Праздник первой борозды дагестана

Мой Дагестан

**Некоторые национальные праздники Дагестана

Национальные праздники Дагестана связаны с землей-кормилицей и чаще всего приурочены к какому-либо этапу сельхозработ: посеву, обработке садов, сбору урожая.

Праздник первой борозды

Примерно в одно и то же время, в середине марта, практически во всех селениях празднуется Праздник первой борозды. Корни у него языческие, а по размаху он, пожалуй, превосходит даже Новый год. Привезенный почти две тысячи лет назад с Востока, праздник в разных местностях называется по-разному и отличается порядком проведения, но смысл символизирует один – приход весны, начало посевных работ. Считают, чем веселей пройдет праздник, тем урожайнее будут поля.

Задолго до ритуала выбирается пахарь из числа умелых земледельцев. Он должен быть удачлив в делах, отличаться крепким здоровьем. Обязательная примета – наличие густых волос, чтобы всходы тоже были густыми и обильными.

В назначенный день женщины приносят на общий стол приготовленную еду, мясо, хлеб, кувшины с бузой. На сельской площади собираются все сельчане, многие в национальных одеждах. После общей трапезы пахарь ведет всех в поле, где проводит сохой несколько борозд и густо засевает их. На этом ритуальная часть праздника заканчивается.

Весь оставшийся день посвящается состязаниям и танцам. Амбициозная и темпераментная молодежь в чем только не соревнуется! Любимые конные скачки, перетягивание каната, метание камней сменяются боями быков или баранов. Холостяки устраивают забеги, в которых победителю вручается наряженная кукла из теста в знак того, что он теперь завидный жених – быстрый и ловкий. Осенью пойдет свататься, тут кукла-приз и пригодится!

Читайте также:  Сценарий праздника дня здоровья зимой

Провожают надоевшую зиму, встречают весну, которую часто символизирует девушка в национальной одежде верхом на коне и с факелом в руках. Вечером, когда стемнеет, в селениях разводятся сотни костров, через которые обязательно надо перепрыгнуть. Ведь перепрыгнуть через костер означает очиститься от грехов.

Праздник первой борозды остается главным праздником весеннего Дагестана.

Другие национальные праздники

Из других праздников, связанных с природой, стоит отметить:

  • День цветов во второй половине мая, когда в горах расцветают цветы, и праздник посвящается сбору цветов и съедобных трав;
  • День черешни в конце июня во время созревания черешни, когда в долины вместе с семьями спускаются жители высокогорных деревень, где черешня не растет;
  • Неделя сада, проводимая весной и осенью и посвященная уборке садов и виноградников.

Но эти праздники не повсеместные, они проводятся лишь у некоторых народностей Дагестана и частично уже забыты.

Источник статьи: http://www.moidagestan.ru/articles/40417

Праздник первой борозды прошел в селе Гигатли

ЦУМАДИНСКИЙ РАЙОН, 25 марта – РИА «Дагестан». В селе Гигатли накануне отметили праздник первой борозды, который является одним из самых массовых мероприятий на селе, связанных с весенне-полевыми работами, началом сельскохозяйственного года. Об этом информагентству сообщили в пресс-службе администрации муниципалитета.

«В празднике приняли участие руководство района и гости из соседних районов. Жители села принимали гостей, решали вопросы, связанные с организацией праздника, проведением первой вспашки и спортивных соревнований.
Обряд первой борозды собрал не только сельчан, но и многих гигатлинцев, проживающих за пределами своего села и за пределами республики.

Мероприятие началось с мавлида в мечети, после которого на ближайшем поле прошла вспашка первой борозды. В рамках мероприятия состоялось также чествование четырех спортсменов выходцев из села, которые завоевали медали на чемпионате СКФО по вольной борьбе», – отметил источник.

Поздравляя жителей района с началом весенне-полевых работ, глава Цумадинского района Анваргаджи Вечедов отметил: «Весенние обрядовые праздники являются сегодня обрядовым праздником. Это, прежде всего, наше духовное, художественно-историческое прошлое, которое является непреходящей ценностью нематериального культурного наследия. Поэтому для нас очень важно сохранить этот этнокультурный опыт прошлых поколений, который связывал крепкими узами человека с окружающим миром».

В своем выступлении глава района акцентировал внимание и на Послании Главы РД Владимира Васильева Народному Собранию РД, подчеркнув важность развития горных территорий, и призвал гигатлинцев возрождать свое село, землю и сады, которые сегодня находятся в упадке. В рамках официальной части выступили также и гости мероприятий, которые поздравили всех жителей с началом полевых работ, пожелали плодотворного года и хорошего урожая.

