много гостей, они пели и танцевали. Особенно восхитил царя танец дочери Иродиады, настолько, что за наслаждение, которое она ему подарила, он пообещал ей все, что она попросит. Девушка, посоветовавшись с матерью, попросила у царя голову Иоанна Крестителя на блюде. Ирод не отказал, и голова Иоанна была принесена. Так рассказывается в библейском предании.
В этот день люди придерживаются строгого поста. Нельзя ничего резать, что напоминает собой голову. Вообще считается, что в этот день не стоит брать в руки острые вещи: нож, топор, пилу. То есть, все, что напоминает мученическую смерть святого. В народе говорят, что если срезать головку капусты в этот день, то может потечь кровь.
На Усекновение не советовали есть круглые фрукты и овощи: яблоки, капусту, картофель, а также красные помидоры, арбузы, потому что они напоминают кровь святого. Следовательно, нельзя есть и что-либо, лежащее на блюде — на нем лежала голова Иоанна Предтечи.
В этот день не варили борщ, это был единственный день, когда есть борщ было грехом. Картофель варили в «мундирах», тыкву пекли, хлеб отламывали руками. Ели только постные блюда или совсем не ели.
Запрещалось также петь и танцевать.
Те, кто мучился головными болями именно в этот день просили об исцелении.
В этот день также в лесу собирали лекарственные корни.
Источник статьи: http://slavdelo.dn.ua/2015/09/10/11-sentyabrya-den-useknoveniya-glavyi-ioanna-nelzya-nichego-rezat-chto-napominaet-soboy-golovu-varit-borshh-i-est-kruglyie-fruktyi-i-ovoshhi/
11 сентября – Усекновение главы Иоанна Предтечи. Правда ли, что в этот день нельзя брать в руки нож и есть продукты, имеющие круглую форму
11 сентября – великий православный праздник — Усекновение главы Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна. Он посвящен памяти мученической смерти Иоанна Крестителя. С этим праздником связано множество поверий. Рассмотрим, что можно и нельзя делать в этот день.
Немного истории
Как только ушел в мир иной Ирод Великий, территория Палестины сразу же была поделена римлянами на 4 части. Император Август назначил правителей в каждую провинцию. Гилилею получил Ирод Антипа.
Иоанн Креститель не чтил Ирода за то, что он бросил свою законную жену и сожительствовал с другой женщиной. Пророка кинули в темницу. Но сделано это было в основном из-за злобного характера сожительницы правителя, которую звали Иродиадой. Самое интересное то, что эта женщина была законной женой родного брата Ирода.
В честь дня рождения Ирода провели усекновение главы Иоанна Предтечи. Следует сказать, что сам Ирод не собирался казнить Иоанна, так как боялся народного гнева. На его дне рождения дочь Иродиады очень хорошо плясала. Ироду это очень понравилось. Он поклялся дать девушке все, что она захочет. Иродиада нашептала дочери, чтобы та попросила у Ирода голову Иоанна на блюде. Ирод боялся Божьего гнева, но не смог отказать.
Согласно преданию, даже отрубленная голова Иоанна продолжала обличать правителя. Дочь Иродиады не вытерпела всего этого и исколола язык головы Иоанна Крестителя ножом. Затем она закопала ее в нечистом месте.
Мучительная кончина пророка описана в Евангелии от Матфея.
Что можно и что нельзя кушать
В этот день необходимо соблюдать самый жесткий пост. Не допускается употребление молочных продуктов, мяса, рыбы. Священнослужители поясняют это тем, что Иоанн Креститель жил скромно и никогда не занимался чревоугодием. Поэтому можно употреблять только то, что подарила земля.
Пост в этот день соблюдался с давних времен, что подтверждается Иерусалимским уставом преподобного Саввы Освященного. Многие верующие считают, что этот пост был завещан их предками.
Суеверия
С этим православным праздником связано множество суеверий. Считается, что на столе не должно быть ничего круглого, включая посуду и продукты питания. Ни в коем случае в этот день нельзя резать ножом и вообще использовать режущие предметы.
