Праздник Навруз
план-конспект занятия (подготовительная группа) по теме
Совместно с педагогами – специалистами разработали проект по ознакомлению с татарской национальной культурой, итогом которого стал праздник- развлечение «Праздник Навруз»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
navruz2.doc | 576.5 КБ |
Предварительный просмотр:
(фольклорный праздник для детей старших групп)
Подготовили: Мубаракшина С.В.
(воспитатель по обучению татарскому языку) совместно с
Инструктором по физкультуре Андерсен С.В.,
В наше время большое значение отводится формированию национальных ценностей на основе приобщение дошкольников к народной культуре своего края. В федеральных государственных требованиях выделен региональный компонент, включающий изучение истории, культуры, традиции, искусство своего народа и выступающим средством в формирования в детях чувства любви к малой родине.
Эта задача решается в нашем детском саду: ведутся занятия по обучению детей татарскому, русскому языку, проводятся татарские и русские национальные праздники, развлечения. Народные подвижные игры включаются в совместную деятельность педагогов специалистов и детей. Интеграция позволяет объединить усилия разных специалистов для решения поставленной цели и взаимопроникновение их в деятельность друг друга при решении задач по воспитанию детей. Каждый специалист решает свою часть задач, используя свои методы, что позволяет не дублировать друг друга и избегать перегрузки детей.
Совместно с педагогами – специалистами разработали проект по ознакомлению с татарской национальной культурой, итогом которого стал праздник- развлечение «Праздник Навруз»
Цель: Программное содержание: приобщение детей к национальной культуре татарского народа;
Воспитывать любовь и уважение к татарскому языку и татарской культуре;
Ознакомление детей с татарской литературой, фольклором, татарской музыкой и песнями;
Развивать физические качества: ловкость, смелость .
- Знакомство с татарским фольклором, традициями, праздниками, прослушивание народных мелодий,
- рассматривание иллюстраций народных костюмов,
- прослушивание разучивание попевок и народных песен,
- знакомство с танцевальными движениями,
- игра в народные игры,
- подбор костюмов и материала, оформление музыкального зала для проведения мероприятия.
Оборудование: яркие татарские народные костюмы (их элементы) для детей и взрослых, костюм Шурале, скворцов, весны, зайцев, канат, мешки, обручи, шишки, корзины, угощения
Ведущая: Исәнмесез, кунаклар! Сезне матур бәйрәмгә, Нәүрүз бәйрәменә чакырабыз.
Ведущая: Здравствуйте, дорогие гости. Мы вас приглашаем вместе с нами встретить праздник Навруз.
Ведущий: Праздник радостный встречаем
Мы в республике родной.
Всех с наврузом и весной.
В гости к нам навруз пришла
Всем нам стало хорошо.
Мы танцуем и поем
Дружно весело живем.
( В зал заходят дети, выполняют танцевальные движения)
Ребенок: Нәүрүз килә, нәүрүз
Яшьлек дигән сүз
Все: Нәурүз килә, нәүрүз!
Ребенок: Снег последний сметает и тает
Рвы водою полны до краев.
Отступает зима, отступает
Истекают мгновенья её.
Ребенок: С днем Науруз
Мы поздравить к вам пришли..
Все: Ассалям- алейкум!
Навруз- это праздник дружбы
Навруз — это праздник гостеприимства
Навруз- это праздник миролюбия
Навруз- это праздник милосердия.
Ведущая: Сколько песен на земле
Все они — тебе и мне.
Будет шире круг друзей
Льется песня веселей.
Ведущая: Җылы җил сирпәп үтте
Уяныгыз, уян тизрәк,
Забегают дети в костюмах скворцов. (4 мальчика)
1 скворец: Исәнмесез!
Ведущая: Исәнмесез, сыерчыклар!
1 скворец: Бездә хәбәр.
2 скворец: У нас новости!
Звучит музыка , скворцы танцуют, подлетают к воспитателю и улетают.
Ведущая: Мне сейчас скворцы нащебетали, что злой Шурале не пускает на наш праздник Наврузбику.
Звучит музыка, появляется Шурале, на веревке тащит Наурузбику.
Шурале: Ишь, что удумали. Весну встречать, а я тоже праздник хочу, чтобы было красиво. Будешь жить у меня в лесу, и у меня будет праздник!
Наврузбика: Юк, юк, Шурале, мне нельзя жить в неволе. Люблю всем дарить тепло и радость. Отпусти.
