6 января – праздник Трёх королей
В Польше 6 января отмечается праздник Трёх королей (Trzech Króli), или Богоявление. Традиция праздника переносит нас в библейские времена, когда на землю пришёл младенец Христос, а волхвы пришли к нему на поклон.
День Богоявления с 2011 года в Польше является государственным выходным. Пользуясь свободным днём, множество людей проводят его на богослужениях, а затем на улицах в карнавальных шествиях и представлениях. Сейчас по всей Польше полным ходом идёт подготовка к Шествию трёх королей. Яркий костюмированный карнавал с пением коленд, яслями, рождественскими звёздами, Иисусом, Марией, Иосифом, Ангелами и бесами, и конечно Тремя королями, пришедшими поклониться Христу, завершает рождественский цикл в Польше.
В Польше праздник Трёх королей имеет свои традиции, связанные с костёлом и верой. Есть и более современные начинания, но всё же традиционные устои сохраняются и даже крепнут.
Сам праздник имеет более долгую историю, чем празднование Рождества. История праздника уходит корнями в Евангелие, где описаны события принесения даров волхвами Младенцу Иисусу. Принесли они Ему смирну, ладан и золото. В ясли, где родился Спаситель, их привела Вифлеемская звезда.
Кто же эти трое, кто пришёл поклониться новорождённому Спасителю человечества? До сих пор нет точного ответа на этот, пожалуй, самый распространённый вопрос. Были ли они царями – тоже загадка. Волхвы всё же – не царские особы, а скорее маги или мудрецы. Но в польской традиции они известны как Три короля.
Те, кто читал Библию, а точнее Евангелие, знают, о каких событиях идёт речь. Но даже тот, кто священную для христиан книгу не открывал, тоже что-то слышали о трёх королях – или волхвах.
Упомянутые лишь однажды, в Евангелии от Матфея, волхвы с Востока приносят младенцу Христу дары. Но что они означают?
Этот момент в Евангелии указывает на особое значение, которое волхвы придавали младенцу. Здесь стоит присмотреться к описанию Евангелиста, ведь тут важны детали. Матфей указывает, откуда пришли волхвы: с Востока. А в восточной традиции приближаться к правителю без приношения было нельзя. То есть данный эпизод важен своей символикой: волхвы, а в католической традиции – Три короля – не иудеи, а жители других земель, принося подарок младенцу Иисусу, признают в Нём и своего правителя – Царя царей.
Их имена условны, но именно они укоренились в сознании христиан: Каспар, Мельхиор и Бальтазар. Совсем не условны подарки, принесённые Христу. Ведь важна их символика. Она вновь и вновь указывает на Христа как на Царя и Спасителя.
Ладан считался дорогим и ценным подарком. Особенно его ценность заключалась в духовном предназначении. При помощи ладана в храмах совершается каждение – символ жертвы Богу. Каждение совершает священник, а значит, волхвы, принося в подарок ладан, признавая Божественную сущность Иисуса, указывают читателям Евангелия на то, что Христос – Первосвященник и принесёт жертву Богу.
Золото испокон веков считалось божественным металлом. Им украшали и до сих пор украшают предметы, связанные с образом Бога, в чём бы образ Его ни выражался. На иконах, на символических предметах храмовой и литургической утвари – всюду мы встретим или золото или позолоту. Золото было признаком высокого положения. Цари носили головные уборы, сделанные с использованием этого металла, оно могло быть и знаком мудрости. Преподнесённое Царю царей золото было признанием его мудрости и власти над всеми без исключения народами.
Смирна – благовоние, использовавшееся в древности в ритуале погребения усопших. Она была преподнесена как символ жертвы самого Христа, которую Ему только предстоит принести во искупление грехов человечества. Его смерть станет дорогой к вечной жизни всех людей, это подчёркивает символизм подарков, принесённых волхвами Спасителю и в этом смысле перекликается с преподнесённым ладаном.
