Праздник луд что это

Праздник луд что это

Ижемский праздник «Луд»

Испокон веков в одну из белых летних ночей ижемцы выходят «лудын войлыны» («гулять на лугах»). Традиция прерывалась на 60 лет. И в 1997 году возродилась: после призывных выстрелов в воздух от каждой деревни к месту гуляния выдвинулось шествие в старинных сарафанах и рубахах.

Единственное народное гуляние, сохранившее элементы древнего мировоззрения коми-ижемцев, проходит в первое воскресенье июля – в канун сенокосной страды на заливных лугах левого берега реки Ижмы. Именно в это время природа достигает наивысшего расцвета, травы вбирают в себя весь сок, обладают чудодейственной силой, а вода в реке становится целебной.

Исконное место праздника – междуречье рек Ижма и Курья или – как его называют местные жители — «остров» (замкнутое пространство, внутри которого происходит сакральное действие). Время гуляний — с вечера до восхода солнца, когда граница между мирами открыта.

«Луд» – это массовый хоровод «Ворота», игры, песенные, плясовые и спортивные состязания. Во время гуляния проходит конкурс «Хоровод невест», где девушки показывают умение носить народный костюм (а дорогие наряды ижемки носить умеют!) и знание традиционной культуры коми-ижемцев.

Конные скачки, которые собирают на «Луде» более 100 всадников со всего района, — родом из традиции перед гулянием прогонять по лугу табун лошадей, чтобы промять траву, дабы красавицы-ижемки не подвернули ножки и не замочили подолы сарафанов. Лошадь у коми-ижемцев – животное священное, оно олицетворяло солнце.

В 2009 году традиционный праздник коми-ижемцев «Луд» вошёл в число 11 чудес Республики Коми. В 2013 году — включён в региональный реестр объектов нематериального культурного наследия. В 2015 году Традиционный народный праздник «Луд» Ижемского района и его организаторы стали лауреатами профессиональной премии «Грани театра масс» за проведение праздника и победителями в номинации «Лучший национальный праздник страны».

Читайте также:  Особенности праздника день победы

В празднике принимают участие и представители диаспор ижемских коми их Мурманской и Архангельской областей, Ямало-Ненецкого, Ненецкого и Ханты-Мансийского округов.

Организатор: Управление культуры администрации МР «Ижемский»

Тел: 8 (2140) 94-532

Туристский информационный центр Республики Коми
г. Сыктывкар, ул. Карла Маркса, 229
(8212) 255-449
tic@finugr.rkomi.ru

Дизайн сайта находится в процессе разработки.
Ваше мнение очень важно для нас.
Перейдите по ссылке,
чтобы оставить отзыв © ГАУ РК Центр информационных технологий

Источник статьи: http://tourism.rkomi.ru/node/579

Методический анализ на тему: Традиционный праздник коми-ижемцев «Луд»
методическая разработка на тему

Сохранение самобытной народной культуры, воспитание уважения к истории и традициям коми-ижемцев

Скачать:

Вложение Размер
2013-2014._traditsionnyy_prazdnik_komi-izhemtsev_lud.docx 26.03 КБ

Предварительный просмотр:

МБУ ДО «Детская школа искусств»

г. Инта Республика Коми

Методический анализ на тему:

Традиционный праздник коми-ижемцев «Луд»

Преподаватель хореографических дисциплин

Луганская Екатерина Николаевна

У истоков праздника

Ижемский район Республики Коми – удаленный от городов и промышленных центров край деревень и сел. Фольклор ижемских коми представлен самыми различными жанрами. В памяти старожилов сохранились местные календарные праздники. Но самым зрелищным является районный праздник «Луд».

Луд – традиционный массовый праздник коми-ижемцев, широко распространенный в XIX – начале XX века среди жителей сел и деревень Ижмы и Средней Печоры. Летние луговые гуляния, игры, забавы были широко распространены по всей территории Коми края. Но ижемские луговые праздники были весьма разнообразными и не похожими на гуляния других районов.

