День Пушкина
план-конспект урока по литературе (5 класс) на тему
ДЕНЬ ПУШКИНА «ПАМЯТИ ЛЮБИМОГО ПОЭТА»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
den_pushkina.doc | 45.5 КБ |
Предварительный просмотр:
«ПАМЯТИ ЛЮБИМОГО ПОЭТА»
Учащиеся готовились к празднику:
— читали произведения А.С. Пушкина.
— рисовали рисунки к произведениям,
— смотрели видеоматериалы по произведениям С.А. Пушкина,
— разучивали стихи, и отрывки произведений поэта,
— изготавливали поделки из природных материалов к сюжетам произведений,
— оформляли выставки рисунков, поделок.
(Праздник проходит за круглым столом с чаепитием и угощением).
ПЛАН ПРОВЕДЕНИЯ ПРАЗДНИКА .
— оформление кабинета к празднику.
— оформление праздничного стола.
— рассказ педагога о жизни и творчестве А.С.Пушкина.
— Чтение стихов и отрывков произведений (все присутствующие).
— Викторина «Угадай сказку по рисункам»,
— Игра «Продолжи стихотворение»
— Страничка биографии о интересных случаях из жизни поэта (все присутствующие),
— Волшебное путешествие по пушкинскому лукоморью,
— Литературно – творческая мастерская,
— награждение победителей праздника.
Чем больше мы узнаем А.С. Пушкина, тем глубже и точнее понимаем смысл его творений. В жизни А.С. малозначительного нет. Вечный образ становится еще ближе и дороже, когда мы вплотную подходим к творчеству поэта и пытливо вглядываемся в его человеческие черты. Приоткроем страничку жизни поэта в кругу его семьи, постараемся понять, как влияла семья, семейные отношения на жизнь, и творчество поэта.
26 мая 1799 г. России в Москве родился будущий поэт, в день Вознесения Господня, как бы предвещавшего ему будущую судьбу.
Родители Пушкина были небогаты, но образованны. Отец – Сергей Львович – большой любитель поэзии, поддерживал связи почти со всеми литераторами Москвы, имел прекрасную библиотеку. Мать поэта – Надежда Осиповна была противоречивым и своеобразным человеком. Характер имела ни ровный, с резкими сменами настроения. В детстве А.С. доставалось от нее, гораздо больше чем другим детям. Детей в семье было трое старшая сестра Оленька и младший брат Левушка.
Сестра вспоминает: «До 6 лет Саша не обнаруживал ничего особенного, напротив своей неповоротливостью, тучностью тела и всегдашней молчаливостью он приводил мать в отчаянье. Она почти насильно выводила его гулять и заставляла бегать, отчего он охотнее оставался с бабушкой Марией Алекссевной Ганибал (Бабушка была женой арапа Петра Великого, его крестника).
Бабушка обучала Сашу грамоте и чтению на русском языке. Пушкин называл бабушку своей музой. Мария Алексеевна говаривала: « …не знаю матушка, что выйдет из моего старшего внука: мальчик умен и охотник до книжек, а учится плохо, редко когда урок свой сдаст порядком; то его не расшевелишь, то вдруг так развернется и расходится, что его ничем не уймешь!»
А.С. Пушкин с детства оказывался в самых счастливых обстоятельствах для формирования своего дарования. В великолепной библиотеке его отца были представлены лучшие французские и русские авторы. На восьмом году он уже умел читать и писать, а так же сочинял на французском языке маленькие комедии и эпиграммы на своих учителей.
Дом Пушкиных постоянно навещали литераторы. Мальчик слушал Н.М. Карамзина, В.А. Жуковского. Сашу не прогоняли, а разрешали присутствовать, при беседах взрослы и чтении их стихов.
Родители радовались светским интереса сына, отец вспоминал, что Саша, еще не имея шести лет вслушивался в разговоры и не спускал глаз с присутствующих.
Родители старались уберечь сына от пошлости в стихах, бережно относились к дарованию сына. Мать и отец не мешали мальчику; он мог в любое время заходить в отцовский кабинет, прокрадывался туда даже по ночам со свечою и читал сколько угодно и что угодно.
Укрывшись в кабинете,
Один я не скучаю
И часто целый свет
С восторгом забываю.
Сам А.С. о своем детстве вспоминал: «…я был резок, ленив и вспыльчив, но чувствителен и честолюбив и ласкою от меня можно было добиться всего. К несчастью, всякий вмешивался в мое воспитание и никто не умел за меня взяться.
