Праздник петрова дня это

Петра и Павла (Петров день) в 2021 году

Дата в 2021 году: 12 июля , понедельник
Другие названия: Петровка; Петровки; Петров день – разговенье; Петровка-голодовка; Петраки; Петровские жары; Красное лето; Петр и Павел; День Петра и Павла; Петры и Павлы; Петровские торги; Петровские гулянья; праздник солнца; Ярилин день; Петры-рыболовы; Рыболов; день рыбака
Церковное название: Святых первоверховных апостолов Петра и Павла
Значение: Дата перенесения мощей святых первоверховных апостолов Петра (Симона) и Павла (Савла)
Традиции: Молитвы об успешной рыбалке; ярмарки; народные гуляния; встречи с родственниками

Народный праздник Петров день отмечается 12 июля 2021 года (по старому стилю – 29 июня). В православном церковном календаре это дата перенесения мощей святых апостолов Петра и Павла.

Праздник в народе называют «разговеньем», поскольку днем ранее, 11 июля, завершается Петров пост. Название «Рыболов» он получил за то, что апостол Петр занимался таким промыслом.

История

Симон (так звали апостола Петра до крещения) родился в семье рыбака. Он занимался промыслом до той поры, пока брат Андрей не познакомил его с Иисусом. После этого Симон принял крещение. Он провел жизнь в наставлении людей на истинный путь. В 67 году Петр пришел в Рим, где его приговорили к смерти через распятие за распространение учения, отличного от языческого. Не считая возможным принять смерть так же, как и Учитель, апостол попросил повесить его головой вниз.

Читайте также:  Спортивный праздник юные защитники отечества

Савл (так звали апостола Павла до крещения) изначально был язычником. Он выступал против христианской религии, пока сам Бог не обратился к нему. По пути в Дамаск его ослепил яркий свет. Савл услышал голос, который спросил, почему тот отвергает Бога. Он не нашел ответа, раскаялся и поверил в Иисуса Христа. В городе ослепленный мужчина стал изучать веру, и во время крещения новоявленный христианин чудесным образом обрел зрение. Иудеи преследовали Павла, и когда он в 67 году прибыл в Рим, казнили его усекновением головы.

Традиции и обряды

В этот народный праздник рыбаки молятся святому Петру об успехе в рыбной ловле.

На Петров день люди устраивают ярмарки с торгами, народные гуляния с танцами и песнями.

В этот день принято встречаться с родственниками. Крестные родители обязательно навещают крестников.

Приметы и поверья

Дождь 12 июля означает, что косьба будет мокрой.

Трижды идущий в этот день дождь – признак богатого урожая, дважды – хорошего, единожды – недурного.

По кукованию кукушки в эту пору люди определяют, когда ждать зиму. Если оно смолкло 4-5 июля, то мороз придет 19-20 ноября. Если продолжается до 12 июля, то зима наступит в последних числах ноября.

Если в этот день умыться в трех родниках, то можно поправить здоровье и обрести благополучие. А речная или озерная вода смывает грех супружеской неверности.

Поздравления

С Петровым днем тебя я поздравляю,
Здоровья крепкого тебя я в этот день желаю.
Сегодня прямо с утренним рассветом
Пришло уж окончательно к нам лето.
Желаю, чтобы этой летнею порой
Удача всегда была рядом с тобой.

День Петров – счастливое мгновение.
Поздравляю с праздником тебя!
Будет пусть во всем благословение,
Каждый шаг ты совершай, любя.

Я тебе желаю жить со смыслом,
Я тебе желаю не грешить.
И хоть малый подвиг в своей жизни,
Малое добро, но совершить.

Источник статьи: http://my-calend.ru/holidays/petrov-den

Петров день

Петров день

Апостол Пётр с ключом от рая. Фрагмент иконы
Тип народно-христианский
Иначе Петры и Павлы, Праздник солнца, Петровские гулянья
Также День святых первоверховных апостолов Петра и Павла (церк.)
Значение разговление после поста, проводы пролетья
Установлен вероятно имеет древние корни [1]
Отмечается восточными и южными славянами
Дата 29 июня (12 июля)
Празднование гулянки Петровы, водили хороводы и качались на качелях, наблюдали как «солнце играет» [2]
Традиции братчины, тёщи зятьёв угощали, умывались «петровой водицею»
Петров день на Викискладе

Петро́в день — день святых апостолов Петра и Павла в народном календаре славян, приходящийся на 29 июня (12 июля) [3] . Это день окончания «купальских празднований» и начала летних свадеб [4] , прощание с весной [5] [6] , первая прополка и подготовка к сенокосу [6] [4] . Петров день отмечался два-три дня [7] .

