- Церковный устав колокольного звона
- Значение для русского народа
- Описание
- Благовест
- Трезвон
- Перезвон
- Праздники
- Звоны на Пасху и Страстную Седмицу
- На Успение Пресвятой Богородицы
- На Радоницу
- Звоны на Литургии
- На Рождество
- В Великий Четверг
- В Великий пост
- Интересная информация
- Резюме
- Разновидности и значение колокольного звона в православии
- Использование колоколов
- Колокола в Русской православной церкви
- Большие
- Малые
- Средние
- Размещение колоколов
- Видео «Разновидности колокольного звона»
- Виды колокольного звона
- Благовест
- Перезвон
- Перебор
- Трезвон
- Набат
Церковный устав колокольного звона
Особенный момент дня, когда в городе слышен колокольный звон местного храма. Говорят, что в это время Ангелы спускаются на Землю, настолько благодатной становится атмосфера в пространстве.
Но колокольный звон также подчиняется своим правилам (уставу) и может быть разным в зависимости от времени суток, дня недели, праздника. Более подробнее об этом изложено в нашей статье.
Значение для русского народа
Еще до Рождества Христова верующим людям был знаком колокольный звон. Особенно на территории земель русских. Но тогда религии были языческими, из-за чего колокола некоторое время не принимались первыми христианами.
Даже апостол Павел не очень позитивно упоминает в Священном писании о «меди звенящей», то есть о колокольном звоне, как пустом звуке.
Но в эпоху рассвета христианской религии, православия, главным символом духовной жизни русского народа становится этот величественный звенящий инструмент.
Колокола выливали только настоящие мастера, которые владели данным искусством в совершенстве.
И до сих пор, когда русский верующий человек неожиданно слышит звон церковных колоколов, то рука непроизвольно сама тянется совершить крестное знамение. Наверное, это уже «в крови» у народа.
Вообще, колокольный звон очень созвучен с душой и высоким духом жителей России. Такой же величественный, чистый, светлый.
Описание
А еще колокольный звон является важной частью богослужения в православной церкви. И регулируется он Типиконом – церковно-богослужебным уставом.
Это документ, который одобрен синодальной богослужебной комиссией, а также утвержден Патриархом Московским Алексием II в августе 2002 года.
Согласно уставу, церковный звон подразделяется на 3 основные вида:
- Благовест (когда совершают единичные удары в большой колокол).
- Трезвон (когда единовременно звонит несколько колоколов).
- Перезвон (последовательные удары в колокола – от самого большого до самого маленького).
Также есть: перебор (последовательные удары в колокола – от большого до малого, включая «во вся»), «звон в двои» (в два колокола – постовой и тот, что следующий от него, а затем в оба одновременно) и водосвятный перезвон (последовательные удары в колокола: от самого крупного до малого по 7 раз в каждый).
Например, по уставу о колокольном звоне на Пасху звучат и благовест, и трезвон. Так же и в другие праздничные и будничные дни.
Благовест
Это удары, которые звучат один за другим. Но между ними есть паузы: после первого и второго раза (до полного исчезновения звука), а следующие — в ритме музыкальной размерности ¾.
В зависимости от времени суток, вида богослужения и дня определяется время начала, периодичность и, собственно, продолжительность благовеста (например, на всенощном бдении – по продолжительности чтения Псалмов 50 или 118 – 12 раз, что равняется примерно 15 минутам).
Благовест также подразделяется на:
- воскресный (вес колокола — 3,25 тонн);
- полиелейный;
- повседневный (1,64 т);
- праздничный (6 т);
- великопостный.
Трезвон
Это одновременный звон во все колокола – за три подхода. Способ трезвона, в основном, зависит от мастерства самого звонаря, поскольку конкретных положений о нем в уставе нет.
Как правило, трезвон начинает всенощные бдения (после окончания благовеста) и снова звучит перед перерывом. Также, на утреннем богослужении: перед чтением Евангелия, перед началом Литургии, в момент выноса Плащаницы и Святого Креста, при совершении Крестного хода.
При трезвоне в колокола ударяют дважды (двузвон), трижды, шесть и девять раз.
Таким образом, если благовест сообщает о начале богослужения, то трезвон – о важных событиях (несет звук духовной радости!).
Также может осуществляться в разные колокола: воскресный, будничный и так далее.
Перезвон
Здесь характерно ударение в каждый колокол по 3 раза – от самого большого до самого маленького.
Звучит перезвон во время произнесения Великой славы Господу, после которой выносится Крест (в праздничный день Воздвижения), также в Крестопоклонную неделю, перед Крестным ходом, освящением воды и первого августа. В Страстную Пятницу перед выносом Плащаницы звучит перезвон.
