- Проверочное слово к слову «праздник»
- Правило
- Пример
- Учебник «Грамоты»: орфография
- Непроизносимые согласные
- Правописание непроизносимых согласных
- Праздник правописание с непроизносимой согласной
- Непроизносимые согласные
- Русский язык. Дидактический материал
- Собранные нашим региональным методистом материалы позволят педагогам организовать работу по теме «Непроизносимые согласные» интересно и занимательно. Общеизвестно, что для развития орфографической зоркости у учащихся требуется четко ограниченное словарное пространство темы или базовый словарный минимум. Это позволяет ученикам накапливать в памяти набор «ошибкоопасных» слов и формирует автоматизм действий по их узнаванию и способу проверки.
- I. Пословицы, поговорки, приметы
- 1. Словарные слова:
- 2. Проверяемые слова:
- II. Частушки
- 1. Словарные слова:
- 2. Проверяемые слова:
- III. Веселые стихи
- IV. Антонимы и синонимы
- V. Коллективные игры
- VI. Тексты для списывания с заданием
- VII. Диктанты
- 1. Выборочный диктант
- 2. Мини-диктанты
- 3. Диктанты-загадки
- 4. Обучающие диктанты
Проверочное слово к слову «праздник»
праздник или празник
Правильный вариант написания: «праздник», с согласной «д» в корне. Проверочного слова нет.
Правило
В составе существительного «праздник» содержится корень «праздник». Окончание нулевое. При произношении слова теряется согласный звук «д» в скоплении согласных «здн». Для проверки непроизносимого согласного звука нужно изменить форму слова или подобрать однокоренное слово, в котором сомнительный согласный будет стоять перед гласным звуком или в конце слова.
Падежные формы слова «праздник»: «праздника», «празднику», «праздником», о «празднике». Родственные слова: «празднование», «праздничный», «праздничность». Ни одно из проверочных слов не проясняет звучание «д». Слово «праздник» относится к словарным, его написание следует запомнить или смотреть в словаре.
Убедиться в написании непроизносимого согласного звука «д» поможет этимологическое образование слова. Существительное «праздник» имеет старославянское происхождение. Оно образовалось при помощи суффикса «ик» от устаревшего слова «праздный», означающего «свободный от работы». После сращения корня «праздн» и этимологического суффикса «ик» образовалось слово «праздник», обозначающее «день, посвященный какому-либо событию». От прилагательного «праздный» образуется краткая форма мужского рода единственного числа «празден». Гласный звук «е» проясняет присутствие звука «д».
Пример
Праздник почти закончился, но гости не спешили расходиться по домам.
Источник статьи: http://rrepetitor.ru/check/proverochnoe-slovo-k-slovu-prazdnik/
Учебник «Грамоты»: орфография
Непроизносимые согласные
Выберите правильные варианты ответов. Для проверки выполненного задания нажмите кнопку «Проверить».
Правописание непроизносимых согласных
Если в слове встречаются несколько согласных звуков подряд (например, в слове ЧЕСТНЫЙ – СТН, ЗАВИСТЛИВЫЙ – СТЛ, АГЕНТСТВО – НТСТВ и т. п.), то один из них может не произноситься. Такой звук называется НЕПРОИЗНОСИМЫМ СОГЛАСНЫМ. Чтобы выяснить, имеется ли в слове непроизносимый согласный, нужно постараться подобрать такое однокоренное слово, в котором этот согласный произносится. Обычно для этого нужно, чтобы проверяемый согласный оказался перед гласным (ЧЕСТНЫЙ – ЧЕСТЕН) или в конце слова (ХРУСТНУТЬ – ХРУСТ).
Рассмотрим в качестве примеров слова ЗВЕЗ(?)НЫЙ, ЧЕС(?)НЫЙ, УЖАС(?)НЫЙ и ОПАС(?)НЫЙ. Убедиться, что в слове ЗВЕЗДНЫЙ между буквами З и Н нужна буква Д, можно с помощью проверочного слова ЗВЕЗДА. В нем этот согласный звук слышится очень хорошо, поскольку за ним следует гласный звук – А. Слово ЧЕС(?)НЫЙ можно проверить словом ЧЕСТЬ, в котором согласный Т оказывается в конце слова.
Слово ОПАСНЫЙ проверяется при помощи слова ОПАСЕН: выясняется, что в этом слове непроизносимого согласного нет. Для прилагательного УЖАСНЫЙ проверочным может служить слово УЖАС (конец слова) или УЖАСАТЬСЯ (позиция перед гласным). Оба проверочных слова указывают на то, что в этом слове нет непроизносимого согласного и «лишние» буквы писать не нужно.