Содержание

Другие названия

рус. Пётр-Павел [9] , Петрок, Петры и Павлы, Петров день — разговенье, Петровки [10] , Праздник солнца [11] , Ярилин день [12] , Петры-рыболовы [13] , Рыболов, Облупа [14] (тульск.), Навозница [15] , Петраки [16] ; белор. Пятро, Пэтроў дзень, Пятро-Павел, Пятрок, Паўлюк, Павел, Пятры [17] ; полес. Петра, Петро, Петров день, Петро и Павел, Петрок, Петро-павло, Петрочек [18] ; укр. Петрів день [19] [20] , Пе́тра [21] , Петро-Павло [22] , Петропавлов день, Петра і Павла [23] , Петра, Свято Петра й Павла [24] ; серб. Петровдан [25] ; болг. Петровден , польск. Piotra i Pawła [26] , чеш. Sv. Petr a Pavel [27] .

Установление праздника

Согласно святителю Димитрию Ростовскому, день смерти апостола Павла либо совпадает с днём смерти апостола Петра, либо его смерть произошла ровно через год после распятия апостола Петра. О том, что казнь апостола Петра предшествовала казни апостола Павла, сообщает Блаженный Августин [28] .

Этот праздник также связывают с перенесением мощей апостолов Петра и Павла, которое состоялось в Риме 29 июня 258 года, и с тем, что со временем содержание этого события было утрачено и день 29 июня стал рассматриваться как день общего мученичества святых Петра и Павла [29] .

Апостолы в представлениях славян

В славянской традиции Пётр и Павел являются парными персонажами (ср. Кузьма и Демьян, Флор и Лавр), которые часто могут выступать в едином образе: Пётр-Павел, Петро-Павло, Петропавля. Болгары считали их братьями, иногда даже близнецами, у которых была сестра — святая Елена или святая Мария (Огненная). Пётр — младший брат и более добрый: он позволяет земледельцам работать в свой праздник. Павел — старший, он грозен и сурово наказывает нарушителей праздничных обычаев, посылая с неба гром и молнии, сжигающие снопы. По сербскому преданию, «разделение вер на православную и католическую произошло после ссоры апостолов: Пётр объявил себя православным (сербом), а Павел сказал, что он католик (шокац)». В представлении славян Пётр и Павел занимают особое место, выступая в роли хранителей ключей от рая (ср. белорусское название созвездия Лебедя — Пятрова палка , которое воспринимается также как ключ от рая). Болгары также считали святого Петра сторожем райского сада, охраняющим золотое райское дерево, вокруг которого в виде мух и пчёл летают души умерших детей [30] .

В традиционном мировоззрении русского народа апостол Петр относился к числу наиболее чтимых святых угодников. В сказаниях и быличках он фигурирует под именем апостола-ключаря [31] .

Среди гуцул существовало поверье, что ключи от земли святой Пётр хранит весь год и лишь весной их забирает у него святой Юрий; в Петров день ключи вновь возвращаются к Петру, и тогда наступает осень [32] .

В Сербии представляли апостола Петра «разъезжающим на златорогом олене по небесному полю над колосящимися земными нивами» [8] .

Традиции

Петру и Павлу молятся об исцелении от горячки и лихорадки [33] . Перед Касперовской иконой Божией Матери молятся при расслаблении, припадках, сумасшествии [33] .

В праздновании нашли отражение не столько христианские легенды об апостолах Петре и Павле, сколько древние мифы, связанные с поклонением солнцу [ уточнить ] [34] .

Вместе с праздниками Аграфены Купальницы и Ивана Купалы Петров день составляет единый праздничный цикл, знаменующий полный расцвет природных сил [35] .

