В голосовании могут принимать участие только зарегистрированные посетители сайта.
Если вы уже зарегистрированы — Войдите.
Вы хотите зарегистрироваться?
информация о фильме
Киноальманах состоит из комедий: «Наш папа майонез», «Приговор» и самой известной — «Праздник Нептуна».
Каждый год 1 января в посёлке Малые Пятки проводится «Праздник Нептуна». И каждый год руководство исправно рапортовало наверх красивые цифры об участии трудящихся в физкультурно-оздоровительном мероприятии. На самом деле никакого праздника и в помине не было, расчёт был на то, что 1-го января утром никто и никогда не приедет в забытый Богом райцентр. И всё было замечательно, пока однажды из центра не пришла телеграмма о том, что 1-го января приезжает поделиться опытом группа моржей из Швеции, узнавшая о таком массовом мероприятии.
Источник статьи: http://www.kino-teatr.ru/kino/movie/sov/5558/annot/
Праздник Нептуна (фильм)
Праздник Нептуна
Праздник Нептуна
Жанр
Выход фильма «Праздник Нептуна» (оригинальное название — Праздник Нептуна)
К:Фильмы 1986 года
«Пра́здник Непту́на» — советский полнометражный цветной художественный фильм, поставленный на Киностудии «Ленфильм» в 1986 году. Фильм стал дебютным для режиссёра Юрия Мамина и сценариста Владимира Вардунаса, положив начало их сотрудничеству.
Фильм получился небольшим по времени, поскольку киноэкспедиция была закончена раньше срока из-за нехватки бензина для транспорта [1] . Существует также сокращённая 44-минутная версия фильма.
Содержание
Сюжет
Действие происходит в канун 1986 года. Каждый год 1 января в посёлке Малые Пятки проводится «Праздник Нептуна». И каждый год руководство исправно рапортовало наверх красивые цифры об участии трудящихся в физкультурно-оздоровительном мероприятии. На самом деле никакого праздника и в помине не было, расчёт был на то, что 1 января утром никто и никогда не приедет в отдалённый райцентр. Но однажды из центра пришла телеграмма о том, что 1 января приезжает поделиться опытом группа моржей из Швеции, узнавшая о таком массовом мероприятии.
Руководство райцентра делает всё возможное и невозможное. В назначенное время, при 30-градусном морозе, под грозную музыку Прокофьева из фильма «Александр Невский» русские встречают шведов на празднике Нептуна. И пока шведы смотрят на происходящее с берега озера, жители посёлка бросаются в ледяную воду. Веселье продолжается и после отъезда иностранных гостей.
В ролях
Виктор Михайлов — Василий Петрович Хохлов
Виолетта Жухимович — Клавдия Васильевна
Роберт Курляндчик — Дубинкин
Яков Степанов — Мишка
Виктор Цепаев — Гаврилов
Анатолий Быстров — Василий
Иван Криворучко — Полищук
В эпизодах
Василий Аземша — эпизод
Илья Бойков — эпизод
Юрий Васильев — эпизод
Т. Валуевич — эпизод
С. Горюшин — эпизод
Р. Иванов — эпизод
А. Карпухин — эпизод
Т. Кравцов — эпизод
Вячеслав Лейкин — швед
Юрий Новохижин — эпизод
Виктор Нестеров — эпизод
Владимир Студенников — эпизод
И. Студенникова — эпизод
Игорь Соловьёв — эпизод
Борис Ратушный — деревенский житель («Что, почта не работает?»)
Съёмочная группа
Автор сценария — Владимир Вардунас
Режиссёр-постановщик — Юрий Мамин
Оператор-постановщик — Анатолий Лапшов
Художник-постановщик — Георгий Кропачёв
Композитор — Виктор Кисин
Звукооператор — Л. Гавриченко
Редактор — Л. Королёва
Режиссёр — Отар Дугладзе
Операторы — Л. Голубев, В. Соловьёв
Монтажёр — О. Адрианова
Художник-декоратор — Е. Стырикович
Художник по костюмам — Л. Мошкина
Художник-гримёр — Б. Перекатова
Режиссёрская группа — М. Малич, Н. Якушева, М. Бирбраер
Ассистент оператора — В. Григорьев
Реквизитор — И. Гамаюнова
Костюмер — И. Зенютич
Гримёр — И. Дейнека
Звукотехники — В. Воробьёв, С. Иванов
Пиротехники — В. Масленников, В. Климов
Бригадир светотехников — А. Калуга
Административная группа — Г. Трилевская, М. Алексеев, В. Инихов
Директор картины — Евгения Дихнова
Съёмочная группа благодарит за участие в фильме народный коллектив «БЕЛУН» и любителей зимнего плавания гг. Ленинграда и Пскова.
