Праздник сорока дней казахстан

40 дней ребенку у казахов: правила и значение обряда

40 дней ребенку у казахов: Pixabay

Первые полтора месяца особенные в жизни новорожденного. По истечении срока проводят специальные ритуалы, суть которых — принять в общество нового члена. Казахи 40 дней ребенку отмечают по-особому. Расскажем об этом подробнее.

40 дней ребенку: значение и правила

Традиции и обычаи казахского народа — это показатель высокой духовной и религиозной культуры. Казахские традиции, связанные с рождением и первым годом жизни ребенка, занимают особое положение среди ритуалов. Их задача — социализировать малыша, привлечь удачу, позаботиться о его здоровье.

Поэтому традиции казахского народа, объектом которых становился младенец, до сих пор не утратили своей ценности и значимости. Сегодня молодые родители не отказываются от обычаев предков и отмечают 40 дней ребенку.

Чихалка: как правильно пользоваться, толкования по дням

Сакральность сорока дней есть во многих религиях. В культуре Востока этот период ассоциируется с временем духовной и физической трансформации человека. Поэтому на 40-й день казахи проводят ряд ритуальных действий: пришло время представителям рода принять его в свой круг и попросить защиты у рода.

Читайте также:  Набор для праздника юбилей

Фото: cooks.kz: UGC

Фактически первые сорок дней жизни малыша — период его очищения и адаптации. Завершается он особым обрядом — кыркынан шыгару. Суть его в ритуальном омовении новорожденного, которое проводится по особым правилам.

Вот основные из них:

  • Срок его исполнения. Чтобы новорожденный мальчик отличался силой и смелостью, 40 дней ребенку отмечают на 39-й день. Над девочками такие обрядовые действия проводят на 41-й день. Считается, что тогда она будет прилежной и покладистой.

Как приготовить «Наурыз коже» в домашних условиях

  • Ритуал проводят специально приглашенные женщины. Это молодые или пожилые дамы, которые пользуются уважением и имеют хорошую славу.

Фото: toibastar.com.kz: UGC

  • Правила организации купели. Суть обряда сводится к тому, чтобы искупать малыша в «ложке воды»:
  1. Для этого покупают новые чашу и ложку.
  2. В ванночку, наполненную теплой водой (желательно соленой, чтобы малыш был крепким и здоровым), кладут 40 серебряных монет (символ достатка) и 40 фасолин (знак долголетия и зажиточности). Предварительно их обдают кипятком, чтобы продезинфицировать.
  3. Женщины набирают из купели в чашу 40 ложек воды. При этом они высказывают пожелания ребенку. Желают долгой и счастливой жизни. Считается, что таким образом вода становится носителем позитивной энергии, которая наполнит малыша силами и привлечет к нему удачу.
  4. Малыша моют в ванночке, поливая по ложке заряженной водой из чаши, осыпая монетами и фасолинками.
  5. Вытирают и переодевают в новую распашонку. В старую, которую он носил на протяжении сорока дней, заворачивают сладости. Ее привязывают к шее собаки и разрешают детям поймать пса и разделить вкусное угощение между собой.

Козерог: дата, характер, совместимость

  • Первое сострижение волос и ногтей. Родители просят кого-то из гостей состричь ногти и волосы малышу. Их зашивают в небольшой кусочек полотна и пришивают к его одежде или кладут на полку с вещами. Это оберег, который сохранит жизнь и здоровье младенца. Во время ритуала можно сымитировать такие действия и выполнить эту гигиеническую процедуру после ухода гостей.

  • Магические действия с купелью. Воду из такой купели выливать нельзя. Ее сохраняют, потому что она считается целебной. Если малыш неспокоен, то нужно умыть или протереть его этой водой. Фасоль бросают в сторону гор, но так, чтобы горошины не упали под ноги. Их нельзя топтать, иначе растеряется вся магическая сила.
  • Одаривание гостей. Эта процедура обязательна как для родителей, так и для гостей. Отец и мать новорожденного дарят гостям чашу, ложку и все ритуальные принадлежности. Таким образом они высказывают пожелание, чтобы и у чествовавших их ребенка людей появился в доме младенец.
  • Коржын на 40 дней. Гости преподносят корзины с подарками (коржын) для новорожденного — игрушками, одеждой, украшениями.

