Праздник нооруз конспект урока

Праздник Навруз
план-конспект занятия (подготовительная группа) по теме

Совместно с педагогами – специалистами разработали проект по ознакомлению с татарской национальной культурой, итогом которого стал праздник- развлечение «Праздник Навруз»

Скачать:

Вложение Размер
navruz2.doc 576.5 КБ

Предварительный просмотр:

(фольклорный праздник для детей старших групп)

Подготовили: Мубаракшина С.В.

(воспитатель по обучению татарскому языку) совместно с

Инструктором по физкультуре Андерсен С.В.,

В наше время большое значение отводится формированию национальных ценностей на основе приобщение дошкольников к народной культуре своего края. В федеральных государственных требованиях выделен региональный компонент, включающий изучение истории, культуры, традиции, искусство своего народа и выступающим средством в формирования в детях чувства любви к малой родине.

Эта задача решается в нашем детском саду: ведутся занятия по обучению детей татарскому, русскому языку, проводятся татарские и русские национальные праздники, развлечения. Народные подвижные игры включаются в совместную деятельность педагогов специалистов и детей. Интеграция позволяет объединить усилия разных специалистов для решения поставленной цели и взаимопроникновение их в деятельность друг друга при решении задач по воспитанию детей. Каждый специалист решает свою часть задач, используя свои методы, что позволяет не дублировать друг друга и избегать перегрузки детей.

Совместно с педагогами – специалистами разработали проект по ознакомлению с татарской национальной культурой, итогом которого стал праздник- развлечение «Праздник Навруз»

Цель: Программное содержание: приобщение детей к национальной культуре татарского народа;

Воспитывать любовь и уважение к татарскому языку и татарской культуре;

Ознакомление детей с татарской литературой, фольклором, татарской музыкой и песнями;

Развивать физические качества: ловкость, смелость .

  1. Знакомство с татарским фольклором, традициями, праздниками, прослушивание народных мелодий,
  2. рассматривание иллюстраций народных костюмов,
  3. прослушивание разучивание попевок и народных песен,
  4. знакомство с танцевальными движениями,
  5. игра в народные игры,
  6. подбор костюмов и материала, оформление музыкального зала для проведения мероприятия.

Оборудование: яркие татарские народные костюмы (их элементы) для детей и взрослых, костюм Шурале, скворцов, весны, зайцев, канат, мешки, обручи, шишки, корзины, угощения

Ведущая: Исәнмесез, кунаклар! Сезне матур бәйрәмгә, Нәүрүз бәйрәменә чакырабыз.

Ведущая: Здравствуйте, дорогие гости. Мы вас приглашаем вместе с нами встретить праздник Навруз.

Ведущий: Праздник радостный встречаем

Мы в республике родной.

Всех с наврузом и весной.

В гости к нам навруз пришла

Всем нам стало хорошо.

Мы танцуем и поем

Дружно весело живем.

( В зал заходят дети, выполняют танцевальные движения)

Ребенок: Нәүрүз килә, нәүрүз

Яшьлек дигән сүз

Все: Нәурүз килә, нәүрүз!

Ребенок: Снег последний сметает и тает

Рвы водою полны до краев.

Отступает зима, отступает

Истекают мгновенья её.

Ребенок: С днем Науруз

Мы поздравить к вам пришли..

Все: Ассалям- алейкум!

Навруз- это праздник дружбы

Навруз — это праздник гостеприимства

Навруз- это праздник миролюбия

Навруз- это праздник милосердия.

Ведущая: Сколько песен на земле

Все они — тебе и мне.

Будет шире круг друзей

Льется песня веселей.

Ведущая: Җылы җил сирпәп үтте

Уяныгыз, уян тизрәк,

Забегают дети в костюмах скворцов. (4 мальчика)

1 скворец: Исәнмесез!

Ведущая: Исәнмесез, сыерчыклар!

1 скворец: Бездә хәбәр.

2 скворец: У нас новости!

Звучит музыка , скворцы танцуют, подлетают к воспитателю и улетают.

Ведущая: Мне сейчас скворцы нащебетали, что злой Шурале не пускает на наш праздник Наврузбику.

Звучит музыка, появляется Шурале, на веревке тащит Наурузбику.

Шурале: Ишь, что удумали. Весну встречать, а я тоже праздник хочу, чтобы было красиво. Будешь жить у меня в лесу, и у меня будет праздник!

Наврузбика: Юк, юк, Шурале, мне нельзя жить в неволе. Люблю всем дарить тепло и радость. Отпусти.

Шурале (хитро): И меня любишь?

Наврузбика: И тебя тоже, пусти меня к детям, пусть у них будет праздник.

