- Наурыз мейрамы в Казахстане
- Праздник весны: как празднуют Наурыз в Казахстане
- Наурыз символизирует обновление природы и человека, начало новой жизни. Мы расскажем вам, как празднуют Наурыз в Казахстане сегодня и как его отмечали наши предки.
- Празднование Наурыза сегодня
- Как праздновали Наурыз в СССР – архивные кадры
- Танцы, угощения и улыбки – Наурыз в 80-ые
- Наурыз – возрожденный праздник
- Кыдыр ата
- Главный праздник весны. Наурыз мейрамы по древним обычаям
Наурыз мейрамы в Казахстане
«Наурыз» означает «рождение весны» (Фото: © byheaven / Фотобанк Фотодженика)
Наурыз мейрамы — праздник весеннего обновления в Казахстане. Он возник у народов Востока задолго до принятия мусульманства, поэтому лишен религиозной обрядности и направленности. По восточному календарю Наурыз — начало нового года, совпадает с днем весеннего равноденствия.
Для казахов этот праздник является символом весеннего обновления, торжества любви, плодородия и дружбы. В старину до прихода Наурыза люди приводили свои дома и хозяйство в порядок, в честь праздника сажали деревья, цветы. Считалось, что если Наурыз входит в чистый дом к хорошему хозяину, то болезни, неудачи, невзгоды обходят его стороной.
«Наурыз» означает «рождение весны». Это наиболее важный и древний фестиваль восточных народов. Собственно говоря, это Новый Год согласно древнему восточному календарю. У него есть и другое название, Улыс Куны («Первый день Нового Года») или Улыстын Улы Куны («Великий день народа»). Считается, что щедрое празднование праздника Наурыз принесет в дом изобилие и успех на целый год. Эти убеждения объясняют изобилие праздничных ритуалов и обычаев.
С приходом праздника казахи одеваются в праздничные одежды, ходят друг к другу в гости и обмениваются поздравлениями и пожеланиями благополучия в наступающем году.
Празднования сопровождаются повсеместным весельем, играми, лошадиными скачками и другими увеселениями. Главным ритуальным блюдом этого праздника является наурыз-коже, который должен состоять из 7 ингредиентов, символизирующих 7 элементов жизни: вода, мясо, соль, жир, мука, злаки (рис, кукуруза или пшеница) и молоко. Эти ингредиенты символизируют радость, удачу, мудрость, здоровье, благосостояние, скорость, рост и божественную защиту.
Когда казахи празднуют Наурыз, наличие цифры «7» является обязательным — она заключает в себе 7 дней недели — временные единицы бесконечности вселенной: напротив аксакала (белобородый, старик) должны быть поставлены 7 чаш с наурыз-коже. Каждый должен посетить 7 домов и пригласить 7 гостей.
«Коктем Туды» («С рождением весны») — так казахи поздравляют друг друга на улицах, в парках, скверах и на стадионах с праздником Наурыз. Тысячи людей наблюдают за острыми соревнованиями слова акынов, за состязаниями в национальных видах спорта — казахша курес, тогуз кумалак, лошадиные скачки (Кыз-Куу и байга). Разнообразные представления и театральные сценки, представляющие национальные традиции и ритуалы, привлекают людей и учат их уважать свою культуру и родную землю, стремиться к сохранению мира и взаимопонимания между различными национальностями Казахстана.
Ближе к вечеру начинается айтыс — словесное состязание акынов в сопровождении домбры. В нем могут участвовать мужчины и женщины, пожилые и молодые. Продолжается айтыс до рассвета. Побеждает тот, кто лучше прославлял Добро!
В разгар праздника молодежь собирается у качелей — алтыбакан. Все поют песни, танцуют, веселятся и играют в национальные игры.
В Казахстане Наурыз не праздновался всенародно с 1926 года по 1988 год. С 2001 года Наурыз объявлен государственным праздником, а с 2009 года праздник отмечается 3 дня подряд, начиная с 21 марта. Эти три дня в Казахстане объявлены нерабочими.
Другие праздники в разделе «Праздники Казахстана»
Источник статьи: http://www.calend.ru/holidays/0/0/264/8/
Праздник весны: как празднуют Наурыз в Казахстане
Наурыз символизирует обновление природы и человека, начало новой жизни. Мы расскажем вам, как празднуют Наурыз в Казахстане сегодня и как его отмечали наши предки.
