Праздник святой троицы зелень

Обряды на праздники Троица и Семик

Опубликовано: Liuda · 10 мая 2020

Православный праздник — День Святой Троицы

В 2021 году День Святой Троицы приходится на 20 июня. В этот праздник дома и храмы принято украшать молодыми ветками березы, травой, цветами. Ведь зелень и цветы символизируют жизнь.

На пятидесятый день после Пасхи, в воскресенье, празднуется День Святой Троицы (Пятидесятница).

Накануне, в субботу (6 июня), отмечается Троицкая родительская суббота в знак поминовения умерших.

Вслед за Пятидесятницей, в понедельник (21 июня) — День Святого Духа. В старину праздник Троицы связывался с проводами весны и встречей лета.

На Троицу в церковь идут с цветами, березовыми ветками и пахучими травами в руках. Потом травы высушивают и хранят как средство от всевозможных бед и болезней. Считается, что троицкая зелень оберегает дом во время грозы.

В этот день храмы, дома, образа принято украшать березовыми ветвями и цветами в честь животворящего Святого Духа, проливать слезы на цветы или березовые ветки, которые держали в руках во время церковной службы. Букетик или веточки, орошенные слезами, хранили целый год — по поверью, это спасало от засухи. Была и другая причина плакать над цветами: считалось, что слезы смывают грехи. Сколько грехов за собой человек числил, столько цветочков или веточек он должен был взять с собой в церковь.

Читайте также:  Букеты для всех праздников

Как праздновали Троицу наши предки

В полдень, после обеда, начиналось празднество. Одна из девушек — хороводница — с караваем в руках выходила на улицу и запевала зазывную песню. К ней со всех сторон сбирались девушки с матушками. А потом вся веселая толпа отправлялась в рощу. Там на широкой поляне расстилалась скатерть, после троицких песен на нее клался каравай. Гуляющие рассыпались семейными кружками — полдничать. Пожилые угощали родных и знакомых, а молодежь завивала венки. В некоторых областях родители плели венки для детей, дети для родителей, сестры для братьев и наоборот.

Троицкий венок

Троицкий венок считался неизменным вестником брачного обета.

С венками на голове молодежь принимались водить хороводы. С окончанием хороводов начиналась игра в горелки (кстати, слово «горелки» восходит к глаголу «гореть», причем изначально, видимо, в значении «любить, страдать от любви»). Горелки не были детской игрой: в нее играли девушки и холостые молодые мужчины. Водящим всегда выбирался парень, и ловить он мог только девушку, так что игра давала возможность знакомиться, общаться и выбирать невесту.

Возникновение игры связывают с языческими праздниками и обрядами: встречей весны, «когда славилась богиня Лада, покровительница браков и чадородия», или с праздником Ярилы.

В Троицын день девушки ходили развивать березки, завитые на Семик. Если венок развит — желаемое не сбудется, засох — жди перемен в жизни, например замужества, если зелен -продолжение девичества. А вечером молодежь шла к реке, где все бросали венки в воду. Если венок поплывет, это означало неизменное счастье. Если венок завертится на месте, это предвещало расстройство свадьбы, семейные ссоры. Если венок потонет, то это угрожало великим несчастием. Если венок останавливался на месте, то заключали, что девицам в этот год не быть замужем, молодцам оставаться неженатыми.

Нередко случалось, что влюбленные будто нечаянно бросали свои венки вместе. По сближению таких венков на воде угадывали о близкой свадьбе. А бывали примеры, что матери не отдавали дочек за таких суженых, чьи семицкие венки потонули в воде на виду у всех. Верили, что такие суженые или скоро умирают, или спиваются.

Троицкий каравай и скатерть

Троицкому караваю и скатерти придавалось особое значение.

Каравай засушивали в сухари и хранили до свадьбы. Их замешивали в свадебный каравай на счастье и любовь молодых. А скатерть играла важную роль на смотринах. Ее тайно от всех клали на стол и накрывали другою скатертью. Верили, что эта скатерть приковывала суженого к девушке крепче железа. Но на такой поступок отваживались не все матери из опасения — как бы ни привязать к своей дочери лихого суженого.