Шурале (хитро): И меня любишь?
Наврузбика: И тебя тоже, пусти меня к детям, пусть у них будет праздник.
Шурале: Нет, не пущу. Я тоже праздника хочу.
Шурале и Наврузбика уходят
Ведущая: Как же быть. Надо идти, Наврузбику выручать.
Эй, вставай, честный народ, за весною мы пойдем.
В хоровод вас свой зовем!
Песня, хоровод: «Әйлән-бәйлән»
(после песни дети садятся).
Зайчики: Исәнмесез, балалар!
Зайчики: Сез кая барасыз?
Ведущая: Исәнмесез,куяннар. Мы идем в лес, ищем Наврузбику. Помогите нам, покажите дорогу. (зайцы шепчутся)
Зайцы: Поможем, поможем.
1 заяц: Сначала поиграйте с нами в игру “Шишкобол”
2 заяц: Вот туда идите.Сау булыгыз!
(Под татарскую народную мелодию выходят девочки в национальных костюмах и исполняют танец с шарфами)
Ведущая: Сез кем?
Девочки: Без матур кызлар.
Ведущая: Вы не встречали Наврузбику?
1 ребенок: Её от нас Шурале прячет.
Шурале: Бу нәрсә? Что за шум?
Ведущая: Исәнме , Шүрәле!
Ведущая: Верни нам, Шурале, Наврузбику. Солнце в окно стучится, весну пора встречать.
Шурале: Хазер! Не дождетесь! У вас весело, а я буду один грустить…нет уж!
Ведущая: Давай с нами дружить.
Шурале: Вот ещё, с вами тоже скучно. Вы только и знаете бояться и реветь.
Ведущая: Нет, нет, Шурале, тебе с нами понравиться.
Игра «Чума үрдәк, чума каз»
Шурале: Да так себе. А что, это всё, что вы умеете?
Ведущая: Нет. Вот ещё что умеем: красиво петь.
Исполняется песня «Бир кулыңны»
Шурале: Так и я петь могу, у меня тоже голос ууу ааа. А вот играть вы умеете?
Игра «Забор», «Бег в мешках» ( последний играет Шурале).
Шурале: Дайте я тоже поиграю, очень веселая игра.
(Шурале залезает в мешок, воспитатель завязывает мешок)
Шурале: Ой, ой, ой. Опять обманули. Отпустите!
Ведущая: Нет, не отпустим. Ты зачем Наврузбику не отпускаешь? Без неё весна не наступит.
Шурале: Отпустите, а я Наврузбику отпущу. Честно, честно.
Ведущая: Что, отпустим его, дети?
Шурале: Рәхмәт сезгә, балалар!Я сейчас, я быстро!
За руку приводит Наврузбику
Ведущая: Көннәр аяз, күктән алсу
Нур сибеп кояш көлә.
Җиргәтама көмеш тамчы
Сагынып көткән яз килә!
Песня: “Нәүрүзбикә һәм яз җыры”
(музыкально-танцевальная композиция “Пробуждение природы”)
Ведущая: А теперь детвора, поиграть пришла пора.
Музыкальная игра “Тюбетейка”
Наурузбика: А сейчас, дети, я поспешу
Чтоб стояли хлеба.
Расцветала родная земля!
Шурале: И мне в лес пора. Но я буду вас навещать . и вы меня не забывайте.
Герои: Сау булыгыз!
Ребенок: Весеннее солнце
Не прячься, свети.
Пришла к нам весна
Татарстан наш, цвети!
Ребенок: Азат та син, гүзәл дә син
Күкрәп яшә, Татарстан
Исполняется песня «Яшә син туган илем!»
- А.М.Аминов «Татарская и русская народная культура» (традиции, обычаи, обряды, праздники, фольклор, народный календарь и другое) Казань, 1998.
- Праздники народов России: энциклопедия: — М.: Росмэн- пресс,2002.-103с.
- Р.Ф.Ягафаров. Народные жемчужины.(детский фольклор на татарском языке):- Казан «Мәгариф» Нәшрияты, 2000.- 156б.
- К.В.Закирова. На поляне детства (хрестоматия для воспитателей детских садов и родителей на татарском языке):-Казан.:РИЦ нәшрияты, 2011.-559б.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Я размещаю свой материал — сценарий праздника «Навруз» и надеюсь на то, что данный материал поможет педагогам при проведении этого народного праздника с русскоязычными детьми. На земле нет такого.
