Праздники 100 лет тому назад

100 великих праздников

Почти ежедневно на нашей планете шумит какой-нибудь праздник или происходит ритуальное действо. Люди собираются вместе, чтобы отметить радостное событие, например, встретить Новый год, принять участие в карнавале или порадоваться богатому урожаю. С глубокой древности праздники играли огромную роль в жизни человека. Они вобрали в себя обряды и традиции исторической, религиозной и повседневной жизни многих поколений разных народов.

Книга Е. О. Чекулаевой посвящена ста великим праздникам разных стран и народов мира. Основное внимание уделено официальным религиозным праздникам: христианским (православным и католическим), иудаистским, буддийским, индуистским, а также специфическим праздникам, распространённым среди сикхов, в Китае и Японии. Большой раздел книги рассказывает о народных праздниках, многие из которых также имеют религиозную основу, а в Приложении помещены очерки о ряде государственных, светских праздников.

Часть I — РЕЛИГИОЗНЫЕ ПРАЗДНИКИ 1

Часть II — НАРОДНЫЕ ПРАЗДНИКИ 37

ГОСУДАРСТВЕННЫЕ, СВЕТСКИЕ ПРАЗДНИКИ 74

Елена Чекулаева
100 великих праздников

ПРЕДИСЛОВИЕ

Сегодня на нашей планете не остаюсь неисследованных континентов, таинственных островов. Современным Одиссеям доступен любой уголок света. Но гораздо сильнее манят путешествия иного рода — в мир других народов и культур, жизненных укладов и ценностей.

Почти ежедневно на нашей планете шумит какой-нибудь праздник или происходит ритуальное действо. Люди собираются вместе, чтобы отметить радостное событие, например, встретить Новый год, принять участие в карнавале или порадоваться богатому урожаю. С глубокой древности праздники играли огромную роль в жизни человека. Они вобрали в себя обряда и традиции исторической, религиозной и повседневной жизни многих поколений разных народов.

Читайте также:  Агентство праздник шоу мыльных пузырей

В давние времена, когда люди только начали заниматься земледелием, от урожая зависело не просто их благополучие, но и сама жизнь. А урожай зависел не только от погоды, но и знаний земледельцев. Нужно было точно знать, когда лучше засеять зерно, до какого дня следует скосить хлеба, чтобы их не залило дождём. Люди стали понимать, что им необходимо вести отсчёт времени, выделяя определённые, очень важные для сельскохозяйственного цикла дни, а также смену холодного и тёплого сезонов. Прошло много сотен лет, и эти важные дни превратились в праздники.

Наблюдая за природой, люди заметили, что каждые двадцать девять с половиной дней луна из узкого серпа превращается в полный диск. Они начали использовать эти изменения формы луны для отсчёта времени. Жители Вавилона и древние египтяне изобрели календари, которые делили временные периоды на месяцы в соответствии с полной сменой лунных фаз — лунным циклом. Однако такой способ исчисления времени не годился для длительных периодов, например времён года, а также для определения сроков сева и сбора урожая. Поэтому времена года решили исчислять, ориентируясь по положению солнца.

Но солнечный и лунный год не совпадают. Солнечный год, или период обращения Земли вокруг Солнца, составляет 365 дней плюс примерно шесть часов. Из-за этой добавки каждый четвёртый год становится високосным. Год, образованный двенадцатью лунными месяцами, равен всего лишь 354 дням.

Веками люди ломали голову над этой загадкой. Как можно составить точный календарь, если лунные месяцы «не укладываются» в солнечные годы?

Эта задача всеми решалась по-разному.

В основу юлианского календаря, составленного Юлием Цезарем в 45 году нашей эры, год (то есть время полного оборота Земли вокруг Солнца) был подсчитан не вполне точно, с превышением на 11 минут 14 секунд. За полторы тысячи лет, несмотря на поправку в три дня, сделанную в XIII веке, эта разница составила десять суток. Поэтому в 1582 году римский папа Григорий XIII приказал выбросить из календаря эти десять суток; григорианский календарь («новый стиль») был введён в большинстве стран Западной Европы, а затем и Америки. Однако в России долгое время продолжали придерживаться юлианского календаря. Новый стиль ввела только советская власть в феврале 1918 года, когда разница в календарях достигла уже 13 суток. Тем самым летоисчисление страны было приобщено к принятому во всём мире. Русская православная церковь этой реформы не признала и до сих пор продолжает жить по юлианскому календарю.

