- Вербное воскресенье
- Вход Господень в Иерусалим (Вербное воскресенье)
- История праздника Вербное воскресенье
- Почему праздник называют Вербным воскресеньем
- Традиции Вербного воскресенья
- Праздничное богослужение
- Богослужение на Вербное воскресенье
- Песнопения на Вербное воскресенье
- Читать о Вербном воскресенье на «Правмире»:
- Видео о Вербном воскресенье:
- Вход Господень в Иерусалим, или Вербное воскресенье в 2020 году 12 апреля
- Проповеди на Вход Господень в Иерусалим
- Что означает Вербное воскресенье: народные обычаи и приметы праздника
- Что означает Вербное воскресение
- Народные обычаи
- Приметы праздника
Вербное воскресенье
Вход Господень в Иерусалим (Вербное воскресенье)
Как часто, не задумываясь, мы говорим «Слава Богу!». На самом деле восклицанием «Осанна Сыну Давидову!» когда-то в Иерусалиме Иисуса встречала та же толпа, которая после будет требовать Его распятия. Люди ждали, что придет Царь, который заберет себе власть силой и сокрушит врагов. Иисус действительно сокрушил врага, но враг этот не был земным. Он победил страдание и смерть, открыл двери ада, дал людям возможность спастись.
В церковном календаре Вербное воскресенье называют «Вход Господень в Иерусалим», а неделю называют «Неделей пальмовых ветвей», что не очень распространено в России, где не растут пальмы.
Вербное воскресенье — двунадесятый праздник.
История праздника Вербное воскресенье
Прежде, чем войти в Иерусалим, Иисус три года ходил по земле Израильской, разговаривал с людьми, как с равными Ему, и никто не чествовал Его как Царя, пока он не явил людям великое чудо. В Вифании жила семья знакомых Плотнику из Назарета — брат и две сестры. Он останавливался у них, бывая в Вифании. Когда Лазарь, знакомый Иисусу, заболел, Он не сразу поспешил исцелить его. И лишь когда дошла весть о кончине Лазаря, Иисус произнес: «Лазарь, друг наш, уснул, и Я иду разбудить его». Ученики сначала даже не поняли, что речь идет о смерти, а не об обычном сне. Сестра Лазаря Марфа встретила Иисуса и сказала: «Господи, если бы Ты был здесь, не умер бы брат мой», на что Иисус ответил ей: «Воскреснет брат твой». И речь шла не о воскресении всех мертвых в Последний день. Иисус говорит слова, которые являются сутью православной веры: «Я есмь воскресение и жизнь; верующий в Меня, если и умрет, оживет». Это слова не человека, но Бога. То, что человек говорит о себе в таком ключе так буднично и просто в Вифании того времени — большая опасность. Лазарь провел четыре дня в могиле, речь уже не могла идти о летаргическом сне или клинической смерти. Фундаментальный закон природы был опровергнут силой Божественного чуда. Когда отняли камень от пещеры, где лежал умерший Лазарь, Иисус громко сказал: «Лазарь! Иди вон», и… Лазарь вышел. Иисус сказал: «Развяжите его, пусть идет».
Разумеется, после такого чуда его очевидцы и слышавшие о нем встречали Иисуса, как Бога, как Царя. Слава Богу! «Осанна Сыну Давидову!» Веры многим кричавшим это хватило ненадолго. Несмотря на то, что люди, видевшие воскресение Лазаря, видели и его тяжелую болезнь, и смерть, и даже погребение. Сомнений в том, что он действительно воскрес из мертвых, быть не могло. К сожалению, люди часто предавали Бога. Забыли и об этом чуде. Но наша вера должна быть крепкой, поэтому мы празднуем встречу Иисуса как Бога и нашего Спасителя, Который, как Лазарю, подарит нам воскресение из мертвых.
Не все вместили учение Иисуса, предлагавшего людям войти на Небеса через врата милосердия, и через какое-то время начнутся события Страстной недели…
Войдя в храм Иерусалима, Иисус совершит опасные действия. Там умели и любили торговать сувенирами, оберегами, реликвиями. Он переворачивает столы и прекращает торговлю. Он воскрешал умерших, совершал удивительные чудеса, Его чествовали как Царя, но Его ждали Царем земным, а он пришел Царем Небесным.