В доме Пушкиных жили две женщины, которые дали Саше материнскую любовь и ласку – бабушка
Мария Алексеевна Ганнибал ( мама Надежды Осиповны) и няня Арина Радионовна Яковлева (она нянчила Ольгу и Левушку). Эти бабушки рассказывали русские сказки, пели русские песни. Няня была единственной их окружения поэта, кто знал и хорошо помнил прадеда Абрама Петровича Ганнибала; она хранила в памяти предания эпохи Бориса Годунова, была верной «Подругой дней моих суровых», олицетворением народной души.
Ах, умолчу о матушке моей
О прелести таинственных ночей,
Когда в чепце, в старинном одеянье,
Она, духов молитвой уклоняя
С усердием перекрестит меня
И шепотом рассказывать мне станет
О мертвецах, о подвигах Бовы …
« … Пушкин очень любил няню. Она у него и жила. Он все к ней коли дома. Чуть встанет утром, уже бежит ее глядеть; « здорова ли мама?» — он ее все мама называл. И уж чуть старуха занеможет там, что ли, он уже все за ней». – писал П.Парфенов.
К сестре и младшему брату Пушкин относился тепло и с большой любовью. Он постоянно помогал им деньгами, советами, наставлениями.
В 12 лет (1811 году) родители определили Александра в Царскосельский лицей. Шесть лет провели воспитанники в стенах лицея. У А.С. появились много друзей. Дружбу с некоторыми из них Пушкин сохранил на всю свою жизнь.
В жизни А.С. был добр и щедр не только с близкими; нищему подавал обычно 25 рублей, что для него было много.
«Помогать надо без шума,» — говорил Пушкин и – помогал всем и, конечно родственникам. «Священнику своей деревне он подарил семь десятин земли».
В доме у родителей был ни часто. Мать Надежда Осиповна, горячо любившая своих детей, гордилась Александром, и была очень счастлива, когда он посещал их и оставался пообедать. Она заманивала его к обеду печеным картофелем, до которого Пушкин был большой охотник.
Накануне свадьбы с Натальей Николаевной Гончаровой А.С. пишет родителям письмо, в котором просит благословения.
Шесть лет прожили вместе Н.Н. и А.С. у них родились четверо детей: «Мишка, Сашка, Гришка, Наташка.»
Прожил А.С. Пушкин очень короткую по времени жизнь. Но след, который он оставил, остается на века.
Писатель Виталий Вульф определил, что такое счастье.
« На мой взгляд, Пушкин дал самое точное и короткое толкование вечным поискам человечества: На свете счастья нет, но есть покой и воля. Да! Счастье – вспышка. Без воли же жить невозможно.
А.С. навеки остался первой любовью России. Он озарил собою весь 19 век. Теперь мы называем его пушкинским.
— Звучит музыка увертюры к опере М.И. Глинки «Руслан и Людмила»
— Дети хором читают стихи.
… У лукоморья дуб зеленый…
Ведущий: Ребята расскажите знакомые вам произведения А.С. Пушкина
( Дети читают выученные стихи…
Ведущий: А сейчас мы обратим внимание на ваши рисунки, нарисованные к сказкам Пушкина.
(Просмотр работ учащихся)
Викторина. «Угадай произведение по рисунку» и прочти отрывок из него.
Игра продолжи стихи
— «Ветер по морю гуляет…
— «Буря мглою небо кроет…
— «Сквозь волнистые туманы…
— «Мороз и солнце! День чудесный.
— «Уж небо осенью дышало…
-« Зима! Крестьянин , торжествуя…
— « Унылая пора очей очарованье…
Молодцы, ребята! Наш праздник продолжается
Мир Пушкинских стихов и сказок живет с нами всю жизнь. Пушкин приоткрывает для нас волшебный мир поэзии русского народа. «там русский дух там Русью пахнет» Он вспоминает нам о свободолюбии русской души, о ее благородстве, мужественной борьбе за счастье мир и справедливость.
В творчестве А.С. Отразилась вся человеческая жизнь, со всеми ее радостями, страстями, удивительными и смешными событиями.
Пушкин родился в Москве и еще мальчиком, во время учебы в лицее в Петербурге (школе для дворянских детей) писал стихи, которые изумляли даже знаменитых поэтов
Очень скоро Пушкин стал самым прославленным поэтом России, выразителем взглядов передовой молодежи своего времени.
