Праздник последнего снопа
Спасибо! Ваш голос принят.
Рейтинг
« Дожили , дожили , Госпожинки встретили , Каравая почали , Толокна проведали , Гостей угостили , Богу помолили !» — так приговаривали наши предки , празднуя последний день жатвы – Спожинки ( Дожинки ).
Этот славянский праздник имеет целых две даты – 7 и 28 августа . Возможно , это связано с разными сроками окончания уборочных работ в российских губерниях , а может быть , это очередная дань христианству – приурочить древний праздник урожая к окончанию Успенского поста и посвятить его наравне с древними Велесом и Макошью Пресвятой Богородице .
И это не случайно : Спожинки – один из самых важных праздников в календаре у славян . Не поблагодаришь богов за нынешний урожай – не получишь следующего . Поэтому отмечались Спожинки богато и хлебосольно .
Торжество начиналось прямо в поле , где специально до этого дня оставлялась небольшая хлебная делянка – ровно на один последний сноп . Славяне считали , что на поле живут добрые духи-полевики , которые следят за ростом злаков , отпугивают вредителей и время от времени сходят на землю проливным дождём . Зимовали духи в последнем снопе , поэтому вязали его очень тщательно , со специальными церемониями и молча , чтобы не спугнуть полевиков .
Все последние дни снопы складывались вокруг этого места , как складываются брёвна при строительстве избы , причём следующий сноп клался так, чтобы его колосья накладывались на комель другого . После связывания последнего снопа внутри этого нехитрого сооружения оставались несколько колосков , которые перевязывали лентами и приклоняли к земле . Этот обряд называли « завивание бороды » и посвящали его сначала Велесу , потом Илье .
Затем празднование продолжалось уже в деревнях и сёлах . Пекли караваи и пироги из муки нового урожая , готовили саламату ( мучной кисель ), варили кашу мёд и пиво . Всё это делали вскладчину , всей деревней , потому что торжество было всеобщим . Стол накрывали прямо на улице , рядом ставили последний сноп , красиво украшенный . В некоторых губерниях его даже наряжали в сарафан или рубаху . Смакуя богатое угощение , принято было нахваливать зерно , из которого готовили большее количество блюд . В пояс кланялись снопу , благодаря за сытный обед .
После угощения ребятишки сразу бежали играть за околицу , а женщины собирались опять в поле . Ещё один обязательный обряд – катание по сжатой ниве для прибавления женской силы и для успешного рождения детей . Катаясь , бабы приговаривали :
На пост , на колотило ,
На кривое веретено ,
После того как все условности были соблюдены, взрослые расходились угощаться по дворам, нужно было непременно попить чаю и поговорить со всеми родственниками. А девки с парнями шли на полянку играть в разные весёлые игры да водить хороводы. Готовились к этому гулянию заранее, ведь на следующий день начинали засылать сватов к будущим невестам. Долго прихорашивались перед блестящими самоварами девушки, оно и понятно: которая на Успенье не просватана, той аж до Покрова в девках сидеть!
Засыпали в этот день далеко за полночь и спали сладко , с чувством благополучного завершения очень важного дела .
Красота ! Всё-таки умели наши предки веселиться ! Сейчас , кстати , многие традиции возрождаются . Вот и Спожинки уже давно празднуются во многих областях , где собирают хлебный урожай . Фольклористам удалось записать множество песен и приговоров , которыми сопровождался праздник последнего снопа , старожилы вспоминают переходящие из поколения в поколение задорные игры . А уж какие шьются костюмы ! Какие оригинальные сувениры делаются из колосьев ! Многие инициаторы празднования Спожинок вместе с обрядами и игрищами проводят ярмарки и конкурсы поделок из соломы .
Говорят , что после таких праздников не только настроение повышается , но и силы крепнут , и счастье в дом стучится !
Источник статьи: http://www.artinheart.ru/post/vision/890.shtml
Спожинки
Жатва подходит к концу. (Фото: Fesus Robert, Shutterstock)
К концу августа на всей славянской земле заканчивается жатва, уборка и переработка урожая пшеницы, ячменя, проса и других зерновых культур, а также заготовка семян на будущий сезон. Отсюда и название праздника — Спожинки (Дожинки, Обжинки). Последний сноп жнут молча, чтобы не беспокоить дух поля, который переселяется в него.
Это радостное и важное для земледельцев событие широко отмечалось славянскими народами по всей Европе. Сначала они отмечали Зажинки (начало сбора урожая, День первого снопа). Более пышно отмечались Спожинки (Дожинки, Обжинки) — день окончания жатвы, праздник последнего снопа, который раньше выпадал на середину августа, на Успение Пресвятой Богородицы (по старому стилю — это было 15 августа).
По старинному обычаю на сжатом поле оставляли небольшую часть несрезанных колосьев, связывая их лентой — завивали «бороду Велесу»:
«Уж мы вьем, вьем бороду
У Велеса на поле.
Завиваем бороду
У Велеса да на широком.
На ниве великой,
Да на горе высокой,
На земле чернопахотной.
