- Московская Сретенская Духовная Семинария
- Смысл праздника Покрова Пресвятой Богородицы
- Покров Пресвятой Богородицы: история и смысл праздника
- Почему праздник так называется
- Главные уроки Покрова
- Когда отмечается праздник Покрова Пресвятой Богородицы, история и традиции
- История возникновения церковного праздника Покрова
- Описание и значение в православии
- Православные традиции празднования
- Иконография
- Храмы на Руси
- Богослужение
- Народные традиции и приметы
Московская Сретенская Духовная Семинария
ГлавнаяНовости Смысл праздника Покрова Пресвятой Богоро.
Смысл праздника Покрова Пресвятой Богородицы
В преддверии праздника Покрова Божией Матери хотелось бы сказать несколько слов об истории этого события, его значении, используя при этом некоторые гимнографические тексты праздника.
14 октября (по старому стилю 1 октября) мы вспоминаем событие, произошедшее в Константинополе еще в начале X столетия.
Тогда византийская столица находилась в осадном положении, и поэтому во время воскресного всенощного бдения молитва верующих была наполнена прошениями о сохранении их родного города. За Богослужением молились и святой Андрей, Христа ради юродивый, вместе со своим учеником Епифанием, которые в один момент увидели Божию Матерь, окруженную Ангелами и простирающую над собравшимися верующими Свой омофор. «Днесь бо Царица и Владычица всех, руце свои простерши к Сыну Своему, молится прилежно, просящи мира мирови, покрывающи люди от нахождения иноплеменных омофором милости Своея»[1], — поется в одной из стихир на «Господи воззвах» в день Покрова Богородицы. После этого явления враги отступили от города. Народ Божий увидел в произошедшем заступничество Спасителя и Его Матери: «Мати Божия со Ангельскими воинствы, с Предтечею и Богословом за христианы молится Христу помиловати град и люди, славящия Тоя Покрова праздник»[2].
Зачем возводить это событие в разряд великих праздников, ведь подобное заступничество Божией Матери в истории происходило ни раз?
Кто-нибудь может задаться вопросом: зачем возводить это событие в разряд великих праздников, ведь подобное заступничество Божией Матери в истории происходило ни раз (достаточно вспомнить как в августе 1395 года по молитвам москвичей перед Владимирской иконой Божией Матери татарские войска, по сути, ни с того ни с сего ушли обратно в степи)? Да и само избавление Константинополя от захватчиков носит, на первый взгляд, локальный характер, при чем здесь Россия? К тому же многие полагают, что иноплеменниками, пытавшимися захватить Константинополь, были именно восточные славяне, то есть наши предки, зачем же тогда придавать такое значение настоящему празднику?
На все эти вопросы мы попытаемся ответить ниже, раскрыв глубокий смысл, вложенный нашими предками в это событие.
Итак, практически сразу же после Крещения Руси в нашем Отечестве стали с особым почтением и любовью относиться к Божией Матери. Это выражается в большом количестве храмов и церковных праздников, посвященных Царице Небесной, об этом свидетельствует и церковная гимнография. В одной из стихир на вечерне в день праздника Покрова Богородицы упоминается предсказание одного из ветхозаветных пророков о величии Божией Матери, нас же автор песнопения называет свидетелями исполнения этого пророчества, так как «Горы бо и холми украсишася многоименитыми церквами Твоих праздников»[3], то есть везде прославляется Имя Богородицы. И в другом песнопении это событие называется «пророческое истинное сбытие»[4] — истинное исполнение пророчества (слово сбытие переводится с церковнославянского языка как осуществление[5]), пророчества о славе Божией и Его Матери.
Все это объясняет то, почему в России с такой любовью был воспринят праздник Покрова Божией Матери. Наши предки осознали, что «это знамение покрывающей нас, укрепляющей, сохраняющей благодати Божией»[6], которая является в особо значимые, порой трудные, моменты нашей жизни.
Наши предки осознали, что «это знамение покрывающей нас, укрепляющей, сохраняющей благодати Божией.»