У белорусов на этот счет очень интересная версия. Если не использовать что-то круглое или острое, то голова пророка опять прирастет и произойдет это в течение года. Если использовать, то опять отпадет.
Православные, проживающие в южных регионах, отказываются 11 сентября употреблять красные плоды и вина. Считается, что в этот день все красные продукты и напитки превращаются в кровь пророка.
Естественно, не стоит верить во все эти суеверия. Не лишним будет соблюсти пост в качестве выражения скорби о насильственной смерти Иоанна Крестителя.
Источник статьи: http://fb.ru/post/christianity/2020/9/10/242798
Усекновение 2020: история, традиции, Иван Головосек, запреты на 11 сентября
Православный праздник Усекновение главы Иоанна Предтечи отмечается 11 сентября (29 августа по старому стилю). В православии праздник считается великим. Народные названия праздника — Головосек и Иван постный. В этот день принято держать строгий пост, в народном календаре Иван постный знаменует окончательное наступление осени. На Руси в связи с трагической историей, которую вспоминают 11 сентября, — праздник Усекновение (Головосек) считался «страшным» днем, он был полон запретами и опасными предзнаменованиями.
История праздника
Событие праздника — мученическая смерть через отрубание головы пророка Иоанна Крестителя, который считается предшественником (Предтечей) Иисуса Христа. Иоанн не только предвозвестил появление Мессии — сына Божьего, но и сам крестил Иисуса в водах реки Иордан.
Пророк Иоанн был чрезвычайно ревностен в вере и постоянно обличал тогдашнего иудейского правителя Ирода Антипу, человека слабовольного и сластолюбивого. Особенно доставалось нечестивому правителю за блудное сожительство с женой его брата Иродиадой.
За свои обличительные речи пророк Иоанн сначала попал в тюрьму, а затем стал жертвой дворцовой интриги. На дне рождения Ирода дочь Иродиады Саломея так чудесно танцевала, что одурманенный алкоголем царь пообещал выполнить любое желание красавицы. По наущению мстительной матери Саломея потребовала, чтобы ей на блюде принесли голову Иоанна. Поскольку Ирод дал обещание при большом стечении народа, он вынужден был исполнить требование Саломеи. Иоанн был казнен, но, согласно легенде, даже лежащая на блюде отсеченная голова пророка продолжала обличать пороки царя.
Ученики Иоанна похоронили голову пророка. Позже святыню, которая была чрезвычайно почитаемой, несколько раз обретали и перезахоранивали. А виновные в гибели Иоанна получили воздаяние по заслугам: все они погибли страшной смертью.
Прост на Усекновение: что нельзя есть
Иоанн был известен строгой постнической жизнью, а день его гибели является хоть и праздником, но трагическим событием. Поэтому 11 сентября верующим предписан строгий однодневный пост: запрещены мясная и молочная пища, яйца и даже рыба. Пост, несмотря на краткость и обилие разносолов, считается тяжелым: осенью слишком много соблазнов.
Головосек: народные традиции, что нельзя делать 11 сентября
Головосек, или Иван постный считается «официальным» началом бабьего лета. По традиции на Ивана устраивали большие постные застолья, а также начинали уборку корнеплодов, в первую очередь репы. Репой (как и другими постными продуктами) щедро одаривали нищих. Поэтому 11 сентября иногда называли Репный праздник.
День, посвященный столь трагическому событию, считался «страшным» и был полон запретов.
В праздник нельзя было работать, нарушителям сулили всякие беды, вплоть до смерти.
Женщинам запрещалось петь и танцевать, чтобы не походить на распутную Саломею.
Нельзя было нарушать пост, считалось, что за это Иоанн строго накажет. Застолья разрешались, но строго с постной пищей.
Нельзя было есть ничего круглого (в память об отсеченной голове Иоанна) — ни свежеубранную репу, ни яблоки, ни круглые блины и пироги. Особенно строго запрещалось шинковать круглые кочаны капусты (тут совпадали два запрета — на круглое и на острое). Старались не есть и не пить ничего красного, напоминающего цветом кровь.