Лето местами отсчитывалось с Петрова дня: «Пётр лето зачинает, Илья лето кончает» (заонеж.) [36] . Петров день — «верхушка» лета, наступают жаркие дни [37] . О ненужных предметах и предложениях сохранилась ироничное выражение: «Нужен, как на Петров день варежка!» [38] .

Петров день — проводы весны (пролетья) и встреча «красного лета» [39] . Существовал обычай на Петров день устраивать «гулянки Петровки», водить хороводы и качаться на качелях [9] . Иногда затевали игры с угадыванием: парни ходили среди девушек, закрыв лицо платками. Угадавшей предсказывалось в скором времени сыграть свою свадьбу. В Заонежье последний раз на «летних» святках проказили по деревне и гадали [36] .

«На Петров день солнышко играет» (Тульская губерния) [39] . В южнорусских губерниях к этому дню был приурочен обычай караулить солнце, когда молодежь обоего пола веселилась, рядилась, обвешиваясь колокольчиками и бубенцами, гуляла всю ночь в канун праздника, наблюдала, как при восходе солнце «играет» (ср. «игру солнца» на Иван Купала), переливаясь разными цветами, устраивала в складчину трапезу, бесчинствовала [4] . Девушки приносили в поле смоляные или масленые лампы, солому для сиденья или лавочки: жгли костры и гуляли всю ночь [2] [40] . „Собирали 12 цветов с 12 полей и под голову клали, произнося: «Двенадцать цветов с разных полей, двенадцать молодцов! Кто суженый-ряженый, мне покажися и меня погляди»“ [41] .

Кое-где в Белоруссии на Петра справляли свадьбы. У белорусов сохранилась поговорка: «До Петра девка хитра, а на Петры — хоть лицо ей подотри» (белор. Да Пятра дзеўка хітра, а на Пятры — хоць твар ёй падатры ); до Петрова дня девушка старалась понравиться парню и выйти замуж, а если же усилия были напрасны, она должна была ждать следующей поры свадеб [42] .

В некоторых местностях [ где? ] люди сходились на три родника умываться «петровой водицей» [43] , что сопровождалось угощением сладким вином, песнями, плясками и играми [44] . В Кашине и некоторых других городах было заведено устраивать некое подобие святочного ряженья. Игрище собиралось на берегу ручья [45] .

В Воронежской губернии начиналась уборка озимых хлебов, подкашивали с края, хлеб пекли из нового урожая [46] .

На Всесвятской неделе, перед Петровым днём или в первое воскресенье после него были известны у восточных славян под названием похорон Костромы и Ярилы [47] . Похороны Костромы в Пензенской и Симбирской губерниях совершались таким образом: прежде всего девицы избирали из среды себя одну, которая обязана была представлять Кострому; затем подходили к ней с поклонами, клали её на доску и с песнями несли к реке; там начинали её купать, причём старшая из участвующих в обряде сгибала из лубка лукошко и била в него, как в барабан; напоследок возвращались в деревню и заканчивали день в хороводах и играх. В Муромском уезде соблюдалась иная обрядовая обстановка: Кострому представляла кукла, которую делали из соломы, наряжали в женское платье и цветы, клали в корыто и с песнями относили на берег реки или озера; собравшаяся на берегу толпа разделялась на две половины: одна защищала куклу, а другая нападала и старалась овладеть ею. Борьба оканчивалась торжеством нападающих, которые схватывали куклу, срывали с неё платье и перевязи, а солому топтали ногами и бросали в воду, между тем как побеждённые защитники предавались неутешному горю, закрывая лица свои руками и как бы оплакивая смерть Костромы [48] .

Сербы три дня перед Петровым днём называли Крешеви или Кресиво и старались не посещать виноградников, не ходить в поле на выборку (уборку) конопли и не стирать, чтобы Бог не наслал града или болезней. В эти дни возжигали «живой огонь», и через дым костра прогоняли домашних животных для защиты от болезней [25] .

В южнорусских губерниях было поверье, что в этот день уходят (исчезают) русалки, пребывающие на земле с Троицы [32] .