Луд (в переводе с коми языка – «луг») – широкое, открытое место, где проводится праздник. Поскольку на праздник съезжались жители большинства сел и деревень района, было важно, чтобы хватило места всем участникам веселья. Поэтому пойменные луга были выбраны ижемцами неслучайно. Центром праздника являлось и до сих пор остается село Ижма.

Своими корнями праздник уходит в глубину веков, во времена языческие, когда люди были едины с природой. Ижемские старожилы отмечали, что каждое село и деревня в определенное время, от Ивана Купалы (Иван лун) до Петровских дней (Петыр лун), выходила гулять на луга.

На мифологическую основу праздника указывают мотивы отпугивания (пальба из ружей перед праздником), омовения (ритуальное купание после восходом солнца), топтания (подготовка площадки). Праздник «Луд» начинался со сбора людей на улицах села, которые в назначенный час стекались на центральную площадь и отправлялись на «Луд» (Луг). Старшие, как правило, шли впереди, за ними следовала молодежь.

Исконное место проведения праздника – междуречье Ижмы и Курьи, где и происходит основное действие. В преддверии праздника молодые всадники, огибая территорию, прогоняли табун лошадей, вытаптывая площадку для гуляния. Такой обход имел сакральный и практический смысл: уберечь место действия от нечистой силы и вытоптать неровности земной поверхности. В настоящее время эта традиция преобразовалась в спортивные скачки, в которых участвуют всадники со всего района.

Традиционный праздник коми-ижемцев «Луд» сегодня

«Луд» — один из самых масштабных и интересных праздников, проводимых в Республике Коми. Постановлением Министерства культуры и национальной политики РК от 21 декабря 2005 года традиционному народному празднику «Луд» присвоен статус Республиканского. Он проводится в целях сохранения самобытной народной культуры, воспитания уважения к истории и традициям ком-ижемцев.

Организаторы проведения праздника в течение многих лет по крупицам воссоздают материал. В организации праздника задействуют все учреждения культуры района. На празднике «Луд» принимают участие фольклорные коллективы всего Ижемского района. Жители ряда населенных пунктов совместно с работниками Домов культуры и самодеятельными коллективами района проводят локальные праздники «Малого Луда» (с. Няшабож, д. Гам, с. Сизябск и др.).

В настоящее время основной праздник Ижемского района РК «Луд» проходит в первое воскресенье июля – в канун сенокосной страды на заливных лугах левого берега реки Ижма. Пространство праздника делится на подворья, художественно-оформленные дворы-площадки, где хозяева встречают гостей. Общая форма праздника – гуляние, которое состоит из множества фольклорных, театрализованных, хореографических элементов. Если организаторам удается к финалу соединить все села-подворья в единый праздник – значит, их задача выполнена. Количество зрителей и участников праздника не ограничено. Главная идея – добиться того, чтобы каждый зритель стал участником. И импровизируя, дополняя праздник элементами традиционной культуры, создать социально-значимое мероприятие для всего населения Ижемского района.

Время проведения праздника «Луд» — с вечера и до восхода солнца. Вечернее гуляние начинается в центре каждого села и деревни, расположенных вдоль реки Ижма с обеих ее берегов. Представители различных сел и деревень присоединяются к шествию в село Ижма и вместе с участниками идут с песнями по селу до берега реки. С песнями и танцами участники проходят по мосту через реку Ижма и оказываются на современном месте проведения Луда. Перед местом расположения гуляния стоят ворота, через которые проходят гости и участники праздника. Возле ворот стоят девушки в национальных нарядах и раздают памятки – путеводители о празднике «Луд».

Таким образом, сам праздник открывают «Ижемские ворота» — танцевальное шествие с песнями по улицам села с последующим переходом на луг. Это яркое торжественное хореографическое событие лугового праздника, где обязательны различные парные соединения рук и проход танцующих под ними, словно сквозь ворота.

Пройдя через «ворота», участники праздника расходятся по лугу на закрепленное за каждым селом место – сикт (буквально село) или подворье. Коллективы и гости праздника радушно принимаются в «Сиктах», а затем вместе с хозяевами участвуют в их маленьких «сельских» гуляниях. «Сикт» — условно обозначенная площадка, где располагаются представители определенного села. Здесь они пребывают в течение праздника, разводят костер, принимают гостей. В каждом «Сикте» разработана своя программа. Каждый «сикт» имеет свой отличительный знак.

