«Егорьев день». Обряды и традиции
Инна Максимова
«Егорьев день». Обряды и традиции
Жизнь русских людей в далеком прошлом состояла из череды будней и праздников. Будни — это время, наполненное тяжелым крестьянским трудом и заботами, «уныло однообразная с бесхитростными радостями и скорбями». Будням противопоставлялись праздники, самые древние из которых были связанны с земледельческим календарем. К таким праздникам относился Егорьев день.
Егорьев день (Егорий, Егорий храбрый, Юрий зеленый) — народное название двух церковных православных праздников, дней памяти святого великомученика Георгия Победоносца. В русской народной традиции Георгий Победоносец считался одним из главных святых.
В народе говорили: «На Руси два Егория: один холодный, другой голодный». Первый — Егорий Вешний («Летний», «Теплый», «Голодный») — отмечали 6 мая. Второй — Егорий Осенний, Егорий Зимний, Егорий Холодный праздновался 9 декабря.
В представлениях простого народа святой Егорий был олицетворением созидающих сил природы, символом весеннего очищения и обновления природы. Русские крестьяне говорили, что вместе с Егориемна землю приходит весна: «Егорий на порог весну приволок», «Не бывать весне на Святой Руси без Егория». Считалось, что он «открывал» землю, давал плодородие полям, защищал скот.
С Егория начинается сев яровых. «На Егория мороз – будет просо и овес», «На Егория дождь – будет скоту легкий год, а гречи нерод (неурожай)», – говорили земледельцы. С Георгия начинают сеять корнеплоды – свеклу, морковь.
Святой Егорий считался покровителем диких зверей и хранителем домашнего скота. В распространенных легендах святой Георгий охраняет домашний скот, помогает пастухам или наказывает их за провинности и нерадивость. Поэтому для Егорьева дня особенно характерны обрядовые действия, направленные на защиту домашних животных.
Весенний Егорий был днем первого выгона скота в поле. После почти двухсот дней стойлового содержания торжественный первый выгон скота в поле приобретал торжественную и ритуальную окраску.
В народном сознании прочно укрепилось, что первый раз выгонять скотину в поле надо обязательно на Егория. Крестьянское поверье гласило, что в этот день святой Георгий сам пасет скот.
Обряд первого выгона совершался для сохранности скота,получения хорошего приплода и состоял из нескольких этапов:
· обход скота хозяевами во дворе,
· ритуальное кормление скота,
· выгон скотины в стадо,
· обход стада пастухом,
· одаривание пастуха и трапеза пастухов и хозяев на выгоне.
В деревне Сысоево Собинского района Владимирской области живет Екатерина Алексеевна Крюкова. В свои 93 года она в хорошей памяти помнит многие обряды и традиции которым придерживались люди жившие в деревни. Одной из такой традиции Екатерина Алексеевна помнит Егорьев день – выгон скота. Так как дом у Екатерины Алексеевны находиться на краю деревни она многое время была «Старшей», своего рода главный по обряду на Егорьев день.
Екатерина Алексеевна Крюкова вспоминает: — Скотину со двора выгонял сначала «Старший» – за ним и все остальные. Когда стадо собиралось, старший обходил его с мирскою иконой – икону потом передавал пастуху. Скотину в поле гнали вербою. Стадо в поле бывало недолго, ибо «кормы еще худы». Пастуху собирали богатый обед.Обязательно на столе должны были быть: пироги, капуста, яйца и мясо.
Припасали отдельную буханку для выгона, нарезали на ломти и присаливали.
Корову хозяйка вела до стада, с веткой вербы. Отпустив в стадо, крестила троекратно и сама направлялась к собранию на краю поля, где их собирал «Старший».
В первый день выгона скота пастухи играли особую роль. Выгнав стадо за деревню, пастух обходил его трижды, как бы накладывал оберег скота от нападения зверей. Пастухов в этот день надо было обязательно отблагодарить, почествовать.
Екатерина Алексеевна Крюкова вспоминает: «пастуха одаривали яйцами, пирогами, мясом, сладостями, выпивкой и деньгами. Нужно было отдать две меры картошки в начале (весной) пастбища и в конце (осенью). Едой и выпивкой, принесенными с собой, женщины также угощали друг друга после обхода.» С одной стороны, хозяева хотели подарками расположить пастуха к себе и к своей скотине, а с другой — дары должны были иметь магическое значение — сохранить скотину, получить приплод от нее.
