Праздник сотворения мира абхазия

«Ажьырныхуа» – традиционный праздник, который удалось сохранить

В Абхазии в ночь с 13 на 14 января отмечают «Ажьырныхуа» – праздник абхазов в честь наступления Нового года. Это древняя традиция берет свое начало в языческом прошлом страны, но имеет место до сих пор.

Абхазия всегда была многонациональной страной, что делает ее культуру очень разнообразной, а традиции (в том числе и религиозного характера) – сложными и комбинированными. Здесь светские праздники тесно переплетаются с христианскими, мусульманскими и даже языческими.

И у абхазов до сих пор сохранилось много традиционных праздников, среди которых одним из самых больших и важных является «Ажьырныхуа». Поэтому в абхазских семьях наступление Нового года празднуют дважды: 31 декабря вместе со всем миром и в ночь с 13 на 14 января.

Главным местом проведения праздника в честь Старого Нового года по-абхазски является кузня. Кузнечное дело всегда пользовалось в стране особым уважением, а кузница считалась даже священным местом, где проходили моления и ритуалы жертвоприношения. При этом, конечно, не в каждой семье была кузница, поэтому многие проводили обряд в маленьких святилищах в домах.

«Ажьырныхуа» – традиционный праздник, который удалось сохранить

No media source currently available

​«Ажьырныхуа» можно условно разделить на три части: первая часть проходит в святилище, вторая ­– за накрытым столом, а третья ­– на следующее утро.

Основным действом является обряд жертвоприношения, который проводит старший в доме мужчина. В жертву приносят козла, а также петухов и куриц по количеству мужчин и женщин в семье. И готовят специальную лепешку с сыром.

Поздно вечером, когда пища уже готова, весь род собирается в святилище и зажигает свечи. Самый старший в роду разливает всем вина, и начинается моление: люди обращаются к богу и просят его о благополучии семьи, о богатстве и о здоровье. Затем они пробуют жертвенную пищу (печень, сердце и лепешку), которая нанизана на фундуковые палки. И когда свечи догорают, возвращаются за праздничный стол домой.

О том, как продолжается праздник на следующее утро, рассказала Инга Шамба, старший научный сотрудник отдела этнологии Абхазского государственного музея: «Утром происходит самое интересное. Очень рано встает самый старший, это может быть дедушка или отец. Выходя из дома, он обходит весь двор, все хозяйственные постройки. Помимо этого он собирает плющ и ветки ореха, обязательно фундука. И обходит двор, забрасывая его ветками. Плющ – это символ вечной жизни, а орех – рост роду. Он обходит весь двор, потом заходит в дом, обходит свою семью. А дети еще в постели… Он заходит и туда, разбрасывает монеты, кукурузу и ветки фундука, так он дает благополучие и богатство семье, желает всем здоровья. И приговаривает «Ахьи ардзны чах-чах». То есть это золото и серебро, а вот чах-чах – это звучание метала. Когда создается звук, дети уже знают, что идут к ним поздравлять и раздаривать сладости. Сладостями могли быть конфеты или сухофрукты».

Традиция празднования Старого Нового года у абхазов постепенно изменялась, особенно во время советской власти, когда религия не была в почете. Но абхазцам, например, в отличие от адыгов, которые утратили многие из своих традиций, удалось сохранить этот праздник.

Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенных республиках Абхазия и Южная Осетия

Источник статьи: http://www.ekhokavkaza.com/a/28224190.html

Праздник сотворения мира, или Ажьырныхуа в селе Дурипш

Новости
  • 22:30 Десять новых случаев COVID-19 зафиксировано в Абхазии за два дня
  • 21:59 Концепция внешней политики, энергетика и госпереворот: Бжания встретился с депутатами
  • 20:38 МВД Абхазии за неделю отключило около 230 аппаратов для добычи криптовалют
  • 20:09 Без титулов и денег: разрушат ли принц Гарри и Меган британскую монархию
  • 19:05 Курс к морю: ремонт улиц в поселке Цандрипш Гагрского района завершен

Все новости

С 1994 года в Абхазии 14 января официально отмечен в календаре как праздничный выходной день Ажьырныхуа, или День сотворения мира.