Шурале: Нет, не пущу. Я тоже праздника хочу.

Шурале и Наврузбика уходят

Ведущая: Как же быть. Надо идти, Наврузбику выручать.

Эй, вставай, честный народ, за весною мы пойдем.

В хоровод вас свой зовем!

Песня, хоровод: «Әйлән-бәйлән»

(после песни дети садятся).

Зайчики: Исәнмесез, балалар!

Зайчики: Сез кая барасыз?

Ведущая: Исәнмесез,куяннар. Мы идем в лес, ищем Наврузбику. Помогите нам, покажите дорогу. (зайцы шепчутся)

Зайцы: Поможем, поможем.

1 заяц: Сначала поиграйте с нами в игру “Шишкобол”

2 заяц: Вот туда идите.Сау булыгыз!

(Под татарскую народную мелодию выходят девочки в национальных костюмах и исполняют танец с шарфами)

Ведущая: Сез кем?

Девочки: Без матур кызлар.

Ведущая: Вы не встречали Наврузбику?

1 ребенок: Её от нас Шурале прячет.

Шурале: Бу нәрсә? Что за шум?

Ведущая: Исәнме , Шүрәле!

Ведущая: Верни нам, Шурале, Наврузбику. Солнце в окно стучится, весну пора встречать.

Шурале: Хазер! Не дождетесь! У вас весело, а я буду один грустить…нет уж!

Ведущая: Давай с нами дружить.

Шурале: Вот ещё, с вами тоже скучно. Вы только и знаете бояться и реветь.

Ведущая: Нет, нет, Шурале, тебе с нами понравиться.

Игра «Чума үрдәк, чума каз»

Шурале: Да так себе. А что, это всё, что вы умеете?

Ведущая: Нет. Вот ещё что умеем: красиво петь.

Исполняется песня «Бир кулыңны»

Шурале: Так и я петь могу, у меня тоже голос ууу ааа. А вот играть вы умеете?

Игра «Забор», «Бег в мешках» ( последний играет Шурале).

Шурале: Дайте я тоже поиграю, очень веселая игра.

(Шурале залезает в мешок, воспитатель завязывает мешок)

Шурале: Ой, ой, ой. Опять обманули. Отпустите!

Ведущая: Нет, не отпустим. Ты зачем Наврузбику не отпускаешь? Без неё весна не наступит.

Шурале: Отпустите, а я Наврузбику отпущу. Честно, честно.

Ведущая: Что, отпустим его, дети?

Шурале: Рәхмәт сезгә, балалар!Я сейчас, я быстро!

За руку приводит Наврузбику

Ведущая: Көннәр аяз, күктән алсу

Нур сибеп кояш көлә.

Җиргәтама көмеш тамчы

Сагынып көткән яз килә!

Песня: “Нәүрүзбикә һәм яз җыры”

(музыкально-танцевальная композиция “Пробуждение природы”)

Ведущая: А теперь детвора, поиграть пришла пора.

Музыкальная игра “Тюбетейка”

Наурузбика: А сейчас, дети, я поспешу

Чтоб стояли хлеба.

Расцветала родная земля!

Шурале: И мне в лес пора. Но я буду вас навещать . и вы меня не забывайте.

Герои: Сау булыгыз!

Ребенок: Весеннее солнце

Не прячься, свети.

Пришла к нам весна

Татарстан наш, цвети!

Ребенок: Азат та син, гүзәл дә син

Күкрәп яшә, Татарстан

Исполняется песня «Яшә син туган илем!»

  1. А.М.Аминов «Татарская и русская народная культура» (традиции, обычаи, обряды, праздники, фольклор, народный календарь и другое) Казань, 1998.
  2. Праздники народов России: энциклопедия: — М.: Росмэн- пресс,2002.-103с.
  1. Р.Ф.Ягафаров. Народные жемчужины.(детский фольклор на татарском языке):- Казан «Мәгариф» Нәшрияты, 2000.- 156б.
  1. К.В.Закирова. На поляне детства (хрестоматия для воспитателей детских садов и родителей на татарском языке):-Казан.:РИЦ нәшрияты, 2011.-559б.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Я размещаю свой материал — сценарий праздника «Навруз» и надеюсь на то, что данный материал поможет педагогам при проведении этого народного праздника с русскоязычными детьми. На земле нет такого.

“НӘҮРҮЗ – ЯЗГЫ БӘЙРӘМ”“НАВРУЗ—ВЕСЕННИЙ ПРАЗДНИК” Алып баручы: Рузалия ВасиловнаВедущая: Наталья АнатольевнаКыш бабай: Татьяна ЛеонидовнаНәүрүз: Индира Ильдар.