В память этого события в Польше в костёлах происходит освящение золота и ладана, который укоренился на стыке XV-XVI вв., а также мела и воды. Вода тут не случайна, ведь в древности в этот день все христиане праздновали Крещение Господне. Сейчас Крещение празднуется в другие дни.
Часто в Польше на дверях можно увидеть написанные мелом три буквы K+M+B. Что это за буквы? Так вот, в Польше они считаются инициалами Трёх королей. Освящённым в костёле мелом на дверь наносят их инициалы и текущий год. В оригинале это выглядело иначе – C+M+B. C латыни это можно расшифровать так: Christus Mansionem Benedicat – Христе Боже, благослави этот дом. Версию K+M+B можно назвать характерной для Польши, в остальных традиционно католических странах на двери будет именно C+M+B. Легенда о «Трёх королях» появилась в Польше в Средневековье, возможно, поэтому она глубоко укоренилась в сознании поляков, отчего до сих пор пишут K вместо C, объясняя это именно именами волхвов, а не аббревиатурой с латинского.
Освящённым ладаном кадили дома. Это должно было уберечь от болезней и сил зла. Освящённым золотом проводили по всей длине шеи, что также было направлено на защиту человека от недугов и злого глаза.
По традиции, на праздник Богоявления в Польше пекут миндальный сладкий пирог. В нем прятали один целый миндальный орех, и тот, кто его находил, объявлялся миндальным королём. Считалось, что найти в торте орех сулит удачу. Известна традиция, согласно которой дети ходили по домам, пели колядки на Трёх королей, за что получали «щедрики»(szczodrki) – вкусные рогалики, испечённые специально к празднику.
Многие из традиций сохранились до нашего времени. Значимость праздника подчёркивает и отношение к нему государства. 6 января в Польше является выходным. Сделано это для того, чтобы каждый имел возможность посетить храм и глубже задуматься над сутью праздника Богоявления.
Источник статьи: http://polomedia.ru/news/tradicii/6-yanvarya-prazdnik-tryoh-koroley
Изучение немецкого языка
Информация о Германии, учебники, самоучители, словари, уроки, тексты, диалоги, переводы, упражнения
Dreikönigstag – 6 января – День трех королей в Германии
Dreikönigstag – 6 января – День трех королей в Германии.
Категория: Государственный праздник (выходной)/церковный (католический).
Дата: 6 января (непереходящий праздник, имеет фиксированную календарную дату).
Распространение: Баден-Вюртемберг, Бавария, Саксония-Анхальт.
Другие названия этого дня: Heilige Drei Könige — День трех святых королей, Три короля (Три царя) — Drei Könige, Богоявление (Эпифания) — Erscheinung des Herrn (Epiphanias), Большой Новый год — Groß-Neujahr, Двенадцатый день после Рождества — Weihnachtszwölfer (zwölfter Tag nach dem Christtag).
Другие названия трех королей: Мудрецы с Востока, волхвы, маги.
День трех королей. Значение
Собственно говоря, 6 января празднуется Эпифания (в переводе с греческого «Явление»). В этот день празднуется явление Христа в мир. Только в 4-м веке его назвали Днем трех королей. Во многих католических странах, например, в Испании, дарят рождественские подарки в этот день, а не 24 или 25 декабря.
В православных странах (например, в России) 6 января празднуют канун Рождества. Это происходит, с одной стороны, потому что православные страны ведут счет по юлианскому, а не григорианскому календарю, с другой стороны, первоначальное значение праздника было Эпифания (появление, рождение). Этот праздник праздновался 6 января.
Народные обычаи в День трех королей
«Певцы звезды» — (Sternsinger): Еще с 16-го века проходили воспевания. В то время школьники со своим учителем устраивали шествия от дома к дому. Они пели живущим там людям о рождении и жизни Христа. Уже тогда дом освящали и рисовали крест на двери. В 18 веке эта традиция уже не воспринималась так серьезно. Вместо песен о жизни Христа пели сатирические стихи в форме псалмов. К концу 19-го века этот обычай исчез и возродился в Германии только около 1958 года благодаря беженцам из Силезии. Сейчас от дома к дому ходят дети, переодетые в трех святых королей. Они поют для людей о Вифлеемской звезде и собирают деньги на благотворительность.
