Праздник рождества объяснение для детей

Все о детях, все для родителей

Детям про Рождество Христово, история Рождества для детей

Рождество — самый важный и радостный христианский праздник. Ведь он прославляет рождение Человека и Бога в одном лице Иисуса Христа. Отмечают его 6 января. Ночь накануне Рождества считается волшебной. И если в эту ночь загадать доброе, милое, мудрое желание, оно обязательно сбудется.

Ведь именно любви, доброте и мудрости учил людей Иисус Христос.

Этот праздник отмечают всей семьей, поэтому дети должны знать его историю, традиции, обычаи.

Сегодня мы расскажем историю Рождества Христова для детей.

Кто такой Иисус?

Иисус – это и Человек, и Бог одновременно. Это сын Бога. Он был послан на Землю для того, чтобы спасти всех людей и за это ему пришлось погибнуть. Жил Иисус давно, более двух тысяч лет назад, но мы помним о нем и о том, что он пожертвовал собой, ради всего человечества.

Что же такое Рождество?

Рождество отмечается 7 января — это День Рождения Иисуса. Хотя точной даты рождения Христа никто не знает. В некоторых странах Рождество отмечают 25 декабря по старому стилю.

Читайте также:  23 февраля праздники что подарить

История рождения Иисуса, история Рождества для детей

Родителями Иисуса были Мария и Иосиф. Хотя на самом деле отец Иисуса – Господь Бог, но Иосифу была доверена миссия воспитать сына Божьего.

Дева Мария со своим мужем, Иосифом, жила в городке Назарет. Из-за переписи населения Римской империи, они вынуждены были пойти в Вифлеем. В Вифлееме было много людей, прибывших на перепись, все дома и гостиницы были заняты, поэтому Марии с Иосифом пришлось заночевать в пещере, которую пастухи использовали для укрытия скота от непогоды. Именно в ней и родился Иисус — Тот, Которому суждено было стать Спасителем мира.

Так, как в пещере не было кроватки, родители младенца положили прямо в ясли, специальный ящик, из которого едят животные. Он как раз был заполнен сеном.

Неподалеку пещеры проходили пастухи со своим стадом. Они увидели яркий свет и ангела. Ангел возвестил их о рождении Христа, который пришел на землю, чтобы спасти мир от грехов. Ангел рассказал пастухам, как найти Младенца.

Пастухи оставили свои стада, и пошли в сторону Вифлеема, там и обнаружили в пещере Деву Марию, Иосифа и Младенца в яслях.

А в это время где-то на востоке трое мудрецов, которых называли волхвами, увидели в небе яркую Вифлеемскую звезду, которая указала им путь к новорожденному младенцу. Они знали, что в скором времени в мир должен прийти Спаситель, которому суждено стать Царем Небесным на земле, и отправились к нему с дарами (золотом, ладаном, смирной).

Правящий в те времена царь Ирод, услышав весть о рождении нового царя, испугался, что тот может заменить его на троне, потому велел убить всех младенцев в городе. Но Иисуса в тот момент в городе уже не было. Иосифу явился ангел и сказал: «Встань, возьми Младенца и Матерь Его и беги в Египет, и будь там, доколе не скажу тебе, ибо Ирод хочет искать Младенца, чтобы погубить Его». Так Сыну Божьему чудом удалось уцелеть.

Чудо Рождества

Чудо Рождества заключается в том, что первый, и единственный раз, непорочная Дева родила Ребенка. Весть о рождении Иисуса Сына Божьего принес Ангел. С того момента Мария и ее суженый Иосиф с нетерпением ждали Божье дитя.

Поэтому считается, что на Рождество небеса открываются и у них можно просить о чем угодно. Главное, чтобы желание было добрым, искренним и светлым. В ночь перед Рождеством и на Рождество случаются чудеса: люди исцеляются от болезней, сбываются их мечты. Только в чудо нужно верить всем сердцем.

Рассказ про Рождество для детей нужно дополнить символами праздника.

Символы Рождества Христова

Вертеп

Прямое значение слова — пещера. Вертеп Рождества — пещера, в которой родился Иисус Христос.

