Праздник урожая у восточных славян

LiveInternetLiveInternet

Цитатник

Игрушки — моталки Оксаны Жмаевой Что такое «моталки» или откуда у моталок нитки растут А раст.

Художница Nene Thomas. Часть 1. Прекрасные дамы из фэнтези стран. Все иллюстрации здесь Deidr.

Леди в стиле Ар-деко. Claire Coxon Здесь вся коллекция — Art Deco Lady https://d.radikal.ru/d.

Яркие и захватывающие дух полотна в стиле ар-деко. Trish Biddle Триш Биддл широко.

Буйство акварелей Patricia Govezensky (Israel, 1961). Давай-ка поднимем, подруга, бокал За все, чт.

Рубрики

  • = Жила-была Я = (107)
  • = Фотофакты дня (6)
  • =Мои местечки и города (15)
  • =О здоровье (33)
  • =Размышления. (55)
  • = Канада, какой я ее увидела (9)
  • = РАБОТА = (3)
  • = Флора: цветы, растения = (166)
  • =Retro. Vintage= (173)
  • =Бубажные куклы, куклы= (58)
  • =Видео= (171)
  • =Гороскопы. Астрология= (33)
  • =Дизайн. Архитектура (73)
  • =Для блога. Для компа= (128)
  • =Живопись= (625)
  • =Cовременная (184)
  • =Классика (41)
  • =Животный мир= (138)
  • =Идеи для творчества= (552)
  • =Мастер-классы (255)
  • =Изучение иностранных языков= (1)
  • =Испанский калейдоскоп= (142)
  • =Картинки. Art prints= (321)
  • =Кулинария= (52)
  • =Литература:поэзия и проза= (294)
  • =Иллюстрации (136)
  • =Книжная полка (77)
  • =Люди искусства= (52)
  • =Мир интересного и необычного= (305)
  • =Всякие красивости (137)
  • =История вещей (87)
  • =Самое, самое. (16)
  • =Мода= (210)
  • =История моды, одежды (92)
  • =Мода для Пышечек (33)
  • =Словарь моды (1)
  • =Современная мода (30)
  • =Музыка= (156)
  • =Одежда, традиции разных народов= (264)
  • =Национальная одежда (74)
  • =Обычаи, традиции, праздники (49)
  • =Ремесла, помыслы (23)
  • =Позитивчик!= (85)
  • =Праздники по временам года= (250)
  • =Весенние праздники (14)
  • =Зимние праздники (50)
  • =Летние праздники (1)
  • =Осенние праздники (8)
  • =Психология. Тесты= (32)
  • =Рукоделия. Экорукоделия= (940)
  • =Бисер, бусы, блестки (62)
  • =Бумага, картон (187)
  • =Вторая жизнь вещей (283)
  • =Вышивка (168)
  • =Мои рукоделочки (15)
  • =Природные материалы (28)
  • =Ткань, нитки (201)
  • =Страноведение. Природа= (206)
  • =Фотография. Фотошоп= (107)
  • =Человек-это звучит гордо!= (362)
  • =Мир детства (147)
  • =Мужчина и женщина (16)
  • =О женщине (210)
Читайте также:  Тема праздники просто праздники

Музыка

Помощь новичкам

Ссылки

Фотоальбом

Стена

Поиск по дневнику

Подписка по e-mail

Статистика

СПОЖИНКИ- славянский праздник УРОЖАЯ

Воскресенье, 07 Августа 2011 г. 14:43 + в цитатник

Более пышно отмечали Дожинки — день окончания жатвы, праздник последнего снопа, который выпадал на 7 число последнего летнего месяца — примерно середина августа по современному календарю. В этот день вяжется последний сноп пшеницы. Делается это в полной тишине. Считается, что лишние разговоры и шум могут спугнуть духа поля, который должен поселиться в последнем снопе.Часть колосьев перевязывали лентой и оставляли в поле не срезанными. Их наклоняли к земле и клали под них хлеб с солью Это был дар богу Велесу. Ведь именно он, по поверьям древних славян научил их выращивать пшеницу, хранить и перерабатывать её. «Завивая бороду Велесу , припевали:

«Уж мы вьем, вьем бороду
У Белеса на поле…
Завиваем бороду
У Белеса да на широком…
На ниве великой
Да на горе высокой,
На земле чернопахотной…
Вейся, вейся, борода
Бородушка, вейся
Сусек наполняйся!»

