- Православный праздник славных и всехвальных первоверховных апостолов Петра и Павла — 12 июля 2020 года
- История празднования
- Церковные обряды и смысл праздника
- Народные традиции
- Иконография апостолов
- Краткое житие апостолов
- День Всех Святых: история, богослужение, иконы, проповеди (+Видео)
- День Всех Святых
- История Дня Всех Святых
- Богослужение на День Всех Святых
- Тропарь Всем Святым
- Кондак Всех Святых
- Иконы
Православный праздник славных и всехвальных первоверховных апостолов Петра и Павла — 12 июля 2020 года
Это торжество отмечается 12 июля и знаменует окончание Петрова поста, который берет начало через одну неделю после Дня Пресвятой Троицы. Апостолов Петра и Павла начали почитать сразу после их мученической смерти за веру в Единого Бога.
Первый прославился твердостью характера и воли, а второй — великим умом, направленным в русло религиозности. Церковь видит в учениках Христа божественное предназначение: Петр сперва отвергал Господа, но покаялся, а Павел сопротивлялся христианской проповеди, но после уверовал в Троицу.
История празднования
Церковный календарь создан таким образом, чтобы православный верующий смог узреть преображение человеческой души, которая одолевает индивидуальные страсти. К тому же торжества демонстрируют, что людской род обязательно спасется от власти демонических сил.
- Легенда гласит, что эти два апостола, проповедующие христианское учение, приняли мученическую смерть в один день — 29 июня (ст. ст.). Казнь Петра предшествовала убиению Павла, о чем сообщает в своих книгах Блаженный Августин.
- Празднование часто связывают с событием перенесения мощей этих апостолов в Рим в 258 г. Вскоре содержание торжества стало утрачиваться и 29 июня (ст. ст.) начали рассматривать как день общего мученичества святых учеников Христа.
- В 324 г. в Риме и Константинополе воздвигли храмы, освященные в честь Петра и Павла. С этого момента праздник приобрел особенный религиозный статус и стал считаться великим торжеством. Священнослужители проводили божественные Литургии и напоминали прихожанам о подвиге апостолов во имя христианства.
- Этот церковный праздник прижился на Руси сразу после её Крещения. Первая икона с ликами святых учеников Христа была завезена в страну великим князем Владимиром. Позже образ подарили Софийскому собору в Новгороде.
Апостолы представляют два полюса церковной деятельности, они исповедуют истинное знание не только на территории Израиля, но и всей земли. Думая о святых, каждый представляет их величие, духовное геройство. Верующие молятся перед их иконами, вдохновляются подвигами, но думают, что до них очень далеко.
Однако стоит помнить: Петр и Павел — люди со своими слабостями, и когда-то совершали ошибки. Они проявили человеческую хрупкость, о чем повествует Священное Писание, но смогли переосмыслить мировоззрение и вступить на путь бескорыстного служения Всевышнему. Православный человек должен помнить: сила Божья совершается в немощи, но через отказ от нечестивого поклонения богатству и страстям.
На заметку! Последние дни своей жизни ученики Христа провели вместе в темнице, где сумели крестить тюремных стражей. Сегодня на месте заключения построена святая капелла, потому что здесь чудесным образом забил источник с целебной водой, когда ученики Христа были в заключении.
На казнь святых проповедников повели вдвоем, но их пути разошлись на Остийской дороге. Петр принял смерть на Ватиканском холме, а Павел — в Риме, на Сальвийских водах.
Еще о праздниках, которые относятся к великим:
Церковные обряды и смысл праздника
В православии торжество причислено к разряду великих, ему предшествует Петров пост. Стихиры для богослужений писали в VII-VIII веках, их авторами были: патриарх Константинополя Герман, святитель Иоанн Дамаский, преподобный Козьма Маюмский и другие гимнографы.
Многие верующие стремятся 12 июля посетить соборы и поучаствовать в божественных служениях, они исповедуются, причащаются и поют акафисты. Священники, проводящие ритуалы, облачаются в одежды белых или желтых оттенков.
- Часть молитвенных песнопений обращена одновременно к двум апостолам. Здесь прославляется Всемогущество Бога, который одарил Петра твердостью нрава, а Павла — великим разумом, обоих же — умением истинно проповедовать и отгонять ложь безбожия. Церковь называет апостолов своими учителями.
- В стихире к Петру поется о том, что Христос исправил его троекратное отречение от Бога. Апостол утвердился во Всеведении Отца и признался Ему в великой любви. Мессия же повелел Петру стать пастырем христианского народа и просить Бога о помиловании грешников.
- В стихире к Павлу прославляется его мужество и терпение ради Спасителя. Воспевающие верующие просят святого молиться за всё человечество.
- В канун торжества читаются паремии, на утренях поются каноны, обращенные к святым ученикам Божьего Сына.
Церковь называет святителей первоверховными, потому что они более других потрудились в распространении знания о сошествии Мессии. Петр нес благую весть в землях иудейских, а Павел — среди язычников. К тому же православие утверждает, что глава только один, и это есть Христос, а апостолы являются только служителями.
