Внеклассное мероприятие «Праздник птиц»
методическая разработка (1 класс) по теме
Разработка внеклассного мероприятия с презентацией «Праздник птиц»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pticy_-_nashi_druzya.doc | 55.5 КБ |
prezentaciya.pticy_-_nashi_druzya.ppt | 2.32 МБ |
Предварительный просмотр:
Праздник птиц: «Птицы – наши друзья!»
Цель : познакомить учащихся с народными праздниками, обычаями, многообразием и жизнедеятельностью птиц; показать огромное значение птиц в природе и жизни человека; раскрыть роль охраны птиц и окружающей природы; воспитывать у детей чувство жалости, сострадания к братьям нашим меньшим.
Оборудование : презентация; костюмы иволги и жаворонка для сценки; русские народные костюмы для детей, которые разыгрывают заклички весны; птички — жаворонки на палочках.
Дети читают стихи:
1. Весна всему свой голос дарит –
Воде, листве, земле – всему:
Цветам в лесу и птичьей паре,
Глазам и сердцу моему.
2.Все началось с простой капели,
И вот уже текут снега,
И зажурчали, зазвенели
Деревья, воздух и луга.
3.Несётся плеск с лесных излучин,
В овраге ветер струны рвет,
Весь мир разбужен и озвучен
И дирижёру смотрит в рот.
— Какое замечательное стихотворение! И ведь не случайно. Потому что весна – самое прекрасное время года.
— А какие признаки весны в неживой природе вы наблюдали?
( Ярче светит солнце, небо стало выше, день становится длиннее, t 0 становится выше, начал таять снег, лед).
— А какие изменения произошли в живой природе?
( Началось сокодвижение, набухли почки, появляются первые насекомые на оттаявшей земле , прилетают первые весенние птицы .)
2.Работа по теме.
— Весна « прилетела » к нам на солнечных крыльях. У нее строгий порядок работы. Первым делом она освобождает землю: делает проталины, топит лед на реках и озерах. Из оттаявшей земли выползают насекомые, а вслед за ними прилетают пернатые гости – птицы.
Сегодняшнее занятие мы посвятим нашим друзьям — птицам.
— Есть у весны народные праздники, которые предвещают приход весны.
Один из них 22 Марта — Сороки.
На Сороки день равен ночи.
На Сороки зима кончается, весна начинается.
— На Сороки весну закликали в образе вестовой птицы – жаворонка. Заранее домашние хозяйки выпекали из теста птиц – жаворонков, вкладывали внутрь конопляные семечки, а вместо глаз – изюминки. Давали этих птиц детям и ласково приговаривали: « Жаворонки прилетели, на голову детям сели». Деревенская детвора взбегала на сугробы, привязывала «жаворонков » к шесту и, раскачивая самодельных птиц, распевала:
(Разыгрывается закличка весны.
Дети в русских народных костюмах с птичками в руках.)
Прилетите к нам.
Принесите нам Весну – красну,
Хлеб весь поела.
— И с этого дня (22 марта) начинается месяц птиц, и длится он до конца апреля.
Вот и считают 1апреля — Международным Днём птиц.
Птицы – вестники весны
— Птицы возвращаются с зимовок. Переселение птиц идёт в строгом порядке. Каждая птица прилетает в свою очередь. Летят они одной и той же дорогой, что и их предки тысячи лет назад.
Дети читают стихи:
1.Что влечет наших северных птиц,
Пропуская сквозь легкие воздух,
Возвращаясь от южных границ,
В неказистые старые гнезда?
2.Пусть дорога длинна и трудна,
Ночь ружейными смотрит стволами —
Возвращаются птицы туда,
Где впервые взмахнули крылами.
— Давайте отгадаем загадку и узнаем, кто же прилетает первым из наших пернатых друзей?
Переносье с белым кругом,
Важно я хожу за плугом,
Огородом, полю – врач.
Глянцевитый, черный … (Грач ).
— Открывают весну грачи. Зиму эти птицы проводят на юге нашей страны. По дороге к своим гнездам они очень спешили, не раз попадали в жестокие метели. Десятки и сотни птиц выбивались из сил и погибали в пути. Первыми долетели самые сильные. Теперь они важно расхаживают по дорогам и ковыряют землю крепкими клювами.
— Кто следует за грачами? Послушайте загадку :
На шесте дворец, во дворце певец. (Скворец)
— Издавна любят скворцов в народе не только потому, что от этих птиц много пользы: весной вместе с грачами ходят они по полям, собирая насекомых и их личинок, зимовавших в земле, летом отыскивают различных гусениц, жуков, выкармливая птенцов, прилетают к гнезду по 200-300 раз в день. Скворцов любят и за веселый нрав. Неважно, что у них нет своих песен, они прекрасные звукоподражатели.