Праздничная программа состоит из театрализованных эпизодов. В центре луга, на подготовленной площадке, как правило, располагаются главные запевалы гуляния. Открытием праздника служат выстрелы из ружей вверх по очереди от каждого подворья – это сигнал о том, что участники готовы к началу основного праздничного действа. Начинается праздник с обращения к предкам за благословением на проведение большого праздника перед страдой. Запевалами исполняется песня-импровизация – обращение к предкам на благословение проведение праздника.

Затем запевалы приглашают всех участников праздника. Ими исполняется песня-приглашение» Локтой-локтой» (буквально «идите-идите»), под которую все участники праздника идут «Воротами» на центральную площадку луга.

Далее под народную песню хороводы всех сел распределяются на лугу, как лучи солнца, в центре которого находятся запевалы праздника. По окончании хоровода представители от каждого подворья несут в центр к запевалам праздника воду и землю своего села или деревни. Проводится обряд дарения под причитание. Земля и вода со всего района смешиваются и распределяются по горшочкам, в которые рассаживают ростки черемухи. Всем гостям, приехавшим на праздник. дарятся ростки черемухи, как гостинец с исторической родины.

Далее следует эпизод выбор хороводниц, которыми быть на празднике очень почетно и престижно. Они собираются в центре луга и сообща решают, какие хороводы, танцы и в какой последовательности будут исполнять на гулянии. Хороводницы расходятся на свои места, а запевалы объявляют хороводы и танцы, после исполнения которых, все возвращаются в свои подворья.

Интересен на «Луде» конкурс гармонистов, которые показывают свое мастерство владения инструментом, а остальные участники праздника дарят им свою признательность.

Увлекательным является «Хоровод невест», в котором принимают участие молодые девушки. В старину на «хороводе невест» свекрови выбирали будущих невесток, а женихи присматривали себе невест. Сбор на хоровод начинается с подворья «Ижма». Девушки последовательно обходят все подворья, к которым присоединяются невесты других сел. Обойдя весь луг, девушки собираются в центр, где оценивается их костюм. Это своеобразный конкурс ижемского наряда, и он проводится совсем недавно. Целью конкурса является популяризация ижемского костюма и налаживание тесных семейных связей между ижемцами. Организаторы праздника планируют в будущем проведение ижемской помолвки или свадьбы.

Ни один праздник не обходится без традиционных игр и национальных забав. Среди молодых парней и мужчин из всех подворий в центре луга проводятся национальные игры, такие как: «Прыжки через нарты», «Бросание хорея», «Перетягивание на мизинцах» и другие. Проводится и ставшая уже традиционной для «Луда» игра «Фанты». Для ее проведения необходимо выкупить предметы, которые похищают из подворий определенно назначенные люди. По условиям игры предмет возвращается в подворье в случае выполнения какого-либо творческого задания (исполнения песни, танца).

Кульминация праздника – встреча солнца, момент, предвещающий начало нового рабочего дня. Именно в этот момент запевалы обращаются к солнцу за благословением на начало сеноуборочных работ. Исполняются традиционные заклички, восхваляющие солнце и счастливую жизнь. Далее происходит омовение утренней росой. Участники праздника ходят по траве босиком и продолжают веселиться.

Исполняется заключительный общий танец луговых гуляний, который является плясовым хороводом. Он исполняется под плясовые песни и в него входят почти все элементы луговых хороводов. Это «Общий круг», «Танец парами», «Ручеек», «Волна», «Танец парами по кругу», «Капуста», «Иголка с ниткой», «Солнцеликая», «Яблочко», и другие русские переплясы. Торжественная встреча солнца завершается, а участникам и гостям праздника предлагается танцевально-музыкальная программа.

