Праздник возрождения русских традиций

Праздник Сороки — возрождение традиций

Весенний праздник «Сороки» – древняя славянская традиция, связанная с приходом весны. Празднование встречи первых перелетных птиц в детских садах говорит о стремлении возродить этот православный обычай и познакомить детей с обрядами и традициями русского народа.

Праздник весенних птиц

Праздник «Сороки» отмечается согласно народному календарю восточных славян 22 марта, в день весеннего равноденствия. Само название праздника связано с днем памяти сорока севастийских мучеников, отмечаемым православной церковью.

Однако праздничные обряды и ритуалы связаны не с этим событием, а с верой в то, что именно в этот день домой возвращаются первые перелетные птицы – жаворонки и кулики. Они приносят с собой весну и открывают путь всем остальным птицам, возвращающимся с зимовки в теплых краях. Весеннее равноденствие – день, когда зима заканчивается и начинается весна, день и ночь равняются.

Праздник в народе назывался по-разному: «Сороки», «Жаворонки», «Кулики», «Тетерочный день». Последнее название связано, правда, не с птицами, а с особого вида обрядовыми печениями – тетёрами, изготавливаемыми в день весеннего солнцеворота в северных районах Руси. Они имеют круглую витую форму, так как символизируют солнце.

Традиция печь на праздник «Сороки» изделия из теста в виде солнца или птичек была распространена по территории всей страны. Называли их «жаворонками», «сороками», «куликами».

Обряды праздника «Сороки»

Праздник «Сороки» считался детским. Дети принимали активное участие в изготовлении обрядовой выпечки. Детям и молодежи отводилась основная роль в исполнении праздничных обрядов. Они должны были призывать весну, закликать ее. С выпеченными птичками в руках дети бежали в поле и начинали зазывать жаворонков и весну. Для этого существовали специальные стишки и песенки-веснянки. Дети, девушки и юноши водили хороводы, пели, играли в народные игры.

Читайте также:  С первым днем работы после новогодних праздников

По традиции нужно было украсить обрядовое дерево лентами, бумажными цветами, колокольчиками. Его носили по всей деревне, а затем устанавливали в том месте, где проводилось закликание весны. С праздником связано множество разных примет и гаданий, определяющих погоду на начало весны, начало полевых работ, счастье в семейной жизни.

В некоторых регионах России бережно хранят традиции, и жители деревень и сел празднуют приход весны, встречая его песнями, хороводами, закличками.

Праздник «Сороки» – праздник детский

Это отличная забава для ребятишек. Справляя в марте праздник «Сороки» в детском саду, воспитатели дают возможность детям окунуться в атмосферу древних традиций, познакомиться с православными обычаями, самим принять участие в зазывании весны. В процессе подготовки детям рассказывается о празднике, обрядах. Они учатся делать птичек из бумаги и пластилина. Воспитатели разучивают с детьми обрядовые песенки, стишки и поговорки, знакомят их со старинными народными играми. Дети получают знания об истории своей страны, традициях русского народа, знакомятся с названиями птиц, природных явлений.

Как можно провести праздник в детском саду?

В детских садах, где проводится праздник «Сороки», сценарий включает в себя рассказ ведущих о приметах наступающей весны, природных явлениях, перелетных птицах. В ходе повествования дети знакомятся с поговорками, связанными со сменой времен года, например: «В марте мороз скрипуч, да не жгуч», « Весна днем красна», « Зима весну пугает, а сама тает». Ведущие, одетые в народные костюмы, рассказывают детям о том, как готовились к празднику в русских деревнях: пекли «жаворонков», учили песенки-веснянки.

Ребятам предлагается самим принять участие в закликании весны. Дети водят хоровод, рассказывают стишки, поют песенки. В одежде детей можно использовать элементы русского праздничного костюма. Одним из этапов праздника является украшение обрядового дерева шелковыми и бумажными лентами, цветами.

Детям выдаются птички из теста. Их заранее пекут на кухне или дети готовят их дома с родителями. После исполнения песенок-закличек появляются новые персонажи – «Весна» и «Солнце». Вместе с детьми они принимают участие в обрядовых народных играх, водят хоровод. В ходе игры дети называют известных им птиц, отгадывают загадки. Подвижные игры предполагают движение по кругу с выполнением различных действий, бег, прыжки. Среди народных игр, связанных с традициями встречи прихода весны, можно назвать «Гори, гори ясно», «Ручеек», игру-хоровод «Воробушек», «Птицелов». Праздник заканчивается чаепитием со сладким угощением.

Праздник «Сороки» помогает детям и их родителям не забывать традиции своего народа, пробуждает интерес к русскому фольклору, старинным традициям, дарит хорошее настроение.