Сонник: бабушка, толкование снов

Завершается празднование щедрым дастарханом. В старину на сороковой день во время ат кою мулла нарекал нового члена общества. Теперь этот обряд практически не соблюдается из-за обязательного условия регистрации ребенка в первые тридцать дней его жизни.

Богатые традиции казахского народа демонстрируют трепетную заботу о новорожденном. Все силы родителей, гостей, родственников направлены на то, чтобы принять и социализировать малыша.

Ритуальное омовение — главное событие кыркынан шыгару — сопровождается пожеланиями здоровья, благополучия и счастья новорожденному. Эта позитивная коллективная энергия наполняет ребенка силами, привлекает к нему удачу.

Узнавайте обо всем первыми

Подпишитесь и узнавайте о свежих новостях Казахстана, фото, видео и других эксклюзивах.

Источник статьи: http://www.nur.kz/family/children/1719719-40-dnej-rebenku-u-kazahov-pravila-i-znacenie-obrada/

Почему казахи 40 дней не показывают посторонним новорожденного

Некоторые считают суеверием не показывать ребенка посторонним людям в течении 40 дней после его рождения. Еще до принятия ислама у казахов существовало поверье о том, что в этот период жизни малышу угрожают всяческие опасности. Поэтому ребенка надо было ограждать от злых духов, которые могут его подменить.

Казахский обряд «Қырқынан шығару», который проводится на 40-й день жизни малыша, – первый и самый священный в жизни. Издревле казахи верили, что первые полтора месяца ребенок живет в пограничном состоянии, между двумя мирами. Задача близких в этот период – помочь ему закрепиться в реальном мире. Новорожденного окружали повышенным вниманием и заботой, а чтобы уберечь от дурного глаза, не выводили на улицу и не показывали чужим людям. В этот период мать ежедневно купает новорожденного, чередуя соленую воду с купанием в воде с мылом. При этом на дно ванночки кладут серебряные изделия, которые у казахов считаются символом чистоты и оберегом, так как к серебру не приближаются злые духи.

По прошествии веков в Казахстане по-прежнему придерживаются этих традиций. Праздник «сорока дней» отмечается как второе рождение. День, когда ребенку проводят обряд «Қырқынан шығару», определяют в зависимости от пола. Мальчику – раньше, на 37-38-й день, чтобы он был сильный и смелый, а девочке позже – на 41-42-й день, чтобы она была прилежной и спокойной.

На 40 дней собирают исключительно женщин – родственниц и соседок. Среди гостей выбирают трех самых уважаемых женщин. Одна стрижет ногти, другая волосы, а третья купает малыша в 40 ложках воды. Кипяченую воду остужают, кроме серебряных монет добавляют в нее сорок штук фасоли или же другие зерна, а также бусины (для девочки) или игральные кости – асыки (для мальчика). Придерживая ребенка рукой, начинают поливать его 40 раз ложкой, каждый раз произнося доброе пожелание. В конце серебро из детской ванночки женщины делят между собой. После купания малышу впервые в его жизни убирают волосы и ногти. Волосы заворачивают в кусок белой ткани и, как оберег, вешают возле колыбельной, а ногти закапывают подальше – там, где не ступает человеческая нога.

Еще один интересный момент связан с «иткойлек», это специальная детская рубашка, в которую одевали ребенка до 40 дней. Ранее в «день икс» в эту рубашку заворачивали сладости, потом привязывали ее на шею собаке, а дети бегали за псом, чтобы достать угощение. Сегодня обычай трансформировался. «Иткойлек» теперь отдают женщинам, которые не могут иметь детей или потеряли ребенка.

