Пять пензенских праздников вошли в топ-200 лучших событий года
Пять знаковых мероприятий, которые прошли в Пензенской области в 2019 году, вошли в топ-200 лучших событий года, которые определил Национальный календарь событий EventsInRussia.com.
В этом году на звание лучшего события года было подано 1 800 заявок из 70 регионов России. Отбор лучших событий года проходил в три этапа. Высокого статуса заочно были удостоены проекты-финалисты Национальной премии в области событийного туризма REA.
Вторым этапом стало народное голосование, проходившее на официальном сайте Национального календаря событий EventsInRussia.com с 15 по 21 декабря, где Пензенская область стала лидером по количеству голосов.
На завершающем этапе, который завершился 14 января, выполнялась экспертная оценка проектов по целому ряду критериев: оригинальность, масштабность, устойчивость проведения, массовость, развитость инфраструктуры, медиаактивность, сезонность и другие.
В топ-200 вошли лучшие события Пензенской области: III Межрегиональный историко-культурный фестиваль «ДаншиноFEST», II Межрегиональный литературный фестиваль «Белинская весна», III Межрегиональный фольклорный фестиваль «Купала в Золотаревке», традиционная Тихвинская ярмарка и XXXVI Купринский литературный праздник.
События получат активную информационную поддержку в рамках проекта «Национальный календарь событий EventsInRussia.com».
В 2019 году три праздника Пензенской области набрали наибольшее количество голосов на этапе народного голосования. Это фестиваль «Хорошие люди», Тихвинская ярмарка и межрегиональный фестиваль авторской песни «Хопер-2019». А на завершающем этапе статуса «Лучшее событие года» были удостоены еще три культурных мероприятия: IX Международный фестиваль джазовой музыки Jazz May Penza — 2019, V Международный фестиваль творчества и рукоделия «Канитель» и Купринский литературный праздник.
Источник статьи: http://www.penzainform.ru/news/social/2020/01/16/pyat_penzenskih_prazdnikov_voshli_v_top-200_luchshih_sobitij_goda.html
Стали известны места празднования Масленицы в Пензе
Администрация Пензы опубликовала перечень мест, где жители областного центра могут отпраздновать Масленицу.
13 марта в 11:00 гулянья пройдут на стадионе школы № 19 (пос. Ахуны, ул. Ягодная, 11). Для зрителей выступят хореографические и фольклорные ансамбли и вокалисты. Сожжение чучела состоится в 13:00.
В этот же день праздник пройдет в Центре культуры и досуга (ул. Ленина, 11а). В 12:00 перед гостями выступят ансамбль народной песни «Голоса России», этно-фолк-группа «Вертоград», клуб «Играй, гармонь!», ансамбль песни «Рощица», солисты центра. Клуб мастеров «Сурская мозаика» представит изделия народных промыслов.
Основные гулянья пройдут в Прощеное воскресенье, 14 марта. В Комсомольском парке (ул. Гагарина, 6) они начнутся в 11:00 с играми, катанием на лошадях, ярмаркой и концертом. Чучело Зимы зажгут в 17:00.
В 11:00 начнется праздник в структурном подразделении ЦКИД «Маяковский» (ул. Сосновая, 8). Гостей ждут встречи с ансамблем народной песни «Рощица», клубом здорового образа жизни «Совершенство», клубом «Пластилиновая ворона» и другими коллективами, а также разнообразные конкурсы и игры для детей и взрослых.
В Пензенском зоопарке (ул. Красная, 10) праздник проведут дважды — для детей и для взрослых. В 11:00 начнется детская Масленица, которая завершится в 11:45 сожжением малого чучела. Сразу после этого стартует развлекательная программа «Большая Масленица», большое чучело сожгут в 14:00.
В Детском парке, подразделении ЦПКиО им. В.Г. Белинского (ул. Кронштадтская, 1а), гулянья начнутся в 11:00. До 17:00 на сцене будет проходить концертно-развлекательная программа с участием творческих коллективов города. На аллеях разместится масленичная ярмарка, для всех любителей селфи будет работать праздничная фотозона. Участников праздника ждут конкурсы, спортивные соревнования, силовые состязания. Чучело Зимы загорится в 17:00.
В ЦПКиО им. В. Г. Белинского (ул. К. Маркса, 1) Широкая Масленица стартует в полдень. Здесь также выступят творческие коллективы Пензы, расположится масленичная ярмарка и фотозоны. Одно из излюбленных развлечений горожан — покорение столба с петухом на верхушке — объявят в 11:30. Завершится гулянье масленичной дискотекой. А сожжение чучела назначено на 19:00.
