Праздник святки классный час

Классный час «Святки»
классный час (5 класс) по теме

Самые любимые праздники у нашего русского народа: Новый год и Рождество. В старину самым веселым и шумным был праздник Рождество и время от Рождества до Крещения — Святки.

Используя старинные песни, загадки, приметы я и разработала этот классный час. Ребятам очень понравилось.

Скачать:

Вложение Размер
klassnyy_chas_svyatki.docx 17.96 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ ЕРМОЛИНСКАЯ ООШ

Учитель: Куцеволова Ольга Борисовна

КЛАССНЫЙ ЧАС В 5 КЛАССЕ

ТЕМА: « ОТ РОЖДЕСТВА ДО КРЕЩЕНИЯ»

Цель: познакомить с некоторыми из основных православных праздников; раскрыть значение этих праздников в жизни народа; проследить связь с историческими событиями; воспитывать уважение к русской православной культуре.

Классный руководитель . Ни в одной стране мира нет такого количества праздников, как у нас в России. Но самые любимые, пожалуй, Новый год и Рождество. Новый год – праздник, которого ждут все. Но в старину самый веселый и радостный был праздник Рождество. В период от Рождества до Масленицы заключались самые важные договора, как устные так и письменные.

Например, в Московской губернии «…в первый день рождества пекли коров. Одна большая фигура коровы и две большие фигуры овцы. Их хранили до Крещения. В Крещение их размачивали и давали скоту. А в Архангельской губернии в это время шла усиленная подготовка крестьян к уходу в «бурлаки», т.е. работники. Мужчины и парни уходили на заработки.

.Закатилось солнышко, закатилося,

Да несчастная девушка уродилася,

Заплачь, заплачь, девушка,

По своему горюшку, по великому.

По своему Ванюшке чернобровому.

Классный руководитель . Рождество на Руси отмечали самым ярким весельем. Особенно веселыми были Святки. Веселье длилось от Рождества до Крещения. Отмечали это по-разному, но веселье было везде. В то время люди очень верили в приметы. Вот некотрые из них.

( вывешивается плакат с текстом примет)

— На Рождество снег – к урожайному году.

— Если на Рождество иней – неурожай хлеба.

— Какая погода на Рождество, такая же будет на Петров день (12 июля)

— На Рождество надевай чистую рубаху, но не новую, а то будет неурожай.

Классный руководитель. «Зима за морозы, а мужик за праздники.» Так говорили, когда начинались Святки. Их праздновали все, но в основном это был праздник молодежи: игры, песни, обходы домов, посиделки, гадания.

По всей территории России был распространен обычай обхода домов молодежью или детьми. В домах ожидали колядовщиков. Готовили им угощения, выслушивали их колядки.

Ученик . Слово «Колядки» происходит от латинского «календы». Это название первого дня месяца у древних римлян. Это и специальные песни с пожеланиями богатого урожая, здоровья, согласия в семье. Мало кто знает сейчас эти песни.

Ученица. Коляда, коляда!

Ты пришла на двор накануне Рождества

По снежному полю, гулять на просторе!

Забежала во двор к Ивану Ивановичу,

К тетушке Прасковье.

У Ивана – сударя высок терем,

У Прасковьюшке на дворе полным-полно.

Мы пришли прославлять, хозяев величать!

Ивану Ивановичу житья сто лет.

Прасковьюшке всегда здравьица.

Классный руководитель. В Подмосковье, благодаря хозяев, колядовщики сулили дому полное благополучие и счастье. По традиции колядовщики требовали платы, угощения, иногда даже очень настойчиво.

Не рубь – полтина, —

И масла крыница.

Классный руководитель. Если выносили угощение, то благодарили. Если ничего не выносили, то могли пропеть и так:

У скупого мужика

Родись рожь хороша:

А на двор чертей!

На огород – червей!

Классный руководитель. Молодежь одевалась празднично. Пели песни, плясали, загадывали загадки. Приходили ряженые. В разных губерниях рядились по-разному.