В марте 1820 г Пушкин закончил, начатую еще в лицее поэму «Руслан и Людмила». Новизна этой сказки произвела огромное впечатление на читателей и критиков.
В тоже время по Петербургу ходили в списках напечатанные вольнолюбивые стихи поэта «Вольность»!, «Деревня», « К Чаадаеву», многочисленные острые эпиграммы,
высмеивающие, правительство. Пушкина отправляют в ссылки село Михайловское, на юг России. В ссылках Пушкин провел шесть лет, где он очень много работал.
После ссылки о Пушкине заговорили еще больше. Он на вершине славы, но жизнь его остается неустроенной.
Хотя официально А.С. был свободен, но уезжать куда – либо но должен был только с разрешения полиции.
Независимость Пушкина не нравилась царским чиновникам, и они создали вокруг него атмосферу ненависти, клеветы и лжи. И когда терпению поэта пришел конец он счел своим долгом защищать свое доброе имя и честь своей семьи, которую очень любил. По правилам того времени это можно было сделать только одним путем – вызвать оскорбителя на дуэль. И А.С. вызывает одного из своих обидчиков на дуэль, это был француз Дантес. Дуэль состоялась в 1837 г. Поэт был тяжело ранен. Через два дня Пушкина не стало. Как страшное несчастье оплакивала передовая России эту смерть «Солнце русской поэзии закатилось» (В.Д. Одоевский).
Пушкин прожил короткую жизнь, но благодаря ему русская литература стала одной из величайших, литератур мира. Все что пишет Пушкин похоже на волшебство.
Язык Пушкина прозрачен, чист и ясен. За его простыми словами – великая мудрость. Пушкина можно перечитывать много раз по – новому снова и снова радоваться удивляться и повторять вслед за поэтом:
« … И долго буду тем любезен я народу
Что чувства, добрые я лирой пробуждал.
Что в мой жестокий век восславил я свободу…»
Ведущий: Наш праздник продолжается за чаепитием. Мы продолжаем наше — Волшебное путешествие по пушкинскому лукоморью. (Ребята рассказывают о всех известных застольях пушкинских произведений: Пир — свадьба Руслана и Людмилы, Прожорливость попа, Пиры из сказки о Царе Салтане…).
Ведущий: А сейчас, ребята мы попробуем сочинить свои стихи и открываем нашу-
литературно – творческую мастерскую (ребята сочиняют стихи на заданную рифму).
Ведущий: А сейчас, ребята мы наградим победителей нашего праздника.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий литературной композиции,сопровождающейся мультимедийной презентацией.Может быть использована в день памяти А.С.Пушкина(10 февраля) или на мероприятии, посвященном его творчеству.
Викторина по произведениям А.С.Пушкина.
Литературная игра «День лицеиста. Пушкин и Лицей» подготовлена для 9-11 классов. Включает в себя задания на знание как биографии и творчества А.С. Пушкина, так и сведений из теории литературы. Презент.
Урок — концерт, методическая разработка открытого урока для учащихся средней школы.Автор Гаврилова Нина ЕвгеньевнаГБОУ лицей 408.
Внеклассное мероприятие «День Пушкина в России».
Сценарий праздника «День Пушкина» в летнем оздоровительном лагере с дневным пребыванием детей. В сценарий включены конкурсы для детей от 7 до 17 лет.
Сценарий дистанционного концерта День Пушкина 2020. Сценарий предназначен для видеозаписи концерта в условиях дистанционного обучения.
Источник статьи: http://nsportal.ru/shkola/literatura/library/2014/10/28/den-pushkina
Внеклассное мероприятие: «Наш Пушкин»
план-конспект занятия (5 класс) на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nash_pushkin.docx | 24.45 КБ |
Предварительный просмотр:
Внеклассное мероприятие «Наш Пушкин… »
Подготовила Баканова О.Н.
— прививать у детей интерес к жизни, творчеству А.С. Пушкина;
— развивать речь, память, коммуникативные способности;
— воспитывать нравственные ценности.
-Здравствуйте, ребята. Я очень рада видеть вас на нашем мероприятии.
II. Мотивация, эмоциональный настрой.(Музыкальное сопровождение Э. Григ)
— Пожалуйста, закройте глаза, представьте яркое весеннее солнышко, которое ласкает вас своими лучами…
… А теперь представьте, что точно такое же солнышко находится внутри вас, оно согревает вас и всех, кто рядом…
… Я очень хочу, чтобы это тепло сохранилось не только в течение нашего мероприятия, но и на весь день!
