Классный час «Святки»
классный час (5 класс) по теме
Самые любимые праздники у нашего русского народа: Новый год и Рождество. В старину самым веселым и шумным был праздник Рождество и время от Рождества до Крещения — Святки.
Используя старинные песни, загадки, приметы я и разработала этот классный час. Ребятам очень понравилось.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
klassnyy_chas_svyatki.docx | 17.96 КБ |
Предварительный просмотр:
МОУ ЕРМОЛИНСКАЯ ООШ
Учитель: Куцеволова Ольга Борисовна
КЛАССНЫЙ ЧАС В 5 КЛАССЕ
ТЕМА: « ОТ РОЖДЕСТВА ДО КРЕЩЕНИЯ»
Цель: познакомить с некоторыми из основных православных праздников; раскрыть значение этих праздников в жизни народа; проследить связь с историческими событиями; воспитывать уважение к русской православной культуре.
Классный руководитель . Ни в одной стране мира нет такого количества праздников, как у нас в России. Но самые любимые, пожалуй, Новый год и Рождество. Новый год – праздник, которого ждут все. Но в старину самый веселый и радостный был праздник Рождество. В период от Рождества до Масленицы заключались самые важные договора, как устные так и письменные.
Например, в Московской губернии «…в первый день рождества пекли коров. Одна большая фигура коровы и две большие фигуры овцы. Их хранили до Крещения. В Крещение их размачивали и давали скоту. А в Архангельской губернии в это время шла усиленная подготовка крестьян к уходу в «бурлаки», т.е. работники. Мужчины и парни уходили на заработки.
.Закатилось солнышко, закатилося,
Да несчастная девушка уродилася,
Заплачь, заплачь, девушка,
По своему горюшку, по великому.
По своему Ванюшке чернобровому.
Классный руководитель . Рождество на Руси отмечали самым ярким весельем. Особенно веселыми были Святки. Веселье длилось от Рождества до Крещения. Отмечали это по-разному, но веселье было везде. В то время люди очень верили в приметы. Вот некотрые из них.
( вывешивается плакат с текстом примет)
— На Рождество снег – к урожайному году.
— Если на Рождество иней – неурожай хлеба.
— Какая погода на Рождество, такая же будет на Петров день (12 июля)
— На Рождество надевай чистую рубаху, но не новую, а то будет неурожай.
Классный руководитель. «Зима за морозы, а мужик за праздники.» Так говорили, когда начинались Святки. Их праздновали все, но в основном это был праздник молодежи: игры, песни, обходы домов, посиделки, гадания.
По всей территории России был распространен обычай обхода домов молодежью или детьми. В домах ожидали колядовщиков. Готовили им угощения, выслушивали их колядки.
Ученик . Слово «Колядки» происходит от латинского «календы». Это название первого дня месяца у древних римлян. Это и специальные песни с пожеланиями богатого урожая, здоровья, согласия в семье. Мало кто знает сейчас эти песни.
Ученица. Коляда, коляда!
Ты пришла на двор накануне Рождества
По снежному полю, гулять на просторе!
Забежала во двор к Ивану Ивановичу,
К тетушке Прасковье.
У Ивана – сударя высок терем,
У Прасковьюшке на дворе полным-полно.
Мы пришли прославлять, хозяев величать!
Ивану Ивановичу житья сто лет.
Прасковьюшке всегда здравьица.
Классный руководитель. В Подмосковье, благодаря хозяев, колядовщики сулили дому полное благополучие и счастье. По традиции колядовщики требовали платы, угощения, иногда даже очень настойчиво.
Не рубь – полтина, —
И масла крыница.
Классный руководитель. Если выносили угощение, то благодарили. Если ничего не выносили, то могли пропеть и так:
У скупого мужика
Родись рожь хороша:
А на двор чертей!
На огород – червей!
Классный руководитель. Молодежь одевалась празднично. Пели песни, плясали, загадывали загадки. Приходили ряженые. В разных губерниях рядились по-разному.