Награды
Главный приз — ВКФ «Молодость» в г. Киеве (1986)
Гран-при. За лучший комедийный фильм — на 4-м МКФ в Габрове, (Болгария) (1987)
Гран-при. «Золотой дукат» (фильму) — на 35-м МКФ в Мангейме, (ФРГ) (1988)
Главный приз. (фильму) — на 5-м фестивале молодых кинематографистов в г. Москве (Россия) (1988)
Место съёмки
Напишите отзыв о статье «Праздник Нептуна (фильм)»
Примечания
↑ [yurimamin.com/RU/9/ Праздник Нептуна: Официальный сайт Юрия Мамина]
Ссылки
[www.lenfilm.ru/catalogue/cat_1986.htm «Праздник Нептуна»] Аннотированный каталог фильмов киностудии «Ленфильм» 1918—2003.
[old.russiancinema.ru/template.php?dept_id=3&e_dept_id=2&e_movie_id=5121 «Праздник Нептуна»]. Фильмы. Энциклопедия отечественного кино. Проверено 6 января 2014.
[megabook.ru/article/ПРАЗДНИК%20НЕПТУНА «Праздник Нептуна»]. Статья. Онлайн энциклопедия Кирилла и Мефодия. Проверено 6 января 2014.
[dic.academic.ru/dic.nsf/enc_cinema/15112/ПРАЗДНИК «Праздник Нептуна»]. Энциклопедия кино. Академик. Проверено 6 января 2014.
[www.domkino.tv/announce/12456 «Праздник Нептуна»]. Телеканал «Дом Кино». Первый канал. Всемирная сеть. Проверено 6 января 2014.
Отрывок, характеризующий Праздник Нептуна (фильм)
– Нет. Я говорю только, что убеждают в необходимости будущей жизни не доводы, а то, когда идешь в жизни рука об руку с человеком, и вдруг человек этот исчезнет там в нигде, и ты сам останавливаешься перед этой пропастью и заглядываешь туда. И, я заглянул… – Ну так что ж! вы знаете, что есть там и что есть кто то? Там есть – будущая жизнь. Кто то есть – Бог. Князь Андрей не отвечал. Коляска и лошади уже давно были выведены на другой берег и уже заложены, и уж солнце скрылось до половины, и вечерний мороз покрывал звездами лужи у перевоза, а Пьер и Андрей, к удивлению лакеев, кучеров и перевозчиков, еще стояли на пароме и говорили. – Ежели есть Бог и есть будущая жизнь, то есть истина, есть добродетель; и высшее счастье человека состоит в том, чтобы стремиться к достижению их. Надо жить, надо любить, надо верить, – говорил Пьер, – что живем не нынче только на этом клочке земли, а жили и будем жить вечно там во всем (он указал на небо). Князь Андрей стоял, облокотившись на перила парома и, слушая Пьера, не спуская глаз, смотрел на красный отблеск солнца по синеющему разливу. Пьер замолк. Было совершенно тихо. Паром давно пристал, и только волны теченья с слабым звуком ударялись о дно парома. Князю Андрею казалось, что это полосканье волн к словам Пьера приговаривало: «правда, верь этому». Князь Андрей вздохнул, и лучистым, детским, нежным взглядом взглянул в раскрасневшееся восторженное, но всё робкое перед первенствующим другом, лицо Пьера. – Да, коли бы это так было! – сказал он. – Однако пойдем садиться, – прибавил князь Андрей, и выходя с парома, он поглядел на небо, на которое указал ему Пьер, и в первый раз, после Аустерлица, он увидал то высокое, вечное небо, которое он видел лежа на Аустерлицком поле, и что то давно заснувшее, что то лучшее что было в нем, вдруг радостно и молодо проснулось в его душе. Чувство это исчезло, как скоро князь Андрей вступил опять в привычные условия жизни, но он знал, что это чувство, которое он не умел развить, жило в нем. Свидание с Пьером было для князя Андрея эпохой, с которой началась хотя во внешности и та же самая, но во внутреннем мире его новая жизнь.