Круглые тарелки и блюда тоже были под запретом, в память о блюде с головой Иоанна. Хозяйки пекли длинные постные пироги, которые клали на специальные доски.
Категорически нельзя было пользоваться ножами и режущими предметами. Пищу можно было только ломать или откусывать. Поговорка гласила:
«Кто на Головосек ножом пользуется — сам без головы останется».
Запрещалось ходить в лес из-за боязни змей и диких зверей, а также из страха перед силами природы.
Девушкам и женщинам запрещалось расчесывать волосы, чтобы не секлись (по аналогии с отсеченной главой пророка).
Детям, родившимся в этот день, сулили в будущем разные несчастья, также на Ивана постного не начинали важных дел, под категорическим запретом были свадьбы. Нарушившим сулили разные проблемы в семейной жизни, вплоть до смерти женщины в родах.
Кстати, день считался подходящим для завязывания с пьянством, вино можно было пить (так как это праздник), но совсем чуть-чуть. Поговорка гласила:
«На постника-Ивана пригубь не больше одного стакана».
Кроме того, Иоанн считался «ответственным» за все, что связано с головой: ему молились об избавлении от головной боли.
Поговорки на Усекновение
— На Иоанна постного собирай коренья рослые.
— На Ивана пост тяжел, хоть и разносол.
— Кто на Ивана не постит (то есть, нарушает пост) — за того и поп грехов не умолит.
Про наступление осени говорили:
— Иван постный — осени первый крестный.
— Иван постный пришел — лето красное увел.
— С Иван-поста мужик осень встречает, баба лето бабье начинает.
Источник статьи: http://riafan.ru/1309952-useknovenie-2020-istoriya-tradicii-ivan-golovosek-zaprety-na-11-sentyabrya
Почему 11 сентября нельзя есть круглую еду. Какие еще запреты существуют на день Усекновения главы Иоанна Крестителя
Спасо-Преображенская церковь в Слониме. Фото https://www.eparhia.by
Иоанн Креститель. Фото http://www.davidova-pustyn.ru/
Иоанн знал о приходе Мессии и готовил людей к принятию Спасителя. Поэтому его называют Предтечей. Иоанна еще называют Крестителем, так как окрестил Иисуса Христа в водах Иордана. Он учить народ новой вере и продолжал крестить народ, готовя людей к покаянию. Свою жизнь Иоанн закончил мученической смертью.
Во времена, когда жил Иоанн, Галилеей правил Ирод Антипа. Правитель жил в грехе с женой своего брата Иродиадой. Иоанн обличал за это Ирода, и Иродиада ненавидела Иоанна. В угоду жене Ирод Антипа бросил его в темницу.
В день своего рождения Ирод устроил пир. На торжестве дочь Иродиады Саломея станцевала, чем угодила Ироду. Галилейский царь за это сказал, что она может попросить у него все, что только она хочет. Саломея по совету матери потребовала голову Иоанна Предтечи на блюде. И такую награду она получила.
Ученики Иоанна Предтечи похоронили дело Иоанна в городе Севастии в 32 году после Рождества Христова. По преданиям, над Иродом, Иродиадой и Саломеей свершилось Божье правосудие.
Что нельзя делать в день Усекновения главы Иоанна Предтечи
В этот день следует соблюдать строгий пост, нельзя есть мясное, молочное, яйца и даже рыбу. Нельзя употреблять в пищу все, что имеет круглую форму: картофель, яблоки, капусту, арбузы, лук.
Нельзя подавать на стол еду на блюдах и тарелках в форме круга. Также запрещено резать пищу ножом. Лучше переломить ее руками.
Нельзя пить напитки красного цвета. А также нельзя петь, танцевать и веселиться. Так как все эти действа будут напоминать о страшной кончине святого.
Источник статьи: http://www.gs.by/2019/09/11/pochemu-11-sentyabrya-nelzya-est-krugluyu-edu-kakie-eshhe-zaprety-sushhestvuyut-na-den-useknoveniya-glavy-ioanna-krestitelya/
Круглое не резать, есть земельку, читать заклинания – как бороться с «православными» суевериями?
