Праздник крещения древняя русь

Как родился праздник Крещения Господня

Зеленые воды реки Иордан

В наши дни Православная церковь отмечает множество больших праздников. Первейшие по значению среди них – Пасха, то есть Воскресение Христово, двенадцать «великих двунадесятых» и еще пять «великих недвунадесятых». Кроме них с большой торжественностью празднуются дни поминовения особо почитаемых святых. Для каждого торжества твердо установлен день, форма богослужения, а порою и бытовые детали: какого цвета должны быть одеяния духовенства, какая пища позволительна за праздничным столом…

Но в раннем христианстве всех этих праздников, помимо Пасхи, не существовало. А позднее они «бродили» от одной даты к другой, то сливались, то оказывались разделены, да и традиции отмечания сильно отличались в разных местах. Проще говоря, церковные праздники устоялись и приняли современную форму далеко не сразу.

Большинство из них рождались медленно, в спорах и согласованиях, которые могли тянуться десятилетиями или даже веками. Всё это происходило, главным образом, между IV и X столетиями, в огромной, давно исчезнувшей стране. Ее именуют Восточно-Римской империей или, проще, Византией. А уж оттуда церковные установления по поводу праздников расходились в разные концы Христианского мира.

У праздника Крещения Господня – сложная судьба.

«Надлежит нам исполнить всякую правду…»

Сегодня Крещение Господне Русская православная церковь празднует 19 января по новому стилю (6 января по старому стилю), и смысл его ныне прозрачен для каждого верующего. Этот праздник представляет собой воспоминание о том, как Иисус Христос явился на берег палестинской реки Иордан и попросил о крещении у пророка Иоанна Предтечи. Тот, прозревая суть Христа, удивился и спросил, не следует ли ему самому принять крещение у Христа? Людей Иоанн крестил во оставление грехов, но зачем очищаться от грехов существу, имеющему в себе безгрешную божественную суть? Да и уместно ли Владыке принимать крещение от раба Его? На это получен был ответ: «Надлежит нам исполнить всякую правду». Тогда Иоанн Предтеча склонил голову перед волей Бога, а Иисус вошел в зеленые, непрозрачные воды Иордана, издревле почитавшегося священной рекой. Иоанн Предтеча произвел обряд крещения, который стал прообразом современного таинства.

Читайте также:  Кому нужны новогодние праздники

Схиархимандит Иоанн Маслов писал о Крещении Христа в реке Иордан следующее: «Крестившись от Иоанна, Христос исполнил “правду”, т.е. верность и послушание заповедям Божиим. Святой Иоанн Предтеча принял от Бога повеление крестить народ в знак очищения грехов. Как человек, Христос должен был “исполнить” эту заповедь и, следовательно, креститься от Иоанна. Этим Он подтвердил святость и величие действий Иоанна, а христианам на вечное время дал пример послушания воле Божией и смирения».

Во время Крещения произошло чудо: на Христа снизошел Дух святой в обличии голубя, «и был глас с небес, глаголющий: Ты Сын Мой Возлюбленный; в Тебе Мое благоволение!» (Лк 3:21-22). Так всему народу было явлено, что Иисус – не только Сын Человеческий, но еще и Сын Божий. Поэтому праздник имеет ныне второе название – Богоявление.

В старину на Руси всякую прорубь во льду реки или озера, сотворенную ради крещенского освящения воды, именовали Иорданью. Пусть река Иордан несет волны в местах теплых, по берегам ее стоят пальмы, и вода в ней никогда не замерзает, а все же православный человек различает ее где-нибудь под Рязанью или Белозерском, в двадцатиградусный мороз, среди сугробов, наметенных вьюгой. В этот момент исчезает время, исчезает пространство, тысячи вод из разных веков и стран сливаются в единый символ иорданской воды, освященной присутствием Христа.

День белых риз

Праздновать Крещение Господне стали очень быстро – еще при жизни апостолов. Но в ту пору оно по-другому называлось и имело другой смысл.

Ученики Христа и ученики Его учеников предавались воспоминаниям о том, как в мире людей появился живой Бог, как поклонились ему волхвы, как учил Он и как проявлял суть более высокую, нежели человеческая. Поэтому три разных события — воплощение Бога в теле человека (Рождество), Поклонение Ему волхвов и первые признаки Его истинного происхождения (Крещение) — смыкались в их представлении воедино. Три разных, по нынешним понятиям, праздника оставляли как бы единое торжество. Первоначально общее название этого тожества было «Епифания» (по-гречески, — «Явление»), позднее возобладал другой, ныне всем известный, вариант – «Теофания» (то есть «Богоявление»). В древних Апостольских Постановлениях говорилось: «Да будет у вас в великом уважении день, в который Господь явил нам Божество». Духовенство – наследники истинных свидетелей Богоявления, апостолов, — издревле служит в этот день в белых ризах.

