Праздник национальных культур статья
Мы вместе!
«При единении и малое растет, при раздоре и величайшее распадается» — с таких мудрых слов начался праздничный концерт, проходивший в Геленджике в рамках фестиваля национальных культур «Братство народов-сила России» 27 ноября 2013 года.
Фестиваль собрал представителей многочисленных национальных диаспор, проживающих в Геленджике. Русские, украинцы, греки, армяне, осетины, грузины, адыгейцы – всего более семидесяти национальностей составляет население нашего небольшого города. И каждая из них – со своей самобытностью, историей, духовными ценностями, являет собой ее неотъемлемую часть. Продемонстрировать свои обычаи и традиции и поближе познакомиться с традициями и обычаями соседей, дабы лучше понять их – такую возможность дает геленджичанам фестиваль.
Настоящее единение культур в этот день можно было наблюдать в фойе ДК, где развернулась выставка национальных ценностей. Здесь рябило в глазах от ярких костюмов, на всех языках звучали застольные песни и тосты, за каждым столом раздавали разнообразные угощения, приготовленные по самым строгим рецептам национальной кухни. А какой же праздник без музыки и танцев, без фольклорных ансамблей, народных коллективов, чье творчество и есть отражение всего того, чем живет и во что верит тот или иной народ!
Лозунг данного мероприятия – «Братство народов – сила России» сама по себе говорит о многом, — обратилась к собравшимся первый зам. главы Т.П. Константинова. – Все мы разные, но нас объединяет любовь и преданность нашему замечательному городу, нашей родной Кубани. Именно от нас с вами сегодня зависит, будут ли и завтра жить в мире и согласии наши дети и внуки. Ведь пока мы едины, пока мы уважаем друг друга, не спрашивая, кто какой национальности, город наш и наша страна будут развиваться и процветать. И с этими словами трудно не согласиться.
Городская геленджикская общественная организация «Геленджикское общество греков» было обширно представлено самыми разнообразными материалами: большая фотовыставка, из которой наглядно можно судить о делах греческого общества, стенд с книгами, газетами, которые издает и само общество и краевые издания, в которых греческое общество размещает свои статьи. Также привлекал внимание посетителей выставки красочный стол, где была представлена греческая национальная кухня.
Красочно оформленные блюда манили своим видом и ароматами, которые витали над столом. Гостей приветствовали представители молодежного актива (Ашкалов Г.С; Гаврилиди И.Г. С.Ю. Коренева), представитель Совета Старейшин Петридис В.Г; член Совета общества Атмачев И.И. и председатель ГГОО «Геленджикское общество греков» Д.А. Попандопуло. Также вместе с ними встречали делегацию и зрителей представители двух коллективов: девочки из народного фольклорного ансамбля греческого танца «Эльпида» и солисты ансамбля греческого танца «Ангалица». Девочки в национальных греческих костюмах создавали непередаваемый колорит стенду греческого общества, тем самым завершая общую композицию «греческого уголка».
Далее, в концертной программе, греческое общество было представлено народным фольклорным ансамблем греческого танца «Эльпида», исполнителем на национальном греческом инструменте Лира Семеном Леонтиди, вокалисткой Маргаритой Попандопуло и ансамблем греческого танца «Ангалица». Зрители встречали любимых артистов горячими аплодисментами и криками «Браво!»
Участие в такого рода мероприятиях – своеобразный отчет о делах, планах, проектах, которые греческое общество реализует в течении года. Каждый раз, когда идет подготовка к фестивалю, организаторы и национальные общества стараются придумать что-то новое, внести в проведение какую-то изюминку, чтобы фестиваль заблистал новыми яркими красками.
Источник статьи: http://www.gelengreek.ru/index.php/34-novostiskryty/136-ctatya-o-festivale3-bratstvo-narodov-sila-rossii
Первый районный фестиваль национальных культур состоялся
Иван Ташогло (поселок Квиток)
Елена Ускова, Елена Семенова, Наталья Бородейко, Мария Рыжова (ведущие фестиваля)
Творческий коллектив Центра культуры и досуга «Надежда» (город Бирюсинск)
13 марта Шиткинский Дом досуга и творчества принимал гостей со всего района. Более 140 участников самодеятельного народного творчества приняли участие в районном фестивале национальных культур «Юбилейный калейдоскоп», который прошел в рамках празднования 85-летия со дня образования Тайшетского района.
…Публика занимала места. Зал был полон до отказа, даже в дверных проемах видны были зрители. Артисты тоже сидели в зале. Такова традиция клубных мероприятий – артисты вместе со зрителями сидят в зале, с ними можно запросто пообщаться.