Календарь, который принят в Индии, основан на фазах Луны и делит год на двенадцать месяцев, в каждом из которых двадцать девять с половиной дней. Когда разница между лунным и солнечным годом достигает двадцати девяти с половиной дней, в календаре добавляется високосный месяц.

Еврейский календарь — лунно-солнечный и скорректирован наподобие индусского. Год делится на двенадцать месяцев, в каждом месяце двадцать девять или тридцать дней. Иногда добавляется тринадцатый месяц, чтобы компенсировать разницу между лунным и солнечным временем.

Мусульманский календарь основан только на лунном цикле. Год делится на двенадцать месяцев, в месяце двадцать девять или тридцать дней, но при этом високосных месяцев и годов нет вовсе, а начало каждого месяца совпадает с новолунием. Это значит, что в разные годы месяц начинается в разное время. Повсюду в мире в деловой и повседневной жизни чаще всего пользуются григорианским календарём. Даты религиозных или национальных праздников нередко отмечаются по местным, традиционным календарям.

Часть I
РЕЛИГИОЗНЫЕ ПРАЗДНИКИ

ХРИСТИАНСТВО

Христианская церковь рождалась и утверждалась в муках и гонениях. Почти тысячу лет она была единой. Но 16 июля 1054 года она разделилась на две ветви: православную и католическую. Несмотря на это, основные христианские праздники отмечают и православные, и католики. Сегодня на Земле живёт более миллиарда последователей христианства. Без знания основ христианства нельзя понять корни современной цивилизации, особенности истории многих стран мира, культуру разных эпох и народов.

ПРАВОСЛАВНЫЕ ПРАЗДНИКИ

У наших совсем не далёких предков исчисление времени суток и месяцев велось по церковным праздникам и постам. Отмечая особые события, обычно говорили: это произошло на «Сретенье», на Егория, В Петровки, На Казанскую. Всё велось по памятным дням церковного календаря, который тесно переплетался с дохристианскими поверьями и народными приметами. Не было дня в году, не отмеченного поминовением какого-либо одного, а порой нескольких святых или иным значимым событием. Поэтому народ прекрасно обходился без привычных для нас дат: числа и месяца.

При чтении классической литературы необходимо помнить об этих разных календарях. Нередко люди уже в наше время, заслышав раскаты грома, цитируют начало известного стихотворения Ф. Тютчева «Весенняя гроза»: «Люблю грозу в начале мая…» И при этом забывают, что стихотворение было написано в XIX веке, когда май в России начинался 13 мая по нынешнему календарю, а гроза в средней полосе страны в это время — вовсе не редкость.

В рассказе И. Тургенева «Стучит!» есть такие строки: «…дело было в десятых числах июля, и жары стоят страшные…» Сейчас ясно, что речь идёт о двадцатых числах июля. В другом произведении Тургенева, романе «Отцы и дети», говорится: «Наступили лучшие дни — первые дни июня». Добавив 12 дней, станет понятно, какое время года по современному календарю писатель считал лучшим.

Плохо представляя церковный календарь, мы нередко путаемся, читая произведения русских классиков. К примеру, отрывок из поэмы Н. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо». Простая крестьянка Матрёна Тимофеевна рассказывает странникам о своей жизни; её муж работал в Питере печником.

Зимой пришёл Филиппушка,
Привёз платочек шёлковый
Да прокатил на саночках
В Екатеринин день.

Зиму семья провела в деревне, а затем

Филипп на Благовещенье
Ушёл, а на Казанскую
Я сына родила.

Кроме указаний на зиму эти праздники мало что говорят современному читателю. А вот слушателям Матрёны Тимофеевны было всё предельно ясно. День святой Екатерины отмечался 24 ноября старого стиля (7 декабря — нового), Благовещенье — 25 марта (7 апреля), осенний праздник иконы Казанской Богоматери — 22 октября (4 ноября).

Источник статьи: http://mir-knig.com/read_267060-1

10 старейших праздников во всем мире

Народные праздники традиционно играли важную роль в культуре народов мира. Как правило, они были приурочены к какому-то событию или определенной дате. Праздники и фестивали имеют культурный или религиозный подтекст, однако всем известно, что любой праздник подразумевает прежде всего различные мероприятия, вовлекающие многочисленных людей. Помимо этого, праздники крайне важны для экономики, ведь они подразумевают рост потребительских расходов, рост торговли и выручки продающих компаний.

