- Неделя ваий
- Содержание
- Празднуемое событие
- Значение
- Празднование
- Православие
- Католицизм
- Народные традиции в России
- Гимнография
- В русской православной традиции
- В католицизме латинского обряда
- ВХОД ГОСПОДЕНЬ В ИЕРУСАЛИМ
- Неделя ваий связана с обычаем приносить в храм зеленые ветки
- История праздника
- Вербное воскресенье приходится на 21 апреля
Неделя ваий
Неделя ваий
Вход Господень в Иерусалим | |
---|---|
Вход Господень в Иерусалим. Русская икона. | |
Тип | христианский, церковный |
Официально | Неделя ваий (по церковному уставу) |
также | Вербное воскресение |
Значение | воспоминание торжественного входа Иисуса Христа в Иерусалим на ослёнке |
Отмечается | православными, католиками и многими протестантами |
Дата | 6-е воскресенье Великого поста, за неделю до Пасхи |
В 2008 году | 20 апреля (в православии) 16 марта (в католицизме) |
В 2009 году | 12 апреля (в православии) 5 апреля (в католицизме) |
Празднование | богослужение |
Традиции | освящение ветвей деревьев, в России — верб |
в православии:
послабление в посте на рыбу;
Вход Госпо́день в Иерусали́м, Неде́ля ва́ий, Ве́рбное воскресе́нье, Па́льмовое воскресе́нье (лат. Dominica in Palmis de passione Domini ) — христианский праздник, отмечаемый в воскресенье (Неделю), предшествующее Неделе Пасхи, то есть шестую Неделю Великого Поста.
В русских богослужебных книгах называется также Неделей Цветоносной, а в просторечии Вербным Воскресением, что связано с тем, что пальмовые ветви в России в народном обиходе заменяли на вербы.
Содержание
Празднуемое событие
- Евангелие от Матфея (21:1-7) повествует, что апостолы, по указанию Иисуса берут в Вифании ослёнка и ослицу (по слову Иисуса, хозяева не препятствуют им).
- Иисус въезжает верхом на осле в Иерусалим, где его встречал народ, полагая на дорогу одежду и пальмовые ветви с восклицаниями: «осанна! благословен грядущий во имя Господне, Царь Израилев!» (Ин.12:12).
- В Иерусалимском Храме Иисус опрокидывает столы меновщиков и продавцов скота, говоря «написано, — дом Мой домом молитвы наречется; а вы сделали его вертепом разбойников» (Мф.21:13), чем вызывает недовольство служителей, однако те не смеют взять его, опасаясь народа.
- После этого к Иисусу подходят слепые и хромые и он исцеляет их (Мф.21:14).
- Иисус покидает Иерусалим и проводит ночь в Вифании.
Значение
Праздник символизирует с одной стороны признание миссии Иисуса Христа, а с другой — прообраз входа Сына Человеческого в Рай.
Иудеи ожидали, что Мессия — Спаситель Израиля — явится на Пасху. В то время Иудея находилась под владычеством римлян, и ожидали национального освободителя от иноземного господства.
Народ Иерусалима, зная о воскрешении Лазаря, встречает Иисуса очень торжественно. Иисус, показывая, что он входит в Иерусалим с желанием мира, а не войны, въезжает на осленке (на Востоке въезжать в город на осле — символ мира, верхом на коне — символ войны).
Празднование
Православие
В православном календаре Вход Господень в Иерусалим, в отличие от других двунадесятых праздников, формально не имеет предпразднства, хотя Лазарева суббота накануне может рассматриваться как предпразднество, и совсем не имеет попразднества, так как за ним сразу следует Страстная Седмица.
Во время всенощного бдения под праздник Входа Господня в Иерусалим молящиеся как бы встречают невидимо грядущего Господа и приветствуют Его, как Победителя ада и смерти, держа в руках ветви вербы, цветы и зажжённые свечи. На утрене (второй части бдения) читается особая молитва на благословение «ваий» (т.е. пальмовых ветвей, в славянских странах заменяемых ветками вербы). Обыкновенно после этого вербы, которые молящиеся держат в руках, окропляются святой водой.