Сегодня особенно заметно возрос интерес к народному творчеству: в нем мы ищем истоки наших характеров, взаимоотношений, исторические корни.
Сибирь – это край, где живут люди более 80 национальностей. Многонациональный и наш район. Это русские, белорусы, украинцы, татары, чуваши, гагаузы, литовцы. Список можно продолжать долго. У нас разная вера, культура, обычаи. Но наша задача – сохранить и передать детям национальную культуру каждого народа.
Чувашскую национальную культуру представило село Джогино. Аплодисментами встречали зрители старейшую хранительницу чувашской национальной культуры Лидию Игнатьеву, а также молодых исполнителей – Веронику Визе, Лидию Орлову, Людмилу Иванову.
Возраст участников фестиваля не ограничен и рядом со взрослыми выступали дети. Очень тепло встретил зал детскую вокальную группу «Солнышко» и вокальную группу «Заряночка» из села Берёзовка. Иван Ташогло из поселка Квиток исполнил песню на гагаузском языке. Дарья Фурсова и Нина Федотова из села Шелехово пели на украинском языке.
Отрадно, что фестиваль наш многолик, многоязычен: в хороводе дружбы можно услышать весёлые украинские песни и русские частушки, перекликающиеся с задорными танцами. Особый колорит празднику придали зажигательные танцы хореографического коллектива «Радуга» из поселка Шиткино, танцевальной группы «Матрешки» из села Бузыканово, танцевальной группы краеведческого клуба «Криницы» из села Черчет. И конечно, какой же праздник без частушки? В очередной раз покорил сердца зрителей творческий коллектив из села Талая. Долго не отпускали зрители автора и исполнительницу частушек Дарью Фурсову. А «Припевки» в исполнении Надежды Зезюлиной и Николая Мутовина из села Черчет всегда поднимут настроение даже самому грустному зрителю. Мария Долбичкина из села Талая покорила зрителей исполнением песни на украинском языке. Чистый мелодичный голос и прекрасный национальный костюм – этот гармоничный синтез сценического образа надолго запомнился зрителям.
Вокальные группы «Троицкие девчата» из села Троицк, «Россиянка» из села «Коновалово» и «Россияночки» из села Иванов-Мыс отличаются своей манерой исполнения. Родниковой чистоты голоса передают всю красоту народной песни, завораживают слушателей и покоряют сердца. И прав был поэт, когда сказал: «Сердечное тепло сибирских женщин о многом нам способно говорить. И льется жизнь привольно, словно песня, а будет песня, значит будет жизнь!»
Теплыми аплодисментами встречали зрители своих земляков – хор русской песни «Реченька» и фольклорный ансамбль «Берегиня» Шиткинского Дома досуга и творчества. Татарскую культуру на фестивале представила Хатима Позднякова из села Соляная. Песня в её исполнении очень понравилась зрителям. Татьяна Каширцева из поселка Квиток исполнила песню на литовском языке. Завоевала симпатию зрителей юная исполнительница из села Борисово Алена Какоткина.
Отрадно отметить, что взрослые привлекают внимание детей к фольклору, обрядам, традициям, обычаям, которые долгое время были в забвении. Обряд масленицы был показан творческим коллективом Центра культуры и досуга «Надежда» города Бирюсинска. Коллектив, включающий в себя участников разного возраста, привлек внимание интерес зрителей и получил в награду продолжительные аплодисменты зала.
Закрывал фестиваль известный в городе и районе хор «Казачья вольница» Районного Дома культуры «Юбилейный» (руководитель Александр Кумачев).
Яркий, самобытный, творческий потенциал участников фестиваля явно пришелся всем по сердцу. Фестиваль подарил радость, возможность собраться вместе, возможность творческим коллективам и исполнителям со всех уголков района заявить о себе, показать свое мастерство.
Пусть живет фестиваль! И становятся добрее и мудрее люди! И прибывает света в России, и не иссякает живой родник души народной!
Методист муниципального учреждения
культуры «Районный Дом культуры «Юбилейный» Н.Н.Гапонько
Источник статьи: http://www.pribaikal.ru/tajshetskij_article/article/3967.html
Фестиваль национальных культур как форма сохранения нематериального культурного наследия
Дата публикации: 06.05.2018 2018-05-06
Статья просмотрена: 4226 раз
Библиографическое описание:
Старикова, А. С. Фестиваль национальных культур как форма сохранения нематериального культурного наследия / А. С. Старикова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 18 (204). — С. 454-458. — URL: https://moluch.ru/archive/204/50024/ (дата обращения: 09.03.2021).