В этом обряде также осуществляется «ат кою» и «азан шакыру». Суть заключается том, что аксакал или мулла читает молитву и три раза произносит в ухо ребенку его имя. И, конечно, дают бата, благословление. В этот же день проводят обряд «колжа». Колжа – это ритуальное угощение матери после родов, чтобы она набралась сил и укрепила здоровье. Именно роженице в первую очередь подается горячий бульон, и только потом им угощают гостей. Причем, когда дело доходит до мяса, то большое значение придают шейному позвонку. Участники трапезы откусывают мясо зубами. Первой это делает роженица, а последней – «кіндікшеше» (крестная мать). После трапезы кость не выбрасывают, а насаживают на палочку сквозь спинномозговой канал и вешают, ранее – на женской половине юрты, а сейчас – в укромном месте квартиры. Снимают его только тогда, когда ребенок уже умеет держать голову.

После окончания праздника всем гостям дарят подарки, особенное внимание уделяют крестной матери. Кстати, казахи верят, что характер «кіндік шеше» передается малышу, поэтому к выбору крестной подходят со всей ответственностью. Крестная мать навсегда становится желанным гостем в доме, где растет ее подопечный, и помогает родителям в его воспитании.

Источник статьи: http://mir24.tv/articles/16357652/pochemu-kazahi-40-dnei-ne-pokazyvayut-postoronnim-novorozhdennogo

Обряд сорок дней ребёнку у казахов

Ребенок, появившись на свет является причиной радостного события родителей, в честь него устраивают праздник » Шилдехана » после ребёнка ждёт впереди много обрядов. Появившись на свет, мы приспосабливаемся к традициям наших предков. Из покон веков и в наше время есть обряд «сорок дней ребенку». В прошлой статье мы писали, что до сорока дней ребенка нельзя было показывать людям чтобы уберечь от сглаза. Члены семьи хоть и нянчились с ребенком, но в основном присмотр был за матерью и бабушкой. По истечении 40 дней ребенка каждый день купали в соленной и мыльной воде поочередно этот обряд называли «купание младенца«. Если у женщины были трудные роды, то купанием занимались бабушка или другие женщины в семье.

Для казахов число «сорок» является священным. Считается если ребенку не проводить обряд сорок дней, то он будет слабым. В основном мальчикам проводят обряд до тридцати дней, чтобы был озорным, а девочкам после тридцати дней, чтобы была женственной. Название так и остается сорок дней. На сорок дней собирались родственники и женщины из аула. Мужчины не должны были присутствовать на этом обряде. Среди гостей выбирали трех уважаемых женщин. Одна стригла ногти, другая волосы, а третья купала малыша в сорок ложке воды. Кипяченую воду остужали, добавляли в неё сорок штук фасоли или же другие зерна и серебряные монеты. Если это девочка, то клали бусинки, а если мальчик то игральные кости (асыки). Для казахов считалось если добавить в воду серебро то вода очищается. Ребенка сажают и от головы начинают поливать этой водой сорок раз ложкой. С каждым поливанием произносят пожелание. Например: Пусть твой жизненный путь будет длинным, Пусть всегда оберегают души предков Ысты — Дулата, Пусть всегда хранят тебя предки Байдибека мать Домалак, Будь всегда красноречивым и оратором как Болтирик и Оразымбет, Будь справедливым как Динмухаммед, Будь достойным человеком своего народа и бестрашным как Бауыржан. В честь предков младенца тоже говорят хорошие пожелания. Женщина, купавшая ребенка забирает в качестве подарка таз и ковш, из которого купали ребенка. Тем женщинам которые стригли ногти и волосы ребенку готовили отдельные подарки . Остальным раздавали серебряные монеты и бусы.