Считалось, что кукушка кукует до Петрова дня, а в этот день «ячменным колосом давится» — умолкает, когда заколосится ячмень [49] или «давится сыром », «мандрыкой » (ватрушкой) [50] , которые готовили к празднику. Белорусы, когда варили на праздничный стол вареники — приговаривали: «будэм давить зовзюру (кукушку)» [51] . В Белоруссии также записан апокрифический рассказ о том, что кукушка кукует до Петрова дня, так как когда апостол Пётр украл лошадь, а Христос позвал в свидетели ворону и кукушку и спросил, купил ли Пётр лошадь или украл, кукушка ответила «ку-пил, ку-пил», а ворона «крал! крал!»; поэтому Христос разрешил вороне каркать круглый год (за то что сказала правду), а кукушке куковать только до Петрова дня (за ложь) [52] .

На Русском Севере известно предание, гласящее о том, что на «мирской» Петров праздник, устраивавшийся селянами за Тотьмой, на реке Ваге, выбегал из леса олень, посылавшийся «праздновавшим Петру» мирянам в дар от «апостола-праздника». Оленя, останавливавшегося перед заранее приготовленными для варки котлами, убивали, свежевали и варили в котлах, а затем съедалось всем миром. Но это продолжалось только до той поры, пока жил народ праведно и честно, соблюдая традиции предков. А когда «пошёл по людям разврат-грех, ложь опутала мир-народ сетями-тенетами», — перестал апостол Петр высылать «праздничное угощенье даже и чествовавшим его святой день людям». После этого стали колоть быка из своего стада. Шли проходили годы — и совсем перестали селяне «справлять Петровщину» всем миром, — начал каждый у себя во дворе отмечать «наособицу» [8] .

Петров день был важной вехой в сельскохозяйственных работах — наряду с сенокосом крестьянин уже готовился к севу озимых: «С Петрова дня — красное лето, зелёный покос» [39] ; «До Петрова взорать (вспахать пар), до Ильина заборонить, до Спаса засеять» [53] .

Источник статьи: http://wiki2.info/%D0%9F%D0%B5%D1%82%D1%80%D0%BE%D0%B2_%D0%B4%D0%B5%D0%BD%D1%8C

Петров день

Статья — о народной обрядности. О церковном праздновании см. статью День Петра и Павла

День Петра и Павла
И. М. Тонков. Сельский праздник. 1790-е гг.
Тип христианский и народный
иначе Петры и Павлы, Мирская свеча
также День святых первоверховных апостолов Петра и Павла (христ.)
Значение проводы пролетья
Отмечается восточными и южными славянами, христианами
Дата 29 июня (12 июля)
Празднование гулянки Петровы, водили хороводы и качались на качелях, наблюдали как «солнце играет»
Традиции братчины, тёщи зятьёв угощали, умывались «петровой водицею»

Петро́в день — народный праздник, отмечаемый 29 июня (12 июля) . Окончание купальских празднований «макушки лета» и летних свадеб, прощание с весной, первая прополка и подготовка к сенокосу.

Содержание

Другие названия дня

Пётр-Павел, Петрок, Петры и Павлы, Мирская свеча, Зеленый покос, Красное лето, Играние солнца, «Розыгры» (Полесье), Ярилин день, Петровские жары, Праздник покровителя полей, Петровские гулянья, Петры-рыболовы, Рыболов, Облупа (тульск.), Петровка навозница, Межипарье, Петров день — разговенье, Петровки, Петраки, Пётр и Павел.

В церковном календаре

В этот день Русская православная церковь почитает: славных и всехвальных первоверховных апостолов Петра и Павла (67); святителя Григория, митрополита Ираклийского и Редестосского; мучеников Липсийских: Иона, Неофита, и Парфения; Касперовскую (1853-1855) икону Божией Матери.

Петру и Павлу молятся об исцелении от горячки и лихорадки. Перед Касперовской иконой Божией Матери молятся при расслаблении, припадках, сумасшествии [1] .

Народные обычаи

Петров день — проводы весны (пролетья). Вероятно в этот день заканчивался летний свадебный сезон: «Да Пятра дзеўка хітра, а на Пятры — хоць твар ёй падатры» (белорус.) — До Петра девка хитра, а на Петры — хоть лицо ей подотри (от слёз, что не вышла замуж). Кое-где в Белоруссии на Петра и на Семик (который зачастую приходился на июнь по пасхальному циклу) справляли свадьбы. Праздник Петра-ключника — хранителя ключей от небесного царства.