Сохранение нематериального культурного наследия в последние десятилетия стало одним из главных вопросов в культурной политике России. В данной статье автор рассматривает фестиваль в качестве одной из форм сохранения нематериального культурного наследия. Показан генезис фестиваля с древнейших времен и до наших дней в Европе и России. Выявлены основные цели и задачи, особенности и функции фестиваля национальных культур на примере фестиваля «От Волги до Дона». Доказано, что фестиваль — это образец эффективной межкультурной и межнациональной коммуникации, в результате которой достигается взаимопонимание между представителями разных культур.
Ключевые слова: фестиваль, культура, нематериальное культурное наследие, праздник, народное творчество, фестиваль национальных культур, «От Волги до Дона».
Мы живем в мире единого экономического и информационного пространства, в котором процесс глобализации вызывает мощный подъем этничности, охватывающий все сферы культуры.
Современный мир отличается этническим и национальным разнообразием. Но рост международного общения, популяризация отдельных, наиболее интересных для людей видов искусства в мировом масштабе приводят к утрачиванию национальных традиций и ценностей отдельно взятой народности. Многие этносы борются за сохранение и возрождение своих национальных традиций, стремятся к получению поддержки со стороны государства в развитии своего культурного потенциала. И именно с целью возрождения, сохранения, развития и популяризации этнокультурных традиций народов Российской Федерации по всей стране сельские, городские, областные и региональные учреждения культуры проводят фестивали национальных культур, в которых принимают участие любительские творческие коллективы и отдельные исполнители, пропагандирующие искусство своего этноса.
Проблема сохранения нематериального культурного наследия остро затрагивается в культурной политике нашей страны. Процесс глобализации, не может не влиять на сферу культуры. Поэтому важной функцией фестиваля является функция сближения национальных культур и ценностей. Наряду с интеграционной функцией фестиваль в то же время призван углубить культурные различия, рассмотреть особенности каждого этноса в отдельности.
Обратимся к генезису фестиваля. Фестивали как форма массового празднества имеют богатую историю и уходят своими корнями глубоко в прошлое — в традиционную культуру.
В первобытной культуре многие праздники являлись неотъемлемой частью картины мира человека, поскольку значительный вес в этой культуре отводился религиозным верованиям. Всевозможные обряды, проводимые во время празднеств и имеющие характер религиозно-магических действий, были регулярными и традиционными. В культуре Древнего мира, оказавшей особое влияние на всю мировую культуру, сложился ряд праздников, которые можно рассматривать как естественных предвестников современных фестивалей. Так, А. Меньшиков считает, что Великие Дионисии в Древней Греции «явились прообразом театральных фестивалей, а Великие Панафинеи — истоками фестивалей музыкального, эстрадного, танцевального искусства» [2, с. 8]. Корни фестиваля обнаруживаются и массовых празднествах Древнего Рима, где наряду с гладиаторами, на арене амфитеатра выступали труппы из сотен гимнастов, акробатов, эквилибристов, дрессировщиков, фокусников.
Фестиваль, как форма массового праздника, появился в XVIII веке. В 1709 году, как утверждает П. В. Николаева, прошел первый фестиваль искусств в Лондоне [3, с. 144]. К началу XIX века фестиваль стал распространенным событием во многих странах Центральной Европы, и существовал в виде смотра достижений в различных видах искусства. Упоминание о первом музыкальном фестивале относится к 1827 году — праздник Вюртембергских хоров в Германии с участием зарубежных исполнителей. К началу XX века фестивали в различной их форме утвердились не только в Европе, но и в США.
В России импульсом для появления и развития фестивалей стало рождение новой советской культуры после Октябрьской революции 1917 года. Перед правительством стояла острая необходимость найти консолидирующее начало для воссоединения народов после Гражданской войны. И уже в 1920-х годах стали стремительно развиваться формы массовых праздников, в первую очередь, музыкальных. С 1936 года в Москве проводились «декады национальной литературы и искусства, на которых демонстрировались достижения союзных и автономных республик в области культуры за годы советской власти» [3, с. 144].
В послевоенные в СССР фестивали стали приурочивать к определенным датам. Каждая знаменательная дата советской истории становилась поводом для всесоюзных и всероссийских конкурсов и смотров самодеятельного творчества. Тема праздника определяла репертуар. К участию в таких мероприятиях допускались только те, кто исполнял произведения на заданные темы, связанные с советскими ценностями, идеями и идеалами партии. Так было, например, на Международном фестивале молодежной политической песни «Красная гвоздика», проводимом с 1967 по 1990 годы в Сочи, важнейшей целью которого было «объединение творческих сил народов мира под эгидой коммунистической идеи и советского идеала жизни» [6].