Обряд сорока дней состоит из своих ритуалов. Всем собравшимся раздавали сорок лепешек. Имеется обряд как «ит койлек». В первые дни ребенка одевали его в этот «иткойлек». Эту рубашку крестная мать специально шила для ребенка. В эту рубашку одевали ребенка, чтобы он не поцарапал ногтями лицо и эта рубашка была сшита специально так чтобы швы не давили на тело ребенка. После обряда сорока дней эту рубашку отдавали женщинам у которых не было детей либо тем кто не мог забеременеть в знак приметы. Если не было таких женщин, то в эту рубашку заворачивали курт творог или сладости и завязывали на шею собаке. А аульские дети догоняли собаку и угощались тем, что было завёрнуто в эту рубашку. Но такого нет в наше время, сейчас готовят специальные платки, в которые заворачивают сладости.
Наши предки особое значение придавали обычаям и традициям. Для них цифра «сорок» была священной. Считалось что в «сорок» дней купание в воде очищенной серебром, стригание ногтей и волос, одевание в новую одежду является жизненным примером для ребенка. Хоть и время другое, хоть и люди изменились, но все же какое счастье, когда люди не забывают о таких традициях.

Пусть никогда не будет конца таким праздникам как: шилдехана, бесик той, тусау кесу, обрезание и пусть всегда льются рекой только хорошие пожелание в такие замечательные дни.

Источник статьи: http://toibiznes.kz/ru/articles/tradition/sabidi-kirkinan-shigaru

Баланы қырқынан шығару (40 дней ребенку со дня рождения) – традиции казахского народа

Традиции и обычаи казахского народа дошли они до нас из глубины веков, в них есть мудрость и некая мистическая сила. Один из самых известных и радостных обычаев у казахов — баланы қырқынан шығару, который проводится, когда исполняется 40 дней ребенку со дня его рождения. В чем же суть этого обряда? Что такое қырқынан шығару? Почему обряд проводится именно в этом возрасте? Сценарий «сабиді қырқынан шығару». Что потребуется для проведения ритуала (40-нан шығару дәстүрі)? Что подарить ребенку на «вывод» из 40 дней? Казахский дастархан и баланы қырқынан шығару тілектер (пожелания, поздравления на казахском языке). Тойбастар, что положить в бала қоржын и т.д. Какие подарки и кому дарятся на 40 дней новорожденному мальчику, девочке в казахской семье. Обо всем этом мы расскажем в нашей статье.

40 дней ребенку со дня рождения у казахов – Баланы қырқынан шығару дәстүрі

Что такое қырқынан шығару? Это казахский национальный обряд. Этот обряд не случайно проводится через 40 дней после родов. Ведь именно первые 40 дней жизни считаются для малыша самыми опасными (чтобы оградить младенца от злых духов даже было принято вешать возле люльки светильник – для отпугивания всякой нечисти).

По древнему обычаю, до сорока дней ребенку не стригут волосы и не срезают ногти. А вот когда ребенку исполнялось 40 дней, считалось, что он уже совершенно адаптировался к окружающему миру, окреп и готов «выйти в свет» — очень часто до этого дня ни мать, ни дитя не показывались на людях, а малыша могли видеть только самые близкие родственники. Так что «Выведения из сорока дней», так переводится название этого обычая на русский язык, его вполне можно назвать и вторым днем рождения малыша, и его «официальным представлением» всем родным и близким.

Несмотря на то что обряд предполагает вполне конкретную дату, сроки проведения қырқынан шығару могут немного варьироваться. Так, мальчикам, как правило, обряд проводят чуть раньше – на 37-38 день, а қырқынан шығару для девочек отмечают позже — на 41 день. Считается, что в этом случае мальчики вырастут сильными и смелыми, а девочки – спокойными, послушными и старательными.

Что нужно для церемонии қырқынан шығару?

  • Праздничная скатерть (чтобы накрыть стол);
  • Новая стеклянная или деревянная чаша и деревянная ложка (можно купить специальный набор для обряда);
  • 40 монет (серебряные, номиналом 20, 50 или 100 тенге);
  • Серебряные украшения;
  • 40 фасолин (по желанию);
  • Чистая кипяченая вода;
  • Маникюрные ножнички;
  • Подарки участницам церемонии;
  • Новая одежда для ребенка.