Проведение праздника «Луд» требует сложной подготовки, как в организационном, так и в творческом плане. Творческая группа заранее выезжает к художественным коллективам для подготовки к проведению праздника. Праздник «Луд» характерен для ижемских коми, поэтому необходимо соблюдение традиций именно этой местности.

При подготовке праздника опираются прежде всего на фольклорные коллективы, которые выступают в роли организаторов действия: исполняют песни, водят хороводы, проводят игры. Их задача – привлечь зрителей, помочь им включиться в игровые ситуации, побудить желание самим поучаствовать в праздничной пляске, песне, раскрыться в качестве исполнителя.

Разрабатывая сценарий праздника, организаторы ориентируются на возраст и интересы участников, стремятся доступно представить традиционные мотивы праздника зрителям. Успех праздника составляют: преемственность поколений, организованное взаимодействие участников на протяжении всего праздника, а также важность и значимость проводимого мероприятия в жизни населения.

Источник статьи: http://nsportal.ru/shkola/dopolnitelnoe-obrazovanie/library/2016/11/02/metodicheskiy-analiz-na-temu-traditsionnyy

  • А
  • Б
  • В
  • Г
  • Д
  • Е
  • Ё
  • Ж
  • З
  • И
  • Й
  • К
  • Л
  • М
  • Н
  • О
  • П
  • Р
  • С
  • Т
  • У
  • Ф
  • Х
  • Ц
  • Ч
  • Ш
  • Щ
  • Ы
  • Э
  • Ю
  • Я

Национальный праздник «Луд»

Чтобы во всей полноте оценить самобытность Республики Коми, надо посетить её национальные праздники.

Одним из самых ярких является межрегиональный традиционный народный праздник «Луд» . Он традиционно проходит в Ижемском районе в последнее воскресенье июня или первое воскресенье июля в канун начала сенокосной страды.

Время проведения праздника Луд — с вечера до восхода солнца. Своеобразный зачин праздника — гуляние «Ижемские ворота» — проходит до полудня и вечером во всех сёлах и деревнях района.

«Ворота» — танцевальное шествие с песнями по улицам села с последующим переходом на луг. Это яркое, торжественное хореографическое событие лугового праздника, где обязательны различные парные соединения рук и проход танцующих под ними, словно сквозь ворота (имитируются переходные моменты из одного состояния в другое).

Пройдя через «ворота», участники праздника расходятся по лугу на закреплённое за каждым селом место — сикт (буквально «село») или подворье. «Сикт» — условно обозначенная площадка, где располагаются представители определённого села. Здесь они пребывают в течение праздника, разводят костёр, принимают гостей. В каждом «сикте» разработана своя программа. Все гости праздника радушно принимаются в «сиктах», а затем вместе с хозяевами участвуют в «сельских» гуляниях.

Сизяыб сикт (село Сизябск) — традиционно оленеводческое село. В этом театрализованном поселении стоит чум, организована ярмарка меховых изделий, сувениров из меха, кожи и оленьих рогов, вязаные пояса (воньяс). Гостей угощают традиционными блюдами оленеводов — блинами из оленьей крови, строганиной, шашлыками из оленьего мяса, кулебяками.

Краснобор сикт (село Краснобор). Знак, по которому можно определить это подворье, — высокий шест, на котором вывешена пара сапог. Красноборцев в районе называют «красноборса кöмтöм кокъяс» (буквально «босоногие красноборцы»), не оттого, что они не имели обуви, а просто берегли её и часто ходили босиком. В районе этого села имеются природные запасы красной глины, целебные свойства которой использовала вся округа. Из неё также изготавливали качественный кирпич, вытаптывая глину босыми ногами. В деревне Вертеп бьет ключ — святой источник «Кузьма нырд» (буквально «возвышенность Кузьмы»). Гостям и всем желающим предлагают приобрести сертифицированную минеральную воду, глину для косметических масок и практические советы по её использованию.

Букур сикт (село Бакур). По поверью, в окрестностях села в старину было много медведей, и первые жители отгоняли их «буксанами» и «пöлянами» — традиционными музыкальными инструментами народа коми. Отсюда и название села — Букур (современное название — Бакур). Достопримечательность этого села — колодец, из которого местные жители пьют чистейшую воду более двухсот лет.

