Праздник трех королей как празднуют

6 января – праздник Трёх королей

В Польше 6 января отмечается праздник Трёх королей (Trzech Króli), или Богоявление. Традиция праздника переносит нас в библейские времена, когда на землю пришёл младенец Христос, а волхвы пришли к нему на поклон.

День Богоявления с 2011 года в Польше является государственным выходным. Пользуясь свободным днём, множество людей проводят его на богослужениях, а затем на улицах в карнавальных шествиях и представлениях. Сейчас по всей Польше полным ходом идёт подготовка к Шествию трёх королей. Яркий костюмированный карнавал с пением коленд, яслями, рождественскими звёздами, Иисусом, Марией, Иосифом, Ангелами и бесами, и конечно Тремя королями, пришедшими поклониться Христу, завершает рождественский цикл в Польше.

В Польше праздник Трёх королей имеет свои традиции, связанные с костёлом и верой. Есть и более современные начинания, но всё же традиционные устои сохраняются и даже крепнут.

Сам праздник имеет более долгую историю, чем празднование Рождества. История праздника уходит корнями в Евангелие, где описаны события принесения даров волхвами Младенцу Иисусу. Принесли они Ему смирну, ладан и золото. В ясли, где родился Спаситель, их привела Вифлеемская звезда.

Кто же эти трое, кто пришёл поклониться новорождённому Спасителю человечества? До сих пор нет точного ответа на этот, пожалуй, самый распространённый вопрос. Были ли они царями – тоже загадка. Волхвы всё же – не царские особы, а скорее маги или мудрецы. Но в польской традиции они известны как Три короля.

Читайте также:  Сколько всего новогодних праздников

Те, кто читал Библию, а точнее Евангелие, знают, о каких событиях идёт речь. Но даже тот, кто священную для христиан книгу не открывал, тоже что-то слышали о трёх королях – или волхвах.

Упомянутые лишь однажды, в Евангелии от Матфея, волхвы с Востока приносят младенцу Христу дары. Но что они означают?

Этот момент в Евангелии указывает на особое значение, которое волхвы придавали младенцу. Здесь стоит присмотреться к описанию Евангелиста, ведь тут важны детали. Матфей указывает, откуда пришли волхвы: с Востока. А в восточной традиции приближаться к правителю без приношения было нельзя. То есть данный эпизод важен своей символикой: волхвы, а в католической традиции – Три короля – не иудеи, а жители других земель, принося подарок младенцу Иисусу, признают в Нём и своего правителя – Царя царей.

Их имена условны, но именно они укоренились в сознании христиан: Каспар, Мельхиор и Бальтазар. Совсем не условны подарки, принесённые Христу. Ведь важна их символика. Она вновь и вновь указывает на Христа как на Царя и Спасителя.

Ладан считался дорогим и ценным подарком. Особенно его ценность заключалась в духовном предназначении. При помощи ладана в храмах совершается каждение – символ жертвы Богу. Каждение совершает священник, а значит, волхвы, принося в подарок ладан, признавая Божественную сущность Иисуса, указывают читателям Евангелия на то, что Христос – Первосвященник и принесёт жертву Богу.

Золото испокон веков считалось божественным металлом. Им украшали и до сих пор украшают предметы, связанные с образом Бога, в чём бы образ Его ни выражался. На иконах, на символических предметах храмовой и литургической утвари – всюду мы встретим или золото или позолоту. Золото было признаком высокого положения. Цари носили головные уборы, сделанные с использованием этого металла, оно могло быть и знаком мудрости. Преподнесённое Царю царей золото было признанием его мудрости и власти над всеми без исключения народами.
Смирна – благовоние, использовавшееся в древности в ритуале погребения усопших. Она была преподнесена как символ жертвы самого Христа, которую Ему только предстоит принести во искупление грехов человечества. Его смерть станет дорогой к вечной жизни всех людей, это подчёркивает символизм подарков, принесённых волхвами Спасителю и в этом смысле перекликается с преподнесённым ладаном.

В память этого события в Польше в костёлах происходит освящение золота и ладана, который укоренился на стыке XV-XVI вв., а также мела и воды. Вода тут не случайна, ведь в древности в этот день все христиане праздновали Крещение Господне. Сейчас Крещение празднуется в другие дни.