III. Актуализация знаний. Определение темы, постановка целей мероприятия.
Сценка (оказывают заранее подготовленные ученики)
Внук. -Бабушка, расскажите мне сказку.
Бабушка. -А какую хочешь сказку, внучек?
Внук. -Бабушка, а разве сказки бывают разные?
Бабушка. -Есть сказки волшебные. Они могут все. Превратить лебедя в девицу, лягушку – в царевну, молодца в комара, а за одну ночь построить серебряный дворец.
Внук. -А есть еще сказки про зверей.
Бабушка. -Правильно, но в них нет волшебных превращений.
Внук. -Но эти сказки очень забавные. В них медведь добродушный, заяц трусливый, лиса хитрая, волк злой.
Бабушка. -А есть еще сказки про мужиков, солдат, сирот. Это все бытовые сказки.
Внук. -Бабушка, а почему А. С. Пушкин говорит: «Сказка – ложь, да в ней намек – добрым молодцам урок».
Бабушка. — «Сказка – ложь» оказывается самой прекрасной правдой. Она учит нас добру и справедливости. Учит понимать чужую беду.
Внук. — Бабушка, читая сказки, я тоже понял, что они помогают быть добрее.
Бабушка. -Внимание, ребята, начинаем увлекательное путешествие по…
Исполняется песня на мотив «Маленькая страна»
1. Не за горами, за лесами
Может, средь книг в читальном зале
Встретится вам она.
Там чудо-озеро клубится,
Там зла и горя нет,
Сказок чудесные страницы
Дарят нам добрый свет.
Пушкинская страна, пушкинская страна,
Это страна волшебных сказок,
Тайн и чудес полна.
Пушкинская страна, пушкинская страна,
Там, где всегда светло и ясно,
Где круглый год весна.
2. Годы летят, как будто птицы,
И нужный час придет:
С детством придется нам проститься —
Взрослая жизнь зовет.
Но пронесем мы через годы
В сердце своем весну
И сохраним в душе надолго
— Ребята, определите тему нашего мероприятия и задачи.
IV. Открытие новых знаний (презентация).
-Да, сегодня мы с вами поговорим о великом русском поэте Александре Сергеевиче Пушкине! Трудно найти человека, который не знал бы и не любил замечательные произведения этого великого русского писателя. Еще при жизни его называли “незаходящим солнцем русской поэзии”.
А.С.Пушкин родился в Москве, 26 мая (6июня по новому стилю) 1799 года. Отец его, Сергей Львович, происходил из старинного дворянского рода, оставившего яркий след в истории России. Мать Надежда Осиповна была внучкой арапа Петра Великого — Ибрагима Ганнибала. Мать поэта была необыкновенно хороша собою. По характеру своему она отличалась от отца Пушкина, никогда не выходила из себя, не повышала голоса, но умела «дуться» на своих родных по дням, месяцам и даже годам. Так, сердясь за что-то на маленького Пушкина, она играла с ним в молчанку целый год, живя с ним под одной крышей. Воспитание Саши Пушкина было поручено гувернёрам-французам. В доме господствовал французский язык. И поэтому читать и писать будущий поэт выучился сначала по-французски. Но в доме Пуниных были люди, которые помогли Саше узнать и полюбить родной язык, образный и богатый. Это была его бабушка Мария Алексеевна Ганнибал и няня Арина Родионовна.
В восемь лет А.С.Пушкин умел читать, писать, сочинял на французском языке маленькие комедии и эпиграммы на своих учителей. Ребёнок проводил бессонные ночи и тайком в кабинете отца читал одну книгу за другой. В 11 лет он уже знал наизусть всю французскую литературу.
С самого рождения большим другом была няня Арина Родионовна. Очень любил её Пушкин. И одно из первых стихотворений он посвятил няне. Няня знала много сказок и песен. Саша часами слушал, как она пела и рассказывала сказки. Многие сказки и песни своей няни Пушкин пересказал в своих стихах.
V. Проблемная ситуация
-Сколько всего сказок написал А. С. Пушкин? (6 : 5 и 1- не закончил ).
— Какие сказки Пушкина вы знаете? (« Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди», « Сказка о рыбаке и рыбке», « Сказка о мертвой царевне и о семи богатирях», « Сказка о золотом петушке», « Сказка о попе и о работнике его Балде»).