“НӘҮРҮЗ – ЯЗГЫ БӘЙРӘМ”“НАВРУЗ—ВЕСЕННИЙ ПРАЗДНИК” Алып баручы: Рузалия ВасиловнаВедущая: Наталья АнатольевнаКыш бабай: Татьяна ЛеонидовнаНәүрүз: Индира Ильдар.
Праздник «Навруз»Для средних, старших и подготовительных групп Навруз — на земле нет такого народа, который бы не отмечал и не гордился бы своими праздниками. Ибо в праздник ко.
Для рускоязычных детей.
Навруз – это праздник Нового года по старинному календарю, проводы зимы и встреча весны, а весна пробуждение всего живого.Дети ходили по домам , рассказывали хозяевам стихи, а хозяева давали им .
Закомство детей с праздниками и обычиями других народов.
Сценрий праздника Навруз (на татарском языке).
Источник статьи: http://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2013/03/16/prazdnik-navruz
Внеклассное мероприятие «Навруз – праздник Весны»
Цель мероприятия: активное вовлечение учащихся в общешкольные мероприятия для сплочения детского коллектива и создания благоприятного социально-психологического климата в школе с многонациональным составом, уважения друг к другу, к обычаям, традициям и культуре разных народов.
1 ведущий: Весна. Прекрасная пора.
Конец морозам и метелям,
И очень рада детвора
Звенящим солнечным капелям.
2 ведущий: А на реке уж треснул лед,
И птицы весело запели,
И солнце радует народ,
И всё звенят, звенят капели.
1 ведущий: Исәнмесез балалар, кәдерле кунаклар, укытучылар!
2 ведущий: Здравствуйте, ребята, дорогие учителя, уважаемые гости!
1 ведущий: Во все времена среди самых радостных событий в жизни людей был приход весны. По-разному встречали его разные народы. Как праздник возрождения природы, торжества жизни, надежд на щедрый урожайный год.
2 ведущий: Весна — время года, символизирующее молодость, творческое и духовное обновление. В эти выходные большинство мусульман отмечают Навруз. Название в переводе с языка фарси означает «новый день». Это одновременно и праздник весны, и встреча Нового года. По традиции в Навруз готовят праздничный стол, на котором обязательно должны быть семь блюд, название которых начинается с буквы «с».
1 ведущий: Навруз символизировал вечное обновление жизни. Праздник Навруз повсеместно сопровождался уничтожением старых вещей, генеральной уборкой. Символом Навруза и нового года является суманак (сумалак) — блюдо из пророщенных ростков пшеницы.
2 ведущий: В этот день необходимо простить своим врагам самые страшные обиды, а потому люди стараются сказать друг другу и всем окружающим как можно больше слов благодарности и приветствия. Не забывается и о гостеприимстве и благотворительности – в день начала праздника нужно обязательно накормить голодного и одарить обездоленного.
1 ведущий: Мы сегодня собрались
Чтоб встретить праздник весны – Навруз!
2 ведущий: Улыбки, игры, звонкий смех,
Пусть радуют сегодня всех.
1 ведущий: Но прежде чем Наврузбикэ встречать нужно с почестями Зимушку проводить!
2 ведущий: А может, Зима еще недалеко ушла? Давайте, мы её позовём!
(Предлагает гостям в зале кликнуть Зиму — Зимушка-зима 2 раза)
/Под музыку выходит опечаленная Зима/
Зима: Снег за мною стелется,
Я сама бела.
Я — Зима-метелица
В гости к вам пришла.
Зачем меня звали?
1 ведущий: Чтобы с почестями проводить тебя.
2 ведущий: Зимушка-Зима!
Что-то ты невесела?
Не ласкают снежны бури?
Что ты часто хмуришь брови?
Здорова ли ты?
1 ведущи:й Полно, Зимушка, печалиться.
Ты еще не так стара.
(Зима смотрит на себя в зеркало.)
Зима: Да, ты прав, не так уж я стара.
Морщины — это ерунда.
2 ведущий: Ну-ка, встань да прибодрись,
По кругу веселей пройдись.
Зима: Ребятушки, а развеселите-ка меня напоследок, да танец мне веселый покажите!
1 ведущий: Существовало поверье: чем веселее будет праздник Навруз, тем щедрее будет к людям природа. Поэтому в этот день люди веселились от души, радовались приходу весны, готовили угощения, ходили в гости, желали здоровья и благополучия им и их семьям, звучала музыка, песни и шутки.