На Петров день солнышко играет (на Петра-поворота ?). С Петрова дня — красное лето, зелёный покос. В Воронежской области начинается уборочная озимых хлебов, подкашивали с краешку, пекли хлеб из нового урожая. В Заонежье лето отсчитывалось с Петрова дня до Ильина дня.

На Всесвятской неделе, перед Петром или в первое воскресенье после Петрова дня были известны у восточных славян под названием похорон Костромы и Ярилы. Похороны Костромы в Пензенской и Симбирской губ. совершались таким образом: прежде всего девицы избирали из среды себя одну, которая обязана была представлять Кострому; затем подходили к ней с поклонами, клали её на доску и с песнями несли к реке; там начинали её купать, причём старшая из участвующих в обряде сгибала из лубка лукошко и била в него, как в барабан; напоследок возвращались в деревню и заканчивали день в хороводах и играх. В Муромском уезде соблюдалась иная обрядовая обстановка: Кострому представляла кукла, которую делали из соломы, наряжали в женское платье и цветы, клали в корыто и с песнями относили на берег реки или озера; собравшаяся на берегу толпа разделялась на две половины: одна защищала куклу, а другая нападала и старалась овладеть ею. Борьба оканчивалась торжеством нападающих, которые схватывали куклу, срывали с неё платье и перевязи, а солому топтали ногами и бросали в воду, между тем как побеждённые защитники предавались неутешному горю, закрывая лица свои руками и как бы оплакивая смерть Костромы.

Петров день завершает комплекс летних купальских празднеств. В этот день устраивались братчины, где «всем миром» варили пиво, закалывали быка (на севере — оленя). Древнерусские братчины — общесельские пиры у часовни или около церкви или даже в церковной трапезной, являются наследницами древних обрядовых трапез. В этот день также ходят в гости, принимают у себя гостей, приезжают родственники из других деревень. В вечернем застолье принимают участие, как правило, только женатые и старики.

Кукушка кукует до Петрова дня. На Петра «давится сыром» и не кукует. В Белоруссии, когда варили на праздничный стол вареники — приговаривали: «будэм давить зовзюру (кукушку)».

В этот день тёщи зятьёв угощали, кумовья крестников, сватья друг друга. В Вельской округе тёщи приносят в Петров день на второй год брака «сыр в почесть зятьям». А зять угощает тёщу при сборе всех родных.

Были в старину местности, где сходился честной люд в Петров день на три ключа-родника умываться «петровой водицею» и угощаться при этом случае всякими питиями хмельными. Это питие-умывание сопровождалось песнями, плясками и всякими играми весёлыми. В Кашине и некоторых других городах, долго сохранявших старинные обычаи, заведено было устраивать некоторое подобие святочного ряженья. Игрище собиралось на берегу ручья, где в древние времена стоял идол какого-то (вернее всего — Ярилы) языческого бога.

Существовал обычай на Петров день устраивать «гулянки Петровы», водить хороводы и качаться на качелях. Иногда затевали игры с угадыванием: парни ходили среди девушек, закрыв лицо платками. угадавшей предсказывалось в скором времени сыграть свою свадьбу.

Деревенская молодёжь накануне ещё с вечера уходит в поле и здесь проводит всю ночь, «карауля солнце»: по народному понятию, солнце в день Петра и Павла то покажется, то спрячется, играет какими-то особенными цветами, которые переливаются и искрятся, как радуга. Девушки приносили в поле горшок смолы, соломы, огонь, лавочки: жгли костры и гуляли всю ночь. Собирали 12 цветов с 12 полей и под голову клали, произнося: «Двенадцать цветов с разных полей, двенадцать молодцов! Кто суженый-ряженый, мне покажися и меня погляди».

По болгарским народным поверьям, Петра принято считать ключником Рая — он охраняет райский сад. А его старший брат Павел управляет громами и посылает на землю град. Он способен вызвать пожары и наводнения.