На Псковщине любимые маски были: «медведь» и «журавль». В Ярославской области наряжались цыганами. В Костроме – стариками со страшным горбом. В Новгороде из года в год смешила молодежь комическая пара: старик со старухой. А в центре России молодежь устраивала еще одно колядование : исполняли «овсени» ( таусени)

Открывай – ка, ворота,

Выноси – ка пирога.

Кто подаст лепешки –

Кто подаст каши –

Подавай, не ломай!

Неси целый каравай!

Классный руководитель . В некоторых местах колядовать ходили девушки – невесты.Они пели только там, где есть женихи

У Ивана на дворе стоят сорок коней.

Ему в Москву ехать, ему солод закупать.

Ему пиво варить, ему сына женить.

Классный руководитель . В ответ на это девушек одаривали пирогами, конфетами.

Святок не бывало без гаданий. Для девушек в этом был смысл и цель святочных вечеров. Гадали даже пожилые женщины о своей участи в следующем году. Об этом песня в Пошехонье.

Гадай, гадай, девица!

В коей руке былица,

Жизнь пойдет, покатится,

Классный руководитель . На Святках ( во второй половине ) в «страшные вечера» Между Рождеством и Крещением гадали особенно много, желая узнать свою судьбу. Например:

1.Ходили «слушать» за деревню на перекресток дорог. В какой стороне залает собака – туда идти замуж.

2.Подслушивали под окнами: если ругаются – в плохой дом выйдешь замуж, если смеются – в хороший.

3. Выдергивали из стога колосок: если с зерном, значит жених будет богатый.

Классный руководитель . Еще в «Страшные вечера», по мнению крестьян, нечистая сила становилась активнее. Как бы в подражание разыгравшейся нечисти, парни чудили: опрокидывали поленницы дров, закладывали двери тяжелыми предметами, закрывали досками печные трубы и т.д. Старики к этому относились снисходительно, т.к. после Крещения все прекращалось.

Заканчивались Святки Крещением. И все эти недели назывались «мясоедом». Также считались свадебными.

По деревеньке мы пройдем,

Что – нибудь да сделаём:

Дров поленницу рассыплем

Или двери закладем.

Классный руководитель . У наших предков были еще традиции: в Святки «сжигать» все свои неприятности. Вот и сейчас я зажгу свечу. Вы, сидя за чашкой чая, глядя на огнь этой свечи, вспомните про себя кого вы обидели или обманули или сказали плохие слова. И пусть все ваши неприятности « сгорят» на этом пламени и больше не повторятся.

Источник статьи: http://nsportal.ru/shkola/klassnoe-rukovodstvo/library/2012/06/12/klassnyy-chas-svyatki

Святки
классный час на тему

Скачать:

Вложение Размер
svyatki.zip 2.13 МБ

Предварительный просмотр:

Цель : развитие кругозора учащихся о Новогодних праздниках и приобщение младших школьников к русской традиционной культуре.

знакомство с обрядами колядования и гадания на Руси;

совмещение праздничного веселья с познавательной деятельностью; развитие творческих способностей;

формирование навыков общения и создание праздничной атмосферы.

-Как на улице мороз подмораживает нос,

Не велит долго стоять, велит скоро подавать

Или тепленький пирог, или маслице, творог.

-Хорошо зимой, работы никакой. Сидишь себе в избе, чаёк попиваешь, про былое вспоминаешь .

— Какие зимние праздники вы знаете?

— Конечно, самый замечательный праздник это Новый год.

— Какие еще зимние праздники вы знаете?

— Правильно, 7 января мы празднуем Рождество Христово, которое называют «матерью всех праздников».

-В эту ночь родился Иисус Христос – сын Божий.

-Какой праздник мы праздновали в конце января?

— Правильно, 19 января празднуют Крещение.

— Главное событие дня — освещение воды в проруби – ердани. Считается, что освящённая вода не портится весь год, обладает целебными и чудотворными свойствами. Не смотря на сильные крещенские морозы, смелые люди окунаются в проруби.

— А знаете ли вы, как называется период рождественских праздников от Рождества до Крещения?

-Период от 6 до 19 января назывался — Святки.

— Как вы думаете, какова тема нашей встречи?

