Сценарий шахматного праздника «Шахматный турнир»
материал (подготовительная группа)
Цель: Формировать у детей интерес к игре в шахматы, вовлечь в чудесный мир сказок и превращений обыкновенной шахматной доски и шахматных фигур.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
stsenariy_shahmatnogo_turnira.docx | 37.97 КБ |
Предварительный просмотр:
Сценарий шахматного праздника «Шахматный турнир»
Цель : Формировать у детей интерес к игре в шахматы , вовлечь в чудесный мир сказок и превращений обыкновенной шахматной доски и шахматных фигур ;
Задачи : Формирование творчески мыслящей личности; развитие умственной культуры детей; развитие интеллектуальных, творческих способностей детей; совершенствование у детей многих психических процессов и таких качеств, как восприятие, память, внимание, воображение, мышление, начальное формирование волевого управления поведением; общение со сверстниками.
Оборудование : Демонстрационная доска, комплекты шахмат , шахматные часы .
Специальная подготовка : подготовка стихов, загадок, атрибутов, костюмов для шахматных фигур .
.Ведущий. : Уважаемые гости и участники шахматного турнира. Сегодня, мы пригласили вас в этот зал, где мы проведем шахматный турнир Немногие из детей владеют этим мастерством, но здесь собрались те, кто умеют играть в шахматы.
Ведущий : ребята, на открытие турнира мы пригласили очень важную гостью. А вот кого, вы должны догадаться сами.
В жизни, как и на доске,
Она- важнейшая фигура!
И пусть король ведёт войну
И королевством управляет,
На клетку ходит он одну,
Она же- всюду, где желает!
Под музыку выходит Шахматная королева.
Шахматная королев а:
Учитесь в шахматы играть — древнейшая игра
Она научит побеждать и закалит тебя
Научит думать и решать
Как верный делать ход
С ней легче будет мир познать
И совершить поход .
Я Шахматная королева ! А пришла к вам, чтобы открыть ШАХМАТНЫЙ ТУРНИР.
Прежде чем начать наше маленькое представление, я предлагаю вам отгадать загадки!
Стою на самом краю,
Пусть откроют – пойду,
Только прямо хожу,
Как зовут, не скажу. (Ладья).
Не живет в зверинце,
Не берет гостинцы,
По косой он ходит,
Хоботом он водит.
На шахматной доске —
«Плывёт», ну, как ладья,
И «топает», как слон.
Это есть не пораженье,
Не фиаско, и не крах,
А всего лишь нападенье –
Если в шахматы играешь,
То, конечно, это знаешь –
Будет лучший результат,
Если ты поставишь…(мат)
Этот маленький солдат
Лишь команды ждет,
Чтоб с квадрата на квадрат
На войну, не на парад
Солдат тот держит путь.
Ей нельзя пойти назад,
В сторону свернуть.
Я строен, я высок:
Предпочитаю ходить и бить
Всегда по-своему: наискосок.
А у неё повадки
Необычны и смешны:
Притаится, словно в прятки,
И скакнет из-за спины.
Какие животные живут на шахматной доске.
Это — важная фигура
И она незаменима.
Выполняет свою роль —
Царствует в игре …
Звучит аудиозапись. Под музыку в зал входят дети в костюмах шахматных фигур ,
Эта чудная игра
Нам известна с детства.
В шахмат королевство!
Там и ныне, словно встарь.
На высоком троне
Восседает грозный царь
В шахматной короне.
Там отважны и сильны
Пешки — храбро бьются.
Там и кони, и слоны
Ферзь с ладьёй на страх врагам
Кем, не скажете ли нам,
И фигур сраженья.
Ждёт победа короля
На доске квадратной, плоской
Встало шахматное войско .
Впереди, равняясь в ряд,
Пешки храбрые стоят.
Ряд фигур представлю вам :
Ладьи встали по углам.
Рядом с ними бьют копытом
Кони грозно и сердито.
Ближе к королю — слоны.
И храбры, и сил полны.
Два осталось поля здесь,
На одном, конечно ферзь
У него такой секрет:
Любит он всегда свой цвет.
Все ли заняты поля?
Есть одно – для короля
Король всегда в начале боя
Стоит отважно в центре строя
Команды отдаёт без спешки,
Его собой прикрыли пешки
. Хотя король имеет власть,
Без пешек может он пропасть
Ребята, какие вы молодцы..
А сейчас поприветствуем участников турнира!
Но прежде чем открыть турнир проведем разминку.
Шахматы — игра сильнейших!
