Как правильно провести Масленичную неделю: Заигрыши, разгуляй, тещины вечёрки и другие древние традиции
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Краткая история праздника
Масленица — древний славянский праздник, истоки которого наблюдаются еще с языческих времен. Многие ученые считают, что этот праздник возник еще в период античности. В дохристианское время, Масленицу приурочили к весеннему равноденствию, то есть празднование было 22 марта. Отмечали ее две недели: семь дней до весеннего равноденствия и семь дней после него.
Праздник был посвящен проводам зимы и встрече весны. Славяне устраивали веселые и шумные гуляния, чтобы помочь весне поскорее прогнать зиму. Наши предки верили, что, если не веселиться на Масленицу, то год будет бедным, неурожайным и безрадостным.
Но, с принятием христианства, дата празднования стала зависеть от священного праздника Пасхи, а гуляния сократились до семи дней. Масленица стала неделей прощения, покаяния и примирения, а также подготовки к Великому посту.
В старые времена неделю Масленицы называли Сырной седмицей, которая была наполнена мыслями о страшном суде Христовом. В эту неделю всем верующим было запрещено есть мясо, но допускались рыба, сыр и другие молочные продукты. Чрезмерно веселиться и чревоугодничать церковь не разрешала, а наоборот, наставляла готовиться к посту.
Масленичная неделя
Праздничная неделя формально делится на две части: с понедельника по среду — узкая, с четверга по воскресенье — широкая. Во время первого периода занимаются в основном уборкой, готовкой и подготовкой к празднованию. Во второй период, соответственно, устраиваются пышные гуляния и запрещается любая работа по дому.
Как в старые времена, так и сейчас, главным угощением являются блины. Их делают каждый день и в больших количествах. В Масленичную неделю у каждого дня есть свое название и традиции, которые необходимо выполнять.
День первый — Встреча Масленицы
Понедельник — первый день празднования Масленицы. Утром свекры, как правило, отправляли своих невесток в гости к их родителям. А вечером и сами к ним присоединялись, чтобы накормить сватов блинами. В этот день также заканчивали подготовительную работу для увеселений: устанавливали качели, делали снежные крепости и ледяные горки. Но главной традицией в понедельник было выпекание первого блина, который не съедали сами, а отдавали беднякам. Это делалось, чтобы те помянули души их умерших родственников.
День второй — Заигрыши (Сватовство)
Вторник был посвящен смотринам. Парни и девицы гуляли вместе в этот день, чтобы присмотреться друг к другу. Так как скоро начинался пост, во время которого нельзя справлять свадьбу, у молодых было время для подготовки к празднованию торжества после Пасхи. А те, кто уже был в браке, зазывали в гости родственников и знакомых. Считалось, чем изобильнее стол, тем богаче будет год.
День третий — Лакомка (Скромная среда)
Среда — это день, когда нужно ходить к теще на блины. Причем прийти мог не только зять, но и его родственники, а также друзья. В этот день теща была особенно мила и щедра, всячески пытаясь угодить зятю. Пришедшие вместе с ним гости должны нахваливать тещу перед зятем, приговаривая как ему с ней повезло. Считалось, чем гостеприимнее была хозяйка, тем лучше будет относиться к ее дочери новая семья.
День четвертый — Разгул или Разгуляй (Широкий четверг)
Четверг — время начала широких гуляний. С этого дня любая работа по дому считалась плохой приметой. Поэтому людям оставалось только гулять и веселиться. Традиционными развлечениями на Руси считались: хороводы, песни, пляски, игры в снежки, катания на лошадях, кулачные бои, различные соревнования и состязания, прыжки через костер, и, естественно, поедание блинов в достаточном количестве. В этот день никто не сидел дома, все старались как следует повеселиться. На Руси верили, что все, кто не развлекается в этот день, будут несчастными весь следующий год.
День пятый — Тещины вечерки
В пятницу ответный визит делала теща. Теперь уже ее всячески ублажали и угощали блинами, которые в этот день напекла дочь. Теща приходила в гости не одна, а с подругами, которым хотела показать, что вырастила хозяйственную дочь и выдала ее замуж за хорошего молодого человека.
День шестой — Золовкины посиделки
В субботу невестки звали в гости золовок (сестер мужа). Приглашались также подруги и другие родственницы. Причем, если золовки семейные, то подруг тоже звали замужних, если свободные, то и подруг незамужних. Девушки устраивали чаепитие с блинами, сплетничали, разговаривали о своем, о девичьем. Невестки старались приготовить всем гостям небольшие гостинцы, это считалось хорошей приметой.
День седьмой — Проводы (Прощеное воскресенье)
Воскресенье — финал праздничной недели. В этот день перед Великим постом совершалось заговенье. Воскресенье называется прощеным, потому что в этот день принято просить друг у друга прощение и говорить в ответ: — «Бог простит, и я прощаю». Также принято поминать усопших и посещать кладбища, где покоятся родные. Воскресенье перед Великим постом — последний день, когда можно есть пищу животного происхождения. Во время проводов старались доесть либо раздать нищим всю еду, которую готовили в течение недели. Если все-таки часть продуктов оставалась, то ее сжигали, так как считалось плохой приметой выбрасывать еду или дать ей испортиться.