У православных христиан есть обычай хранить освящённые вербы в течение всего года, украшать ими иконы в доме. В некоторых местностях существует благочестивый обычай класть освящённые вербы в руки умерших в знак того, что они по вере во Христа победят смерть, воскреснут и встретят Спасителя с освящёнными ветвями.
Католицизм
Перед началом службы традиционно проводится шествие вокруг храма или в самом храме. Участники хода держат в руках ветви (в южных странах — пальмовые, в северных — вербные или другие) и зажжённые свечи. Во время шествия поются праздничные антифоны и гимн Христу-Царю. Процессия символически представляет собой людей, вышедших навстречу Спасителю во время Входа Господня в Иерусалим.
Чинопоследование мессы этого дня включает в себя чтение Страстей Господних, которые читаются кроме этого дня только в Великую Пятницу. Освящённые на богослужении ветви хранятся в домах верующих до следующего Великого поста. Существует традиция получать пепел для службы Пепельной среды сожжением этих ветвей.
Народные традиции в России
В допетровское время в праздник Входа Господня в Иерусалим совершалось так называемое «шествие на осляти» — обряд, заимствованный из византийской традиции. После праздничной службы во Входоиерусалимском приделе Покровского собора (храма Василия Блаженного) с Красной площади на Соборную площадь Московского Кремля проходила специальная процессия, изображавшая само событие отмечаемого праздника. Патриарх следовал в ней, сидя верхом на лошади (наряженной ослом), которую вел под уздцы идущий пешком царь. В ряде русских городов вплоть до 1678 г. также совершалось шествие на осляти с участием вместо патриарха и царя, соответственно, местного архиерея и воеводы. В 1697 г. обряд был упразднен.
Общераспространённым в народе был обычай слегка ударять друг друга вербой. После заутрени, к которой малых детей не водили, возвратившиеся из церкви домой родители никогда не упускали случая поднять с постели детишек лёгкими ударами вербы, приговаривая: «Верба хлыст, бей до слез. Не я бью, верба бьёт. Будь здоров как верба».
Простой народ освящённым вербам придает особую очистительную силу, верует в спасение домашнего скота от порчи, болезней, сглаза, хищного зверя, от злых людей и злых духов. Об этом свидетельствуют различного рода «вербные» обряды, сохраняющиеся до сих пор в некоторых местностях России, Украины и Беларуси. Например, в Костромской области сохраняется народный обычай выпекать баранки к Вербному Воскресенью, освящать их в церкви и принося домой, скармливать их домашнему скоту, чтобы предохранить от болезней, а в Юрьев (Егорьев) день крестьяне обмакивают хранившуюся в продолжение всего года вербу в святую воду и затем окропляют собранный во дворе домашний скот; с вербой в руках в первый раз провожают скот на пастбище.
Основные эпизоды жизни Иисуса Христа согласно Евангелиям |
---|
|
Вербе и её серёжкам приписывалась целебная сила. Съедали по девять вербных серёжек, считая это лекарством от лихорадки. Советовали есть почки освящённой вербы бесплодным женщинам, а также как предохранительное средство от других болезней. Клали вербу в воду, в которой купали больных детей. Запекали серёжки в хлеб, а в некоторых селениях пекли печенье в форме вербных почек.
Многие верили, что освящённая верба может остановить летнюю грозу, а брошенная в пламя — помочь при пожаре. Всякий трус, желающий избавиться от своего недостатка, должен по приходе из церкви в Вербное воскресенье вбить в стену своего дома колышек освящённой вербы — средство это, если и не превратит труса в героя, то во всяком случае должно прогнать природную робость.
Но вот сажать вербу считалось плохой приметой. Говорили: «Кто вербу сажает, сам на себя заступ готовит» (то есть умрёт, когда из вербы можно будет вытесать лопату).
Особой приметой вербной недели считались вербные базары. Особенно они были любимы детьми, так как на них был представлен богатейший выбор детских игрушек, книг, сластей. Там же покупали связанную пучками вербу. К пучку привязывали украшение — бумажного ангелочка. Он так и назывался «вербный херувим».