Знал ли Господь, что Его ждет? Догадывался ли о том, что Он воскреснет? Человеческий разум не способен вместить соединение Божественного и человеческого начала. Но, определенно, Он просил в Гефсиманском саду, чтобы «чаша сия» миновала Его, если на то будет воля Его Отца, а значит, понимал, что чествование толпы будет недолгим. Иерусалим не был готов понять истинное спасение и дары Божественной милости. Возгласы «Осанна!» сменились криками «Распни!». Поэтому Спаситель плакал о святом граде Иерусалиме, зная, что он будет разрушен.
Почему праздник называют Вербным воскресеньем
Во время встречи Иисуса в Иерусалиме люди размахивали пальмовыми ветвями. Слово «паломник», кстати, означает «носитель пальмы». Отправляясь в паломничество, человек брал с собой пальмовую ветвь, символ чистоты, в знак того, что идет в чистое и праведное путешествие. Таков был еврейский обычай. На Востоке победителей чествовали пальмовыми ветвями. Иисуса встречали так, потому что Он был чудотворцем и Мессией. И, если способность накормить пять тысяч человек еще не у всех вызвала восхищение и удивление, то воскрешение Лазаря было безусловным свидетельством. Иисус въехал в Иерусалим на осле, что никогда бы не сделал в те времена царь земной, но сделал бы Царь Небесный во исполнение пророчеств. Например, ветхозаветного пророчества о том, что «в Иерусалим войдет кроткий Царь». Когда-то на ослике Иисус спасался от воинов Ирода в Египте, куда Его вывезли в младенчестве. Ослик же ввез Его в Иерусалим, как Мессию.
Иисус не случайно въехал в Иерусалим именно на осле. Сидя на коне, Он бы неизбежно возвышался над всеми, кто встречал Его. Именно так поступил бы земной правитель, желая подчеркнуть свой особый статус. Но, когда Бог умалился до человека, Он решил войти в Иерусалим, находясь вровень со встречающими Его. Поэтому Он въехал на осле, поступь которого смиренная и тихая, о чем поэт Тимур Кибиров напишет свое знаменитое стихотворение:
Их-то Господь — вон какой!
Их-то Господь — вон какой!
Он-то и впрямь настоящий герой!
Без страха и трепета в смертный бой
Ведёт за собой правоверных строй!
И меч полумесяцем над головой,
И конь его мчит стрелой!
А наш-то, наш-то — гляди, сынок —
А наш-то на ослике — цок да цок —
Навстречу смерти Своей.
А у тех-то Господь — он вон какой!
Он-то и впрямь дарует покой,
Дарует-вкушает вечный покой
Среди свистопляски мирской!
На страсти-мордасти махнув рукой,
В позе лотоса он осенён тишиной,
Осиян пустотой святой.
А наш-то, наш-то — увы, сынок, —
А наш-то на ослике — цок да цок —
Навстречу смерти Своей.
А у этих Господь — ого-го какой!
Он-то и впрямь владыка земной!
Сей мир, сей век, сей мозг головной
Давно под его пятой.
Вкруг трона его весёлой гурьбой
— Эван эвоэ! — пляшет род людской.
Быть может, и мы с тобой.
Но наш-то, наш-то — не плачь, сынок, —
Но наш-то на ослике — цок да цок —
Навстречу смерти Своей.
На встречу со страшною смертью Своей,
На встречу со смертью твоей и моей!
Не плачь, она от Него не уйдёт,
Никуда не спрятаться ей!
Тем не менее Иисуса встречали словами «Осанна Сыну Давидову!». Так кричали дети, что исполнило пророчество о том, что хвала Господу совершится «из уст младенцев». Фарисеи испугались этих слов и просили: «Скажи им — пусть замолчат», а Иисус отвечал: «Если они умолкнут, камни возопиют». И Его продолжали громко славить за увиденные прежде чудеса. Ученики думали, что Иисус идет на трон, а Он шел на Крест. Они ждали грядущего благоденствия, победы над земными врагами, но Бог смотрел на этот день с грустью. Православные, чествуя Иисуса, тоже находятся в предчувствии грядущей Страстной недели.