В наши дни признаки древнего единства Рождества и Крещения едва различимы. Например, у обоих праздников есть Навечерие (Сочельник) со строгим постом, есть некоторое сходство и в богослужении.

Но некоторые церкви, например, Эфиопская православная и Армянская григорианская, по-прежнему отмечают единый праздник.

«Почерпнув воды в полночь…»

Совсем не простой вопрос, когда Крещение стало самостоятельным праздником. Это произошло по всему огромному христианскому миру не одновременно. Но со второй полвины V века Крещение почти повсеместно отмечают как отдельный праздник, а слово «Богоявление» становится его синонимом, уже никак не касаясь Рождества.

Церковный Собор середины VI века официально именовал 12 дней между Рождеством и Крещением праздничными – с 25 декабря по 6 января, но два этих великих торжества уже различал.

Главной отличительной чертой Крещения является освящение воды. Этот обычай возник в древности и с течением времени превратился в своего рода «визитную» карточку праздника.

Долгое время велись споры, сколько раз надо проводить водосвятие – один или два? Так, например, Русская церковь только в 1667 году окончательно постановила святить воду дважды – и в Навечерие, и в сам праздник Богоявления. Как правило, первый раз освящение совершается в храмах, а во второй – на реках, озерах, прудах.

Притом два водосвятия восходят к двум различным церковным традициям.

Первая из них связана с порядком, установленным у ранних христиан: крестить новообращенных в Навечерие праздника. Именно поэтому праздник когда-то имел третье имя: его называли «днем Просвещения» — в знак того, что Таинство Крещения очищает человека от греха и просвещает светом Христовым.

Но впоследствии тех, кто хотел принять Христову веру, стало так много, что одного дня для этого оказалось явно недостаточно. Крещение стали совершать и по другим датам. Обычай же святить воду в Навечерие – даже если никого из новообращенных нет в храме – сохранился.

Сначала ее святили только один раз, в полночь. Еще в IV веке святитель Иоанн Златоуст писал о водосвятии так: «Христос крестился и освятил естество вод; и потому в праздник Крещения все, почерпнув воды в полночь, приносят ее домой и хранят во весь год. И так вода в существе своем не портится от продолжения времени, почерпнутая ныне целый год, а часто два и три года остается свежей и неповрежденной, и после толикого времени не уступает водам, только что почерпнутым из источника».

Лишь с X века водосвятие перенесли с полуночи на Навечерие.

Традиция святить воду во второй раз имеет другие корни.

Изначально она касалась только Иерусалимской церкви. Там второе освящение воды начали совершать в IV — V веках, поскольку существовал обычай выходить на реку Иордан для водосвятия в память о Крещении самого Спасителя. Оттуда обычай второго освящения воды постепенно распространился по всему Православному миру.

С незапамятных времен существует обыкновение пить крещенскую воду во здравие и кропить ею все углы в доме – для «отгнания нечистой силы».

Епископ Иларион (Алфеев) так объясняет этот обычай: «На Иордан к Иоанну пришел Сам Господь Иисус Христос, чтобы погрузиться в воды Иордана – не для очищения от греха, но для того, чтобы освятить их, преобразить, наполнить жизнью… И в воды Иорданские Он сошел, чтобы взять на Себя тяжесть греха и смерти и водную стихию вновь сделать стихией жизни. С тех пор ежегодно мы освящаем воду, и вода эта становится великой святыней. Эта вода, в которой присутствует Сам Бог, освящает все, что ею окропляют, она исцеляет людей от болезней».

Источник статьи: http://pravoslavie.ru/89790.html

Праздник «Крещение Господне» на Руси — Крещенские традиции в России и Санкт-Петербурге

19 января Православный мир празднует Крещение Господне, или Богоявление. В православии праздник «Крещение Господне» входит в число самых главных двунадесятых праздников.

Христианский праздник был установлен в честь события, описанного в Евангелии, — Крещения Иисуса Христа в реке Иордан Иоанном Крестителем. Более точное место крещения Иисуса Христа неизвестно.

Крещение Иисуса Христа

Во время Крещения Христа, согласно 3-м Евангелиям, Священным Книгам Нового Завета — от Матфея, Марка и Луки, на Иисуса сошёл Святой Дух в виде голубя. Одновременно послышался глас с Небес, который провозгласил:

Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Моё благоволение

В 4-м Евангелии от Иоанна также рассказывается о Крещении Иисуса Христа в водах Иордана и сошествии во время этого события Святого Духа на Сына Божьего, но не прямо, а от имени Иоанна Крестителя.