С вербой связано много поговорок и примет: «На канун Вербного воскресенья Св. Лазарь за вербой лазил», «Скотину выгоняют в поле в первый раз (на Юрья) вербой с Вербного воскресенья», «Если вербная неделя ведряная, с утренниками, то яри хороши будут», «На вербной мороз — яровые хлеба хороши будут», «Верба распутицу ведёт, гонит с реки последний лёд», «Не верба бьёт, а старый грех».
В Вербное воскресенье облегчается пост, разрешается есть рыбу и растительное масло. Во времена, давно забытые, варили и ели в этот день вербную кашу с вербными серёжками (почками).
Гимнография
В русской православной традиции
О́бщее воскресе́ние / прежде Твоея страсти уверяя / из мертвых воздвигл еси Лазаря, Христе Боже. / Темже и мы, яко о́троцы победы зна́мения нося́ще, / Тебе Победителю смерти вопие́м: / оса́нна в вышних, / благословен Гряды́й во имя Господне.
Величаем Тя, / Живодавче Христе, / Осанна в вышних / и мы Тебе вопием / Благословен Грядый во Имя Господне.
Ин тропарь, глас 4-й:
Спогребшеся Тебе крещением, Христе Боже наш,/ безсмертныя жизни сподобихомся воскресением Твоим,/ и воспевающе зовем:/ осанна в вышних,\ благословен Грядый во Имя Господне.
На престоле на небеси,/ на жребяти на земли носимый, Христе Боже,/ Ангелов хваление и детей воспевание/ приял еси зовущих Ти:\ благословен еси, грядый Адама воззвати.
В католицизме латинского обряда
Всемогущий, вечный Боже, чтобы дать людям пример смирения, по воле твоей наш Спаситель принял плоть и взошёл на крест. Дай нам постичь смысл Его страданий и удостоится участия в Его Воскресении. Просим Тебя через Господа нашего Иисуса Христа, Твоего Сына, Который с Тобою живёт и царствует в единстве Святого Духа, Бог, во веки веков.
Источник статьи: http://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/1058417
ВХОД ГОСПОДЕНЬ В ИЕРУСАЛИМ
Вход Господень в Иерусалим |
Вход Господень в Иерусалим, Неделя Ваий, Вербное воскресенье — переходящий двунадесятый праздник — совершается в воскресенье, предшествующее Пасхе.
Все четыре евангелиста повествуют о торжественном Входе Иисуса Христа в Иерусалим за несколько дней до крестных страданий. Когда, после чудесного воскрешения Лазаря, Иисус Христос за шесть дней до Пасхи собрался идти в Иерусалим, то многие из народа сопровождали Его с торжественностью, с какой в древние времена на Востоке сопровождали царей, с пальмовыми ветвями (см. Ин. 12, 13). Первосвященники же иудейские, видя необыкновенное почитание Иисуса в народе, задумали убить Его, а также и Лазаря, «потому что ради него многие из Иудеев приходили и веровали в Иисуса».
Праздник Входа в Иерусалим называется также Неделей ваий или Вербным Воскресением (вайи — ветви; в Евангелии говорится о пальмовых ветвях, а в более северных странах их заменяют вербы) или Неделей Цветоносия [1].
В отличие от других двунадесятых праздников, Вход Господень в Иерусалим формально не имеет предпразднства (хотя предшествующая ему шестая седмица Великого Поста называется Седмицей Ваий, т.е. может рассматриваться как предпразднство) и совсем не имеет попразднства, так как после этого дня наступает сразу Страстная Седмица).
[1] От этого взяла свое название Цветная Триодь, но в современной традиции она начинается на Пасху, а Лазарева суббота, Вход Господень и Страстная Седмица отнесены к Триоди Постной (выделены в ее 2-й том).
Источник статьи: http://drevo-info.ru/articles/796.html
Неделя ваий связана с обычаем приносить в храм зеленые ветки
Москва, 08.03.2021, 21:57:58, редакция FTimes.ru, автор Зоя Жаркова.
Неделя ваий ( Вербное воскресенье , или Вход Господень в Иерусалим ) – название праздника, относящегося к числу двунадесятых , произошло от обычая приносить в этот день в храм пальмовые ветви – вайи, которыми, по преданию, жители Иерусалима встречали Господа.