Несмотря на то, что Иисуса встречали как Царя, Он плакал, входя в Иерусалим, оплакивая его грядущую судьбу. Он жалел Иерусалим, хотя тогда для этого не было еще никаких предпосылок. Иерусалим процветал. Уничтожение Иерусалима в 70 году оправдало предвидение катастрофы во время расцвета и великолепия, когда еще никто не мог подумать об этом. Войдя скромно на ослике, Христос все же принимал почести, как Победитель. Одновременно принимал со смирением грядущие страдания и намекал на то, что не стоит страшиться их, Своим ученикам. Зная, что Его ждет, Он был спокоен и оплакивал лишь судьбу разрушенного города. Он знал, что Его ждет смерть, более того, мучительная кончина, но знал и то, что смерть упразднится, не будет иметь никакого значения в Царствии Небесном, которое не имело никакого отношения к земному царствованию. А ведь именно его ожидали и собравшиеся, и ученики. После воскрешения Лазаря они считали, что произойдут еще более великие чудеса, свержение врагов, а Иисус предстанет грозным и сокрушающим. Но мы узнали Христа другим и Его Спасение было чудом милосердия и любви, а не завоеванием благоденствия в нашем мире.
В России пальмы не растут, поэтому Иисуса «встречают» первой веточкой весны, теплого времени, веточкой вербы.
Традиции Вербного воскресенья
В православном богослужении существовал специальный чин, который являлся воспроизведением Евангельских событий. Вплоть до VII века Патриарх шествовал по Красной площади на коне, наряженном в ослика, которого лично вел под уздцы царь. Это действо называлось «Шествие на осляти» и напоминало людям о событиях Входа Господа в Иерусалим.
Сейчас эту традицию упразднили и верующие просто освящают веточки вербы в память о пальмовых ветвях и встрече Спасителя в Иерусалиме. В знак готовности чествовать Иисуса как Царя Небесного, великого ликования. В этот день обычно стоит ясная и теплая погода. Верба — знак встречи Триумфатора и Победителя смерти, именно так следует встречать Спасителя. Верба — это еще и символ прощения и доброты. Мы держим в руках свежие весенние веточки в знак того, что готовы простить наших обидчиков, как и нас прощает Господь, которого люди распяли после того, как встретили Мессией и Царем.
При этом народные приметы о том, что на счастье надо съесть почку вербы, сварить из нее отвар для богатства или здоровья и т.д., — не более чем суеверия, к которым Церковь призывает не прислушиваться.
Вербное воскресенье — трагический праздник перехода Великого поста к Страстной седмице, но он же напоминает нам о грядущей Пасхе.
Праздничное богослужение
Шестая неделя Великого поста предшествует Страстной неделе и заканчивается великим праздником — Входом Господним в Иерусалим. Празднование начинается с вечерней службы и всенощных бдений в Лазареву субботу. Текст богослужения напоминает о последних днях Иисуса. Он знал, что многие отрекутся от Него. Чтобы даровать своим ученикам надежду на жизнь вечную, Он являет им Свою Божественную силу в воскрешении Лазаря, предвосхищая грядущее воскрешение мертвых при втором Пришествии Спасителя. Структура богослужения Лазаревой субботы полу-воскресная, полу-праздничная. Она напоминает о том, что наш Спаситель пришел открыть Своему творению правду о Спасении. Он не возлагал на нас «бремена тяжелые и неудобоносимые», а явил пример жизни без греха человечеству, пораженному грехом.
Вербное воскресенье — переходящий праздник, дата праздничного богослужения зависит от дня празднования Пасхи. На праздничном богослужении поются тропари «Общее воскресение» и «Спогребшеся Тебе Крещением, Христе Боже наш, безсмертныя жизни сподобихомся Воскресением Твоим, и воспевающе зовем: осанна в вышних, благословен Грядый во Имя Господне». За полиелеем следует величание «Величаем Тя, Живодавче Христе, осанна в вышних, и мы Тебе вопием: благословен Грядый во Имя Господне».
В ходе богослужения священник окропляет вербные веточки. Эти ветки и зажженные свечи люди держат в руках во время исполнения Канона. Православные храмы переполнены молящимися, которые чествуют Царя Славы, который добровольно пошел на страдания. Люди приветствуют Его как победителя смерти и вспоминают грядущие дни Страстной седмицы, страдания Христовы.