Источник статьи: http://www.penzainform.ru/news/social/2021/03/09/stali_izvestni_mesta_prazdnovaniya_maslenitci_v_penze.html
Как представители разных национальностей в регионе встречают праздники и хранят общую историю
В Пензенской области проживают представители более ста национальностей. В основном, это русские, татары, мордва и чуваши. Все народы региона живут дружно: вместе отмечают национальные праздники и хранят общую историю.
Вместе танцуют мордва и чуваши. Рядом — традиционные русские игрушки и татарские угощения. В Пензенской области издавна соседствуют множество народов. Поэтому День народного единства — важный праздник для Пензенского региона.
«День народного единства ведь приурочен к установлению сильного независимого государства России мы просто обязаны помнить историю своего народа и предков», — отметила председатель общественной организации «Региональная мордовская национально-культурная автономия Пензенской области» Елена Первушкина.
Сохранение истории — общая задача. Так, мордовская национально-культурная автономия собирает информацию об участниках и тружениках тыла Великой Отечественной войны. В планах — выпустить альбом, посвященный вкладу мордовского народа в Победу над фашизмом. В планах татарской — установить в следующем году в Пензе мемориальную доску к столетию со дня рождения нашего земляка Эдгема Тенишева — ученого-тюрколога и монголоведа. Ежегодно автономия проводит фестиваль «Мост дружбы» — празднование Сабантуя, в котором участвуют все народы Пензенской области.
«Мы проводим большое мероприятия, совместные мероприятия с различными автономиями и объединением диаспор, ибо мы знаем, что наши отцы и деды жили в мире, согласии, дружбе. Хотим то же самое передать нашим детям во имя процветания Пензенской области как части многонациональной России, в единстве народов — сила России», — подчеркнул председатель Татарской национально-культурной автономии Пензенской области Жиганша Туктаров.
Народы нашего региона уже давно стали одной большой семьей. И это не просто фигура речи. Межнациональные свадьбы — обычное явление для Пензенской области. Поэтому для многих пензенцев День народного единства стал по-настоящему семейным праздником.
«Дочь вышла за русского. Сын женился на русской. У меня сестра замужем за мордвином. Двоюродная сестренка — за грузина. Племянница вышла за турка. Другая — за француза. Вот и можете сразу понять, что это значит единение всех народов», — отметил председатель Чувашской национально-культурной автономии Неверкинского района Анатолий Архипкин.
День народного единства отмечают в России уже пятнадцать лет. Дата выбрана не случайно — в этот день народное ополчение во главе с Мининым и Пожарским освободили Кремль от польских интервентов.
«Несмотря на различные противоречия, внутри российского общества — различные сословия, национальности, люди различных вероисповеданий. Они вместе сплотились для того, чтобы изгнать тогда поляков, ну и в целом для достижения общей цели», — сказал ассистент кафедры «История России и методика преподавания истории» Пензенского государственного университета Александр Гущин.
История знает немало примеров, когда россияне давали отпор общим врагам. Самый яркий из них — Великая Отечественная война. Она объединила всех жителей союзных республик в борьбе с фашизмом. День народного единства тесно связан с еще одной важной датой — праздником Казанской иконы Божьей матери.
«Икона Божьей Матери явила особую свою помощь в смутное время. Особо кризисный период в истории нашей страны», — напомнил настоятель Митрофановского храма г. Пензы священник Павел Колесников.
В этом году представителям духовенства региона впервые вручили особую награду ко Дню народного единства. Почетный знак «За вклад в гармонизацию межнациональных и межконфессиональных отношений» получили почетный муфтий Регионального духовного управления мусульман Пензенской области Адельша Юнкин и митрополит Пензенский и Нижнеломовский Серафим.
Если вы нашли ошибку, выделите ее и нажмите Shift + Enter или нажмите здесь.
Большое спасибо за вашу помощь. Мы исправим это в ближайшее время!
Источник статьи: http://russia58.tv/news/431496/
Журнал Педагог
Автор: Ефимов Сергей Иванович
Должность: учитель географии
Учебное заведение: МБОУ СОШ №4
Населённый пункт: г. Никольск Пензенской области
Наименование материала: публичный доклад
Тема: Праздники малочисленных народов области
Дата публикации: 06.12.2017
Раздел: среднее образование
III региональная научно–практическая конференция учащихся «Природно-культурное и
духовное наследие Пензенской области»
Секция: Духовное наследие Пензенской области
«Праздники малочисленных народов
МБОУ СОШ №4 г. Никольска Пензенской области
Ефимов Сергей Иванович
Мордва — малочисленная группа проживающая в Никольском районе …………….3
Праздники малочисленных народов Пензенской области……………………………4
Цель работы познакомить молодежь с обычаями и праздниками мордвы Никольского
Задача: Показать всю красоту и широту мордовской души.
Методы исследования: собственные наблюдения, а так же рассказы старожилов села
БольшоеПермиёво, Никольского района.