Крещение на Руси

Этот праздник во всех исторических церквях привязан к дате древнего праздника Богоявления, который приходился на 6 января по старому стилю. Русская Православная церковь, которая придерживается юлианского календаря, празднует Крещение Господне 19 января.

Праздник Крещение Господне завершал Рождественские святки — 12-дневные народные гуляния с колядками и гаданиями. В этот день люди изгоняли нечисть и замаливали свои грехи. А начинался праздник с Крещенского Сочельника.

Крещенский Сочельник

Непосредственно перед Богоявлением, или Крещением Господним, прощались со Святками. Со стола убирали сено, торжественно внесённое накануне Рождества. С самого Рождества Христова возле икон лежал праздничный хлеб. Его на Крещение отдавали скотине и птице.

Во все 12 Святочных дней нельзя было выносить сор из избы, нельзя было заниматься многими домашними делами, к примеру, ткать и прясть, и др. А в Крещение все эти запреты снимались — выносили мусор, очищали печи от золы, подметали в горницах.

Накануне Крещения молодые люди устраивали заключительные святочные игрища. Также ходили ряженые по дворам с колядками и песнями. В то время верили, что чем щедрее хозяева одарят колядующих, тем больше доброго произойдёт в их домах в наступающем году.

Блюда в Крещенский Сочельник

В Сочельник, вечером накануне Крещения, как и Рождества, православные верующие накрывали столы. Крещенская трапеза напоминала во многом Рождественскую. На столы ставили кутью, или сочиво, — главное блюдо Сочельника, а также разные хлеба, выпечку, блины, каши из сухофруктов и орехов.

Если в Рождество было положено приготовить и поставить на стол 12 блюд по числу апостолов Христа, то в Крещение подавали нечётное количество блюд. В народе Крещенский Сочельник называли голодной кутьей, стол обязательно должен быть постным.

Существовал обряд приглашения на ужин умерших предков, для них зажигали свечу, на стол ставили приборы по числу покойных родственников.

Гадания в Крещенский Сочельник

Крещенский Сочельник считался особенно «правдивым» в предсказании будущего. Говорят, что в это время по земле бродит нечистая сила — главный помощник гаданий. Эту нечисть на последующем церковном Богослужении изгоняли и закрывали ей ворота в земной мир.

Всё же для защиты при гадании люди соблюдали все меры предосторожности — очерчивали вокруг себя круг, также все гадающие, если их было много, становились в «хоровод» и держали друг друга за мизинцы рук. Где-то на Руси себе на головы гадающие надевали глиняные горшки.

Как и в Рождественский Сочельник, в ночь на Крещение Господне загадывали желания. Считалось, что в Крещенский Сочельник небо «открывается» и каждое прошение Спаситель Иисус Христос слышит. А за положительный ответ почиталось покачивание воды в бочке или стакане, что символизировало тот момент, когда Христос вошёл в реку Иордан для крещения.

Традиции на Крещение Господне

На Крещение освящение воды происходило дважды: накануне Богоявления — в церквях, а в сам праздник «на Иордани» — на природных водоёмах.

В праздник Крещения проходил молебен «Водосвятия» — над вырубленной в виде креста «Иорданью» (прорубью) устраивалась выносная часовня, получившая название — «Иорданская сень».

«Иорданские сени» на Руси

На Руси в XVI—XVII веках известно, как «в Суздале в день Богоявления на реку Каменку совершался крестный ход для освящения воды в Иорданской сени»:

Впереди процессии в сопровождении псаломщика шёл священник и окроплял путь. За ним следовали хоругвеносцы, несшие хоругви и большой пятиглавый фонарь перед выносным крестом с частицей мощей.

Следом несли большие выносные иконы, перед каждой из которых четыре массивных одноглавых фонаря. Далее следовали женщины с малыми иконами из собора и монастырей. За ними шли попарно священники со всего города, соблюдая порядок чинопочитания.

Процессию завершали богомольцы города и ближайших селений. Напрестольный крест для освящения воды на Иордань нёс священник (протоиерей или архиерей) на голове от самого собора до проруби, которая вырубалась во льду в виде креста.

Иордань на реке устанавливалась недалеко от моста. Ниже по течению, где была бельевая прорубь, происходило купание людей, но только в тот момент, когда священнослужитель погружал напрестольный крест в иорданскую прорубь.