Часто в Польше на дверях можно увидеть написанные мелом три буквы K+M+B. Что это за буквы? Так вот, в Польше они считаются инициалами Трёх королей. Освящённым в костёле мелом на дверь наносят их инициалы и текущий год. В оригинале это выглядело иначе – C+M+B. C латыни это можно расшифровать так: Christus Mansionem Benedicat – Христе Боже, благослави этот дом. Версию K+M+B можно назвать характерной для Польши, в остальных традиционно католических странах на двери будет именно C+M+B. Легенда о «Трёх королях» появилась в Польше в Средневековье, возможно, поэтому она глубоко укоренилась в сознании поляков, отчего до сих пор пишут K вместо C, объясняя это именно именами волхвов, а не аббревиатурой с латинского.

Освящённым ладаном кадили дома. Это должно было уберечь от болезней и сил зла. Освящённым золотом проводили по всей длине шеи, что также было направлено на защиту человека от недугов и злого глаза.

По традиции, на праздник Богоявления в Польше пекут миндальный сладкий пирог. В нем прятали один целый миндальный орех, и тот, кто его находил, объявлялся миндальным королём. Считалось, что найти в торте орех сулит удачу. Известна традиция, согласно которой дети ходили по домам, пели колядки на Трёх королей, за что получали «щедрики»(szczodrki) – вкусные рогалики, испечённые специально к празднику.

Многие из традиций сохранились до нашего времени. Значимость праздника подчёркивает и отношение к нему государства. 6 января в Польше является выходным. Сделано это для того, чтобы каждый имел возможность посетить храм и глубже задуматься над сутью праздника Богоявления.

Источник статьи: http://polomedia.ru/news/tradicii/6-yanvarya-prazdnik-tryoh-koroley

История и традиции торжества Богоявления

Торжество Господнего Богоявления принадлежит к древнейшим и наибольшим праздникам церковного года. Отдельного внимания заслуживает название, история и откровение таинства Пресвятой Троицы.

Смотрите катехезу ксендза Павла Кнурека о празднике Трех Королей

Что означает «Богоявление»

Праздник Господнего Богоявления в первых веках христианства считался сборным, так как касался нескольких событий из жизни Иисуса Христа, свидетельствующих о божественности Спасителя, а именно: Его Рождества, поклонения мудрецов, Крещения, чуда в Кане Галилейской и чудесного умножения хлебов. Поэтому и название «Богоявление» надо понимать во множественном числе, потому что оно означает торжество святых Богоявлений.

В древности на праздник Богоявления происходило торжественное крещение оглашенных, которое называли также светом или просвещением, а оглашенные назывались просвещенными. Отсюда и торжество Богоявления называлось просвещением, потому что Иисус пришел, чтобы всех просветить. «Народ, сидящий во тьме, – читаем в святом Евангелии, – увидел свет великий, и сидящим в стране и тени смертной воссиял свет» (Матф. 4, 16). Некоторые авторы придерживаются мнения, что это торжество еще и потому называлось праздником света, что во время крещения оглашенных Божий храм освещали большим количеством свечей, которые были символом света познания истинного Бога.

Западная Церковь в древности называла Господнее Богоявление днем явления или явлений и в его праздновании возвеличивала следующие события: появление звезды, поклон мудрецов, крещение Иисуса и чудо в Кане Галилейской. Святой Августин († 430) в своей проповеди на Богоявление говорит: «Сегодня мы празднуем таинство Богоявления в мире. Сегодня Бог и на небе в звезде дал вестника о своем Рождестве, и крещением в Иордане освятил воды для обновления человеческого рода, и в Кане Галилейской на свадьбе сменил воду в вино, и пятью хлебами насытил пять тысяч людей».

