Праздник масленица как проводиться

Содержание
  1. Масленица 2021: веселая неделя перед встречей с весной
  2. Когда праздновать Масленицу в 2021 году?
  3. История Масленицы: дохристианские обряды встречи весны
  4. Как праздновать Масленицу: главные традиции
  5. Веселая неделя: как называть и что делать в Масленичные дни
  6. Как празднуют Масленицу в современной России?
  7. Что нельзя делать на Масленицу?
  8. Приметы на Масленицу
  9. Масленица: смысл, история и традиции
  10. Масленица: история праздника. Почему христиане празднуют Масленицу?
  11. Дохристианская история Масленицы
  12. Масленица: смысл праздника
  13. Традиции, обычаи и обряды Масленицы
  14. Вопросы о Масленице: как Церковь смотри на языческую сторону этой недели?
  15. Масленица в других Церквях
  16. Особенности богослужения Сырной седмицы
  17. Масленица: история праздника. Почему христиане празднуют Масленицу?
  18. Дохристианская история Масленицы
  19. Масленица: смысл праздника
  20. Традиции, обычаи и обряды Масленицы
  21. Вопросы о Масленице: как Церковь смотри на языческую сторону этой недели?
  22. Масленица в других Церквях
  23. Особенности богослужения Сырной седмицы

Масленица 2021: веселая неделя перед встречей с весной

Масленица – веселый, озорной, сытный и любимый для многих праздник прощания с зимой. В 2021 году Масленичная неделя продлиться с 8 по 14 марта. Как же следует встречать долгожданную красавицу-весну, какие древние традиции пришли к нам из языческих времен, что можно и нельзя делать на Масленицу – читайте на Joy-pup.

Когда праздновать Масленицу в 2021 году?

Дата празднования Масленицы – мигрирующая, поскольку зависит от Пасхи. Каждый год Масленичная неделя наступает по-разному: в 2021 с 8 марта. Дату Масленицы посчитать несложно. Достаточно знать, когда в этом году будет Пасха и отнять от этого числа 56 дней: 48 дней Великого поста и неделю празднования самой Масленицы. В этом году православная Пасха — 2 мая 2021 года. Соответственно – последний день Масленицы (Прощенное воскресенье), выпадает на 14 марта. А целую неделю до этого – продляться масленичные гулянья, шумные ярмарки, вкусные посиделки с блинами, играми и катаниями на санях.

Читайте также:  Республиканский праздник день белорусской письменности

История Масленицы: дохристианские обряды встречи весны

Масленицу отмечали еще наши древние предки, посвящая этот праздник языческому богу Солнца (Ярилу). Отсюда и главная «съестная» символика Масленицы – круглый блин, похожий на солнце. Восточные славяне верили в силы природы и больше всего почитали дневное небесное светило за его энергию, наполняющую все живое своим светом и теплом. В период равноденствия они устраивали торжественные прощания с зимой и начинали зазывать в гости весну. До сих пор сохранилась традиция сжигания чучела зимы на Масленицу. В некоторых регионах с горы запускают горящие деревянные колеса, олицетворяющие собой культ Солнца.

После крещения Руси Масленицу привязали к Пасхе и Великому посту. Но ее веселые и разгульные обычаи с народными гуляньями и сытными блинами так и остались главной особенностью этого праздника. «Без блина не Маслена», — такая прибаутка и ныне популярна в народе.

Как праздновать Масленицу: главные традиции

Масленицу часто называют Сырная седмица, Мясопустная неделя, поскольку в этот период не рекомендуется есть мясо. А вот молочные и мучные продукты – пожалуйста! Блины с различными начинками, вареники, сыр, масло, яйца, сметана, икра, рыба – все это обязательные атрибуты праздничного стола на Масленицу. Целую неделю люди ходят друг другу в гости, участвуют в народных гуляньях, наряжаются в народные костюмы, поют и танцуют – ведь сам Бог велел хорошо повеселиться на Масленицу. В старину молодые люди старались выбрать себе пару, сослать сватов или даже сыграть свадьбу до Масленицы. После Прощеного воскресенья начнется Великий пост и развлекаться, есть сытную еду и веселиться уже нельзя. «Не все коту Масленица, а будет и Великий пост».