Вербное воскресенье в 2020 году — 12 апреля
Вербное воскресенье в 2021 году — 25 апреля
Богослужение на Вербное воскресенье
Песнопения на Вербное воскресенье
Читать о Вербном воскресенье на «Правмире»:
Видео о Вербном воскресенье:
Вход Господень в Иерусалим, или Вербное воскресенье в 2020 году 12 апреля
Праздник Входа Господня в Иерусалим (Вербного воскресения) — это один из самых трагических праздников церковного года.
Казалось бы – все в нем торжество: Христос вступает в Святой Град, встречают Его ликующие толпы народа, готовые из Него сделать своего политического вождя, ожидающие от Него победы над врагом. Но та же самая толпа, которая сегодня кричит «Осанна Сыну Давидову!», в несколько дней повернется к Нему враждебным, ненавидящим лицом и будет требовать Его распятия. Перенесемся духом в те страшные дни, когда Бог смертью Единородного Своего Сына одержал победу над тьмой и спас нас от власти смерти, греха, диавола. Осознаем, что Христос умер, потому что преступники мы.
Митрополит Антоний Сурожский
Проповеди на Вход Господень в Иерусалим
Вход Господень в Иерусалим, или Вербное воскресенье, начинает Страстную седмицу
Источник статьи: http://www.pravmir.ru/verbnoe-voskresene/
Что означает Вербное воскресенье: народные обычаи и приметы праздника
Вербное воскресенье или Вход Господень в Иерусалим — один из двенадцати главных праздников православной церкви
Великий православный праздник отмечают за неделю до Светлого Воскресения Христова – в 2020 году Вход Господень в Иерусалим празднуют 12 апреля.
Вход Господень в Иерусалим — важное событие последних дней земной жизни Иисуса Христа до распятия на Кресте, отмечают с IV века, а на Руси — с X века, соответственно, с праздником связано множество народных обычаев и примет.
Sputnik Грузия рассказывает, что означает Вербное воскресение, а также о народных обычаях и приметах праздника.
Что означает Вербное воскресение
Вербное воскресенье – это день, когда Спаситель въехал в Иерусалим как царь, что подробно описывается во всех четырех Евангелиях.
По древнему еврейскому обычаю цари и победители, въезжали в Святой город на конях или ослах, а народ встречал своих правителей приветствиями и пальмовыми ветвями.
Иисус, чтобы исполнить пророчества Ветхого Завета, тоже торжественно въехал в Иерусалим на молодой ослице, а люди приветствовали Спасителя возгласами «Осанна!» Так они обычно обращались только к царю, устилая ему путь пальмовыми ветвями.
Молва о чудесах, совершенных Иисусом, в том числе и о воскрешении Лазаря, которое случилось накануне, дошла до Иерусалима, и жители Святого города видели в Нем долгожданного Мессию. Иудейские первосвященники, в отличие от народа, Спасителю были не рады. И Христос знал, что этот путь ведет его к Голгофе и Кресту.
Церковь праздник Входа Господня в Иерусалим ввела в IV веке. На Руси праздник, появившийся в X веке, стали называться Вербным воскресеньем. Ввиду того, что пальма — дерево южное и растет далеко не везде, христиане заменили пальмовые ветви на ветки вербы, ивы, самшита или других деревьев, которые растут в стране празднования и расцветают в начале весны.
По традиции в Грузии в Вербное воскресенье освящают ветки вербы и колхидского самшита (бза — по-грузински). Поэтому праздник в Грузии называют Бзоба.
Народные обычаи
На Руси с Вербным воскресеньем с давних пор связано множество народных обычаев, традиций и обрядов. По одному из них, люди в Лазареву субботу, накануне Вербного воскресенья на рассвете, отправлялись собирать вербу.
Кстати, ветки вербы срезали только с молодых деревьев, на которых еще нет повреждений. К празднику, по обычаю, нельзя было срезать ветки с деревьев, с дуплом и растущих рядом с кладбищем.
Освященными ветками вербы, по народному обычаю, в тот же вечер или в воскресенье утром, украшали иконы или развешивали их по углам комнат.
В старину в Вербное воскресенье, по обычаю, устраивали так называемые вербные базары, где продавали множество товаров, в том числе и вербных херувимов — ветки вербы, украшенные ангелами, а также устраивали разные игры и развлечения.
