Праздник зимних ночей меня
В различных традициях североевропейских народов точка Самайна несет в себе как минимум тройственное значение:
Самайн — это конец осени и начало зимы, время «Третьего урожая» (когда все домашние животные, не предназначавшиеся на развод или обеспечение хозяйства забивались, а их мясо заготавливалось на зиму).
Самайн – это праздник смерти, когда почитались предки и павшие воины.
Самайн – это магическая точка перехода. Точка, когда происходят гадания на следюущий год, когда производятся шаманские и иные ритуальные магические действия – вдали от общинных домой, в черных чащобах и на колмах «Ведьминых шабашей».
Самайн кельтов – это центральный праздник года, сакральный Новый год, священная точка, равнозначная году в целом. Это праздник Открытия Врат – соединение миров живых и мира мертвых, точка встречи с Силами, откровений Судьбы.
Одной из самых известных легенд, связанных с этим праздником, является легенда о Дикой Охоте, ужасной процессии мертвых воинов и представителей загробного мира, что угрожает несчастьями и смертью каждому, кого застигнет вне дома долгая осенная ночь. Антон Платов крайне информативно и исключительно интересно анализирует круг этих преданий в своей статье «Дикая охота королей Севера». Друзья, я категорически рекомендую Вам с этой статьей ознакомится (и даже где-то настаиваю на этом). Прочитать её можно, например, вот здесь http://pagan.ru/lib/books/history/0platow/platow13.php
Значение праздника Самайна раскрывается в одном из его имен «Время Погасших Огней». На космогоническом уровне это означает смаые первые часы творения мира – еще до творения огня, часы, когда мир еще не устроен. Хаос, из которого рожден маленький островок мира, торжествует вокруг, силы его велики, а защита космоса еще слаба, и грядущий порядок, без которого невозможна жизнь ни богов, ни людей, только предстоит устроить. За него еще грядут битвы, исход которых не ясен. Даже в устроеном мире людей, защищенном оградами домой и словами сильных песен, наступает ночь, когда порождениия Хаоса , вспоминая свое было всевластие, вырываются на свободу, чтобы промчаться в триумфальной скачке по небу над землей, не разбирая пути.
У кельтов ритуальной пищей на Самайн являются репа и яблоки. Репа – предшественник хэллоуинской тыквы – означает, скорее всего, мертвую голову предка, а я блоки напоминают об Острове Яблок – одном из самых привлекательных образов Иного Мира. С яблоками же связана одна довольно интересная народная игра англосаксов – выловить яблоко зубами из бочки, наполненной водой. Вспоминая о том, что яблоко – любимый плож Богини, происходящее во время игры можно понимать как символическое подъятие Богини из нижних вод Мироздания, из владений Хаоса, торжество и преодоление которого отмечаются во дни Самайна.
Праздник Зимней Ночи в Годовом Колесе противостоит дате Летнего Дня. В противоположность ему, утверждающему полную власть Лета и сил Жизни, Зимняя Ночь знаменует окончательный переход власти над нашим миром в руки Зимы и Смерти. С окончанием сбора урожая закончилась деятельность «вовне», наступает время длинных холодных ночей, когда люди в естественной среде в основном сидят дома и занимаются «внутренними» делами, связанными с домом, семьей и внутренним миром. Природа в буквальном смысле умирает, уступая зимнему холоду. Силы жизни покинули поля и леса, и теперь над ними властвуют Холод и Смерть. Горожанину сложнее понять это, чем сельскому жителю, но достаточно выехать за город во время Зимних Ночей, чтобы в полной мере ощутить этот момент: природу покинули жизненные силы, и все что мы можем видеть – это замерзшие трупы когда-то цветших растений и деревьев в лесу, где все зверье попряталось в теплые норы.
Зимняя Ночь знаменует начало трудного времени, когда человек вынужден бороться с враждебными силами холода и может уповать только на тех, кому доверяет: себе, своим домашним, родовым божествам и духам, и тем богам Асгарда, в чьи руки переходит власть над землей, обитаемой людьми. Именно поэтому в обряде Зимней Ночи участвуют только самые близкие люди: члены общины или родственники. Мир за стенами дома становится враждебным: в нем бродят тролли, призраки и прочие зловредные существа, стремящиеся утолить свой голод за счет живых людей. По небу над холодными полями носится Дикая Охота: призрачный сонм мертвых под предводительством самого Игга. Всякому смертному следует избегать встречи с ней, а если таковая случится – ни в коем случае не смотреть в глаза Охотникам. Иначе можно умереть или лишиться разума. Или обрести силу и мудрость, если окажешься достойным. Такова цена.
