Праздник не красна изба углами

Праздник «Не красна изба углами, а красна пирогами»

Разработала
Поспелова Елена Владимировна,
учитель домоводства,Псков
Праздник «Не красна изба углами, а красна пирогами»
Цель: закрепление знаний о значении хлеба в питании человека.
Задачи:
Расширять кругозор детей.
Развивать грамотную связную речь учащихся.
Воспитывать мотивацию к здоровому образу жизни.
Воспитывать уважение к труду хлебороба и бережное отношение к хлебу.
Воспитывать чувство поддержки, умение работать в коллективе
Ход праздника.
Ведущий 1: Есть в природе нашего народа
Вечные, особые черты –
Не берут их годы и невзгоды,
Ни капризы ветреные моды,
От души они, от доброты.
Ведущий 2: Если мы хотим кого-то
Встретить с честью и почетом,
Встретить щедро, от души,
С уважением большим,
То гостей таких встречаем
Круглым, пышным караваем.
Ведущий 1: Он на блюде расписном,
С белоснежным рушником.
С караваем хлеб подносим,
Поклоняясь, отведать просим.
Ведущий 2: Дорогой наш гость и друг,
Принимай хлеб – соль из рук!
(В.Бакалдин)
Ведущий 1: Пышный, мягкий пропеченный,
Подрумяненный слегка,
Хлеб с горбушкой золоченой
Шел к тебе издалека.
(С.Погореловский)
Учащийся: Хлеб России! Сильный хлеб России!
Как не восхищаться нам тобой.
Если ты из неоглядной сини
Хлещешь, как безудержный прибой!
Хлеб России, хлеб моей Отчизны
Дюжий, богатырский, как всегда
Жизнью создавался ты для жизни
И трудом для нового труда.
(Е. Винокуров)
Ведущий 2: Издавна кормит людей матушка-земля. В одном из музеев словно бесценное сокровище хранится ломтик хлеба, которому … 6 тысяч лет! Ученые нашли его на дне озера. Когда-то очень давно он попал в густой ил, со временем окаменел и так сохранился до наших дней. Вот с каких времен едят хлеб!
Попробуйте представить завтрак, обед, ужин без хлеба, булочек, печенья.
Ведущий 1: К хлебу у нас на Руси всегда относились, как к Божьему благословению. Сказать о хлебе худое слово считалось святотатством. Сорить хлебом – грехом… Крошки хлеба не пропадало за трапезой. И как бы ни было мало дите, если бросит корку, старший в семье (отец, сын) непременно проучит – стукнет деревянной ложкой по лбу провинившегося: «Не греши».
Ведь, для выпечки 1 батона требуется 10 тысяч зерен!

«Песенка о хлебе»
сл.П.Каганова муз. В.Витлина
Задание. Про хлеб говорили так: (задание – закончи пословицу)
«Хлеб – всему голова», «Ржаной хлебушко – калачу дедушка», «Нет хлеба – нет обеда», «Покуда есть хлеб да вода – все не беда», «Без хлеба куска везде тоска», «Хлеб на стол, так и стол – престол, а хлеба ни куска, так и стол – доска».
Ведущий 2: Для русской кухни характерно обилие выпечных изделий, и это не случайно. С глубокой древности в нашей стране возделывают рожь, пшеницу, ячмень, овес, просо. Народ-землепашец во все времена с большим почтением относился к зерну и продуктам его переработки. Символом благополучия и достатка для русских людей всегда был хлеб – один из основных продуктов питания.
Ученик: В каждый дом, на каждый стол
Он пожаловал, пришел
В нем здоровье, наша сила,
В нем чудесное тепло
Сколько рук его растило,
Охраняло, берегло.
В нем земли родимой соки,
Солнца свет веселый в нем,
Уплетай за обе щеки,
Вырастай богатырем.
(С. Погореловский)
Ведущий 1: Ребята, а какую дорогу прошел хлеб до нашего стола?
(вспахать землю, удобрить землю, посеять зерно, борьба с вредителями и сорняками, уборка хлеба, элеватор, мелькомбинат, хлебопекарня, магазин)
Танец «Колосок»
Ведущий 2: Прискакали из печи
Булочки, хлеба, блины,
Плюшки, сушки да ватрушки,
Пироги да калачи.
Выходят дети в костюмах
Хлеб ржаной
Я такой бедный, такой несчастный!
Бьют меня палками,
Жмут меня камнями.
Держат меня в каменной пещере,
Режут меня ножами.
За что меня так губят?
Все: За то, что любят!