На Псковщине любимые маски были: «медведь» и «журавль». В Ярославской области наряжались цыганами. В Костроме – стариками со страшным горбом. В Новгороде из года в год смешила молодежь комическая пара: старик со старухой. А в центре России молодежь устраивала еще одно колядование : исполняли «овсени» ( таусени)
Открывай – ка, ворота,
Выноси – ка пирога.
Кто подаст лепешки –
Кто подаст каши –
Подавай, не ломай!
Неси целый каравай!
Классный руководитель . В некоторых местах колядовать ходили девушки – невесты.Они пели только там, где есть женихи
У Ивана на дворе стоят сорок коней.
Ему в Москву ехать, ему солод закупать.
Ему пиво варить, ему сына женить.
Классный руководитель . В ответ на это девушек одаривали пирогами, конфетами.
Святок не бывало без гаданий. Для девушек в этом был смысл и цель святочных вечеров. Гадали даже пожилые женщины о своей участи в следующем году. Об этом песня в Пошехонье.
Гадай, гадай, девица!
В коей руке былица,
Жизнь пойдет, покатится,
Классный руководитель . На Святках ( во второй половине ) в «страшные вечера» Между Рождеством и Крещением гадали особенно много, желая узнать свою судьбу. Например:
1.Ходили «слушать» за деревню на перекресток дорог. В какой стороне залает собака – туда идти замуж.
2.Подслушивали под окнами: если ругаются – в плохой дом выйдешь замуж, если смеются – в хороший.
3. Выдергивали из стога колосок: если с зерном, значит жених будет богатый.
Классный руководитель . Еще в «Страшные вечера», по мнению крестьян, нечистая сила становилась активнее. Как бы в подражание разыгравшейся нечисти, парни чудили: опрокидывали поленницы дров, закладывали двери тяжелыми предметами, закрывали досками печные трубы и т.д. Старики к этому относились снисходительно, т.к. после Крещения все прекращалось.
Заканчивались Святки Крещением. И все эти недели назывались «мясоедом». Также считались свадебными.
По деревеньке мы пройдем,
Что – нибудь да сделаём:
Дров поленницу рассыплем
Или двери закладем.
Классный руководитель . У наших предков были еще традиции: в Святки «сжигать» все свои неприятности. Вот и сейчас я зажгу свечу. Вы, сидя за чашкой чая, глядя на огнь этой свечи, вспомните про себя кого вы обидели или обманули или сказали плохие слова. И пусть все ваши неприятности « сгорят» на этом пламени и больше не повторятся.
Источник статьи: http://nsportal.ru/shkola/klassnoe-rukovodstvo/library/2012/06/12/klassnyy-chas-svyatki
Святки
классный час на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
svyatki.zip | 2.13 МБ |
Предварительный просмотр:
Цель : развитие кругозора учащихся о Новогодних праздниках и приобщение младших школьников к русской традиционной культуре.
знакомство с обрядами колядования и гадания на Руси;
совмещение праздничного веселья с познавательной деятельностью; развитие творческих способностей;
формирование навыков общения и создание праздничной атмосферы.
-Как на улице мороз подмораживает нос,
Не велит долго стоять, велит скоро подавать
Или тепленький пирог, или маслице, творог.
-Хорошо зимой, работы никакой. Сидишь себе в избе, чаёк попиваешь, про былое вспоминаешь .
— Какие зимние праздники вы знаете?
— Конечно, самый замечательный праздник это Новый год.
— Какие еще зимние праздники вы знаете?
— Правильно, 7 января мы празднуем Рождество Христово, которое называют «матерью всех праздников».
-В эту ночь родился Иисус Христос – сын Божий.
-Какой праздник мы праздновали в конце января?
— Правильно, 19 января празднуют Крещение.
— Главное событие дня — освещение воды в проруби – ердани. Считается, что освящённая вода не портится весь год, обладает целебными и чудотворными свойствами. Не смотря на сильные крещенские морозы, смелые люди окунаются в проруби.
— А знаете ли вы, как называется период рождественских праздников от Рождества до Крещения?
-Период от 6 до 19 января назывался — Святки.
— Как вы думаете, какова тема нашей встречи?