Кроме этого, необходимо запомнить несколько слов, которые не поддаются проверке. Их написание следует выучить.
ПИШУТСЯ БЕЗ НЕПРОИЗНОСИМЫХ СОГЛАСНЫХ
1. Вопреки проверке без непроизносимых согласных пишутся слова БЛЕСНУТЬ (хотя БЛЕСТЕТЬ), СКЛЯНКА (хотя СТЕКЛО), СЕРЧАТЬ (хотя СЕРДИТЬСЯ), СКАТЕРКА (хотя СКАТЕРТЬ).
2. Без непроизносимых согласных пишутся непроверяемые слова ШЕСТВОВАТЬ, ЯСТВА, РОВЕСНИК, ЛОСНИТЬСЯ.
3. Пишется без непроизносимого согласного слово КОСНЫЙ, имеющее значение «отсталый, тяготеющий к старому, привычному» (косные убеждения).
ПИШУТСЯ С НЕПРОИЗНОСИМЫМИ СОГЛАСНЫМИ
1. Вопреки проверке с непроизносимым согласным пишется слово ЛЕСТНИЦА (хотя ЛЕСЕНКА).
2. С непроизносимым согласным пишутся непроверяемые слова ЧУВСТВО, СВЕРСТНИК.
3. Пишется с непроизносимым согласным слово КОСТНЫЙ, образованное от слова КОСТЬ (костный мозг, костная ткань).
1. Есть здесь в каждом доме свой фатер, ужасно добродетельный и необыкновенно че с_н ый. (Ф. М. Достоевский, «Игрок».)
2. Он даже с Полиной небрежен до грубости; впрочем, с удовольствием уча _с твует в общих прогулках в город. (Ф. М. Достоевский, «Игрок».)
3. Княгиня вздрогнула – глядит Испуганно кругом, Ей ужас се р_ц е леденит: Не все тут было сном! (Н. А. Некрасов, «Русские женщины».)
4. Вы мне мерзки, гадки, чужой, да, чужой! – с болью и злобой произнесла она это ужа с_н ое для себя слово «чужой». (Л. Н. Толстой, «Анна Каренина».)
5. Он хотел только того, что получали его свер с_н ики. (Л. Н. Толстой, «Анна Каренина».)
6. Хорхе Луис Борхес – живая легенда двадцатого века. Он родился в 1899 году – практически рове с_н ик века – в Аргентине.
7. Есть где-то такое дерево, которое шумит вершиною в самом небе, и Бог сходит по нему на землю ночью перед светлым пра з_н иком. (Н. В. Гоголь, «Вечера на хуторе близ Диканьки».)
8. Брат деда о. Павел рассказывал, что в молодости тот любил прихва с_н уть силой. Разгружают рожь — отодвинет работника, подставит плечо под пятипудовый мешок, другое — под второй такой же, и пойдет, не сгибаясь, к амбару. (А. Чудаков)
9. Небо, зеленые и синие леса, люди, возы с горшками, мельницы – все опрокинулось, стояло и ходило вверх ногами, не падая в голубую прекра с_н ую бездну. (Н. В. Гоголь, «Вечера на хуторе близ Диканьки».)
10. Он попал в прожекторную команду и как-то ночью по ошибке осветил не вражеский, а свой самолет. Смершевцы не дремали — его арестовали тут же, ночь он провел в ихней аре с_н ой землянке, а утром его расстреляли, обвинив в преднамеренных подрывных действиях против Красной Армии. (А. Чудаков.)
11. Черти с собачьими мордами увивались около ведьм, будто парни около кра с_н ых девушек. (Н. В. Гоголь, «Вечера на хуторе близ Диканьки».)
12. У бога есть длинная ле с_н ица от неба до самой земли. (Н. В. Гоголь, «Вечера на хуторе близ Диканьки».)
13. Усталое со _н це уходило от мира, спокойно пропылав свой полдень и утро. (Н. В. Гоголь, «Вечера на хуторе близ Диканьки».)
14. Встают – встаю. Садятся – сяду. Стозначный номер помню свой. Лояльно благодарен Аду За зве з_н ый кров над головой. (Г. Иванов)
15. Я вас люблю, хоть я бешусь, Хоть это труд и стыд напра с_н ый, И в этой глупости несча с_н ой У ваших ног я признаюсь! (А. С. Пушкин)
16. Но вот почу _с твовала она, кто-то дернул ее за шитый рукав сорочки. (Н. В. Гоголь, «Вечера на хуторе близ Диканьки».)