Больше важных и актуальных новостей в Telegram-канале РИА «ДАГЕСТАН». Подписывайся!

Источник статьи: http://riadagestan.ru/news/tsumadinskiy_rayon/prazdnik_pervoy_borozdy_proshel_v_sele_gigatli/

Праздник первой борозды прошел в селении Трисанчи Дахадаевского района

Начало весенне-полевых работ в Дахадаевском районе отметили проведением народного праздника первой борозды. Первыми в районе эту обрядность земледельцев возродили жители с. Трисанчи, сообщили РИА «Дагестан» в пресс-службе администрации муниципалитета.

Администрация МО «Дахадаевский район» одобрила это начинание и приняла обращение к руководителям хозяйств района поддержать эту инициативу и провести в течение марта-апреля во всех центральных усадьбах подобные мероприятия с целью сохранения самобытной обрядовой культуры дагестанских горцев, оживления культуры земледелия, рационального землепользования, поднятия престижа сельскохозяйственного труда.

На праздник первой борозды трисанчинцы пригласили актив района, ветеранов труда и представителей джамаатов соседних сел. На площади с. Трисанчи по сценарию провели импровизированный митинг, где выступили председатель СПК «Трисанчинский» Абдурашид Бахмудов, глава района Джарулла Омаров, глава МО «сельсовет Трисанчинский» Гусен Муртазалиев, директор Трисанчинской СОШ Гаджи Ибрагимов, имам села Абдулла Маммаев, лучший пахарь хозяйства Курбан Мусатаев, которому сельчане доверили почетное право провести первую борозду, и др. Все они пожелали процветания родной земле, обильных всходов и богатого урожая.

После завершения церемонии вспашки земельного участка запряженными быками с горы скатили величавые куличи и продолжили праздник песнями, национальными танцами. Для удовольствия зрителей на поле организовали бой баранов и петухов. В программе были и спортивные состязания по бегу для взрослых и школьников, поднятие тяжестей и метание гири. Победители и активные участники намеченных мероприятий были поощрены ценными подарками. Коллективная трапеза за счет хозяйства стала заключительным аккордом праздника первой борозды в с.Трисанчи.

Эстафету очередного такого мероприятия приняли хозяйственные руководители с. Кища и с. Гуладты.

Больше важных и актуальных новостей в Telegram-канале РИА «ДАГЕСТАН». Подписывайся!

Источник статьи: http://riadagestan.ru/news/dakhadaevskiy_rayon/prazdnik_pervoy_borozdy_proshel_v_selenii_trisanchi_dakhadaevskogo_rayona/

Праздник первой борозды дагестана

Праздник первой борозды отмечают народы Западного и Центрального Дагестана – аварцы, даргинцы и лакцы.

Историки предполагают, что раньше он был распространен по всей горной территории, но впоследствии на юге под влиянием персов был вытеснен Новрузом. Горцы верили, что для хорошего урожая землю надо оплодотворить. Этот обряд лакцы называли свадьбой поля, даргинцы – оплодотворением пашни, а аварцы — выведением быка или бычьей свадьбой. Бык как символ плодородия был «женихом» земли.

Церемония назначалась не в определенную дату, а когда почва была готова. Первую борозду должен был проводить уважаемый и удачливый человек, у которого непременно растет борода. В него со всех сторон кидали снегом и комьями грязи. Считалось, если он выстоит с невозмутимым лицом, то и колосья будут сильными.

С поля все устремляются обратно в деревню. Молодежь бежит или едет на тракторе, пожилые женщины в черном хором распевают «Ля иляха илля Ллах».

Впереди – соревнования. Сельчане, разбившись по возрасту и полу, состязаются в беге. Стараются изо всех сил, порой в азарте хватая соперников за рубашку.

У финиша на импровизированной трибуне их ждут самые уважаемые люди селения с большими бубликами и фигурами из теста в руках.

Хотя это зрелище выглядит современно, корни его уходят в незапамятные времена, а призы для самых быстрых бегунов имели сакральный смысл.

В некоторых селах их богато украшают фруктами, орехами, конфетами или вареными яйцами.

После бега за селом устраивают скачки.

Смотреть на скачки приходят все: и взрослые, и дети.

Завершается праздник песнями и танцами.

Некоторые горянки облачены в старинные наряды с ярко-оранжевыми платками и множеством металлических украшений. Их балхаркам издавна дарили по множеству поводов – рождение, первый шаг, первый зуб…

Ведь гончарным ремеслом, прославившим селение на весь мир, занимаются только женщины.