Переносное значение слова Вертеп — воспроизведение сцены Рождества средствами искусства. Это может быть сценическое представление, рассказывающее о рождении Младенца Иисуса Христа.

Вифлеемская рождественская звезда

Вифлеемская рождественская звезда — восьмиконечная Звезда, которая появилась на небе в момент рождения Иисуса Христа и указала путь волхвам к пещере. Вифлеемская Звезда символизирует благую весть о рождении Христа.

Волхвы

Волхвы — мудрецы, сила которых заключалась в знании тайн, недоступных обыкновенным людям.

Дары Волхвов

Дары Волхвов – три подарка, которые они поднесли Иисусу: золото, ладан и смирну. Каждый из них имеет свою символическую силу:

* Золото — дар, показывающий, что Иисус родился, чтобы стать Царем.

* Ладан — дар священнику, ведь Иисус должен был стать новым Учителем и Первосвященником.

* Смирна — дар тому, кто должен умереть, она использовалась для бальзамирования тела умершего.

Ясли Христовы

Ясли Христовы — кормушка для домашних животных, в которую, как в колыбель, Мария положила новорожденного младенца.

Рождественский Сочельник

Рождественский Сочельник — 6 января. В Сочельник православные христиане готовятся к грядущему празднику.

Кутья, сочиво

Сладкая кутья, из пшеницы, риса или другого злака – это настоящее лакомство для детей. На Сочельник готовят постную кутью или, как ее еще называют, сочиво. Сочиво – постное блюдо, которое готовится из риса или пшеницы с добавлением меда, изюма, засахаренных фруктов и цукатов.

Детям про Рождество Христово, традиции Рождества

Пост перед Рождеством

За 40 дней до Рождества принято соблюдать пост. Он нужен для того, чтобы очистить тело, и душу. В период поста нельзя кушать некоторые продукты, включая мясо, а также ссориться, злиться, обижаться. Пост нужен именно для того, чтобы все стали чуточку добрей.

Сочельник

Последний день поста и вечер перед Рождеством принято называть Сочельником. Его название произошло от названия блюда – сочиво, которое готовится из злаков — риса, ячменя, пшеницы. Злаки отваривают и замачивают с маком, орехами, фруктами, изюмом, цукатами, медом.

На столе в Сочельник должно быть 12 постных блюд, столько, сколько было апостолов у Иисуса.

История Сочельника

Когда-то давно Рождество Христово люди начинали праздновать 6 января. Мама готовила 12 постных блюд, а дети ждали появления на небе первой звезды. Как только она появлялась, начинался Сочельник. Тогда отец вносил в дом сено и стелил его на стол. Ведь именно на сено положили маленького Иисуса. Из сена делали небольшое гнездышко, в которое ставили горшок с кутьей (сочивом).

Перед ужином зажигали свечу и вместе молились. Только после молитвы можно было начинать ужин.

Кутья (сочиво) — самое важное блюдо на столе. Кроме кутьи, подавали рыбу, голубцы, пироги с капустой, блины… Еду запивали узваром. На десерт выпекали пироги с маковой начинкой.

После Сочельника дети шли к своим крестным родителям, несли ужин ( хлеб-соль, кутью, калачи), а те угощали малышей, дарили конфеты, деньги.

В рождественскую ночь было принято колядовать. Дети, молодежь и все желающие ходили по домам соседей и родственников, пели колядки, желая добра здоровья, достатка. А хозяева взамен одаривали колядников сладостями и монетами. Считалось, что чем больше колядников придет в дом, тем больше радости будет в этом году.

А еще в Сочельник показывали вертеп — спектакль о рождении Иисуса.

Украшение рождественской елки

Вифлеемская путеводная звезда с давних времен считается традиционным елочным украшением, которое крепят на верхушку елки. В давние времена елка украшалась бумажными фигурками и цветами, яблоками, сахаром. Традиция наряжать елку на Рождество связана с райским деревом, увешанным яблоками.

