- Праздник Сороки — возрождение традиций
- Праздник весенних птиц
- Обряды праздника «Сороки»
- Праздник «Сороки» – праздник детский
- Как можно провести праздник в детском саду?
- «Возрождение культурных традиций русского народа» проект на тему
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Праздник Сороки — возрождение традиций
Весенний праздник «Сороки» – древняя славянская традиция, связанная с приходом весны. Празднование встречи первых перелетных птиц в детских садах говорит о стремлении возродить этот православный обычай и познакомить детей с обрядами и традициями русского народа.
Праздник весенних птиц
Праздник «Сороки» отмечается согласно народному календарю восточных славян 22 марта, в день весеннего равноденствия. Само название праздника связано с днем памяти сорока севастийских мучеников, отмечаемым православной церковью.
Однако праздничные обряды и ритуалы связаны не с этим событием, а с верой в то, что именно в этот день домой возвращаются первые перелетные птицы – жаворонки и кулики. Они приносят с собой весну и открывают путь всем остальным птицам, возвращающимся с зимовки в теплых краях. Весеннее равноденствие – день, когда зима заканчивается и начинается весна, день и ночь равняются.
Праздник в народе назывался по-разному: «Сороки», «Жаворонки», «Кулики», «Тетерочный день». Последнее название связано, правда, не с птицами, а с особого вида обрядовыми печениями – тетёрами, изготавливаемыми в день весеннего солнцеворота в северных районах Руси. Они имеют круглую витую форму, так как символизируют солнце.
Традиция печь на праздник «Сороки» изделия из теста в виде солнца или птичек была распространена по территории всей страны. Называли их «жаворонками», «сороками», «куликами».
Обряды праздника «Сороки»
Праздник «Сороки» считался детским. Дети принимали активное участие в изготовлении обрядовой выпечки. Детям и молодежи отводилась основная роль в исполнении праздничных обрядов. Они должны были призывать весну, закликать ее. С выпеченными птичками в руках дети бежали в поле и начинали зазывать жаворонков и весну. Для этого существовали специальные стишки и песенки-веснянки. Дети, девушки и юноши водили хороводы, пели, играли в народные игры.
По традиции нужно было украсить обрядовое дерево лентами, бумажными цветами, колокольчиками. Его носили по всей деревне, а затем устанавливали в том месте, где проводилось закликание весны. С праздником связано множество разных примет и гаданий, определяющих погоду на начало весны, начало полевых работ, счастье в семейной жизни.
В некоторых регионах России бережно хранят традиции, и жители деревень и сел празднуют приход весны, встречая его песнями, хороводами, закличками.
Праздник «Сороки» – праздник детский
Это отличная забава для ребятишек. Справляя в марте праздник «Сороки» в детском саду, воспитатели дают возможность детям окунуться в атмосферу древних традиций, познакомиться с православными обычаями, самим принять участие в зазывании весны. В процессе подготовки детям рассказывается о празднике, обрядах. Они учатся делать птичек из бумаги и пластилина. Воспитатели разучивают с детьми обрядовые песенки, стишки и поговорки, знакомят их со старинными народными играми. Дети получают знания об истории своей страны, традициях русского народа, знакомятся с названиями птиц, природных явлений.
Как можно провести праздник в детском саду?
В детских садах, где проводится праздник «Сороки», сценарий включает в себя рассказ ведущих о приметах наступающей весны, природных явлениях, перелетных птицах. В ходе повествования дети знакомятся с поговорками, связанными со сменой времен года, например: «В марте мороз скрипуч, да не жгуч», « Весна днем красна», « Зима весну пугает, а сама тает». Ведущие, одетые в народные костюмы, рассказывают детям о том, как готовились к празднику в русских деревнях: пекли «жаворонков», учили песенки-веснянки.
Ребятам предлагается самим принять участие в закликании весны. Дети водят хоровод, рассказывают стишки, поют песенки. В одежде детей можно использовать элементы русского праздничного костюма. Одним из этапов праздника является украшение обрядового дерева шелковыми и бумажными лентами, цветами.
Детям выдаются птички из теста. Их заранее пекут на кухне или дети готовят их дома с родителями. После исполнения песенок-закличек появляются новые персонажи – «Весна» и «Солнце». Вместе с детьми они принимают участие в обрядовых народных играх, водят хоровод. В ходе игры дети называют известных им птиц, отгадывают загадки. Подвижные игры предполагают движение по кругу с выполнением различных действий, бег, прыжки. Среди народных игр, связанных с традициями встречи прихода весны, можно назвать «Гори, гори ясно», «Ручеек», игру-хоровод «Воробушек», «Птицелов». Праздник заканчивается чаепитием со сладким угощением.
Праздник «Сороки» помогает детям и их родителям не забывать традиции своего народа, пробуждает интерес к русскому фольклору, старинным традициям, дарит хорошее настроение.