Уже смерклось, когда князь Андрей и Пьер подъехали к главному подъезду лысогорского дома. В то время как они подъезжали, князь Андрей с улыбкой обратил внимание Пьера на суматоху, происшедшую у заднего крыльца. Согнутая старушка с котомкой на спине, и невысокий мужчина в черном одеянии и с длинными волосами, увидав въезжавшую коляску, бросились бежать назад в ворота. Две женщины выбежали за ними, и все четверо, оглядываясь на коляску, испуганно вбежали на заднее крыльцо. – Это Машины божьи люди, – сказал князь Андрей. – Они приняли нас за отца. А это единственно, в чем она не повинуется ему: он велит гонять этих странников, а она принимает их. – Да что такое божьи люди? – спросил Пьер. Князь Андрей не успел отвечать ему. Слуги вышли навстречу, и он расспрашивал о том, где был старый князь и скоро ли ждут его. Старый князь был еще в городе, и его ждали каждую минуту. Князь Андрей провел Пьера на свою половину, всегда в полной исправности ожидавшую его в доме его отца, и сам пошел в детскую. – Пойдем к сестре, – сказал князь Андрей, возвратившись к Пьеру; – я еще не видал ее, она теперь прячется и сидит с своими божьими людьми. Поделом ей, она сконфузится, а ты увидишь божьих людей. C’est curieux, ma parole. [Это любопытно, честное слово.] – Qu’est ce que c’est que [Что такое] божьи люди? – спросил Пьер – А вот увидишь. Княжна Марья действительно сконфузилась и покраснела пятнами, когда вошли к ней. В ее уютной комнате с лампадами перед киотами, на диване, за самоваром сидел рядом с ней молодой мальчик с длинным носом и длинными волосами, и в монашеской рясе. На кресле, подле, сидела сморщенная, худая старушка с кротким выражением детского лица. – Andre, pourquoi ne pas m’avoir prevenu? [Андрей, почему не предупредили меня?] – сказала она с кротким упреком, становясь перед своими странниками, как наседка перед цыплятами. – Charmee de vous voir. Je suis tres contente de vous voir, [Очень рада вас видеть. Я так довольна, что вижу вас,] – сказала она Пьеру, в то время, как он целовал ее руку. Она знала его ребенком, и теперь дружба его с Андреем, его несчастие с женой, а главное, его доброе, простое лицо расположили ее к нему. Она смотрела на него своими прекрасными, лучистыми глазами и, казалось, говорила: «я вас очень люблю, но пожалуйста не смейтесь над моими ». Обменявшись первыми фразами приветствия, они сели. – А, и Иванушка тут, – сказал князь Андрей, указывая улыбкой на молодого странника. – Andre! – умоляюще сказала княжна Марья. – Il faut que vous sachiez que c’est une femme, [Знай, что это женщина,] – сказал Андрей Пьеру. – Andre, au nom de Dieu! [Андрей, ради Бога!] – повторила княжна Марья. Видно было, что насмешливое отношение князя Андрея к странникам и бесполезное заступничество за них княжны Марьи были привычные, установившиеся между ними отношения. – Mais, ma bonne amie, – сказал князь Андрей, – vous devriez au contraire m’etre reconaissante de ce que j’explique a Pierre votre intimite avec ce jeune homme… [Но, мой друг, ты должна бы быть мне благодарна, что я объясняю Пьеру твою близость к этому молодому человеку.] – Vraiment? [Правда?] – сказал Пьер любопытно и серьезно (за что особенно ему благодарна была княжна Марья) вглядываясь через очки в лицо Иванушки, который, поняв, что речь шла о нем, хитрыми глазами оглядывал всех.