Польский атеист – первый наставник в вере
Протоиерей Сергий Рыбчак
– Меня некому было учить. Первой книжкой, которая дала мне представление о вере, была книжка польского атеиста Косидовского «Библейские сказания». В этой книжке давался какой-то текст из Священного Писания, а рядом было страницы две комментариев.
Так как комментарии были в три раза длиннее, естественно, читал я только то, что было покороче.
Ну и, конечно, были иллюстрации к Библии великих художников. Я до сих пор помню, как долго разглядывал картину, где Авраам приносит в жертву Исаака. Я так переживал за этого Исаака, почему отец хочет его зарезать! А бабушка тогда не смогла мне ответить. А вторая моя бабушка сказала: ты лучше Библию читай, а то священником не станешь. Это было в те времена, когда о священничестве даже речи не было!
Помню, когда я впервые в букинистическом магазине купил Евангелие, оно стоило 50 рублей, а у меня зарплата была 80 рублей. Даже скрыл от жены, сколько оно стоит. Я читал взахлеб, и потихоньку-помаленьку все мои вопросы отпадали.
Трах-тибидох – и стал «духовным»
– С какими суевериями приходится сталкиваться вам как настоятелю прихода?
– Для меня самым диким суеверием всегда было неадекватное отношение ко всякого рода святынькам. В свое время шокировало, что паломники из Дивеево привозили землю с канавки Пресвятой Богородицы и не знали, что с ней делать. Никто не объяснил, зачем брать эту земельку, как ее использовать. Кто-то даже советовал добавлять ее в пищу.
Были еще суеверия, связанные со знаменитым иерусалимским хлебом, заквасочкой, которую раздавали втихаря, и обязательно нужно было прочитать определенные заклинательные слова, чтобы было счастье, здоровье, покой и так далее.
Понятно, что если у человека нет какой-то серьезной духовной жизни, то найти легкую форму, с помощью которой – «трах-тибидох»! – всё становится на место, всегда легче. Всё это зависит от фантазии и невежества.
В 90-е годы, когда люди не имели духовных знаний, не читали Священное Писание, всякого рода оккультизм хлынул и сразу как-то прижился. У людей была жажда, они впитывали всё, что связано с духовной жизнью, пусть даже в кавычках.
И отсюда возникли синкретические суеверия, которые мы получили впоследствии и с которыми мы боролись все эти 20 лет.
Не по Шмелеву
– Обряд как одежда, безусловно, нужен. Как атмосфера. Но когда обряд сам по себе заменяет духовную жизнь, то возникают околоцерковные суеверия. Мы, священнослужители, постоянно сталкиваемся с такой проблемой: человек в храм не ходит, а знакомого просит: ты там записочку подай, чтобы у меня получилось всё на работе или в семье. Таким людям уже требуется духовная реанимация. Спрашиваешь: а ты к Богу хотя бы дома обращался?
Первым делом отвечают: а мне было некогда. Я говорю: ну, давай попробуем, встанем с тобой и пять минут почитаем хотя бы молитвы «Отче наш», «Царю Небесный». Сколько это займет времени, если мы внимательно помолимся? И ты увидишь, что за 24 часа в сутки можно найти 5 минут на молитву. И раз ты не нашел, это говорит о твоем глубоком духовном поражении.
– Я вспоминаю «Лето Господне» Ивана Шмелева: мы видим там некий образец: вот Россия, которую мы потеряли, в которой была жизнь идеальная. А там столько этих языческих традиций! Например, гадают, а положительный, церковный персонаж – Горкин, говорит: «А мы, крещеные, на круг царя Соломона лучше пошвыряем, дело священное». Или он же учит: «Кто до окропления яблочки поест – у того червь в животе заведется». Такое часто можно и сейчас встретить, особенно на деревенских приходах.
– Я должен сказать — это многим, наверно, не понравится, – но вред в этом колоссальный. Суеверия, обряженные в якобы церковные одежды, разрушают истинное понимание духовной жизни. И тогда возникает ситуация, которую наша страна пережила в ХХ веке.