Источник статьи: http://fb.ru/article/184611/prazdnik-soroki—vozrojdenie-traditsiy
«Возрождение культурных традиций русского народа»
проект на тему
Пояснительная записка
Наибольшая степень интегрирования разных видов народного искусства проявляется в праздниках. Ведь невозможно представить себе народный обряд без национальной одежды, музыки, предметов крестьянской жизни. В обряде все это соединяется, поэтому приобщение к народному искусству ставит передо мной задачу синтеза: приобщаясь к народному творчеству, дети учатся не только рисовать, лепить, но и петь, и танцевать, и импровизировать в игре, ощущая органическое единство всех этих проявлений творчества. Вообще праздникам и обрядам отвожу большое место в приобщении детей к русской культуре. Ведь именно в них фиксируется накопленные веками наблюдения за характерными особенностями времён года, связанные с трудом и бытом человека во всей их целостности и многообразии. В праздничных обрядах, ритуалах закрепляется социальное поведение, помогающее ребёнку осознать свою национальную принадлежность, а яркая эмоциональная форма и содержание воспитывают положительные чувства
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_vozrozhdenie_kult_traditsiy_rus.naroda.docx | 524.58 КБ |
Предварительный просмотр:
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад «Берёзка» п. Пурпе Пуровского района
Возрождение культурных традиций русского народа
Старший воспитатель: Ишпаева С.Е.
Наибольшая степень интегрирования разных видов народного искусства проявляется в праздниках. Ведь невозможно представить себе народный обряд без национальной одежды, музыки, предметов крестьянской жизни. В обряде все это соединяется, поэтому приобщение к народному искусству ставит передо мной задачу синтеза: приобщаясь к народному творчеству, дети учатся не только рисовать, лепить, но и петь, и танцевать, и импровизировать в игре, ощущая органическое единство всех этих проявлений творчества. Вообще праздникам и обрядам отвожу большое место в приобщении детей к русской культуре. Ведь именно в них фиксируется накопленные веками наблюдения за характерными особенностями времён года, связанные с трудом и бытом человека во всей их целостности и многообразии. В праздничных обрядах, ритуалах закрепляется социальное поведение, помогающее ребёнку осознать свою национальную принадлежность, а яркая эмоциональная форма и содержание воспитывают положительные чувства
Тип проекта : творческий.
Срок реализации проекта : один год
- Дети старшей и средней группы;
- Родители;
- Воспитатели групп, педагоги дополнительного образования, музыкальный руководитель, инструктор физической культуры.
Объект исследования : русские народные календарные праздники.
Нет, и не может быть настоящего гражданина своей страны, если у него отсутствует любовь к Отечеству. Можно ли воспитать любовь к своей Отчизне простым утверждением, что Родину нужно любить? Не требует даже доказательств то, что на формирование нашего мировоззрения большое влияние оказывают эмоции, чувственное восприятие знакомых фактов, событий истории и культуры своего народа. Как и чем богата русская культура, что составляет нашу гордость? Это я как педагог должна донести детям и зародить в их сердцах любовь и уважение к своей Родине. Очень важно, чтобы дети на эмоциональной основе получили первоначальные знания, которые бы вызвали интерес к теме уже в дошкольном возрасте.
Детство – то время, когда возможно подлинное, искреннее погружение в истоки национальной культуры, к русским корням. Во время чтения детям сказок, заучивания потешек и прибауток замечаем, как начинают блестеть от радости глаза детей, в душе загораться интерес к русскому народному творчеству. Тогда-то и появилось желание познакомить детей с русской народной культурой в комплексе всех ее видов (устное народное творчество, музыкальный фольклор, декоративно-прикладное искусство) для большего усиления чувственно-эмоциональной окраски. Этой цели в большей мере соответствуют народные праздники и обряды. Ведь именно в них фиксируется накопленные веками наблюдения за характерными особенностями времён года, связанные с трудом и бытом человека во всей их целостности и многообразии. В праздничных обрядах, ритуалах закрепляется социальное поведение, помогающее ребёнку осознать свою национальную принадлежность, а яркая эмоциональная форма и содержание воспитывают положительные чувства. В праздниках соединяются разные виды народного искусства. Ведь невозможно представить себе народный обряд без национальной одежды, музыки, предметов крестьянской жизни. В обряде все это соединяется.
Развитие у детей дошкольного возраста устойчивого интереса к русской народной культуре в процессе ознакомления с календарными праздниками.
- познакомить детей с русскими календарными праздниками, которые отмечают в разные времена года: «Осенины», «Зимние святки», «Коляда», «Сороки», «Масленица», «Пасха»;
- вызывать у детей желание знакомиться с устным народным творчеством (заклички, стихи — зазывалки, дразнилки, потешки. Знакомство с обрядами народных празднований.