Читайте также:  Когда был создан праздник день всех святых

Батон
Комковато,
Ноздревато,
И горбато,
И кисло,
И пресно, и легко,
И мягко,
И бело,
И всем людям мило.
Сухарь
Мешено,
Квашено,
Валяно,
На стол поставлено.
А потом засушено
Да и снова скушено.
Колобок
Я по амбару метен,
По сусекам скребен,
На сметане мешон,
В печку сажен,
На окошке стужен.
Калач
А я…
Рос сперва на воле в поле,
Летом цвел и колосился,
А когда обмолотили,
Я в зерно вдруг превратился.
Из зерна – в муку и тесто,
Рядом с углем занял место.
Уголь красен и горяч,
Потому-то я – калач.
Блин
Поставят – попарят,
Перевернут – поправят,
Меня сдернут –
Другого положат.
Пирог
Я бываю с толокном,
С рисом, мясом и пшеном,
С вишней сладкою бываю.
Меня в печь сперва сажают.
А как выйду я оттуда,
То кладут меня на блюдо.
Кто я?
Ведущий 1: В древние времена люди, собираясь на праздники, устраивали игры по случаю торжества и пекли особый хлеб – праздничный. Такой хлеб называли «пирог», от слова пир.

Пирог
Я – пирог,
К миру и дружбе порог.
Хоровод
Ведущий 2: Пиры – они для всего честного народа.
Победила страна в бою против врага заклятого – царь-батюшка пир горой закатывал. Кончились беды – сейчас всех ждет сытость и мир-покой для всех. Пирог – символ общности и дружбы.
Ведущий 1: В день именин было принято печь пироги и рассылать родным и близким как своеобразное приглашение на праздник.
Игра «Каравай» (во время праздника пирог разламывали над головой именинника, сыпалась начинка, а гости приговаривали: «Чтоб на тебя так сыпалось золото и серебро»).

