- Праздники народов севера ханты и манси
- Вороний день
- Медвежий праздник
- Кормление духа – хозяина моря
- День оленеводов
- консультация «национальные праздники хантов и манси» консультация на тему
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- Муниципальное бюджетное учреждение культуры
- «Приуральский районный краеведческий музей»
- День оленевода — традиционный праздник тундрового населения
Праздники народов севера ханты и манси
Праздники народов Севера (Уральская языковая семья) – это простые торжества, посвященные каким-то событиям, как-то: день оленевода, или поклонению богам: хозяину тайги или духу моря. Суровый образ жизни, строгие правила, крепкие запреты — все это не располагало ханты и манси к бурному веселью.
Северные народы вели оседлый образ жизни, занимались охотой, рыболовством, разводили оленей, некоторые передвигались с летнего пастбища на зимнее, и наоборот. Образ жизни в суровых северных районах отразился в праздниках и обрядах коренного населения.
Ханты и манси с детства были приучены к запретам. Проживая в зоне тундры, они хорошо знали, если порезать топором или лопатой поверхностный слой, растения на этом месте появятся лет через 80 – 100, поэтому бережно относились к окружающей природе. Отправляясь на охоту или рыбалку, проводили обряд жертвоприношения, обращаясь к божествам с просьбой об удачной охоте.
Вороний день
Этот день считался женским праздником, который выражал заботу о детях, стремление к лучшей жизни. Вся женская половина занималась накрытием стола, на котором главным блюдом была каша. Праздник имел интересное название, так как был посвящен вороне.
Птица самая первая прилетала на Север, своим карканьем она будила природу. Ей посвящали песни, проводили разные ритуалы, танцевали, надевая на себя вороньи костюмы. Многие ханты и манси связывали этот праздник с богиней, которая помогала во время родов и определяла дальнейший путь человека. Праздник проходил задорно и весело.
Медвежий праздник
Один из самых любимых народами Севера праздников. Ханты и манси считают медведя сыном великих божеств, которым они поклоняются, и воспринимают медведя как своего брата. К тому же, животное считают хозяином тайги. Несмотря на это, люди охотятся на медведя. После успешной охоты проводится праздник с применением обрядов, в которых они стараются показать жалость к животному и загладить свою вину за то, что они его убили.
Считается, что после таких обрядов, все, кто принимал участие в празднике, будут жить в полном достатке. Медвежьи шкуры кладут в жертвенный угол и наряжают. Если это была медведица, на голову ей надевают платок и бусы из бисера. Если медведь – надевают намордник из бересты.
Поют песни, посвященные хозяину тайги, танцуют в масках и костюмах животных. Во время праздника другие наряжаются в костюмы вороны, пытаются утащить мясо и душу убитого медведя. Участники праздника отгоняют нападающих птиц, придавая веселое настроение всем присутствующим на мероприятии.
По окончании торжественного и показательного выступления проводятся спортивные состязания. Продается много украшений, сделанных своими руками. Праздник мог продолжаться несколько недель.
Кормление духа – хозяина моря
Малочисленные народы Севера, проживающие на побережье морей Северного Ледовитого океана, жили, в основном, за счет даров моря. Чтобы сети были заполнены рыбой, они поклонялись «хозяину воды», задабривая его праздниками – обрядами перед выходом в море.
Обряд могли проводить только старейшины. Они бросали в воду приготовленные кушанья, читая молитвы – заклинания, после чего проводилась развлекательная программа, состоящая из спортивных состязаний, дегустации национальных блюд.
День оленеводов
Праздник проводили с наступлением осени, когда считали собранных оленей в загон, пытались отвести злых духов от стада. Забивали оленя, разделывали его и сразу на месте съедали. Сначала кушали мужчины. Старейшине, как самому уважаемому человеку, давали сердце животного.
Сегодня праздник утратил свое былое значение и проводится, чтобы привлечь внимание к одной из важных отраслей сельского хозяйства малочисленных народов Севера – оленеводству, передать молодому поколению традиции и обычаи предков и поднять престиж оленевода.