Днем обычно ходили в баню, а вечером собирались на главной площади, чтобы сжечь там чучело Масленицы. Пепел, который остался после сожжения, собирали, чтобы посыпать им поля. Наши предки верили, что этот обряд поможет повысить урожайность в будущем году.
Что нельзя делать в Масленичную неделю
Несмотря на то, что Масленица — радостный и веселый праздник, в нем есть ряд ограничений. Например, в эту неделю нельзя венчаться. Также нежелательно сидеть в одиночестве. К отшельникам наши предки относились скептически.
В Масленицу нельзя злиться, ругаться, сквернословить и таить обиду. Ведь, после празднований, начинается Великий пост, и к нему нужно духовно подготовиться заранее.
Не стоит отказывать гостям, которые хотят наведаться в гости, и самим нужно не забывать про ответные визиты, ведь это одна из главных традиций Масленицы. Принимают гостей только в прибранном доме и опрятном виде, поэтому нужно постараться навести порядок в первые три дня Масленичной недели. На столе обязательно должно быть разнообразие блинов с различными начинками. Но, так как в христианстве чревоугодие — большой грех, не стоит все же объедаться на Масленицу. Особенно это касается тех, кто собирается соблюдать Великий пост.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
Источник статьи: http://kulturologia.ru/blogs/070321/49196/
Масленица в славянской традиции.
Масленица (Комоедица) Как и когда празднуется? Что означает?
Масленица выезжает на «семидесяти сами санях» в гости к «честному Семику» (бог огня Семаргл, его священное число 7), который «бьёт челом на салазочках, в одних портяночках, без лапоток» (богу Огня совсем не холодно на салазочках, то есть дровах). «Честной Семик» зовёт её «во тесовый терем» (домовину или погребальную краду), где она, после того, как в «блинах повалялась» (блин — поминальная треба), сгорает на седьмой день святок. До сих пор сохранившейся обряд сжигания масленичного чучела (а там где вскрылись реки, его остатки бросают в воду) есть не что иное, как торжественные похороны богини Смерти (то есть Мары) со всеми почестями. Нельзя не почтить богиню, с которой каждому из участников обряда когда-нибудь придётся встретится.
Начинают угощать друг друга блинами. Первый блин комам (медведям), его относят в чащу, жертвуя косолапому хозяину леса. После проводят зачин.
Возжигают Огонь. Славя богов и предков, весь славянский РОД. Посолонь (то есть по Солнцу, по часовой стрелке) закручивают хоровод, надевши личины и хари, дабы не узнали злые духи. Скоморохи показывают представление, им помогают колоброды.
Величают молодых, вступивших в брак в течение прошедшего года. Незамужним и неженатым повязывают на руку повязку или верёвку. Чтобы снять её, необходимо откупиться, принеся с собой на общий стол угощение. Всем наливают сурью. Первую чашу сурьи жрица Марены несёт к жертвеннику. Жрица Живы выбивает эту чашу, следя за тем, чтобы ни одна капля не попала на жертвенник, ибо тогда вновь похолодает, вернётся Марена.
Вот уже первый снежок летит в чучело, вызывая за собой целый залп. «Марена» падает, что должно означать её «смерть». «Усопшую» со всеми почестями возлагают на погребальную краду, читая погребальные молитвы. Затем торжественно сжигают чучело Марены, подбрасывая в костёр мусор, солому и старые вещи: «Марена загорела, всему миру надоела!»
Заводят хоровод противосолонь (против Солнца, против часовой стрелки) и провожают сгорающую Зиму песней:
Прыгают через небольшой костёр, сложенный «шалашиком», обращаясь к Семарглу, чтобы он зажёг снега, а после обязательно умываются снегом или талой водой. Считается, что талая вода придаёт лицу красоту. Затем прославляют Ярилу, скатывают горящие колёса с горы в честь разгорающегося Солнца: «С горы катились, с весной воротились!»
С этого дня солнце-юноша Ярило начинает яриться, жарить. Солнечные лучи становятся всё жарче, всё ярче. Текут вовсю ручьи. Приход Весны неумолим. Однако, хозяин леса, чьим древним именем и назван праздник, всё ещё спит в берлоге.