Но в то же время не прекращался поиск новых форм проведения фестивалей. Особенно эффективными с точки зрения социокультуры были кино-, радио- и теле-фестивали народного творчества, транслируемые телецентрами. В конце 1980-х годов ежегодно в Москве стал проводиться ежегодный всесоюзный кинофестиваль «Фольклор на экране», демонстрирующий снятые кинематографистами-любителями фильмы, посвященные редким фольклорным жанрам, уникальным народным праздникам и обрядам, творчеству этнографических коллективов.
Отличительной особенностью культуры середины ХХ века стала тенденция к межкультурным контактам стран всех континентов. И как доказательство тому — международные фестивали, концерты-акции, глобальные концерты, которые становились «визитными карточками» той или иной страны. Например, Авиньонский театральный фестиваль (Франция), Эдинбургский «шекспировский» фестиваль (Шотландия), Международный Каннский кинофестиваль (Франция) и другие.
Таким образом, мы можем сказать, что фестиваль охватил собой весь цивилизованный мир. О степени популярности фестиваля говорит и, распространившееся во второй половине XX в., выражение «мировое фестивальное движение», которое затрагивает все сферы человеческой жизнедеятельности [4]. Но именно фольклорные фестивали, фестивали национальных культур дают возможность через творчество представителей различных этносов узнать много интересного о народной культуре и непосредственно участвовать с ними в культурном диалоге.
Особую значимость и государственную поддержку в последние годы получили многочисленные региональные, всероссийские и международные фестивали национальных культур, фестивали народного творчества, фольклорные праздники и конкурсы, которые занимают особую роль в социокультурном пространстве нашей страны.
Рассматривая функции и задачи фестиваля национальных культур, отметим, что он имеет ряд отличительных особенностей. Во-первых, он представляет собой серию мероприятий, объединенных общей национальной идеей и практически не ограничен во времени (фестиваль может продолжаться в течение нескольких дней). Во-вторых, в фестивале принимают участие только национальные фольклорные коллективы и отдельные исполнители (а также мастера декоративно-прикладного творчества и традиционных народных промыслов и ремесел), представляющие культуру своего этноса. В-третьих, демократичность, праздничность и творческая свобода делают подобный фестиваль доступным для различных групп аудитории.
Главными функциями фестиваля национальных культур являются:
- Возрождение и развитие этнокультурных традиций народов Российской Федерации;
- Сохранение и популяризация культуры этнических групп, населяющих Россию;
- Воспитание уважения к духовно-нравственным и культурным ценностям народов России;
- Воспитание молодежи в духе патриотизма к родной стране, к родному краю;
- Отображение художественными средствами истории нашей Родины;
- Формирование толерантности, культуры взаимоотношений между представителями различных этнических групп;
- Создание условий для межкультурного диалога и межнационального сотрудничества, укрепление творческих и дружеских связей между регионами Российской Федерации.
Приведем в пример Всероссийский фестиваль национальных культур «От Волги до Дона», который проходит в городе-герое Волгоград каждые два года и становится одним из самых ярких и массовых событий в канве праздничных мероприятий [5].
История зарождения фестиваля национальных культур «От Волги до Дона» начинается в конце 80-х годов прошлого века. В этот период на территории Волгоградской области клубными учреждениями культуры велась активная работа по выявлению, сохранению, пропаганде и развитию фольклорного творчества. Проводились фольклорные праздники в местах наиболее компактного проживания этнических групп, населяющих Волгоградскую область.
«Казачьи игрища» проводились в Кумылженском районе, «Казачья ярмарка» — в Серафимовичском районе, «Песни Дона» — во Фроловском районе, «Донские зори» — в Иловлинском районе. Итогом празднеств казачьей культуры стал межрегиональный фольклорный праздник в городе Михайловка «Славься наш казачий край».
В 1989 году в Палласовском районе совместно с отделом культуры исполкома Джанибековского района Казахстана был впервые организован казахский праздник весны и труда «Наурыз», где помимо концертной программы и выставки мастеров декоративно-прикладного искусства были представлены национальные обряды, фильмы на казахском языке и книги известных казахских писателей. Проведение данного мероприятия послужило стимулом к созданию в Палассовском районе клуба казахской культуры «Самал», который занимается не только сохранением национальных традиций, но и изучением казахского языка.
Много положительных отзывов получил праздник немецкого фольклора в селе Добринка Камышинского района, на котором собрались вместе все немцы Поволжской республики: из Сибири, Урала, Казахстана, Караганды, Саратовской области и других регионов России, искренне радуясь национальному возрождению своих обрядов и традиций.