Источник статьи: http://wiki-org.ru/wiki/%D0%9F%D1%80%D0%B0%D0%B7%D0%B4%D0%BD%D0%B8%D0%BA_%D0%9D%D0%B5%D0%BF%D1%82%D1%83%D0%BD%D0%B0_(%D1%84%D0%B8%D0%BB%D1%8C%D0%BC)
Вечерний киносеанс: Праздник Нептуна
Режиссер Юрий Мамин: «Посмотрев мою комедию «Праздник Нептуна», Ролан Быков поцеловал меня. Взасос! »
В 1986 году на экраны вышла картина «Праздник Нептуна» и сразу же принесла широкую известность режиссеру Юрию Мамину, ученику знаменитого Эльдара Рязанова. Кто хоть раз посмотрел фильм, наверняка не сможет забыть абсурдно-комичную историю о небольшом типичном советском поселке, в котором существовал клуб моржей. Из-за того, что в члены клуба записывали всех подряд, как в гоголевских «Мертвых душах», количество любителей зимнего купания стало невероятным. И все бы хорошо, да вот когда посмотреть на моржей прибыли шведы, в прорубь пришлось лезть всем жителям поселка…
На счету Юрия Мамина таких смешных и правдивых историй много. Зрители полюбили его фильмы «Фонтан», «Бакенбарды», «Окно в Париж».
— Юрий Борисович, где только вы ни трудились: и в театре, и в Ленконцерте, и на телевидении. Признайтесь, от чего бегали?
— От неинтересной работы. Сейчас убежать легче — просто отказываешься, а в советское время была служба. Алкоголь позволял освободиться от невыносимости жизни. Многие пошли по необратимому пути: Высоцкий, Даль, Юматов, убивший по пьянке соседа…
— Вы в провинцию убежать не пытались?
— После окончания театрального института, еще до армии, мне довелось работать в Великих Луках. Там я ставил дипломный спектакль по Фонвизину «Недоросль». Школьники ходили на него по многу раз, а учителя писали возмущенные письма, ведь спектакль был хулиганский. Начинался со сцены, в которой Митрофанушка сидел в деревенском туалете и, кряхтя, жаловался, что намедни объелся пирогов. Потом выходил, лапал дворовую девку Палашку… Короче говоря, «не хочу учиться, хочу жениться» значило, что «дубина» у него все время стоит и он ни одной юбки не пропустит. В итоге вышла постановка, которую даже из Москвы ездили смотреть. После нее меня сделали и. о. главного режиссера театра.
Когда из армии вернулся, устроился в Ленконцерт, но начал там спиваться. Выкарабкаться помогла жена Людмила, которая постоянно твердила: «Ты — гений». Однажды она заявила: «Хватит пьянствовать! Вспомни, что был одаренным режиссером, попробуй снимать кино!» И я пошел ассистентом режиссера на очень низкую зарплату. Семью кормила жена: она актриса, участвовала в спектаклях, концертах.
— Но работа-то хоть нравилась?
— Работа была собачья! Однажды, например, пришлось дрессировать кур — такое задание дал режиссер Сергей Микаэлян. В его картине «Вдовы» рассказывалось о двух деревенских старушках. Микаэлян объяснил мне, что у одной из них лучшие друзья — курочки: садятся на колени, она с ними беседует… Я смотрел на него и думал: «Он шутит или пытается меня подставить? Куры — это существа, которые, посмотрев направо, забыли, что видели слева. Как с ними репетировать?» В случае неудачи меня могли тут же уволить, ведь был тогда на испытательном сроке.
Снимали под Смоленском. Я поехал в деревню и сказал бабке: «Заплачу вам 50 копеек, только птицу не кормите». — «Как же мои курочки?» — «Ничего, через неделю мы приедем — покормим». Рассчитал, что только едой их можно заманить. Привезли кур на съемку. Я насыпал пшено актрисе на колени и на диван, на котором она сидела. Все знали ситуацию и сочувствовали мне. Открыли ящик, куры медленно пошли. Подошли к героине, стали клевать пшено, а одна даже залетела на постель. Микаэлян пожал мне руку: «Молодец! Только не пойму, почему они так медленно ходят?» Не мог же я сказать, что они неделю не ели! И тут кому-то в голову взбрела идея: «Курам нужен хороший петух — настоящий самец, который их поведет!» Я вспомнил, что в ТЮЗе в одном спектакле занят не петух — настоящий бандит! Позвонил в Ленинград Людмиле и попросил привезти его в Смоленск. Встретил ее ночью на вокзале. Из огромной накрытой корзины, которую жена держала в руках, доносился рев, будто там сидел львенок. Я спросил: «Это петух?» — «Да». Принесли корзину в лагерь. Жена открыла ее, оттуда вылетел огромный белый петух, тут же клюнул ее в запястье, пробил вену, и кровь ударила фонтаном! Потом бросился на меня. Я был в кожаных перчатках, схватил петуха и прикрутил ему шею. Немного, раз пять или шесть. После этого он ко мне больше не подходил — боялся.