Источник статьи: http://fb.ru/article/184611/prazdnik-soroki—vozrojdenie-traditsiy

«Возрождение культурных традиций русского народа»
проект на тему

Пояснительная записка

Наибольшая степень интегрирования разных видов народного искусства проявляется в праздниках. Ведь невозможно представить себе народный обряд без национальной одежды, музыки, предметов крестьянской жизни. В обряде все это соединяется, поэтому приобщение к народному искусству ставит передо мной задачу синтеза: приобщаясь к народному творчеству, дети учатся не только рисовать, лепить, но и петь, и танцевать, и импровизировать в игре, ощущая органическое единство всех этих проявлений творчества. Вообще праздникам и обрядам отвожу большое место в приобщении детей к русской культуре. Ведь именно в них фиксируется накопленные веками наблюдения за характерными особенностями времён года, связанные с трудом и бытом человека во всей их целостности и многообразии. В праздничных обрядах, ритуалах закрепляется социальное поведение, помогающее ребёнку осознать свою национальную принадлежность, а яркая эмоциональная форма и содержание воспитывают положительные чувства

Скачать:

Вложение Размер
proekt_vozrozhdenie_kult_traditsiy_rus.naroda.docx 524.58 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «Берёзка» п. Пурпе Пуровского района

Возрождение культурных традиций русского народа

Старший воспитатель: Ишпаева С.Е.

Наибольшая степень интегрирования разных видов народного искусства проявляется в праздниках. Ведь невозможно представить себе народный обряд без национальной одежды, музыки, предметов крестьянской жизни. В обряде все это соединяется, поэтому приобщение к народному искусству ставит передо мной задачу синтеза: приобщаясь к народному творчеству, дети учатся не только рисовать, лепить, но и петь, и танцевать, и импровизировать в игре, ощущая органическое единство всех этих проявлений творчества. Вообще праздникам и обрядам отвожу большое место в приобщении детей к русской культуре. Ведь именно в них фиксируется накопленные веками наблюдения за характерными особенностями времён года, связанные с трудом и бытом человека во всей их целостности и многообразии. В праздничных обрядах, ритуалах закрепляется социальное поведение, помогающее ребёнку осознать свою национальную принадлежность, а яркая эмоциональная форма и содержание воспитывают положительные чувства

Тип проекта : творческий.

Срок реализации проекта : один год

  1. Дети старшей и средней группы;
  2. Родители;
  3. Воспитатели групп, педагоги дополнительного образования, музыкальный руководитель, инструктор физической культуры.

Объект исследования : русские народные календарные праздники.

Нет, и не может быть настоящего гражданина своей страны, если у него отсутствует любовь к Отечеству. Можно ли воспитать любовь к своей Отчизне простым утверждением, что Родину нужно любить? Не требует даже доказательств то, что на формирование нашего мировоззрения большое влияние оказывают эмоции, чувственное восприятие знакомых фактов, событий истории и культуры своего народа. Как и чем богата русская культура, что составляет нашу гордость? Это я как педагог должна донести детям и зародить в их сердцах любовь и уважение к своей Родине. Очень важно, чтобы дети на эмоциональной основе получили первоначальные знания, которые бы вызвали интерес к теме уже в дошкольном возрасте.

Детство – то время, когда возможно подлинное, искреннее погружение в истоки национальной культуры, к русским корням. Во время чтения детям сказок, заучивания потешек и прибауток замечаем, как начинают блестеть от радости глаза детей, в душе загораться интерес к русскому народному творчеству. Тогда-то и появилось желание познакомить детей с русской народной культурой в комплексе всех ее видов (устное народное творчество, музыкальный фольклор, декоративно-прикладное искусство) для большего усиления чувственно-эмоциональной окраски. Этой цели в большей мере соответствуют народные праздники и обряды. Ведь именно в них фиксируется накопленные веками наблюдения за характерными особенностями времён года, связанные с трудом и бытом человека во всей их целостности и многообразии. В праздничных обрядах, ритуалах закрепляется социальное поведение, помогающее ребёнку осознать свою национальную принадлежность, а яркая эмоциональная форма и содержание воспитывают положительные чувства. В праздниках соединяются разные виды народного искусства. Ведь невозможно представить себе народный обряд без национальной одежды, музыки, предметов крестьянской жизни. В обряде все это соединяется.

Развитие у детей дошкольного возраста устойчивого интереса к русской народной культуре в процессе ознакомления с календарными праздниками.

  1. познакомить детей с русскими календарными праздниками, которые отмечают в разные времена года: «Осенины», «Зимние святки», «Коляда», «Сороки», «Масленица», «Пасха»;
  2. вызывать у детей желание знакомиться с устным народным творчеством (заклички, стихи — зазывалки, дразнилки, потешки. Знакомство с обрядами народных празднований.
  3. развивать художественно – творческую деятельность путем ознакомления с предметами декоративно – прикладного искусства русской культуры;
  4. воспитывать у детей чувство причастности к русской культуре, обществу, которое дорожит своим прошлым, как достоянием.