— А что бы вы хотели узнать о Святках?

-Что такое Святки?

— Какие традиции празднования существовали на Руси.

-Какие обычаи и обряды сопровождают этот праздник?

Праздник Святки самый длинный
Он веселый и старинный.
Наши предки пели, ели
Веселились две недели.
От Рождества до Крещения
Приготовив угощение.
Пели разные колядки.
По дворам ходили в Святки.

Слайд 9
-Обычаев и обрядов, сопровождающих Святки много.

Едва наступал первый святочный день, на улицах появлялись ряженые или колядовщики: днем- ребятишки, а вечерами — взрослые. Колядующие со звездой в руках обходили дома. Этот обряд назывался колядованием.

Колядовщики заходили в дома, где горела свеча. Горевшая свеча обозначала, что в этой избе их ждут. Поздравляли хозяев и пели колядки.

Хозяева одаривали колядующих пряниками, конфетами и пирогами.

Всем было весело, душевно и благостно .

— А вы, ребята, хотите научиться правильно колядовать?

Колядование начинается с того, что парни и девушки переодеваются так, чтобы их не узнали. ( дети переодеваются )

Потом ряженые (колядующие) выбирали:

звездаря , несущего звезду ( дается звезда ),

мехоношу , несущего мешок для угощений (дается мешок ),

звонаря , несущего колокольчик, возвещающий о приходе колядовщиков

(В это время на сцену выносится стол с угощениями , зажигается свеча)

-Посмотрите-ка, ребята, свеча горит. Видать нас ждут. Давайте послушаем о чем говорят хозяева.

(Сидят дед с бабкой на скамейке и вспоминают .)

Бабка: А помнишь, дед, как раньше-то было весело? Ходили мы по избам, колядки пели, хозяев величали, святки справляли.

Дед: А помнишь, бабка, сколько при колядовании ряженых было?

Бабка: Ой, дед! А песни-то какие пели!

Ой, овсень, овсень, во дворе, на дворе,

Сосенки стояли, зелены, кудрявый.

Дед: Хватит молодость вспоминать, можно и в старости погулять.

Бабка: А я уж и пирогов напекла, вдруг заглянут гости.

Дед: Верно, бабка, не красна изба углами, а красна — пирогами.

— Ну, что, ребята, заглянем на огонек?

( Ряженые ребята под звон колокольчика поднимаются на сцену . )

Мы ходили, мы ходили

По святой да по Руси.

Добра, счастья всем желали.

Эй, хозяева! Слезайте с печки, зажигайте свечки. Открывайте сундучок, вынимайте пятачок!

Дед: Марьюшка, встречай гостей со всех волостей!

Бабка: Милости просим в избу!

Колядующие: Здравствуйте, люди добрые! Позволь, хозяюшка, коляду спеть.

Бабка: Милости просим! Окажите честь.

Все вместе: (Дети исполняют колядки , глядя на Слайды 11, 12)

Кто в этом дому.

Ты подай пирога,

Или хлеба ломтину,

Или денег полтину,

Или курочку с хохлом,

Петушка с гребешком!

Дай вам Господи

Коровку с теленочком,

Овцу с ягненочком,

Лошадь с жеребеночком,

Свинью с поросеночком…

Доставайте нам копейки.

Хорошо читаете колядки.

Получайте от нас подарки,

Пироги вкусны и ярки.

(Дед с бабкой одаривают детей деньгами и угощением.)

Колядующие: Спасибо за угощение! Счастья вам! Хлеб да соль! Да совет на долгий век! Спасибо этому дому! Пойдем к другому!

Бабка: И вам спасибо, что не обошли наш дом.

-Вечерами во время Святок молодёжь собиралась на посиделки — на них приходили, чтобы отдохнуть, повеселиться, присмотреть жениха или невесту. На посиделках играли в игры, водили хороводы, пели и плясали.

Всем веселье принесла.

Не сидите, не скучайте,

В хоровод скорей вставайте!

Хоровод «Сею, вею, посеваю».

(Под ее исполнение каждый играющий «сеет» зерно, имитирует рукой движение сеятеля, разбрасывает его во все углы дома).