В Абхазии традиционно в ночь с 13 на 14 января отмечают один из самых главных праздников – Ажьырныхуа, или День сотворения мира.

Это очень древний праздник, который имеет тысячелетнюю историю. Ученые пока еще не смогли точно определить, сколько ему, но, предположительно, более двух тысяч. Если дословно переводить, то это праздник Ажьира – кузни.

У абхазов кузница — это не только мастерская, в которой изготавливают орудия труда. В духовной жизни абхазов кузня занимает особое место, она почитается как «священное место, где присягают, приносят жертвы божеству Шьашвы-Абжьныха, дают обеты и молятся». Священными являются и важнейшие инструменты, используемые в кузне. Это наковальня, клещи и молот. Они именуются «три руки». Все «три руки» кузни неприкосновенны для посторонних лиц. Они передаются по наследству от отца к сыну.

Неотъемлемые атрибуты Ажьырнухуа: холощенный козел белой масти, по одному петуху на каждого члена семьи, сырный пирог в форме круга, изображающий солнце.

В специальном обряде, посвященному Богу кузни, принимают участие члены семьи или группы родственных семей, за исключением невесток. Возглавляет обряд старший представитель рода.

Помолиться к кузне идут после захода солнца. Самый старший в роду с ореховой палкой с сердцем и печенью жертвенного животного в руке и стаканом вина произносит молитву.

Источник статьи: http://sputnik-abkhazia.ru/photo/20200114/1029236205/Prazdnik-sotvoreniya-mira-ili-Azhyrnykhua-v-sele-Duripsh.html

День сотворения мира Ажьырныхуа в Абхазии

В Абхазии традиционно в ночь на 14 января отмечают один из самых главных праздников — Ажьырныхуа, или праздник сотворения мира, который по григорианскому календарю совпадает со Старым Новым годом. Ажьырныхуа — очень древний праздник, который имеет тысячелетнюю историю. Ученые пока еще не смогли точно определить, сколько ему, но, предположительно, более двух тысяч лет.

На Ажьырныхуа те, у кого дома есть кузня, молятся богу Шашвы под ольхой, подняв голову вверх. Шашвы в традиционной религии абхазов считался самым сильным Богом, который покровительствовал кузнечному ремеслу. В жизни древних абхазов кузня считалась неотъемлемой частью быта.

Праздник Ажьырныхуа не сразу стал таким, каким мы сегодня его знаем. Поначалу он был связан исключительно с кузней. Еще в Нартском эпосе можно встретить эпизод, когда новорожденного окунают в воду, в которую опускали раскаленный металл.

Считалось, что это закаляет и самого ребенка, к тому же такой обряд проводили, чтобы уберечь ребенка от сглаза, чтобы он стал сильным и крепким. Древние абхазы верили в то, что таким образом ребенок в будущем будет кузнецом. Кузнечное дело считалось самым престижным, и не каждый мог овладеть им.

Помимо овладения ремеслом, также считалось, что кузнец был очень могущественным. Он мог стать жрецом и молиться Богам. Это было то время, когда не каждый мог подойти к Ажьира, так как она имела огромнейшую силу. И считалось, что, помимо физической силы, кузнец еще обладал сверх-силой, он мог молиться Богам и его молитвы не оставались неуслышанными.

Со временем Ажьырныхуа немного трансформировался, и элементы празднования немного отличаются от того, как отмечали предки современных абхазов. Да и кузнечное ремесло спустя тысячелетия не считается таким престижным делом, как раньше. И тем не менее, сейчас Ажьырныхуа — семейный праздник, который связан с божеством кузни и кузнечного ремесла. И в первую очередь его отмечают те семьи, у которых есть родовая кузня.