Екатерина Алексеевна рассказала, что «проводили обход скота, с веточками вербы,иконой святого Георгия Победоносца обходила 3 раза скотину и кропили святой водой со славами:
Иду я из дома в дом
Иду из ворот в ворота
В чистом поле собор
В этом соборе мать Пресвятая Богородица
С ангелам-апостолам Егорием-Батюшкой
Спаси скотинку животинку
В поле, за полем,
В лесу, за лесом
Солнце садится ниже
Скотина ка двору ближе
Старший передавал пастуху: икону святого Георгия, веточки вербы, хлеб с солью. Пастух обходил весь скот,приговаривая: «святой Георгий – Батюшка, сдаём на руки тебе сваю скотинку и просим тебя: сохрани её от зверя лютого, человека лихого». Хлеб скармливали скотине».
Пастух, в Егорьев день, были в центре внимания, это был их праздник. Хозяева, вручая пастухам свою животинку.Екатерина Алексеевна вспоминает: «Пастуха рядили. Он должен был плясать и петь. Чем веселее отгулял пастух, тем надежный был оберег стада. В былые времена пастуха выбирали из нескольких претендентов. Пастух должен быть молодой, знать престольные праздники, приговоры и молитву для оберега.»
Конспект беседы «Народные традиции. Татьянин день» для старшего дошкольного возраста Татьянин день- народные традиции 25 января,замечательный праздник — Татьянин день! И как любой другой праздник,Татьянин день,тоже имеет.
Масленичные традиции Для вас, родители! Широкая масленица! Масленичные традиции В народном календаре февраль называется «Сечень», то есть месяц, отсекающий.
Музыкально — спортивное развлечение «Егорьев день» Музыкально – спортивное развлечение «Егорьев день». Подготовила: музыкальный руководитель 1 – й квалификационной категории Сафонова.
Новогодние семейные традиции Новогодние семейные традиции. Рождественское печенье «Перед Новым годом можно испечь какое-нибудь особенное рождественское печенье с детьми.
Презентация «Обычаи, обряды и традиции русского народа» Презентацию сделала: музыкальный руководитель МБДОУ «Белочка» Горлова Наталья Цель. Вызвать у детей интерес к русским традициям. Закрепить.
Проект «Народные традиции» Проект: «Народные традиции» Название проекта: «Народные традиции»» Девиз проекта: Чем дальше в будущее входим, тем больше прошлым дорожим.
Проект «Русские народные традиции о обряды» Весь прошлый год мы вели проектную деятельность в нашем саду по теме: «Русские народные традиции о обряды»Проводили открытые занятия, мастер.
Проект «Семейные традиции» Тема проекта «Семейные традиции» Тип проекта: информационно-творческий, открытый, долгосрочный, коллек-тивный. Проблема: Совместный досуг.
Проект «Традиции в семье» Формирование семейных традиций в проведении свободного времени является залогом счастливой дружной семьи, в которой не остается места вредным.
Традиции группы В детстве любое событие вызывает яркие эмоции. Ребенок видит сказку в окружающем мире и часто фантазирует. Самый долгожданный праздник,.
Источник статьи: http://www.maam.ru/detskijsad/letopis-vladimirskogo-kraja-statja-posvjaschenaja-obychayu-na-egorev-den-vygon-skota-v-derevne-sysoevo.html
ВЫГОН СКОТА
Смотреть что такое «ВЫГОН СКОТА» в других словарях:
ВЫГОН — ВЫГОН, выгона, муж. (с. х.). 1. только ед. Действие по гл. выгонять в 1 знач. Выгон скота в поле. 2. Пастбище, участок земли, где пасется скот. Общественный выгон. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова
Выгон (значения) — Выгон многозначный термин: Выгон земельный участок c кормовыми травами, используемый как пастбище для скота. Населённые пункты Россия Выгон деревня в Должанском районе Орловской области. Выгон деревня в Залегощенском районе Орловской области.… … Википедия
ВЫГОН — участок с подножным кормом для пастьбы скота … Большой Энциклопедический словарь
Выгон — У этого термина существуют и другие значения, см. Выгон (значения). Выгон земельный участок, покрытый растущими на нем различными кормовыми травами, используемый как пастбище для скота. Как правило, земля там имеет невысокую урожайность.… … Википедия
Выгон (пастбище) — пастовник (Полт. губ.) земельный участок, покрытый растущими на нем разного рода кормовыми травами, большею частью злаковыми, предназначенный для подножного корма домашних животных, а иногда преимущественно только для прогулки молодого скота.… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
Выгон (пастбище) — пастовник (Полт. губ.) земельный участок, покрытый растущими на нем разного рода кормовыми травами, большею частью злаковыми, предназначенный для подножного корма домашних животных, а иногда преимущественно только для прогулки молодого скота.… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