Семик — языческий праздник

Седьмую неделю после Пасхи называли семицкой. На этой неделе проводились особые обряды. Например, в народе верили, что именно в Семицкую неделю покойники вспоминают о старой своей жизни и бродят по кладбищам без пристанища. Поэтому многие люди во вторник этой недели ходили на их могилы, чтобы побеседовать с ними и справить по ним так называемые задушные поминки. Считалось, что покойники, довольные угощением, из могил уже не выходят. А вот забытые покойники часто ссорятся и даже дерутся с русалками, а русалки за все обиды мстят уже живым…

Сам Семик (русальная неделя) приходился на четверг. В языческие времена это был праздник бога Перуна, и многие древние обряды сохранились и в православной Руси. Семик справляли в рощах, лесах, на берегах рек и прудов.

В начале Семицкой недели 2-3 девушки отправлялись в лес выбирать березку для обряда, а в четверг уже веселой шумной гурьбой шли ее завивать. У одной березки завивали ветки в венок, сплетали ветки или макушки берез попарно, а потом кумились — целовались через венок и обменивались платками, колечками. Затем одну березку украшали лентами и раскладывали под ней принесенное с собой угощение — каравай, сдобники и крашеные в желтый цвет яйца. Еще в семик плетут венки и разбрасывают их по лесу русалкам, чтобы они добыли суженых-ряженых, после чего сразу же убегают. Обряды сопровождались песнями, например такой:

Завивайся, березка, Завивайся, кудрява!

Мы к тебе идем, Мы венки несем,

Каждому листочку -По алому цветочку,

Каждой веточке -По ленточке.

Не радуйтесь, дуб и клен!

Радуйся, белая береза!

К тебе девушки идут,

К тебе красные идут,

С яишницей, с куличком,

С пшеничным пирожком,

-Березку завивать, Семик величать!

На Семик также отправлялся древний обычай поминовения убогих в убогих домах, или божедомках. Сюда свозились покойники — удавленники, утопленники, мертвецы, найденные в окрестностях. Из ближайшей церкви устраивали крестный ход к убогому дому. Люди приносили с собой рубашки, саваны и даже гробы для покойников. Они сами рыли могилы, сами одевали покойников, молились.

Источник статьи: http://sovetyli.ru/prazdniki/troica-i-semik-zelenye-svyatki.html

LiveInternetLiveInternet

Метки

Рубрики

  • Кулинария (665)
  • второе — мясо, рыба, птица (75)
  • Сладкая выпечка (54)
  • Салаты (41)
  • Торты (39)
  • Постные рецепты (29)
  • Закуски (28)
  • Заготовки (27)
  • Соленая выпечка (25)
  • Разное (24)
  • Первые блюда (23)
  • второе — овощи, грибы (21)
  • Напитки (17)
  • Кексы (13)
  • Десерты, мороженое и прочее (11)
  • Тесто (10)
  • Печенье, пряники (10)
  • плюшки, ватрушки, пирожки (дрож.тесто) (5)
  • Кулинарные советы (4)
  • Хлеб (3)
  • Пельмени, вареники, блины (3)
  • Интересные факты (302)
  • Рукоделие, творчество (259)
  • Вязание детям (45)
  • Вязание спицами (32)
  • Вязание — узоры и советы (20)
  • Вышивка (19)
  • Мелочи и не только для дома (18)
  • Вязание крючком (10)
  • Носочки, тапочки (9)
  • Шитье (8)
  • кухонные мелочи (8)
  • Рукодельные журналы (5)
  • Сделай сам (5)
  • Выкройки игрушек (4)
  • Коробочки, корзиночки, баночки (2)
  • Мягкие игрушки (2)
  • Мастер-класс (1)
  • Домики (1)
  • -ВЯЗАНИЕ КРЮЧОК — Ткань+ крючок (1)
  • -ВЯЗАНИЕ ДЛЯ ЖЕНЩИН — Блузки болеро накидки туники (1)
  • Здоровье (230)
  • Полезные советы (219)
  • Дом (157)
  • Огород (18)
  • Интерьеры (3)
  • Домоводство (1)
  • Отдых, туризм (153)
  • Дети (133)
  • Здоровое питание (63)
  • Болезни (61)
  • Стихи (46)
  • Исследования (41)
  • Народная медицина (36)
  • Сосуды (4)
  • фотошоп (36)
  • Карьера (29)
  • Я -Женщина (28)
  • Мужчина и Женщина (26)
  • Человек (22)
  • Анекдоты, юмор (18)
  • Инфекционные болезни (12)
  • Технологии (11)
  • Мобильники (9)
  • Лекарственные средства, БАД (8)
  • Генетика (7)
  • Беременность (6)
  • Астрология (6)
  • Книги (5)
  • Драма (1)
  • Поэзия (1)
  • Психические заболевания (4)
  • Пасхальная копилка (3)
  • Новогодняя копилка (3)
  • Социология (3)
  • Эфирные масла (2)
  • Неврология и нейрохирургия (2)
  • Биографии (2)

Музыка

ТоррНАДО — торрент-трекер для блогов

Подписка по e-mail

Поиск по дневнику

Статистика

Троица: зеленые святки

Воскресенье, 23 Июня 2013 г. 18:30 + в цитатник

Троица — самый зеленый праздник в году, день прославления расцветающей природы, который символизирует начало настоящего жаркого лета!