Как проводится обряд обряд кыркынан шыгару

По традиции в обряде принимают участие только женщины. Как правило, это мать ребенка, кіндік шеше (крестная), бабушки, тетушки и самые близкие и уважаемые в роду женщины.

До начала обряда нужно подготовить воду (прокипятить ее и остудить до приемлемой для купания температуры), монеты и фасоль обдать кипятком.

На дно чаши кладут монетки – символ богатства и/или серебряные украшения (серебро у казахов символизирует чистоту и защищает от злых духов), а также фасоль – к сытой и долгой жизни.

Затем в чашу наливают 40 ложек воды: женщины по очереди (по старшинству) берут ложку, зачерпывают подготовленную воду и, переливая ее в чашу с монетами, говорят добрые пожелания и наставления ребенку. И это тоже неспроста: ведь вода, как уже доказано, умеет хранить информацию, а значит, желая малышу всего самого хорошего, женщины «заряжают» воду положительной энергетикой. После этого воду из чаши выливают в ванночку, где потом купают ребенка.

Затем малышу первый раз в жизни обрезают ногти и волосы. Как правило, это делают достойные и уважаемые женщины, которые могут быть примером – удачливые, с легкой судьбой, благополучной семьей, воспитавшие хороших детей.

В прошлом ноготки надлежало закапывать там, где не ступала нога человека, а волосы, завернув в белую ткань, вешали около люльки – в качестве оберега. Но эти требования сегодня выполняются редко: сейчас прядь волосиков родители сохраняют на память, а ногти можно просто сжечь.

А вот воду, в которой купали малыша, выливать не стоит. Считается, что она обладает целебными свойствами, и ею можно протирать личико ребенка, если он плохо спит или отчего-то беспокоится.

Одной из обязательных частей обряда является и одаривание:

  • Монеты и украшения раздают женщинам, которые принимали участие в обряде.
  • Кіндік шеше приходит с подарками для ребенка и для мамы, а после проведения церемонии ей дарят ритуальную чашу с ложкой и хороший подарок (например, ковер, золотое или серебряное украшение, красивую сумку или другой памятный подарок).
  • Подарки на память получают и все остальные гости, разбирая тойбастар. Поэтому не скупитесь, положите хорошие подарки и сувениры в тойбастар.

Конечно же, не останется без подарков и «виновник торжества» — сам малыш.

Кстати, насчет острига волос у ребенка. У казахов принято на 40-дней полностью остригать волосы наголо, чаще машинкой для стрижки волос или даже используют безопасный бритвенный прибор. А чтобы волосы росли гуще — делают это несколько раз на первом году жизни. Это неправильно. Волосяные луковицы у малышей расположены близко к поверхности и их легко можно выдернуть навсегда. Поэтому, убрав один раз «кіндік шаш» достаточно. Обычно густоту волос наследуют от своих родителей. Ну, не густые волосы, ну, что теперь делать 🙂

Что же подарить на 40 дней ребенку (мальчику или девочке)?

По традиции кіндік шеше (крестная) дарит ребенку золотую булавку или другой памятный подарок, чтобы он защищал от сглаза.

Девичий оберег «Ұкі аяқ» (с рождения над колыбелью и носили до замужества),
Западный Казахстан, серебро 925 пробы. позолото 24 карат.
Работа ювелира Алияра Байетова (Алматы)

А вот гости могут подарить:

  • развивающий коврик;
  • развивающие игрушки для малышей;
  • одежду (костюмчик, комбинезон и т.п.);
  • детское постельное белье, одеяльце;
  • складывающийся манеж:
  • «прыгунки»;
  • мобиль;
  • «кенгурушку»;
  • радио-няню;
  • увлажнитель воздуха;
  • коляску;
  • пароварку-блендер для введения прикорма (типа Philips AVENT);
  • деньги.

и, наконец, подарок малышу, которому больше обрадуются его родители – это большая упаковка памперсов!

После церемонии

Празднование қырқынан шығару продолжается и после проведения обряда. Чаще дома или в кафе (в зависимости от количества гостей и финансовых возможностей) накрывается дастархан, а гости тоже получают подарки.