Ведь когда произошли катаклизмы, это не кто-то из-за границы приехал и устроил, это как раз те люди, которые называли себя верующими православными христианами. Они ломали кресты и поджигали храмы, сжигали иконы, потому что к ним пришли новые люди и сказали, что это всё ерунда, что в Бога верят глупые люди, а вы теперь просвещенные, вы должны всё это сломать. Вот такого рода невежество, которое коренится в человеке с помощью суеверий, в конце концов, и вырождает саму суть духовной жизни.
Честно скажу, никогда не советовал читать «Лето Господне», особенно воцерковляющимся людям. Там очень много такой ерунды, которая принимается за настоящий православный образ жизни.
Иллюстрация к книге И.Шмелева «Лето Господне»
Евангелие – главное лекарство от суеверий
Если человек хочет понять, каким должен быть дух и образ жизни христианина, то пусть откроет Евангелие, послания апостолов, есть множество житийной литературы. И увидит настоящие примеры. А сколько примеров тех достойных людей, которых Церковь сегодня прославляет как новомучеников!
Когда я пришел молодым священником на приход храма святых апостолов Петра и Павла, столкнулся с множеством суеверий. К сожалению, священник, который был передо мной, оказался их рассадником. Он не имел никакого духовного образования – тогда огромная нужда была в священнослужителях, храмы возвращали, служить было некому, и ставили первых попавшихся верующих людей. Разъяснить было некому.
Целый год или больше я по два-три раза в неделю собирал в храме прихожан и просто с ними беседовал. Мы читали Евангелие, я им объяснял, чему учит Христос, чему учат апостолы, чему учит Церковь, а от всего остального, что с этим не связано или противоречит этому, – вы отходите. Я никого не ломал, не старался сразу заклеймить, мол, вы – невежды в законе, старался подходить деликатно. Но приучал, чтобы они все традиции проверяли, основываясь на Священном Писании и Священном Предании. Вот это два столпа!
И до сих пор – а я уже 21 год на этом приходе – каждое воскресенье мы собираемся в актовом зале, и я беседую с прихожанами. С теми, кто готовится к крещению, встречаемся по два-три месяца, стараемся людям ответить на все вопросы и привить хоть какой-то интерес к истинному источнику знаний – к Евангелию и учению святых отцов.
Суеверия будут всегда. Так устроен человек: еще не имея добродетелей любви и смирения, он будет водим страхами: за свою жизнь, за своих близких, а раз в сердце живет страх, то он порождает всяких чудовищ.
Что делать, если тебе «сделали на смерть»
– Что вы говорите людям, которые приходят и жалуются на порчу или сглаз?
– Часто с этим сталкиваюсь: «меня сглазили» или «мне сделали на смерть» – это, как правило, люди верующие, но абсолютно нецерковные, и поэтому им кажется, что есть некая сила, которая больше, чем Бог.
Так как они Бога не знают, веры настоящей и опыта жизни с Богом не имеют, то у них дуалистическое представление о мире: есть добро, есть зло, но зло коварнее, поэтому с ним надо бороться какими-то специфическими способами. С одной стороны, может быть, это и верно, но страшно за них, когда они зло наделяют такими сверхъестественными способностями, сильнее тех, что даются в дарованиях от Бога.
Современный человек живет в постоянном стрессе. Радио включит: там все кричат, что рубль упал, доллар поднялся, война идет, голод надвигается, а тут еще начальник или подчиненные бестолковые, в семье вечный стресс. И получается, что для человека самое тяжелое – идти на покаяние.
Покаяться – это настоящий разворот, настоящее изменение его жизни. Недаром многие люди боятся этого. Думают, что придешь, и тебя как на допросе будут наизнанку выворачивать, чтобы ты все свои темные уголки души обязательно за один раз просветил.
Нет, покаяние наступает с того момента, когда человек знакомится с учением Христа. Когда он начинает сравнивать: чему учил Христос? А как я живу? И когда человек это понимает, то начинает потихоньку и молиться, и менять свой образ жизни.