- развивать художественно – творческую деятельность путем ознакомления с предметами декоративно – прикладного искусства русской культуры;
- воспитывать у детей чувство причастности к русской культуре, обществу, которое дорожит своим прошлым, как достоянием.
Организационные формы работы дошкольников над проектом:
- Непосредственная образовательная деятельность.
- Чтение художественной литературы.
- Рассматривание и изучение иллюстрационных материалов.
- Участие в игровой деятельности.
- Самостоятельная деятельность.
- Проведение ситуативных бесед.
- Заучивание стихов и песен.
- Организация выставки работ «Русское народное творчество».
- Организация и проведение мероприятия совместно с родителями «Ярмарка».
- Подведение итогов проекта.
Методы и приёмы:
- Наблюдения;
- Беседа;
- Сбор информации;
- Работа с литературой;
- Обработка собранной информации;
- Творческая работа.
Осуществление проекта по основным видам деятельности
- «В гостях у хозяйки»
- «Как на Руси весну встречали»
- «Как на святки в вечерок девицы гадали»
- «Собран с поля урожай…»
- «Традиции и обряды русского народа»
- Совместная деятельность:
- наблюдения за изменениями в природе
- создание уголка «Русской избы»
- Беседы:
- « Что нам осень принесла»
- « Рождественские святки»
- «Коляда»
- «Сороки»
- «Праздник масленицы»
- «Пасхальные атрибуты»
- Подвижные народные игры « Утица», «Салки – догонялки», «Пирог», «Пятнашки», «Жаворонок», «Ручеёк», «Бабка Ёжка»
- Дидактические игры «Найди праздничный пирог», « Составь узор для пасхального яичка», «Составь последовательность народных праздников», «Прокати яичко с горки»
- Сюжетные игры «Семья справляет Рождество», «Пасхальный подарок», «Собираем урожай»
- « Осенняя березка»
- «Праздник у зверят, рождество в лесу»
- «Солнышко – колоколнышко»
- «Масленица – барыня!»
- «Пасхальное яйцо»
- « Во поле береза стояла»
- «Осенний ковер»
- «Игрушки для зверят на рождество»
- «Барышня на масленице»
- «Пасхальный кулич»
- «Дымковский козлик на ярмарке»
- «Овощи с грядки»
- «Блинчики для зайчат»
- «Кукла из соломы»
- «Рождественские подарки».
Выставки совместного творчества детей и родителей :
- «Барышня Осень»
- «Пасхальные куличи и яйца»
- «Масленица-кривошейка»
- «Зимняя фантазия»
- Музыкальные занятия
- Совместная деятельность:
- Разучивание попевок, частушек, закличек, колядок, хороводов.
- Игра на шумовых народных инструментах.
- «Осенины»
- «Рождественские колядки»
- «Масленица»
- «Вот и лето к нам пришло!»
— Проведение совместного мероприятия с родителями и детьми «Ярмарка»;
— выставка работ «Русское народное творчество»;
— Оформление презентации проекта.
- Устойчивый интерес к культуре русского народа.
- Знание детьми устного народного творчества, песен, декоративно – прикладного искусства народа.
- Создание календаря праздников, состоящего из детских работ.
Оценка результатов проекта
В ходе реализации совместного проекта достигнуты определённые результаты:
- Обновлена предметно – развивающая зона русской культуры в виде «Русь обрядовая, Русь сказочная…», в котором собраны предметы быта, олицетворяющие Древнюю Русь;
- сформированы устойчивые знания и интерес к истории календарных праздников русского народа;
- создан устойчивый интерес к устному народному, декоративно-прикладному искусству;
- установились партнёрские взаимоотношения между детьми и родителями, благодаря совместной деятельности в ходе организации и проведения совместных праздников и развлечений.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Культурные традиции русского народа».
Возрождение духовно-нравственных ценностей через приобщение детей и родителей к русской культуре, к традициям, обычаям.
В рамках инновационной деятельности «Патриотическое воспитание на основе духовно-нравственных традиций» совместно с учителем-логопедом в соответствии с лексической темой проводим интегрированные занят.
Одна из проблем современного образования состоит в том, что в процессе воспитания не соблюдается историческая преемственность поколений. Дети лишаются возможности брать пример с людей, живших в прошло.
Мероприятие для детей 6-7 лет. Тема: «Культурные традиции русского народа и коренного населения Кемеровской области «. Мероприятие было проведено на районном методическом объединении.
Знакомить детей с фольклорными произведениями русского народа. Воспитывать любовь к родному языку. Вызвать у детей интерес и желание поиграть, создать радостное настроение.
Актуальность данной темы обусловлена тем, что для современного общества музыкальный инструмент является неотъемлемой частью культурного наследия. Сохранение национальных культурных ценностей, воссозда.
Источник статьи: http://nsportal.ru/detskii-sad/vospitatelnaya-rabota/2015/09/27/vozrozhdenie-kulturnyh-traditsiy-russkogo-naroda