Этот вид колокольного звона подготавливает верующих к восприятию особенно важных событий.
Все звоны обязательно совершаются в зависимости от знака богослужения и только по благословению настоятеля.
Праздники
Согласно устава колокольного звона, различают:
- Звоны будничные.
- Воскресные.
- Полиелейные.
- Великого Поста.
- На храмовые, великие и двунадесятые праздники.
- Нерядовые подготовительных недель и Великого поста.
- Нерядовые годичного круга.
- На Пасху и Великую седмицу.
- При встрече и отъезде архиерея.
- Венчальные.
- Крестильные.
- На отпевание.
Рассмотрим некоторые из них более подробно.
Звоны на Пасху и Страстную Седмицу
В канун светлого христианского праздника, начиная с Чистого четверга и до субботы, полностью отсутствует какой-либо колокольный звон. И это не просто так.
По церковному поверью считается, что это время противостояния сил света и тьмы. После чего первые одерживают победу и начинается праздник Пасхи.
Устав колокольного звона в этот день особенный: звучит и благовест, и перезвон, и трезвон. В самой колокольне зажигают свет и начинается священное музыкальное действо, которое совершает звонарь, сообщая миру, таким образом, о победе добра и света.
Порядок совершения колокольного звона на Пасху изложено далее.
- Полунощница, при которой слышен едва совершаемый благовест в праздничный колокол;
- Крестный ход под звуки перезвона;
- Пасхальное начало – вхождение в храм при трезвоне (с праздничным колоколом);
- Евхаристический канон, при котором звучит благовест (12 медленных ударов) в праздничный колокол;
- Целование Креста – трезвон с воскресным колоколом.
- благовест, сообщающий о начале Вечерни (40 ударов в праздничный колокол);
- трезвон с праздничным колоколом;
- через 1 час снова звучит трезвон, сообщающий об окончании.
- до начала слышны звуки благовеста (40 ударов), а потом и трезвона;
- Евхаристический канон при благовесте (12 медленных ударов);
- Крестный ход при трезвоне (при остановке звуки прекращаются);
- целование Креста – трезвон с воскресным колоколом.
Есть такая традиция: в Пасхальную неделю всем желающим прихожанам можно подняться на колокольню и попробовать позвонить в колокола. Особенно это любят дети.
Что касается устава о колокольном звоне в Страстную Седмицу, то особенно важными являются такие дни, как Страстный Четверг и сам светлый праздник Пасхи (о котором информация выше).
На Успение Пресвятой Богородицы
В этот торжественный день также есть своя последовательность исполнения колокольного звона. На Успение уставом предусмотрено следующее:
- перед началом Вечерней службы звучит благовест в праздничный колокол (40 раз, причем, первые три – долгие);
- в момент выноса Плащаницы звучит перезвон;
- при положении Плащаницы в храме – трезвон;
- при погребении Плащаницы совершается Крестный ход при перезвоне;
- при поставлении Плащаницы – трезвон;
- Литургия совершается при звоне колоколов двунадесятого праздника.
На Радоницу
Пасхальная неделя оканчивается поминальным днем. Еще его называют Радоница. Устав колокольного звона в родительский день имеет также свою последовательность. Звучит скорбный перезвон и трезвон.
На Руси, согласно древним поверьям, радоницы и тризны – это божества, которые оберегали души усопших. В христианстве все едино, то есть нет разделения на живых и мертвых – для Бога все живы.
Радоница происходит от давнего предписания, согласно которого поминовение тех, кто ушел с земного плана в Великий пост (по случаю традиционных 3, 9 и 40 дней), не совершенное в свой час (из-за великопостного периода), переносится на ближайший будничный день, в который совершается Литургия. Это день Фоминой седмицы – вторник.
Вообще, поминание в Радоницу может быть совершено аж до 9 дня после Пасхи. А религиозные празднования в храмах еще длятся до Вознесения Господня (то есть, еще 32 дня).
Звоны на Литургии
На вечерние и утренние службы, согласно уставу колокольного звона на Литургии, есть следующая последовательность его осуществления:
- за 10 минут до вечерни звучит благовест (причем, 40 ударов, первые три из которых медленные) и трезвон (колокол будничный в обоих случаях);
- по завершении – трезвон;
- за 10 минут до начала Литургии также звучит благовест (40 ударов) и трезвон;
- при Евхаристическом каноне – благовест (12 ударов в медленном темпе);
- по завершении Литургии (при целовании Креста) – трезвон.
На Рождество
Обычно звучат колокольные звоны, предназначенные для великих, двунадесятых и храмовых праздников. Слышны благовест и трезвон.
Согласно уставу колокольного звона на Рождество, удары совершаются в праздничный колокол.