Вейся, вейся, борода
Бородушка, вейся
Сусек наполняйся!».
На зачине волхвы-жрецы славили Велеса, поднимая над головой горшок с просом:
В этот день освящали мед, яблоки и зерно. После зачина начинался веселый пир (но запрещено было употреблять в пищу говядину). Основная славянская Страва в Спожинки: каша, мед, яблоки, хлеб, пиво.
Другие праздники в разделе «Праздники славян»
Источник статьи: http://www.calend.ru/holidays/0/0/1812/
LiveInternetLiveInternet
—Цитатник
Игрушки — моталки Оксаны Жмаевой Что такое «моталки» или откуда у моталок нитки растут А раст.
Художница Nene Thomas. Часть 1. Прекрасные дамы из фэнтези стран. Все иллюстрации здесь Deidr.
Леди в стиле Ар-деко. Claire Coxon Здесь вся коллекция — Art Deco Lady https://d.radikal.ru/d.
Яркие и захватывающие дух полотна в стиле ар-деко. Trish Biddle Триш Биддл широко.
Буйство акварелей Patricia Govezensky (Israel, 1961). Давай-ка поднимем, подруга, бокал За все, чт.
—Рубрики
- = Жила-была Я = (107)
- = Фотофакты дня (6)
- =Мои местечки и города (15)
- =О здоровье (33)
- =Размышления. (55)
- = Канада, какой я ее увидела (9)
- = РАБОТА = (3)
- = Флора: цветы, растения = (166)
- =Retro. Vintage= (173)
- =Бубажные куклы, куклы= (58)
- =Видео= (171)
- =Гороскопы. Астрология= (33)
- =Дизайн. Архитектура (73)
- =Для блога. Для компа= (128)
- =Живопись= (625)
- =Cовременная (184)
- =Классика (41)
- =Животный мир= (138)
- =Идеи для творчества= (552)
- =Мастер-классы (255)
- =Изучение иностранных языков= (1)
- =Испанский калейдоскоп= (142)
- =Картинки. Art prints= (321)
- =Кулинария= (52)
- =Литература:поэзия и проза= (294)
- =Иллюстрации (136)
- =Книжная полка (77)
- =Люди искусства= (52)
- =Мир интересного и необычного= (305)
- =Всякие красивости (137)
- =История вещей (87)
- =Самое, самое. (16)
- =Мода= (210)
- =История моды, одежды (92)
- =Мода для Пышечек (33)
- =Словарь моды (1)
- =Современная мода (30)
- =Музыка= (156)
- =Одежда, традиции разных народов= (264)
- =Национальная одежда (74)
- =Обычаи, традиции, праздники (49)
- =Ремесла, помыслы (23)
- =Позитивчик!= (85)
- =Праздники по временам года= (250)
- =Весенние праздники (14)
- =Зимние праздники (50)
- =Летние праздники (1)
- =Осенние праздники (8)
- =Психология. Тесты= (32)
- =Рукоделия. Экорукоделия= (940)
- =Бисер, бусы, блестки (62)
- =Бумага, картон (187)
- =Вторая жизнь вещей (283)
- =Вышивка (168)
- =Мои рукоделочки (15)
- =Природные материалы (28)
- =Ткань, нитки (201)
- =Страноведение. Природа= (206)
- =Фотография. Фотошоп= (107)
- =Человек-это звучит гордо!= (362)
- =Мир детства (147)
- =Мужчина и женщина (16)
- =О женщине (210)
—Музыка
—Помощь новичкам
—Ссылки
—Фотоальбом
—
—Стена
—Поиск по дневнику
—Подписка по e-mail
—Статистика
СПОЖИНКИ- славянский праздник УРОЖАЯ
Воскресенье, 07 Августа 2011 г. 14:43 + в цитатник
Более пышно отмечали Дожинки — день окончания жатвы, праздник последнего снопа, который выпадал на 7 число последнего летнего месяца — примерно середина августа по современному календарю. В этот день вяжется последний сноп пшеницы. Делается это в полной тишине. Считается, что лишние разговоры и шум могут спугнуть духа поля, который должен поселиться в последнем снопе.Часть колосьев перевязывали лентой и оставляли в поле не срезанными. Их наклоняли к земле и клали под них хлеб с солью Это был дар богу Велесу. Ведь именно он, по поверьям древних славян научил их выращивать пшеницу, хранить и перерабатывать её. «Завивая бороду Велесу , припевали:
«Уж мы вьем, вьем бороду
У Белеса на поле…
Завиваем бороду
У Белеса да на широком…
На ниве великой
Да на горе высокой,
На земле чернопахотной…
Вейся, вейся, борода
Бородушка, вейся
Сусек наполняйся!»
На зачине волхвы-жрецы славили Велеса, поднимая над головой горшок с просом:
«Щедры Велесе
Зри на ны с небеси
Житом одари
Поле возроди
Благо дари веси.
То Влес ущаше праотце наше
Земе раяте, а злаки сеяте,
А жняте вена венища
А цтеть го яко отце божие.