— А что бы вы хотели узнать о Святках?
-Что такое Святки?
— Какие традиции празднования существовали на Руси.
-Какие обычаи и обряды сопровождают этот праздник?
Праздник Святки самый длинный
Он веселый и старинный.
Наши предки пели, ели
Веселились две недели.
От Рождества до Крещения
Приготовив угощение.
Пели разные колядки.
По дворам ходили в Святки.
Слайд 9
-Обычаев и обрядов, сопровождающих Святки много.
Едва наступал первый святочный день, на улицах появлялись ряженые или колядовщики: днем- ребятишки, а вечерами — взрослые. Колядующие со звездой в руках обходили дома. Этот обряд назывался колядованием.
Колядовщики заходили в дома, где горела свеча. Горевшая свеча обозначала, что в этой избе их ждут. Поздравляли хозяев и пели колядки.
Хозяева одаривали колядующих пряниками, конфетами и пирогами.
Всем было весело, душевно и благостно .
— А вы, ребята, хотите научиться правильно колядовать?
Колядование начинается с того, что парни и девушки переодеваются так, чтобы их не узнали. ( дети переодеваются )
Потом ряженые (колядующие) выбирали:
звездаря , несущего звезду ( дается звезда ),
мехоношу , несущего мешок для угощений (дается мешок ),
звонаря , несущего колокольчик, возвещающий о приходе колядовщиков
(В это время на сцену выносится стол с угощениями , зажигается свеча)
-Посмотрите-ка, ребята, свеча горит. Видать нас ждут. Давайте послушаем о чем говорят хозяева.
(Сидят дед с бабкой на скамейке и вспоминают .)
Бабка: А помнишь, дед, как раньше-то было весело? Ходили мы по избам, колядки пели, хозяев величали, святки справляли.
Дед: А помнишь, бабка, сколько при колядовании ряженых было?
Бабка: Ой, дед! А песни-то какие пели!
Ой, овсень, овсень, во дворе, на дворе,
Сосенки стояли, зелены, кудрявый.
Дед: Хватит молодость вспоминать, можно и в старости погулять.
Бабка: А я уж и пирогов напекла, вдруг заглянут гости.
Дед: Верно, бабка, не красна изба углами, а красна — пирогами.
— Ну, что, ребята, заглянем на огонек?
( Ряженые ребята под звон колокольчика поднимаются на сцену . )
Мы ходили, мы ходили
По святой да по Руси.
Добра, счастья всем желали.
Эй, хозяева! Слезайте с печки, зажигайте свечки. Открывайте сундучок, вынимайте пятачок!
Дед: Марьюшка, встречай гостей со всех волостей!
Бабка: Милости просим в избу!
Колядующие: Здравствуйте, люди добрые! Позволь, хозяюшка, коляду спеть.
Бабка: Милости просим! Окажите честь.
Все вместе: (Дети исполняют колядки , глядя на Слайды 11, 12)
Кто в этом дому.
Ты подай пирога,
Или хлеба ломтину,
Или денег полтину,
Или курочку с хохлом,
Петушка с гребешком!
Дай вам Господи
Коровку с теленочком,
Овцу с ягненочком,
Лошадь с жеребеночком,
Свинью с поросеночком…
Доставайте нам копейки.
Хорошо читаете колядки.
Получайте от нас подарки,
Пироги вкусны и ярки.
(Дед с бабкой одаривают детей деньгами и угощением.)
Колядующие: Спасибо за угощение! Счастья вам! Хлеб да соль! Да совет на долгий век! Спасибо этому дому! Пойдем к другому!
Бабка: И вам спасибо, что не обошли наш дом.
-Вечерами во время Святок молодёжь собиралась на посиделки — на них приходили, чтобы отдохнуть, повеселиться, присмотреть жениха или невесту. На посиделках играли в игры, водили хороводы, пели и плясали.
Всем веселье принесла.
Не сидите, не скучайте,
В хоровод скорей вставайте!
Хоровод «Сею, вею, посеваю».