Главное для людей, которые считают, что их сглазили или сделали порчу, – успокоиться и прийти потом в храм. Хотя бы постоять, помолиться, а если есть возможность, то поговорить со священником или разумным, духовно опытным человеком.
– Протоиерей Александр Авдюгин, писатель, рассказал на своей страничке в интернете такую историю: один большой начальник, с которым он знаком, позвонил ему чуть ли не ночью, прислал за ним машину. Семья весьма образованная, люди в храм ходят, исповедуются, причащаются. Жалуются батюшке: пришел конверт без адреса, открыли – оттуда посыпалась то ли пыль, то ли земля, просыпалась на ковер. И проклятия на бумажке какие-то. Отец Александр на подходе к дому видит, что уже жгут во дворе ковер. Паника полная! Еле он их удержал, чтобы не жечь полы. Несмотря на свою образованность, эти люди настаивали, чтобы был проведен обряд для нейтрализации зла. Батюшка отбился кое-как, но на следующий день пошел им навстречу и освятил квартиру…
– Да сплошь и рядом такое случается. Несколько дней назад у меня была аналогичная ситуация: человек познакомился с другим человеком, а тот ему сказал: «Что-то я смотрю на тебя – чувствую, что тебе сделана порча на смерть. Ты поищи у себя: где-то лежит этот специальный артефакт, его нужно обязательно найти». Даже описал ему, как сей артефакт должен выглядеть: какие-то иголочки с ниточками.
И что вы думаете: находит! (Я уж думаю, не тот ли это вредитель, который этот артефакт и засунул?) И у него истерика: «Я чувствовал, что со мной что-то происходит! Я понимал, что погибаю, но не понимал, почему и как!» А ведь он верующий, по праздникам приходящий. Как говорим про таких: рождественники, пасхальники.
Убеждать человека в таком состоянии, что «по вере вашей да будет вам», бесполезно. Когда человек тонет, то бессмысленно ему объяснять, как дышать и двигать руками, надо его вытаскивать. Так и тут: успокаиваем человека, обещаем ему завтра приехать и освятить жилище. Освящаем, а потом садимся пить чаёк и за чаем спокойно говорим. Заходит разговор об исповеди, говорю: сначала почитайте о заповедях.
Если человек действительно готовится к покаянию, то удивительным образом Господь начинает его вразумлять: он начинает видеть нечто большее, чем хотел бы сказать на исповеди. И неизменное действие благодати Божьей на исповеди происходит всякий раз, человек начинает понимать, что в его жизни происходит что-то не то, поэтому всякая дрянь и клеится, всякие «ясновидцы» и экстрасенсы доводят его до истерики.
В этом икономия наша и заключается.
Освящение жилища. Фото: pravoslavie.ru
А если кто не понимает про фаворский свет…
– Существует немало суеверий, связанных с названиями церковных праздников. Многие священники критикуют такие названия как «Ореховый», «Яблочный Спас», говоря, что это на грани кощунства. А вот один священник недавно написал в сети: «Разве вы не понимаете, что сегодня для подавляющего числа простых и не простых людей наше православие играет всего лишь празднично-украшательную, нарядно-обрядную роль, чтобы как-то скрасить наше утлое, серенькое, бедненькое народное существование? А с другой стороны, подумаешь: а кому нужен тот невидимый, нетварный свет концептуально-умозрительных схем богослова Паламы!»
– Не надо впадать в панику по поводу невежества нашего народа – это всегда было, во все времена. Когда Господь приходит к богоизбранному народу, когда наступила полнота времен, то сколько в Него уверовало людей? Ведь Сам Господь проповедовал! Он ведь не оставил ни одной записочки – Он своим примером показал путь, и Сам о Себе говорил: «Я есть путь и истина, и жизнь, и кто хочет – идите за Мной».
Удивительно: Он зовет за собой, Он никого не загоняет. Поэтому и мы никаким богословием не должны никуда загонять народ. Если ты богослов, хорошо – значит, тебе дано больше, чем другому человеку. Но для того Господь пастырей и поставил, чтобы пастыри учили. Если нет пастыря, то овцы рассеются, будут похищаться и волками, и ворами. Так было во все времена.