На зачине волхвы-жрецы славили Велеса, поднимая над головой горшок с просом:

«Щедры Велесе
Зри на ны с небеси
Житом одари
Поле возроди
Благо дари веси.
То Влес ущаше праотце наше
Земе раяте, а злаки сеяте,
А жняте вена венища
А цтеть го яко отце божие.

«Спожинать» — кончать жатву, дожинать хлеб. В этот день кончается двухнедельный Успенский пост, во время которого деревня, живущая «на земле», должна успеть в поле. К Успеньеву дню «поспевает все слетье», после него начинаются «осенины», и дело не на шутку идет к зиме. Время с 15-го по 29-е августа слывет под названием «молодого бабьего лета». По стародавнему народному изречению — «С Успенья солнце засыпается!», а потому и говорит деревенский опыт, что «До Успенья пахать — лишнюю копну нажать!», и добавляет при этом: «Озимь сей за три дня до Успенья да за три дня после Успенья!». Народная примета, предостерегающая пахаря от запаздываний с полевыми работами, только в редких случаях не оправдывается на деле.

На Спожинки, там, где к этому времени заканчивалась жатва, — по деревням устраивали «мирскую складчину», варили пиво и пекли праздничные пироги из новой муки . На пирушки созывались все родные и добрые соседи — «пировать Успенщину». В урожайные годы в этот день кололи купленного на мирские деньги барана.
В старину в этот день крестьяне собирались гурьбою на боярский двор, где и праздновалось окончание жатвы, сопровождаясь особыми, приуроченными к тому обрядами.

Жницы обходили все дожатые поля и собирали оставшиеся не срезанные колосья. Из последних колосьев свивался венок, переплетавшийся полевыми цветами. Этот венок надевали на голову молодой красивой девушке и затем все шли с песнями, к господской усадьбе. По дороге толпа увеличивалась встречными крестьянами. Впереди всех шел мальчик с последним сжатым снопом в руках. На крыльцо выходил боярин с боярынею и приглашал жниц во двор, принимал венок и сноп, который потом ставился в покоях под божницею. Угостившись на боярском дворе, толпа расходилась по домам.

А кое-где на поле оставляли несколько не срезанных колосьев, свивали их, перевязывая лентой — «завивали бороду», и приговаривали: «Дай Бог, чтобы на другое лето был хороший урожай!». «Бороду» пригибали к земле и слегка присыпали землей, прикапывали; под эти стебли клали хлеб-соль, и низко кланялись матушке-ниве: «Вот тебе борода, уроди нам ржи и овса!».
Этот обычай пришел еще с языческих времен, когда крестьяне верили, что на ниве обитают духи-полевики. По древним славянским преданиям, урожаи зависели именно от них. Носясь в воздушном пространстве, полевики нисходят на землю оплодотворяющим семенем дождя, и в материнских недрах земли превращаются в различные злаки. При уборке хлеба некоторые из этих добрых духов, чтобы перезимовать прямо на родной ниве, прячутся в тех колосьях, которые остаются на корню.

Другие же полевики попадают в дожиночный сноп; вот почему еще он пользуется таким почетом — не меньшим, чем зажиночный конца прошлого месяца. В некоторых местах из дожиночного снопа изготавливали куклу наподобие ребенка — в зрелом хлебе наши предки видели прекрасное дитя, рожденное плодовитой землей. Иногда же на дожиночный сноп надевали сарафан, приделывали ему из палок подобие рук и носили по деревне, а потом, во время застолья, украшенный сноп ставили на середину стола, и совместное пиршество длилось до позднего вечера.
Во многих местностях, дожинаючи последний сноп накануне Успеньева дня, замаявшиеся-уморившиеся на летней страде жницы катались по жнивью, голося-приговаривая:
Жнивка, жнивка!
Отдай мою силку:
На пест, на колотило,
На молотило,
На кривое веретено!

Этим надеялись они набраться новой силы для дальнейших работ — осенних и зимних — бабьих работ. На возвращающихся с «дожинок» баб и девушек поджидающие их у деревенской околицы молодые парни выливали ведра воды. Иногда при этом пелась какая-нибудь подобающая случаю песня:
Пошел колос на ниву,
На белую пшеницу.
Уродися на лето,
Рожь с овсом,
Со дикушей,
Со пшеницею:
Из колосу — осьмина,
Из зерна — коврига,
Из полузерна — пирог.
Родися, родися,
Рожь с овсом!

По народным приметам, соблюдением этого старинного, завещанного отцами-дедами обычая обеспечивались плодородные дожди на будущую весну и лето.

