- Престольный праздник — что это значит? Храмовый праздник. Значение престольного праздника
- Престольный праздник — что это значит?
- Молебны в домах прихожан
- Гулять так гулять!
- Отличие зимних и летних празднеств
- Особенности городских торжеств
- Многодневное веселье
- Досадные недоразумения
- Праздничная торговля
- Возрождение традиции
- Престольные праздники у западных христиан
- Престольный праздник
- Содержание
- Другие названия праздника
- Обычаи восточных славян
- Посвицени у чехов и словаков
- Немецкий Кирмес
- См. также
- Примечания
- Литература
- Ссылки
Престольный праздник — что это значит? Храмовый праздник. Значение престольного праздника
Самым торжественным и радостным днем, отмеченным в Календаре Русской православной церкви, является Пасха. Кроме того, годовой цикл включает в себя много различных праздников, разделенных на группы в соответствии с их значением и особенностями. Это дни, отмечаемые всеми православными россиянами. Однако есть и праздники, по случаю которых торжества устраиваются лишь в отдельных храмах. Называются они престольными. Именно о них пойдет речь в данной статье.
Престольный праздник — что это значит?
В каждом православном храме имеется престол (буквально — особый стол), находящийся внутри алтаря и освященный в честь какого-либо святого или важного события священной истории. Во дни их поминовения и устраиваются храмовые, или, иначе говоря, престольные праздники. В Церкви этот обычай был установлен вскоре после крещения Руси, и на протяжении многих столетий неукоснительно соблюдается. По традиции, в торжествах принимают участие как члены данного прихода, так и гости, съезжающиеся, чтобы разделить общую радость.
Поскольку многие храмы имеют по два-три придела (а порой и более), то, соответственно, и алтарей с престолами в них несколько. В этих случаях престольные праздники проводятся в них не один раз в год, по количеству имеющихся престолов, освященных в честь разных исторических событий и святых. Характерно, что в крупных населенных пунктах, где имеются несколько храмов, в торжествах участвуют одновременно не все жители, а лишь члены одного или нескольких «приходов-именинников».
Молебны в домах прихожан
На Руси с давних пор повелось, что наряду с Пасхой и прочими торжественными днями церковного календаря, главными событиями года являлись престольные праздники. Что это значило для православного люда, можно узнать из описаний торжеств, оставленных их очевидцами и участниками. В сельской местности было принято после окончания литургии обходить крестным ходом все деревни, входящие в данный приход. Совершалось это необычайно торжественно, с иконами и хоругвями, которые несли особо уважаемые люди, именовавшиеся «богоносцами».
В отдельных случаях, особенно если приход был невелик, настоятель церкви вместе со своим немногочисленным клиром еще за несколько дней до начала торжеств посещал дома прихожан и в них служил молебны перед семейными иконами храмовых святых. При этом батюшка окроплял святой водой жилище своего прихожанина, его надворные постройки, колодец, скот и весь принадлежащий ему земельный участок.
Поскольку считалось, что после такого окропления на дом и всех, кто в нем живет, непременно сойдет Божье благословение, то в преддверии храмового праздника было много желающих залучить к себе священника и тех, кто его сопровождал. Было принято заранее выставлять у ворот накрытый белой скатертью стол, на который ставили ковш с приготовленной для освящения водой. Такие визиты, сопровождавшиеся молебнами, были в радость не только хозяевам домов, но и самим священникам, поскольку за труды их одаривали деньгами и продуктами. Когда же батюшка, совершив весь положенный обряд, покидал двор, семья приступала к праздничной трапезе.
Гулять так гулять!
Обязательным элементом православных престольных праздников являлись прием и угощение гостей, среди которых могли быть не только родственники, но и соседи, а порой и совершенно незнакомые люди, случайно оказавшиеся у ворот. Торжества же организовывались с размахом, что, вообще, характерно для русского человека. Недаром говорится: «Гулять так гулять!»