Праздник «Навруз»Для средних, старших и подготовительных групп Навруз — на земле нет такого народа, который бы не отмечал и не гордился бы своими праздниками. Ибо в праздник ко.

Для рускоязычных детей.

Навруз – это праздник Нового года по старинному календарю, проводы зимы и встреча весны, а весна пробуждение всего живого.Дети ходили по домам , рассказывали хозяевам стихи, а хозяева давали им .

Закомство детей с праздниками и обычиями других народов.

Сценрий праздника Навруз (на татарском языке).

Источник статьи: http://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2013/03/16/prazdnik-navruz

Внеклассное мероприятие «Навруз – праздник Весны»

Цель мероприятия: активное вовлечение учащихся в общешкольные мероприятия для сплочения детского коллектива и создания благоприятного социально-психологического климата в школе с многонациональным составом, уважения друг к другу, к обычаям, традициям и культуре разных народов.

  • познакомить с традициями и обычаями праздника Навруз;
  • способствовать воспитанию эстетической культуры;
  • развивать умение слушать, мышление, память;
  • раскрытие артистических способностей учащихся;
  • формирование коммуникативных навыков;
  • использование народных игр в организации активного отдыха и укрепления здоровья учащихся.
  • 1 ведущий: Весна. Прекрасная пора.
    Конец морозам и метелям,
    И очень рада детвора
    Звенящим солнечным капелям.

    2 ведущий: А на реке уж треснул лед,
    И птицы весело запели,
    И солнце радует народ,
    И всё звенят, звенят капели.

    1 ведущий: Исәнмесез балалар, кәдерле кунаклар, укытучылар!

    2 ведущий: Здравствуйте, ребята, дорогие учителя, уважаемые гости!

    1 ведущий: Во все времена среди самых радостных событий в жизни людей был приход весны. По-разному встречали его разные народы. Как праздник возрождения природы, торжества жизни, надежд на щедрый урожайный год.

    2 ведущий: Весна — время года, символизирующее молодость, творческое и духовное обновление. В эти выходные большинство мусульман отмечают Навруз. Название в переводе с языка фарси означает «новый день». Это одновременно и праздник весны, и встреча Нового года. По традиции в Навруз готовят праздничный стол, на котором обязательно должны быть семь блюд, название которых начинается с буквы «с».

    1 ведущий: Навруз символизировал вечное обновление жизни. Праздник Навруз повсеместно сопровождался уничтожением старых вещей, генеральной уборкой. Символом Навруза и нового года является суманак (сумалак) блюдо из пророщенных ростков пшеницы.

    2 ведущий: В этот день необходимо простить своим врагам самые страшные обиды, а потому люди стараются сказать друг другу и всем окружающим как можно больше слов благодарности и приветствия. Не забывается и о гостеприимстве и благотворительности – в день начала праздника нужно обязательно накормить голодного и одарить обездоленного.

    1 ведущий: Мы сегодня собрались
    Чтоб встретить праздник весны – Навруз!

    2 ведущий: Улыбки, игры, звонкий смех,
    Пусть радуют сегодня всех.

    1 ведущий: Но прежде чем Наврузбикэ встречать нужно с почестями Зимушку проводить!

    2 ведущий: А может, Зима еще недалеко ушла? Давайте, мы её позовём!

    (Предлагает гостям в зале кликнуть Зиму — Зимушка-зима 2 раза)

    /Под музыку выходит опечаленная Зима/

    Зима: Снег за мною стелется,
    Я сама бела.
    Я — Зима-метелица
    В гости к вам пришла.
    Зачем меня звали?

    1 ведущий: Чтобы с почестями проводить тебя.

    2 ведущий: Зимушка-Зима!
    Что-то ты невесела?
    Не ласкают снежны бури?
    Что ты часто хмуришь брови?
    Здорова ли ты?

    1 ведущи:й Полно, Зимушка, печалиться.
    Ты еще не так стара.
    (Зима смотрит на себя в зеркало.)

    Зима: Да, ты прав, не так уж я стара.
    Морщины — это ерунда.

    2 ведущий: Ну-ка, встань да прибодрись,
    По кругу веселей пройдись.

    Зима: Ребятушки, а развеселите-ка меня напоследок, да танец мне веселый покажите!

    1 ведущий: Существовало поверье: чем веселее будет праздник Навруз, тем щедрее будет к людям природа. Поэтому в этот день люди веселились от души, радовались приходу весны, готовили угощения, ходили в гости, желали здоровья и благополучия им и их семьям, звучала музыка, песни и шутки.