- за 10 минут перед началом вечерни – благовест (40 ударов) с последующим трезвоном;
- перед началом утреней звучит трезвон;
- по Евангелию – трезвон;
- по завершении – трезвон.
- до начала за 10 минут звучит благовест (40 ударов), а после него – трезвон;
- при Евхаристическом каноне – благовест (12 ударов);
- по завершении (в священный момент целования Креста) – трезвон.
В Великий Четверг
В Чистый или Великий Четверг колокольный звон осуществляется в следующем порядке:
- перед началом утреней – благовест (40 ударов);
- перед началом чтения Евангелия – удары в колокол по числу читаемого (первое чтение – 1 удар, второе чтение – 2 удара), всего 12 Евангелий. Затем звучит короткий трезвон.
После чего до Пасхи наступает тишина. Но, согласно уставу о колокольном звоне в Великий Четверг, применяется воскресный колокол.
В Великий пост
Когда начинаются недели перед Пасхой, в храмах совершаются специальные службы, которые также сопровождает колокольный звон.
По уставу о Великом Посте, применяются: постовой колокол, звон «в двоих», благовест, трезвон.
При утреннем богослужении (с понедельника по пятницу):
- перед 3-м часом – три удара в постовой колокол;
- перед 6-м – шесть;
- перед 9-м – девять;
- перед началом вечерни (Литургия Преждеосвященных Даров) – «в двои».
В вечернем богослужении за 5 минут звучит благовест в постовой колокол (40 раз).
Литургия Иоанна Златоуста:
- перед началом – благовест в будничный колокол (40 раз), после чего осуществляется трезвон;
- при Евхаристическом каноне звучит благовест в будничный колокол (12 неспешных ударов);
- при целовании Священного Креста бьют трезвон с воскресным колоколом.
- перед началом вечерни – благовест (40 ударов) с последующим трезвоном в воскресный колокол;
- перед началом утренней службы трезвон (в воскресный колокол);
- к Евангелию звучит трезвон (в момент Антифонов до чтения Евангелия);
- по завершении – трезвон в воскресный колокол.
Литургия Василия Великого:
- перед началом – благовест в воскресный колокол (40 раз), трезвон;
- при Евхаристическом каноне – благовест (12 спокойных ударов продолжительностью 25 секунд);
- при целовании Священного Креста – трезвон в воскресный колокол.
Интересная информация
Существуют современные колокола, а есть те, которым уже не одна сотня лет. Это такие, которые имеют историческое значение:
- особо ценные (изготовленные до XVII столетия);
- очень ценные (XVII- XVIII века);
- ценные (XIX-XX века);
- малоценные (после 1930 года).
На историческую ценность также влияют такие факторы, как: целостность формы, материал, вес, сама форма изделия, качество звучания, надписи, имя мастера.
Резюме
Вообще, устав колокольного звона (при Успении Пресвятой Богородицы, Пасхе, Рождестве и других праздниках, будничных служб) необходим для применения в храмах и монастырях Русской Православной Церкви.
А разработан он для того, чтобы:
- сохранять традиции православного звона, которые являются важной частью жизни Русского Православия (как духовного и культурного наследия страны);
- для правильного применения церковного звона;
- для поддержания желания молодых звонарей в освоении данной специализации (есть в стране специальные школы, где обучаются данному мастерству).
В уставе все изложено кратко. Он содержит только самую необходимую информацию относительно колокольного звона. И ни в коем случает не накладывает ограничения на традиции отдельных храмов и монастырей, права их священнослужителей, проявление творчества и местную практику звонарей, если это не противоречит его положениям и Православной религии в целом.
Источник статьи: http://fb.ru/article/385957/tserkovnyiy-ustav-kolokolnogo-zvona
Разновидности и значение колокольного звона в православии
Использование колоколов
Прообразом нынешних колоколов являются китайские колокольчики небольшого размера, изготовленные в XXIII–XVII веках до нашей эры. Позже мастера Поднебесной создали на их основе музыкальный инструмент, ставший затем аналогом европейского карильона. Долгое время Старый Свет не признавал это устройство, так как ассоциировал его с язычеством.
Устройство типичного европейского колокола
Символом церкви карильон стал только в Средние века. На него наносили гравировки с отрывками из Евангелия, а отдельные составляющие называли по подобию человеческих частей тела: язык, уши, тулово, губа. Тогда же зародилась традиция освящения колокола, позже перекочевавшая на Русь.
Люди верили, что мелодичный перезвон способен отпугивать нечистую силу, а иногда даже приносить исцеление. Сегодня практически во всех религиях и верованиях можно встретить колокольчики. Например, шаманы до сих пор используют этот инструмент для изгнания злых духов.