Организационные формы работы дошкольников над проектом:

  1. Непосредственная образовательная деятельность.
  2. Чтение художественной литературы.
  3. Рассматривание и изучение иллюстрационных материалов.
  4. Участие в игровой деятельности.
  5. Самостоятельная деятельность.
  6. Проведение ситуативных бесед.
  7. Заучивание стихов и песен.
  8. Организация выставки работ «Русское народное творчество».
  9. Организация и проведение мероприятия совместно с родителями «Ярмарка».
  10. Подведение итогов проекта.

Методы и приёмы:

  1. Наблюдения;
  2. Беседа;
  3. Сбор информации;
  4. Работа с литературой;
  5. Обработка собранной информации;
  6. Творческая работа.

Осуществление проекта по основным видам деятельности

  1. «В гостях у хозяйки»
  2. «Как на Руси весну встречали»
  3. «Как на святки в вечерок девицы гадали»
  4. «Собран с поля урожай…»
  5. «Традиции и обряды русского народа»
  1. Совместная деятельность:
  1. наблюдения за изменениями в природе
  2. создание уголка «Русской избы»
  1. Беседы:
  1. « Что нам осень принесла»
  2. « Рождественские святки»
  3. «Коляда»
  4. «Сороки»
  5. «Праздник масленицы»
  6. «Пасхальные атрибуты»
  1. Подвижные народные игры « Утица», «Салки – догонялки», «Пирог», «Пятнашки», «Жаворонок», «Ручеёк», «Бабка Ёжка»
  2. Дидактические игры «Найди праздничный пирог», « Составь узор для пасхального яичка», «Составь последовательность народных праздников», «Прокати яичко с горки»
  3. Сюжетные игры «Семья справляет Рождество», «Пасхальный подарок», «Собираем урожай»
  1. « Осенняя березка»
  2. «Праздник у зверят, рождество в лесу»
  3. «Солнышко – колоколнышко»
  4. «Масленица – барыня!»
  5. «Пасхальное яйцо»
  6. « Во поле береза стояла»
  1. «Осенний ковер»
  2. «Игрушки для зверят на рождество»
  3. «Барышня на масленице»
  1. «Пасхальный кулич»
  2. «Дымковский козлик на ярмарке»
  3. «Овощи с грядки»
  4. «Блинчики для зайчат»
  1. «Кукла из соломы»
  2. «Рождественские подарки».

Выставки совместного творчества детей и родителей :

  1. «Барышня Осень»
  2. «Пасхальные куличи и яйца»
  3. «Масленица-кривошейка»
  4. «Зимняя фантазия»
  1. Музыкальные занятия
  2. Совместная деятельность:
  1. Разучивание попевок, частушек, закличек, колядок, хороводов.
  2. Игра на шумовых народных инструментах.
  1. «Осенины»
  2. «Рождественские колядки»
  3. «Масленица»
  4. «Вот и лето к нам пришло!»

— Проведение совместного мероприятия с родителями и детьми «Ярмарка»;

— выставка работ «Русское народное творчество»;

— Оформление презентации проекта.

  1. Устойчивый интерес к культуре русского народа.
  2. Знание детьми устного народного творчества, песен, декоративно – прикладного искусства народа.
  3. Создание календаря праздников, состоящего из детских работ.

Оценка результатов проекта

В ходе реализации совместного проекта достигнуты определённые результаты:

  1. Обновлена предметно – развивающая зона русской культуры в виде «Русь обрядовая, Русь сказочная…», в котором собраны предметы быта, олицетворяющие Древнюю Русь;
  1. сформированы устойчивые знания и интерес к истории календарных праздников русского народа;
  1. создан устойчивый интерес к устному народному, декоративно-прикладному искусству;
  1. установились партнёрские взаимоотношения между детьми и родителями, благодаря совместной деятельности в ходе организации и проведения совместных праздников и развлечений.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Культурные традиции русского народа».

Возрождение духовно-нравственных ценностей через приобщение детей и родителей к русской культуре, к традициям, обычаям.

В рамках инновационной деятельности «Патриотическое воспитание на основе духовно-нравственных традиций» совместно с учителем-логопедом в соответствии с лексической темой проводим интегрированные занят.

Одна из проблем современного образования состоит в том, что в процессе воспитания не соблюдается историческая преемственность поколений. Дети лишаются возможности брать пример с людей, живших в прошло.

Мероприятие для детей 6-7 лет. Тема: «Культурные традиции русского народа и коренного населения Кемеровской области «. Мероприятие было проведено на районном методическом объединении.

Знакомить детей с фольклорными произведениями русского народа. Воспитывать любовь к родному языку. Вызвать у детей интерес и желание поиграть, создать радостное настроение.

Актуальность данной темы обусловлена тем, что для современного общества музыкальный инструмент является неотъемлемой частью культурного наследия. Сохранение национальных культурных ценностей, воссозда.

Источник статьи: http://nsportal.ru/detskii-sad/vospitatelnaya-rabota/2015/09/27/vozrozhdenie-kulturnyh-traditsiy-russkogo-naroda

Оцените статью