Известно, что вплоть до конца XIX века в России было принято в течение целой недели отмечать каждый из зимних престольных праздников. Что это значит – нетрудно догадаться. Торжества, начинавшиеся в храме под строгое пение церковного хора, скоро перемещались в дома, где за трапезой, сопровождавшейся обильными возлияниями, приобретали более чем свободные черты. На следующий день все повторялось снова, и так продолжалось до конца недели.
Отличие зимних и летних празднеств
Лишь с наступлением XX века количество праздничных дней сократилось до двух или трех. Исключение составил лишь Нижегородский уезд, где вплоть до революции сохранялся обычай начинать торжества в тот день, на который выпал по календарю данный праздник, и продолжать до конца недели, сколько бы дней для этого ни потребовалось.
Но такое веселье даже в прежние времена допускалось только зимой, когда крестьяне отдыхали от полевых работ. В страдную же пору все обстояло иначе. Торжества по случаю престольных праздников, как правило, ограничивались одним днем, а в тех случаях, когда обстоятельства заставляли крестьян торопиться, проходили в сокращенном варианте – с обеда до вечера или с захода солнца до утра. Ничего не поделаешь – хлеб насущный ниспосылал Господь, но выращивать его приходилось самим.
Особенности городских торжеств
В городах престольные праздники устраивались так же торжественно. Крестные хода вначале огибали здание собственного храма, затем территорию прихода и, наконец, направлялись к соседям, если у тех также в этот день имелся престол, освященный в честь данного святого или события. Нередко к «имениннику» двигались процессии из соседних приходов, неся поздравление с престольным праздником.
К этим торжествам готовились еще за несколько дней до их наступления. Обязательно подметали дворы и улицы. В храмах наводили порядок, чистили оклады икон, а по возможности старались подновить резьбу и позолоту на церковной утвари. В храмах Москвы и других крупных городов было принято подсвечивать плошками с установленными на них факелами колокольни и лицевые фасады.
Многодневное веселье
Всеми перечисленными выше делами занимались мужчины, у женщин же в преддверии престольного праздника также было полно забот. В обязанности входила уборка дома, выпечка хлеба и пирогов, а также приготовление всяческих угощений. Пиво обычно варилось в каждом доме, а вино и водку закупали, причем в весьма изрядном количестве, поскольку обычай требовал в эти дни «подносить чарочку» всякому заходящему в избу, будь то прохожий, земляк или просто нищий. Всех надлежало накормить и напоить.
Любопытна и такая деталь: если престольный праздник храма отмечался жителями сразу нескольких деревень, то столы, собранные в складчину, накрывались поочередно в каждой из них, из-за чего торжества могли затянуться на две недели. Об этом известно из хроник, составленных во второй половине XIX века жителями Новгородской, Костромской и Вологодской губерний. Та же картина наблюдалась и в Сибири. Начав общее гулянье в одной из деревень, прихожане после двух – трех дней застолья переходили в другую, а затем в третью и т. д.
Досадные недоразумения
К несчастью, следование этому обычаю далеко не всегда заканчивалось добром. Что это значит? Престольные праздники, особенно проводимые в деревнях, нередко сопровождались крайне неумеренными возлияниями и превращались из религиозных торжеств в банальные пьянки. Это вызывало резкое нарекание со стороны церковных властей, прилагавших усилия для вразумления своей паствы, но бессильных перед устоявшимися обычаями.
Праздничная торговля
Во многих районах России бытовала традиция приурочивать к престольным праздникам ярмарки и базары. Их обычно посещали после церковной службы и последующей трапезы. Особенно распространено это было в Волжской губернии и Сибири. Описания таких ярмарок-праздников можно встретить в произведениях А. М. Горького, Н. С. Лескова, Д. Н. Мамина-Сибиряка и многих других классиков русской литературы.
С тех пор как на Руси стали торжественно отмечать календарные дни поминовения святых, а также важнейших событий священной и церковной истории, сложилась определенная культура проведения праздничных гуляний. Из года в год было принято устраивать их на одних и тех же местах, которыми обычно являлись церковные площади с примыкающими к ним улицами, околицами, загородными рощами, лугами, высокими берегами рек и т. д.