Во времена христианства, праздник Спожинки превратился в Праздник Успения Пресвятой Богородицы. Христиане пекли в этот день хлеб и носили его в церковь освещать. Освященный хлеб хранили весь год, считалось, что он обладает чудодейственными свойствами и излечивает от болезней. Уронить на пол крошку такого хлеба было кощунством.

Через две недели после Успеньего дня начинался период сватовства в деревнях. Крестьянские девушки верили, что самого лучшего жениха надо присматривать именно после праздника, а иначе можно остаться в ддевках навсегда.

В этот день освещают мед, яблоки и зерно. После зачина — веселый пир (запрещено употреблять в пищу говядину). Основная славянская Страва в Спожинки: каша, мед, яблоки, хлеб, пиво.

Источник статьи: http://www.liveinternet.ru/users/natali_soler/post179081839/

LiveInternetLiveInternet

Рубрики

  • история славян (1503)
  • в мире интересного (1036)
  • славянские традиции (974)
  • Якуб С.К. Старинные русские игры на свежем воздухе (26)
  • славянский след в истории (597)
  • помоги себе сам (580)
  • родноверие (555)
  • мир природы (554)
  • актуальные темы (496)
  • мифы, легенды, сказки (481)
  • Северные сказки (68)
  • славянские сказы (9)
  • в мире прекрасного (467)
  • видео (462)
  • Родные Боги (452)
  • Боги-покровители славян (17)
  • здоровый образ жизни (429)
  • древняя история (360)
  • мир растений (356)
  • народная медицина (334)
  • славянская мифология (326)
  • музыка (307)
  • славянская музыка (73)
  • «Мельница», Хелависа (32)
  • Песни Николая Емелина (15)
  • Игорь Тальков (10)
  • бардовская песня (8)
  • Елена Камбурова (6)
  • песни для детей (5)
  • загадки истории (305)
  • лекарственные растения (295)
  • археология (272)
  • славянские праздники (271)
  • детям (249)
  • древние цивилизации (247)
  • в мире животных (204)
  • русский язык (192)
  • белая раса (184)
  • славянские символы, руны (170)
  • славянские художники (168)
  • Валентин Барсков. Чудесная вера славян. (7)
  • рукоделие, мастер-классы (151)
  • вязание (9)
  • рецепты (136)
  • наука выживания (126)
  • язычество (117)
  • славянские корни праздников (112)
  • книги (110)
  • фальсификация истории (109)
  • сад и огород (104)
  • геноцид русского народа (99)
  • славянская одежда (87)
  • художники-иллюстраторы сказок (74)
  • родовые поселения, экопоселения (72)
  • стихи (69)
  • Наши русские мультфильмы (65)
  • народные промыслы, ремёсла (57)
  • Азбука русского языка, буквари (53)
  • Волки (53)
  • загадки космоса (53)
  • легенды и мифы о цветах (52)
  • Ирландия, кельты (52)
  • Животные в славянской мифологии (51)
  • Михаил Задорнов (46)
  • космоэнергетика, эзотерика (43)
  • Сергей Алексеев (42)
  • С. Алексеев. Сорок уроков русского (13)
  • Сергей Алексеев. Изгой Великий (4)
  • Всё о Новом Годе (39)
  • история славян в кино (36)
  • деревянное зодчество Руси (34)
  • исторический ликбез (32)
  • Всё о воде (30)
  • русские сказки (к/ф) (25)
  • О вреде алкоголя и курения (24)
  • Мой родной край: Кубань, Темрюк, Тамань (22)
  • гимнастика для красоты и здоровья (21)
  • Князь Светослав (20)
  • психология, практики, техники (20)
  • юмор (17)
  • Любовь Рыжкова-Гришина. Волшебный букварь (16)
  • Учимся рисовать! (15)
  • А.И.Асов. Свято-Русские Веды. Книга Велеса (15)
  • Оформление, фоны (15)
  • Ведруссы (от Лады_Лялиной) (10)

Музыка

Поиск по дневнику

Подписка по e-mail

Статистика

Праздник урожая у славян

Вторник, 23 Сентября 2014 г. 13:43 + в цитатник

Видите ─ тихо уходят, теряются в воспоминаниях длинные летние дни, оставляя темный шлейф осенней непогоды? Вечером двадцать третьего сентября 2014 года мягкое природное движение понесется вскачь, подобно вспугнутому зайцу. Стремительное сокращение светового дня покажется нам особенно быстрым. Время праздника урожая у славян. Бог Авсень берет власть в сильные руки. Так говорит нам язычество древних славян.