(Под ее исполнение каждый играющий «сеет» зерно, имитирует рукой движение сеятеля, разбрасывает его во все углы дома).
Сею, вею, посеваю,
С Новым годом поздравляю.
На телят, на жеребят
И на маленьких ребят.
Кабы нам колядок
На недель десяток!
-А теперь выберем водящего, завяжем ему глаза и дадим в руки красивый платочек, он будет ходить по кругу в противоположном хороводу направлении и выбирать, кому подарить платочек, т.е. кого выбрать. Тот кого выбрали становится водящим.
В хороводе говорят:
Ходи, ходи, хоровод,
Не назад, а вперёд!
По кружочку я пойду,
Да судьбу свою найду!
Да смотри не прогадай!
Водящий отвечает словами:
Все собою хороши,
Выбираю для души!
( платочек передаёт выбранному человеку ).
-Одной из любимейших была игра в «молчанку». По команде: раз, два, три -все парни и девушки должны были хранить молчание. За смешок, улыбку, ухмылку полагалось наказание: съесть пригоршню угля или облить себя водой с головы до ног.
-Зимние святки были главным временем гаданий. Начиная новый год, человек хотел узнать, что его ждет в будущем . Молодые девушки гадали чаще всего на женихов, люди постарше на погоду, здоровье свое и близких, на будущий урожай.
Без гаданья что за святки?
Погадаем -ка, ребятки!
Самое известное гадание это Гадание с валенком — девушки узнавали в какой стороне суженый живет.
Девушки поочередно бросают валенок на дорогу и по направлению «носка» валенка узнают сторону, в какую выйдут замуж.
( Девочки по оотворачивается и кидает валенок через плечо)
Гадание с предметами .
(Из мешка ребята достают разные предметы, учитель разъясняет их значение )
Ой, слава, слава, ладо моё!
Кому вынется, тому сбудется, скоро сбудется, не минуется!
Ключи — хорошее хозяйство. Хлеб — достаток в доме. Соль -остерегайся, неудачи ждут. Серьги — к женихам. Кольцо — к замужеству. Камушек -предстоят трудности. Конфеты – сладкая жизнь. Монета- к богатству. Книга- много будешь знать.
Вместо предметов, можно сложить записки с разными добрыми желаниями.
Какое желание достанете, то и сбудется.
-Из века в век будут передаваться нашим детям, внукам зимние обрядовые праздники России: Новый год, Рождество и Крещение , Святки. Это самые волшебные дни года.
Говорят, что в эти дни, что ни пожелается,
Все всегда произойдет, все всегда сбывается.
— На нашей Новогодней елочке есть разноцветные звезды, исполняющие желания.
Возьмите золотистую звезду, если вам было интересно и вы узнали, то, что хотели.
Если у вас остались вопросы, которые необходимо прояснить –возьмите серебристую.
А теперь загадайте желание. Только желание должно быть добрым и светлым.
И Пусть ваши желания сбудутся!
Наша встреча подошла к концу, спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Внеклассное мероприятие для начальных классов. Участники в костюмах. Сцена украшена ёлками. Деревенская изба.
Листы для стенда сменных материалов. Краткая информация для младших школьников о периоде рождественских праздников с 6 по 19 января (традиции, посиделочные игры, обычаи и обряды.
Это мероприятие приоткрывает нам дверцу в мир истории, ведь каждый культурный человек должен знатьпрошлое нашей славной страны. В доступной для начальной школы форме рассказывается о том, как празднов.
Сценарий праздника, посвященного Святкам, волшебным зимним вечерам. Проводился в классе( совместно с родителями),а затем для всех учеников начальной школы.
Данная разработка может быть использована классным руководителем как в виде отдельно взятого внеклассного мероприятия для обучающихся, так и при работе с родителями, при совместной работе с учащимися .
Каждое время года хорошо по- своему. Весна- радует сердце весёлыми брызгами солнечных зайчиков, ясным голубым небом. Лето- наполняет нашу душу ароматом трав. А зима- это всегда ожидание чуда. Самое во.
Источник статьи: http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/stsenarii-prazdnikov/2015/02/02/svyatki