Своим приходом Смерть стирает границы между «этим» миром и «тем», в котором живут мертвые. Во время врат, открытых между мирами, любой неосторожный шаг может стать последним шагом в мире живых и первым – в мире мертвых. Вместе с тем живые и мертвые могут слышать и порой даже видеть друг друга. Поэтому во время Зимних Ночей мы общаемся с ушедшими родичами, близкими и родовыми духами, и ограждаем себя от влияния тех, с кем не хотим общаться: мертвых, зловредных духов и троллей. В целях последнего используются охранные предметы, и самый распространенный из них — мертвая голова. В течение веков европейской традиции предмет, символизирующий мертвую голову, претерпел изменения от собственно человеческого черепа до его имитации в виде вырезанной репы(тыквы) или разбитого горшка, подсвеченных изнутри. Символ мертвой головы со светящимися «глазницами» определяет границу для тех, кого не желают видеть внутри нее. В момент Зимней Ночи он отмечает границу между живыми и мертвыми. Другой подобный символ: огонь. В качестве такового представляется костер, чей свет и тепло выхватывают из окружающей тьмы круг, в котором могут собраться живые, и вообще огонь, символизирующий жизнь и принадлежность к миру живых.
ОБРЯД ЗИМНЕЙ НОЧИ (по версии общины Рагнар)
Обряд проводится с наступлением темноты, возможно в полночь. Община собирается на улице, у сложенного костра, достаточно большого, чтобы осветить круг, в котором поместились бы все присутствующие. Вокруг места проведения обряда расставлены «мертвые головы» и другие охранные знаки. Годи стоит с зажженным факелом у костра, остальные стоят поодаль с зажженными свечами или факелами в руках. У костра разложены жертвенные дары: специально приготовленная пища разного рода.
Годи говорит:
— Настало время длинных ночей. Урожай собран, летние дела сделаны. Теперь поля и леса неприветливы к нам, теперь их накрыла тьма, теперь по ним ходит смерть и злые духи, а тот, кого зовут Ужасным, носится над остывшей землей во главе Дикой Охоты. Силы Тьмы пришли в нашу землю, и мертвые ходят среди живых. Пусть огонь отделит живых от мертвых, а свет костра Зимней Ночи станет убежищем верных!
С этими словами годи зажигает костер от факела. Пока костер разгорается, община производит музыкальное сопровождение имеющимися инструментами и голосом. Когда костер разгорелся, годи говорит:
— Войдите в круг света боги, хранящие нас! Войдите в круг света предки, дающие мудрость! Войдите в круг света люди из верного народа! Останьтесь во тьме обитатели тьмы!
Члены общины по очереди подходят к границе светового круга, неся в руках огонь. Годи спрашивает у каждого его имя и, по его произнесению и наличию огня, приглашает в круг. Вошедшие в круг света распределяются вокруг костра, расставив свои источники огня по границе круга. Годи говорит:
— Асы и Асиньи! Ваны и Альвы! Верный вам народ приветствует вас! Будьте с нами на празднике Зимней Ночи!
Годи запускает по кругу рог с обрядовым напитком и приветствием богам. Каждый приветствует бога/богиню, которых считает нужным. На каждое приветствие все отвечают хором
Годи говорит:
— В эту ночь голос наших предков слышен особенно громко, а они слышат нас. Вам, Альвы и Дисы, посвящаем мы эти дары! Будьте с нами сегодня и не покиньте нас в грядущую долгую зиму!
Годи берет часть из жертвенных даров и кидает в костер. Тут же он пускает по кругу рог, каждый произносит свое славление Альвам и Дисам и приносит дар от себя, если желает.
Годи говорит:
— Сгинет богатство, умрут твои родичи,
Сам ты умрешь в свой черед;
Только одно будет жить бесконечно —
Память о славных делах (Речи Высокого. Старшая Эдда)
Вспомним тех, кто ушел от нас! Одни на пир к Высокому, другие в Хель, а иные в прочие чертоги мертвых. Пусть память каждого, коли он того достоин, живет в его славных делах!
Годи пускает по кругу рог, произнеся памятную речь о тех умерших, кого считает нужным помянуть, и бросив в костер часть жертвенных даров. Каждый делает то же самое.
Годи говорит:
Тьма окутала нашу землю, но пусть она не тронет нас. Огонь Зимней Ночи погаснет в этом месте, но останется в нас до того дня, когда новое Солнце взойдет над нашей землей. Славьтесь Асы! Славьтесь Ваны! Славьтесь, светлые Альвы!
По завершению обряда следует праздничный пир, вся еда и питье которого является жертвой богам.
ОБРЯД ЗИМНЕЙ НОЧИ (по версии «Our Troth»)
Лучше, если ритуал будет проведён вне дома, хотя это никоим образом не обязательно. Вам понадобятся рог с достаточным количеством эля (пива), что бы наполнить его четыре раза, жертвенная чаша, прутья для окропления, сноп колосьев или кукурузы (некоторые связывают их тройным сплетением красных, белых и черных нитей) и венки из соломы, зерна, орехов, ягод и/или цветов, которыми его украшают, два яблока для каждого из присутствующих, сакс (нож) и хлеб в форме коня. Женщина (или несколько, если ритуал проводит большая группа) должна быть заблаговременно избрана на роль идис, которая будет обходить круг с корзиной яблок. Половина яблок должна быть проколота и сквозь них пропущены ленты или тесьма, что бы их можно было подвесить рядом с Последним Снопом.