Зима: Вот теперь все в полном порядке. Можно и Навруз встречать.
Учащиеся читают стихотворения
Әйдә, кояш, сип нурынны,
Кызганма бер дә,
Зур бәйрәм, күңелле бәйрәм
Яз килэ бүген безгә
Тизрәк кил безгә, җылы яз,
Тизрәк-тизрәк кил!
Куяннар тунып беткәндер,
Иссен җылы жил
Чәчәкләр белән күмелсен
Без яшәгән ил.
Тизрәк кил безгә, җылы яз,
Тизрәк-тизрәк кил!
2 ведущий: Зажурчал ручей в овражке,
Прилетели с юга пташки
Греет солнышко с небес
В гости к нам идёт …. Навруз
Зима: Слышен звон бубенцов.
На “лошадях”въезжают Убырлы корчек, переодетая в Наврузбикэ и Шурале.
Убырлы корчек и Шурале: Расступись, поберегись, дай дорогу! Тр-р-р. Кажется приехали!
Шурале: Наврузбикэ звали?
Шурале: Получите и распишитесь.
Зима: За что расписываться? Наврузбикэ я не вижу.
Убырлы корчек: Ты что, Зима, Наврузбикэ-красавицу не признала? Приглашали? Встречайте, как положено! Привет, ребятки! Я так торопилась, что шпаргалку свою забыла. (Шурале). Ну-ка, поди сюды. Что дальше-то? (Шурале на ухо ей подсказывает). А-а-а. Вспомнила. Пора, говорят, на должность заступать. Все, Зима, ты можешь быть свободна, мне тут с тобой некогда болтать, пора работать, я 100 лет мечтала об этой роли, на специальных курсах обучалась.
Зима: Так, значит, ты ненастоящая Наврузбикэ?
Шурале: Как это, ненастоящая?
Убырлы карчык: Самая что ни на есть настоящая, и даже документ имеется.
Зима: Назначается Наврузбикэ на весь праздник! Ну и дела!
Шурале: И печать имеется.
Убырлы карчык: И подпись .
Зима: Что-то подпись неразборчива.
Убырлы корчек: Ну, Зима, совсем ты стара стала, читать разучилась?
Шурале: Видишь, подпись самого важного начальника: Шурале. (Стучит себе по груди)
Зима: Ну, теперь все ясно. Мы тебя на должность Наврузбикэ принять не сможем.
Убырлы корчек: Как это — не можете? Я готовилась, готовилась, никому ничего плохого и… хорошего не сделала..
Зима: Да потому, что должность Наврузбикэ не так-то просто получить. Это звание заслужить нужно.
Убырлы корчек: О, так это проще простого! Говори, что делать нужно? Для меня это пустяк!
Зима: Наврузбикэ очень скромная и добрая ! А самое главное, она должна быть очень талантливой. Вот есть у тебя хотя бы один талант?
Шурале: О-о, у нашей красавицы полно талантов.Она умеет на метле летать, колдовать, дразнить ребят (строит рожицы детям)
Зима: Да это не талант, это хулиганство какое-то! А умеешь ли ты танцевать?Убырлы корчек: Раз плюнуть (музыка – быстрый татарский танец).(Запыхавшись) Погодите, не могу больше! Уморили!
Зима: Не быть тебе, Убырлы корчек, Наврузбикэ
Убырлы корчек: Никуда я не уйду и весь праздник вам испорчу! (Шурале что-то шепчет Убырлы корчек) Точно. Я откажусь от роли Наврузбикэ, если выполните наши задания. Первое задание — загадки отгадайте. Вот первая загадка:
Рыхлый снег
На солнце тает,
Ветерок в ветвях играет,
Звонче птичьи голоса
Значит,
К нам пришла . (Весна)
В голубенькой рубашке
Бежит по дну овражка. (Ручеек)
У занесённых снегом кочек,
Под белой шапкой снеговой
Нашли мы маленький цветочек,
Полузамёрзший, чуть живой. (Подснежник)
Солнце греет у порога
И растаяли сугробы,
Потекли рекой ручьи,
Прилетели к нам . (Грачи)
Шурале: А сейчас мы посмотрим, умеете ли вы играть.
Шурале: Дуслар, кая барасыз?
Дети: Без урманга барабыз
Шурале: Урманда сез нишлисез? (Шурале трясёт длинными пальцами, пугая ребят)
Дети: Чэчэклэр жыябыз
Шурале: Шурале килсэ, нишлисез?