Сею, вею, посеваю,

С Новым годом поздравляю.

На телят, на жеребят

И на маленьких ребят.

Кабы нам колядок
На недель десяток!

-А теперь выберем водящего, завяжем ему глаза и дадим в руки красивый платочек, он будет ходить по кругу в противоположном хороводу направлении и выбирать, кому подарить платочек, т.е. кого выбрать. Тот кого выбрали становится водящим.

В хороводе говорят:

Ходи, ходи, хоровод,

Не назад, а вперёд!

По кружочку я пойду,

Да судьбу свою найду!

Да смотри не прогадай!

Водящий отвечает словами:

Все собою хороши,

Выбираю для души!

( платочек передаёт выбранному человеку ).

-Одной из любимейших была игра в «молчанку». По команде: раз, два, три -все парни и девушки должны были хранить молчание. За смешок, улыбку, ухмылку полагалось наказание: съесть пригоршню угля или облить себя водой с головы до ног.

-Зимние святки были главным временем гаданий. Начиная новый год, человек хотел узнать, что его ждет в будущем . Молодые девушки гадали чаще всего на женихов, люди постарше на погоду, здоровье свое и близких, на будущий урожай.

Без гаданья что за святки?

Погадаем -ка, ребятки!

Самое известное гадание это Гадание с валенком — девушки узнавали в какой стороне суженый живет.

Девушки поочередно бросают валенок на дорогу и по направлению «носка» валенка узнают сторону, в какую выйдут замуж.

( Девочки по оотворачивается и кидает валенок через плечо)

Гадание с предметами .

(Из мешка ребята достают разные предметы, учитель разъясняет их значение )

Ой, слава, слава, ладо моё!
Кому вынется, тому сбудется, скоро сбудется, не минуется!

Ключи — хорошее хозяйство. Хлеб — достаток в доме. Соль -остерегайся, неудачи ждут. Серьги — к женихам. Кольцо — к замужеству. Камушек -предстоят трудности. Конфеты – сладкая жизнь. Монета- к богатству. Книга- много будешь знать.

Вместо предметов, можно сложить записки с разными добрыми желаниями.

Какое желание достанете, то и сбудется.

-Из века в век будут передаваться нашим детям, внукам зимние обрядовые праздники России: Новый год, Рождество и Крещение , Святки. Это самые волшебные дни года.

Говорят, что в эти дни, что ни пожелается,
Все всегда произойдет, все всегда сбывается.

— На нашей Новогодней елочке есть разноцветные звезды, исполняющие желания.

Возьмите золотистую звезду, если вам было интересно и вы узнали, то, что хотели.

Если у вас остались вопросы, которые необходимо прояснить –возьмите серебристую.

А теперь загадайте желание. Только желание должно быть добрым и светлым.

И Пусть ваши желания сбудутся!

Наша встреча подошла к концу, спасибо за внимание!

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие для начальных классов. Участники в костюмах. Сцена украшена ёлками. Деревенская изба.

Листы для стенда сменных материалов. Краткая информация для младших школьников о периоде рождественских праздников с 6 по 19 января (традиции, посиделочные игры, обычаи и обряды.

Это мероприятие приоткрывает нам дверцу в мир истории, ведь каждый культурный человек должен знатьпрошлое нашей славной страны. В доступной для начальной школы форме рассказывается о том, как празднов.

Сценарий праздника, посвященного Святкам, волшебным зимним вечерам. Проводился в классе( совместно с родителями),а затем для всех учеников начальной школы.

Данная разработка может быть использована классным руководителем как в виде отдельно взятого внеклассного мероприятия для обучающихся, так и при работе с родителями, при совместной работе с учащимися .

Каждое время года хорошо по- своему. Весна- радует сердце весёлыми брызгами солнечных зайчиков, ясным голубым небом. Лето- наполняет нашу душу ароматом трав. А зима- это всегда ожидание чуда. Самое во.

Источник статьи: http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/stsenarii-prazdnikov/2015/02/02/svyatki

Читайте также:  Как организовывать школьные праздники
Оцените статью