Праздник Богоявления на Востоке

В конце II или в начале III в. Богоявление начала отмечать Восточная Церковь. О нем упоминает в своих произведениях святой Климент Александрийский († 215). В Апостольских постановлениях, произведении IV века, об этом торжестве сказано: «Пусть празднуют праздник Богоявления, в тот день явилось Христово божество, о котором свидетельствует Отец при крещении и Святой Дух в виде голубя, указывая на Христа». О событии Богоявления в III веке говорят в богослужениях святой Ипполит Римский († κ. 235) и святой Григорий, Неокесарийский Чудотворец († 270), а в IV в. на этот праздник святой Григорий Богослов, святой Иоанн Златоустый, святой Григорий Нисский, святой Августин и другие Отцы Церкви написали духовные науки.

В истории празднования Господнего Богоявления на Востоке можно различить три периода. В первом периоде в течение III в. торжество включает в себя Христово Рождество, Крещение, поклонение мудрецов и чудо в Кане Галилейской. Во втором периоде – IV век – среди упомянутых событий Рождество Сына Божьего занимает первое место. В третьем периоде, конец IV века, праздник Рождества Христова и поклонение волхвов отделяют от Богоявления и переносят на 25 декабря. 6 января становится только днем праздника Христова Крещения. Праздник Богоявления при императоре Феодосии Младшем († 450) становится государственным.

Когда начали отмечать праздник Три Короля на Западе

Торжество Богоявления с Востока переходит на Запад. Календарь Филокала 354 года еще не содержит праздника Богоявления. В 361 году его уже отмечают в Галлии, нынешней Франции, в 383 году – в Северной Италии, затем в Испании, при святом Августине – в Северной Африке и около 400 года – в Риме.

Святые Отцы и проповедники Западной Церкви, а именно Павлин из Ноли, Хризолог из Равенны и Исидор Севильский на Богоявление все больше делают акцент на поклонении мудрецов. Со временем на Западе 6 января становится праздником Трех Царей, а память Христова Крещения переходит на 13 января.

Во время литургической реформы, инициированной Вторым Ватиканским собором, празднование Крещения Господа в ритуале Римской Мессы было перенесено на воскресенье после Богоявления. Однако было бы неправильно утверждать, что таким образом праздник Крещения в латинском обряде был полностью отделен от торжества Богоявления. В рамках литургического года происходит постепенное развитие его содержания и более глубокое осмысление.

Традиции торжества поклонения волхвов

В Германии, начиная с XV-XVI веков, а теперь и в других странах, также и в Беларуси, в церквях в этот день начали благословлять кадило и мел, которыми верующие помечают двери своего жилища в знак того, что в их доме приняли воплощенного Сына Божьего.

На двери пишут буквы C + M + B, обычно добавляя текущий год. В этом году эта надпись будет выглядеть так: C + M + B + 2021.

Источник статьи: http://msj.by/katolicheskie-prazdniki/tri-korolya/

Как отмечают праздник Трех Королей?

На двенадцатый день после Рождества, 6 января, в Польше, Германии, Австрии, Швейцарии и других католических странах отмечается праздник Трех королей.

Смысл этого праздника раскрывает Евангелие. Библейская история повествует о трех волхвах – Мельхиоре, Каспаре и Бальтазаре. Они пришли с Востока и принесли свои дары Младенцу Иисусу. Путь им указала Вифлеемская Звезда.

Дары волхвов имеют символическое значение. Золото – это дар Царю; ладан – символ священства; смирна – в знак будущей искупительной смерти Христа.

Празднование Дня трех королей заключается в посещении торжественной мессы. Около городских и сельских храмов устраиваются театрализованные фольклорные представления, изображающие приход волхвов в Вифлеем и их поклонение Богомладенцу. В каждом храме устанавливаются вертепы – рождественские ясли, которые в миниатюре изображают Святое Семейство и трех волхвов.

Местом массового паломничества верующих становится в этот день Кельнский собор святого Петра и Богоматери, где хранятся мощи волхвов. Традиция поклоняться в Кельне мощам трех волхвов ведет свое начало с ХII–ХIII вв., когда в Европу в результате Крестовых походов было доставлено большое количество христианских святынь, и в том числе — мощи волхвов. В средние века Кельн по количеству стекавшихся сюда пилигримов был одним из важнейших паломнических городов Западной Европы.