17. Дед, взявши за руку потихоньку, разбудил ее: «Здра _с твуй, жена! Здорова ли ты?» (Н. В. Гоголь, «Вечера на хуторе близ Диканьки».)
18. Когда Сухов являлся, он выходил и вежливо говорил: «Извините, у нас сегодня по с_н ое. С волчатиной в последнее время туговато». ( А. Чудаков)
19. Увы, закон земной свершая, В безве с_н ый мрак уйду и я, В ничто, где был ничем, не зная Ни слез, ни счастья бытия. (Дж. Н. Г. Байрон)
20. Ссыльно–поселенцы с первых дней бывали буквально потрясены: они попадали в курортное место; их окружала Казахская складчатая страна: миллион гектаров леса, десять озер, прекра с_н ый климат. (А. Чудаков)
21. Соглядатай пра з_н ый, я ль не странен Дорогим мне пашням и лесам. (С. А. Есенин)
22. Четыре деревни одна за другой однообра з_н о вытянуты вдоль улицы. (А. И. Солженицын)
23. Одеяла она вытряхивала ежедневно во дворе, это надо было делать вдвоем, и бабка безжало с_н о отрывала всякого, кто случался дома, от его занятий. (А. Чудаков)
24. Первые струи тумана еще только начинали просачиваться через решетку ограды, и видимость была прекра с_н ая. (А. и Б. Стругацкие)
25. И вдруг снова, гораздо уже я _с твенней, чем прежде, донесся человеческий крик – команда или, может, ругательство . (В. Быков)
26. Как редко, однако, встречается истинное сродство душ в наш убогий, ко с_н ый, себялюбивый век! (Э. Т. А. Гофман)
27. – А затем, – ответил Корнилов с великолепной легкостью, – затем, дорогой, что Ветзооинститут у нас покупает ко с_н ый материал. (Ю. Домбровский)
28. Для тайных дум я пренебрег И путь любви и славы путь, Все, чем хоть мало в свете мог Иль отличиться, иль бле с_н уть… ( М. Ю. Лермонтов)
29. Часто по склону холма густорунные овцы пасутся, Медленно идя туда, куда их на па с_б ище тучном Свежая манит трава, сверкая алмазной росою; Сытые прыгают там и резвятся, бодаясь, ягнята. (Лукреций, «О природе вещей».)
Источник статьи: http://new.gramota.ru/biblio/readingroom/textbooks/gramota/ortho/317-45-71
Праздник правописание с непроизносимой согласной
В некоторых словах буквы Д, Т, В, Л не произносятся, но пишутся.
Например: звёздный, местный, здравствуй, солнце.
Чтобы проверить непроизносимую согласную, надо подобрать однокоренное слово так, чтобы эта согласная хорошо слышалась.
Например: звёздный — звезда, местный — место, здравствуй — здравие, солнце — солнышко .
Некоторые слова проверить нельзя.
ЗАПОМНИТЕ: чувство, лестница, праздник.
Если в сочетаниях согласных при изменении слова согласный не слышится, то писать его не нужно.
Например: чудесно, любезный.
ИСКЛЮЧЕНИЯ :
Не чуде сн о, не прекра сн о,
А ужа сн о и опа сн о
Букву Т писать напра сн о
В словах вку сн ый, интере сн ый.
безгласный, интриганский, искусный, косный, опасный, ровесник, словесность, участвовать, чествовать, шествовать, яства.Пишется блеснуть (хотя блестеть), лестница (хотя лесенка), плеснуть (хотя плескать), склянка (хотя стекло).
Д — звез. ный, поз. но, праз. ник, сер. це.
Т — доблес.ный, грус.ный, кос.ный, ус.ный, лес.ница, окрестность, местность, свис.нул, извес.ный, прелес.ный, ярос.ный, чес.ный, счас.ливый, вес. ник, трос. ник, калус.ный, ненас.ный, радос.ный, час.ное, гиган. ский, облас.ной, влас.ный, крепос.ной.
В — чу. ство, здра. ствуй.
Л — со. нце.
СОЧЕТАНИЕ СН- ЗН
СН — чудес. но, прекрас.но, ужас. но опас.но, напрас.но, вкус. но, инте- рес.но, тес.ный, прес.ный, не- бес.ный, парус. ный, соглас.ный, безглас.ный, бессловес. ный.