    Зима: Вот теперь все в полном порядке. Можно и Навруз встречать.

    Учащиеся читают стихотворения

    Әйдә, кояш, сип нурынны,
    Кызганма бер дә,
    Зур бәйрәм, күңелле бәйрәм
    Яз килэ бүген безгә

    Тизрәк кил безгә, җылы яз,
    Тизрәк-тизрәк кил!
    Куяннар тунып беткәндер,
    Иссен җылы жил

    Чәчәкләр белән күмелсен
    Без яшәгән ил.
    Тизрәк кил безгә, җылы яз,
    Тизрәк-тизрәк кил!

    2 ведущий: Зажурчал ручей в овражке,
    Прилетели с юга пташки
    Греет солнышко с небес
    В гости к нам идёт …. Навруз

    Зима: Слышен звон бубенцов.

    На “лошадях”въезжают Убырлы корчек, переодетая в Наврузбикэ и Шурале.

    Убырлы корчек и Шурале: Расступись, поберегись, дай дорогу! Тр-р-р. Кажется приехали!

    Шурале: Наврузбикэ звали?

    Шурале: Получите и распишитесь.

    Зима: За что расписываться? Наврузбикэ я не вижу.

    Убырлы корчек: Ты что, Зима, Наврузбикэ-красавицу не признала? Приглашали? Встречайте, как положено! Привет, ребятки! Я так торопилась, что шпаргалку свою забыла. (Шурале). Ну-ка, поди сюды. Что дальше-то? (Шурале на ухо ей подсказывает). А-а-а. Вспомнила. Пора, говорят, на должность заступать. Все, Зима, ты можешь быть свободна, мне тут с тобой некогда болтать, пора работать, я 100 лет мечтала об этой роли, на специальных курсах обучалась.

    Зима: Так, значит, ты ненастоящая Наврузбикэ?

    Шурале: Как это, ненастоящая?

    Убырлы карчык: Самая что ни на есть настоящая, и даже документ имеется.

    Зима: Назначается Наврузбикэ на весь праздник! Ну и дела!

    Шурале: И печать имеется.

    Убырлы карчык: И подпись .

    Зима: Что-то подпись неразборчива.

    Убырлы корчек: Ну, Зима, совсем ты стара стала, читать разучилась?

    Шурале: Видишь, подпись самого важного начальника: Шурале. (Стучит себе по груди)

    Зима: Ну, теперь все ясно. Мы тебя на должность Наврузбикэ принять не сможем.

    Убырлы корчек: Как это — не можете? Я готовилась, готовилась, никому ничего плохого и… хорошего не сделала..

    Зима: Да потому, что должность Наврузбикэ не так-то просто получить. Это звание заслужить нужно.

    Убырлы корчек: О, так это проще простого! Говори, что делать нужно? Для меня это пустяк!

    Зима: Наврузбикэ очень скромная и добрая ! А самое главное, она должна быть очень талантливой. Вот есть у тебя хотя бы один талант?

    Шурале: О-о, у нашей красавицы полно талантов.Она умеет на метле летать, колдовать, дразнить ребят (строит рожицы детям)

    Зима: Да это не талант, это хулиганство какое-то! А умеешь ли ты танцевать?Убырлы корчек: Раз плюнуть (музыка – быстрый татарский танец).(Запыхавшись) Погодите, не могу больше! Уморили!

    Зима: Не быть тебе, Убырлы корчек, Наврузбикэ

    Убырлы корчек: Никуда я не уйду и весь праздник вам испорчу! (Шурале что-то шепчет Убырлы корчек) Точно. Я откажусь от роли Наврузбикэ, если выполните наши задания. Первое задание — загадки отгадайте. Вот первая загадка:

    Рыхлый снег
    На солнце тает,
    Ветерок в ветвях играет,
    Звонче птичьи голоса
    Значит,
    К нам пришла . (Весна)

    В голубенькой рубашке
    Бежит по дну овражка. (Ручеек)

    У занесённых снегом кочек,
    Под белой шапкой снеговой
    Нашли мы маленький цветочек,
    Полузамёрзший, чуть живой. (Подснежник)

    Солнце греет у порога
    И растаяли сугробы,
    Потекли рекой ручьи,
    Прилетели к нам . (Грачи)

    Шурале: А сейчас мы посмотрим, умеете ли вы играть.

    Шурале: Дуслар, кая барасыз?

    Дети: Без урманга барабыз

    Шурале: Урманда сез нишлисез? (Шурале трясёт длинными пальцами, пугая ребят)

    Дети: Чэчэклэр жыябыз

    Шурале: Шурале килсэ, нишлисез?