Колокола в Русской православной церкви
Звонницы на Руси начали строить сразу после ее Крещения. Первые несколько веков Россия ставила европейские карильоны, однако к XV столетию стала делать уже свои. Звон, слышимый по всем окрестностям, зазывал прихожан на службу, народное собрание или оповещал о беде. Местные мастера отливали образцы больших размеров, чтобы усилить издаваемый звук. Так, прототип известного «Царь-колокола» весил около 208 тонн.
До начала XX века литье осуществлялось на государственных заводах, однако после Октябрьской революции сфера перешла в частные руки. Длилось такое производство недолго – до 30-х годов. Воскресить литейное дело получилось только после «перестройки», поставив задачу перед двумя заводами: ЗИЛ и Балтийский. Сегодня церковные карильоны состоят из трех видов колоколов: большие, средние, малые.
Звонницы на Руси начали строить сразу после Крещения
Большие
Благовестники призваны оповещать прихожан о начале богослужения. Делятся они на несколько типов:
- праздничные – используются на главные православные торжества, а также Великую Пасху;
- воскресные – звонят по воскресеньям;
- постовые – звучат только во время Пасхального поста;
- полиелейные – их можно услышать во время полиелейной службы;
- простодневные – используются ежедневно.
К благовестникам также относят «часовые» колокола, звучащие по каждому часу.
Малые
Малые, или зазвонные – это колокольчики небольшого размера, объединенные между собой в одну связку. Как правило, их используют вместе с большими колоколами для исполнения трезвона:
- единожды – к вечерней службе;
- дважды – перед утреней;
- три раза – с началом Божественной литургии.
Средние
Подзвонные колокольца предназначены только для одного – украшения общего звучания. Они чуть крупнее зазвонных и точно так же соединены между собой цепочками, прикрепленными к звонарному столбу. Чаще звук средних колокольчиков можно услышать во время звона на Пасхальный пост или перед Литургией преждеосвященных даров. Также они участвуют в переборах, трезвонах, двузвонах или перезвонах.
Размещение колоколов
Карильон, который использует православная церковь, представляет собой простую конструкцию, подвешенную невысоко от пола на вертикальных столбиках. Инструментом очень удобно управлять, не прилагая при этом больших усилий, однако его практически не слышно на большом расстоянии.
Чтобы колокольный звон был слышен за несколько верст, звонницу начали устанавливать отдельно от здания храма. Позже ее стали присоединять непосредственно к собору, делая неотъемлемой частью архитектурного комплекса. В XIX столетии колокольню располагали на крыше самой церкви. Так как последняя всегда возводилась выше других строений, звук разносился практически по всему городу.
Видео «Разновидности колокольного звона»
В этом видеоролике представлены основные виды звона колоколов.
Виды колокольного звона
Красивый мелодичный звук, который мы часто слышим по праздникам, бывает несколько видов.
Благовест
Представляет собой одиночные, размеренные удары в большой колокол. Сначала звонарь медленно выводит три протяжных звона, а после их затихания продолжает бить с равномерными паузами. Услышать благовест можно по великим церковным празднествам или во время Пасхального поста.
Перезвон
Переливающийся, торжественный перезвон обычно используется перед особо значимыми священнодействиями: Крещенской службой, Божественной литургией и пр. В нем можно услышать все три вида колоколов, которые звонят по очереди, образуя радостную, светлую мелодию.
Перебор
Это скорбный звон на минорный лад. Его используют во время панихиды или погребальных богослужений. Сначала звонарь медленно ударяет по очереди в каждый инструмент: от зазвонного до благовестника. После стихания последнего звука он начинает звонить во все колокола, повторяя этот порядок несколько раз.
Разновидности колокольного звона в православии
Трезвон
Выводится он по аналогии с перебором, то есть включает все инструменты сразу. В народе его называют «во все тяжкие». Священнослужитель трижды берется за карильон, делая между сессиями небольшие паузы.
Набат
Сегодня набат – явление довольно редкое. Во времена Руси его использовали гораздо чаще, оповещая мирян о грядущих или уже случившихся страшных событиях. Как правило, одиночные, тревожные звуки, доносящиеся с колокольни, означали какое-то стихийное бедствие, пожар или набег вражеской армии.
Колокольный звон можно назвать неизменным атрибутом православия, а колокол – символом церкви. Начиная с X столетия его использовали по случаю радостных, а иногда и горестных событий. Эта традиция сохранилась до наших дней, а потому на каждый церковный праздник мы слышим радостный, торжественный перезвон.
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
Источник статьи: http://moimolitvy.ru/duhovnaya-zhizn/kolokolnyy-zvon-3291/