Традиции Масленицы очень легкие и приятные: гулять, есть блины и веселиться, и все не без толку. А чтобы поскорее пришла весна. Сжигание чучела зимы в последний день празднования – действие яркое и символическое. Считалось, что вместе с огнем уходит все старое и плохое, давая дорогу новому и хорошему. Пепел от чучела развеивали над полями, чтобы в этом году был хороший урожай.

Веселая неделя: как называть и что делать в Масленичные дни

У каждого дня Масленицы есть свое название и предназначение, свои обряды и ритуалы.

Понедельник, первый день Масленицы (8 марта 2021 года) – «встреча». В этот день выпекали первый блин, который оставляли на подоконнике или отдавали беднякам за помин души умерших родственников. Дети и взрослые зазывали в гости Масленицу, а матери учили дочек печь блины.

Вторник, второй день Масленицы (9 марта 2021 года) – «заигрыши». День ряженных и сватов. В этот масленичный день молодые парни и девушки высматривали себе подходящую пару, чтобы после Пасхи можно было сыграть свадьбу.

Среда, третий день Масленицы (10 марта 2021 года) – «лакомка». День, когда следует ехать в гости к теще на блины. В этот день разрешалось вдоволь веселиться, петь и танцевать, кататься на санях, есть и пить. «Блин не клин – живота не расколет», — говорили в народе.

Четверг, четвертый день Масленицы (11 марта 2021 года) – «разгуляй» или Широкая Масленица. Празднование в самом разгаре, как говориться «на широкую ногу». В старину в упряжку закрепляли по нескольку саней и катались по селу на таком импровизированном масленичном поезде. Также в этот день водят хороводы, устраивают народные забавы, игры в снежки, кулачные бои. Одна из русских традиций – взятие снежного городка. Взрослые и дети строят снежные башни, а затем взрослые участники делятся на два лагеря – конницу и пехоту. Первые нападают на снежный город, а вторые обороняются метлами.

Пятница, пятый день Масленицы (12 марта 2021 года) – «тещины вечера». В этот день уже зятья угощают своих тещ блинами. Принято торжественно приглашать маму жены в гости, а она может прийти не одна, а с подругами.

Суббота, шестой день Масленицы (13 марта 2021 года) – «золовкины посиделки». В этот день в гости к молодоженам приходила сестра мужа, со своей семьей (если она замужем). Если золовка незамужняя, приходила вместе со своими подругами.

Воскресенье, последний день Масленицы (14 марта 2021 года) – «прощеное воскресенье», «прощеный день, «целовальник». Последний день Масленицы, когда принято просить прощения у всех родственников, друзей, соседей, а затем поцеловаться и поклониться. Пора прощания с Масленицей, весельем и зимними забавами. В этот день еще можно вдоволь насладиться праздником: водить хороводы, плясать, кататься в упряжках. А затем – отправиться в баню, чтобы хорошо отпариться и помыться перед Великим постом.

Как празднуют Масленицу в современной России?

В современных деревнях и городах на Масленицу проходят массовые народные гулянья. Ряженные персонажи в образах скоморохов и петрушек веселят людей, взрослые и дети участвуют в играх и конкурсах, угощаются блинами и сладостями, радуются и резвятся на открытом воздухе. Народные празднование проходят в парках, национальных музеях и на центральных площадях городов. Люди веселятся от души: театральные представления, хороводы, песни и танцы можно встретить на каждом шагу. А сколько разновидностей вкусных блинов, бубликов, пирогов да вареников можно попробовать! Вовсе и не счесть! «Не житье, а Масленица», — говорили в народе.

Самые распространенные народные забавы на Масленицу:

  • Перетягивание каната.
  • Снежный лабиринт.
  • Перегонки на ходулях.
  • Снежные мишени, игра в снежки.
  • Кулачные бои.
  • Кидание валенка.
  • Сжигание чучела зимы.

Что нельзя делать на Масленицу?