    Дети: Без аннан куркмыйбыз! (При приближении Шурале дети не шевелятся, не смеются).

    Убырлы корчек: Ну надо же, все задания выполнили. Наверное, я что-то не так сделала, раз не гожусь на роль Наврузбикэ. Но где-же настоящая Наврузбикэ, как её найти?

    1 ведущий: Всему на свете свой черёд
    И следом за метелью
    Нам позывные подаёт
    Весна своей капелью.

    Зима: Ой, что это за шум?

    Шурале: Это весна в разведку
    Послала птицу, и пригнувши ветку,
    Ей грач дорогу верную открыл.

    Убырлы: Пришла пора, все оживает!
    Подснежники уже цветут
    И по небу грачи летают,
    На крыльях к нам весну несут

    Залетают грачи, с Наврузбикэ на “крыльях” — под музыку.

    Наврузбикэ: Исәнмесез!
    Агымсулар кичтем мин, сезгә килеп життем мин.
    Инде мине тыңлагыз, монаеп утырмагыз –
    Уйнагыз да, көлегез, биегез дә, җырлагыз.

    Наврузбикэ: Здравствуйте мои друзья,
    Всех вас рада видеть я.
    Знаю, ждут меня повсюду,
    Приношу я радость людям.

    2 ведущая: Весна журчит, как птичья трель
    Звенит хрустальным бубенцом

    1 ведущая: Она ломает снег и лёд
    Весна журчит, звенит, поёт

    Ребята поют песню “Яз килә”.

    Наврузбикэ: До свидания, Зима, уходить тебе пора.
    Наступает мой черёд, не была я целый год.

    Зима: Тебя, Наврузбикэ, не подпущу,
    Как завою, засвищу,
    Позову к себе пургу и тебя прогнать смогу.

    Наврузбикэ: Ты напрасно рассердилась,
    Ты, сестрица не права,
    Если б я не появилась,
    То не выросла б трава.

    Зима:
    Что же это в самом деле?
    Вечно споришь ты со мной.
    Я пушиста и бела,
    Ребятишкам я мила!
    Позволяю им кататься
    И на горке, и на льду,

    Я желаю оставаться,
    Я отсюда не уйду.
    Я тебя запорошу и метелью оглушу,
    Я тебя заледеню и отсюда прогоню

    Наврузбикэ: Может землю мне прогреть,
    И костёрчик тут развесть?!
    Чтобы вы повеселились,
    И согрелись все вы здесь.

    2 ведущая: Во время праздника Навруз звучала музыка, песни, пляски, разжигали костер, прыгали через него.Совершалось это в целях избавления от всяких болезней, несчастий, бедствий, очищения от грехов.

    Игра-соревнование “Кто выше?”

    Зима: Стало жарко тут сейчас
    — Что ж, пришла пора прощаться,
    И в дорогу собираться,
    Меня встречайте в декабре.
    Всегда я рада детворе!
    Прошу меня не забывать,
    Новых встреч со мною ждать!

    Убырлы и Шурале уходят вместе с Зимой под музыку.

    Учащиеся начальных классов:

    — Вот и кончилась зима.
    Птицы прилетели.

    — К нам художница — весна
    Постучалась в двери.

    — Принесла весна с собой
    Много разной краски:

    — Небосвод стал голубой,
    Зелен лес, как в сказке.

    1 ведущий: По приметам люди определяли какой будет весна, лето, каким будет урожай в этом году. (Приметы весны читает ученик на слайде)

    2 ведущий: Уважаемые гости и присутствующие, а знаете ли вы, поговорки и пословицы о весне?

    Наврузбикэ: Я очень рада, что вы меня любите и ждёте. Я тоже ждала встречи с вами и приготовила для вас угощение (национальное блюдо чак-чак).

    1 ведущий: Фиалки, медуницы,
    Весной в лесу цветут
    И звёздочки кислицы
    Белеют там и тут.

    2 ведущий: А голубой подснежник
    Весны сынок родной
    Доверчиво и нежно
    Глядит на нас с тобой.

    Песня “Солнечная капель”

    1 ведущий: Вот настал момент прощания,будет краткой наша речь

    2 ведущая: Всем спасибо за внимание, за задор, весёлый смех

    1 ведущая: Говорим мы до свидания, до счастливых новых встреч

    2 ведущая: Язлар, өйләр имин булсын, күк йөзе аяз булсын.

    1 ведущая: Барчабызга сәләмәтлек, бәхет, шатлык Нәүрүз алып килсен!

    Источник статьи: http://urok.1sept.ru/articles/648800

    Читайте также:  Сценарии для праздника прощай 1 класс
    Оцените статью