В благодарность за пожертвования дом жертвователя освящается. Для этого «певцы звезды» рисуют на двери буквы С, М и В, а также год. С, М и В обозначают «Christus mansionem benedicat», что переводится как «Да благословит Христос этот дом». Это освящение должно отвести от дома все плохое. Некоторые люди считают также, что это первые буквы имен трех святых королей: Caspar (в переводе с персидского «хранитель сокровищ»), Melchior (с иврита: «Мой король — это свет») и Balthasar (с вавилонского: «Бог защищает жизнь»). Освящение восходит к древним языческим магическим обрядам, которые проводились в новом году и должны были отгонять от обитателей дома злых духов.
Письма трем королям (Dreikönigszettel): Но буквы С, М и В писали не только на дверях домов, в Средневековье их писали и на бумаге. Так паломники и странники могли иметь при себе благословение и были защищены в пути. Три короля становились покровителями путешественников, что показывают также названия многих гостиниц: «Zu den Drei Königen» («К трем королям») или «Zum Stern» («К звезде»).
Зингшпиле (Drei-König-Spiele): Представления с песнями – песнопение Марии и магов (королей). Первые упоминания датируются 378 годом. Сейчас эта традиция почти забыта.
День трех королей. История
Раньше 6 января праздновали рождение Христа и поклонение волхвов. Первые упоминания об этом празднике относятся к 336 году.
К концу 4-го века эти праздники разделили. Рождество Христово стали отмечать 25 декабря, 6 января – Богоявление, а также поклонение волхвов, как их потом назвали, трех святых королей. Этот день еще называется Эпифания («Epiphanias»), что описывает явление Иисуса Христа как Бога.
В северной Италии и части южной Франции праздновали не рождение Христа, а его явление миру, а также его первое чудо: превращение воды в вино на свадьбе в Кане. Только после того как рождественский праздник был передвинут с 6 января на 25 декабря, в этих областях стали 6 января праздновать День трех святых королей.
Как и у многих христианских праздников, здесь тоже просматривается связь с языческими праздниками. Ночь с 5 на 6 января, например, считалась днем рождения Эона в Александрии, божества времени и вечности. Превращение воды в вино известно из греческой мифологии. Согласно легенде, Дионис, бог виноделия, 6 января появился в храме и произвел такое превращение.
История трех святых королей ссылается на трех волхвов, которые проследовали за звездой в хлев, в котором родился Иисус. Они были первыми язычниками, которые узнали божество Иисуса, преклонились перед ним и принесли дары.
Heilige Drei Könige
Праздник трех королей (der Dreikönigstag или das Fest der heiligen drei Könige) в Германии или день трех волхвов – официальный выходной день в Баден-Вюртемберге, а также в Баварии и Саксонии-Анхальт. Но Эпифания (Богоявление), как называется праздник в христианском контексте, является церковным праздником и в других федеральных землях. При этом интересно, что День трех королей в некоторых традициях отмечается как Новый год. Кроме того, согласно юлианскому календарю, действовавшему до 1582 года, 6 января также является первым днем Рождества (der erste Weihnachtstag) и, следовательно, рождественским праздником православных церквей.
Вертеп в День трех святых королей
На чем основан Праздник трех королей 6 января?
6 января уже было особым праздником в греко-римский период Древнего Египта и раньше было посвящено богу солнца Айону. Как христианская Эпифания (Богоявление), дата праздновалась уже во втором веке и вскоре вытеснила языческие обряды. Волхвы (короли) стали иметь значение в Западной церкви только тогда, когда 6 января было назначено днем Поклонения волхвов.
Исторические Три Короля, вероятно, были не королями, а, возможно, астрологами. Имена Каспар, Мельхиор и Бальтазар появились только в шестом веке, как и предполагаемые дары за рождение Иисуса, а именно ладан, мирра и золото.
Какие обычаи существуют в День трех королей в Германии?