Сейчас, когда во всем мире ситуация осложнилась из-за эпидемии коронавируса, многие фестивали и праздники находятся под угрозой запрета, несмотря на многовековые традиции.

Ниже мы расскажем о 10 старейших праздниках мира.

Это один из самых старых праздников мира, которые празднуется во многих странах мира. Прежде всего речь идет об иранских и тюркских народностях.

В настоящее время Новруз отмечается 21 марта как официальное начало нового года по астрономическому солнечному календарю в Иране и Афганистане. Как государственный праздник Новруз отмечается 21 марта в Таджикистане, Узбекистане, Туркмении, Азербайджане, Албании, Киргизии, Македонии, Турции, Казахстане.

Традиционно во время праздника люди ходят в гости к родственникам, готовят специальные угощения. Есть даже примета, что чем щедрее ты встретишь Новруз, тем удачнее и благополучнее будет год.

Этот фестиваль проходит в первые выходные. Он берет свое начало в 1585 году. Сюда приезжают многочисленные актеры, музыканты, проводятся ярмарки и костюмированные представления сцен из жизни Средневековья.

Праздник проходит в японском городе Киото. Одними из популярных мероприятий праздника, предшествующих главной церемонии, являются древние обряды: стрельба из лука верхом на лошадях в святилище Симогамо и скачки в святилище Камигамо. Основное событие Аой-мацури — императорское шествие из киотского Императорского дворца в святилище Камо, которое сегодня заменено шествием облаченных в костюмы периода Хэйан жителей города. Шествие сопровождается придворной музыкой и танцами. Это один из крупнейших и самых зрелищных праздников города.

Египетский праздник урожая

Праздник уходит корнями в XIII век, когда люди молились о богатом урожае. Во время праздника проходит множество мероприятий, файер-шоу, шоу со змеями и другие представления. Кроме того, проходят ярмарки и многочисленные развлекательные мероприятия.

Вегетарианский фестиваль на Пхукете

Этот фестиваль праздную на Пхукете. Он знаменует начало месяца, во время которого люди воздерживаются от того, чтобы есть мясо. Во время фестиваля проходят шествия, подношения богам и многочисленные представления.

Дивали отмечается как «Фестиваль огней» и символизирует победу добра над злом, и в знак этой победы повсеместно зажигаются свечи и фонарики. Главная тематика декораций фестиваля — светящиеся фонарики. Дивали обычно приходится на конец октября — начало ноября. Во время Дивали зажигают обрядовые светильники, дарят друг другу подарки, молитвы Лакшми, являющейся богиней богатства и благоденствия, принято получить благословение от родителей, очень популярны запуск фейерверков и подрыв петард вечером.

Праздник драконьих лодок

Обычно этот праздник отмечается на пятый день пятого месяца лунного календаря. Этому празднику почти 2 тысячи лет. Главное мероприятие – это гонка на лодках, сделанных в форме дракона.

Наблюдение за цветением сакуры – это важная часть японской истории и культуры. Это стало поводов для фестиваля цветения сакуры, который отмечается весной.

Во время фестиваля проходят многочисленные представления, музыкальные выступления и другие виды развлечений.

Холи — ежегодный индуистский фестиваль весны.

Фестиваль приходится на начало весны и длится два-три дня в конце февраля — начале марта. Участники праздника устраивают шествие, осыпая друг друга цветным порошком, поливая подкрашенной водой и грязью

Этот список был бы неполным без важного для миллионов людей праздника – Рождества. В это время в разных странах мира проходят многочисленные мероприятия. На улицах городов появляются наряженные елки. Люди с нетерпением ждут этого праздника, дарят друг другу подарки, ходят в гости к друзьям и родственникам.

Источник статьи: http://www.vesti.ru/finance/article/2013632

Александр Васильев: как отмечали Новый год в России 100 лет назад

Как было модно праздновать Новый год и Рождество в России 50 или даже 100 лет назад? Что вешали на елку во времена Пушкина? И кто был одной из первых Снегурочек СССР? Об этом рассказывает историк моды Александр Васильев .