Для ума заряд дает,
Волю, стойкость воспитает,
Логику всем разовьет!
1. Скоро бой. И ждет войска Деревянная ____________(доска).
. Ни к чему, ребята, спешка – Потеряться может_______(пешка).
3. Играет не простую роль Его величество_________(король).
4. В «шалашах» и в «камышах» Я услышал слово_______(шах).
5. В словах «матрешка» и «формат», я подчеркну не шах, а____(мат).
6. Нужно проявить сноровку, чтобы сделать__________(рокировку).
— Из каких досок не строят теремок? (шахматных)
— Каких клеток больше, черных или белых? (поровну)
— В каких клетках не держат зверей? (шахматных)
— Где возникли шахматы? (в Индии)
— Какой формы шахматная доска? (квадратная)
— Какая фигура может перепрыгивать через фигуры? (конь)
Вопросы из шахматной шкатулки.
1. Как ходит и бьёт пешка? (только вперед, наискосок)
2. Может ли пешка стать когда-нибудь фигурой, превратиться в неё, в каких случаях? ( Да, если белая пешка достигнет 8-й, а чёрная 1-й горизонтали.)
3. Где стоят ладьи на доске до начала игры? ( по краям)
4. Может ли ладья побить сразу две пешки, за один ход? (нет, только одну фигуру)
5. Какие бывают слоны у чёрного и у белого войска? ( белопольные и чернопольные)
6. Какая фигура не может встать на белые поля? (чернопольный слон)
7. Между какими фигурами на доске стоит конь?
8. Чем конь отличается от всех остальных фигур? (ходит буквой «г», перескакивает через свои и чужие фигуры)
9. Какие шахматные фигуры скрываются в словах: «оладьи», «спешка», «заслонка», «коньки».
Ведущий. Ведущий. Шахматы знают и любят во всех уголках нашей планеты. Прежде они считались изысканной забавой мудрецов и властителей, но постепенно завоевали умы сердца многих людей. А пришла эта игра из далёкой Индии много веков назад.
А сейчас мы проведем интеллектуальный поединок между командами белых и черных фигур.
Шахматная королева : властью данной Королем, даю приказ объявить шахматный турнир открытым.
Задания перед игрой
1.Раставь правильно фигуры на шахматной доске.
Следить за соблюдением правил и решать спорные вопросы турнира будет жюри в составе(
Представление слова жюри. Награждение участников поединка.
Источник статьи: http://nsportal.ru/detskii-sad/vospitatelnaya-rabota/2019/04/07/stsenariy-shahmatnogo-prazdnika-shahmatnyy-turnir
Сценарий праздника «В королевстве шахмат»
материал (старшая группа) по теме
Сценарий праздника для проведения в старших и подготовительных группах
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
stsenariy_prazdnika.docx | 130.67 КБ |
Предварительный просмотр:
Сценарий шахматного праздника
« В королевстве шахмат»
1. Продолжать овладевать с детьми азами шахматной науки.
2. Учить отгадывать загадки о шахматных фигурах.
3. Тренировать логическое мышление, память, певческие навыки.
4. Воспитывать интерес к шахматам, внимание, уверенность в своих
силах, стойкий характер.
Заучивание наизусть стихов и пение песен о шахматных фигурах, пешках.
Материал: Шахматное панно, демонстрационная магнитная доска,
шапочки шахматных фигур, королевский трон, аудиозапись песни «Все могут короли» (А. Пугачева), качели, шахматный стол с гигантскими шахматными фигурами, костюм короля для ребенка, шахматные знамена, копья, флажки, подставки под них.
Для оформления зала: плоскостные больших размеров шахматные фигуры, шахматная шкатулка, костюм богини шахмат для взрослого.
Дети в шахматных шапочках заходят в зал. Впереди каждой команды
шествует ребенок–«Пешка» с шахматным знаменем, на котором изображена эмблема команды и написано ее название. У черных фигур –«Быстрые кони», у белых «Отважные слоны». За пешкой –знаменосцем важно вышагивают Король с Ферзём за ними два телохранителя –Слона, ведут под «уздцы» коней, замыкают праздничный кортеж Ладьи. Поют песню на мотив «Веселый старичок»:
Все на праздник мы идем,
Дружно песенку поем.
Будем в шахматы играть
И, конечно, побеждать.
Припев: Знаем мы, как ходит Ферзь,
А конек шагает здесь.
Самый главный тут король,
Знает он всегда пароль.
Припев: Закаленные в боях,
Все фигуры на местах,
Перед ними есть стена:
Восемь пешек, как одна!