Когда его принесли на площадку, меня не было, что-то организовывал в деревне. Вдруг прибежали люди с криками: «Иди скорее в дом, там с ума посходили!» Вошел в избу, гляжу — все сидят на шкафах, а петух ходуном ходит! Еле поймали, посадили обратно в ящик и решили выпустить перед самой съемкой. Но когда выпустили, он стал топтать одну курицу за другой!
— На Высших режиссерских курсах вы учились у Эльдара Рязанова. Поступали к нему намеренно?
— Я очень любил его фильмы. Наиболее удачными считаю «Берегись автомобиля!» и «Служебный роман». Когда был объявлен набор на Высшие курсы сценаристов и режиссеров, я подал заявку. В моей заявочной работе был рассказ, описывающий один день из жизни музыканта военного оркестра. Набор смешных ситуаций, который Рязанову очень понравился.
— Ситуации из личного опыта?
— Да, ведь я служил в духовом оркестре ракетной части. Утро начиналось с того, что мы играли марши на упражнениях, после была репетиция, затем выступление на каком-нибудь мероприятии, например на похоронах. Нам наливали по рюмочке… В общем, любили мы это дело — хоронить! А вечером играли на танцах, где встречали пьяных офицеров. По утрам они, обозленные, били солдат по морде прямо на плацу. Это было обычным явлением, и мало кто жаловался. Я увидел, что такое коммунизм, ведь армия — это примитивный слепок огромной державы: там было и разгильдяйство, и пьянство, и сумасбродство начальства.
— Говорят, будто с вашего фильма «Праздник Нептуна» началась перестройка…
— Вполне возможно. Эта картина была снята в 1986 году. Тогда же ее показали на съезде писателей. А началось вот с чего. Подходила моя очередь снимать дебютный фильм. Стал искать сценарий. Вдруг позвонил товарищ — актер Михайлов. Жил он на окраине Ленинграда. Телефона не было, и он вышел на улицу, к автомату. А там какая-то девушка долго говорила. Он подумал: «Ладно, не буду перебивать, пойду к другому автомату». Дошел до следующей остановки и увидел в телефонной будке ту же девушку! Она заявила: «Собралась очередь, мне стало неудобно, я села в трамвай и переехала к этому автомату». Выяснилось, что эта девушка — сестра молодого писателя, который мечтает о кино и уже сочинил несколько небольших сценариев. Зовут его Владимир Вардунас.
Володя предложил мне сюжет: в одном поселке есть клуб моржей, и количество членов клуба вследствие приписок оказалось больше населения поселка. Этим массовым явлением заинтересовалась шведская спортивная делегация. Я увидел неописуемую картину! Вся деревня купается в проруби, шведы смотрят, а кто-то объясняет: «Это все приписки виноваты!» Сказал Вардунасу: «Пиши!»
— Как приняли картину чиновники и простые зрители?
— Каждый день я выслушивал восторженные отзывы, а Ролан Быков даже поцеловал меня. Взасос! Кстати, Михаил Жванецкий, посмотрев мой следующий фильм «Фонтан», сделал то же самое. «Праздник Нептуна» стали тиражировать и посылать на дачи членам политбюро. В Ленинграде в новогоднюю ночь фильм шел нон-стоп во всех кинотеатрах, зрители могли смотреть его бесплатно. Наверное, это и было открытием перестройки.
— А картина «Фонтан», вышедшая в 1988 году, закрепила успех.