VI. Основная часть. Работа по теме мероприятия.
1. — А теперь мы с вами поиграем. Узнайте, из какой сказки эти строчки, продолжите.
1.Три девицы под окном
Пряли поздно вечерком.
« Кабы я была царица,-
Говорит одна девица,-
( То на весь крещеный мир
Приготовила б я пир».
« Кабы я была царица,-
Говорит ее сестрица,-
То на весь бы мир одна
Наткала я полотна».
“ Кабы я была царица,-
Третья молвила сестрица,
Я б для батюшки царя
— Выскажите своё мнение по поводу героев сказки.
2.Жил старик со своею старухой
У самого синего моря;
Они жили в ветхой землянке
Ровно… (тридцать лет и три года.
Старик ловил неводом рыбку,
Старуха пряла свою пряжу.)
— Выскажите своё мнение по поводу героев сказки.
3.« Свет мой, зеркальце! Скажи
Да всю правду доложи:
Я ль на свете всех милее,
Всех румяней и белее?
— Выскажите своё мнение по поводу героев сказки.
4.Навстречу ему Балда
Идет, сам не зная куда.
« Что, батька, так рано поднялся?
Чего ты взыскался?
Поп ему в ответ: …
(« Нужен мне работник:
Повар, конюх и плотник.
А где мне найти такого
Служителя не слишком дорогого?»
— Выскажите своё мнение по поводу героев сказки.
VIII. Продолжение работы по теме мероприятия.
«Ответь на вопросы»
- Сколько девиц было под окном в сказке о царе Салтане?
- Куда посадили царицу с сыном?
- Кто пытался убить лебедя?
4. В кого первый раз превратился Гвидон?
- Куда ужалил Гвидон 1 раз тетку?
- Кто пел песню «Во саду ли, в огороде»
- В кого превратился Гвидон 3 раз?
- Кто превратил Гвидона в муху?
- С чем пришел старик после 1 попытке закинуть невод?
- Что попросила старуха у рыбки в 1 раз?
- Кем захотела быть старуха в последний раз?
- Сколько богатырей было в сказке о мертвой царевне?
- Как звали жениха царевны?
- С кем разговаривала царица, чтобы узнать о своей красоте?
- Что принесла последний раз царица царевне, чтобы отравить ее?
- Куда положили мертвую царевну?
- С кем разговаривал Елисей после месяца, чтобы отыскать невесту?
- Как звали «славного царя» из сказки о золотом петушке?
- Кого вытащил мудрец из мешка перед Дадоном?
- Кого царь привез из шатра?
3. Посмотрите на доску. Здесь висят иллюстрации, изображающие фрагменты из сказок. Я показываю рисунок, а вы называете сказку.
А) корабль — «Сказка о царе Салтане»
Б) старик — «Сказка о золотой рыбке»
В) шатер — «Сказка о золотом петушке»
Г) рыбка — «Сказка о золотой рыбке»
Д) зеркальце — «Сказка о мертвой царевне»
IX. Рефлексия. Подведение итогов мероприятия.
— А.С. Пушкин и русская музыка — воистину необъятная тема! Никто из русских литераторов так полно и всесторонне не отразился в русской музыке. Всеохватный гений русского поэта оказал неотразимое воздействие не только на русских музыкантов и художников, но и на литературу, художественную культуру многих народов. Напомните мне цитату из стихотворения «Памятник»- (предполагаемый ответ — «Слух обо мне пройдет по всей Руси великой, и назовет всяк сущий в ней язык»).
Трудно выделить кого-либо из русских композиторов, который, так или иначе, не воплотил бы в музыке слово А.С. Пушкина. Один только перечень их имен может составить многостраничную монографию: П.И. Чайковский, А.А. Алябьева, М.И. Глинка Чем же пушкинское творчество так привлекало музыкантов? (предполагаемые ответы — глубиной содержания, красотой и поэтичностью языка.)
Зимой 1837 возник конфликт поэта с Ж. Дантесом, принятым на службу в русскую гвардию благодаря покровительству усыновившего его голландского посланника барона Л. Геккерена. Ссора привела к дуэли. 27 января поэт был смертельно ранен и через два дня скончался. Похоронен в Петербурге.
Источник статьи: http://nsportal.ru/shkola/vneklassnaya-rabota/library/2018/02/05/vneklassnoe-meropriyatie-nash-pushkin