Как уже говорилось выше, на Масленичной неделе не разрешалось есть мясные блюда. Единственное исключение – Прощенное воскресенье, когда можно было отведать мясо перед постом. Еще один запрет на Масленицу – нельзя грустить, ссориться и обижаться на близких. Считалось, если на Масленичной неделе не будешь веселиться, весна наступит еще не скоро. А того, кто все праздничные дни грустил, ожидает несчастье.

Нельзя на Масленицу скупиться и жадничать – а наоборот, следует угощать блинами друзей и знакомых и кормить голодных. Нельзя встречать гостей в неубранном доме. Масленица – время для наведения порядка и чистоты. Нельзя отказывать, если вас пригласили в гости, а если пришли, то запрещено переедать и много пить. В последний день Масляной нельзя отказывать, если кто-то искренне просит у вас прощение. «Бог простит» — таков должен быть ответ.

Приметы на Масленицу

На масленицу всегда старались испечь как можно больше блинов – к богатству и хорошему урожаю. Если блины, получились ровными, красивыми и золотистыми, год будет легким и удачным. А если пригорели и слиплись – ждите несчастий. Избавляться от ненужного и старого на Масленицу – хорошая примета. «На Масленицу старое простить — в жизнь новое пустить».

В народной памяти также сохранилось множество примет, свидетельствующих о погоде и будущем урожае.

  • Морозы на масленичной неделе – к богатому урожаю и теплому лету.
  • Дождит на Масленицу – к хорошему урожаю грибов.
  • Много снега – к теплой и ранней весне.
  • Сосульки – к богатому и сытному году.

Источник статьи: http://joy-pup.com/holidays/maslenica/

Масленица: смысл, история и традиции

Масленица: история праздника. Почему христиане празднуют Масленицу?

Дохристианская история Масленицы

Масленица: смысл праздника

Традиции, обычаи и обряды Масленицы

Вопросы о Масленице: как Церковь смотри на языческую сторону этой недели?

Масленица в других Церквях

Особенности богослужения Сырной седмицы

Об этом празднике знают практически все. Но если задать конкретный вопрос: что такое Масленица, – ответы прозвучат довольно разные. Для кого-то она связана с весельем и массовыми гуляниями, кто-то видит в ней один из этапов подготовки к Великому посту. Ну, а кому-то вспомнится известный мультик Роберта Саакянца «Ишь, ты, Масленица».

Все приведенные варианты ответа будут верными, ведь Масленица – праздник многоликий и вмещает в себя огромное число смыслов и символов. И все-таки, что такое Масленица? Откуда она появилась? Как ее отмечали раньше?

Масленица: история праздника. Почему христиане празднуют Масленицу?

Последний день Сырной седмицы называется Прощеным воскресеньем. Оно заканчивает собою череду подготовительных недель к Великому посту. Всего «вводный» период длится 22 дня, и за это время Церковь настраивает верующих на нужный духовный лад.

Такое пристальное внимание к великопостному циклу вполне закономерен, ведь он является стержнем всего литургического года в большинстве христианских Церквей. Пост – время особое. Это, как очень удачно выразилась поэтесса Наталья Карпова, «семь медленных недель, дарованных тебе для покаянья». Это особый ритм жизни. Естественно, что радикальные перемены в душе не совершаются в одночасье, и здесь нужна серьезная подготовка – и ума, и эмоций, и тела.

Если углубимся в историю, то увидим, что Сырная седмица – наиболее древняя среди недель перед Великим постом. Она появилась под влиянием палестинской монашеской практики – местные иноки почти весь сорокадневный период перед Пасхой проводили в одиночестве, разойдясь по пустынным местам. К началу Страстной седмицы они сходились снова, но некоторые не возвращались, умирая в пустыне. Понимая, что каждый новый пост может стать последним в их жизни, черноризцы за день до расставания просили друг у друга прощение и обменивались теплыми словами. Отсюда и название этого дня – Прощеное воскресенье.