Мы вместе с автором канона обращаемся к Пречистой Деве со словами: «Во гласех пений, Дево, Тебе вопием, Всепетая: радуйся, тучная горо и усыренная Духом. Радуйся, свещниче и стамно, Манну носящая, услаждающая всех благочестивых чувства»[10].
Замечательный проповедник прошлого столетия митрополит Антоний Сурожский говорил: «Когда мы думаем о Покрове Божией Матери над Русской землей, разве мы не можем понять, что Она — да, вместе с нами стояла у престола Божия, что Она слезно молила Бога о том, чтобы милость сошла на нас, чтобы крепость нам была дана»[11]. И это действительно так: омофор, который Божия Матерь подняла и простерла тогда над Константинопольским храмом, покрывает и поныне не какое-то конкретное государство или отдельно взятого человека, но весь народ Божий.
Петр Садыков
семинарист III курса
Ключевые слова: Покров Божией Матери, Россия, смысл, пророчество
[1]Минея. Октябрь.— М.: Издательский Совет РПЦ.— С. 6-7.
[3]Минея. Октябрь.— М.: Издательский Совет РПЦ.— С. 5.
[5]См.: Словарь русского языка XI-XVII вв. Вып. 23. — М., 1996. — С. 91.
[6]Кречетов В., прот. Благодатный Покров // URL: http://www.pravmir.ru/blagodatnyj-pokrov/ (дата обращения: 05.10.2017 года).
[7]Минея. Октябрь.— М.: Издательский Совет РПЦ.— С. 14.
Источник статьи: http://sdsmp.ru/news/n6471/
Покров Пресвятой Богородицы: история и смысл праздника
14 октября все православные верующие отмечают праздник Покров. Несмотря на то, что этот праздник даже не является двунадесятым, он, тем не менее, очень значимый и любимый в народе. Как и многие другие праздники, посвященные Царице Небесной. Ведь именно с ней русский народ с древних времен связывал надежды на спасение в таких критических ситуациях, когда казалось, что надеяться уже не на что. Как к последней надежде к ней обращались с молитвой о помощи, когда земля русская нуждалась в защите от врагов. И о поддержке в тяжелых жизненных ситуациях, когда не хватает сил для борьбы с невзгодами. Именно о такой безнадежной, казалось бы, ситуации повествует та история, которой посвящен праздник Покров.
Почему праздник так называется
Полное название праздника – Покров Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии. События, которым он посвящен, произошли в Константинополе в 866 году. По преданию, в те времена к городу подступили войска варваров, пришедшие по морю на кораблях. Набеги врагов, будь то сарацины или иные племена, чаще всего заканчивались кровавой резней. Поэтому жители византийской столицы приготовились к смерти. В отчаянии они собрались в стенах храмов, взывая в молитвах о помощи и заступничестве.
И вот в четвертом часу ночи в битком набитом молящимися людьми Влахернском храме произошло чудо. Бывшему там юродивому, который впоследствии остался в истории как преподобный Андрей Константинопольский, явилась идущая, словно по воздуху, Богородица, озаренная небесным светом. Она сошла с небес в храм и некоторое время молилась вместе со всеми людьми, а потом сняла с головы омофор – свой головной покров – и как бы распространила его над всем стоящим народом. Царицу Небесную видел не только юродивый, но и священники, служившие в храме. Но ни один из них не решился сказать о том вслух. Каждый думал, что это ему привиделось.
Фото: Шамуков Руслан/ТАСС
На море в эту ночь начался шторм, и корабли варваров были разметаны далеко по морю, а горожане спасены от неминуемой гибели. Покров Пресвятой Богородицы с тех пор стал символом чудесного избавления от врагов.
Главные уроки Покрова
Как отметить Покров Пресвятой Богородицы и в какие главные уроки он несет современным людям, рассказал в интервью «МИР 24» священник Георгий Кочетков.
– Отец Георгий, почему именно в русской церкви это особо почитаемый праздник?
Священник Георгий Кочетков: Действительно, этот праздник больше знают как русскую традицию, правда, очень древнюю, начатую со времен великого князя Андрея Боголюбского, с середины XII века. Впрочем, что греха таить, с тем и установленную, чтобы возвеличить русскую землю и противопоставить ее другим, что вряд ли было угодно Богу.