Дети: Без аннан куркмыйбыз! (При приближении Шурале дети не шевелятся, не смеются).
Убырлы корчек: Ну надо же, все задания выполнили. Наверное, я что-то не так сделала, раз не гожусь на роль Наврузбикэ. Но где-же настоящая Наврузбикэ, как её найти?
1 ведущий: Всему на свете свой черёд
И следом за метелью
Нам позывные подаёт
Весна своей капелью.
Зима: Ой, что это за шум?
Шурале: Это весна в разведку
Послала птицу, и пригнувши ветку,
Ей грач дорогу верную открыл.
Убырлы: Пришла пора, все оживает!
Подснежники уже цветут
И по небу грачи летают,
На крыльях к нам весну несут
Залетают грачи, с Наврузбикэ на “крыльях” — под музыку.
Наврузбикэ: Исәнмесез!
Агымсулар кичтем мин, сезгә килеп життем мин.
Инде мине тыңлагыз, монаеп утырмагыз –
Уйнагыз да, көлегез, биегез дә, җырлагыз.
Наврузбикэ: Здравствуйте мои друзья,
Всех вас рада видеть я.
Знаю, ждут меня повсюду,
Приношу я радость людям.
2 ведущая: Весна журчит, как птичья трель
Звенит хрустальным бубенцом
1 ведущая: Она ломает снег и лёд
Весна журчит, звенит, поёт
Ребята поют песню “Яз килә”.
Наврузбикэ: До свидания, Зима, уходить тебе пора.
Наступает мой черёд, не была я целый год.
Зима: Тебя, Наврузбикэ, не подпущу,
Как завою, засвищу,
Позову к себе пургу и тебя прогнать смогу.
Наврузбикэ: Ты напрасно рассердилась,
Ты, сестрица не права,
Если б я не появилась,
То не выросла б трава.
Зима:
Что же это в самом деле?
Вечно споришь ты со мной.
Я пушиста и бела,
Ребятишкам я мила!
Позволяю им кататься
И на горке, и на льду,
Я желаю оставаться,
Я отсюда не уйду.
Я тебя запорошу и метелью оглушу,
Я тебя заледеню и отсюда прогоню
Наврузбикэ: Может землю мне прогреть,
И костёрчик тут развесть?!
Чтобы вы повеселились,
И согрелись все вы здесь.
2 ведущая: Во время праздника Навруз звучала музыка, песни, пляски, разжигали костер, прыгали через него.Совершалось это в целях избавления от всяких болезней, несчастий, бедствий, очищения от грехов.
Игра-соревнование “Кто выше?”
Зима: Стало жарко тут сейчас
— Что ж, пришла пора прощаться,
И в дорогу собираться,
Меня встречайте в декабре.
Всегда я рада детворе!
Прошу меня не забывать,
Новых встреч со мною ждать!
Убырлы и Шурале уходят вместе с Зимой под музыку.
Учащиеся начальных классов:
— Вот и кончилась зима.
Птицы прилетели.
— К нам художница — весна
Постучалась в двери.
— Принесла весна с собой
Много разной краски:
— Небосвод стал голубой,
Зелен лес, как в сказке.
1 ведущий: По приметам люди определяли какой будет весна, лето, каким будет урожай в этом году. (Приметы весны читает ученик на слайде)
2 ведущий: Уважаемые гости и присутствующие, а знаете ли вы, поговорки и пословицы о весне?
Наврузбикэ: Я очень рада, что вы меня любите и ждёте. Я тоже ждала встречи с вами и приготовила для вас угощение (национальное блюдо чак-чак).
1 ведущий: Фиалки, медуницы,
Весной в лесу цветут
И звёздочки кислицы
Белеют там и тут.
2 ведущий: А голубой подснежник
Весны сынок родной
Доверчиво и нежно
Глядит на нас с тобой.
Песня “Солнечная капель”
1 ведущий: Вот настал момент прощания,будет краткой наша речь
2 ведущая: Всем спасибо за внимание, за задор, весёлый смех
1 ведущая: Говорим мы до свидания, до счастливых новых встреч
2 ведущая: Язлар, өйләр имин булсын, күк йөзе аяз булсын.
1 ведущая: Барчабызга сәләмәтлек, бәхет, шатлык Нәүрүз алып килсен!
Источник статьи: http://urok.1sept.ru/articles/648800