Существует множество разных обычаев. В первую очередь это Sternsinger – «певцы звезды», которые переходят из дома в дом в католических регионах и оставляют там благословение C + M + B (Christ Mansionem Benedicat или Christus segnet dieses Haus – Христос благословляет этот дом) вместе с цифрами соответствующего года.
Другая традиция – это празднование Большого Нового года и, следовательно, переход от Нового года (Neujahr) к празднику Трех Королей, который празднуется больше в швабско-алеманнском регионе. В этой культуре Масленица (Fastnacht) также традиционно начинается с Дня трех королей. Дело в том, что двенадцать святочных дней и, следовательно, время волшебства заканчиваются 6 января.
Кое-где накануне Богоявления пьют пиво на основе крахмала. Этот обычай особенно актуален в Верхней Франконии и прилегающих к ней регионах.
В некоторых церквях в день Трех королей освящаются вода и соль, что знаменует крещение Иисуса. Другой кулинарный обычай — королевский пирог (der Königskuchen), в котором запекают монету или бобы, или обычай в южной Германии пить ложку молока, так называемое Perchtmilch (Percht – альпийская богиня Иного мира).
Источник статьи: http://deseite.ru/den-treh-koroley-v-germanii-6-yanvarya/
Праздник трех королей в Германии
Праздник трех королей в Германии
В Германии, как и в России, колядуют. Но традиции другие. 6 января по всей стране отмечается праздник трех королей, этот день считается официально выходным днем. Немецкие дети переодевается в трех королей, которые принесли дары Иисусу. Золотые короны на головах, яркие царские мантии, звезды в руках. Сотни тысяч детей Германии ежегодно переодеваются, собираются группками и ходят от дома к дому, распевая и собирая пожертвования для благотворительных проектов. Эта крупнейшая в мире акция солидарности от детей для детей традиционно проводится с 1959 года в праздник трех святых королей — 6 января.
Библейская история
Немецкие традиции колядования опираются на библейскую рождественскую историю. Трое королей (или волхвов) с Ближнего Востока — Каспар, Мельхиор и Балтазар, — увидели Вифлеемскую звезду, которая возвестила о рождении Иисуса. Они собрали дары — ладан, миро, золото, — и пошли за звездой, которая привела их к яслям в Вифлееме. Сейчас изображениями этих трех святых в Германии любят украшать сладости. По традициям, один из колядников мажет лицо черной краской. Библейские источники не называют однозначно, какой из трех святых был темнокожим: Мельхиор или Каспар.
Самые большие гуляния, посвященные, этому празднику проводятся, в Кельнском соборе. Символично, ведь в нем хранится прах трех королей. Эти реликвии привезли в знаменитый собор еще в 1164 году из Милана, чтобы привлекать паломников. На праздничной службе в конце декабря в Кельнском соборе присутствуют взрослые и дети со всей Германии.
После праздничной службы, возле собора
Самодельные костюмы
От Рождества до Нового года всей семье хватает забот. Ведь к празднику трех королей необходимо изготовить звезды, пошить мантии и смастерить короны. А еще дети разучивают большой репертуар песен, чтобы не петь с утра до вечера одни и те же.
После исполнения песен колядовальщики благословляют каждый дом, нарисовав мелом на перекладине двери «C + M + B» и обозначив год. Как думаете, что означают эти буквы? Нет, не королевские имена латиницей — Каспар, Мельхиор и Балтазар. Это символизирует благословение на латыни: «Christus mansionem benedicat», то есть «Боже, благослови этот дом».
Пожертвования детям всего мира
В конце посещения каждого дома колядовальщики получают пожертвования. В прошлом году только в Германии было собрано 44 миллиона евро. Эти деньги тратятся на поддержку благотворительных проектов. Акция 2014 направлена на детей-беженцев всего мира. Главной страной, которую поддержат, в этом году будет африканская республика Малави, где много беженцев ищут спасения от войны.
Источник статьи: http://german-guide.ru/prazdnik-treh-koroley-v-germanii/