Интересно, что в сердце народа смысл этого праздника все-таки был истолкован по-христиански. Он говорит нам о том, что Церковь гасит вражду и несет народам примирение.
«Хвалящийся хвались Господом», – учит нас слово Божье, – а не своими историческими, культурными, национальными или художественными достижениями.
– Почему в народе этот праздник связан с традицией дружеского застолья, уютными вечерами в кругу друзей?
Г. К.: В народной среде Покров Божьей Матери связывали и с окончанием летней страды, свадьбами, первым снегом, и, конечно, с общением, началом вечерних зимних посиделок и беседок по домам, приемом гостей, угощением.
В христианской традиции сам образ Богородицы – это прежде всего образ Церкви, и как прибежища, и как дома земного и небесного, где человек Богу родной, а не чужой, а значит и люди не чужие друг другу. Если ты с Богом живешь, то над тобой есть покров Божий, но ты и сам уже можешь как бы распространить этот покров на других людей, защитить их, позаботиться о них.
– Какие самые важные смыслы несет нам этот праздник?
Г. К.: Можно вспомнить о том, какой драгоценной, лучезарной Жемчужницей оказалась сама Божья Матерь для Христа. Так же и мы оказываемся под непосредственным покровом Божьей Матери тогда, когда ищем силы, которые избавили бы нас от одиночества, от душевного и духовного холода или от старости, когда мы ищем любви. Любви, которая всегда нисходит на нас свыше, и любви, которая является нашим ответом на этот Божий дар.
Покров Божьей Матери и есть символ нашей ответной любви к Богу. Мы не всегда достойно отвечаем на дар Божьей любви к нам. Нашу любовь можно разрушить и отменить, если мы не воинствуем против зла, против греха, если мы не воинствуем за Христа так, как должен воинствовать христианин все той же силой любви. Может быть, из-за исконного двоеверия на нашей земле, из-за того, что языческие и нехристианские влияния слишком часто оказывались очень сильны во всем народе, из стремления преодолеть эту раздвоенность наша земля и наша церковь так усердно и возвеличивают Божью Матерь и праздник Покрова.
Сейчас, особенно после векового разорения церкви и разрушения веры в народе, «покров» над собой люди скорее видят в экономической стабильности, достижениях современной науки, военной мощи государства, благополучной семье – в том, что для человека на самом деле периферийно и менее определяет и его жизнь, и жизнь народа, чем способность к вере, надежде и любви.
И праздник Покрова Пресвятой Богородицы в самой своей глубине дает нам еще одну возможность открыть свое сердце для этих святых качеств.
Источник статьи: http://mir24.tv/articles/16381489/pokrov-presvyatoi-bogorodicy-v-chem-smysl-prazdnika
Когда отмечается праздник Покрова Пресвятой Богородицы, история и традиции
Православный праздник Покрова Пресвятой Богородицы – особенное событие для русских людей. Он не относится к числу великих двунадесятых праздников. Покров не празднуется католическими и некоторыми Поместными Православными церквями. Его празднование на Руси установлено по княжескому указу, что стало значимым событием для всех верующих. В это день молятся о спасении душ, просят защитить от зла и невзгод.
История возникновения церковного праздника Покрова
События, предшествующие появлению этого почитаемого в России праздника, произошли в далеком Константинополе в 910 г. Город находился в осаде. Измученные жители собрались во Влахернском храме помолиться Господу об освобождении Константинополя от сарацинов. В это время пришел в церковь блаженный юродивый Андрей со своим учеником Епифанием будущим патриархом Константинополя. Во Влахернском храме находилась риза Матери Божией, Ее пояс и покрывало.
Вся ночь прошла в усердной молитве и под утро святой Андрей узрел Богородицу, молящуюся над верующими вместе с ангелами в сопровождении апостола Иоанна Богослова и пророка Иоанна Предтечи. Царица Небесная сияла ярче солнца. Божья Матерь опустилась на колени у алтаря и долго слезно молилась о спасении христиан. Помолившись, Матерь Божия сняла с головы свое сверкающее как молния покрывало, и простерла его над верующими.