О других апостолах Христа:
В день памяти Петра и Павла мы вспоминаем их мученическую смерть и переход в истинную жизнь рядом с Творцом. Эти ученики являются настоящими светочами религии, благодаря им христианство разошлось по всей земле.
В крещеной Руси строили храмы в честь апостолов. Самый древний, построенный князьями и освященный епископом Симеоном, располагается в Смоленске. Церковь выполнена в традициях Византии и Киева. Несколько церквей располагаются в Великом Новгороде, Кожевниках, на Славне, Брянске и Пскове.
На заметку! День почитания не является частью Петрова поста, но степень строгости в еде на 12 июля только послабляется. Церковь предписывает отказаться в постный период от употребления мяса и молочной продукции, а также рыбы — в среду и пятницу. Вино разрешено только в субботний день и воскресенье. В зависимости от даты торжества Пасхи Петров пост может идти от 8 до 42 суток.
Народные традиции
12 июля почитается как день рыбаков, потому что к этому ремеслу был причастен Петр. Эта дата открывает летнюю рыболовную пору и заканчивает весеннюю.
- 12 июля считали началом покоса травы и верили, что апостолы сохранять засеянные хлебом площади от стихий и паразитов.
- Деревенская молодёжь накануне торжества отправлялась в поля, чтобы провести здесь ночь и встретить рассвет. Предполагали, что в этот день солнце светит особенными переливами и невероятно веселит взоры.
- В некоторых селениях традиционно умывались «петровой» водицей и пили хмельные напитки. Устраивались хороводы, гуляния и танцы.
- Крестьяне очень строго соблюдали Петров пост. Перед торжеством же готовили праздничные блюда.
Иконография апостолов
Традиция изображать этих святителей на Русь пришла из Византии. Отечественные мастера соблюдали методику, но добавляли в искусство новые элементы.
- В ранней иконографии апостолы изображались вместе и фронтально, лицами друг к другу. Это символизировало создание Церкви Нового Завета. Первые изображения обыкновенно связывали с темой утверждения христианского учения на земле.
Краткое житие апостолов
До встречи со Спасителем апостол Петр носил имя Симон. Он был бедным и необразованным рыбаком, у него была жена и дети, на пропитание семьи этот человек зарабатывал ежедневным тяжелым трудом. В душе Петра жило семя пламенной веры в Творца и страх перед деяниями Господа. Поэтому бывший рыбак бросил прежнюю жизнь и, по первому слову Спасителя, отправился за ним ради человеческого исцеления.
До того как Иисус встретил апостола Павла, тот носил имя Савл и происходил из богатого рода. Он имел римское гражданство, обучался у знаменитого и уважаемого Гамалила, а также являлся фарисеем — исполнителем иудейского закона.
Савл получил великолепное образование и был прекрасно ознакомлен с культурой античности. Он обладал властью преследовать христиан и предавать их на казнь. Однако всё это он совершал из-за пламенной любви к Всевышнему, поэтому он с легкостью присоединился к Христу и стал проповедовать истинное знание.
Петр и Павел с божественным рвением несли благую весть о сошествии Мессии. Народ почитал их с неимоверной силой, наравне с Христом. Вскоре Петра заключили в темницу, а иудеи избили его камнями, но святой ученик Иисуса радовался, что претерпел страдания ради Спасителя. Император Нерон приказал казнить апостола на кресте, после того как последний обратил в христианство двух его жен.
Павел неустанно проповедовал Евангелие и написал 14 посланий, которые подтверждают Вселенский авторитет христианской Церкви. Он обращал людей к истинному знанию с помощью мудрости и красноречия, чем вызвал ненависть иудеев, желавших его кончины. Апостол творил чудеса исцеления и воскрешения, но был приговорен к смерти через отрубание головы.
Важно! День памяти апостолов Петра и Павла является чрезвычайно почитаемым торжеством.
Верующие вспоминают твердость духа первого и божественную мудрость второго. Покинув тела в один день, они пострадали за веру в Своего Учителя. Подвиг святых призван вселить мужество в сердца обыкновенных мирян.
Источник статьи: http://molitva-info.ru/calendar/prazdnik-svyatyh-apostolov-petra-i-pavla.html
День Всех Святых: история, богослужение, иконы, проповеди (+Видео)
В первое воскресенье после дня Святой Троицы Православная Церковь празднует день Всех Святых. Подробнее об этом Вы сможете узнать, прочитав нашу статью.
День Всех Святых
День Всех святых
Все Святые неслучайно вспоминаются через неделю после Троицы – на Троицу была установлена Церковь, это день ее рождения, посажен росток в землю. И вот мы видим, каким ярким цветом расцвел посаженный цветок – святые мученики и исповедники, преподобные и пророки, юродивые и святители. День Всех Святых соединен с первым воскресением после Пятидесятницы, этим показывается, что святость – это плод Духа Святого. Этот плод созрел не в каких-то полубогах, великанах или инопланетянах, а обычных людях, сделанных из того же теста, что и мы с вами.
