День родного языка
классный час (3 класс)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
den_rodnogo_yazyka.doc | 44.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ «Селиховская средняя общеобразовательная школа» Курского района Курской области
Классный час в 3 классе на тему:
«День родного языка»
Подготовила и провела:
учитель начальных классов
Хохлова Елена Валерьевна
Тема: День родного языка.
Цель: Познакомить детей с «Международным днем родного языка». Обогатить духовный мир детей: через различные виды деятельности, формировать у детей свое отношение к международному дню родного языка.
Задачи:
Образовательная:
— дать понятие, что такое родной язык и почему его называют родным.
Развивающая:
— развивать у детей любознательность и интерес к языкам.
— воспитать уважение и любовь к родному языку, а также к другим языкам.
Я сегодня вам принесла очень важный и нужный предмет
А что такое глобус? (маленькая модель земного шара)
— Глобус окрашен разными цветами. Какой цвет что означает?
(голубой – моря и океаны, зеленый – леса и равнины, желтый, коричневый – горы и пустыни.)
— На глобусе мы можем увидеть все страны.
Ребята, в какой стране мы живём?А в каком посёлке?
На каком языке мы с вами говорим?
А на каком языке говорят :
немцы — немецком, и т.д.
В целом мире насчитывается от 3 до 5 тысяч разных языков. Среди них так называемые мировые языки – русский, английский, французский, немецкий, испанский.
Сегодня мы будем говорить о Международном дне родного языка, как о средстве общения. Неслучайно, ведь 21 февраля – Международный день родного языка! Он был учреждён в 1999 году. Обычно первый язык, на котором учится говорить человек — родной язык. В мире много языков у каждого народа – свой. На нем говорят, пишут письма, стихи, поют песни. Это – родной язык. Нас учили говорить на нём родные люди, на нём мы думаем. Правильно говорить и писать на родном языке значит уметь размышлять и выражать свои мысли. Поэтому родной язык надо знать и беречь
Землю населяют разные живые существа: от мельчайших бактерий до таких великанов, как слоны и киты. Но только человек обладает даром слова. И как бы мы не определяли этот дар – священный, божественный, величественный, великолепный, бесценный, бессмертный, чудесный – мы не отразим во всей полноте его огромного значения.
Как он велик и необъятен,
Язык мой русский! Он родной,
Со всех сторон он мне приятен.
Он так могуч, такой живой!
О, как чудны его творенья,
Я с ним, как с воздухом, живу.
Без языка родного, мудрого
Ни дня прожить я не могу!
Со мной он всюду и везде,
Поможет в счастье и в беде.
Мой русский, мой родной язык,
Ты необъятен и велик!
Стихи (рассказывают дети)
1. Нет на свете Родины красивей –
Боевой страны богатырей.
Вот она, по имени Россия,
От морей простерлась до морей.
2. Кремлевские звезды
Повсюду доходит их свет!
Хорошая Родина есть у ребят,
И лучше той Родины
Ребята, а загадки вы знаете?
Всегда во рту, а не проглотишь.
Хоть не шляпа, а с полями,
не цветок, а с корешком,
разговаривает с нами
всем понятным языком.
(книга)
Здесь родился, живешь,
Как зовут это место, знаешь?
Константин Ушинский “НАШЕ ОТЕЧЕСТВО”
Наше Отечество, наша Родина – матушка Россия. Отечеством мы зовём её потому, что в ней жили испокон веку отцы и деды наши. Родиной мы зовём её потому, что в ней мы родились, в ней говорят родным нам языком и всё в ней для нас родное. Матерью — потому, что она вскормила своими водами, выучила своему языку и, как мать, защищает и бережёт нас от всяких врагов… Много есть на свете хороших государств, но одна у человека родная мать, одна у него и Родина.
Игра «Подбери слово»
российский…(герб, флаг, дом, гимн)
русский…(народ, язык, холод. мороз , дом, дух,)
Антонимы — слова с противоположным значением. Сегодня вы научитесь сами составлять пары слов:
Игра «Слова наоборот»
холодно — тепло: широкий- узкий, толстый — худой, горячий -холодный,
громкий – тихий день-ночь. хорошо – плохо, длинный — короткий и т.д.
Богат и красив наш русский язык, сколько в нём слов, с помощью которых мы можем составлять рассказы, придумывать сказки, сочинять стихи и просто общаться.
Любите свою родину свой язык и свой народ!
Жура — жура -журавель!
Облетел он сто земель.
Крылья, ноги натрудил,
Мы спросили журавля:
— Где же лучшая земля?
Отвечал он, пролетая:
— Лучше нет родного края.
Игра многозначные слова:
На столе разложены картинки, детям–дают картинку, они должны найти свою пару и объяснить свой выбор. (Например, коса – прическа у девочки, коса – косить траву).
ручка (рука ,то, чем пишут, часть двери)
Кисть (часть руки , для рисования)
Лук (овощ, то, чем стреляют)
Кран (в ванне стоит, строительный)
Коса (прическа, то чем траву режут)
«Пословицы и поговорки»
— Назовите пословицы и поговорки, в которых речь идёт о языке.
— Язык острее бритвы.