Блаженный Андрей и Епифаний с благоговейным трепетом наблюдали за происходящим чудом, пока Богородица не стала невидима. После этой памятной службы враги отступили от стен Константинополя, а день появления Царицы Небесной во Влахернском храме послужил началом празднования Покрова Божией Матери в Русской Православной Церкви.
Почти тысячу лет этот праздник отмечался только в России. В Греции, где произошло памятное событие, о нем забыли. Празднование Покрова в Греческой церкви началось в XX веке.
Священным Синодом решено проводить торжественное богослужение 28 октября, по новому стилю – 14 октября.
Описание и значение в православии
На Руси этот праздник появился в 12 веке во время правления князя Андрея Боголюбского. Тогда волжские булгары напали на Северо-Восточную Русь. От их набегов страдали жители Суздаля, Владимира и Мурома. Для войны с булгарами князь Андрей призвал под свои знамена воинов из соседних земель.
В поход взяли чудотворные иконы Всемилостивого Спаса и Божьей Матери Владимирской. Со святым заступлением русская дружина быстро разгромила булгар. Войско князя почти не пострадало, и он узрел в этом настоящее чудо.
Вернувшись домой, святой Андрей Боголюбский своим указом утвердил новый православный праздник в честь Покрова Пресвятой Богородицы. Он означает, что Царица Небесная оберегает нас своим молитвенным покровом.
Православные традиции празднования
Русская Православная Церковь считает Пресвятую Богородицу своей главной покровительницей. Она неустанно просит Своего Сына и Господа Нашего о спасении живых и усопших христиан.
Каждый год 14 октября во всех православных храмах проводятся праздничные службы в честь Покрова Пресвятой Богородицы. В этот день верующие стремятся посетить храмы и помолиться Царице Небесной, попросить о помощи или поблагодарить.
Иконе Покрова Божией Матери молятся в разных нуждах. Она откликается на искренние просьбы верующих о даровании исцеления от болезней, решении материальных и жилищных проблем. Просят Богородицу защитить мир и спокойствие в семье, девушки молятся о скорейшем замужестве и счастливом браке.
Православные люди верили, что наличие в доме иконы Покрова Пресвятой Богородицы сохранит жилище от пожара. Крестьяне молились перед святым образом о богатом урожае и даровании хорошей погоды.
Иконография
Самые древнейшие изображения Покрова, которые сохранились на Златых Суздальских Вратах. Образ Богородицы здесь Изображен в профиль, а над ней простирается омофор. Изображения на иконах Покрова Богородицы основаны на жизнеописании блаженного Андрея Юродивого, из которого все узнали о явлении Божьей Матери. Существуют две традиции иконописи:
- «Суздальская» – на этих иконах Богородица, простирающая омофор над молящимися, изображена перед храмом, который представляет собой очертания Влахернской церкви, где произошло чудесное явление.
- «Новгородская»– здесь Божья Матерь изображена молящейся в храме вместе другими верующими. Она стоит на облаке над закрытыми Царскими вратами. Над Богородицей распростер красный покров, который бережно удерживают с двух сторон парящие в воздухе ангелы.
Суздальская иконография связана с первой Боголюбской иконой Матери Божией. Именно с нее делались списки чудотворных икон, которые разошлись по многочисленным храмам России. Самая ранняя сохранившаяся новгородская икона Покрова Богородицы – это образ из древнего Зверина монастыря. Композиция иконы отличается симметричностью. Изображения ее частей уравновешены. В центре – образ Божией Матери, справа и слева – участники великого события.
Позже эти две традиции изображения великого события стали объединяться. Начиная с XVII века, композиция икон меняется. На них изображается торжественное шествие Богородицы в сопровождении святых и ангелов к Престолу Спасителя.
