- Колесо Года. Ежегодный цикл кельтских праздников
- Самайн
- Имболк и колесо года Кельтов
- Остара у кельтов
- Белтэйн . Времена года — Кельты
- Ман Саури
- Лугнасад
- Мабон
- Альбан Эльвед
- Кельтский календарь и праздники
- Обзор календаря кельтских племён
- Зимние праздники кельтов
- 21-22 декабря — кельтский праздник Йоль (Yule)
- 1-2 февраля — кельтский праздник Имболк (Imbolc)
- Весенние праздники кельтов
- 21-22 марта — кельтский праздник Остара (Ostara)
- 1 мая — кельтский праздник Бельтайн (Бельтэйн, Белтан)
- Летние праздники кельтов
- 21-22 июня — кельтский праздник Лита (Litha)
- 1 августа — кельтский праздник Лугнасад (Луннаса, Лламас)
- Осенние праздники кельтов
- 21-22 сентября — кельтский праздник Мабон (Mabon)
- 31 октября — кельтский праздник Хэллоуин
- 1 ноября — кельтский праздник Самайн (Самхейн)
Колесо Года. Ежегодный цикл кельтских праздников
Кельты делили год на четыре четверти, приблизительно соответствующие современным временам года: весне, лету, осени и зиме. Кельты были народом земледельцев, поэтому придавали огромное значение определению времен года и очень чтили великие дни, считавшиеся их началом. В древней Ирландии, к примеру, месяцы не имели специальных имен, а просто брали своё название от четырёх важнейших праздников. Источник — Эзотерика. Живое Знание
В году у кельтов было четыре главных праздника:
Имболк (Imbolc) – время родов/кормления – 1 февраля
Бельтан (Beltaine) – весёлый костёр – 1 мая
Лугнаса (д) (Lughnasadh) – свадьба Луга – 1 августа
Самайн (Samhain) – смерть лета – 1 ноября
В кельтской традиции (которая вообще ставила ночь или тьму прежде дня и света) считалось, что каждый праздник начинается вечером предыдущего дня. Поэтому часто даты этих праздников указываются как 31 января, 30 апреля, 31 июля и 31 октября.
Хотя все эти праздники отмечались приблизительно в названные дни, день торжества определялся не по календарю, а по соответствующим проявлениям времен года. Так, например, Бельтан отмечали, когда отцветал Боярышник. Кроме того, все праздники приурочивались к полнолунию, и начинались они вечером. Кельты считали дни от вечера к вечеру, а не так как мы, от утра к утру.
Имболк знаменовал ослабление хватки зимы и приход новой жизни весной. В это время рождались ягнята, и вымя у овец наполнялось молоком. Это был праздник всех начал. Поскольку считалось, что отправляться в далёкие путешествия в это время года не стоит, ибо погода этому не благоприятствует. Имболк часто был праздником семейным.
В этот день молодые мужчины и женщины посвящали песнопения и бдения богине Бригите, которая, кроме всего прочего, была богиней родовспоможения и воспитания. Возможно, в это время рождалось много детей, как результат празднования Бельтана предыдущим летом. Считалось также, что Имболк – это лучшее время для гаданий – как о судьбах отдельных людей, так и об общих тенденциях на следующий год.
Таким образом, год делится на четыре части. Однако есть ещё и “скрытое” деление на две половины – тёмную и светлую. Представление об этих точках года отражено во многих преданиях. Так, например, существует легенда о ежегодном сражении между зимой и летом за овладение Девой Весны. Отражавший это предание обычай бытовал среди народов Европы вплоть до конца столетия.
Год также делится моментами равноденствий и солнцестояний:
- Весеннее равноденствие: 21 марта
- Летнее солнцестояние: 21 июня
- Осеннее равноденствие: 21 сентября
- Зимнее солнцестояние: 21 декабря.
Кельтские праздники могут помочь в понимании культуры кельтов и хоть чуть-чуть раскрыть их мировоззрение.