«Новый год 1 января у нас в стране стали праздновать только при царе Петре I. Именно он внедрил новый календарь, чтобы жить в ногу с Европой. До этого отсчет нового года в России начинался 1 сентября. Петр был и инициатором установки елки, он даже издал по этому поводу специальные указы. Император с удовольствием внедрял у нас иностранные традиции. Со времен Петра и до 1917 года вся страна жила по такому графику: сначала праздновали Рождество — 25 декабря, а потом Новый год, как во всем мире. А вот после Октябрьской революции вышла путаница в результате смены календаря: и теперь только у нас, в отличие от всей планеты, Новый год наступает раньше Рождества. Такие уж мы особенные!

Мода на елочные игрушки зародилась в Германии еще в ХVI столетии. Изначально в качестве украшений использовали что-нибудь съестное: сначала это были красные яблоки, потом к ним добавились всевозможные сладости и конфетки.

А вот стеклянные шары появились гораздо позже — промышленное производство началось в Германии и во Франции лишь в середине ХIX века. Я, кстати, бывал на знаменитом рождественском базаре традиционных игрушек в старом стиле, который находится в городе Страсбурге. Там до сих пор можно найти всевозможные кареты, собачек, лошадок, зайчиков из посеребренного и позолоченного картона, типа тех, которые появились еще в пушкинскую эпоху. Через несколько десятков лет елки стали украшать игрушками из ваты, которую обмазывали специальным клейстером и раскрашивали.

А еще в те времена на елку очень любили крепить свечи, ведь электричества не было, а в праздник всем хотелось яркого освещения. Свечи становились причиной массовых пожаров.

Елки вспыхивали мгновенно, и в новогодние дни пожарные только и делали, что выезжали на очередной вызов. Это прекратилось лишь с появлением электричества, когда научились делать гирлянды. Правда, сначала они были такими дорогими, что многие их не покупали, а брали напрокат.

Зато нарядить елку позолоченными грецкими орехами и стеклянными бусами мог себе позволить каждый, это и были самые популярные украшения в XIX веке — я сужу по старинным фотографиям того времени, которых у меня очень много.

Еще одной обязательной традицией новогодних празднований был маскарад. Рождественские маскарады вошли в моду в середине ХIX века. Хотя на самом деле их устраивали при дворе намного раньше, но тогда эти мероприятия носили другой характер: они подавались скорее как финальный аккорд какого-то общественно значимого события. Например, первый бал-маскарад в России продолжался аж семь дней подряд! Его устроил Петр I в честь мира со шведами. Особенной любительницей такого рода развлечений была императрица Елизавета Петровна. Она так увлеклась маскарадами, что проводила их просто по любому поводу, заставляя наряжаться придворных в самые разные костюмы, иногда довольно нелепые.

Но, конечно, больше всего маскарады понравились детям. И если сейчас на новогодних утренниках в детских садах большинство девочек наряжаются в Снежинок или в Принцесс, а мальчики выбирают костюмы своих любимых героев — Бэтмена или Человека-паука, то в прошлом веке особой популярностью пользовались национальные костюмы, например испанца, китайца или японки. Объясняется это просто: люди тогда мало путешествовали и проявляли большой интерес ко всему новому, необычному, в первую очередь к иноземным гостям, их традициям и привычкам одеваться. И, конечно, во все времена мальчики и девочки любили маскарадные костюмы животных — лисички, мишки, зайчика, кошки.

Вообще, Новый год и Рождество прежде всего всегда считались праздниками для детей. Именно в Рождество малыши надеялись получить от родителей самые долгожданные подарки: волшебные замки, солдатиков, кукол. Типичная елка и рождественские подарки того времени описаны в знаменитой сказке Гофмана «Щелкунчик и мышиный король», напечатанной в 1816 году. Помните? Под елку, украшенную золотыми и серебряными яблоками, засахаренными орехами, конфетами и прочими сладостями, родители положили книжки с картинками, игрушечную посуду и шелковое платьице — для Мари и деревянного коня и эскадрон гусар — для ее брата Фрица.

Но дети не только получали подарки. Тогда было принято, что они тоже обязательно что-то вручали родителям, но сделанное только своими руками — из бумаги, из картона, из папье-маше. Такие вещицы бережно хранились в семье и передавались из поколения в поколение как самая ценная реликвия, и ими обязательно наряжали елки.