ЗН — безобраз. ный, любез. ный, желез. ный, колхоз. ный, серьёз. ный, алмаз. ный.
НАПИСАНИЕ СЛОВ С НЕПРОИЗНОСИМОЙ СОГЛАСНОЙ И СОЧЕТАНИЯМИ СН- ЗН
1. Звез. ный, поз. ний, праз. ничный, прекрас.ный, доблес.но, сер. це, ужас. ный, грус. но, серьёз. ный, чудес. ный, опас.ный, мес.ный, на- прасн. ый, ненас.но.
2. Вкус. ный, радос.но, интерес. ный, ярое. но, счас.ливо, трос.никовый, радос.но, капус.ный, ненас.ный, доблес.ный, прес.но, парус. ный, тес. но.
3. Соглас.ный, грус.ный, кос. ный, со. нце, бессловес.ный, мес.ность, напрас.но, влас. но, окрес.ность, лес.ница, свис.нул, извесный, ус..ный, вкус. но, прелес.ный.
4. Ярос.ный, счас.ливый, прес.ный, небес. ный, чес.ный, алмаз. ный, поз. но, безобраз. ный, любез. ный, праз. ник, вес. ник, опас.но, интерес. но, бессловес. но.
5. Чу. ствительный, трос. ник, радостный, час.ное, гиган. ский, желез. ный, колхоз. ный, облас.ной, влас. ный, крепос.ной, безобраз. но, чу. ство, здра. ствуй, любез. но.
6. Чудес. но, прекрасно, ужас. но, тес. ный, серьёз. но, безгласный, припоз. ниться, ус. но, праз. новать, любез. ничать, крас. ный, наез. ник, безобраз.. .ничать.
Источник статьи: http://klass1-4.ru/publ/6-1-0-5
Непроизносимые согласные
Русский язык. Дидактический материал
Собранные нашим региональным методистом материалы позволят педагогам организовать работу по теме «Непроизносимые согласные» интересно и занимательно.
Общеизвестно, что для развития орфографической зоркости у учащихся требуется четко ограниченное словарное пространство темы или базовый словарный минимум. Это позволяет ученикам накапливать в памяти набор «ошибкоопасных» слов и формирует автоматизм действий по их узнаванию и способу проверки.
I. Пословицы, поговорки, приметы
1. Словарные слова:
Без пирогов не праздник.
Будет и на нашей улице праздник.
Ленивый праздник знает, а будней не помнит.
Праздник придет – гостей приведет.
Без кота мышам праздник.
Рукам работа – душе праздник.
Ленивому всегда праздник.
По чужим словам, что по лестнице, идет.
И тот вор, кто лестницу вору подставляет.
2. Проверяемые слова:
Сердце матери греет лучше солнца.
Работа сердце веселит.
Москва далека, да сердцу мила.
У вора заячье сердце – и спит, да боится.
Сердце не камень – тает.
И у курицы сердце есть.
Солнце встает, так и день настает.
Солнце в мешок не поймать.
Худо лето, когда солнца нету.
Солнце – на лето, зима – на мороз.
При солнце тепло, при матери добро.
Человек трудолюбивый – самый счастливый.
Счастливый радостно живет.
Ранние ласточки – к счастливому году.
Радостная жизнь веселит сердце.
Худые вести вестника опережают.
Сей в ненастную погоду, а собирай в хорошую.
Поздний листопад – на тяжелый год.
Не из-за одной звезды небо звездное.
II. Частушки
1. Словарные слова:
Осень щедрая такая,
Всех одарит за труды.
Мы на праздник Урожая
Принесли ее плоды.
Мы на праздник Урожая
Натащили овощей.
После выставки наш повар
На год нам наварит щей.
Наливайте все в бокал
«Пепси», «Колу» и «Байкал».
Бьет нам в нос веселый газ,
Нынче праздник – высший класс!
Зимний праздник Новогодний,
Больше всех тебя люблю!
Бой курантов долгожданный
Ни за что я не просплю!
Ах, сегодня праздник в доме,
Пироги капустные:
Петя выучил уроки –
Все, и даже устные.
2. Проверяемые слова:
Почему, как человечек,
Весь в мурашках огуречик?
Хоть на солнце он лежит,
Отчего же он дрожит?
В синих шариках, ура,
Бабушкина слива!
Буду жить теперь под ней,
Я теперь счастливый!
День рожденья – день чудесный,
Радостный, веселый.