Тогда же в Малых Чапурниках Светлоярского района состоялся татарский праздник «Сабантуй», где каждый мог поучаствовать в национальной борьбе «Кэрэш» — потешных единоборствах, посмотреть театрализованное представление «Сбор полотенец», зрелищные скачки, попробовать блюда национальной кухни.
В октябре 1989 года по инициативе областного научно-производственного центра «Культура» был проведен I областной праздник фольклора и национальных традиций «От Волги до Дона». Праздник имел значительный успех и впоследствии перерос в фестиваль национальных культур, став традиционным. В 1999 году фестиваль получил статус Всероссийского и значительно расширил свои границы.
За годы своего существования фестиваль уже десять раз собрал на главной площади города Волгограда многочисленные национальные коллективы и отдельных фольклорных исполнителей на яркий и массовый праздник. На фестиваль приезжают представители этнических групп, проживающих в междуречье Волги и Дона из Астраханской, Воронежской, Ростовской, Саратовской областей, республик Марий Эл, Чувашии, Северной Осетии, Калмыкии, Ставропольского края, а также из всех 39 муниципальных образований Волгоградской области.
Участники фестивальных мероприятий каждый раз по-новому презентуют свой этноколорит, располагаясь на главной площади города — Площади Павших борцов — национальными «поселениями», оформленными под русские избы, казачьи курени, украинские хаты, казахские и калмыцкие юрты, татарские шатры, чувашские подворья. С первого взгляда на эти поселения, зрители Всероссийского фестиваля, жители и гости города, сразу окунаются в атмосферу национального колорита регионов Поволжья.
На сценической площадке под открытым небом, находящейся на живописном берегу Волги, жителям и гостям города показывают свое народное творчество около тысячи участников — коллективы и отдельные фольклорные исполнители. Казаки, татары, чуваши, калмыки, украинцы, русские сменяют друг друга под восторженные овации зрителей, которые сами рады спеть и станцевать со своими земляками. Ведь в Волгограде проживают более ста национальностей, и для каждого гостя праздника увидеть представителя своей исторической родины на сцене великая радость.
Широта бескрайних российских просторов, очарование лугов, лесов и рек отражаются в мелодичных русских народных песнях и в музыке ансамблей русских народных инструментов; смелые и бравые казаки в песнях рассказывают о своих исторических традициях; завораживающая красота гор, зелень равнин воспеваются солистами фольклорных кавказских коллективов, и как продолжение — кавказские традиции, воплощенные в танцевальных композициях хореографических фольклорных ансамблей народов Кавказа — все эти картины сменяются на сцене на протяжении всего фестивального дня. Фестиваль «От Волги до Дона» — это эстафета программ и инициатив, представляющих всю волгодонскую землю, и охватывающих все многообразие ее культурной жизни.
На протяжении уже 18 лет своего существования, Всероссийский фестиваль национальных культур «От Волги до Дона» собирает на своей площадке и мастеров декоративно-прикладного искусства. Вместе с волгоградскими мастерами на выставке-ярмарке «Город мастеров» принимают участие мастера со всего Южного федерального округа. Замечательные кружева, одеяла из лоскутов, глиняные игрушки, пуховые шали и носки, традиционные тряпичные куклы, панно из керамики и дерева, ювелирные украшения, вышивки, картины и гравюры — великое множество ремесел и промыслов представлено на выставке.
Представляются на выставке, также, и новые промыслы. К примеру, «Семикаракорская керамика» — промысел, существующий в Ростовской области всего 35 лет. Эта замечательная керамическая посуда, в рисунке которой угадывается бескрайняя донская степь с лазоревыми цветами, поражает простым, незатейливым орнаментом.
На ярмарке «Город мастеров» можно не только купить разные интересные вещицы, но и посмотреть, как они изготавливаются. Так, например, на ярмарке можно увидеть процесс валяния валенок. А в 2008 году на VI фестивале мастер Юрий Игнатов из Краснодарского края, сам предлагал желающим вылепить на гончарном круге настоящий горшок, который потом дарил на память.
Таким образом, фестиваль национальных культур, в частности «От Волги до Дона», позволяет за один день увидеть географию многонациональной Волгоградской области и познакомиться с культурой нашей необъятной страны. Каждый раз организаторы Всероссийского фестиваля национальных культур «От Волги до Дона» стараются сделать его значимым событием, раскрывающим колорит нашей многонациональной культуры. Проведение фестиваля — результат кропотливой, каждодневной работы по сохранению национальной культуры, требующей целеустремленности и терпения, вдумчивого подхода, уважения к традициям народов.
Источник статьи: http://moluch.ru/archive/204/50024/