А вот любимейшие нами елочные украшения — блестящий дождик и мишура — появились только в конце ХIХ века. Вряд ли вы знаете, что в России их стали производить на фабрике канители Алексеевых (это настоящая фамилия Константина Сергеевича Станиславского, знаменитого режиссера и основателя МХАТа). Алексеевы были потомственными промышленниками, специалистами по изготовлению канители — тончайшей золотой и серебряной проволоки. Кстати, будущий режиссер несколько лет проработал на фабрике отца и даже дослужился до директора, но тяга к искусству в результате все-таки победила.

В украшении лесной красавицы особое внимание всегда уделялось ее верхушке. В ХIХ — начале ХХ века елки наряжали игрушками в виде ангелочков, а макушку ее венчала Вифлеемская звезда. А вот в советский период на верхушку уже было принято надевать красную звезду. В сталинскую эпоху на елке в большом количестве появились приметы времени: дирижабли, парашюты и танки с надписью «СССР», пионеры с горнами. Позже, в 60-е годы, к ним добавились ракеты и космонавты. Кстати, немногие знают, что при Сталине в конце двадцатых годов новогодние и уж тем более рождественские елки в стране были запрещены, поскольку эти праздники объявили буржуазными предрассудками и пережитками прошлого. И первую новогоднюю елку для детей Сталин разрешил провести только в 1935 году.

Но в течение долгих лет ее устраивали не в Кремле, а в Колонном зале Дома союзов. Я это знаю доподлинно, потому что моя мама, актриса Центрального детского театра Татьяна Ильинична Гулевич-Васильева, в 1947 году стала одной из первых наших отечественных Снегурочек. Мама рассказывала мне много забавных историй про новогодние елки. Например, такую. Как-то раз Дед Мороз, который без конца выходил с ней к детям в Колонном зале, к концу рабочего дня сильно напился — он волновался и постоянно прикладывался в гримерной к коньячку. И вот дети начали в очередной раз звать его: «Дедушка Мороз! Где ты?» А тот все не появляется. Дети уже совсем отчаялись, когда он наконец собрался с силами, вышел, тяжело опустился на пенек и простонал: «Дедушка, дедушка. Заболел ваш дедушка!» Понятное дело, что новогодние дни для мамы, как и для других актеров, игравших Снегурочек и Дедов Морозов, были самой горячей порой.

Мама, например, отыграв утренник на сцене Центрального детского театра, быстро переодевалась и пулей мчалась на елку в Колонный зал, а потом снова возвращалась на вечерний спектакль в театр — так они и бегали на елки между спектаклями. Интересно, что через несколько десятилетий самой популярной Снегурочкой Москвы стала моя приятельница, актриса Центрального детского театра Людмила Гнилова, которая сейчас много занимается дубляжом, в том числе мультфильмов. Например, она озвучила многих персонажей в «Симпсонах», «Футураме», «Гриффинах». Люся идеально подходила на роль Снегурочки — она была очаровательная, невысокая, стройненькая, а главное — с тоненьким, почти детским голосочком. Она, как и мама, бегала с представления на представление, ухитрялась за день провести три-четыре елки.

Хотя я знал, что моя мама играет Снегурочку, в новогодние праздники я всегда ждал чудес и подарков. В моем детстве в 60-е годы мама клала мне под подушку рождественский чулок со всякой всячиной. В нем чаще всего были орехи, шоколадки, карамельки, ириски и мандарины, которые в ту пору считались страшным дефицитом. Поэтому мандарин стал для меня, как и для нескольких поколений советских детей, новогодним символом того времени, этими фруктами мы даже наряжали елки. Сегодня, конечно, мандаринами и конфетами елки уже никто не украшает. Но игрушки в стиле ретро сейчас в моде, и если у вас остались украшения из детства родителей, дедушек и бабушек — вешайте их на елку на центральное место! Еще сегодня очень популярны однотонные варианты: лесную красавицу украшают сплошь белыми игрушками, или синими, или золотыми. Но чем бы вы ни нарядили елку, здорово, когда она стоит в квартире и поднимает настроение. Поэтому в России лесную красавицу часто не разбирают аж до 8 Марта — русские люди ведь обожают праздники!

Источник статьи: http://7days.ru/lifestyle/home/aleksandr-vasilev-kak-otmechali-novyy-god-v-rossii-100-let-nazad.htm

Оцените статью