Мы желаем на «отлично»
Всем учиться в школе!
III. Веселые стихи
До чего ж сегодня день прелестный,
Солнце, будто в праздник, так горит!
Освещает местность и окрестность
И теплом своим сердца бодрит.
Но стоит прекрасная корова –
Смотрят грустные ее глаза.
Значит, ей пастух суровый
«Здравствуйте» сегодня не сказал.
Маша испекла пирог капустный.
Только вид у мамы грустный:
После Машиной стряпни
Столько матери возни!
В тесте все ножи и ложки,
У стола четыре ножки,
Кружки, блюдца, миски,
Даже хвост у бедной киски!
– Примите, милый Кактус,
От нас сегодня в дар
Прекрасный-распрекрасный
Большой воздушный шар!
IV. Антонимы и синонимы
1) солнце – луна
грустный – веселый
известный – неизвестный
ненастный – ясный
поздний – ранний
прелестный – отвратительный
радостный – грустный
счастливый – несчастный
интересный – скучный
опасный – безопасный
прекрасный – безобразный
ясный – неясный
2) вестник – глашатай
грустный – печальный
известный – знаменитый
местность – край
ненастный – пасмурный, хмурый
поздний – запоздалый
прелестный – очаровательный
радостный – ликующий
счастливый – удачный
интересный – занимательный
опасный – угрожающий
прекрасный – красивый
чудесный – изумительный
ясный – понятный
V. Коллективные игры
1. Хлопни в ладоши (игра на узнавание слов по теме)
Учитель произносит ряд слов. Дети хлопают в ладоши, когда будет названо слово с непроизносимой согласной или с сочетанием -сн-.
2. Эхо (игра на хоровое орфографическое проговаривание слов по теме)
Учитель произносит слово по теме орфоэпически (например, [грусный]), а дети хором произносят это слово орфографически (грустный).
3. Да – нет (игра с использованием частично-поискового метода)
Учитель задает вопрос, дети хором отвечают на него «да» или «нет» (можно использовать двусторонние сигнальные карточки «Да» – «Нет»).
Можно ли слово сердце проверить словом сердца? А словом сердечко?
Нужно ли в слове прекрасный писать букву т? А в слове прелестный?
Слово праздник – это словарное слово? А слово вестник?
4. Проверяй-ка (игра на подбор проверочных слов; слова даются в зарифмованных примерах)
Учитель произносит слово по теме, дети хором называют проверочное слово (в рифму).
Тростник – трость. Костный – кость.
Честный – честь. Лестный – лесть.
Известный – весть.
Окрестный – крест (окрест).
Радостный – радость.
Яростный – ярость.
Счастливый – счастье.
Ненастный – ненастье.
Звездный – звезда. Устный – уста.
Опасный – опасен. Ужасный – ужасен.
Прекрасный – прекрасен. Ясный – ясен.
5. Передай другому (игра на декламацию правил по теме или правил-шуток)
Дети по цепочке вслух воспроизводят текст правила по теме или правила-шутки (один ученик – одно слово), передавая при этом друг другу флажок (или иной эстафетный предмет). У кого цепочка не прервется?
6. Поймай свое словечко (игра на разграничение слов с непроизносимыми согласными и сочетанием -сн-)
Учитель произносит слова по теме, а дети поднимают руки так: девочки – слова с непроизносимой согласной, а мальчики – слова с сочетанием -сн-.
Вариант игры: учитель произносит слова только с непроизносимой согласной т и сочетанием -сн-. Если в слове есть буква т, дети поднимают руки, сложив их в виде буквы т (или поднимают сигнальную карточку).
VI. Тексты для списывания с заданием
То дождь проливной,
То слякоть ужасная.
Всем надоела
Погода . (ненастная).
Возит этот груз чудесный
Шофер Петров, нам всем . (известный).
От дождей верхушками поник
И шумит у берега . (тростник).
Чудо-гриб нашел Василий,
Он теперь такой . (счастливый)!
Заяц лист грызет капустный,
Заяц сытый и не . (грустный).
Мне купили шарик красный.
Он воздушный, он . (прекрасный).
У светофора глаз зажегся красный.
Стой, пешеход! Твой путь . (опасный).
Мы по . (лестнице) бежим,
Мы считаем этажи.
Летом погода прекрасная,
Солнце на небе . (ясное).
В честь Победы пушки бьют,
В небе . (праздничный) салют.
Стоит ясный зимний денек. Яркое солнце освещает грустный лес. Солнечные зайчики весело прыгают по стволам деревьев. Вся местность стала радостной.