У традиции всю неделю вкушать молочную пищу – даже в понедельник, среду и пятницу – тоже монашеское происхождение. Ведь что такое пустыня? Это отсутствие пищи, а иногда – и воды. Естественно, перед таким испытанием нужно накопить силы. Речь, конечно, не идет о том, что в эти дни монахи объедались скоромными блюдами. Просто ввиду предстоящего в их жизни аскетического периода пост в понедельник, среду и пятницу отменялся.

Миряне эту монашескую традицию переняли и развили, но при этом смысл она получила несколько иной. Христианину-обывателю не нужно идти ни в какую пустыню, поэтому исчезает необходимость предварительного подкрепления себя белковой пищей. Но есть другой момент – в миру много соблазнов, сразу отказываться от которых рискованно. Поэтому постовые ограничения стали вводить постепенно, и Сырная седмица – один из таких этапов, когда уже нельзя вкушать мясо и играть свадьбы, однако еще можно веселиться и получать радость общения. Однако и не увлекаться особо, помня, что скоро пост.

Дохристианская история Масленицы

Масленица – исконно языческий праздник, известный на Руси еще до принятия христианства и уходящий корнями в праславянские времена. Сразу оговоримся – Церковная традиция не считает его «своим», и в православном календаре нет позиции с таким названием. Зато там есть Сырная седмица и неделя (воскресенье) Сыропустная, а они имеют совершенно иной смысл, чем народная Масленица.

Думаю, если говорить о славянском наследии, то здесь речь может идти, скорее, о том, почему Церковь все-таки освятила языческий праздник и наполнила его новыми идеями. Ответ очень прост – христианство, пожалуй, самая толерантная религия на Земле. Возможно, это звучит странно на фоне частых заявлений со стороны о нетерпимости христиан, но это так. Христианство – религия преображения, которая все, что с ней соприкасается, не нивелирует, а очищает от греховной грязи и переосмысливает в ключе Евангелия.

Церковь не внесла Масленицу в свой календарь, но, тем не менее, она ее переплавила, и именно это многовековое влияние христианства сделало некогда языческий праздник тем ярким и гротескным периодом, который известен уже несколько столетий. Стараниями Церкви Масленица лишилась прежнего сакрального значения и превратилась в простую неделю отдыха и веселья.

Масленица: смысл праздника

Начнем с того, что в древности этот праздник был куда более многогранным, нежели в дореволюционное время. В его основе лежало общее для всех языческих культур цикличное восприятие времени, и чем архаичнее была цивилизация, тем больше внимания она уделяла тому, чтобы подчеркнуть эту идею цикличности.

Праславянская Масленица отмечалась в начале весны – в день весеннего равноденствия, когда день окончательно отвоевывал у ночи преимущество. По современному календарю это примерно 21 или 22 марта. В средней полосе, на территории нынешних России, в Беларуси и Украине – регионах, где, собственно, и зародились масличные обычаи, – последние дни первого весеннего месяца всегда были непредсказуемы. То оттепель придет, то морозы прижмут. «Весна с зимой борются», – говорили наши предки. И вот именно на Масленицу проводился некий рубеж, до которого в мире господствовал холод, а после – окончательно приходило тепло. Все вновь возвращалось на круги своя, и это возвращение жизни было один из главных предметов празднования.

А там, где есть жизнь, там и ее умножение. Масленица помимо идеи цикличности несет в себе элементы культа плодородия. Земля воскресала, впитывала последний зимний снег, наливалась соками. И теперь люди должны были ей помочь, дать этому процессу некую сакральную основу. Говоря более привычным языком, обряды Масленицы призваны освятить землю, наполнить ее силами, чтобы она дала обильный урожай. Для крестьян, которые составляли основу древнерусского общества, урожай был главной ценностью, поэтому неудивительно, что масленичным церемониям уделялось особое внимание. Масленица была своего рода языческой литургией, только в роли Бога здесь выступала сама природа и ее стихии, которым славянин приносил импровизированную жертву.