В этот день освящают золото, ладан, воду и мел. После возвращения из костёла верующие окуривают свои дома ладаном и пишут на входной двери мелом буквы С.M.B. и текущий год. Эти буквы являются аббревиатурой латинской надписи «Christus Mansionem Benedicat», что в переводе означает «Пусть Христос благословит этот дом».

Освященное золото защищает от болезней и нечистых сил.

После мессы все собираются на ужин. Трапеза должна быть как можно более богатой и обильной. Блюда, как правило, такие же, какие готовились на новогодние и рождественские праздники.

В этот праздник подают специальный пирог трех королей в форме короны. В Германии он называется Dreikönigskuchen, в Англии — King’s Cake, во Франции — Galette de Rois, в Испании — Roscón de Reyes, в Португалии — Bolo Rei. Этот традиционный праздничный пирог выпекают к 6 января. Он символизирует дары трех волхвов, которые они преподнесли младенцу Христу. В пирог прячут целый миндальный орех, и тот, кто находит его, объявляется миндальным королём. Считается, что найти этот орех, значит обрести удачу.

К этому дню приурочена еще одна традиция — процессия трех королей. Переодетые тремя королями дети в белых балахонах с коронами на голове и длинным шестом, увенчанным звездой, ходят с песнями о Вифлеемской звезде от дома к дому, благословляют их хозяев и собирают деньги на благотворительные нужды.

Источник статьи: http://blog.str.by/nam-interesno/kak-otmechajut-prazdnik-treh-korolej.html

Праздник трех королей в Германии

Праздник трех королей в Германии

В Германии, как и в России, колядуют. Но традиции другие. 6 января по всей стране отмечается праздник трех королей, этот день считается официально выходным днем. Немецкие дети переодевается в трех королей, которые принесли дары Иисусу. Золотые короны на головах, яркие царские мантии, звезды в руках. Сотни тысяч детей Германии ежегодно переодеваются, собираются группками и ходят от дома к дому, распевая и собирая пожертвования для благотворительных проектов. Эта крупнейшая в мире акция солидарности от детей для детей традиционно проводится с 1959 года в праздник трех святых королей — 6 января.

Библейская история

Немецкие традиции колядования опираются на библейскую рождественскую историю. Трое королей (или волхвов) с Ближнего Востока — Каспар, Мельхиор и Балтазар, — увидели Вифлеемскую звезду, которая возвестила о рождении Иисуса. Они собрали дары — ладан, миро, золото, — и пошли за звездой, которая привела их к яслям в Вифлееме. Сейчас изображениями этих трех святых в Германии любят украшать сладости. По традициям, один из колядников мажет лицо черной краской. Библейские источники не называют однозначно, какой из трех святых был темнокожим: Мельхиор или Каспар.
Самые большие гуляния, посвященные, этому празднику проводятся, в Кельнском соборе. Символично, ведь в нем хранится прах трех королей. Эти реликвии привезли в знаменитый собор еще в 1164 году из Милана, чтобы привлекать паломников. На праздничной службе в конце декабря в Кельнском соборе присутствуют взрослые и дети со всей Германии.

После праздничной службы, возле собора

Самодельные костюмы

От Рождества до Нового года всей семье хватает забот. Ведь к празднику трех королей необходимо изготовить звезды, пошить мантии и смастерить короны. А еще дети разучивают большой репертуар песен, чтобы не петь с утра до вечера одни и те же.
После исполнения песен колядовальщики благословляют каждый дом, нарисовав мелом на перекладине двери «C + M + B» и обозначив год. Как думаете, что означают эти буквы? Нет, не королевские имена латиницей — Каспар, Мельхиор и Балтазар. Это символизирует благословение на латыни: «Christus mansionem benedicat», то есть «Боже, благослови этот дом».

Пожертвования детям всего мира

В конце посещения каждого дома колядовальщики получают пожертвования. В прошлом году только в Германии было собрано 44 миллиона евро. Эти деньги тратятся на поддержку благотворительных проектов. Акция 2014 направлена на детей-беженцев всего мира. Главной страной, которую поддержат, в этом году будет африканская республика Малави, где много беженцев ищут спасения от войны.

Источник статьи: http://german-guide.ru/prazdnik-treh-koroley-v-germanii/

Оцените статью