Значит: их нужно уважать и беречь.

В последнее время праздник первой борозды в Балхаре превращается в приманку для туристов. В этот день в маленькое селение съезжается десяток автобусов и множество автомобилей со всей республики и из-за ее пределов. Балхарцы рады приезжим, щедро угощают их обрядовым кушаньем из семи злаков и наперебой зовут в гости.

Праздник заканчивается. Усталые сельчане расходятся по домам. Со следующего дня их ждет тяжелая работа на поле. Но первую борозду провели удачно, пахарь не дрогнул, а значит – урожай будет хорошим.

Источник статьи: http://www.kavkazr.com/a/29876996.html

ТЕМА: ПРАЗДНИК ПЕРВОЙ БОРОЗДЫ У НАРОДОВ ДАГЕСТАНА В XIX – В НАЧАЛЕ XX века

ТЕМА: ПРАЗДНИК ПЕРВОЙ БОРОЗДЫ У НАРОДОВ

ДАГЕСТАНА В XIX – В НАЧАЛЕ XX века

Традиционно в Дагестане особенно в горных ее районах наблюдалось продолжительная, снежная и морозная зима, которая сказывалась на запасах продуктов питания, как для домашних животных, так и для самих жителей. По этой причине все жители с нетерпением ждали прихода весны, с которым они связывали начало новой жизни, обильных урожаев, корма для скота и пробуждения всей природы после долгой зимы. Большим весенним праздником народов горного Дагестана был праздник первой борозды. Постоянного дня в году для проведения этого праздника не существовало. Отмечали его в зависимости от погодных и почвенных условий в середине или в начале марта.

В каждом селение были опытные земледельцы, которые по определённым признакам устанавливали время начала пахоты, предваряемое праздником первого плуга. Главное внимание обращалось на температуру и влажность почвы. Во многих аварских селениях поднимали почву лопатой и бросали: если она падала не комком, а рассыпалась, значит, пора было начинать пахоту. После этих процедур сельские власти объявляли о дне проведения первой борозды, а в некоторых сельских обществах назначали также ведущего праздника. Он должен был взять на себя не только проведение ритуальной борозды, но и все основные расходы по устройству торжества. В большинстве же случаев ведущий знал о своей миссии ещё за год до праздника и готовился к нему. 1 До совершения обряда первой борозды, т. е. до выхода плуга, никто не имел права начинать весеннюю пахоту, так как считалось, что урожай хлебов, обилие влаги для полей зависят от удачливости пахаря, проведшего первую борозду. Поэтому первым пахарем старались выбрать удачливого, известного, опытного земледельца, состоятельного хозяина. Зажиточность ведущего должна была обусловить богатый урожай. В больших селениях праздник проводился в порядке очереди ежегодно каждым кварталом. Со всего квартала или селения заранее несли продукты к устроителю праздника, а во многих селениях обязанность проведения праздника, выполнение всей материальной стороны его брал на себя первый пахарь, который иногда делал это безвозмездно, а в ряде случаев получал во временное пользование определённый участок пашни. В первый день сенокоса все жители села косили с этого участка сено для первого пахаря этого года. Женщины из числа его родственников собирали для него по селу молоко одного дня дойки. 2 У жителей некоторых селений /Бакни, Бускри, Хуршни, Дибгалик, Тлярата, Цагни, Гуладты, Харбук, Усиша, Бутри, Карбачи-махи/ принято было после окончания жатвы и обмолота привозить первому пахарю несколько мешков соломы из общественного фонда. О сроках проведения первой ритуальной запашки сельские власти ставили население в известность заранее, чтобы люди могли подготовиться не только к празднику, но и к последующей затем весенней страде, чтобы они могли закончить все другие дела до этой важной даты в жизни земледельца. После объявления для праздника началась всеобщая подготовка к нему: в домах, ведущих праздник, пекли хлеб, резали

1 Булатова А. Г. Традиционные праздники и обряды нагорного Дагестана в нач. XIX – XX в. Л., 1988. С.121.2. Гаджиалиева Д.Г. Праздник первой борозды. Журнал Начальная школа,1963.№3.С.43.