— Язык до Киева доведёт.
— Язык без костей, что хочет, то и лопочет.
— Язык мой — враг мой.
— Языком не спеши – спеши делом.
— Слушай больше, а говори меньше.
Выставка «Стена добрых слов»
Предложить детям по очереди показать карточки с «добрыми словами», которые они написали. Попросить их рассказать, что за слова здесь написаны, что они значат, когда они уместны.
После того как ребенок покажет и расскажет о своей карточке, ему предлагается подойти к большому листу и приклеить ее скотчем. По окончании занятия всю «Стену добрых слов» вывешивают для просмотра в группе. — Рассмотрите нашу газету, сколько слов мы придумали на нашем родном языке.
Дарите добрые слова
От сердца чистого дарите!
Ведь наша жизнь так коротка…
Вы дальше жить всем помогите!
Дарите тем, кто одинок
И тем, кто счастлив, жизнь проходит.
А вечной ДОБРОТЫ урок
Всегда признание находит.
Дарите добрые слова…
Что наша жизнь? Одно мгновенье!
И точно, кто-то ждет всегда
Когда на нас найдет прозрение.
Дарите добрые слова…
Прошу дарите без стеснения.
Любому доброта нужна,
Любому нужно окрыление!
А мы стесняемся порой
От всей души дарить признания
И остаемся за стеной
Обид, забот и ожидания.
Дарите добрые слова
Всем — незнакомым и любимым.
Дарите добрые слова,
Чтоб сделать этот мир красивым!
Шар земной, на нём страна,
Город в ней, а в нём дома,
Дом на улочке одной
Этот дом, страна, земля –
Вот и подошёл к концу наш урок, посвящённый Международному дню родного языка. Любите русский язык! В нём наше прошлое, настоящее и будущ ее!
Источник статьи: http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/vospitatelnaya-rabota/2020/01/28/den-rodnogo-yazyka
Внеклассное мероприятие «Праздник родного языка»
классный час (6 класс) по теме
Итоговое мероприятие в рамках проведения предметной недели по русскому языку и чтению. День родного языка – праздник, который начали отмечать не так давно. С 2000 года 21 февраля отмечается Международный день родного языка. В этот день каждый должен задуматься об отношении к своему родному языку, не засоряем ли мы его не нужными словами, грамотно ли говорим. Ведь язык – это культура народа. А для нас с вами родной язык – русский язык.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект внеклассного мероприятия | 22.89 КБ |
Приложение (презентация) | 2.95 МБ |
Предварительный просмотр:
ГКС(к)ОУ «Котовская специальная коррекционная
общеобразовательная школа-интернат VIII вида»
Котовского района Волгоградской области
«Праздник родного языка»
учитель русского языка и чтения
Маркова Алла Викторовна
Вед: Добрый день. Мы неслучайно именно сегодня решили встретиться. День родного языка – праздник, который начали отмечать не так давно. С 2000 года 21 февраля отмечается Международный день родного языка. В этот день каждый должен задуматься об отношении к своему родному языку, не засоряем ли мы его не нужными словами, грамотно ли говорим. Ведь язык – это культура народа. А для нас с вами родной язык – русский язык.
Слова И.С. Тургенева
В мире более 2000 языков
Учёными была найдена каменная плита, содержащая надписи на всех языках мира, а её возраст – около 2 тысяч лет.
Слова М.Ю. Лермонтова
День родного языка,
Отмечает вся земля,
В этот день мы всем желаем,
Мира, радости, добра
Есть у каждого язык,
Что родной навеки,
Без родного языка
Нету человека!
2 ученик
Мы поем им, говорим,
С самого рожденья,
И к родному языку
Есть большое рвенье!
С Днем родного языка
Мы вас поздравляем,
Констатируем тот факт,
Что язык мы знаем!
На столе моём – книги,
Много радостных книг!
Их открыл мне учитель –
Мудрый русский язык!
Он к сокровищам знаний –
Ключ волшебный в руке.
Говорю с целым миром
Язык наш прекрасный –
Богатый и звучный.
То мощный и страстный,
о славянской рукописи «Киевские листки»
Кирилл и Мефодий – учителя словенские
Мы хотим поиграть с вами, а заодно и проверить, как вы русский язык знаете. Я называю вам существительное в единственном числе, а вы мне в ответ – во множественном. Вызываются 10 человек. Команда отвечает хором.
Мука — … (нет мн.числа)
Метро — … (нет мн.числа)
Лень — … (нет мн.числа)
о словаре Ожегова
Загадки на словарные слова (для всех)
Сам он вырос на бахче,
Очень сладкий на вкус
2. Буква Е и буква Ё.
Все вы знаете её.
Белый ствол её примета.
Назовите слово это (берёза)
3. Для вас открыты А и Я,
А слово назовите сами.
Сидит здесь маленький зверёк
Трусливый с длинными ушами (заяц)
4. Сначала А, потом уж О.
Все вы знаете его.
Из одежды – слово то
И называется … (пальто)
5. В этом слове буква А –
В трёх слогах стоит одна.
Он умеет рисовать,
Может слово написать.