Тут можно вспомнить слова апостола Павла своей пастве: когда вы были младенцами, то я кормил вас молоком, но когда вы повзрослели, то пора принимать твердую пищу. Народ – как дети: он неспособен переваривать твердую пищу богословия о нетварном свете. Даже в семинарии лишь один-два студента способны понять богословие Симеона Нового Богослова или Григория Паламы. Остальные могут лишь заучить определенные тексты, чтобы сдать экзамен. И среди священников так же.
Поэтому не надо унывать. Мы должны миссионерствовать и учить народ каждый на своем месте: священник, диакон, воцерковленный и разумный мирянин – все должны своим светом, своей доброй жизнью, как Господь заповедовал, учить других прославлять Отца Небесного.
Думаю, не надо отчаиваться от того, что ты познал высокие истины, а твои близкие эти истины не могут воспринять. Мы познали истину не для того, чтобы её впихнуть в кого-то, а для того, чтобы стать ещё более милосердными, заботливыми, жертвенными. Слава Богу, если в этом проявляется наше познание, а если мы от высоких истин озлобляемся на наших ближних, то лучше таких истин не знать.
Доброта бабушек и чванство богословов
– А что хуже: человек добрый, милосердный, проявляющий деятельную любовь к ближним, но с какими-то суевериями, или человек богословски просвещенный, но далекий по жизни от образца христианина?
– «По вере вашей да будет вам» – дела свидетельствуют о нашей жизни, христианская ли она. Из патериков известно, что и у преподобных подвижников по незнанию бывали вероучительные заблуждения, потому что некому было их наставить. Бывало, что святой ошибочно учил других, но когда узнавал истину, то каялся и просил прощения у всех.
Я еще застал тех бабушек-праведниц, которые жили в глухих деревнях во время советской власти, они трудились, молились, воспитывали своих внуков, и внуки при первой же возможности летели к своим бабушкам. И навсегда сохранили память о доброте и молитвенности этих старушек.
У меня самого такая бабушка была, она никогда не заставляла ничего, но всегда была очень доброй, я видел, как она молится. Это удивительный пример, который потом остается на всю жизнь. Хотя она не была богословски образована и вряд ли смогла бы адекватно ответить на мои вопросы, но своей любовью и молитвой она покрывала все мои будущие вопросы.
Видел я и очень образованных людей, со степенями кандидатов богословия и даже выше, и не всегда приятно было сидеть с ними за одним столом… Такого чванства и цинизма я не встречал даже в светских людях.
«Посидим на дорожку»
– Вот действительно, вспоминает человек свою бабушку, которая была и добрая, и молитвенная, но говорила: не зашивай ничего перед дорогой. И у человека складывается ощущение, что ничего страшного-то в таких суевериях нет…
– Бывают такие приметы, в которых есть какая-то реальная подоплека, но впоследствии о ней забыли. Например, я в детстве очень любил читать Мориса Дрюона «Проклятые короли», это эпопея о французских королях. Интересный там был сюжет – уничтожался орден тамплиеров 13 октября 1307 года, и это было в пятницу. Когда я стал постарше, слышал всякие страшилки про пятницу 13-е. Недавно услышал и от студентов – и рассказал им про книги Дрюона, о котором они даже не слышали. Им было очень интересно.
А «посидеть на дорожку»? Я до сих пор помню и всегда это делаю: перед выходом «сижу на дорожку» с одной только целью – вспомнить, не забыл ли документы, деньги, ключи. Понятно, что это хорошая примета.
Церковные суеверия и приметы часто связаны с незнанием Священного Писания. Праздновать дни рождения или не праздновать? Вот появилась секта свидетелей Иеговы, они запрещают праздновать день рождения. И очень многие прихожане спрашивали: к нам приходили, рассказывали про веру и сказали, что ни в коем случае нельзя праздновать день рождения, это так? Потому что как раз убийство Иоанна Предтечи произошло в день рождения царя Ирода.