21 марта – день весеннего равноденствия. День, когда на смену лютой стуже приходит долгожданное весеннее тепло, когда на места гнездовий, преодолевая тысячи километров, возвращаются домой птицы из теплых краев, этот день веками празднуется всеми тюркскими народами. И зовётся он – Наурыз мейрамы. В переводе с фарси «Навруз» означает «новый день». Его написание и произношение различаются в разных странах – Новруз, Навруз, Нуруз, Невруз, Нооруз, в Казахстане – Наурыз.
По мнению доктора искусствоведения, профессора, культуролога Асии Мухамбетовой, Ұлыстың Ұлы күні (Новый год), называемый сейчас Наурыз, – неотъемлемая часть древнего тенгрианского циклического календаря. «Тенгрианский циклический календарь, сегодня более известный как «12-летний животный, китайский или восточный календарь», был основой кочевой цивилизации и регулятором всех сторон жизни кочевого общества, – пишет в одной из своих многочисленных работ Асия Ибадуллаевна. – Казахи называли его мүшел (мушель), также мүшел назывался сам 12-летний животный цикл, который был его основой. Он был известен любому казаху хотя бы потому, что кочевники вели счёт годам жизни именно по мушелям. А свой возраст знал каждый. Календарь этот является ценнейшим источником изучения традиционного мировоззрения, духовной жизни, национального характера».
Само же происхождение праздника Наурыз уходит в глубокую древность, согласно мнению некоторых учёных, связано оно с древнеиранским культом Солнца и именем легендарного пророка Заратуштры. Впрочем, все солярные праздники (праздники солнцестояния) самые древние на планете, которые были понятны как кочевым, так и оседлым народам. Тогда люди были ближе к природе, наблюдали за ней, понимали солярно-лунные ритмы. Позже празднование прихода весны упоминается в исторических летописях о калмыках, саках и гуннах. В эру Золотой Орды Наурыз, как и сегодня, обладал статусом государственного праздника.
Традиционно все солярные праздники связаны со встречей рассвета, приветствием солнца с распростёртыми руками. В чистый дом, в чистое тело, человек впускает новое солнце, новый день. В день равноденствия свет набирает полную силу и он готов перевалить за край чаши. Это период, когда всё зарождается.
Для казахов-кочевников огромное значение имела смена сезонов года, среди которых самым тяжёлым была зима (период нахождения на зимовках) – қыстау. В 12-цикличном календаре каждые пять-шесть лет случались джуты (массовый падёж скота). Любой выход из зимы, когда выживали люди, скот, уже считался благополучием. Потому переход на «көктеу» – это, конечно же, обновление и счастье.
Для казахского народа Наурыз, так же как и для многих других, издревле считался началом перемен, к празднику готовились за несколько недель. В честь праздника люди заранее готовили яркие наряды или костюмы сказочных героев. Народ собирался на центральной площади селения и пускался в пляс. Веселье сопровождалось непрекращающимися песнями. Акыны соревновались в мастерстве слова.
Не обходилось и без традиционных спортивных состязаний, таких как курес – казахская национальная борьба, тогыз кумалак – логическая настольная игра, байга – скачки по пересечённой местности на дистанции 5‒15 км.
Как и на любой большой праздник, на Наурыз было принято накрывать богатый дастархан. До и после трапезы читались молитвы во имя предков. На праздничном столе обязательно должно быть Наурыз коже (мясной бульон с молочной и растительной составляющей).
Празднование Наурыза сегодня
В современном Казахстане Наурыз празднуют три дня – с 21 по 23 марта. Эти дни в республике, согласно законодательству государственный праздник.
Главные принципы и традиции праздника практически не изменились. Как и прежде, люди желают друг другу благополучия. В городах и селах организуются уборка парковых зон, посадка саженцев, проходят масштабные народные гулянья, выступления любимых казахстанских артистов, кулинарные соревнования по приготовлению плова и наурыз-коже, спортивные национальные турниры.
Каждый год очень насыщенной культурно-развлекательной программой выделяется столица Казахстана – город Нур-Султан. Главные мероприятия, по уже сложившейся традиции проходят на открытых площадках города и территории выставки «ЭКСПО».