Ответ теперь мне быстро дашь –
Конечно, это … (карандаш)
6. Что за слово загадали?
Буквы О три написали.
Помогу назвать вам слово:
Это нам даёт корова.
Догадались вы легко,
Это слово… (молоко)
— Я начинаю, а вы заканчиваете.
1) Труд кормит, а лень….. (портит).
2) Как аукнется, так и….. (откликнется).
3) Семь раз отмерь, один раз….. (отрежь).
4) Нет друга — ищи, а нашёл….. (береги).
5) Сам погибай, а товарища…. (выручай).
6) Мир строит, а война……..(разрушает).
7) Смелый побеждает, а трус…….(погибает).
8) Человек от лени болеет, а от труда……(здоровеет).
9)Сумел завязать, сумей и …….(развязать).
10)Чем зря кричать, лучше ……(помолчать).
11)Декабрь год кончает, а зиму…..(начинает).
12)По одёжке встречают, а по уму ……( провожают).
9 слайд К.И. Чуковский
Слово о словах
Когда ты хочешь молвить слово
Мой друг, подумай, не спеши.
Оно бывает то сурово
То рождено теплом души.
Оно одарит иль ограбит,
Пусть ненароком, пусть шутя,
Подумай, как бы им не ранить
Того, кто слушает тебя.
Сценка о вежливости:
Вед: Жили – были Вика и Лена, жили они дружно. Но однажды Вика и Лена не стали, как обычно, вместе сидеть за одной партой, надулись и отвернулись друг от друга. (Обращается к детям, исполняющим роли). Что случилось? Отчего вы такие сердитые? Поссорились? Так надо помириться!
Лена. Я на Вику обиделась, и мириться с ней не буду! Она не вежливая. Я сказала ей: «Здравствуй!», а она не ответила.
Вика. А зачем отвечать, я тебя каждый день вижу.
Лена. Но я, же сегодня сказала «Здравствуй».
Вика. Ну и что, у меня ещё вчерашнее не кончилось.
Вед: Вика, ты хочешь, чтобы Лена заболела?
Вика. Нет, я не хочу, чтобы она болела!
Вед: А что же ты для неё «здравствуй» пожалела? Ведь «здравствуй» — это значит будь здорова, не болей!
Вика. Ленка тоже не очень – то вежлива. Когда она ко мне обращается, то кричит: «Эй, ты!»
Вед: Значит, вы обе виноваты. Надо друг друга уважать!
Вика. Прости меня, Лена! Я всегда буду здороваться!
Лена. И ты прости меня, Вика! Я всегда буду вежливой!
Вед: Вы поняли, как надо себя вести? Будьте всегда вежливы и никогда не ссорьтесь. Ребята! Видите, как много зависит от того, что мы говорим друг другу.
Вед: Во все времена слово было мощным оружием против врагов. На конкурсе чтецов все дети владели словом, а сегодня мы представляем вам лучших чтецов.
Список использованной литературы
- Игры по обучению грамоте и чтению. – М., 2005 .
- Ладыженская Т.А. и др. Детская риторика. // Программы общеобразовательных учреждений. Начальные классы. – М, 1996.
Использованные дополнительные материалы
- Сайт Википедия статья «Кирилл и Мефодий» http://ru.wikipedia.org/wiki/%CA%E8%F0%E8%EB%EB_%E8_%CC%E5%F4%EE%E4%E8%E9
- Для музыкальной паузы использована «Симфония №5″,» Лунная Соната» Бетховен http://muzofon.com/search/%D0%BB%D1%83%D0%BD%D0%BD%D0%B0%D1%8F%20%D1%81%D0%B8%D0%BC%D1%84%D0%BE%D0%BD%D0%B8%D1%8F
- Цитаты М.Ю. Лермонтова
- Цитаты И. С. Тургенева
- Славянская рукопись «Киевские листки»
- «Словарь Ожегова. Словарь русского языка » (1949, 22-е издание, 1990; с 1992 — «Толковый словарь русского языка», совместно с Н. Ю. Шведовой).
- Картинки презентации из шаблонов презентаций
- Фотографии из личного архива
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Внеклассное мероприятие по русскому языку в старших классах средней школы. Цель: акцентировать внимание обучающихся на необходимости говорить и писать грамотно.
Мероприятие по литературе разработано для учащихся 6 классов.
Внеклассное мероприятие по русскому языку, цель которого: воспитание интереса к теории и практике языка, культуре речи.
Самоанализ олимпиады по русскому языку.
Цель: акцентировать внимание старшеклассников на необходимости говорить и писать грамотно.Задачи: повторение ранее изученного материала, воспитание патриотизма и любви к родному языку, развитие творче.
21 февраля весь мир отмечает Международный день родного языка. В этот день МБОУ « Староильмовская СОШ» совместно с сельской библиотекой провели день зан.
Данные программы конкретирзируют содержание Стандарта, дают распределение часов по разделам курсов, определяют последовательность изучения тем и разделов с учетом межпредметных связей, воз.
Источник статьи: http://nsportal.ru/shkola/vneklassnaya-rabota/library/2014/05/17/vneklassnoe-meropriyatie-prazdnik-rodnogo-yazyka