Третий – не менее важный момент – продолжение рода. Плодородие земли находит свое продолжение в тех, кто на ней живет и питается ее растениями. Если ты вкушаешь ту пищу, которую тебе дала Матушка-Земля, то ты же должен дать жизнь и другому. Идея круговорота жизни, ее отдачи и передачи детям была ключевой для языческого сознания. Жизнь сама по себе была основополагающей ценностью, а все остальное было лишь средством ее достижения.

И последнее, что можно сказать о сакральной составляющей Масленицы. Этот праздник был еще и поминальным. Крестьяне верили, что их предки, которые душою находились в краю мертвых, а телом – в земле, могли влиять на ее плодородие. Поэтому очень важно было не гневить предков и почтить их своим вниманием. Наиболее распространенным способом задобрить духов была тризна – поминальные действа, включавшие в себя жертвоприношения, траурный плач, обильные трапезы. Считалось, что в тризнах невидимо участвуют сами покойники.

По сути, Масленица была одной из попыток человека приблизиться к тайне жизни и смерти, своеобразной системой, в рамках которой весь космос воспринимался как бесконечная череда умирания и воскресения, увядания и расцвета, тьмы и света, холода и тепла, единства и борьбы противоположностей. Кстати, интимные отношения в отличие от средиземноморских и западноевропейских культур тоже воспринимались славянами как нечто сакральное, как источник новой жизни. И даже сладость соития была не целью, а неким священным фоном, на котором зарождалось новое бытие. Сейчас в это трудно поверить, но это так.

После принятия христианства сакральное наполнение Масленицы практически исчезло, остался лишь его внешний антураж и та веселость, которая известна нам по произведениям дореволюционных писателей.

Традиции, обычаи и обряды Масленицы

Первый интересный обычай – есть молочную пищу. О том, что это церковное установление, мы уже говорили. Но ведь масло, молоко, творог, блины, сметана стояли на столах предков задолго до Крещения Руси! Дело в том, что в конце марта первый раз после зимы отелялись коровы, и в домах появлялось молоко. Поскольку резать скот зимой крайне неразумно, а старые запасы мяса подходили к концу, молочная пища и мучные изделия были основным источником белка. Отсюда и название – Масленица, Масница, Блинница.

Еще одно (пожалуй, даже более древнее) название этого праздника – Колодий. Связано оно с обычаем, который и в поздние времена на Украине и в Беларуси. В течение целой Колодочной недели параллельно с другими обрядами сельские женщины совершали удивительное действо – «колодочную жизнь». Они брали толстую палку-колодку, наряжали ее и представляли, будто это – человек. В понедельник Колодка «рождалась», во вторник – «крестилась», в среду она «переживала» все остальные моменты своей «жизни». В четверг Колодка «умирала», в пятницу ее «хоронили», а в субботу «оплакивали». В воскресенье же наступала кульминация Колодия.

В течение всего праздника женщины ходили с Колодкой по селу и привязывали ее ко всем, кто еще был холост или не замужем. Не забывали и о родителях несемейных юношей и девушек. Конечно, никто не желал ходить с таким «ярлыком», и поэтому давали женщинам определенный откуп. Им могли быть цветные ленты, бусы или блюдца, выпивка и сладости.

Следующая особенность праздника – тоже характерная преимущественно для Украины и Беларуси – это его «женскость». Масленица так и звалась в народе – Бабская неделя. Она воспринималась как период, во время которого так или иначе главную роль в веселых обрядах играли именно представительницы прекрасного пола. В эти дни проводились помолвки, а в еще более древнюю эпоху – заключались браки. То есть налицо тот самый культ плодородия, о котором мы говорили выше. При этом внимание уделялось всем аспектам женского бытия – и девственности (восхвалялась идея девушки-красавицы и девушки-невесты), и материнства (женщина-мать, женщина-хранительница), и мудрости (женщина-старушка, женщина советчица). Доставалось «на орехи» и негативным качествам. Например, в пятницу зять должен был пригласить тещу в свой дом, потчевать ее, угощать водкой других гостей и приговаривать: «Пейте, люди добрые, чтоб у моей тещи в горле не пересыхало!». Это был тонкий намек на излишнюю говорливость жениной мамы. Кстати, так называемые «золовкины посиделки» и вообще хождение женщин в гости друг к другу тоже являются частью «бабского» элемента праздника.