Рождественские подарки

В память о дарах, которые волхвы принесли Иисусу, на Рождество дарят друг другу подарки. О том, что можно подарить на Рождество, читайте здесь:

Святки

С Рождества начинаются Святки — праздники, которые длятся до Крещенского Сочельника и сопровождаются массовыми гуляньями, посещением родных и друзей.

Источник статьи: http://karapysik.ru/detyam-pro-rozhdestvo-xristovo/

Рождество с детьми: что нужно знать детям о православных праздниках?

Надо ли говорить с детьми о религии вообще, и как праздновать с ними Рождество, чтобы праздник для них был наполнен не только весельем, но и смыслом? Давайте попытаемся вместе разобраться в нравственно-духовных аспектах воспитания подрастающего поколения.

Рождество и Пасха уже давно отмечены в календаре, как выходные и праздничные дни, наряду с другими праздниками и знаменательными датами в истории государства. Но со времен образования СССР, когда церковь была отделена от государства, атеистическое воспитание подрастающего поколения стало серьезным противовесом религии. Взрослые, продолжая традиции предков, вот уже больше столетия широко отмечают религиозные праздники. При этом дети, с самого раннего возраста, в основном видят только «светскую часть» торжества – застолье, подарки, гулянья, а религиозный смысл для них «остается за кадром».

Разделение наполовину

Под революционным лозунгом «мы старый мир разрушим до основанья» в октябре 1917 года религия и церковь были объявлены большевиками «атавизмом» и «пережитком прошлого». Священнослужители преследовались, а храмы и маленькие церквушки превращались в амбары, конюшни и клубы или просто разрушались.

Строители «светлого коммунистического будущего» с безрассудным энтузиазмом крушили основание российского государства, перечеркивая историю его становления. Историю, в которой нередко случалось, что именно православная церковь становилась духовным скрепом, поднимавшим русский народ на борьбу с внешним врагом. Самые известный пример подвига святых – Сергий Радонежский, Пересвет и их участие в Куликовской битве, с которым дети знакомятся на уроках истории в школе.

Каждое сражение за русскую землю благословлялось церковью, и воины шли в бой «за веру, царя и Отечество», а чуть позже – «за Советскую Родину, за Сталина». Многие солдаты в годы Великой Отечественной войны втайне молились и целовали крест перед боем, потому что Родина и вера оставались самыми мощными духовными скрепами, за которые стоило идти в бой и умирать. Но о Родине тогда можно было говорить открыто, а вера оставалась сокровенной, а еще больше – запретной.

В последние годы советской власти верующие продолжали тайком посещать церковь в праздники, крестить детей, а партийное руководство делало вид, что не замечает этого, и продолжало стыдливо замалчивать факты гонения священников и то, что разрушить вековые православные традиции не удалось, несмотря на репрессивные меры.

Сейчас Рождество, Пасха и Троица отмечены в календаре, как выходные и праздничные дни. Прямые трансляции богослужений в эти дни ведутся центральными государственными каналами, строятся новые и восстанавливаются некогда разрушенные храмы. Люди, по-прежнему, посещают храмы и водят в них детей, не объясняя им смысла происходящего – молчат, видимо, по старой привычке. Разумеется, недосказанное и непонятное вызывает недопонимание, а ведь детям нравится, когда взрослые говорят правду, когда их слова не расходятся с поступками, и когда их не считают маленькими и глупыми.

Религия и светское воспитание: «за» и «против»

Технологии вторглись не только в нашу повседневную жизнь, но и в мир духовенства: религиозные служители на своих сайтах давно обсуждают идею внедрения в школьные программы основ православной культуры, как основы духовно-нравственного воспитания в светских образовательных учреждениях, продвигая свое видение системы воспитания школьников в миссионерско-апологетическом проекте «К истине».

Почему этот проект в общеобразовательной школе воплотить нельзя? Исходя из примеров, приведенных выше, и роли христианства в истории становления и развития России, православную веру можно считать основополагающим началом культурно-исторического кода, духовно-нравственных основ развития общества, не противоречащим общечеловеческим принципам. Нельзя также отрицать, что на определенном этапе истории церковно-приходские школы выполняли и образовательные функции.