Во всех крупных городах организуют этноаулы, где с самого раннего утра горожан угощают наурыз-коже и баурсаками. Рядом с юрточным городком проходят концерты, театрализованные представления, шоу канатоходцев, конкурсы и различные спортивные состязания. Параллельно проходят выставка ремесленников, представляющих изделия декоративно-прикладного искусства, и сельскохозяйственная ярмарка, где предлагают национальные молочные продукты, такие как курт, иримшик, жент, сарымай, сузбе.
С особым размахом празднуют Наурыз жители Туркестанской области. Туркестан на самом деле является культурной столицей тюркского мира. Возле мавзолея Ходжи Ахмеда Ясави обычно также создается этноаул: юрты, качели алтыбакан, дастарханы, ломящиеся от национальных угощений. Гостей ожидают в прямом смысле тонны плова и тысяча литров наурыз-коже.
Кроме того, здесь на юге традиционен показ караванов из верблюдов и лошадей. Таким образом народ подчёркивает своё благополучие, благодарит высшие силы за него.
Но не надо думать, что Наурыз интересно отмечать только в крупных городах, где много людей и праздник отмечается очень пышно. Наурыз в регионах интересен своей самобытностью. Там местный народ, например, может позволить себе проводить исконно национальные соревнования, что невозможно сделать в центре мегаполиса. Там вы можете увидеть, как мужчины закидывают себе на плечи живого барана и соревнуются между собой, кто больше раз присядет с таким грузом. Ну и, конечно, очень зрелищен настоящий кокпар или байга, соревнования, которые невозможны на площадях крупных городов. Поэтому стоит задуматься заранее: а что же вам хочется увидеть? Стилизованный этноаул и театрализованное шоу в городе или практически реальную жизнь кочевников в отдалённом ауле? В любом случае ни то ни другое вас не оставит равнодушным!
Источник статьи: http://kazakhstan.travel/publications/ru/53/spring-festival-how-nauryz-is-celebrated-in-kazakhstan
Как праздновали Наурыз в СССР – архивные кадры
Наурыз стали официально отмечать в Казахстане с 1991 года, спустя десять лет праздник получил статус государственного. Сегодня в Казахстане Наурыз отмечают три дня – 21, 22 и 23 марта
НУР-СУЛТАН, 22 мар — Sputnik. Почти тридцать лет назад праздник весеннего обновления Наурыз стал официальным в Казахстане. В Советском Союзе он долгое время был под запретом, поэтому старшему поколению в казахских семьях приходилось справлять весенний новый год тайком.
Танцы, угощения и улыбки – Наурыз в 80-ые
В 80-ые Наурыз уже отмечали публично: устраивали концерты, готовили традиционные угощения. Уникальные кадры хранятся в архивах Sputnik. В объектив фотографа Юрия Лушина 22 марта 1981 года попали девушки из самодеятельного казахского ансамбля в Алма-Ате (Алматы).
«Молодое поколение в СССР не знало этого национального праздника. Однако в казахских семьях, где чтили традиции, старшее поколение в основном тайком справляли Наурыз. Возрождение праздника произошло лишь в условиях государственного суверенитета Казахстана 15 марта 1991 года», — поделилась со Sputnik Казахстан кандидат исторических наук Индира Акылбаева.
А это кадр 1982 года: так шла подготовка к национальному празднику в Таджикской ССР, кишлаке Иол Кулябской области.
Жителей села в колхозе «Победа» Пянджского района (Таджикская ССР) в 1987 году порадовали праздничным концертом.
В Узбекистане по сей день праздничный стол не обходится без национального блюда «сумалак». Так его готовили в 1989 году.
Наурыз – возрожденный праздник
Официально день весеннего равноденствия отмечать стали с 1991 года. Первый президент Нурсултан Назарбаев издал указ «О народном празднике весны – Наурыз мейрамы».
«От всего сердца поздравляю всех вас с возрожденным праздником Наурыз мейрамы – праздником весны, труда и обновления. Этот день, считающийся по восточному календарю началом года, издревле символизирует благоденствие, братскую сплоченность, побуждает к созиданию, нравственному очищению, милосердию», — говорил Назарбаев в 1992 году.