— Мы не задумываемся даже, откуда в наших дворах, у наших домов появляются скворцы. Прилетели они к человеку из леса. И сейчас немало их живет там. Гнезда свои устраивают в дуплах, но дупел часто всем не хватает.
— Чем мы можем порадовать пернатого друга?
— Видели ли вы скворечники? ( Показ скворечника )
— А кто делал сам с помощью взрослых?
— Почему надо делать скворечники?
— Какие ещё птицы к нам возвращаются весной из теплых стран?
( Жаворонок, кукушка, иволга, трясогузка, аисты, журавли, гуси, утки и др.)
Дети читают стихи:
1.Дети, хлопайте в ладоши –
Прилетели к нам грачи!
Май зелёный, май хороший
Сеет по земле лучи.
2.Нет в полях ни горстки снега-
Все снега унёс апрель.
На заре и в полдень с неба
Льётся жаворонка трель.
3. Мы построили скворечник
Для пернатого жильца.
Дрозд, весёлый пересмешник,
Дразнит вечером скворца.
4.Дети, хлопайте в ладоши-
Зеленеет вся земля!
Май весёлый, май хороший
Подарил нам журавля.
— А теперь мы проведем необычные уроки, которые будут посвящены, конечно же птицам.
— О каких птицах идёт речь?
1 . Эта птица не высиживает своих птенцов, а подкидывает яйца в чужие гнёзда.
2. У этой птицы много прозвищ: белобока, стрекотуха и даже воровка. (Сорока)
3. Какая птица прилетает к нам с наступлением первых заморозков и улетает весной? (Снегирь)
— Угадайте голоса птиц.
— Вы все слышали про пингвинов. Кто из вас знает, вьют ли пингвины гнезда?
(Нет, они носят яйца и птенцов на ногах.)
Птичья эстафета : Между коленками зажимается воздушный шарик, и участник проходит дистанцию.
— Молодцы! Видно, что вы интересуетесь птицами, значит, и бережно к ним относитесь. Но, к сожалению, бывают и такие случаи, когда люди уничтожают птиц.
Сценка “Птичья просьба”.
/Вбегает иволга. Она летает вокруг./
Учитель: Ой, иволга! Что случилось? Расскажи, почему ты такая встревоженная?
Иволга: Фиу, фиу, тиу, тиу!
— Человек шёл мимо моего гнезда и разорил его. Он убил не появившихся на свет птенцов. Как же мне теперь жить без них?
— Люди подожгли сухую траву, а в ней сгорело моё гнездо.
Зачем вы нас, люди, не любите? Зачем же вы нас губите?
— Люди, смилуйтесь над нами, над живыми существами.
— Ведь мы вам не приносим вред, а лишь спасаем вас от бед.
— Мы, птицы, просим доброты,
Мы, птицы, просим малости.
— Избавьте нас от суеты,
Имейте каплю жалости.
— Дерево, трава, цветок и птицы —
Не всегда умеют защититься.
— Если будут уничтожены они,
На планете вы останетесь одни.
Иволга:
— Своему, зная цену величью.
Будьте в ответе за каждую песенку птичью.
— Ребята, чем же мы с вами можем помочь этим беззащитным птицам?
— Человек в ответе за природу, за пернатых друзей. Мы с вами должны помнить главное правило: даже если вы ничем не можете помочь, в ваших силах всегда не мешать, а это уже не так мало! Очень важно, чтобы птицы, такие прекрасные создания, неустанные труженики, жили счастливо на нашей Земле! Ведь там, где плохо нашим соседям по планете, плохо и нам самим.
Дети читают стихи:
1.Не пугайте резвых птичек!
Пусть они вокруг летают,
Крылья их при ярком свете
Словно радуга сверкают.
2.Вы послушайте их песни,
Что поют они на воле!
Ведь певуньи украшают
Нам леса, сады и поле.
3.И в работе очень важной
Нам полезны эти крошки:
Истребляя на растеньях
Червяков и вредных мошек.
4.И сады, и нивы наши
Нам они оберегают.
Не пугайте ж резвых птичек!
Пусть они вокруг летают!
— Ребята, вам понравился наш праздник? Будем с вами беречь и охранять птиц?
Источник статьи: http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/stsenarii-prazdnikov/2012/05/15/vneklassnoe-meropriyatie-prazdnik-ptits
Внеклассное мероприятие ко Дню птиц в начальной школе
Автор: Дятлова Любовь Михайловна, педагог дополнительного образования МБУ ДО ДДТ г. Невинномысска.