Святые почитались с самых ранних веков христианства. Вначале это были апостолы, а затем мученики, принявшие смерть, но не отрекшиеся от веры. За ним последовало почитание выдающихся церковных деятелей, прославившихся дарами Святого Духа (все мы знаем самого почитаемого у нас святителя Николая Чудотворца). С укреплением христианства начали чтить благоверных правителей и правительниц (таковыми были благоверный князь Александр Невский, сын его Даниил Московский, святой покровитель столицы) и преподобных монахов (таких как Сергий Радонежский и Серафим Саровский).
Сколько всего святых в христианстве – неизвестно. Жития и описания святых не вмещаются в самые толстые тома Четьих–Миней, о подвиге тысяч никогда не будет известно… Мы не узнаем о мучениках первых веков христианской Церкви, разорванных дикими зверями на арене цирка за веру в Христа, сокрытыми от нас останутся имена подвижников и монахов, живших в удалении от мира и так горячо молившихся за мир, не счесть и имен верующих, расстрелянных в годы безбожия в лагерях.
История Дня Всех Святых
Праздник известен с конца IV — начала V веков. Существует проповедь Иоанна Златоуста на память «всех святых, по всему миру пострадавших», в которой уже указывается день празднования, аналогичный существующему в настоящее время. Среди песнопений Ефрема Сирина есть упоминание о праздновании в честь всех святых 13 мая.
Сирийский Лекционарий указывает пятницу после Пасхи как день празднования всех святых. Иерусалимская соборная практика V-VII веков, реконструированная по грузинскому переводу Лекционария, содержала праздники в честь всех мучеников (22 января) и в честь «всех апостолов и всех святых, принявших их учение» (16 апреля).
Студийский, а затем и Иерусалимский Типиконы окончательно помещают праздник в честь всех святых на первую неделю (воскресение) после Пятидесятницы. Такая последовательность праздников обнаруживает их логическую связь: святые просияли хоть и в разное время и различными подвигами, но по благодати единого Святого Духа, излившегося на Церковь в день Пятидесятницы.
Богослужение на День Всех Святых
В годовом богослужебном круге Православной Церкви день Всех Святых является пограничным: заканчивается период использования за богослужением песнопений Цветной Триоди и начинается период пения Октоиха.
На утрене дня Всех Святых начинается чтение «столпа» — последовательности 11 воскресных Евангелий, рассказывающих о Воскресении Христовом. На вечерне праздника читаются три паремии, содержащие ветхозаветные указания на славу святых: Ис.43:9-14 — святые названы свидетелями и благовестниками Божественного спасения («Мои свидетели, говорит Господь, вы и раб Мой, которого Я избрал»); Прем.3:1-9 — святые, хоть и уничиженные на земле, прославлены Богом («А души праведных в руке Божией, и мучение не коснется их. В глазах неразумных они казались умершими, и исход их считался погибелью, и отшествие от нас — уничтожением; но они пребывают в мире»); Прем.5:15 — 6:3 — святые восторжествуют в день пришествия Господня («Праведники живут во веки; награда их — в Господе, и попечение о них — у Вышнего. Посему они получат царство славы и венец красоты от руки Господа, ибо Он покроет их десницею и защитит их мышцею»).
Читающийся на литургии отрывок из Послания к Евреям (Евр.11:33 -12:2) прославляет ветхозаветных праведников и называет их «облаком свидетелей», а составное евангельское чтение (Мф.10:32-33, Мф.10:37-38, Мф.19:27-30) указывает на необходимые признаки святости («Кто исповедает Меня пред людьми, того исповедаю и Я пред Отцем Моим Небесным… Кто не берет креста своего и следует за Мною, тот не достоин Меня… Всякий, кто оставит домы, или братьев, или сестер, или отца, или мать, или жену, или детей, или земли, ради имени Моего, получит во сто крат и наследует жизнь вечную»).
Гимнография праздника изобилует поэтическими оборотами: святые называются «непрелестными светилами» (канон утрени, песнь 3), «божественным облаком» (там же, песнь 6), «начатками естества» (кондак), «терпеливодушными» (стихира на литии); их кровью Церковь украшается «багряницею и виссом» (тропарь); они «уясняют церковное небо» (канон утрени, песнь 8), «добродетелей светлостью» делают землю небом (стихира на хвалитех).
Тропарь Всем Святым
Иже во всем мире мученик Твоих, / яко багряницею и виссом, / кровьми церковь Твоя украсившися, / теми вопиет Ти, Христе Боже: / людем Твоим щедроты Твоя низпосли, / мир жительству Твоему даруй / и душам нашим велию милость.
Кондак Всех Святых
Яко начатки естества, Насадителю твари,/ вселенная приносит Ти, Господи, богоносныя мученики,/ тех молитвами в мире глубоце// Церковь Твою, жительство Твое Богородицею соблюди, Многомилостиве.
Иконы
Вы прочитали статью День Всех Святых: история, богослужение, иконы. Читайте также:
Источник статьи: http://www.pravmir.ru/den-vsex-svyatyx-istoriya-bogosluzhenie-ikony-propovedi-video/