В Сербии и в настоящее время в деревенской глуши представляют апостола Петра разъезжающим на златорогом олене по небесному полю над колосящимися земными нивами. С этим поверьем находится в непосредственной родственной связи занесенное в снегиревскую летопись русских простонародных праздников древнее предание, гласящее о том, что на «мирской» Петров праздник-пир, устраивавшийся деревенским людом за Тотьмой, на реке Ваге, выбегал из лесной дремучей пущи олень, посылавшийся «праздновавшим Петру» мирянам в дар от «апостола-праздника». Оленя, останавливавшегося перед заранее приготовленными для варки котлами, убивали-свежевали, на части разнимали, варили в котлах — на угощенье люду честному. Но это, по словам предания, продолжалось только до той поры, покуда жил народ праведно-честно, по завету отцов-дедов-прадедов. А потом — пошёл по людям разврат-грех, ложь опутала мир-народ сетями-тенетами, и перестал апостол Петр высылать своё праздничное угощенье даже и чествовавшим его святой день людям… Пришлось им понапрасну ждать-поджидать и если колоть быка круторогого, так из своего стада. Так сначала и велось; шли проходили годы, за другими годами вслед уплывали; а там и совсем перестала деревенщина-посельщина «справлять Петровщину» всем миром, — начал каждый у себя во двору праздновать наособицу.

В Орловской области праздник сохранился до наших дней как обычай «караулить солнце». В ночь с 11 на 12 июля молодёжь устраивает ночные гульбища с позднего вечера и до восхода солнца с весёлыми хулиганскими выходками, шумом и жжением костров. Взрослое же население охраняет свои дома и хозяйство. Считается, что если не спать в эту ночь и дождаться рассвета, то можно увидеть как солнце «играет».

Поговорки и приметы

Петровка (Петровский пост) — голодовка, Спасовка (Успенский пост) — лакомка. Петровка — на хлеб голодовка (укр.). Утешили бабу петровские жары голодухой. «У Пятроўку трэба было ліпы драць на лыка, бо пазней ужо кара прысыхае» (белорус.). Худое порося и в Петровки зябнет; дворянская кровь и в Петров день мёрзнет.

Петро-Павел жару прибавил. На Петров день солнышко играет. Пётр и Павел день убавил. Петр и Павел два прибавил. «Петро святкуют два дни: Петро и Полупетро» (полесье). «Проти десятой пятницы ў Петровку не работали: гроза бывае большая [если нарушить запрет]» (полесье). «Кажный год святили криницу у девятую пятницу на Петровку» (полесье).

«Да Пятра дзеўка хітра, а на Пятры — хоць твар ёй падатры» (белорус.) — До Петра девка хитра, а на Петра — хоть лицо ей подотри (от слёз). Петровские качели — на Летопроводца обрученье.

В Петров день барашка в лоб (на стол). Всякий, кто дорос, спеши на сенокос! С Петрова дня в поле пожня (покос). Строй косы к Петрову дню, так будешь мужик. Ладь косы и серпы к Петрову дню! Женское лето — до Петра, с Петрова дни — страдная пора. Не хвались бабка, что зелено, а смотри, каков Петров. Далеко кулику до Петрова дня! С Петрова дня зарница хлеб зарит. В Петра зарница хлеб зорит. До Петрова взорать, до Ильина заборонить, до Спаса засеять (озимые). Пётр — с колоском, Илья — с колобком.

С Петра соловей затихает. Когда ячмень колосится, соловей замолкает. Коли дождь на Петра — сенокос мокрый. На Петров день дождь — сено как хвощ (жесткое, на корм не очень спорое), зато — урожай не худой; два дождя — хороший, три дождя — богатый. Если просо на Петров день в ложку — будет и на ложку. Прошли Петровки — опало (с деревьев) по листу, пройдёт Илья — опадёт и два. На Петров день и кукушка подавится ватрушкой (птицы перестают петь). Кукушка на Петров день подавилась мандрыкой (ватрушкой; южн.). «На Пятрок — кинуў лёду градок» (белорус.) — На Петра град кинул льда. С Петрова дня разрешается есть клубнику, землянику и другую ягоду (в иных местах после Купалы — см. «Давид-земляничник»). С Петрова дня летнего ешь землянику, а с осеннего — рябину. Петровка навозница. Межипарье, междупарье.

Источник статьи: http://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/1831368

Оцените статью