  • В некоторых районах Казахстана при проведении қырқынан шығару для мальчиков в чашу кладут асық.
  • Чтобы не нервировать ребенка, искупать его можно заранее, до начала обряда. По этой же причине достаточно состричь 1 ногтик и прядку волос, а остальные волосы и ногти постричь позже (это может сделать и мама).

Қырқынан шығару «Тойбастар». Что положить?

Какие подарки гостям положить в тойбастар? У казахов принято одаривать гостей в знак благодарности за то, что гости пришли на ваш праздник и разделили с вами радость. В данном случае обычно кладут в тойбастар:

  • шоколадные конфеты в красивых упаковках, сладости,
  • игрушки,
  • бижутерию (если девочка),
  • различные аксессуары (кошельки, брелки, блокноты, веер, платки, палантины, бейсболки и т.п.),
  • сувениры (в национальном стиле из войлока, современные на магнитах, рамки для фотографии и др.).

Казахский дастархан

Как оформить стол на «қырқынан шығару»? Какие блюда поставить на стол? Дастархан на праздник должен быть праздничный, в казахских национальных традициях. Т.е. желательно, чтобы был и бешбармак, и казы-карта, баурсаки, сладости, фрукты, кумыс или шубат и т.п.

Баланы қырқынан шығару тілектер, айтатын сөздер (пожелания ребенку на 40 дней на каз. яз)

үлкен азамат болсын;

денсаулығы мықты болсын, аспаны ашық болсын (крепкого здоровья и чистого неба над головой);

ата-анасыны аман болып, бақытты болсын (чтобы был счастлив и родители были живы-здоровы);

ата-анасының қызығы болсын, үмітін ақтасын (пусть будет радостью родителей, оправдает их надежды);

Атаның емес адамның баласы бол, болашақта ата-анасын қуанышқа бөлер ұл болсын. Көз тартар көркем келбетіне сай жан сұлылуғы да мол болсын. Қанатымен су себелер қарлығаштай айналасына жылу шашып, үлкен жүректі, кең пейілді азамат болып өссін!

Атасы мен әжесінің бары мен базары болып, келешекте елінің, халқының каһарман ұлы атансын. Баладай тәтті былдырлаған тілімен айналасын қунышқа бөлей берсін.

Балапанымызға өмірдің бар жақсылығын, қуанышын, бақытын тілейміз! Өмірі ұзақ болсын, бақытты бала болсын. Аңсаған мақсат-мұраттарына жете берсін!

Обязательно ли проводить обряд сорок дней ребенку?

Конечно, если в силу разных причин вы не можете провести обряд сорок дней ребенку – ничего страшного не будет.

Но если вас, как маму, беспокоит этот вопрос, то вы можете провести обряд с мужем, со своей мамой, с подругой, соседкой… Или сама одна (баланы қырқынан шешесіде шығаруға болады, ырымын жасап) провести ритуал. Не получается помпезно, с размахом? Этого и не надо! Суть не в этом. Это обычай, традиция, ритуал. Сделайте так, как расписано выше. Искупайте своего малыша в заряженной вашими добрыми пожеланиями воде. Самая сильная энергетика исходит от матери. Обрежьте ногти, подстригите волосы малышу. Все вы совершили ритуал! Пусть ваш малыш растет здоровым, сильным, умным, благополучным на радость маме!

Ребенок – солнышко в каждом доме, в каждой семье. С его рождением и воспитанием у казахов связано немало обрядов и традиций, которые вот уже много веков передаются из поколения в поколение. Это добрые традиции казахского народа. В них переплелись вековая мудрость, народный опыт и древние верования. Не разрывайте эту нить, ведущую от наших далеких предков!

Возможно, вам будет интересно:

Количество просмотров статьи — 176 455

Источник статьи: http://shopomania.kz/children/342-balany-kyrkynan-shygaru-40-dney-rebenku.html

Оцените статью