«Иордань» и Крещенские традиции в Санкт-Петербурге

В Санкт-Петербурге на Крещенские праздники в 1890—1910 годах во льду напротив Зимнего дворца вырубалась прорубь — «Иордань», над которой сооружалась сень.

Иорданская сень в городе на Неве

В высоту Иорданскую сень в Петербурге строили около «четырёх саженей». И представляла она собой храм с куполами и крестами, украшенный вызолоченными изображениями ангелов и образами.

Вокруг Иорданской сени устанавливали открытую галерею. В храме служили молебен. По галерее размещали знамёна гвардейских полков для окропления их святою водою. От Иорданского подъезда Зимнего дворца ко льду и далее по льду устраивали сходни и мостики, которые украшали флагами и гирляндами.

Вдоль них выстраивались шпалерами гвардейские части в зимней парадной форме без шинелей, солдаты без перчаток — такова была традиция в столице Российской империи.

Традиции в столице с Петровских времён

По традиции, установленной ещё с времён Петра I, в его детище-граде и тогдашней столице России высшие православные священнослужители после обедни во дворце выходили на Иордань служить молебен с водосвятием.

На лёд выходила и вся царская семья. Митрополит опускал крест в воду. В это же самое время из пушек Петропавловской крепости давался 101 выстрел.

По представлению верующих, вода в Неве мгновенно делалась святою, и все по очереди подходили испить её. Несмотря на то, что санитарная инспекция уже тогда запрещала пить сырую невскую воду ввиду её загрязнения сточными водами.

После Водосвятия император принимал Крещенский парад. Мимо царя проходили церемониальным маршем войска, которые присутствовали на Крещении, находясь на Иордани в Санкт-Петербурге. Как объясняет протоиерей Георгий Рощин:

купание в полынье — «Иордани» на Богоявление — это не исконная, как принято думать, а сравнительно недавняя российская традиция, ей всего несколько лет. Прежде, до революции, совершались крестные ходы на «Иордани» с освящением воды, но массовое купание этому не сопутствовало.

Крещение в Петербурге сегодня

Сегодня же в Санкт-Петербурге, как и во всех городах России, традиционно устраивают «Иордани» или купели на Крещение. Так же, как и прежние времена, вырубают проруби в Неве и других реках.

Все желающие, петербуржцы и гости города, могут принять обряд омовения, зайдя в воду в купелях недалеко от мест своего проживания. Считается, что Крещенская вода очищает и тело, и душу, смывает с души все грехи и избавляет тело от болезни.

Крещенская вода для всех православных верующих почитается чудотворной, способной исцелять и очищать от грехов, а также изгонять нечистую силу из домов. Чтобы чудо свершилось, окунаться в купель каждому нужно с истинной верой в сердце и молитвой на устах, через искреннее покаяние и стремление стать лучше.

Меры предосторожности во время Крещенских купаний
  • Окунаться следует в специально оборудованных прорубях у берега, желательно вблизи спасательных станций, под присмотром спасателей.
  • Не стоит злоупотреблять алкогольными напитками, ведь спиртное только способствует быстрому переохлаждению организма и дает дополнительную нагрузку на сердце.
  • Людям с сердечнососудистыми заболеваниями следует соблюдать предосторожность: если артериальное давление повышено, при купании в ледяной воде возрастает риск спазма сосудов и даже микроинсульта, а если низкое, то возможно появление судороги, кроме того существует опасность потери сознания в воде.
  • Перед купанием в проруби необходимо разогреть тело, сделав разминку, пробежку.
  • К проруби необходимо подходить в удобной, нескользкой и легкоснимаемой обуви, также можно использовать шерстяные носки.
  • Окунаться лучше всего по шею, не замочив голову, чтобы избежать рефлекторного сужения сосудов головного мозга. Никогда не ныряйте в прорубь вперед головой.
  • Нельзя находиться в проруби более 1 минуты во избежание общего переохлаждения организма.
  • Если с вами ребенок, слетите за ним во время его погружения в прорубь. Испугавшийся ребенок может легко забыть, что он умеет плавать.
  • Выйти из проруби не так просто. При выходе не держитесь непосредственно за поручни, используйте сухое полотенце, горсть снега с бровки проруби, можно зачерпнуть больше воды и, опираясь на поручни, быстро и энергично подняться.
  • После окунания разотрите тело махровым полотенцем и наденьте сухую одежду.

(Комитет по вопросам правопорядка и безопасности)

Источник статьи: http://peterburg.center/story/prazdnik-kreshchenie-gospodne-na-rusi-kreshchenskie-tradicii-v-rossii-i-v-sankt-peterburge

Оцените статью