Троица — это один из са­мых любимых и почитае­мых праздников у православных христиан. Жаркое лето вступает в свои права, и в душе каждого из нас царит радостное, солнечное настрое­ние, хочется с улыбкой встречать каждый новый день! А в воздухе ви­тают чарующие ароматы свежих трав — душистый любисток и терпкий аир, пряный чабрец и горькая полынь, освежающая мята.

И в городах, и в селах люди спе­шат домой, держа в руках заветные букеты, чтобы украсить ими свою обитель, устелить пол. Троица — са­мый зеленый праздник в году!

И преисполнились они духа святого.

Ровно через 50 дней после Вос­кресения Господня христиане празд­нуют Святую Троицу. В этот день мно­го лет назад исполнилось обещание Иисуса Христа — на Его учеников со­шел Святой Дух. Апостолы получили в дар способность говорить и пропо­ведовать учение Иисуса о Триедином Боге — Боге Отце, Боге Сыне и Боге Духе Святом — на многих языках, раньше им абсолютно неизвестных.

Второе название праздника — Пя­тидесятница — связано с этим же чу­десным событием. Ведь произошло оно на 50-й день после христианской Пасхи, совпадая с иудейской Пятидесятницей — праздником в честь первых плодов и воспоминания о том, как Моисей открыл израиль­скому народу древний Синайский закон — десять заповедей.

Праздник в честь Троицы живо­творящей установлен апостолами и считается днем рождения Церкви Христовой. А какой же день рождения без подарков? Вот и несут верующие в храмы охапки благоухающих трав, ветки деревьев и цветы. По преда­нию, именно так была украшена ком­натка в одном из домов Сиона, в кото­рой, собственно говоря, и произошло сошествие Святого Духа. Ароматные травы и цветы — это подарок Богу — и в то же время символ Церкви, которая «процвела яко крин» (цветок).

Праздник начала лета

В Украине праздник Троицы в народе часто называют Зеленым воскресеньем, Зелеными праздника­ми («Зэлэни свята»), Зелеными свят­ками. Все эти названия напоминают нам о культе растительности и плодо­родия, который существовал у сла­вян, и связаны они с верованиями и обрядами наших предков.

Верования эти настолько древние, что ученые-филологи и этнографы до сих пор спорят о том, когда именно происходили эти праздники, как на­зывались определенные дни, и сколь­ко этих дней вообще было. Одни го­ворят, что три дня перед нынешней Троицей называли Клечальной (или Русальной) неделей, а первые три дня после нее — Зелеными праздниками. Другие утверждают, что речь идет не о трех днях, а о неделе, а то и двух.

На самом деле главное — все-таки не цифры, а те удивительные обря­ды и ритуалы, с помощью которых, в чем были абсолютно убеждены наши предки, можно достичь благополучия, счастья в любви и сохра­нить богатырское здоровье.

Клечальная суббота

Накануне Зеленого воскресенья (которое сегодня называют днем Святой Троицы) девушки и дети от­правлялись в лес или на луг и собирали травы. В основном — чабрец (тимьян), полынь, мяту, любисток и аир (его часто называли лепехой или «татарским зельем»).

ЧАБРЕЦ в народе называют «богородицкая (богород­ская, богородицина) травка», а раньше его, уважительно велича­ли «женской травой» и верили, что пучок чабреца в доме помогает женщинам во всех заботах — привлечь суженого, родить и вырастить ребен­ка, сохранить мир в семье. Траву или зашивали в подушку, или просто пря­тали под нее. Кстати говоря, это еще и прекрасное средство от бессонницы и для успокоения нервов.

Если носить при себе веточку ча­бреца, он сделает человека смелее, наградит мужеством, решительно­стью, упорством и храбростью, при­несет победу во всех начинаниях.

В селах дымом сухой травы чабре­ца окуривают скот, уберегая, таким образом, его от порчи или сглаза.

В народе говорят, что если по­садить в саду у дома чабрец, то его пряный и свежий аромат привлечет эльфов, которые навестят жилище и исполнят любое желание хозяина.