К слову, о еде. Это очень важный момент всех древнеславянских праздников. Когда семья садилась за стол, то тем самым приглашала и предков поучаствовать в этой трапезе. Поминальное происхождение имеют и традиционные блины. С подачи русского фольклориста Александра Афанасьева в конце XIX века утвердился взгляд, что блин – это образ Солнца. Но есть и другая научная версия, что у славян блин был исконно поминальным хлебом, имеющим очень глубокую символику. Он круглый (намек на вечность), теплый (намек на земную радость), сделан из муки, воды и молока (намек на жизнь). Обоснованием поминального происхождения всем знакомого лакомства может служить, к примеру, такой обычай: В первый день Масленицы блины клали на чердачное слуховое окошко – «угостить покойников», либо же отдавали непосредственно нищим, чтобы те помянули усопших. Так и говорили: «Первый блин за упокой».

К поминальным элементам относят и такие обычаи, как взятие снежного городка или кулачные бои. Сейчас подобного рода потехи почти безобидны, но раньше они были очень опасными для жизни. Это отголоски еще более древней традиции, когда пролитая во время таких боев кровь воспринималась как жертва духам умерших или самим богам. При этом убивать кого-либо не стремились, однако именно такой выплеск энергии, буйства, разухабистости наполнялся сакральным смыслом. Жертвой было и сжигание чучела зимы – этот обряд совершался в конце праздника, а пепел чучела развеивался по полю, освящая землю. Такой же священный смысл имели и песни-веснянки, исполняемые девушками в лесах, на опушках, в рощах и на берегах водоемов – они как бы призывали на землю силы добра, просили благословение у Матери-Природы на начало нового урожайного года.

И, наверное, самой пикантной традицией был обычай в некоторых регионах современной России (например, в Архангельских краях) при проводах Масленицы совершать такое действо: После объезда деревни распорядители праздника – «Масленица» и «Воевода» – раздевались догола и в присутствии всех собравшихся зрителей имитировали своими движениями мытье в бане. В других местностях оголялся только «Воевода» и в таком виде произносил праздничную речь, которая и завершала гуляния. Смысл такого «стриптиза» сейчас понять трудно, однако предки влагали в него не только потешный, но и философский смысл. Это было символом смерти, умирания и рождения. Ведь человек и рождается нагим, и детей зачинает нагим, и умирает, по сути дела, тоже нагим, не имея за душою ничего, что можно забрать с собою в могилу…

Вопросы о Масленице: как Церковь смотри на языческую сторону этой недели?

Как Церковь смотрит на языческую обрядовую сторону этой недели?

Можно ли вообще христианам участвовать в массовых гуляниях на Масленицу?

Однозначно ответить вряд ли возможно, и вот почему.

С одной стороны, христианство отвергает большинство философских посылов язычества. Например, Библии чуждо учение о цикличности времени. Она говорит о том, что время – линейно, что у него, как и у всего бытия, есть отправная точка, а в его основе лежит не что иное, как воля Божья. Также евангельская мысль отрицает идею одушевленности материальной природы, а ведь именно таков был образ мышления у большинства язычников.

Вполне естественно, что, столкнувшись с масличными обрядами, Церковь увидела в них выражение системы, которая резко контрастировала с наследием Христа, апостолов и святых отцов. Поэтому очень долго приходилось бороться с самыми жуткими языческими обычаями. Например, епархиальные власти следили, чтобы гуляния не превращались в оргии, а кулачные бои либо взятие городка не были столь опасными для жизни, как раньше. Грубо говоря, шла постепенная десакрализация праславянского Колодия.

Но, с другой стороны, Православие не стало полностью уничтожать Масленицу как светский народный праздник, в котором присутствовали и вполне положительные смыслы. Это и уважение к природе, и трепетное отношение к женщине (особенно в традициях народов Украины и Беларуси), и почитание предков, и любовь к прошлому.