Комоедицы можно перевести как «праздник поедания комов» (или «поедающий комы»), особых блинов, посвящённых этому зверю. Подобный праздник в Древней Элладе назывался «комедиа» (медвежий праздник), откуда пошла античная комедия. Нужно пояснить, что современное название зверя является иносказательным («настоящее» имя нельзя произносить вслух, чтобы не призвать невзначай): «медведь» — ведающий мёд. Кроме того, оно достаточно древнее: не мёдведь, а медведь. Но и это имя прижилось, став «настоящим». После чего начало было уже вытесняться новыми иносказаниями: мишка, топтыгин, косолапый и т.п. «Ком», возможно, тоже иносказательное: медведь похож на большой шерстяной комок из-за кажущейся неуклюжести. Может быть, исконное имя содержится в названии медвежьего дома: берлога — «логово бера», отсюда берендеи.
Начинается обряд «Пробуди». Люди, вооружившись горящими головнями, идут «будить медведя». В яме, укрывшись валежником, лежит ряженный, изображающий спящего медведя. Участники праздника водят вокруг берлоги хоровод, крича, что есть мочи, стараясь разбудить косолапого, затем начинают бросать в него ветки, снежки, прутья (дошедший до наших дней в виде обряда способ первобытной охоты). «Медведь» не просыпается, пока одна из девушек не сядет ему на спину и не попрыгает на нём. Вот тогда «медведь» начинает пробуждаться. Девушка убегает, оторвав кусок медвежьей шкуры или медвежью «ногу». Ряженый встаёт и начинает плясать, подражая пробуждению медведя, затем идёт искать свою потерю, опираясь на костыль, распевая «медвежью» песню:
Поймав свою обидчицу, «медведь» пытается задушить её в своих объятиях медвежьей хваткой.
После пробудей начинаются игрища. Первая игра — городок. Девушки становятся на высокое огороженное место (городок), вооружившись длинными палками, и отбивают нападение парней, колотя их нещадно. Парни «на коняшках» пытаются ворваться в городок, взять его приступом. Тот, кто первый прорывается в городок, получает право перецеловать всех девушек-защитниц.
После взятия городка начинается пир горой, а затем остальные масленичные забавы: кулачки, коняшки, качели, лазание на столб за подарком, ручеёк.
«Кулачки», как и «городок», олицетворяют победу весны над зимою, масленичный столб является земным воплощением столба небесного, «мирового дерева», на котором находится Ирий, попасть туда не просто. «Ручеёк» это отголосок тех давних времён, когда, по мнению учёных мужей, в первобытном племени каждый мужчина был мужем каждой женщины, а каждая женщина была женою каждого мужчины. Как видно, время было непростое, тяжёлое. О нём монах-летописец, не разбиравшийся в таких тонкостях, написал «аки скотъ блудяху». По прошествии тысячелетий порядок восторжествовал, обычай переродился в обрядовую игру, с которой начинались первые весенние попытки найти суженных. Кроме того, «ручеёк» служил ещё одной цели — отбору молодых людей с девиантным (отклоняющимся от нормы) половым поведением, с последующей выбраковкой. Вообще все игры, с виду напоминающие обычные забавы, были важными средствами социального (естественного) отбора, подготовки будущих воинов и охотников. Это сейчас мы не видим смысла в качании на качелях (народный обряд, призванный придать силу пробудившейся растительности), но более 300 лет назад царь Алексей Михайлович Тишайший такое качание запретил.
Духи Великих Предков, незримо присутствуя на празднике, радуются месте с нами. Не угас ещё РОД славянский, как и тысячи лет назад приходят славяне на праздник, чтобы соблюсти обычай. Что есть праздник? Память человека о себе через богов и о богах через себя, очищение души от суетных забот и пустой памяти. Под взорами Неба завершается праздник, стихают песни, гаснет Огонь. Звучат слова Велесовой Книги, будя в душах память предков:
При прощании одаривают друг друга пряниками, говоря: «Прости меня, пожалуй, буде в чём виноват перед тобой». Прощание заканчивалось поцелуем и низким поклоном.
Общий ход действа:
1. Подготовка празднества (построение снежной крепости, изготовление чучела Морены и т.д.). Общий сбор. Необходимые пояснения. Представление гостей и остальных участников обряда друг другу.
2. Торжественное открытие праздника. Языческое богослужение на Капище. Принесение общей требы. Слава РОДным Богам, первым — Яриле-Весеню и Деве-Леле. Краткая тризна во Славу Предков.
3. Заклички Весны, совершаемые девами.
4. Игра-мистерия: взятие снежной крепости, охраняемой окрутниками в личинах, изображающими собой выходцев из Нави — слуг Мары-Морены (ибо пока не взята крепость — Весне нет ходу к людям). Захват штурмующими чучела Морены-Зимы, спрятанного в крепости.
5. Проводы Старухи-Зимы. Сжигание её чучела на Огне (вместе с окрутными личинами).
6. Встреча Девы-Весны. Паление огненного колеса, знаменующего собой торжество победившего Солнца. Общее пожелание блага на грядущее время.
7. Братчина — праздничный пир.
8. Игрища, народные гуляния. >
Источник статьи: http://historyrus.mirtesen.ru/blog/43624916267/Maslenitsa-v-slavyanskoy-traditsii…