скот и т. д. Молодежь готовилась к соревнованиям. В селениях Ругуджа, Телетль и некоторых других лошадей и быков, предназначенных для участия в соревнованиях, готовили за несколько месяцев-хорошо кормили, делали массаж, не выводили на водопой, чтобы не сглазить, Также содержали собак и петухов. 1 Весь ритуал первой запашки был насыщен действиями, имевшими магический смысл и символический характер. В назначенный день с утра в доме устроителя праздника или на сельской площади собирались в одних селениях только мужчины, в другой все жители села, без различия пола и возраста, для угощения. Тем, кто по какой-либо причине не смог прийти, отправляли угощения домой. В ряде сельских обществ существовали символические способы добровольного возложения на себя обязанностейведущего на будущий год. Так, у ахвахцев села Цвалкилколо тот, кто при угощении в доме первого пахаря брал из массы грудинку, тем самым возлагал на себя обязанности ведущего проведения праздника на будущий год. После угощения в доме первого пахаря вызвавшийся проводить праздник в следующем году получал пирог с пожеланиями: « Да не будетзасухи, да будет урожай хорошим, а люди здоровыми! Пусть будет счастье и мир, а ты сам будешь здоров и удачлив!» 2 Затем присутствующая молодёжь торжественно несла пирог и деревце в дом будущего хозяина праздника. После проведения праздника прошение мужчины во главе с муллой, а также родные и близкие будущего ведущего несли в его дом эти хлебы, наколов их один на другой на острую палку и поверх них нанизывав куски мяса. После угощения пахарь, одетый чаще всего в шубу, вывороченную мехом наружу, в пушистой папахе, с горским плугом, и сопровождающие его представители духовенства, а также сельчане шли на место проведения борозды. Вывороченная шуба пахаря должна была обеспечить густые всходы, обильный урожай. Чтобы урожай был обильным, на рога быков, предназначенных для запряжения в плуг, надевали ритуальные хлеба (аварцы), хинкалы, баранки (даргинцы), рога смазывали жиром (лезгины), смесью бузы и толокна (лакцы). Быков украшали разноцветными амулетами против сглаза. При выходе первого пахаря из дома в спину ему бросали муку. Когда процессия шла по селу, женщины из домов поливали его водой, произнося при этом пожелания: «Да будет лето масленым, осень богатой, да будет путь ваш добрым, да настигнет вас удача, да уродится поле, да будет достаточно

1 Магомедсалихов Х.Г. Культура и традиции народов Дагестана. Махачкала, 2004. С.100. 2 Хасбулатов Х.М. Обряды, традиции и верования дагестанцев. Махачкала,2003. С.7.

влаги, да будут сенокосы в густых травах». В это время пахаря забрасывали комьями земли, снегом, сухим коровьим навозом, хлебцами с запеченными в них яйцами, стараясь бить побольнее. Однако камнями, даже мелкими, бить не разрешалось. Считалось, что это может вызвать град. Такое осыпание представляло собой магический акт, который должен был содействовать обилию урожая: как в изобилии сыпались на пахаря комья земли, также обильно должен потом идти дождь и сыпаться хлеб в закрома. В горных даргинских селениях смазывали лицо грязью первому пахарю, а тем, кто проводил с ним ритуальную борозду, запихивали землю за ворот, в карманы, в рот. Все эти действия не вызывали у тех, кто им подвергался, обиды. Они были закономерны во время обряда ритуальной запашки и относились к серии обрядов имитативно-продуцирующего цикла. Для проведения обрядовой запашки не требовалось выхода на настоящую пашню. Это был чисто символический акт, означавший начало полевых работ, поэтому мог быть произведён как на участке, так и на любом месте, например, на току. Даже в тех случаях, когда проводился на поле, вспаханном и засеянном в этот день, участок позже вторично перепахивали и засеивали. Как правило, процедура проведения первой борозды была чисто мужским делом, и женщины в некоторых селах были пассивными зрителями. Однако в некоторых сельских обществах отдельных народов и этнических групп женщины принимали определенное участие в обряде. 1 Развлекательная сторона преобладала во второй части праздника, посвященной увеселению собравшихся и включающей в свой состав соревнования, игры и веселье. Программа соревнований была очень разнообразной и насыщенной: в неё входили скачки на лошадях, бег молодых людей, подростков, детей, метания камней различными способами, борьба схватки специально подготовленных быков, собак, петухов. Призы для победителей заготавливал обычно устроитель праздника. Это были большого размера хлеба в виде калачей, утыканные яйцами, орехами, а иногда даже монетами.

1 Хасбулатов Х.М.Уркарах: история, культура, традиции. Махачкала, 2006. С.12.

Таким образом, праздник первой борозды, являющийся древнейшим у народов Дагестана, открывал хозяйственный год и качестве такового обставлялся целой серией магико-символических действий, призванных обеспечить и усилить производительные силы природы и человека 1 .

Источник статьи: http://infourok.ru/tema-prazdnik-pervoy-borozdi-u-narodov-dagestana-v-i-v-nachale-veka-3617848.html

Оцените статью