Медведь — символ Бакура, а его чучело — отличительный знак сикта. Всем желающим предлагают выпечку, воду из местного колодца на чай, другие угощения, проводят национальные игры, водят хороводы, поют песни и частушки.

Мохча сикт (село Мохча). Здесь собираются не только мохчинцы, но и жители деревни Гам, относящейся к сельскому поселению «Мохча». Деревня Гам всегда славилась хорошими лошадьми, не перевелись они и сегодня. Поэтому на Луде мохчинцами организована коновязь, а всем желающим предлагают покататься верхом на лошади, угоститься местными блюдами, почаевничать, приобрести вязанку дров для костра, поиграть в национальные игры и посостязаться в конкурсе «Перекинь гирю через баню».

Ижма сикт (село Ижма). Отличительный знак Ижмы — высокие качели. Из года в год в Ижме на Пасху устанавливают высокие качели.

Возле костра гостей угощают чаем, шаньгами, предлагают принять участие в национальных играх, таких как «Гезйöн ворсöм» (Игра с верёвкой), «Капуста», «Ратшкис». «Дитяшко» и «Ремень».

Ижемцы же на празднике развозят тележку с кашей — своё знаменитое угощение «саламат», которое надо «заработать» исполнением музыкального номера, байки или анекдота.

Кельчиюр сикт (село Кельчиюр). В поселении проводятся игры, конкурсы, водятся хороводы. Гостей потчуют чаем, угощают шаньгами, рыбниками, ухой.

Щельяюр сикт (село Щельяюр). В 2005 году жители и администрация сельского поселения «Щельяюр» впервые принимали участие в праздничных событиях. В этом подворье развернулась выставка декоративно-прикладного творчества, проводятся современные игры, работают аттракционы, гостей угощают чаем, выпечкой, шашлыками.

На «Луде» проводится конкурс гармонистов.

По правилам конкурса в центре «Луда» собираются гармонисты всех подворий и показывают своё мастерство владения инструментом. Зрители сами выбирают гармониста, достойного играть в их подворье, и зазывают его к себе.

Интересен «Хоровод невест», который возобновили только в 2006 году. Это отголосок обряда инициации — перехода девочек в статус невест. В «хороводе невест» принимают участие молодые девушки, переходящие из подросткового возраста в период девичества. В старину к этому времени девушкам покупали шаль, обувь, украшения и шили новый девичий наряд, а короткий подростковый наряд оставался в прошлом. Это символический переход во взрослую жизнь. На «хороводе невест» свекрови выбирали будущих невесток, а женихи присматривали невест.

Среди молодых парней и мужчин из всех подворий в центре луга проводятся национальные игры, такие как: «Прыжки через нарты», «Бросание хорея», «Перетягивание на мизинцах».

Проводится и ставшая уже традиционной для «Луда» игра «Фанты». Для ее проведения в течение всего праздника по «луду» — лугу — ходят определённо назначенные люди, которые крадут какие-либо необходимые предметы, утварь из подворий, например, топор, котелок. Во время игры оглашаются предметы, которые были похищены. Задача потерпевших — выкупить их. По условиям игры предмет возвращается хозяевам в случае выполнения какого-либо творческого задания (к примеру, исполнение песни, поцелуй красивой девушки, выкуп возможен и выпечкой, деньгами).

Кульминация праздника — встреча солнца, момент, предвещающий начало нового рабочего дня, начало лета и конца ритуального действа. Именно в этот момент запевалы обращаются к солнцу, к предкам-родителям за благословением на начало сеноуборочных работ. Исполняются заклички, восхваляющие солнце и молодую счастливую жизнь.

Источник: Луд — души услада / Министерство культуры и национальной политики Республики Коми, ГУ РК «Коми республиканский центр культуры, искусства и народного творчества». — Сыктывкар: ГУ РК «КРМЦКИиНТ», 2007. — 44 с.

Источник статьи: http://cultmap.nbrkomi.ru/ru/page/Brendi_respubliki.Prazdnik_Lud/

Оцените статью