Профессор университета КАЗГЮУ имени М.С. Нарикбаева Индира Акылбаева напоминает, что праздник в Казахстане имеет глубокие исторические корни: кочевники отмечали Наурыз еще пять тысяч лет назад.
«В период Наурыза кочевник поклонялся природе и жил согласно ее законам, так как небесные светила после годичного круговорота возвращаются на точки своего первоначального нахождения и начинают новый путь во Вселенной. Дни Наурыза воплощают ценности человечности, обновления, духовной чистоты, верности и самых лучших качеств человека и единства народа», — подчеркнула она.
Казахи праздновали Наурыз с учетом природно-климатических условий, продолжила она. День весеннего равноденствия 22 марта олицетворяет собой «новый день», «обновление природы» и «новую жизнь».
«Когда в Сары-Арке еще лежит снег, на западе приходит потепление. Так в Мангистау и Атырау праздник приходит раньше и начинается с 14 марта, в народной молве его назвали «Амал». Амал сакрален для казаха-кочевника, он сопровождается священными обычаями. Так традиция «көрісу» – рукопожатие выражает духовные, нравственные ценности казаха степи и уважение между поколениями. Младшие идут в дом старших, приветствуя их, просят благословение «наурыз бата» у аксакалов на весь новый год. Для казаха важны семейно — родственные связи. В этот день надо посетить родственников и друзей, постучав в 40 дверей», — подчеркнула Акылбаева.
Кыдыр ата
По древней казахской легенде, в последнюю ночь перед Наурызом сорок домов обходит Кыдыр ата – мудрец из мифологии казаха.
«Он исполняет желания, оберегает народ и приносит удачу и счастье в каждый дом. В народном поверье считалось, что если помыслы хозяев дома чисты, то Кыдыр ата оставит знак на чаше, наполненной сахаром и мукой», — добавила Акылбаева.
Она отметила, что упоминание о Наурызе встречается у Абая, а представители национальной казахской интеллигенции Ильяс Жансугуров, Миржакып Дулатов, Сабит Донентаев рассказывали о празднике как дне весеннего равноденствия в своих публикациях.
Источник статьи: http://ru.sputnik.kz/society/20200322/13265551/prazdnik-nauryz-istoria-arkhivnye-foto.html
Главный праздник весны. Наурыз мейрамы по древним обычаям
Наурыз мейрамы — праздник весеннего обновления, традиции которого уходят в далекое прошлое. Он олицетворяет начало нового года, новой жизни, новых надежд. Известный публицист и культуролог Серик Ергали уже долгие годы занимается исследованием этого праздника. Он даже разработал свою собственную концепцию празднования, основываясь на анализе историко-культурного наследия. В беседе с корреспондентом Tengrinews.kz Ергали рассказал, как сделать праздничные мероприятия более содержательными и наполненными смыслом.
«Праздновать мы должны Наурыз всенародно, мы немного неправильно подаем суть праздника. Он не казахский, не тюркский праздник, а общечеловеческий. Праздник связан с очень древними верованиями. Давно, когда человечество еще не разделилось на этносы, люди относились к природным явлениям, к солнцу и луне по-другому. Так появился день равноденствия. Если взять историю Наурыза, то исчисление идет как минимум четыре-пять тысяч лет назад», — утверждает культуролог.
Доказывают его слова найденные наскальные изображения в местности Тамгалы, находящейся в 170 километрах от Алматы. На них изображены две крупные фигуры — божества Тәңір и Іңір, которые пытаются совершить ритуал «көрісу», то есть обняться. Между ними нарисованы животные, символизирующие четыре сезона года: новорожденный теленок — весна, тел — лето, здоровый и могучий бык — осень, дряхлый и умирающий безрогий бык — зима. Там же изображаются 12 человечков с разными масками и костюмами в виде животных, что соответствует 12-летнему циклу с его символами. «Когда были сделаны эти рисунки, наших предков — казахов и тюрков — еще не было, поэтому, я считаю, это общечеловеческий праздник», — поясняет Ергали.