Самайн
1 ноября. Название переводится как «Конец Лета». Это Праздник Мертвых и начало нового Года. По верованиям друидов, Смерть предшествует Рождению в Круговороте Жизни. В этот день граница между Миром Живых и Иным Миром нарушена. Каждый очаг зажигался заново, от ритуальных огней, горящих в Таре и Ойснех; передавали их бегуны с факелами. Конец уходящего года и начало «темной» половины следующего кельты отмечали великим празником Самайном. Вначале он приходился на семнадцатый день второго лунного месяца после осеннего равноденствия. Впоследствии, в результате реформ римского календаря, его дата стала выпадать на ноябрьские календы (1 ноября).
В Галлии праздник длился три ночи (trinoux / tion / Samon / i / sindiu / os/ — «Три ночи Самайна с сего дня» ), а в Ирландии — семь дней.
Галлы называли себя сынами темного бога Диспатера (Dispater). Все они величали себя потомками Дита-отца и утверждали, что таково учение друидов. Самайн — это и есть праздник Дита.
Самайн считался моментом, когда открывался Сид (могильный курган, врата загробного мира) и все сверхъестественное устремлялось наружу, готовое поглотить людской мир.
В эту ночь бессмертные боги приходили в мир смертных людей, а герои получали доступ в Сид. Наступал краткий период битв, союзов, браков людей с обитателями Сида, уплаты или отсрочки всевозможных долгов. Во время Самайна умирали великие герои и боги.
Особое значение этому празднику придавалось торжественным собранием всех королей, вождей, воинов, друидов и простолюдинов страны. Согласно поверью, любой кельт, не пришедший в сакральный центр страны в ночь Самония, терял рассудок. На следующее утро для него следовало выкопать яму, насыпать могильный холм и подготовить могильный камень.
В эту же ночь друиды зажигали королевский огонь. Всем жителям страны воспрещалось под страхом смерти зажигать огонь прежде короля. Поэтому образ ночи Самайна — огонь в веселом стане на холме.
В Самайн подданные платили владыке подать и подносили дары. Треть плодов, орехов, рыбы, колбасы, пива, молока и хлебов отдавали для жертвоприношений друидам.
Если верховный король страны давал в Самайн отсрочку по выплате подати общине или кому-либо из младших по рангу королей на один день и одну ночь, то это означало, что он отказывается от подати безвозвратно.
После жертвоприношений начинались обильные пиршества, игры и пляски, состязания певцов и силачей.
В праздник Самайна на столе было положено иметь рыбу, колбасы, свинину, сбитое молоко, свежее масло, хлеб и пиво. Король задавал угощение и пир, на котором подавали мясо откормленных за прошедший год свиней. Сытную и обильную закуску уравновешивало внушительное количество выпитого.
Конечно, всенародное торжество, сопровождаемое обильными возлияниями, основательно подрывало здоровье кельтского населения: для большинства веселящихся дело заканчивалось либо пьяной дракой «стенка на стенку», либо жестоким похмельем. «В Самайн у уладов не больше сил, чем у женщины после родов», — свидетельствовал современник.
Праздник Самайн также традиционно считался подходящим временем, чтобы избавиться от короля, вызвавшего недовольство правящей элиты. В этом случае неугодного короля подвергали ритуальному умерщвлению: его топили в бочке с вином или просто сжигали живьем в королевском доме.
Ман Геври (MEAN GEIMHRIDH ), 21 декабря . Йоль — дни великого пира и праздника, в которые все члены клана собирались вместе, дабы вновь встретить Солнце, восставшее из мрака, и узреть возрожденный мир. Неслучайно элементы Йоля сохранились и в христианском Рождестве — как, например, вечнозеленое дерево, символизирующее жизнь, которая продолжится и после зимних холодов.
Происхождение слова «Йоль» теряется в глубине веков. Скорее всего, оно восходит к индоевропейскому корню со значением «вращаться», «крутиться», «колесо». Возможно, оно означает «время поворота», «поворот года», «время жертвоприношений» или «темное время».
По традиции Йоль длится 13 ночей, которые называют «Ночи духов», что сохранилось и в немецком их наименовании, Weihnachten. Эти тринадцать ночей, от первого заката солнца и до последнего рассвета, — брешь между двумя годами, сакральный период, в течение которого нет ни привычного времени, ни привычных границ, когда вершиться жребий богов и вращается веретено богини Судьбы, Урд.
В древности у англосаксонских племен Йоль начинался за ночь до зимнего солнцестояния (19 или 20 декабря в зависимости от года). По свидетельству Беды Историка, эта ночь называлась «материнской», и если раньше, судя по всему, она была посвящена ритуалам, связанным с дисами и Фригг, то сейчас это выражается как вечер «в кругу семьи».