В данный промежуток времени, мордва как народ начинает, увы становиться
малочисленной группой, новые поколения не относят себя к этому интересному и
душевному народу. Люди стали в диалоге употреблять слово мордвин и мордовка как
которому идет обращение. Это часто задевает людей, которые слышат это со стороны и
сами относятся к этому немногочисленному народу.
Люди начинают забывать эту
огромных переселений до войн и региональных конфликтов. И сегодня я хотел бы вам
показать насколько душевна и добра эта мордва.
Во всем мире насчитывается около восьмисот тысяч человек, которые являются
близлежащих к ней областях. Также мордва проживает и на территориях бывших
советских республик. В Пензенской области насчитывается 54 тысячи 703 человека по
переписи населения 2010 года, в Никольском районе примерно 4000 тысячи мордвы. На
данный момент эти цифры постоянно уменьшаются, и по самым приблизительным
территории нашего района, и области. Именно из-за этого я решил написать свою
работу, показать людям, что не стоит отклоняться от своей национальности и забывать
свои корни. Также я хочу ознакомить молодёжь с праздниками и обычаями мордвы
нашего региона. Показать всю красоту и широту мордовской души. А также хочется
масштабом. Этим хлебосольством и дружественностью, принимая каждого гостя на
праздник как родного.
При написании работы я полностью опирался на свои знания и наблюдения, а
также на рассказы старожилов села Большое Пермиево, Никольского района. Именно о
празднике, проходящем в этом селе, пойдет речь в моей работе.
Примерно с 16 века в среду мордвы стало проникать православие.
Главной составной частью духовной культуры мордовского народа являются
семейные (родильные, свадебные, похоронные и поминальные), церковные.В обрядах
мордвы постепенно произошло переплетение языческих и христианских элементов.
заключался в достижении плодородия, сохранении здоровья людей и животных и
календарным срокам: началу или завершению каких-то полевых работ, зимнему и
летнему солнцестоянию, первому выгону скота на пастбище, началу сбора мёда и т.п. В
ряжение, пляски и т.д.
Сегодня я хотел бы рассказать о таком празднике, как «Тундонь Ильтема», в
православного праздника «Троица».
До этого проводится еще один ритуал, на следующий день после православного
праздника «Троица» на полянке возле сельского клуба 2 березки наряжаются в платки,
гармониста на гармони. Через некоторое время люди с березками идут к реке, Айве.
Это место, самый въезд в деревню, на мосту. Люди танцуют с березками, а
вскоре женщины забирают свои платки, и два молодых парня выкидывают березки в
реку. Почему парни, все из-за приметы, если поплывет березка по течению и не
застрянет, то парень в этом году обязательно женится, а если уж не поплывет, то значит
не судьба. Этот ритуал появился у мордвы после принятия христианства, до этого
такого не было, было сразу Тундунь Ильтема.
переводе «Проводы весны», либо «Тундунь конь», перевод следовательно «Проводы
коня», или просто, как называют его в народе, «Проводы весны или коня».
До принятия христианства этот праздник являлся ритуалом приношения богам
жертвы в виде коня, и проводился после окончания полевых работ, для того чтобы
примечательно, с принятием христианства этот праздник не ушел в историю, а остался
и проводится по сей день, несмотря на то, что многое поменялось, но смысл остался тот
же. Всем селом собирали деньги на жертвенного коня, наряжали березку и праздновали,
рассказывали приметы и истории.
подготовительная работа, первым этапом является поход молодых парней в лес за
березкой, выбирают самую пышную и красивую, примечательно то, что приносят не
выбрали. Оставшиеся березки разбирают по веточкам, и в знак приближения праздника
вешают на пороге дома и на наличники. Каждый год на обоих концах села березки
различные, и каждая по своему красива, по-своему зеленая. Почему именно березка,
спросите вы, а все из-за того, что береза была всегда исконно мордовским деревом,
похожим на хрупкую и спокойную мордовскуюдевушку, со всей широтой её души.
превращение её в красавицу. Женщины заранее собираются в определенном месте и
под песни и мордовский фольклор создают цветы из бумаги, маленькие гармошки и
различные украшения. На обоих концах села есть свои особенности в создании цветов
совместного нарежания и сопровождающих это все напеваний песен и рассказывания
историй о природе и её жизни, многие приметы и поверья, связанные с данным
праздником.. После того как березку нарядили, она становиться настолько красивой и
яркой, что уже начинаешь чувствовать уход весны и приход лета, она, можно сказать,
светится радостью и приближает лето. В наряжении активно принимают участие как
бабушки, так и маленькие дети. Окончанием украшения березки может послужить
создание верхушки, самой яркой и пестрой части зеленой красавицы. С верхушкой
Дальше две толпы людей, возглавляемые наряженными березками, движутся к
центру села, оба шествия сопровождаются пением песен и частушек, слышна музыка
гармони, и басовый голос гармониста, который подбадривает и веселит всех идущих
приходит к месту встречи всегда раньше, чем другая.