Фото ©Серик Ергали
Культуролог рассказывает, что раньше отмечать Наурыз начинали с 14 марта, а по старому стилю — с 1 марта. Этот день он называет днем солнечных лучей, в который можно проводить цветочные выставки, дарить женщинам цветы. Далее следуют дни благодарения, очищения, изобилия, пробуждения природы, воссияния, вдохновения и гармонии. Он отметил, что 14 марта жители западных регионов Казахстана празднуют Амал мейрамы. По сути это праздник наступления весны.
Вообще эти дни, когда празднуется Наурыз, были выбраны не случайно, так как именно в это время Солнце по своей орбите подходило к звезде Амал (по-арабски — хамаль). Получается, что таким образом Солнце входит в знак Овна и открывает новый зодиакальный год. Именно этот период и считался началом обновления природы. В период весеннего равноденствия небесные тела подходят друг к другу настолько близко, что складывается впечатление, что они становятся единым целым. Это явление стало основанием обряда «көрісу», который является обязательной традицией Наурыза в Западном Казахстане. Он считает, что Наурыз — это прежде всего астрономическое явление и у каждого народа издревле существуют свои традиции празднования.
Согласно его концепции, 19 марта считается Днем процветания. В этот день каждый украшает свой дом в семь цветов. На почетное место стелят паласы, коврики, кошму, на стены вешают ковры. Приобретается новая одежда, новое имущество и мебель.
20 же марта отмечается как День радости. В этот день проводятся светлые и поднимающие настроение мероприятия, акции и концерты.
21 марта — День гармонии, в этот день в домах или в организациях можно соорудить жолтерек — мифическое дерево, связывающее верхний, средний и нижний миры (он очень похож на монумент «Байтерек»). В Астане уже несколько лет подряд в одной из школ сооружают такую национальную елку, рассказывает культуролог.
ЖОЛТЕРЕК — АТРИБУТ НАУРЫЗА. Фото ©Серик Ергали
В этот день можно проводить гулянья, в местах массовых гуляний можно установить алтыбакан — ритуальный инструмент, символизирующий семь планет и гармонию луны и солнца, то есть олицетворяет ночь и день.
Фото © Центральный государственный архив кинофотодокументов и звукозаписей РК
Кстати, в ночь с 21 на 22 марта люди не спят и ждут рассвета. В это время нельзя спать, нужно ждать восхода солнца. Девушки могут для своих возлюбленных приготовить вкусное блюдо — «уйқыашар», а парни — подарки для девушек, называемые «селтеткізер», которые дословно переводятся как «то, от чего вздрагивает сердце». Старики собираются за дастарханом, поют песни, вспоминают произошедшие с ними прошлые события, встречают утро. Помимо наурыз коже, к праздничному столу можно приготовить блюдо «науан», состоящее из трех ингредиентов. Науан олицетворяет единство трех миров, что принесет благополучие и достаток в дом, в котором его приготовили.
Фото © Центральный государственный архив кинофотодокументов и звукозаписей РК
Серик Ергали поясняет, что, например, этнограф Жагда Бабалыкулы писал, что в 1970-е годы в одной из библиотек Москвы он нашел запись арабской вязью, в которой говорилось о том, как гунны отмечали день весеннего равноденствия. Когда они ожидали рассвет, начинали играть на кобызах девять кюев. В этой же записи отмечается, что Наурыз ведет свое начало еще со времен Ноя и всемирного потопа. «Что такое потоп? Это означает, что все элементы на земле смешиваются, можно сказать, что наурыз коже, сочетающий в себе семь ингредиентов, олицетворяет большое наводнение, олицетворяет это явление. На самом деле вкус здесь последний момент, главное — смысл. Кстати, если казахи готовят наурыз коже, то японцы, отмечая свой оригинальный праздник Нанакуса мацури, делают салат из семи растений. Кроме того, наурыз коже имеет свою альтернативу в виде оливье в календарном новом году», — добавляет собеседник.
Фото © Центральный государственный архив кинофотодокументов и звукозаписей РК
22 марта — Главное утро. Все люди для встречи утра готовят специальную одежду, надевают костюмы. Рано проснувшись, встретив утро, приветствуют Всевышнего, его великое творение — Солнце, показывают свое уважение. По примете «Пусть будет много светлого» распрыскивают на землю молоко.
Источник статьи: http://tengrinews.kz/article/glavnyiy-prazdnik-vesnyi-nauryiz-meyramyi-drevnim-obyichayam-491/