Однако самая важная ночь Йоля — это, конечно же, солнцестояние, самая длинная ночь года, во время которой настоящими властителями в этом мире становятся духи. В эту ночь зажигали «костер Йоля» и охраняли дом от злых духов; в эту же ночь давались самые искренние клятвы и обещания. Верили также, что не следует быть одному в эту ночь — ведь тогда человек остается наедине с мертвыми и духами Иного Мира…
Заканчивается Йоль на «двенадцатую ночь» (собственно, тринадцатую, о чем свидетельствует даже ее древнеисландское наименование, Threttandi) — то есть, 6 января по христианскому летоисчислению (если считать от ночи христианского Рождества на 25 декабря), или же 1-2 января по древнегерманскому летоисчислению (если считать от 19 или 20 декабря).
Следующий день считался «днем судьбы» — все, что сказано и сделано до захода солнца, определяло все события наступившего года (откуда и повелось наше «как Новый год встретишь, так его и проведешь»). Считалось, что нет более верных знамений, чем те, что были явлены во время «Двенадцатой Ночи»; и самые сильные слова — те, что сказаны в эту ночь.
Заметим, впрочем, что, по мнению некоторых историков, в древние времена германский Йоль отмечался на несколько дней позже, нежели чем христианское Рождество. Так, в Норвегии «Двенадцатая Ночь» («Кнутов день») приходилась на 13 января; некоторые считают, что «Двенадцатую Ночь» отмечали 14 января по современному календарю. Однако большинство современных общин Асатру, тем не менее, предпочитают совмещать Йоль с христианским праздником Рождества и зимним солнцестоянием.
Имболк и колесо года Кельтов
1 февраля. «Возвращение Света», когда зима подходит к концу и появляются первые цветы. Имболку покровительствует Бригида, и ритуалы, проводящиеся в этот день, посвящены дому и благополучию.
Он тесно связан со священным огнем, который очищает землю и поддерживает плодородие, и пробуждением солнца от зимнего сна. В этот день совершались обряды прогнозирования и свадебного гадания. Вплоть до совсем недавних времен юноши и девушки собирались в Телтауне в графстве Мит и шли навстречу друг другу, целовались и обручались. Такие браки, которые могли быть расторгнуты на следующий год, вероятно, были последними остатками древних кельтских обычаев, по которым мужчина и женщина имели равные права в заключении или расторжении брака.
Церемония белых камней в костре, записанная во многих местах Ирландии — другой отголосок древних времен, который утратил свое первоначальное значение за долгие века. Белые камни с именами или личными отметками юношей, клались в большой имболкский костер. Когда костер догорал и остывал достаточно, чтобы вынуть камни, каждый искал свою отметку, и как только находил ее, бежал со всех ног от кострища. Hе найти свой камень изначально означало, что боги огня отметили тебя высшей честью, избрав твой живой дух для жертвоприношения во имя очищения и общего блага всего племени.
Остара у кельтов
Ман Ари (MEAN EARRAIGH ), Весеннее равноденствие, 21 марта . Один из праздников викканского цикла. Он известен как первый день истинной весны. Богиня благословляет Землю на плодородие, буквально взрывающим ее изнутри после зимнего сна, Бог наливается силой и мужает. Он шагает по зеленеющим полям и дает изобилие природе. Богиня и Бог побуждают к размножению дикие сущства Земли.
Белтэйн . Времена года — Кельты
1 мая — половина пути между Весенним Равноденствием и Летним Солнцестоянием, возвещал приход лета и должен был умиротворить богов, чтобы они сохранили хорошую погоду и хороший урожай. Наряду с Самайном — это день, когда двери «Другого Мира» открывались и что-нибудь могло случиться. Счастливое истечение ночи под утро отмечали вином и орехами. До конца XIX века это был один из важнейших праздников.