Большое скопление празднично настроенного народа всегда открывало широкое поле деятельности для разного рода мелких торговцев, товар которых пользовался неизменным спросом. Нарасхват шли дешевые пряники, конфеты, семечки, орехи и всевозможные сорта кваса. Гулянья, в которых принимала участие главным образом неженатая молодежь, часто затягивались до утра и давали повод для тех самых нареканий со стороны духовенства, о которых говорилось выше.
Возрождение традиции
В наши дни, когда после долгих десятилетий атеистического гонения Церковь вновь обрела свои прежние позиции, не утратили своего значения и престольные праздники, однако форма их проведения претерпела некоторые изменения. Прежним остался весь цикл праздничных богослужений, установленных церковным каноном. Также сопровождаются они крестными ходами, хотя и не столь продолжительными.
В наше время их маршрут обычно пролегает вокруг храма и редко выходит за пределы церковной ограды. Прежними остались взаимные поздравления, а вот массовые гулянья и связанные с ними застолья ушли в прошлое. Обычно дело ограничивается скромной и приличной во всех отношениях трапезой, устраиваемой настоятелем для клира и наиболее активных членов прихода. Новым же веянием стало проведение во дни престольных праздников различных мероприятий, включающих в себя демонстрацию фильмов православной тематики, выступление фольклорных коллективов и самодеятельности. Особенно широко это практикуется в храмах Москвы.
Престольные праздники у западных христиан
В заключение отметим, что аналогичные праздники существуют и у христиан Западной Европы. Наиболее характерным примером может служить немецкий «Кирмос», также устраиваемый во дни поминовения какого-либо из святых. По форме проведения он весьма близок к своему российскому аналогу. Богослужение также включает в себя крестный ход, маршрут которого пролегает по окрестным деревням. Затем следует обед и танцы. Обычно такие праздники длятся от 2 до 4 дней, сопровождаются всякого рода потешными состязаниями – бегом в мешках, танцами с флагами, рукопашными поединками между парнями и т. д. Их завершающим звеном бывает, как правило, маскарад.
Подобный же пример можно видеть и в Чехии, где престольные праздники носят название «Посвицени», что в переводе означает «освящение». Проводятся они не круглый год, как у нас, а с конца лета и до предрождественского периода, называемого Адвентом. В целом ход торжеств близок к нашему, но его отличительной чертой является обычай посещения кладбищ и совершения на них особой службы по умершим.
Источник статьи: http://www.syl.ru/article/364404/prestolnyiy-prazdnik—chto-eto-znachit-hramovyiy-prazdnik-znachenie-prestolnogo-prazdnika
Престольный праздник
Престольный праздник | |
И. М. Прянишников. Общий жертвенный котёл в престольный праздник. Начало 1890-х | |
Тип | христианский / народно-христианский |
---|---|
Иначе | храмовый, часовенный, съезжий, гулёвый праздник |
Значение | праздник села или прихода |
Отмечается | христианами |
Традиции | крестный ход с окроплением святой водой домов, колодцев, рек, полей, скота; приём гостей; общая трапеза; гулянья, ярмарка |
Престольный праздник на Викискладе |
Престо́льный пра́здник (хра́мовый пра́здник) — праздник в память события священной или церковной истории, а также святого во имя которого освящён храм или придельный престол храма [1] . Этот праздник отмечается прихожанами отдельного церковного прихода. Поскольку храм может быть многопридельным, то есть иметь несколько престолов (два, три, пять. ), освящённых в честь разных событий или святых, то престольных праздников на одном приходе может быть несколько (по количеству престолов). В городах, особенно больших, этот праздник одновременно справляла лишь часть жителей — прихожане одной или нескольких церквей [2] .
У старообрядцев престольными праздниками считались важнейшие даты христианского календаря или дни памяти святых, в которые освящались молельные дома [ источник не указан 766 дней ] .