Уходят в прошлое обычаи и традиции наших предков, а вместе с ними и праздники, точные детали некоторых из них не известны, так как сокращается численность отдельных народностей. К сожалению, хранить и передавать историю развития этих народов некому.
Почитать еще, как празднуют фестиваль огня Апхелио в Шотландии — увлекательное зрелище!
Источник статьи: http://dnidaty.ru/prazdniki/prazdniki-narodov-severa-hanty-i-mansi/
консультация «национальные праздники хантов и манси»
консультация на тему
В консультации для педагогов и родителей говорится о некоторых главных национальных праздниках народов севера. Традициях праздника, времени года, особенностях.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
национальные праздники народов севера | 171.67 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация: НАЦИОНАЛЬНЫЕ ПРАЗДНИКИ
Народы севера, как и многие другие малые народности нашей страны имеют свою культуру и свои праздники и традиции. Все это они воплощают в национальных праздниках, где присутствует дух шаманства, национальные традиции, фольклор, связь человека и природы.
Цель моей консультации : продолжать знакомить с обычаями и традициями, народным творчеством народа ханты и манси, укладом жизни народов. Развивать интерес к народным праздникам, желание использовать элементы в самостоятельной педагогической деятельности. Помочь через национальные праздники понять особенности культуры людей. Воспитывать эмоционально-положительное отношение к представителям народов ханты и манси.
Одним из главных праздников ханты и манси является:
В духовной культуре ханты большое значение имеет культ медведя и связанный с ним комплекс мифов и обрядов, называемый «медвежий праздник» или «медвежьи игры».
Медведь, по преданию ханты, — предок-родственник. Первоначально этот праздник проводился только членами одной общины, но со временем он стал общенародным По древней легенде медведь был младшим сыном Бога Торума. Поэтому он такой сильный и ловкий. Бог отправил своего сына на Землю и просил не разорять селения и не убивать оленей. Но из-за голода и нападок гнуса наказ отца был нарушен. Поэтому на медведя обрушилась кара. Зверь стал смертным, и охотники имели право убивать его за не послушание. Душа же оставалась бессмертной и должна была возвратиться к Торуму. Медведя называют еще и лесным человеком. Ханты и манси почитают его. Праздник начинается с инсценировки охоты с множеством правил. Поются песни с извинениями, что пришлось убить медведя. Даже приносится жертва в виде олененка. Количество песен всегда нечетное. В песнях хвалят медведя, как представителя рода целого народа. Существуют специальные песни, которые исполняют по этому поводу, в костюмах и масках зверей. Люди подражают их повадкам и пляскам. Вороны выступают в роли воров, которые хотят своровать мясо и душу медведя. Люди стараются защитить и не дать похитить бессмертную душу. После песнопения начинаются спортивные соревнования и драматические инсценировки. Охотники соревнуются в метком попадании стрелами в цель, приготавливают медвежье мясо для обеда с соблюдением правил и ритуалов, после чего начинается трапеза. Отобедав, люди собирают все кости, чтобы захоронить в специальном месте, веря, что медведь сможет возродиться вновь.
Шкура, часть морды, губы, череп — считаются священными и хранятся отдельно. Голове оказывают всевозможные почести — к ней наклоняются для прощания, ее бережно вынимают из саней, торжественно передают с рук на руки и с ритуальной борьбой у двери вносят в дом, где водружают на «священный» стол среди яств — хлеба, печенья, конфет, рыбы, оленьего мяса. Перед ней ставят блюдце с курящейся чагой — целебным березовым наростом: это тоже обряд очищения. Медвежий праздник проводится по случаю убитого медведя, чаще зимой.
Другой не менее важный праздник — посвященный встрече весны ханты и манси. Называется он «Вороний день». 7 апреля.
Этот день принадлежит к числу наиболее самобытных явлений традиционной культуры и является днем прилета первых птиц, которые несут весть о пробуждении природы и жизни.