Описание. Данный материал можно использовать в младших классах на уроках окружающего мира. Также он может быть полезен и интересен педагогам дополнительного образования для занятий в объединениях естественно-научного направления учреждений дополнительного образования.
Цель: обобщить и систематизировать знания детей о птицах.
Задачи: расширить кругозор, познакомить детей с птицей года 2021, воспитывать любовь, бережное отношение к птицам. Проверить знания, полученные при изучении темы «Птицы».
Кобчик – хищные птицы рода соколов. Кроме России, они гнездятся ещё в 64 странах. Встретить их можно и в тайге, и в горах. Но основное их место обитания – степи и лесостепи, потому что для охоты им нужен хороший обзор.
Кобчики – перелётные птицы, улетающие зимовать в Южную Африку.
Слабый и короткий клюв не позволяет этой хищной птице охотиться на крупную дичь. Поэтому основной рацион питания кобчика – насекомые и грызуны.
1 апреля и в ближайшие к этой дате дни проводятся мероприятия, посвященные птицам. Это различные природоохранные акции, праздничные театрализованные представления. А также конкурсы стенгазет, кормушек, скворечников, в которых вы принимаете участие.
Давайте вспомним, на какие группы мы можем разделить птиц?
Перелётные и зимующие
Летающие и те, которые не умеет летать
Дикие – домашние
1-й тур «Разминка»
Птичка-невеличка,
Воробью сестричка:
Сама мелковата,
Животиком желтовата. Синичка
Эти птицы рядом с нами –
Мы зовем их сизарями,
И зимой в мороз и голод
Не покинет город…голубь.
Синих крылышек красу
Разглядеть нельзя в лесу,
По сучкам порхает бойко
С резким хриплым криком . сойка.
Стайкой шумной прилетели,
Крошки, зёрнышки все съели. Воробей
Что за весенняя чёрная птица
Любит за плугом ходить и кормиться? Грач
По лужку он важно бродит,
Из воды сухим выходит,
Носит красные ботинки,
Дарит мягкие перинки. Гусь
Всё время стучит, деревья долбит.
Но их не калечит, а только лечит. Дятел
Какая мать по детям не плачет,
А всю жизнь веселится и скачет? Кукушка
Весь день рыбак в воде стоял,
Мешок рыбёшкой набивал.
Закончив лов, забрал улов,
Поднялся ввысь – и был таков. Пеликан
В лесу темно, все спят давно,
Одна птица не спит: на суку сидит,
Мышей сторожит. Сова
У этой птички клюв кривой,
А гнёзда вьёт она зимой,
Из шишек семечки клюёт,
Кто это птичку назовёт? Клёст
На вид неказист,
Зато голосист. Соловей
Всех я за день навещу,
Все, что знаю, растрещу! Сорока
2-й тур Блиц опрос
1. Какая птица подкидывает своих птенцов в чужие гнёзда? Кукушка
2. Какая птица может поворачивать голову на 270 градусов? Сова
3. Какую птицу называют санитаром леса? Дятел
4. Самая популярная домашняя птица? Курица
5. Птицы, которые любят солёное сало? Синички
6. Какая птица является птицей мира? Голубь
7. Какая птица – символ мудрости? Сова
8. У какой птицы крестообразный клюв? Клёст
9. Какая птица может летать хвостом вперёд? Колибри
10. У какой птицы самый длинный язык? У дятла – 15 см
11. Как зовут птицу, которая питается змеями? Змееед
12. Какая птица не садится ни на землю, ни на воду, ни на дерево? Стриж
13. Какая болотная птица стоит на одной ноге, поджав другую. Цапля
14. Какая птица выглядит неуклюжей на берегу и красавицей на воде. Лебедь
15. Почему синицы любят находиться рядом с дятлом? Они подбирают остатки пищи.
16. Что птицам страшнее зимой: холод или голод? Голод
3-й тур «Птичьи имена», или «Почему их так назвали?»
Многие птицы получили название от места обитания. Всякому понятно, что крапивник строит своё гнездо в крапиве, а камышовка – в камышах. Одни птицы получили свои имена за голос, другие – за окрас оперений, третьи – за свои привычки или поведение.
1. Название этой птицы произошло от старорусского слова клестить – «сжимать, сдавливать», клюв у неё загнут крест-накрест. Кто она? Клёст
2. Маленькая птичка быстро передвигается по стволу дерева вниз головой, как будто ползёт. Поползень
3. При опасности птица умеет шипеть и так вытягивает шею, что её можно принять за змею. Вертишейка.