Содержание
Другие названия праздника
рус. храмовый, часовенный, придельный, приходской, съезжий, гулёвый праздник, престол ; укр. празник, храм ; болг. и макед. селска служба/слава, църквена слава, черковна служба ; серб. сеоска слава ; славон. prostem dani [3] .
Обычаи восточных славян
Престольный праздник наряду с Пасхой считался одним из главных годовых праздников и отмечался во всех приходах, а также прихожанами городских храмов.
На храмовый праздник приглашался правящий архиерей, благочинный, духовенство и миряне из соседних приходов, губернатор, помещик, казаки для охраны порядка, многочисленные гости (в современное время приглашаются также журналисты, наряд полиции, скорой и пожарной служб). Церковный ритуал престольных праздников и в столицах, и в самых отдалённых селениях почти не отличались. В храмовые праздники на селе, после праздничной литургии, на которой стремились причаститься все присутствующие, по всем селениям прихода совершался благодарственный молебен с водосвятием, с крестным ходом, с несением хоругвей и икон так называемыми «богоносцами» из числа прихожан [4] . Если приход был небольшим, то иконы проносили по всем деревням ещё и до литургии. В некоторых сельских приходах священник с причтом начинал ходить по домам прихожан и служить молебен перед образом храмового святого за несколько дней до праздника. В городах крестный ход после литургии совершался вокруг храма, иногда между одноимёнными храмами или из близлежащих храмов к «именному», но затем обязательно по территории прихода или вокруг неё.
В небольших городах и в сельской местности во время крестного хода окроплялись святой водой не только дома жителей и надворные постройки, но и колодцы, реки, поля, домашний скот. Там, где хозяева выставляли у ворот накрытый белой скатертью стол с приготовленной для освящения водой, служили молебен. В отдельных домах по просьбе прихожан служились молебны, за что церковный причт одаривали «кто чем мог» — продуктами, деньгами. Во многих сёлах к праздничной трапезе обычно приступали лишь после того, как в избе побывала «престольная» икона [5] .
Обязательным считалось на храмовый праздник принять гостей — родственников, друзей, соседей. До середины XIX века храмовые праздники (часто осенью или зимой) обычно продолжались пять-семь дней, позднее продолжительность сократилась до одного-трёх дней. Но если праздник приходился на горячую страду, праздновали один день. При этом в одних сёлах празднование устраивалось с обеда до вечера, в других — с вечера до утра. В Нижегородском уезде одноименной губернии в конце первого десятилетия XX века продолжительность престольных праздников зависела от того, на какой день недели они выпадут, так как в любом случае праздновали до конца недели [6] .
К престольному празднику начинали готовиться заранее. Подметали все улицы и дворы. Обновляли и убирали храм: чистили оклады на иконах, подсвечники, обновляли резьбу и краску на церковной утвари, украшали храм цветами, пёстрыми ленточками (в настоящее время — воздушными шариками). В городах и в некоторых сёлах вечером накануне и в день праздника плошками с горящими факелами освещали колокольню, храм изнутри или снаружи. Всю эту работу обычно выполняли мужчины. Женщины же приводили в порядок дом, старались купить обновы для членов семьи, пекли хлеб и пироги, варили пиво. В некоторых местах варили пиво и готовили стол в складчину на всё село. Во всех семьях, ожидая гостей, закупали необходимые припасы, водку и вино, памятуя о том, что «без блинов не масленица, а без вина не праздник». Каждый стремился в меру своих возможностей сделать праздничный стол богатым, чтобы накормить вволю и напоить всех гостей. Обед готовили с раннего утра в день праздника, поэтому в церкви женщин всегда было заметно меньше, чем мужчин [6] .
У крестьян крепко держался обычай в престольный праздник угощать «всякого заходящего в избу» — и земляка, и прохожего, и нищего. В этот день любому гостю были рады — старались накормить и напоить от души. В городах, как правило, привечали только приглашённых гостей. Родственники и друзья обязательно ходили друг к другу в гости [6] .