Русские иконописцы благоговейно и внимательно изображали не только важные детали из летописных источников, но и образы святых. На иконах Покрова Богородицы всегда присутствуют апостол Иоанн Богослов и Пророк Иоанн Предтеча. Они располагаются слева от образа Матери Божией. Справа можно увидеть Андрея Юродивого, указывающего своему ученику Епифанию на чудесное видение.
Почитаемые иконы в честь праздника Покрова Богородицы есть во многих городских и сельских церквях.
Храмы на Руси
Первый храм, посвященный празднику Покрова Пресвятой Богородицы, был воздвигнут самим Андреем Боголюбским. Памятник древнерусской архитектуры был возведен на слиянии рек Нерли и Клязьмы во Владимирской области. Он возвышается посреди огромного луга на рукотворном холме, который весной становится маленьким островом, когда поднимается вода в реках.
После победоносного взятия Казани царь Иван Грозный приказал заложить Покровский собор, ставший впоследствии Собором Василия Блаженного. Осенью 1554 г. был построен временный деревянный храм. Каменный собор строился в течение 6 лет, до 1600 г. был самым высоким сооружением в Москве.
Много храмов освящалось в честь Покрова Богородицы. Самый известный – Покровский Собор на Рогожском кладбище, был построен в конце 18 века. Он задумывался как пятиглавый храм довольно внушительных размеров, но, по приказу императрицы Екатерины II, проект был изменен. В результате у собора осталась одна глава, понизилась высота здания. Пока не был восстановлен Храм Христа Спасителя, Покровский Собор считался самым большим московским храмом.
Праздник очень почитается и старообрядческой церковью. Праздник Покрова – один из самых почитаемых в России. Почти в каждом городе есть храмы и соборы, освященные в его честь. В одной только Москве их около ста.
Богослужение
Песнопения, посвященные Покрову, входят во все древнерусские стихирари. Впервые этот праздник упоминается в Прологах и сборниках поучительных текстов конца XII – начала XIII веков. Покров начал праздноваться по всей Руси только с XV века. Великие четьи-минеи, составленные Святителем Макарием, митрополитом Московским, содержат похвальные слова на праздник Покрова Богородицы.
Все церковные песнопения, посвященные празднику, проникнуты чувством благодарности и радости. Матерь Божья – великая заступница русского народа перед Господом. Ее святые молитвы защищают православных людей от напастей и зла. В праздничном тропаре верующие просят Богородицу укрыть всех своим честным покровом и молить Бога о спасении душ.
Народные традиции и приметы
Середина октября на Руси считалась переходным периодом с осени на зиму. К этому времени крестьяне старались закончить все полевые работы, подготовить скот к зимовке, сделать запасы продуктов. Уже начиналась суровая морозная пора. Начинались топиться печки, избы тщательно конопатили.
В день Покрова скотине отдавался последний сноп – «пожинальник». Его готовили всей семьей и хранили до праздника в переднем углу избы. Считалось, что этот сноп защитит животных от напастей и даст сил пережить суровую зиму.
Праздник Покрова Богородицы – благоприятная пора для свадеб. Как гласит народная поговорка: «Покров-праздничек, покрой землю снежком, а мою голову венцом». Каждая молодая девушка мечтала выйти замуж именно в это время. Ведь сама Матерь Божия была покровительницей в знаменательный день. Они молились ей и ставили свечи перед ее иконой в церквях. Считалось, что раньше всех выйдет замуж девушка первой поставившая свечку Богородице.
«Покровский» день богат на народные приметы. По нему крестьяне определяли. Какая будет зима. Первый снег, выпавший 14 октября, предвещал раннее наступление зимы. И наоборот, она будет мягкой и бесснежной, если на Покров прольется дождь. Отлет журавлей в теплые края в этот день – верный признак ранней и холодной зимы.
Клен и береза не сбросили листву к середине октября – жди суровых морозов. Предстоящую зимнюю погоду определяли и с помощью флюгера. Ветер с севера – холодная зима, с юга – теплая. Иней на Покров имеет символическое значение. Он покрывает землю, как Пресвятая Богородица защищает своим омофором всех православных христиан.
Источник статьи: http://pravoslavy.ru/liturgiya/pokrov-presvyatoj-bogoroditsy