Читайте также:  Поздравления для праздников цветов

Ведущий 2: А теперь отгадайте кулинарные загадки «Из чего пекут пироги?» (кроссворд)
По горизонтали: По вертикали:
2. Всем нам пригодится 8. Без них тесто не
Белая водица. поднимется.
Из водицы белой (дрожжи)
Все, что хочешь, делай:
Сливки, простоквашу, 9. Секрет пирога.
Масло в кашу нашу. (начинка)
(молоко)
3. В доме еда, а дверь заперта.
(яйцо)
4. Размолотые зерна пшеницы.
(мука)
5. На холоде твердое, как лед,
А в тепле плывет, как мед.
(масло)
6. Он с жадностью пьет-
А не чувствует жажды.
Он бел-
А купается только однажды.
Он слепо ныряет
В кипящую воду
Себе на беду, но на радость народу.
(сахар)
7. Бела, мелка, но не соль. (сода)
Ведущий 1: Какие названия пирогов вы знаете? Сейчас мы узнаем,
кто был внимателен и любопытен, находясь в зале! (расстегай,
курник, ватрушка, кулич, кулебяка)
Ведущий 2: На столе у нас пирог,
Пышки и ватрушки,
Так споем же под чаек
Чайные частушки!
( Дети поют частушки.)
Тесто я месить пойду, Разрешите помесить,
Отходите дале. Разрешите топнуть.
Неужели вы меня Неужели в этом зале
Раньше не видали? Половицы лопнут?
Замешу я тесто, Меня мама бережет,
Чем вам не невеста? Месить тесто не дает,
Головой вот так качну, Жарит рыбки-окуньки.
Завлекать парней начну. Чтоб любили пареньки.
Две старушки без зубов Помесить мне разрешите,
Толковали про любовь. Я работы не боюсь.
Мы с тобою влюблены: Если правый бок устанет,
Я в картошку, ты в блины. Я на левый повернусь.
Хоть месить мне тесто лень, Ой, кончайте вы мешать,
Все же потружуся, Дома нечего кусать:
А когда я подрасту Сухари да крошки,
Бизнесом займуся. Да непомыты ложки!
Ведущий 1: Кто был внимателен ? Какие необходимы продукты, чтобы
приготовить пирог?
Задание: выбрать продукты для пирога.
(Пока дети выполняют задание игра со зрителями.)
Закончи строчку:
Я захотел устроить бал
И я гостей к себе … (позвал)
Купил муки, купил творог,
Испек рассыпчатый …(пирог)
Пирог, ножи и вилки тут,
Но что-то гости не …(идут)
Я ждал, пока хватило сил,
Потом кусочек… (откусил)
Потом подвинул стул и сел.
И весь пирог в минуту…(съел)
Когда же гости подошли,
То даже крошки не…(нашли).
(Д.Хармс)
Ведущий 1: К нам гости
(Выходит Красная Шапочка с корзинкой пирожков (нарисованных))
Красная Шапочка: Здравствуйте! Я к вам в гости пришла, пирожков
принесла. Пирожки не простые, а волшебные.
Задания на пирожках: из какой сказки эти строки?
На сметане мешен, Бабушка девочку очень любила.
На окошке стужен, Шапочку красную ей подарила.
Круглый бок, румяный бок Девочка имя забыла свое.
Покатился … А ну, подскажите имя ее.
«Обернулась душой – девицей, Василисой Премудрою, вышла на красное крыльцо и закричала громким голосом: «Мамки – няньки! Собирайтесь, снаряжайтесь, приготовьте мягкий белый хлеб, каков ела я, кушала у родного моего батюшки».
Я сижу высоко, — Печка, печка, скажи, куда гуси-лебеди полетели?
Гляжу далеко, — Съешь моего ржаного пирожка – скажу.
Не садись на пенек, — Стану я ржаной пирог есть!
Не ешь пирожок. У моего батюшки и пшеничные не едятся…
— Вынь нас, девушка, из печи поскорее!
Вынь поскорее! Мы уже спеклись! Мы скоро сгорим!
— Как бы не так! Стану я из-за вас пачкаться!
Но едва Инге наступила на хлеб, как хлеб вместе с нею стал стремительно погружаться в болото. Только черные пузырьки пошли по воде.
Испеклись пироги, петушок их вынул, выложил на стол, а мышата тут как тут. И звать их не пришлось.
— Ох, и проголодался я! – пищит Круть.
— Ох, и есть мне хочется! – пищит Верть.
Ведущий 1: А теперь я приглашаю самых смелых и опытных ценителей
пирогов на конкурс:
«Определи на вкус начинку пирога».
Ведущий 2: К нам еще гость.
Сластена: Я – Сластена,
Я – Сластена,
Очень сладкое люблю!
Мне не надо каш и макарон,
Хлеба тоже не хочу!
Да, да, да! Хлеба не хочу!
(топает ногами)
Хочу халвы! Хочу пирожных!
Хочу мороженого! Хочу конфет!
Хочу! Хочу! Хочу!
Подумаешь – хлеб!
Ведущий 1: Ребята, как вы думаете, вы тоже сможете без хлеба, если вас будут кормить только сладостями. Я думаю, через несколько дней вы на них смотреть не сможете.
Хлеб же люди едят каждый день, и он им не надоедает. Почему? (ответы детей)
Учащийся:
Хлеб… Наскучит ли он?
Никогда!
Без него обойтись и не пробуй,
Без него человеку беда.
Учащийся: Дороже и злата и соболя
Он – всем и всему голова.
У хлеба значенье особое:
Державные держит права.
И так повелось это исстари!
Изба пирогами красна.
Хлеб – наиглавнейшая исповедь
Пред жизнью, во все времена.

Читайте также:  Счастливый праздник агентство праздников

  • prazdnik2.doc
    Размер файла: 23 kB Загрузок: 14

Источник статьи: http://educontest.net/ru/124731/%D0%BF%D1%80%D0%B0%D0%B7%D0%B4%D0%BD%D0%B8%D0%BA-%D0%BD%D0%B5-%D0%BA%D1%80%D0%B0%D1%81%D0%BD%D0%B0-%D0%B8%D0%B7%D0%B1%D0%B0-%D1%83%D0%B3%D0%BB%D0%B0%D0%BC%D0%B8-%D0%B0-%D0%BA%D1%80%D0%B0%D1%81/

Сценарий развлечения для детей младшего дошкольного возраста «Не красна изба углами, красна пирогами.»

Не красна изба углами, красна пирогами.

Цель: формировать у детей представление о русском народном быте.

Задачи: продолжать знакомить детей с предметами русского народного быта в старину.

Развивать активный словарь детей, обогащая словами: печь, чугун, ухват, самовар, сундук, люлька.

Учить детей лепить баранки и калачи, закрепляя навык раскатывания теста прямыми движениями ладоней, соединять края, образуя круг.

Обогащать социальный и игровой опыт малышей через взаимодействие с предметами русского народного быта.

1.Встреча детей хозяйкой русской избы.