Ман Саури
(MEAN SAMHRAIDH) Летнее солнцестояние, 21 июня . Солнце достигло пика своей силы и Зеленый Мир полон энергии. Это время Лета, время силы и зрелости. С этого дня Солнце начнет свое путешествие на юг, где оно найдет свою смерть. Это главное «межвременье» для друидов. Самый длинный день года открывает дверь во время встречи рассвета, это момент Великой Магии. Мы творим ритуалы во имя восхода, чтобы приветствовать Бога Солнца во всей его славе и мощи. Солнце проведет в этот день в небе наибольшее количество времени в году. Но этот день сочетает в себе как радость, так и печаль, потому что миру становятся известны события ближайшего будущего — Солнце начинает уходить от нас все дальше и дальше.
Лугнасад
1 августа . – один из самых значимых праздников годового колеса, который всегда проходит с разнообразными игрищами, песнями и плясками.
Назван в честь кельтского бога Луга (на самом деле название праздника по правилам читается как Лу-на-са (Lou-na-sa), Лугнасад – русифицированный вариант). Lou-na-sa — «сборище Луга» или «свадьба Луга». Луг — один из богов кельтского пантеона, покровитель земледелия и многих ремесел. Кельты называли его «длиннорукий» и «многоискусный». Согласно легенде, праздник отмечает женитьбу Луг на Хранительнице Ирландии – богине Эйре. Слово же Ламмас произошло от соединение двух староанглийских слов «хлеб» и «месса» — это христианизированное название для праздника первых плодов.
Сохранилась древняя легенда о происхождении этого праздника: его будто бы установил Луг в честь своей приемной матери богини Таилтине после ее смерти. Образ этой богини связывают с землей, плодородием, ведь ее имя «Tailtin» — от слова «talam» — земля.
Мабон
(МАН ФОВЭРЬ/MEAN FOMHAIR) 21 сентября . День осеннего равноденствия. Этот день является своеобразным подведением (или началом подведения) итогов за год. Это последний и главный сбор урожая.
Название «МАБОН» происходит от уэльского божества, символизировавшего мужское плодородие в цикле мифов о короле Артуре.
Альбан Эльвед
Кельтский «Праздник виноградной лозы».
Этот праздник урожая обычно отмечается в ближайшее к дню осеннего равноденствия полнолуние, проводится сбор спелых плодов (часто турнепса или тыкв/кабачков для Самхейна), сбор урожая поздних зерновых и вязание снопов, рыбная ловля, сбор винограда/выдавливание (приготовление) нового вина.
Его символы: гроздь винограда/виноградная лоза, снопы злаковых культур, рыба, рог изобилия, бутыль из тыквы.
Священная пища: красные вина, дичь (оленина, медвежатина, рыба, мясо фазана, перепела и т. п.), кабачки, дыни и любые другие сочные плоды, сдобные овощные хлебы и лепешки, овощное рагу.
Источник статьи: http://naturalworld.guru/article_koleso-goda-ejegodniy-cikl-keltskih.htm
Кельтский календарь и праздники
|
Календарный год кельтов делился на два равных периода, открывавшихся большими праздниками — Самайном (Самхейн) 1 ноября и Бельтайном (Бельтэйн, Белтан) — 1 мая. Эти даты были связаны с важнейшими вехами скотоводческого календаря — выгоном скота на летние пастбища в первые числа мая и возвращение его в стойла на зимний период — к 1 ноября.
Разделы страницы о земледельчески-религиозном календаре древних и кельтов, чьи жрецы-друиды изобрели древесный и цветочный гороскопы:
- Обзор календаря кельтских племён
- Зимние праздники кельтов
- Весенние праздники кельтов
- Летние праздники кельтов
- Осенние праздники кельтов
- Источники по кельтскому календарю
Смотрите также страницу о древних календарях, в т.ч. календаре славян.
Обзор календаря кельтских племён
Главные календарные кельтские праздники:
- Йоль (Yule) — зимнее солнцестояние, 21-22 декабря
- Имболк (Imbolc) — 1-2 февраля
- Остара (Ostara) — весеннее равноденствие, 21-22 марта
- Белтайн (Bealtaine) — ночь с 30 апреля на 1 мая
- Лита (Litha) — летнее солнцестояние, 21-22 июня
- Ламмас / Лугнасад (Lughnasadh) — 1-2 августа
- Мабон (Mabon) — осеннее равноденствие, 21-22 сентября
- Самайн (Samhain) — ночь с 31 октября на 1 ноября
Зимние праздники кельтов
21-22 декабря — кельтский праздник Йоль (Yule)
Йоль (Yule) — это день зимнего солнцестояния. В дни этого праздника все приветствовали Новое солнце, которое восстало из мрака.