Ну, а можно ли участвовать христианам в массовых гуляниях? Хороший ответ однажды дал преподобный Антоний Великий, с которым случилась такая история. Однажды охотник, стрелявший в пустыне дичь, заметил, как старец беседовал с монахами, и они все дружно и искренне смеялись. Увиденное смутило человека, и он начал обвинять святого в праздности. В ответ на нападки тот попросил охотника взять лук и натягивать тетиву до предела. Лучник возмутился и заявил, что тетива наверняка лопнет, если ее натягивать сверх положенного. На это старец ответил:

– Если, собеседуя с братьями, будем напрягать тетиву превыше меры их, они скоро сорвутся. Вот и нужно в кои-то веки явить им немного снисхождения.

Понятно, что иноки Антония смеялись редко. Но если разрядка нужна была даже монахам, закаленным духовными подвигами, то как трудно без элементарных человеческих радостей прожить мирянину.

Масленица – праздник радостный, и если он будет проведен в духе любви и добра, то нет ничего плохого, когда человек веселится на снежной горке, катке, в гостях или дома. Очень важно, чтобы праздник объединял, а не разъединял. Чтобы он был сопряжен и с посещением страждущих, и с дарением тепла тем, кто его недополучает.

А извратить можно все, что угодно… И если человек знает, что там, куда он идет, будет возлияние, объедуха (кстати, это одно из народных названий Масленицы) и прочие непотребства, то, конечно, соучаствовать в них однозначно грешно.

Масленица в других Церквях

Здесь опять-таки нужно разграничить Масленицу и Сырную седмицу. Каждый народ, который живет в той части планеты, где есть четкая смена времен года, имеет в своей культуре праздник весны. Идеи цикличности, плодородия, продолжения рода и почитания предков присущи почти всем земным цивилизациям, поэтому тут можно много рассказывать о весенних торжествах народов мира.

С Сырной седмицей дело обстоит иначе. Она есть в календарях всех Православных Церквей греческой традиции. Знают ее и западнорусские униаты – православные, признавшие примат Рима, но сохранившие греческий обряд.

У католиков-латинян аналог Сырной седмицы – воскресенье, понедельник и вторник перед «Пепельной средой» – последние три дня перед Великим постом, когда разрешено вкушать скоромную пищу. В разных европейских странах эти дни имеют самые различные названия, и в народном сознании связаны с карнавалами – массовыми гуляниями. Карнавалы тоже имеют языческое происхождение, а их смысл приблизительно тот же, что и у восточных славян. Во всяком случае, был. Сейчас карнавалы (как и Масленица) превращаются в коммерческое мероприятие и красочное шоу, которое полностью утратило связь не только с древней языческой, но и с церковной традицией тоже.

И, наконец, стоит вспомнить праздник Армянской Апостольской Церкви – Бун Барекендан («Истинная Масленица»). Он отмечается в воскресенье перед Великим постом. Этот день знаменит не только богатыми угощениями, ярмарками и народными гуляниями, но и тем, что бедняки и нищие становились предметом всеобщего внимания и пользовались благами общественного стола. В субботу перед Истинной Масленицей завеса алтаря закрывается на весь период Великого поста и открывается только в день Воскресения Христова. В день Масленицы Литургия в Армянской Церкви совершается за закрытой завесой.

Особенности богослужения Сырной седмицы

В принципе, таких основных особенностей – две. Прежде всего, Устав запрещает служить Литургию в среду и пятницу – так же, как и в сам пост во все будние дни (Великим постом по средам и пятницам совершается особая Литургия Преждеосвященных даров). Эта связано с тем, что в Православии совершение Евхаристии — всегда праздник и радость. А будничные великопостные богослужения пронизаны несколько иным настроением — настроением «светлой печали». И второе – в эти дни впервые в году совершается молитва Ефрема Сирина «Господи и Владыка живота моего». Во время поста она повторяется много раз в день, а на Сырной седмице ее творят лишь дважды, как бы напоминая, что скоро душа войдет в совсем иной ритм – ритм усиленной молитвы и покаяния.

Источник статьи: http://foma.ru/maslenicza-smyisl-i-istoriya-tradiczii-i-obryadyi.html

Оцените статью