Вот на березку села прекрасная синичка. На ее головке чудесная шапочка, а на грудке – желтые перышки. Вдруг синичка увидела на ветке кусочек сала. Туда его привязал лесник. Будет у птички праздничный обед!
1. Подчеркни в тексте все слова с непроизносимыми согласными.
2. Подчеркни в тексте все слова с сочетанием -сн-.
3. Выпиши из текста два слова с непроизносимыми согласными и два слова с сочетанием -сн-.
4. Выпиши (подчеркни) из текста только слова с непроизносимой согласной т.
VII. Диктанты
1. Выборочный диктант
а) Широкая каменная лестница спускалась к морю.
Вся лестница была забрызгана грязью.
Здравствуй, мой любимый край!
Здравствуй, зимушка-зима!
Здравствуй, звонкое лето!
Весь класс готовится к празднику.
Чувство радости охватило меня.
б) Грач – первый вестник весны. Небо было звездное. Весна в этом году поздняя. День был ненастный. Мне известна эта сказка. Лодку мы спрятали в тростнике. У меня радостно забилось сердце. Мне грустно прощаться с друзьями. Я живу в сельской местности. Восход солнца мы встречали в горах. Грустные ивы склонились к пруду. У нас в школе был известный писатель. Окрестности деревни – это сады и березовые рощи. Сегодня самый счастливый день в моей жизни. Прелестный малыш бегал по лужайке. Весь берег зарос густым тростником. Мчатся в космос звездные корабли.
в) У зайца много опасных врагов. Мы смотрели чудесный фильм о бабочках. Был прекрасный летний день. Был ясный зимний денек. Дети слушали интересный рассказ.
2. Мини-диктанты
Прошли ненастные дни. Наступила весна. Солнце весело греет. Птицы запели радостные песни. Вся местность ожила. Зацвели чудесные ландыши. Здравствуй, прекрасная пора!
У нас красивая местность. Здесь прекрасные рощи и чудесные озера. Мы часто ходим к лесному озеру. Берег зарос тростником. На воде качаются прелестные кувшинки. Весь день мы ловим щук, а поздним вечером идем домой. У нас радостное настроение и хороший улов.
Ребята готовились к празднику. В зале поставили прекрасную елочку. Ее украсили чудесными игрушками. Лестницу в зал увили гирляндами. У всех радостное настроение и чувство ожидания праздника. Здравствуй, Новый год!
3. Диктанты-загадки
а) Крутая гора – что ни шаг, то нора. (Лестница.)
б) Когда лежу я на спине,
Нет пользы никакой во мне.
Но прислони меня к стене –
Найдется сразу дело мне. (Лестница.)
в) Золотое яблочко по небу катается, с утра улыбается.
А улыбки-лучи очень горячи. (Солнце.)
г) Без него плачемся, а как появится, от него же и прячемся. (Солнце.)
д) На улице рубашка, в избе рукава. (Лучи солнца.)
е) Рассыпалось к ночи золотое зерно,
Глянули поутру – нет ничего. (Звездное небо.)
ж) Живет в речке, а не рыбка,
Играет, а не скрипка. (Тростник.)
з) Ты весь мир обогреваешь
И усталости не знаешь,
Улыбаешься в оконце,
Называют тебя . (Солнце.)
и) В дверь, в окно стучать не будет,
А взойдет – и всех разбудит. (Солнце.)
к) Доброе, хорошее на людей глядит.
А людям на себя глядеть не велит. (Солнце.)
4. Обучающие диктанты
Поздняя осень – самое печальное время года. Дни стоят ненастные. Окрестности окутаны туманом. Солнце закрыто тучами. День и ночь льет холодный дождь. Мокрыми и грустными стали сады, поля и леса. Зверьки забились в теплые норки. Не поют свои радостные песни птицы.
Скоро придет зима. Станет вся природа чудесной и прекрасной.
ПРОЩАНИЕ С ОСЕНЬЮ
Конец ноября – самое грустное время в деревне. В саду шумит мокрый ветер. Дорогу размыло. Окрестность окутана туманом. В ненастную погоду хорошо сидеть дома. В печке весело трещит огонь. Но вот засияло яркое солнце. Пришел первый зимний день с легким морозом. Мы спустились по лестнице к лесному озеру. Вокруг рос тростник. Озеро покрылось тонким слоем льда.
Источник статьи: http://nsc.1sept.ru/article.php?ID=200701103