«Спожинать» — кончать жатву, дожинать хлеб. В этот день кончается двухнедельный Успенский пост, во время которого деревня, живущая «на земле», должна успеть в поле. К Успеньеву дню «поспевает все слетье», после него начинаются «осенины», и дело не на шутку идет к зиме. Время с 15-го по 29-е августа слывет под названием «молодого бабьего лета». По стародавнему народному изречению — «С Успенья солнце засыпается!», а потому и говорит деревенский опыт, что «До Успенья пахать — лишнюю копну нажать!», и добавляет при этом: «Озимь сей за три дня до Успенья да за три дня после Успенья!». Народная примета, предостерегающая пахаря от запаздываний с полевыми работами, только в редких случаях не оправдывается на деле.
На Спожинки, там, где к этому времени заканчивалась жатва, — по деревням устраивали «мирскую складчину», варили пиво и пекли праздничные пироги из новой муки . На пирушки созывались все родные и добрые соседи — «пировать Успенщину». В урожайные годы в этот день кололи купленного на мирские деньги барана.
В старину в этот день крестьяне собирались гурьбою на боярский двор, где и праздновалось окончание жатвы, сопровождаясь особыми, приуроченными к тому обрядами.
Жницы обходили все дожатые поля и собирали оставшиеся не срезанные колосья. Из последних колосьев свивался венок, переплетавшийся полевыми цветами. Этот венок надевали на голову молодой красивой девушке и затем все шли с песнями, к господской усадьбе. По дороге толпа увеличивалась встречными крестьянами. Впереди всех шел мальчик с последним сжатым снопом в руках. На крыльцо выходил боярин с боярынею и приглашал жниц во двор, принимал венок и сноп, который потом ставился в покоях под божницею. Угостившись на боярском дворе, толпа расходилась по домам.
А кое-где на поле оставляли несколько не срезанных колосьев, свивали их, перевязывая лентой — «завивали бороду», и приговаривали: «Дай Бог, чтобы на другое лето был хороший урожай!». «Бороду» пригибали к земле и слегка присыпали землей, прикапывали; под эти стебли клали хлеб-соль, и низко кланялись матушке-ниве: «Вот тебе борода, уроди нам ржи и овса!».
Этот обычай пришел еще с языческих времен, когда крестьяне верили, что на ниве обитают духи-полевики. По древним славянским преданиям, урожаи зависели именно от них. Носясь в воздушном пространстве, полевики нисходят на землю оплодотворяющим семенем дождя, и в материнских недрах земли превращаются в различные злаки. При уборке хлеба некоторые из этих добрых духов, чтобы перезимовать прямо на родной ниве, прячутся в тех колосьях, которые остаются на корню.
Другие же полевики попадают в дожиночный сноп; вот почему еще он пользуется таким почетом — не меньшим, чем зажиночный конца прошлого месяца. В некоторых местах из дожиночного снопа изготавливали куклу наподобие ребенка — в зрелом хлебе наши предки видели прекрасное дитя, рожденное плодовитой землей. Иногда же на дожиночный сноп надевали сарафан, приделывали ему из палок подобие рук и носили по деревне, а потом, во время застолья, украшенный сноп ставили на середину стола, и совместное пиршество длилось до позднего вечера.
Во многих местностях, дожинаючи последний сноп накануне Успеньева дня, замаявшиеся-уморившиеся на летней страде жницы катались по жнивью, голося-приговаривая:
Жнивка, жнивка!
Отдай мою силку:
На пест, на колотило,
На молотило,
На кривое веретено!
Этим надеялись они набраться новой силы для дальнейших работ — осенних и зимних — бабьих работ. На возвращающихся с «дожинок» баб и девушек поджидающие их у деревенской околицы молодые парни выливали ведра воды. Иногда при этом пелась какая-нибудь подобающая случаю песня:
Пошел колос на ниву,
На белую пшеницу.
Уродися на лето,
Рожь с овсом,
Со дикушей,
Со пшеницею:
Из колосу — осьмина,
Из зерна — коврига,
Из полузерна — пирог.
Родися, родися,
Рожь с овсом!
По народным приметам, соблюдением этого старинного, завещанного отцами-дедами обычая обеспечивались плодородные дожди на будущую весну и лето.
Во времена христианства, праздник Спожинки превратился в Праздник Успения Пресвятой Богородицы. Христиане пекли в этот день хлеб и носили его в церковь освещать. Освященный хлеб хранили весь год, считалось, что он обладает чудодейственными свойствами и излечивает от болезней. Уронить на пол крошку такого хлеба было кощунством.
Через две недели после Успеньего дня начинался период сватовства в деревнях. Крестьянские девушки верили, что самого лучшего жениха надо присматривать именно после праздника, а иначе можно остаться в ддевках навсегда.
В этот день освещают мед, яблоки и зерно. После зачина — веселый пир (запрещено употреблять в пищу говядину). Основная славянская Страва в Спожинки: каша, мед, яблоки, хлеб, пиво.
Источник статьи: http://www.liveinternet.ru/users/natali_soler/post179081839/