праздник, люди идут и идут, некоторые танцуют, другие просто наслаждаются хорошей
погодой и красотой березок, любой желающий может взять зеленую красавицу и
потанцевать с ней. Если вы заметили, я березку ни разу не назвал, просто березой, а все
присутствующего настолько родной и дорогой, что все начинают называть её ласково,
как бы не хотя её обидеть.
мордовский фольклор, частушки, большинство из которых на мордовском, связанных с
данным праздником, с приметами и, конечно же, всеми полюбившимися березками.
огромного брезента. Эта тайна уже не столько тайна, лишь из-за того, что каждый год
конь появляется снова и снова. Хвост и гриву заменяет мочало. В создании коня всегда
соблюдать. А нюансов в создании очень много, от того, как натянуть брезент на каркас,
и до того, насколько лохматым нужен хвост и грива. В костюм коня же в свою очередь
встают два молодых человека, так как бегать с такой тяжестью и танцевать, нужна
неимоверная сила. Каркас, накрытый брезентом, достигает 50 килограммов, и с этой
тяжестью нужно танцевать, бегать и развлекать народ на протяжении всего вечера.
Наконец открываются ворота и выходит, даже выбегает конь, его за уздцы
внушительный кнут, которым он частенько хлыстает коня, за то что тот налетает на
людей, бывает кнутом достается и людям, за то что некоторые хотят дернуть коняшку за
Конь танцует и веселится, периодично набегая на людей, и пытаясь свалить кого-
нибудь, за это он получает кнутом от конюха. Также у коня, тоесть у того кто стоит в
задней части коня, в руках есть бутылка с водой, импровизация сами понимаете чего,
частенько конь поднимает заднее копыто и обливает попавшихся людей водой. На
несколько минут конь уходит обратно во двор, для того что бы поменять тех, кто в
костюме, а также поправить сам костюм и еще раз закрепить, ну и, конечно же,
задействованных в создании костюма коняшки,
ходит и собирает деньги в шапку,
деньги, можно сказать, на корм коню.
Вот уже приближается вечер, и все в сопровождении коня и березок идут в конец
которые несут две пары, молодые девушка и парень, молодые люди символизируют
уходящую весну. По обычаю березки должны нести девушка с парнем, раньше парни
бегали по селу в поисках девушки, по примете считалось и по сей день считается что
пара несущая венок в этом году женится, поэтому на празднике всегда было мало
девушек, они просто прятались дома по погребам и подвалам, что бы их не поймали
Примечательно то, что люди идут не по прямой дороге, а в её обход. Всё это из-за того,
что на главной улице стоит церковь, и именно по ней несут умерших к кладбищу.
песни, которые разлетаются со всех сторон. Конь бегает от начала колонны до её конца,
танцуя и резвясь, и также обливая всех попавшихся.
Увы, но не всегда удавалось донести березки до конца села. Для начала я хотел
бы сказать, что происходит с ней, по традиции березки раздирают, целая толпа людей
накидывается на зеленых красавиц, и каждый пытается оторвать себе хотя бы один
цветочек, который потом уносят домой и хранят целый год, считается, что он приносит
удачу.Пора сказать, что связанно с верхушкой, если вы помните, в начале я говорил о
том, что самоё красивое на березке-это её верхушка, цветная и яркая, примета гласит о
том, что тот, кто сорвет верхушку березки, обязательно в этом году женится или выйдет
замуж, а если не жениться, то этот год будет для него самый лучший и удачный в его
жизни, именно поэтому на раздирание березки всегда идут молодые парни, и лишь
изредка девушки, но и бабушки не стоят в стороне, все стремятся отхватить кусочек
счастья. От центра села до поля березки охраняют парни с дубинками, и каждого,
который захочет сорвать цветочек или накинутся на березки, сразу бьют дубинами.
Бывали случаи, когда березку не доносили до поля и накидывались на неё раньше
расталкивая всех, начинают её раздирать. Коня разбирают, и все расходятся. Раньше же
коня резали и готовили большое блюдо и пировали всем селом. Вот и весь праздник.
Все счастливые и веселые расходятся по домам, где продолжают праздновать в узком
нашу большую Родину, даёт надежду, что они не исчезнут и не будут забыты. Мы,
молодое поколение, помним, интересуемся и продолжаем традиции наших предков.
Данная исследовательская работа расширила не только мои знания, но и привлекла к
этой теме учащихся моей школы.
В конце хочу пригласить вас всех, и обещаю, что время, проведенное в компании
веселого коня и доброжелательной мордвы вы не забудете ни когда, и каждый год вас
Источник статьи: http://zhurnalpedagog.ru/servisy/publik/publ?id=7408