Те, у кого нет родовой кузни, не молятся в этот день. В восточной Абхазии праздник не так сильно распространен. И это связано с тем, что там кузнечное дело было менее развито, чем в западной Абхазии. В ночь на 14 января в кузню идут представители рода — мужчины и девушки до замужества. Молитву произносит самый старший в роду. Он просит Бога Шашвы о благополучии для рода и для всех членов семьи.

Женщины, которые являются представительницами другого рода, также могут помолиться, но не в самой кузне, а возле калитки или же входной двери. Помолиться к кузне идут после захода солнца. Самый старший в роду держит в левой руке большую ореховую палку с сердцем и печенью жертвенной козы, а в правой — стакан вина и произносит молитву. После молитвы главного представителя семьи и другие по старшинству произносят молитву и пробуют печень и сердце жертвенного животного.

Во время шествия к кузне абхазы считают, что оборачиваться назад нельзя — плохая примета. Утром 14 января никто из членов семьи не может встать с постели, пока самый старший не проведет обряд — соберет венок из плюща, повесит на калитку или входную дверь, затем ломает веточку ореха, обходит все комнаты, рассыпает зерна кукурузы и поздравляет с праздником.

Абхазы также верят в сглаз, и для того чтобы для семьи год прошел удачно, в дом раньше всех приглашают человека, у которого хороший глаз. Некоторые в дом приводят адзатв — священное животное. Чаще всего в роли священного животного у абхазов выступает избранная корова. Животное угощают праздничной едой.

В духовной жизни абхазов кузня занимает особое место — это святилище традиционной этнической религии абхазов. Множество столетий кузня являлась неотъемлемой частью жизнедеятельности абхазов.

Каждый год в ночь с 13 на 14 января вся семья собирается и идет к кузне-ажьира, где старший в роду произносит молитву Всевышнему и Богу кузни Шашвы. Семьи, у которых родовой кузни нет, также празднуют Ажьырныхуа, но проводят более простые обряды. На следующий день после праздника абхазы ходят в гости друг к другу, посещают соседей, родственников. В этот день большое значение придается всем поступкам и словам.

Источник статьи: http://rus.team/holidays/den-sotvoreniya-mira-azhyrnykhua-v-abkhazii

Сотворение мира, или Ажьырныхуа: традиции празднования и верования абхазов

В Абхазии традиционно в ночь с 13 на 14 января отмечают один из самых главных праздников – Ажьырныхуа, или праздник сотворения мира, который по григорианскому календарю совпадает с Новым годом.

Сария Кварацхелия, Sputnik

Ажьырныхуа – очень древний праздник, который имеет тысячелетнюю историю. Ученые пока еще не смогли точно определить, сколько ему, но, предположительно, более двух тысяч лет.
«Само название праздника нам уже говорит о том, что он очень древний, – сказал в Sputnik этнограф Виктор Авидзба. – Это праздник Ажьира».

На Ажьырныхуа те, у кого дома есть кузня, молятся богу Шашвы под ольхой, подняв голову вверх. Шашвы в традиционной религии абхазов считался самым сильным Богом, который покровительствовал кузнечному ремеслу. В жизни древних абхазов кузня считалась неотъемлемой частью быта.

«У абхазов много Божеств, но Шашвы считался Божеством, покровительствующим кузне. И в честь него проводился и проводится праздник Ажьырныхуа», – отметил Виктор Авидзба.

Праздник Ажьырныхуа не сразу стал таким, каким мы сегодня его знаем. Поначалу он был связан исключительно с кузней. Как рассказал в Sputnik директор Абхазского института гуманитарных исследовании Арда Ашуба, еще в Нартском эпосе можно встретить эпизод, когда новорожденного окунают в воду, в которую опускали раскаленный металл.