Если праздник отмечался несколькими деревнями, — то организовывался он обычно по очереди каждой деревней. В больших приходах Вологодской, Костромской, Новгородской губерний, а также в Сибири престольный праздник могли длиться одну-две недели, в течение которых праздник по установленной очереди «переходил» из одной деревни в другую. Каждое селение принимало гостей в «свой» день [3] .
Застолье сопровождалось беседами, обменом новостями, пением, а порой и плясками. До середины XIX века значительное место в песенном репертуаре пирующих занимали духовные стихи, псалмы, тропари. На Европейском Севере и в Сибири исполнялись также былины, или, как их называли «старины». Но концу XIX — началу XX веков всюду уже пели «что кому в голову придёт» [6] .
Для храмовых праздников были характерны обильное застолье с выпивкой и послеобеденным сном, хождение пирующих по домам родственников и друзей — семьями или компаниями (молодок, парней, стариков), общественные гулянья [6] , наподобие рождественских колядований. Разгульные пиршества и весёлые гулянья в день престола нередко вызывали нарекания со стороны церкви [7] .
Во многих местах к престольным праздникам были приурочены базары или ярмарки, которые посещались преимущественно после обеда [6] .
Гулянья в престольные праздники из года в год устраивались на одном и том же месте. В зависимости от условий и традиции это могли быть площадь рядом с церковью или прилегающие к ней улицы, околица, высокий берег реки или зелёный луг, загородная роща и т. п. К местам гуляний заранее стекался торговый люд со всякого рода сладостями. Особым спросом пользовались пряники, дешёвые конфеты, орехи, семечки, а также квас с изюмом. Праздничные гулянья обычно затягивались допоздна, а весной и летом кое-где продолжались до рассвета. Главным участником гуляний была неженатая молодёжь и молодожёны [8] .
В настоящее время на престольные праздники устраиваются бесплатные трапезы для всех желающих, выступления певцов, танцоров, докладчиков, демонстрации фильмов с церковной тематикой.
Посвицени у чехов и словаков
Посвицени (чеш. Posvícení , словен. Proščenje — «освящение» [9] , морав. Hody) — престольные праздники в Чехии, посвящённые сельскому храму и святому, которому посвящён храм. Проводятся с конца лета до адвента — в воскресенье, ближайшее ко дню святого. У каждой деревни праздник, посвящён своему храму.
Во время празднования храмовых праздников в некоторых областях сохранялись рудименты обрядов, связанных с поминовением умерших. Так, в северовосточной Моравии в этот праздник обязательно ходили на кладбище, а в некоторых местах туда отправлялись торжественным шествием ещё в начале нашего века [10] . В костёле служили особую службу по умершим.
В Моравии организацией праздничных обычаев и забав занимаются старки («старики»), которых выбирает местная молодёжь. На время праздника сельский глава передаёт им так называемое «право». Сам праздник продолжается с воскресенья до вторника: совершается литургия и молебен в храме, нередко проходит шествие в народных костюмах, гулянье под майкой, щедрое застолье, принимают гостей из других сёл. Первые дни праздника «отдают» неженатой молодёжи, а вторник — семейным [11] .
Престольные осенние праздники сохранились до настоящего времени. Отмечают их главным образом молодёжь, которая танцует несколько ночей подряд (с пятницы и до понедельника). Религиозный характер праздника остается только в памяти старшего поколения. Сохранилась традиция съезжаться на этот праздник близких и дальних родственников со всех концов страны, особенно это наблюдается в Словакии [9] .
Немецкий Кирмес
Кирмес (нем. Кirmes, Кirchtag, Кirchweih ) — немецкое название праздника или сельской ярмарки, устраиваемой в этот день [ какой? ] . Праздник обычно длится от двух до четырёх дней: с воскресенья до среды. В первый день совершается крестный ход в церковь, а затем по деревне и по полям. Далее следовал обед, а вечером были танцы. На следующий день (дни) проводились соревнования в беге и скачках, прыгали в мешке, танцевали вокруг барана, или с флагами, проводились поединки между парнями и петушиные бои, состязались по влезанию на ярмарочное дерево (Kirmesbaum). В последний день часто устраивался маскарад, в котором участвовали «ослы», «танцующие медведи», косматый «Последний день» — Кеhraus [12] .