(Дети входят в избу, их встречает хозяйка в русском народном костюме)

Хозяйка: Проходите, гости дорогие! Милости просим!

Ну-ка, гости, проходите,

На убранство поглядите!

Изба у нас большая

Да красивая какая!

Да про все нам расскажите!

Хозяйка: Вы ко мне в гости пришли, я рада вас видеть и рада угостить! Ребята, на чем Ваши мамы готовят еду? В моей избе есть печь На ней я готовлю себе еду. А топится печка дровами, бросаю их в печку, поджигаю, они горят, печка нагревается, вот в избе и тепло. Потрогайте, какая тёплая стала печка.

Всё, что в печи, всё на стол мечи. У меня суп сварился в печи. Сейчас ухват беру да и поставлю чугун с супом на стол. Какой тяжёлый чугун. Мальчики, помогите мне достать чугун из печи. Проходите, гости дорогие к столу.

Давным-давно ели всей семьёй из чугуна и по очереди. Попробуем и мы с вами так кушать. Ели тогда деревянными ложками. Посмотрите, какие у меня деревянные ложки красивые, расписные.

В чашке — гречневая кашка.

Ложка в чашке побывала —

Кашки гречневой не стало! Хозяйка первой пробует кашу, показывая образец игровых действий. Не забывайте, дуйте на кашу. Она горячая. В чём я сварила кашу? Как называется посуда, в которой я сварила кашу. Чем я достала чугун из печи?

Понравился вам кашу из печи. Пока мы ели кашу, печь немного остыла и в ней можно испечь к чаю калачи. Вы мне поможете?

2. . Пальчиковая гимнастика

Разомнем пальчики, чтобы у вас получились красивые баранки

На окно поставим.

И воробышкам дадим

Лепка калачей и баранок. Посмотрите, как я буду лепить баранку. Беру кусок пластилина, кладу его на ладошку, она у меня ровная. Другой ладошкой прикрываю и раскатываю вперед-назад, вперед-назад.

— Что у меня получилось? (Колбаска, столбик)

Посмотрите, как я соединю два конца «колбаски», чтобы получилась круглая баранка. Я соединяю концы и несильно прижимаю.

— Что у меня получилось? (Баранка, бублик, сушка)

— Какая она получилась? (Круглая, с дырочкой)

— А теперь в воздухе вместе со мной, покажите, как вы будете катать «колбаску» (показ) Возьмите тесто и попробуйте слепить баранку. (В ходе лепки прочитать потешку).

4. Рассматривание костюма, платков и фуражек.

Слышите, кто-то охает на печи. Посмотрим, кто там? Да это же наш домовёнок Кузя.

-Кузя, а ты что так красиво нарядился рассматривание костюма.

-Да и ты Хозяюшка принарядилась. Рассматривание женского костюма

Ребята, а вы хотите нарядиться в такую одежду? Где у вас дома находится одежда? (В шкафу). Посмотрите, в избе есть шкаф? Правильно. В старину не было шкафов для одежды, вся одежда хранилась в сундуке. В нашей избе тоже есть сундук. Скажите: сундук. Милана повтори, Давид скажи. Подойдём к нему и посмотрим, что лежит в сундуке. (Сундук не открывается). Беда. Ребятушки, чтобы сундук нам открыть надо отгадать загадки. (Загадки про платки и фуражки).

Носят бабушки, старушки

,Носят малые девчушкиПляска под русскую народную музыку.

Пока мы наряжались, да веселились испеклись наши калачи. Кто мне поможет их достать?Поговорка о калачах.

Ай, качи, качи, качи. В печи калачи,

Как огонь горячи.

Для кого печены?

Для Машеньки калачи,

Для Машеньки горячи.

Глянь, баранки, калачи

С пылу, с жару из печи.

Налетели тут грачи,

Нам остались бараночки.

Приглашаю всех на чаепитие с баранками, пить чай мы будем из самовара.

Стихотворение про самовар.

Итоговая беседа: понравилось вам у меня в гостях? Из какой посуды мы ели суп? Из чего налили чай? В чём пекли калачи? Для чего нужна печь в избе?

Что подарил мальчикам Кузя? А девочкам?

Вам у меня понравилось в гостях, вы ко мне еще придете?

Гости дорогие, приходите к нам, не забывайте. Мы с Кузей вас будем ждать. До свидания.

Источник статьи: http://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/367405-scenarij-razvlechenija-dlja-detej-mladshego-d

Оцените статью