выгон — а; м. Место, где пасётся скот; пастбище. Стадо на выгоне. * * * выгон участок с подножным кормом для пастьбы скота. * * * ВЫГОН ВЫГОН, участок с подножным кормом для пастьбы скота … Энциклопедический словарь
Выгон (юрид.) — При общинном строе землевладения и землепользования общинники имели право пасти свой скот: 1) на всех землях, принадлежавших общине и не отведенных отдельным лицам во временное пользование; 2) на участках, отведенных отдельным членам общины,… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
Выгон (юрид.) — При общинном строе землевладения и землепользования общинники имели право пасти свой скот: 1) на всех землях, принадлежавших общине и не отведенных отдельным лицам во временное пользование; 2) на участках, отведенных отдельным членам общины,… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
ВЫГОН — место для пастбищного содержания скота; в узком смысле место для прогулки скота. Выгонное содержание скота кормление скота преим. на пастбище, с некоторым лишь подкормом в стойлах. См. Пастбище, Пастбищное содержание и Моцион … Сельскохозяйственный словарь-справочник
Источник статьи: http://dic.academic.ru/dic.nsf/russian_history/9769/%D0%92%D0%AB%D0%93%D0%9E%D0%9D
Праздники и обряды Рузского края. Егорьев день – первый выгон скота
Жизнь русских людей в далеком прошлом состояла из череды будней и праздников. Будни — это время, наполненное тяжелым крестьянским трудом и заботами, «уныло однообразная
с бесхитростными радостями и скорбями». Будням противопоставлялись праздники, самые древние из которых были связанны с земледельческим календарем. К таким праздникам относился Егорьев день.
Егорьев день (Егорий, Егорий храбрый, Юрий зеленый, Юрьев день) — народное название двух церковных православных праздников, дней памяти святого великомученика Георгия Победоносца. В русской народной традиции Георгий Победоносец считался одним из главных святых.
В народе говорили: «На Руси два Егория: один холодный, другой голодный». Первый — Егорий Вешний («Летний», «Теплый», «Голодный») — отмечали 23 апреля/6 мая. Второй — Егорий Осенний, Егорий Зимний, Егорий Холодный праздновался 26 ноября/9 декабря
В представлениях простого народа святой Егорий был олицетворением созидающих сил природы, символом весеннего очищения и обновления природы. Русские крестьяне говорили, что вместе с Егорием на землю приходит весна: «Егорий на порог весну приволок», «Не бывать весне на Святой Руси без Егория». Считалось, что он «открывал» землю, давал плодородие полям, защищал скот.
С Егория начинается сев яровых. «На Егория мороз – будет просо и овес», «На Егория дождь – будет скоту легкий год, а гречи нерод (неурожай)», – говорили земледельцы. С Георгия начинают сеять корнеплоды – свеклу, морковь.
Святой Егорий считался покровителем диких зверей и хранителем домашнего скота. В распространенных легендах святой Георгий охраняет домашний скот, помогает пастухам или наказывает их за провинности и нерадивость. Поэтому для Егорьева дня особенно характерны обрядовые действия, направленные на защиту домашних животных.
Весенний Егорий был днем первого выгона скота в поле. После почти двухсот дней стойлового содержания торжественный первый выгон скота в поле приобретал торжественную и ритуальную окраску.
В народном сознании прочно укрепилось, что первый раз выгонять скотину в поле надо обязательно на Егория. Крестьянское поверье гласило, что в этот день святой Георгий сам пасет скот.
Обряд первого выгона совершался для сохранности скота, получения хорошего приплода и состоял из нескольких этапов:
· обход скота хозяевами во дворе,
· ритуальное кормление скота,
· выгон скотины в стадо,
· обход стада пастухом,
· одаривание пастуха и трапеза пастухов и хозяев на выгоне.
Накануне Егорьева дня крестьяне не работали, «чтобы волк овец не поел». Выгон скота совершался торжественно с соблюдением многочисленных правил.
Обряд начинался обходом на дворе – он совершался молча или с произнесением каких-либо заговоров или слов с просьбой Святому Егорию сохранить скотину.
Повсеместно существовал обычай ритуального кормления скота перед выгоном особым хлебом, испеченным в Чистый четверг. Хлеб обеспечивал приплод, силу и здоровье. Хлеб, скармливавшийся скоту, имел разную форму и название.
Обычаи западных уездов Московской губернии, конечно, имели региональную окраску, но не сильно отличались по сути.