Ну, секта – это понятно, они могут проповедовать всё что угодно. Но православные христиане должны четко понимать, откуда что происходит, и объяснять другим.
Зачем нужна святыня, болтающаяся на руке?
– А как вы относитесь к тому, что и Церковь несвободна от этого? У нас рекламируются всякие охранные кольца с молитвами, мерные иконы – дескать, эта икона убережет вашего ребенка, икона «Неопалимая купина» защитит ваш дом и т.д.
– Конечно, это реклама и дешевая эксплуатация страхов человека. На венчании всегда кольца освящаются тем, что перед обручением священник их заносит в алтарь и кладет на престол. В советское время это были обыкновенные кольца, а сейчас появились кольца, украшенные молитвой и церковной символикой. Но это никакие не охранные кольца. Это кольца для совершения таинства венчания. Венчается-то у нас сколько людей? А производство колец налажено, куда ж их девать-то? И всех начинают призывать надевать эти кольца.
Как благочинный я регулярно обращаюсь к собратьям-священникам, которые привозят браслетики с изображением Богородицы и святых. Сам я категорически запрещаю в своем храме продавать подобное.
У меня есть свой аргумент: вы вырежьте фотографии своих папы, мамы, деток любимых – и на браслетик их, и носите таким образом. Никто же этого не делает! Как это, мои дети будут у меня болтаться на руке? Но если ты не делаешь этого с изображением своих родных и близких, почему ты не чувствуешь, что это кощунство в отношении образа Богородицы и Спасителя? Где же твое благоговение?
Считается, что если на ремне напечатали молитву, то этот ремень тебя будет охранять. Я согласен: носите такие пояса, другие артефакты. Но при одном условии: если ты вспомнил, что у тебя такой ремешок есть, то помолись Господу Богу. Такие вещи предназначены только для того, чтобы памятовать о молитве Богу, потому что человека иногда так суета затягивает, что он забывает и про Бога, и про ближнего.
Нашим выпускникам из ребцентра (реабилитационный центр для наркозависимых «Подвижник», который окормляет отец Сергий – прим. ред.) я всегда советую, чтобы они покупали четки. Но не для того, чтобы совершать умное делание. Всё просто: едешь, идешь, полез в карман – о, у меня здесь четки, значит, нужно помолиться.
А если кто-то говорит, что это само по себе защищает человека – это те же самые суеверия. Хоть тонну святой воды выпейте, тонну просфор съешьте и потом сядьте в трижды освященную машину – всё равно можете в аварию попасть с такой же вероятностью, как если ничего этого делать не будете. Молиться нужно, а не окружать себя амулетами!
Вера в амулеты – трагедия веры
– Но ведь молитва сама по себе тоже не защищает человека от аварии, и священники в авариях гибнут, и молитвенники…
– Да, если понимать так, что мы должны себя окружить благополучием в этой жизни – тогда это трагедия. А если мы понимаем, что готовим себя для жизни будущего века, для вечности – то для нас и такого рода события не являются трагедией, это переход в мир, где ты не только ожидаемый гость, а постоянный житель. А если весь смысл сосредоточен только на этой жизни, то человек готов всё отдать, лишь бы всё было хорошо.
Суеверие – это то, что мешает правильно настроить духовную жизнь. А она должна быть настроена на спасение и на взаимоотношения с Богом и ближними.
Святые отцы говорят, что главное для христианина – не приобретение каких-то сверхъестественных свойств тела или души, а приобретение трезвомыслия. Многие отцы молились о том, чтобы Господь даровал им дар рассуждения.
Господь называл свое учение источником живой воды: если ты из этого источника будешь пить, то не будешь жаждать вовек. А вот суеверия как раз постоянно порождают жажду: сколько бы ты из этого дурнопахнущего сосуда ни пил – все равно жаждать будешь вечно.
Источник статьи: http://www.pravmir.ru/krugloe-ne-rezat-est-zemelku-chitat-zaklinaniya-kak-borotsya-s-pravoslavnyimi-sueveriyami/