В этот день, по народному обычаю, как и во все великие церковные праздники, нельзя работать, поэтому женщины убирались в доме и готовили заранее. На Вербное воскресенье хозяйки пекли из теста орехи и давали их всем домочадцам, включая животных, чтобы были здоровы.
По обычаю, праздник проводят в кругу близких и родных, в спокойной обстановке, потому что продолжается Великий пост, а с понедельника начинается Страстная неделя, последняя перед Пасхой, которая в 2020 году начинается 13 апреля.
Вербное воскресенье — торжественный и светлый праздник и в то же время грустный и трагичный день. Ведь, в действительности, все те, кто приветствовал Спасителя в Вербное воскресенье, уже через несколько дней бросали в него камни с криками ярости, требуя его распятия.
Поэтому в Вербное воскресение, по церковной традиции, необходимо думать о Боге, молиться, очистить свою душу и подготовиться к празднованию Светлого Воскресения Христова.
С древних времен вербе приписывалась магическая сила, способствовавшая плодородию – она предохраняла от заболеваний и очищала от нечистой силы. Люди, по обычаю, проглатывали почки освященной вербы, чтобы никакая хворь и болезнь к ним не прицепилась.
В стародавние времена, по приметам, люди для привлечения удачи в новых начинаниях съедали несколько почек вербы перед тем, как начинать какое-то важное дело.
Амулеты из вербовых почек носили женщины, у которых не было детей. По народному обычаю, молодоженов осыпали почками вербы и клали веточку вербы под перину, чтобы потомство было здоровым.
По приметам, при первом выгоне скота использовали освященную вербу, чтобы скотина сохранилась в целости и вовремя возвращалась домой, вербную веточку втыкали под крышу дома или пускали на воду.
Приметы праздника
С праздником связано много примет — освященные ветки прикладывали к больным местам, ставили у изголовья больных, прикасались ими к людям, желая им здоровья, стегали детей, чтобы они росли здоровыми и так далее.
В различные целебные отвары добавляли растолченные высушенные почки вербы. Затем эти отвары использовали для лечения кожных болезней и ран. Иногда почки добавляли в хлеб или другую выпечку.
Также пекли хлеб в форме вербовой веточки или варили кашу из раскрывающихся почек вербы.
В древности, по приметам, чтобы увеличить свой достаток, сажали на Вербное воскресенье цветок или же пересаживали комнатные растения. За цветком ухаживали тщательно и оберегали его, так как верили, что, если он завянет, то ожидаются серьезные финансовые потери.
По приметам, девушки, желающие выйти замуж за конкретного парня, весь день думали о нем. И каким-то образом, возможно телепатическим, мысли девушки передавались парню и вечером он приглашал ее погулять.
К началу посевного сезона, по народному обычаю, на поле в землю обязательно втыкали ветки вербы. По приметам, этот обряд способствовал богатому урожаю и спасал его от напастей.
По народному поверью, верба исцеляла и придавала физическую силу не только человеку, но и скотине. Поэтому домашних животных, как и детей, стегали освященной веткой, развешивали в хлевах вербу, а перед первым выгоном в поле скармливали эти веточки животным, чтобы те не стали жертвой болезней, хищных животных и воров.
Домашнюю птицу на Вербное воскресенье на улицу не выпускали, так как по приметам, ведьмы и другая нечисть могли ее испортить.
Считалось, что верба может защитить дом от природных стихий. Так, например, в дом, в котором есть освященная верба, по приметам, молния не попадет. Если при пожаре бросить в огонь вербу, то он быстрее погаснет, и пламя не перейдет на другое строение. А веточки, брошенные во время ледохода в воду, помогут избежать больших паводков.
Дождь в Вербное воскресенье — хорошая примета. Это значит, что урожай будет добротный. Сухая погода – плохая примета, предупреждающая, что урожая ждать не следует. Пасмурная, но сухая погода предвещает хороший урожай, но не такой, какой хотелось бы.
Материал подготовлен на основе открытых источников
Источник статьи: http://sputnik-georgia.ru/spravka/20200411/248215236/Chto-oznachaet-Verbnoe-voskresene-narodnye-obychai-i-primety-prazdnika.html