ПОЛЫНЬ — «трава окаянная, бесколенная» или «горькая трава» — защищает от козней русалок, что осо­бенно актуально на Троицкой неделе.

Пучок полыни, прикрепленный над входной дверью или у порога, выгонит из дома всякую нечисть.

Дымом сухой полыни советовали окуривать жилище перед новосельем, чтобы устранить плохую энергетику. Траву часто использовали в качестве оберега от воздействия темных сил.

Существует интересное старинное поверье — если посмотреть на пламя костра, зажженного в честь летнего солнцестояния, сквозь пучок полыни, это обеспечит хорошее зрение на весь год. А еще странники прятали листо­чек полыни себе в башмаки — чтобы идти много миль, не зная усталости.

АИР — «ангельская трава» — при­носит удачу, богатство, душевное рав­новесие и дарует надежную защиту. Стебли аира, разбросанные на Троицу на полу во всех комнатах, привлекают в дом добрых духов, очищают жилье от негатива и укрепляют здоровье обитателей. Однако по поверью, аир помогает только хорошим и добрым людям. Если человек злой, «ангельская трава» свою волшебную силу не проявит.

Если разложить по углам в кухне мелкие кусочки корня аира, это убережет от голода и нищеты. А если вырастить аир в саду, то сад будет пре­красно плодоносить.

ЛЮБИСТОК — «любовный корень» или «счастливая травка» — испокон веков защищал от любого вида колдовства, от сглаза и вампиров, оберегал от ухищрений русалок, отводил порчу от женщин. Корень любистка добавляли в воду для купания, чтобы очиститься на ду­ховном уровне и привлечь любовь.

Девушки отваром любистка мыли волосы — «щоб хлопци бигали», «на красу», «щоб була на щастя багата» и «щоб не наврочили».

Мамы часто клали любисток в кро­ватки своих дочерей — чтобы девоч­ка свое счастье выбрала, не чужое, и чтобы оно с ней осталось навсегда.

Это наделяющее счастьем расте­ние, растущее во дворе, у изгороди или у порога дома, принесет любовь и радость всем жильцам. А если зашить его в подол подвенечного платья (с изнаночной стороны), новоиспеченный супруг будет страстно любить свою вторую по­ловинку до конца жизни.

МЯТА восстанавли­вает равновесие, от­крывает сердечную чакру, дарует любовь, отпугивает злых духов, очищает дом, защищает от врагов, избавляет человека от чувства недовольства жизнью и от тоски.

Если вы боретесь со сном, вды­хайте аромат толченых листьев этого растения — он прогонит сонливость.

Много лет назад для привлечения покупателей лавочники окуривали дымом сухой мяты торговые места.

Чтобы привлечь на свою сторону фортуну, примите ванну, добавив в теплую воду 7 листиков мяты.

Древние римляне утверждали, что аромат мяты улучшает умственную деятельность. Если вам предстоит интеллектуальная работа или вы го­товитесь воспринять много новой информации, потрите между пальца­ми три листика мяты.

С давних времен в народе счита­ли, что травы — лучшие защитники от злых духов. Кроме того, все вышепе­речисленные травки, по мнению на­ших предков, именно в эти дни нали­ваются магической силой — способны исцелить любые недуги. Кстати ска­зать, все эти травы действительно обладают целебными свойствами и относятся к лекарственным. По­этому не упустите случая — в канун Троицы соберите заветное снадобье для домашней аптечки.

Свои обязанности были и у муж­чин. Они отправлялись за ветками клена, липы, ясеня, березы, ольхи или тополя. Эти молодые деревья и ветки называли «клечанням». Отсю­да и название субботы (и всей сле­дующей недели) — Клечальная.

Травами, словно ковром, застила­ли пол в жилищах, а ветками дере­вьев украшали дома, окна, входные двери и все дверные проемы. Люди верили, что в это время души умер­ших родственников прилетают к жи­вым, прячутся в ветках и защищают свои семьи от всякой нечисти.

Наши предки считали, что, когда цветет рожь, мертвые просыпаются. Чтобы в это время не произошло ни­чего плохого, люди просили помощи у умерших родственников. В благодарность за защиту полагалось в Клечальную субботу (еще ее назы­вали Дедовой) справить на могилах обед-тризну. Это был единственный день в году, когда поминали даже самоубийц. За них искренне молились, нередко величая вероотступников покровителями рода.