4. А эта птица кричит: «Кууу-лик! Кууу-лик!» Понятно, как её зовут. Кулик
5. Хвост этой птицы красного цвета и всё время подрагивает. Поэтому кажется, что хвост будто вспыхивает огоньком, горит. Горихвостка
6. Во время песни эта птица ничего не слышит. Вот и прозвали её…глухарь.
4-й тур «Третий – лишний»
1. Мандаринка, лимон, киви. Мандаринка и киви – это птицы, а лимон – нет.
2. Овсянка, чечевица, пшеница. Овсянка и чечевица – это птицы.
5-й тур «Птичьи разговоры»
Удивительное свойство птиц – пение. Но не все птицы поют, а только половина из них – около 4000 видов птиц называют певчими. Конечно же, лидер пернатых в пении – это соловей, звонкоголосым называют жаворонка. А знаете ли вы, какие звуки произносят другие птицы?
Кто стрекочет? Сорока
Кто кудахчет? Курица
Ухают – совы
Воркуют – голуби
– Синь-синь! – посвистывает …синица.
– Чи-чи! Чи-чи! – вторит ей …чиж.
– Гра-гра! – представляется …грач.
– Сквор-сквор! – поют …скворцы.
Физкультминутка
Летели кукушки через три избушки.
Так суетились, так торопились.
Головками вертели, крыльями махали
А куда летели, так и не сказали!
6-й тур Верю – не верю
1. Верите ли вы, что …в мире насчитывается свыше 5 тысяч видов воробьинообразных птиц, что составляет около 60% от общего числа видов. Верю. Они живут везде и хорошо приспосабливаются к окружающей среде. Оказывается, все населяющие Северную Америку воробьи являются потомками 1-й пары этих птиц, выпущенных в Центральном парке Нью-Йорка в 19 веке.
2. Киви обладает нетипичным для птиц оперением. Её перья по структуре больше похожи на шерсть – они мелкие, короткие и жесткие. Верите ли вы, что …у киви крылья и перья пахнут грибами. Да.
3. Козодоя можно часто увидеть рядом со стадом коров или коз. Верите ли вы, что …он доит коз? Нет. Оказывается, у крестьян существовало поверье, что козодои подлетают по вечерам к стадам коз и ртом доят их. Птицы охотятся на мух, слепней и других насекомых, которые сопровождают домашних животных. А рот у козодоя действительно необычный. Когда птичка широко раскрывает рот, то он становится похож на мешок.
3.Верите ли вы, что …перья птицы весят больше, чем ее кости. Да.
5. Верите ли вы, что… пение птиц говорит о том, что они испытывают счастье? Нет. Они метят территорию.
7-й тур. Найди ошибки в рассказе
Вы, конечно, слышали, как кукует в лесу кукушка. Некоторые даже считают: сколько раз она прокуковала, столько лет и проживёшь. Но это выдумка, как и то, будто кукушка всегда подкладывает яйца в чужие гнёзда. Нет, не всегда она так поступает, а только в тех случаях, когда сама снесёт слишком много яиц. А если у неё появилось всего лишь одно яйцо, то она, наоборот, забирает по два-три яйца у других птиц: ворон, голубей, а иногда даже у кур. Кукует кукушка летом, когда всякой пищи для неё достаточно. А вот зимой вы кукушку не услышите: голодно ей, а потому сидит она в гнезде и помалкивает. Не до песен бедняжке.
Ну а тот кукушонок, который появился в чужом гнезде, ведёт себя скромно, пищу не просит. Другие птенцы так и норовят выхватить муху или червячка, которых приносят заботливые родители. А несчастному кукушонку перепадает очень редко и мало. Поэтому он растёт медленно. Бывает, другие птенцы уже вылетели из гнезда, а он всё ещё сидит там, крошечный и слабый. Вот какая тяжёлая жизнь у кукушек.
Ошибки в рассказе.
1. Кукушка всегда подкладывает яйца в чужие гнёзда.
2. Она не берёт себе яйца у других птиц.
3. Кукушка поёт весной.
4. На зиму кукушка улетает.
5. Кукушонок не ведёт себя скромно, он сам отбирает корм у птенцов.
6. Кукушонок растёт быстро.
Ребята, молодцы!
Отвечали вы всё правильно,
Занимались старательно!
Пернатых всегда любите!
Зимой их обязательно кормите!
Голубям пшена насыпайте,
Синичек – салом угощайте,
Крошки хлеба сыпьте воробьям,
Гроздь рябины – снегирям!
Источник статьи: http://kladraz.ru/blogs/lyubov-mihailovna-djatlova/den-ptic.html