Праздник может быть как массовый, так и семейный. За день до прилета ворон, вечером, делают из сена гнезда, в них кладут конский помет, вместо яиц от 3 до 5 штук. Гнезда делали возле стайки, в огороде, каждый ребенок делал по несколько гнезд. Утром надо рано встать и все собрать, чтоб другие люди не собрали. Стараются собрать как можно больше гнезд, для того чтобы летом найти много утиных гнезд. В каждом доме пекут золотистых птиц. В день праздника дети бегают по улице, держа на небольших палочках испеченных птиц, собирают щепочки. Желающие сходить в лес собираются вместе, несут с собой еду, готовят «саломат». Молятся, призывая всех Духов — покровителей.
После трапезы играли в разные игры, соревновались, танцевали, пели песни, показывали сценки. Дети готовят луки и тупые стрелы, учатся попадать в цель. На дерево вешали лоскутки, которые изготовлялись на всех членов семьи.
Людям верилось, что «Вороний праздник» принесет благополучие на целый год. С этим связаны приметы, гадания, приходившиеся на «Вороний день». Считалось, если 7 апреля ветер дует с севера, то «сорок утренников пройдет до тепла», т.е. сорок утренников сохранится холодная погода. Следили за тем, куда садится прилетающая ворона: если на верхушку дерева, то к «большой воде».
По количеству снега определяли, много ли рыбы и ягод будет.
Следующий праздник не менне важный – это День Обласа. Праздник открывает традиционный обряд поклонения Воде. Коренные жители верят, что каждый водоем имеет своего духа-покровителя. Чтобы задобрить его, люди бросают монеты в воду перед началом сезона рыбной ловли. Считается, что после этого рыболовам будет сопутствовать удача. После обряда состоятся соревнования на обласах- национальных одновесельных лодках народа ханты. В соревнованиях могут принимать участие мужчины и женщины. Победителей соревнований
ждали призы.
Показать свою удаль могут не только представители коренных
народов, но и все желающие, приняв участие в национальных играх: перетягивании палки, прыжках через нарты и стрельбе из лука.
Праздник уходит своими корнями в древние времена, когда
мужчины народов ханты и манси открывали соревнованиями новый сезон рыбной ловли, выявляя самых сильных и ловких юношей своего поселения.
ДЕНЬ ОЛЕНЕВОДА
День оленевода – традиционный, ежегодный национальный праздник, связанный с хозяйственной деятельностью народов севера. Он устраивается в масштабах района или округа, проходит обычно весной. На него собирается большое количество людей. На этом празднике из национальных видов соревнований наиболее распространенными являются гонки на оленьих упряжках, метание тынзея (аркана), топора, прыжки через нарты, перетягивание палки.
Гонки на оленьих упряжках — красивое, захватывающее зрелище. Отбираются лучшие олени, упряжь украшается ленточками, полосками ровдуги, разноцветного сукна. В зависимости от сезона запрягают четыре-шесть оленей. Состязания проводятся на скорость, однако присутствующие неизменно оценивают красоту бега оленей, их окраску (наиболее красивыми всегда считались белые олени) и т.д.
Тынзей мечут на поставленную вертикально палку, хорей, на головки нарт. Топор бросают на дальность.
Интересны традиционные соревнования по прыжкам через нарты. Несколько нарт (обычно столько, сколько есть свободных пустых нарт) устанавливают параллельно друг другу на расстоянии полуметра. Прыжки совершаются двумя ногами вместе, сначала в одном направлении, затем в обратном, пока хватает сил. Хорошие прыгуны перепрыгивают через 30 и больше нарт без отдыха.
Палку перетягивают сидя, упершись друг в друга ступнями ног (есть варианты).
Все эти виды соревнований — мужские. Женщины изредка участвовали лишь в гонках на оленях.
Из других игр и забав на открытом воздухе можно отметить женские игры — в жмурки, колечко, — имеющие отличия от аналогичных русских игр. Так, например, при игре в колечко его часто передавали просто из рук в руки, а не по веревке.