1-2 февраля — кельтский праздник Имболк (Imbolc)
Имболк (Imbolc) — возвращение Света. Это, по сути, конец зимы. Традиционно в этот праздники проводили ритуалы, направленные на благополучие. Это праздник огней и факелов.
Весенние праздники кельтов
21-22 марта — кельтский праздник Остара (Ostara)
Остара (Ostara) — день весеннего равноденствия — истинного начала весны. Это кельтский гимн свободе и жизни.
1 мая — кельтский праздник Бельтайн (Бельтэйн, Белтан)
Отмечаемый в ночь с 30 апреля на 1 мая праздник Бельтайн (Bealtaine) был одним из двух самых важных праздников кельтского календарного года. Считалось, что в этот день приоткрывались двери другого мира. Белтайн — середина между весенним равноденствием и летним солнцестоянием, знаменовал собой — приход лета. В этот день люди просили богов продлить хорошую погоду, чтобы бы было больше урожая.
По славянскому языческому календарю 1 мая (по старому стилю) отмечался День богини Живаны (Живин День), который сейчас в русском православии называется «Перенесение мощей благоверных Бориса и Глеба» (по простонародному — «Борис Хлебник», Борис и Глеб – сеятели»). Этот день также по-народному называется Соловьиный праздник (укр. «Солов’їний Великдень»), День кукушек, Свистозарник, Свистуньи, Свистопляски, Праздник первых ростков, Всходы, Вьюны и начинает неделю под названием Зелёные святки. К этому дню близки и другие христианские праздники, которые в народе называются Афанасий тёплый и Еремей Запрягальник. Кроме того, к нему иногда приближается и зависящий от Пасхи День Святого Духа.
Летние праздники кельтов
21-22 июня — кельтский праздник Лита (Litha)
Лита (Litha) — день летнего солнцестояния — момент, когда мир знатонится зрелым, наполняется энергией и силой. Главное межвременье для друидов. Точка отсчета, с которой Солнце начинает свое движение к «смерти». Языческий праздник Лита — точка, в которой свершается все.
1 августа — кельтский праздник Лугнасад (Луннаса, Лламас)
Лугнаса́д (Lughnasadh) — название месяца август у кельтов, а также кельтский языческий праздник начала осени, который отмечают 1 августа (31.07 -02.08). Его название переводится как «сборище Луга» или «свадьба Луга» [свадьбами раньше называли просто праздники, как у тюрков — той]. По легенде, его установил кельтский бог Луг в честь своей приёмной матери, богини Тайльтиу после её смерти. Поэтому праздник этот — в честь бога Луга — покровителя земледелия и ремесел. Лугнасад всегда сопровождался песнями, плясками и различными игрищами.
В кельтские временя Лугнасад не был исключительно земледельческим праздником сбора урожая. В это время, например, устраивались собрания законоведов и судей, на которые мог явиться любой свободный человек и обратиться за справедливостью как к законникам, так и к самому королю. Эти общие собрания сопровождались торжищами, куда приезжали как земледельцы, так и ремесленники, так и пирами, которые устраивал король для своих подданных.
Осенние праздники кельтов
21-22 сентября — кельтский праздник Мабон (Mabon)
Мабон (Mabon) день осеннего равноденствия. Это время для сбора последних урожаев, время подводить итоги.
31 октября — кельтский праздник Хэллоуин
Сейчас это считается кануном Дня всех святых. У кельтов это был канун перед началом их зимы — днём Самхэйна.
1 ноября — кельтский праздник Самайн (Самхейн)
Праздник Самайн (Самхейн) у кельтов диаметрально противоположен Бельтайну. Праздник Samhain тесно связан с темой смерти и почитания предков. Означал окончательное завершение сельскохозяйственных работ.
У католиков 1 ноября (по новому стилю) — День Всех Святых. В народном календаре славян 1 ноября (по старому стилю) — День св. Кузьмы и Демьяна. У древних славян это был праздник бога-кузнеца Сварога.
Источник статьи: http://www.garshin.ru/history/mythology/ie-legends/celtic-paganism/keltic-calendar.html