Праздник урожая у славян

Свершится очередное чудо Коло Сварога – осеннее равноденствие, волшебный день, когда, по языческим поверьям древних славян, Купала, Бог Летнего Солнца, отдаёт власть над природой задумчивому Богу Авсеню.

Название времени года — «осень» созвучно имени славянского божества. Авсень, Овсень, Баусень, Таусень, Усень, Святовид – Бог Перемен, нужен подуставшей Земле-матушке. Должен свершиться круг земной – листья опадут, норки будут выкопаны, перелетные стаи улетят. Человек – завершит труды летние, уложит урожай на хранение, починит снасть, подновит дом, займется давно отложенным. Праздник урожая у славян ─ заканчивается одно, начинается новое.

Традиции язычества древних славян

Конечно, день Авсеня, день осеннего равноденствия – один из четырёх великих праздников. «Вересень», «Осенины» ─ так назывался праздник раньше. Авсень ─ воплощение Солнца, в осеннем своеобразном виде. Природные славянские праздники связаны с астрономическими событиями. Это ведь Солнце, Податель живого света!

Праздник Авсеня. Редкое время, когда истончаются границы между мирами, на Землю приходят Боги. Народы, не потерявшие живую связь с природой, прекрасно знали день перехода из одного состояния в новое.

Первое, что делали древние славяне в праздник урожая – воздавали почести Предкам обрядами поминовения, укрепляли тонкую связь со своими предками для получения помощи, поддержки.

Вторая важная традиция язычества древних славян ─ вознесение благодарности Богам за урожай, встреча Авсеня, ожидание спокойного периода до Колядок.

Третья часть праздника урожая у славян ─ проводы Богини Живы в Сваргу, отмечание закрытия Сварги на холодный, тёмный период. Откроется Сварга не скоро ─ не раньше весеннего равноденствия. Праздник сопровождался обрядами очищения, благодарения.

Будем отмечать праздник урожая сегодня?

Праздник Авсеня стоит отпраздновать так. Перво-наперво напечь пирогов – с сочной капустой, сладких, с яркой брусникой. Собрать семейное застолье в чистой комнате, попить ароматного чайку, поблагодарить Богов за милую весну, хорошее лето. Вспомнить дедушек-бабушек добрым словом. Устроить пир, отмечая славянский праздник урожая!

Потом, согласно языческим представлениям древних славян, пойти дружной теплой семьей на улицу. Собрать опавшие листья, сжечь в ритуальном костре. С каждым листом, кидаемым в костер, горит всё ненужное. Смотрите внимательно – сгорел лист ─ значит, уйдёт нежеланное, подхватило нагретым воздухом, понесло ─ значит, потерпеть придётся, рано ещё.

Погуляйте в поисках рябинки – красавицы. Собирали в день Авсеня рябиновые кисти, развешивали на окнах, чтобы хранила яркая ягодка дом от сил тьмы, что будут заглядывать в окна все чаще, пользуясь слабостью Солнца. Верили раньше древние славяне — навьи мучают, спать, например, не дают — надо взять ветку рябины, очертить круг. Полезна будет рябинка на окнах дома!

Схлынет дневная суета, ночь упадёт на землю ─ завершите славянский праздник урожая ─ посидите тихо-спокойно, наблюдая, как горит свеча и что-то меняется в мире. Подумайте, что случилось после весеннего равноденствия до сегодняшнего дня, отпустите из жизни отжившее.
Отпустите старое, пусть оно, как желтый лист, тихонько упадет и скроется с глаз. Поблагодарите высшие тонкие силы за помощь в том, что происходило, и за защиту. Вдохните поглубже уходящий свет лета, удержите внутри ….Подготовьтесь к приходу тёмных дней, сделав большой внутренний запас добра и счастья. Хорошее время для защитной славянской магии, нацеленной на удержание достигнутого. Забросить мысль вперед, попробовать представить то, что хотелось получить к празднику Коляды. Так мы стали свободны для нового, время перехода свершилось!

Авсень, Бог Перехода и Изменений, расстелил дороги в Будущее! Так язычество древних славян доносит до нас веру в закономерные перемены, согласно кругу Жизни.
С праздником урожая, славяне!
http://northernfable.ru/history/num-1372/

Рубрики: мифы, легенды, сказки/Северные сказки
славянские праздники
история славян
Родные Боги
славянские традиции
славянский след в истории
родноверие
славянские корни праздников

Метки: славянские праздники 23 сентября Авсень праздник урожая

Процитировано 3 раз
Понравилось: 5 пользователям

Источник статьи: http://www.liveinternet.ru/users/3469412/post337786134

Оцените статью