См. также
Примечания
- ↑Престольный, или храмовый, праздник // Словарь церковных терминов
- ↑Александров и др., 1999, с. 601.
- ↑ 12Белова, 2009, с. 240–241.
- ↑Брокгауз и Ефрон, 1890—1907.
- ↑Александров и др., 1999, с. 601–603.
- ↑ 123456Александров и др., 1999, с. 603.
- ↑Тульцева, 1978, с. 40.
- ↑Александров и др., 1999, с. 604.
- ↑ 12Грацианская, 1978, с. 193.
- ↑Zibrt, 1889, с. 103.
- ↑Яндова Я. и др..
- ↑Шишкина-Фишер, 2002, с. 259.
Литература
- Праздник престольный, сельский / О. В. Белова // Славянские древности: Этнолингвистический словарь : в 5 т. / под общ. ред. Н. И. Толстого; Институт славяноведения РАН. — М. : Межд. отношения, 2009. — Т. 4: П (Переправа через воду) — С (Сито). — С. 240–241. — ISBN 5-7133-0703-4, 978-5-7133-1312-8.
- Богоносец // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб. , 1890—1907.
- Грацианская Н. Н. Чехи и словаки // Календарные обычаи и обряды в странах Зарубежной Европы. Конец XIX — начало XX в. Летне-осенние праздники. Институт этнографии им. Н. Н. Миклухо-Маклая АН СССР. — М. : Наука, 1978. — С. 185–196. — 296 с.
- Русские / Отв. ред. В. А. Александров, И. В. Власова, Н. С. Полищук. — М. : Наука, 1999. — 725 с. — ISBN 5-88590-309-3.
- Тульцева Л. А.Религиозные верования и обряды русских крестьян на рубеже XIX и XX веков (по материалам среднерусской полосы) // Советская этнография. № 3, 1978. — М. : Наука, 1978. — С. 192–195 .
- Шишкина-Фишер Е. М.Немецкие народные календарные обряды, танцы и песни в Германии и России: Практическое пособие для российских немцев. — М. : Готика, 2002. — 328 с. — ISBN 5-7834-0095-5.
- Яндова Я. и др.Чешская республика: держава фольклора в сердце Европы. Folklorní sdružení české republiky (2006). Архивировано 18 октября 2012 года.
- Zíbrt Č. Staročeské výroční obyčeje, pověry, slavnosti a zábavy prostonárodní pokud o nich vypravujií písemné památky až po náš věk. — Praha, 1889.
Ссылки
- Престольный праздник (храмовый праздник) // РЭМ (ethnomuseum.ru)
- Храмовые праздники // Энциклопедия «Русская цивилизация» (dic.academic.ru)
- Престольные праздники вчера и сегодня (kurtamysh.com)
- Престольные праздники // Современная энциклопедия (slovarik.net)
- Престольный праздник (shyuser.fsay.net)
- Система съезжих праздников и их музыкальное оформление в Лешуконском районе Архангельской области (culture.ru)
Что такое wiki2.info Вики является главным информационным ресурсом в интернете. Она открыта для любого пользователя. Вики это библиотека, которая является общественной и многоязычной.
Основа этой страницы находится в Википедии. Текст доступен по лицензии CC BY-SA 3.0 Unported License.
Wikipedia® — зарегистрированный товарный знак организации Wikimedia Foundation, Inc. wiki2.info является независимой компанией и не аффилирована с Фондом Викимедиа (Wikimedia Foundation).
Источник статьи: http://wiki2.info/%D0%9F%D1%80%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%BE%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D1%8B%D0%B9_%D0%BF%D1%80%D0%B0%D0%B7%D0%B4%D0%BD%D0%B8%D0%BA