Так, в Волоколамском уезде, хозяин каждой избы выворачивал шубу, надевал ее поверх шерстью, брал образ святого Георгия и блюдо с мукою, в него клали яйцо и ставили восковую свечу. С этим он обходил свою скотину, выгнанную из хлевов во двор в кучу. После этого образ и блюдо ставилось над воротами на неделю.
Скотину со двора выгонял сначала сборщик – за ним и все крестьяне. Когда стадо собиралось, сборщик обходил его с мирскою иконой – икону потом передавал пастуху. Скотину в поле гнали вербою. Пригнавши, вербу втыкали каждый на своей полосе. Стадо в поле бывало недолго, ибо кормы еще худы. Пастуха дарили лепешками и яйцами
В Рузском уезде в 1851 году так проходил первый выгон скота.
В Егорьев день после обедни священника приглашали на выгон, там совершалось водоосвящение. Поутру пастух, играя на рожке, проходил по деревне, и вдовы, которые пользовались уважением и слыли благочестивыми, выгоняли скотину вербою. По окончании молебна пастух брал образ и обходил три раза все стадо. Наконец скот гнался в поле; его сопровождали крестьяне обоих полов. Пришедши в поле, каждая крестьянка ставила вербу в рожь на своей полосе и молилась Богу. С поля возвращались в деревню, наделивши пастуха хлебом, яйцами, лепешками с творогом.
Первый выгон скота. Руза. 1904. Из фондов Рузского краеведческого музея
А вот как проходил Егорьев день в Рузе в середине прошлого ХХ века.
Перед первым выгоном. Смоленская область, 1980-е
В 60-х годах прошлого века в Рузском районе редкая семья не имела скотину, поэтому обычаи Егорьева дня еще хранятся в памяти старожилов. Ритуальный хлеб тогда не пекли, но обязательно припасали отдельную буханку для выгона, нарезали на ломти и присаливали. На землю перед воротами клали коромысло или кочергу, чтобы корова переступила через нее.
Хозяин ведет корову в стадо, в его руке ветка вербы. Смоленская область 1980-е
На веревке хозяйка вела до стада, с веткой вербы. Отпустив в стадо, крестила троекратно и сама направлялась к собранию на краю поля.
Считалось, что на Егорьев день надо обязательно выгонять на пастбище скот, даже если холодно и местами лежит снег, иначе корову невозможно будет «приговорить к стаду». Даже если, в зависимости от погодных условий, скот выгоняли до или после праздника, ритуал соблюдался.
В первый день выгона скота пастухи играли особую роль. Выгнав стадо за деревню, пастух обходил его трижды, как бы накладывал оберег скота от нападения зверей. Пастухов в этот день надо было обязательно отблагодарить, почествовать.
Хозяйки, празднично одетые, с узелками с провизией в руках, отправлялись вместе со стадом в поле на выгон. Пастуха одаривали яйцами, пирогами, мясом, сладостями, выпивкой и деньгами. Пастух часто выставлял на выгоне две корзины, куда полагалось складывать приношения. Снедью и выпивкой, принесенными с собой, женщины также угощали друг друга после обхода. С одной стороны, хозяева хотели подарками расположить пастуха к себе и к своей скотине, а с другой — дары должны были иметь магическое значение — сохранить скотину, получить приплод от нее.
Таким образом, обычаи и обряды Егорьева дня были очень значимы для крестьян. И яркий пример тому – первый после зимы выгон скота, который превращался в народный праздник с охранными, оберегающими ритуальными действиями.
ЛИТЕРАТУРА
Волков Н. Н. Описание Рузского уезда Московской губернии / /Московские Губернские Ведомости. 1851,
Егорий Вешний /Коринфский А.А. Народная Русь.- Смоленск: Русич, 1995. Сс.233-242.
Егорьев день/ Русский праздник. Праздники и обряды народного земледельческого календаря.- СПб.: Искусство СПБ, 2001.СС.151-160
Егорьев день, глава в кн. Шмелев И. Лето Господне
Праздники в Рузском уезде в 1851 году //Фольклорные сокровища московской земли. Т.1. Обряды и обрядовый фольклор/ сост. Вступит.ст., комм., указатель и словари Т.М. Ананичевой, Е.А. Самоделовой.- М.:Наследие, 1997.-424с.
Еще по теме ПРАЗДНИКИ И ОБЫЧАИ РУЗСКОГО КРАЯ
Источник статьи: http://ruzamuseum.ru/news/prazdniki-i-obryady-ruzskogo-kraya-egorev-den-pervyy-vygon-skota