— Она получила много наград, добрую половину которых прикарманили московские чиновники. Зрители высоко оценили фильм. Особенно меня удивила реакция французов. Они, правда, смеются не над тем, над чем смеемся мы. Вот пример: жена главного героя плачет над замерзшими тюльпанами, а он собирается звонить в жэк по поводу лопнувшей трубы, но сталкивается с тем, что параллельно по телефону говорит его тесть. Французы падали со смеху, не могли понять, как два человека могут разговаривать по телефону одновременно! А у нас это обычное дело. Потом они осторожно спрашивали, насколько ситуация в «Фонтане» выдумана мною. «Да, в общем, там почти все — правда», — ответил я. Мы ведь даже снимали в доме, где произошла подобная авария: прорвало фановую трубу, и подойти было невозможно.
— По самому известному вашему фильму «Окно в Париж» трудно понять, что вам дороже: цветущая французская столица или сырой Петербург…
— Я старался их уравнять. Тогда, в 90-е годы, Париж был очень привлекателен: мечта русского интеллигента, возникшая еще во времена Пушкина. Сегодня она рухнула: из-за студенческих волнений и демографических изменений в этот город не хочется ехать.
— А когда работали над картиной, хотелось?
— Очень! И мы снимали в Париже. Но эмигрировать я не смог бы: за границей мне нечем заниматься.
— Я слышал, фильм «Окно в Париж» попал в сложную ситуацию.
— Да. Французский продюсер решил побольше заработать, поэтому не стал выпускать фильм (он был снят в 1993-м) в прокат.
— Странный, однако, способ заработать… Вроде бы наоборот надо.
— Дело в том, что он сэкономил на производстве пару миллионов. А во Франции такая система: если картина выходит в прокат, продюсер обязан отдать все долги, а если не выходит, то и отдавать ничего не нужно. Продюсер обманул меня: не представил фильм ни на Венецианский фестиваль, ни на Каннский. Даже на внутренний, российский, не разрешил посылать, хоть меня приглашали и картина имела шанс получить приз. Тогда я сказал, что повезу фильм от России на Берлинале. А он в ответ: «Не надо, мы уже послали». Приезжаю в Берлин — продюсера нет, а картина представлена вне конкурса и демонстрируется в каком-то маленьком зальчике на окраине. Фильм планировали показывать два дня. Пришел я в первый день — сидит ползала… А на следующий день уже полный зал, мест не было, люди толпились на улице! Устроили еще два показа, и снова были аншлаги. Все возмущались: «Почему не в конкурсе?» В конце концов, «Окно в Париж» объявили главным событием фестиваля, продюсеры наперебой стали покупать его.
— В последнее время вы редко снимаете кино. Нету тем или денег?
— Денег нет, а тем предостаточно. Недавно закончил съемки нового фильма.
— Как будет называться картина?
— «Не думай про белых обезьян». Это комедия в стихах о молодом бизнесмене, для которого деньги являются смыслом жизни.
— Причем же здесь обезьяны?
— В основе фильма — древняя буддийская притча. Герою рассказывают ее… на крыше, где он встречает странную компанию: спившегося художника, девушку и сумасшедшего, давшего обет молчания. Сумасшедший медитирует, а молодой бизнесмен спрашивает: «Что он делает?» — «Путешествует», — отвечает художник. — «По крыше?» — «Нет, значительно дальше и выше. Он открыл третий глаз». — «Слушай, и я хочу!» — «Нет ничего проще — не думай про белых обезьян». Бизнесмен, конечно, посылает тех обезьян подальше, а ночью, когда лежит в постели со своей невестой, они ему являются… И в конце фильма полностью завладевают его сознанием: бегают, строят ему рожи. Притча о том, может ли человек контролировать свои мысли.
— Да, замысловатый сюжетец… Почему вы не экранизируете классику?
— Предлагали снять новую версию «Двенадцати стульев», но я отказался. Ни «Двенадцать стульев», ни «Золотой теленок» уже не могут состояться: в них речь идет о том, что нельзя быть миллионером в советской стране. Сегодня это лишено смысла. Сейчас у нас все Остапы Бендеры, да еще такие, перед которыми герой «Двенадцати стульев» выглядит жалкой фитюлькой.
Источник статьи: http://zen.yandex.ru/media/id/5bc372e3b7a6b100ac907311/vechernii-kinoseans-prazdnik-neptuna-5c1f68266536ba00aad31a6d