«Считалось, что это закаляет и самого ребенка, к тому же такой обряд проводили, чтобы уберечь ребенка от сглаза, чтобы он стал сильным и крепким. Древние абхазы верили в то, что таким образом ребенок в будущем будет кузнецом. Кузнечное дело считалось тогда самым престижным, и не каждый тогда мог овладеть им», — пояснил Ашуба.

Помимо овладения ремеслом, также считалось, что кузнец был очень могущественным. Он мог стать жрецом и молиться Богам.

«Это было то время, когда не каждый мог подойти к Ажьира, так как она имела огромнейшую силу. И считалось, что, помимо физической силы, кузнец еще обладал сверх-силой, он мог молиться Богам и его молитвы не оставались неуслышанными», – отметил ученый.

Со временем Ажьырныхуа немного трансформировался, и элементы празднования немного отличаются от того, как отмечали предки современных абхазов. Да и кузнечное ремесло спустя тысячелетия не считается таким престижным делом, как раньше. И тем не менее, сейчас Ажьырныхуа – семейный праздник, который связан с божеством кузни и кузнечного ремесла. И в первую очередь его отмечают те семьи, у которых есть родовая кузня.

«Те, у кого нет родовой кузни, не молятся в этот день. В восточной Абхазии праздник не так сильно распространен, – сказал Арда Ашуба. – И это связано с тем, что там кузнечное дело было менее развито, чем в западной Абхазии».

Женщина – табу

В ночь с 13 на 14 января в кузню идут представители рода – мужчины и девушки до замужества.

Молитву произносит самый старший в роду. Он просит Бога Шашвы о благополучии для рода и для всех членов семьи.

Женщины, которые являются представительницами другого рода, также могут помолиться, но не в самой кузне, а возле калитки или же входной двери.

По традиции в праздник Ажьырныхуа в жертву Богу Шашвы приносится коза, в некоторых семьях на каждого члена семьи мужского пола режут петуха, на ореховые палки насаживают сердце и печень птицы, готовят акуакуар (мешочек из теста, начиненного сыром) и зажигают свечи.

Помолиться к кузне идут после захода солнца. Самый старший в роду держит в левой руке большую ореховую палку с сердцем и печенью жертвенной козы, а в правой – стакан вина и произносит молитву. После молитвы главного представителя семьи и другие по старшинству произносят молитву и пробуют печень и сердце жертвенного животного.

Приметы и верования

Во время шествия к кузне абхазы считают, что оборачиваться назад нельзя – плохая примета.

Утром 14 января никто из членов семьи не может встать с постели, пока самый старший не проведет обряд – соберет венок из плюща, повесит на калитку или входную дверь, затем ломает веточку ореха, обходит все комнаты, рассыпает зерна кукурузы и поздравляет с праздником.

Абхазы также верят в сглаз, и для того чтобы для семьи год прошел удачно, в дом раньше всех приглашают человека, у которого хороший глаз.

Некоторые в дом приводят аӡатә (адзатв – священное животное). Чаще всего в роли священного животного у абхазов выступает избранная корова. Животное угощают праздничной едой.

В духовной жизни абхазов кузня занимает особое место — это святилище традиционной этнической религии абхазов. Множество столетий кузня являлась неотъемлемой частью жизнедеятельности абхазов.

Каждый год в ночь с 13 на 14 января вся семья собирается и идет к кузне-ажьира, где старший в роду произносит молитву Всевышнему и Богу кузни Шашвы.

Семьи, у которых родовой кузни нет, также празднуют Ажьырныхуа, но проводят более простые обряды. На следующий день после праздника абхазы ходят в гости друг к другу, посещают соседей, родственников. В этот день большое значение придается всем поступкам и словам.

Источник статьи: http://sputnik-abkhazia.ru/Abkhazia/20180113/1022830316/sotvorenie-mira-ili-azhyrnyxua-tradicii-prazdnovaniya-i-verovaniya-abxazov.html

Читайте также:  Праздник 40 дней христа
Оцените статью