А еще в Клечальную субботу су­ществовал обычай плести венки, они считались символом молодости и чистой, незапятнанной красоты. Свитый из живых цветов венок, по поверью, имел силу чудодейственно­го оберега. Кстати, и ветки, и венки отлично смотрятся в интерьере. Возможно, и нам с вами стоит укра­сить свои дома? Кто знает, может быть, именно эти магические дей­ствия уберегут нас от неприятностей и проблем со здоровьем, привнесут в нашу жизнь любовь.

В Карпатах существовал прекрас­ный, на наш взгляд, обычай — про­сить прощения у всех, кого вольно или невольно обидели.

Зеленое воскресенье: в храме

После крещения Киевской Руси древние обряды не забылись, они тесно переплелись с христианскими традициями. И теперь утром в день Святой Троицы, или Зеленое воскре­сенье, спешат люди в храм. В руках у них заранее приготовленные букеты из любистка, аира, полыни, мяты и чабреца. В середине букета — трой­ная свеча зеленого цвета: она должна гореть во время всей службы. Кстати, огарок нужно непременно сохранить. Теперь это оберег, который лучше хорошенько спрятать — подальше от чужих глаз. А в старину его да­вали в руки умирающему человеку — чтобы облегчить его страдания.

Во время церковной службы же­лательно «поплакать на цветы», хотя бы несколько слезинок уронить: наши предки верили, что слезы — символ дождя, а значит, урожаю не страшны засухи. С приходом христи­анства ритуал не изменился, а об­рел новый смысл: плакать все-таки нужно, причем о своих грехах. Для этого необходимо представить, что каждый цветок, листок или травин­ка — отдельный грех. Оплакав свои грехи, мы от них освобождаемся и становимся чище, добрее и сильнее, а значит — все у нас будет хорошо.

Праздничный обед

После службы в церкви — празд­ничный обед. В этот день пекли пи­роги, медовые коврижки. На столах было много хмельных медов и вин. Стол был украшен скатертью зелено­го цвета, угощенье — овощи, каравай, яичница, как символ солнца.

Издавна в народе считается, что куриное яйцо обладает магической силой. Оно «втягивает» в себя все плохое, избавляет человека от нега­тива. Ритуалы по очищению от дурного воздействия с помощью яиц есть практически во всех веровани­ях, начиная еще с языческих времен. В Средневековье колдуны съедали яйцо в скорлупе, чтобы удвоить свои магические способности.

Любопытно, что китайцы считают – при сотворении мира Космическое Яйцо разбилось и его половинки об­разовали землю и небо. Желток сим­волизирует землю, а белок — небо.

Медики обнаружили, что яичница повышает потенцию у мужчин — ту­рецкие султаны перед посещением гарема непременно употребляли глазунью. Также она полезна для беременных женщин — здоровое разви­тие плоду обеспечивает холин, содер­жащийся в желтке. Холин защищает от заболеваний печени и помогает снижать уровень холестерина, он необходим для нормального функцио­нирования всех клеток организма и для правильной работы мозга. А еще жареные яйца способствуют сниже­нию кровяного давления.

Яичница-глазунья нам напоми­нает солнце и несет в себе его цели­тельную силу. Желтый и оранжевый цвета имеют положительную энер­гетику, заряжают оптимизмом, это цвета надежды и любви. Яичница подарит нам активность, душевное равновесие, прекрасную работоспособность и хорошую память.

Березовый веник

Еще один обычай — на Троицу «ло­мали веники». То есть заготавливали березовые веники для бани.

Приступали к процессу в первой половине дня, но не слишком рано – когда сойдет роса. Сначала выбира­ли березу — это очень ответственное дело, от правильно подобранного дерева напрямую зависит качество и свойства будущего веника.

Береза должна быть «плакучей» — высокой, с ниспадающими гибки­ми тонкими и прямыми ветками. Но в некоторых регионах от­давали предпочтение молоденькой низкорослой березке, которая ни разу не цвела и не плодоносила, де­скать, у нее лист нежнее.

Ствол березы пригибали и среза­ли ветки длиной около 50 см. При­чем использовали только боковые побеги, верхушку не трогали, чтобы не погубить дерево. Кроме того, для веника использовали веточки, расту­щие от старых пней берез.

Важное правило — для хорошего веника нужно, чтобы погода на улице стояла сухая. Поэтому если в Трои­цын день шел дождь, заготовку вени­ков откладывали на сутки-двое.

Источник статьи: http://www.liveinternet.ru/users/2634865/post280990691/

Оцените статью