В России ко времени празднования Входа Господня в Иерусалим расцветает только одно дерево – верба, которая и стала главным символом этого праздника. В нашей стране верующие приносят в храм цветущие веточки вербы . Отсюда и произошло русское название данного праздника – Вербное воскресенье .
История праздника
Начало праздника восходит к глубокой древности.
Первое указание на праздник – в III веке принадлежит святому Мефодию, епископу Патарскому, оставившему поучение на этот день.
В IV веке праздник, как свидетельствует святой Епифаний Кипрский, совершался весьма торжественно.
Многие из святых отцов IV в. оставили свои поучения на этот праздник.
В VII–IX вв. святые Андрей Критский, Косма Маиумский, Иоанн Дамаскин, Феодор и Иосиф Студиты, а также император византийский Лев Философ, Феофан и Никифор Ксанфопул прославили праздник песнопениями, которые и ныне поет Православная Церковь.
Праздник Входа Господня в Иерусалим принадлежит к двунадесятым праздникам, но не имеет ни предпразднства ни попразднства, так как окружен днями поста Четыредесятницы и Страстной седмицы.
В пятницу 6-й седмицы оканчивается св. Четыредесятница. Вечером в пятницу – великое повечерие.
В субботу седмицы Ваий Церковь вспоминает чудо воскрешения Лазаря, поэтому суббота называется Лазаревой.
Воскрешение Лазаря Церковь прославляет как доказательство Божественной силы Иисуса Христа и как удостоверение в воскресении Христа и в общем воскресении всех умерших, что и выражается в тропаре праздника.
Лазарева суббота и Вербное воскресенье служат переходом от Четыредесятницы к Страстной седмице.
На самом деле еще задолго до христианства в начале весны славяне отмечали Цветоносную неделю – праздник символизировал пробуждение и обновление природы.
С приходом христианства праздник пережил трансформацию в церковный праздник – Вход Господень в Иерусалим.
Согласно писанию, простые люди поверили в особую силу Иисуса и встречали его очень торжественно. В Иерусалим Господь явился верхом на осле, что было подтверждением его добрых намерений, потому что осел в восточной культуре считался символом мира.
Во время шествия горожане выложили Иисусу дорогу своей одеждой и пальмовыми листьями, подчеркивая великую радость и почтение. У славян пальмовые листья были заменены вербой.
Вербное воскресенье приходится на 21 апреля
Каждый год Вербное воскресенье выпадает на разные числа и празднуется за неделю до Пасхи или в шестое воскресенье Великого поста. В 2019 году – 21 апреля.
У праздника несколько названий – Вход Господень в Иерусалим, Вербное воскресенье, «Неделя ваий» (греч. «ваиа» – пальма)».
Неделя ваий посвящена воспоминанию торжественного Входа Господня во Иерусалим, куда Он шел для страданий и Крестной смерти – это событие описано всеми евангелистами.
Верующие приходят в церковь, чтобы присутствовать на ночном и утреннем богослужении и прослушать проповедь.
На службу приносят веточки вербы – основной символ радости и праздника и освящают их святой водой. Их количество не является случайным: число веточек должно соответствовать количеству членов семьи.
После освящения вербу приносят домой, высушивают и оставляют до следующего года в доме. Некоторые помещают ее возле икон, а кто-то просто развешивает по дому, для того чтобы отгонять недобрых людей, болезни и обеспечить благополучие и хорошие доходы в семье.
У славян существует обычай бить друг друга в этот день вербой – считается, что это помогает укрепить силу и здоровье, продлить жизнь.
Люди легонько ударяют друг друга освященной вербой и приговаривают: «Не я бью – верба бьет, здоровья тебе дает». Часто так бьют деток, потому что им особенно нужна защита от недоброго глаза.
По случаю торжества в этот день разрешается небольшое послабление и разрешено употреблять в пищу рыбу и рыбные блюда, но сразу же после этого начинается самая строгая неделя поста.
Источник статьи: http://ftimes.ru/226928-nedelya-vaij-svyazana-s-obychaem-prinosit-v-xram-zelenye-vetki.html