На День оленевода готовится обычно национальные угощения (оленье мясо, струганина). Устраиваются ярмарки, на которых продаются изделия национальных промыслов (поделки из кости, изделия из меха, бисера и т.д.).
Источник статьи: http://nsportal.ru/detskiy-sad/regionalnyy-komponent/2015/02/15/konsultatsiya-natsionalnye-prazdniki-khantov-i-mansi
Муниципальное бюджетное учреждение культуры
«Приуральский районный краеведческий музей»
День оленевода — традиционный праздник тундрового населения
Праздник проводится в начале и середине календарной весны в районах Крайнего Севера. На территории Ямало-Ненецкого автономного округа День оленевода традиционно проводится с начала марта и до середины апреля. Возникает резонный вопрос: «А почему праздник проводится так долго?» Дело в том, что территория автономного округа очень большая и праздник проводится тогда, когда оленеводы со своими стадами кослают (переезжают) с зимних оленьих пастбищ на летние. Маршруты и время кослания остаются практически неизменными веками, поэтому праздник проводится в определенном населенном пункте тогда, когда к нему приближено максимальное количество тундрового населения.
Для кого проводится праздник День оленевода? В первую очередь, для тундрового населения, который ведет традиционный образ жизни. В этот день чествуются люди, которые остались верны заветам своих предков и продолжают жить в тундре. Ведь оленеводство — это не только одна из отраслей сельского хозяйства, для тундрового населения – это смысл жизни. От оленя тундровики получают все: и пищу, и жилище (традиционный чум шьется из оленьих шкур), и одежду (малицы, ягушки, кисы), и средство передвижения, и деньги, которые выручают за мясо, шкуры, рога. Чем больше у оленевода оленей, тем он считается богаче.
День оленевода – самый древний из местных национальных праздников. Много веков в удобное для всех место съезжаются жители тундры. Молодые мужчины – чтобы похвалиться силой и удалью, женщины – красотой и уменьем вести домашнее хозяйство. Ключевыми моментами праздника являются именно соревнования. Жизнь в природе, помимо множества умений, требует от человека больших физических нагрузок. Для перетягивания палки нужны, например, не столько сильные бицепсы, сколько сильные пальцы. А метание тынзяна на хорей требует от пастуха очень точного глазомера. Попробуйте-ка поймать в огромном бегущем стаде именно того оленя, который вам нужен. Ловкость и выносливость — жизненно важные умения для каждого тундровика. От способности владеть своим телом зависит, сможет ли хозяин управляться с оленьим стадом и кормить семью.
В муниципальном образовании Приуральский район День оленевода проводится ежегодно в первые выходные дни апреля перед косланием оленеводов на летние пастбища. Праздник проводится в районном центре — с. Аксарка, на берегу реки Обь. Местный народ съезжается сюда пообщаться, поторговать и помериться силами на соревнованиях. Культурная часть праздника: награждение и чествование лучших оленеводов, конкурс женской одежды, конкурс детской одежды, конкурс мужских поясов, конкурс на лучшую оленью упряжку. Спортивная часть праздника включает в себя следующие виды: метание тынзяна (аркана) на хорей (деревянный шест), прыжки через нарты, перетягивание палки, национальная борьба, бег на лыжах (самодельных) с палкой, гонки на оленьих упряжках, гонки на снегоходах. В некоторых местах до сих пор проводится жертвоприношение оленя, но в целом это очень веселый, светлый и по-настоящему весенний праздник.
На Севере много интересного и необычного для жителей более южных регионов. Самое красочное представление обычно проходит в поселках, но иногда проводят основные мероприятия и в городе, чтобы горожане тоже могли прикоснуться к культуре народов Крайнего Севера: на северных оленей посмотреть, национальные блюда попробовать.
Источник статьи: http://priuralye-rkm.ru/kollektsii/den-olenevoda-traditsionnyj-prazdnik-tundrovogo-naseleniya/