I. Жрец/жрица совершает обряд Молота
II. Жрец/жрица становится посредине кольца собравшихся и произносит очень тихо:
Ныне урожай собран, ныне семена спят в хранилище, пиво варится в котлах. Ныне ночи становятся длиннее, скот возвращается с холмов, народ – со сжатых полей. Скоро живые покинут поля, скоро Водан поведёт Дикую Охоту через сухие травы, и Тонар станет охотится на дев турсов над заснеженными лугами. Но сейчас живые и мёртвые должны встретиться, собранные здесь в едином кругу: сейчас духи явятся на праздненство, и все родичи в довольстве будут вместе есть яблоки и пить пиво.
III. Жрец/жрица внезапно вскидывает голову, поднимает руки и расставляет ноги, становясь в полную elhaz-позу. Он/а громко выкрикивает:
Альвы, мы призываем вас! Древние обитатели курганов,
отцы всех собравшихся здесь!
Светлые Альвы и Темные Альвы, Черные Альвы, обитатели глубин,
мы приветствуем вас, священные родичи!
Идис, мы призываем вас! Древнейшие из жен,
матери могущественных здесь!
Светлые и тёмные идис, благо всем хранимым,
мы приветствуем вас, священные родичи!
Духи, мы призываем вас! Присоединяйтесь к кругу,
родня всех единокровных здесь!
Отбросьте свою тень на нас, сияющие через миры,
мы приветствуем вас, священные родичи!
Фро Инг, мы призываем тебя, и Фрове, врозлюбленную,
правителя Альвхейма, идис Ванов.
Явитесь из Ванахеймя на своих сверкающих вепрях,
украшенные венками из ярких колосьев,
закутанные в курганно-тёмные плащи.
Водан, мы призываем тебя, и мудрую Фрию, невесту,
предводительницу идис, внушающего трепет бога.
Явитесь из Асгарда на бледных конях,
во главе священных духов, мчащихся над землёй.
Источник статьи: http://vk.com/topic-33717973_27437673
День Зимы (Зимние ночи) 2021
в 2021 году отмечается 30 октября
В последнюю субботу октября отмечается языческий праздник Зимние ночи. Иногда он называется День Зимы или Ветрнэтр. Праздник Зимние ночи был распространён у скандинавов: поэтому его именуют древнескандинавским Новым годом.
В северных широтах этот день символизировал переход от плодородной осени к суровой голодной зиме. В это время года в Исландии, Норвегии и Финляндии солнце очень быстро садится за горизонт. Викинги полагали, что на Зимние ночи природа умирала, оставляя человека без помощи, колесо судьбы завершало оборот. Они считали Ветрнэтр временем всеобщего обновления, поэтому избавлялись ото всего старого и ненужного.
Скандинавы первоначально отмечали этот праздник несколько дней, массово забивая скотину, которую с наступлением холодов нечем было кормить. Молодые люди на Зимние ночи предпочитали играть свадьбы, потому что именно в это время было много мяса.
Символ Зимних ночей — пламя, позволяющее выжить зимой. Огонь символизировал жизненные испытания и последующее очищение. Считалось, что Ветрнэтр нельзя проводить во мгле, так как она приносит людям беды и несчастья.
Традиционно Зимние ночи — это время, когда человек проходил какие-то испытания, доказывая себе и обществу свою силу и умение. Скандинавы на капищах жгли высокие костры, для того чтобы юноши смогли поучаствовать в обряде инициации. Успешно пройдя его, молодые люди начинали считаться в обществе полноценными воинами и охотниками. Взрослые мужчины соревновались в удали, нередко Зимние ночи заканчивались жестокими побоищами.
В племени в этот период, символизирующий точку перехода к сложным испытаниям, проходили выборы вождя. Иногда выборы завершались кровавым переделом власти. Это объясняется тем, что слабый предводитель не мог повести за собой племя во время суровой зимы.
Считалось, что с наступлением Зимних ночей природа перестаёт источать жизненную силу. Поэтому людям советовалось отвлечься от добычи пропитания и обратиться к собственному духовному развитию.
День Зимы — это день, связанный со смертью. Считалось, что смерть как продолжение жизни неминуемо приводит к возрождению. Скандинавы в этот день поминали мёртвых, а также приносили жертвы богам в благодарность за урожайный год.
Зимние ночи нельзя было проводить в одиночестве, нужно было держаться вблизи своей семьи. Также обязательно было проводить эти праздники в веселье. Считалось, что унылый и хмурый человек может принести несчастья своей семье и своему племени.
Жители Северной Европы рано подверглись влиянию христианства. Языческие праздники, существовавшие на территории Скандинавии, оказались под строгим запретом. В современном мире Ветрнэтр отмечается лишь как фольклорный праздник. В странах Скандинавии в этот день проводятся различные тематические фестивали и реконструкции боёв викингов.
Источник статьи: http://kakoj-segodnja-prazdnik.com/jazycheskie-prazdniki/den-zimy