Раз-два –шахматы всегда!
Ля-ля-ля-ля-ля –умная игра!
(Пешки ставят знамёна на специальную подставку)
Богиня Каисса: У шахмат есть своя богиня, покровительница шахмат –Каисса –так зовут меня! Я приветствую вас в этом славном королевстве! Ребята, я знаю, вы уже знакомы с гениальной игрой в
шахматы. Прикоснулись к волшебному миру деревянных фигур.
Итак, начинаем наш праздник «В королевстве шахмат». Прошу
капитанов представиться и представить свои команды. Слово
Ребенок: Играть я в шахматы учусь, проиграть я не боюсь.
Все умнее становлюсь!
Заниматься мне не лень, я играю каждый день.
Богиня Каисса: Ребята, чтобы побеждать в сражениях, воины какими
Дети: Сильными, ловкими, смелыми и выносливыми.
Богиня Каисса: А для этого надо тренироваться. Возьмите, пожалуйста,
шахматные фигуры и приготовьтесь. А сейчас слово команде
Данил Я, в шахматы играть учусь,
Тренируюсь и тружусь,
Босиком по снегу бегать не боюсь,
И совсем не зазнаюсь!
Богиня Каисса: Сейчас спортивная разминка, какие вы ловкие. Возьмите
шахматные фигуры и встаньте в шахматном порядке. (Все участники выстраиваются, в правой руке у каждого ребенка фигура или пешка. Ребята выполняют физические упражнения под музыку).
Приподняться на носки, переложить фигуру в левую
руку, опустить руки через стороны вниз. (Два раза)
Присесть, руки вперед, ладонями кверху, фигура стоит на ладони правой руки. Переложить фигуру в левую
руку, вернуться в исходное положение.
Наклониться вперед, поставить фигуру на пол, выпрямиться.
Положить фигуру на пол, прыжки вокруг нее на одной
ноге влево, затем вправо.
Богиня Каисса: Молодцы ребята, садитесь, пожалуйста, отдохните, назовите, пожалуйста, родину шахмат.
Богиня Каисса: Всякое шахматное сражение разворачивается на специальном поле –доске. (Читают стихотворения по очереди черные и белые фигуры о «Шахматной доске», начинают белые).
Дети: Вся в квадратах-белых, черных
А ряды фигур точеных – Деревянные войска.
Люди их передвигают, коротают вечера,
Дети в шахматы играют – Гениальная игра!
Ты, дружок мой, без опаски
Без смущения вступай,
Словно в мир чудесной сказки,
В черно-белый этот край.
Что? Змея, Драконы
Вас не ждут здесь? Не беда.
Тут зато лихие Кони,
И пехота хоть куда!
Тут Ферзи могучи, и Слоны отважны,
Мчатся поперек и вдоль,
И совсем, как в сказке, важный
Восседает тут Король.
Здесь герои в каждом войске,
И выходит рать на рать
Хитроумно и геройски воевать и побеждать!
Богиня Каисса: Пора войскам и поразмяться в смекалке, беге состязаться. Итак, «Шахматная эстафета».
(У каждого играющего фигура или пешка, та, которую он изображает своим костюмом, дети строятся в шеренги). По сигналу «1-2-3 –беги» дети поочередно подбегают к шахматному столу, ставят фигуры, пешки на свои поля и бегом возвращаются в свою команду, салят очередного играющего по руке, затем встают сзади своего товарища. Подведение итога шахматной эстафеты.
№ 1. Подведение итога
Богиня Каисса: А теперь загадки для участников праздника. Первой отгадывает команда «Быстрые кони». На каких полях не сеют и не пашут?
Дети: На шахматных полях.
Богиня Каисса: Загадка для команды «Отважные слоны». Из каких досок
Дети: Из шахматных.
Богиня Каисса: Какая форма у шахматного поля? (квадратная) Какая форма у шахматной доски? (квадратная)
А вот еще загадки:
1. Стою на самом краю,
Путь откроют –пойду.
Только прямо хожу,
Как зовут, не скажу. (Ладья)
2. Не живет в зверинце,
Не берёт гостинцы,
По косой он ходит,
Хоботом не водит. (Слон)
№ 2. Подведение итога
А сейчас спокойная игра «Шахматный мешочек». Оба участника одновременно определяют на ощупь какая фигура, называют ее и вынимают
№ 3. Подведение итога.