Однако на современном этапе, когда уже сформировано многонациональное и многоконфессиональное российское общество, существует обязательное среднее образование для всех, предмет «Основы православной культуры» в школьной программе может стать «яблоком раздора», потому что в средней школе обучаются дети не только из семей, исповедующих православие. Поэтому принцип равенства культурных и религиозных традиций должен оставаться незыблемой основой в системе обязательного государственного образования.

В этой части духовно-нравственного воспитания детей школа должна демонстрировать сдержанность. Хотя, внеклассная работа, как мероприятие, посвященное празднованию Рождества, в целях расширения кругозора, знакомства с народными традициями, которые тоже тесно связаны с православием, в школах проводятся. Но основная роль в формировании отношения к религии отводится семье, и только родители решают, как и в какой степени развивать у ребенка интерес к православию или к другим религиям, или к атеизму, не навязывая, однако, собственных убеждений, оставляя ребенку право выбора.

Как встретить Рождество с детьми?

Советов о том, как провести зимние каникулы и Рождество в семейном кругу, уже достаточно. Но сейчас речь пойдет не о подарках и праздничном меню, а о некоторых деталях этого особенного праздника, имеющего религиозный смысл, потому что дети – отражение наших мыслей и поступков. Духовно-нравственная составляющая праздника намного важнее новогодней мишуры и суеты, поэтому ребенку, как минимум, нужно рассказать, в чем заключается его главный смысл.

Как это сделать:

  • Ознакомительная беседа по библейскому сюжету не должна выглядеть навязчиво и назидательно, а вызывать познавательный интерес у ребенка: чувство такта способствует укреплению духовной связи с детьми;
  • Малышам можно предложить совместный просмотр мультика соответствующего содержания (детям постарше – чтение тематической литературы), с последующим обсуждением и ответами на вопросы;
  • Разговор с ребенком должен быть предельно откровенным; желательно сконцентрировать внимание на общих человеческих аспектах библейской истории, не углубляясь в религиозные подробности;
  • В общих чертах объяснить, как и почему у людей появилась вера в Бога, обратить внимание, что у других народов существуют похожие истории с верой в чудесное спасение, победу добра и справедливости;
  • Выяснить, какие чувства у ребенка вызывает история жизни Христа, сделать акцент на том, что чувства есть у каждого человека, независимо от вероисповедания, и что к ним нужно относиться с уважением (терпимостью), что только так многонациональный народ может жить в мире, а страна процветать;
  • Если планируется совместное посещение православного храма, что допустимо даже в ознакомительных целях, а не для приобщения к религиозности, то детей необходимо заранее ознакомить с правилами поведения в церкви;
  • Слова взрослых не должны расходиться с их поступками – дети это замечают сразу и перестают доверять, прислушиваться к мнению старших; по крайней мере, в рождественские дни взрослым придется следить за своим поведением, не превращать семейный рождественский ужин и обед в банальную вечеринку на глазах у детей.

Разговор в подобном русле вполне приемлем для формирования первого представления о религии у детей, понимания системы духовно-нравственных ценностей, под влиянием которых формировалась национальная идентичность.

Народная мудрость гласит, что Родину, мать и веру не выбирают. Вера, в данном случае – исторический опыт, память и уважение к истории своего народа, и это не идет в разрез с сущностью православной культуры. Более глубокие религиозные познания ребенку не нужны. Даже православная церковь признает, что «путь к Богу» каждый человек выбирает самостоятельно, и, следовательно, его нельзя навязывать не окрепшей, до конца не сформировавшейся личности. Нельзя замалчивать и отрицать, что возникновение и существование религии было обусловлено цивилизационным развитием, как формы допустимых духовно-нравственных норм поведения человека.

Если взглянуть на Рождество глазами самых маленьких, то добрый, светлый праздник похож на волшебную сказку, которая навсегда останется в самых ярких воспоминаниях о детстве, вместе с лицами, словами и поступками близких людей, как жизненный ориентир.

Источник статьи: http://fulledu.ru/articles/1673_rozhdestvo-detmi-chto-nuzhno-znat.html

Оцените статью