Богиня Каисса: Продолжаем знакомство с шахматными персонажами, пожалуйста, Пешки, начинаем (выходят вперед две пешки и поют):
Пешка, маленький солдат,
Лишь команды ждет,
Чтоб с квадрата на квадрат
На войну, не на парад
Пешка держит путь,
Ей нельзя пойти назад,
В сторону свернуть.
Ну, а как же пешка бьет?
Всю доску пройти должна
Пешка до конца – Превратится там она
В генерала, не в бойца.
Богиня Каисса: А сейчас представятся Кони.
К он и: (Два ребёнка читают стихотворение с движениями):
Прыгает Конь, подковы звяк!
Необычен каждый шаг:
Буква «Г» и так и сяк.
И повадки у лошадки
Необычны и смешны:
Притаится, словно в прятки,
И скакнет из-за спины.
Богиня Каисса: А сейчас поют Ладьи.
Видимо, Ладья упряма,
Если ходит только прямо,
Не петляет: прыг да скок,
Не шагнет наискосок.
Так от края и до края
Может двигаться она.
Эта башня боевая
Неуклюжа, но сильна.
Шаг тяжелый у Ладьи,
В бой ее скорей веди!
Богиня Каисса: Представление Слонов.
Слоны: (Белый и черный):
Если слон на белом поле
Встал вначале (не забудь!),
Он другой не хочет доли – Знает только белый путь.
А когда на поле черном
Слон стоит, вступая в бой,
Ходит правилам покорный,
Чёрной тропкой слон такой.
До конца игры слоны
Цвету одному верны.
Ферзи (Читают стихотворение)
Самый сильный –это Ферзь.
На него ты зря не лезь!
Он по многим клеткам
Бьет –и очень метко!
Осмотрелся –так и так
Долго думал и гадал,
А куда же делать шаг,
Чтобы сам не пострадал?
Можно влево, можно вправо,
Можно прямо иль назад.
Повернулся на престоле
И одно оставил поле.
Кто играет эту роль?
Ну, конечно же, Король!
(Появляется мальчик в костюме Короля.)
Король –ребёнок: А вот и я, мои друзья!
Принёс с собой качели я.
Отвечайте на вопрос скорей:
Кто из фигурок тяжелей?
Король: Сейчас проверим, взвесим Ферзя с Ладьёй и Коня со Слоном
1. Кто же тяжелее?
Почему же Ферзь и Ладья тяжелее, а Конь со Слоном –легче?
2. Ребята, а кто легче из фигур?
Дети: Потому что Ферзь оценивается в 10 очков, Ладья в 5.
Король: Почему они считаются тяжелыми фигурами.
Дети: За силу, а Конь со Слоном по 3 очка –считаются легкими. Они слабее Ферзя и Ладьи. (Дети уносят качели)
Богини Каисса: (Оценивает выполнение задания –ставит флажки).
Король: Скоро грянет бой! Чтобы выиграть шахматную войну, повелеваю,
чтобы приехали артисты. (Хлопает в ладоши 3 раза) (Дети исполняют танец).
Богиня Каисса: Посмотрите, Ваше Величество, сражение «живых шах-
мат». (Дети встают на исходные позиции, и начинается игра)
Король: (через 2-3 минуты). Достаточно, я вижу, что все хорошо подготовлены к бою и отлично сражались. За мужество и отвагу я награжу
вас всех медалями! (Достает из шахматной шкатулки медали и вместе с Богиней Каиссой награждает участников).
Дети: (благодарят) Служим Вашему Величеству!
Богиня Каисса: Подведем итоги праздника (считает флажки и угощает детей шахматным печеньем и конфетами). Под музыку дети выходят из зала (пешки с флагами, слоны с копьями).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий досуга для детей подготовительной группы «В королевстве Шахмат».
Дополнительная образовательная программа для детей дошкольного возраста 5-7 лет «Королевство шахмат».
Обучение детей шахматам.
Программа обучения рассчитана для детей 6 — 7лет, наполненность группы 10 человекПродолжительность 1 занятия 30 минутКоличество занятий в неделю 3 занятийКоличество занятий в год 85 занятий.
Шахматы — это не только игра, доставляющая детям много радости, удовольствия, но и действенное, эффективное средство их умственного развития. Неоценима роль шахмат в формировании внутреннего пла.
Цель: закрепления знаний правил игры в шахматы, названия шахматных фигур.Задачи:Познавательные: повторить названия шахматных фигур.Обучающие: выработать навык работы с шахматной доской, повт.
Источник статьи: http://nsportal.ru/detskiy-sad/scenarii-prazdnikov/2014/02/23/stsenariy-prazdnika-v-korolevstve-shakhmat