Праздники для развития речи детей

Роль праздников в развитии речи дошкольников
статья по развитию речи на тему

Праздник – это прекрасная ситуация для активизации речи, ее коммуникативной функции. Праздник – это речевая среда, которая так необходима детям. Праздник раскрывает богатейшие возможности всестороннего развития ребенка. Праздники – это радость общения, радость творчества и сотворчества, радость самовыражения, радость раскрепощения и взаимообогащения.

Скачать:

Вложение Размер
rol_prazdnikov_v_razvitii_rechi_doshkolnikov.doc 39 КБ

Предварительный просмотр:

структурное подразделение государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области

средняя общеобразовательная школа № 5 города Сызрани

городского округа Сызрань Самарской области

структурное подразделение, реализующее общеобразовательные

программы дошкольного образования «Детский сад №1»

в развитии речи дошкольников

СП «Детский сад №1» ГБОУ СОШ №5

Праздник – это прекрасная ситуация для активизации речи, ее коммуникативной функции. Праздник – это речевая среда, которая так необходима детям. Праздник раскрывает богатейшие возможности всестороннего развития ребенка. Праздники – это радость общения, радость творчества и сотворчества, радость самовыражения, радость раскрепощения и взаимообогащения.

Я знаю, какое громадное значение в жизни детей имеют эмоции, особенно эмоции положительные, возбуждающие. Отнимите их у детей, и померкнет их жизнь. Чувство радости, состояние взволнованной приподнятости, ожидание необычного — обостряют восприятие, усиливают запоминание материала, влияют на выразительность детской речи. Праздник, педагогически правильно организованный, нарушает однообразие текущей жизни, вносит в жизнь детей новое ценное содержание, возбуждает чувство радости, стимулирует к деятельности все силы и способности, в том числе и способность речи.

И подготовка к празднику во всех ее проявлениях, и проведение самого праздника предоставляют широкие возможности для проявления детской самостоятельности и развития речи детей.

Подготовка к празднику.

  • Я, как музыкальный руководитель совместно с воспитателем подбираю стихи, песни, инсценировки и другой речевой материал.
  • Воспитатель отрабатывает тексты стихов и песен, добивается правильного произношения, закрепляет речевой материал.
  • Я пою с детьми, закрепляя песенный репертуар и добиваясь выразительности и эмоциональности речи, разучиваю танцы и хороводы с пением, работаю над сценической выразительностью в инсценировках, определяю целесообразность действий, движений, жестов персонажа в игровом пространстве, места его положения на сценической площадке, мимики, интонации.

В предлагаемом детям зрелище, представлении роль детей может быть двоякая: они могут являться действующими лицами и могут быть зрителями. В первом случае проявляется и упражняется их собственная активная речь, во втором – они слухом воспринимают чужую речь. В интересах речевого развития детей значительно и то и другое. Организуя праздники, я уделяю и тому и другому время и внимание.

Присутствие гостей, необычная атмосфера – все это является некой стрессовой ситуацией для детского организма. Ребенок может ощутить стеснение, смущение, робость. И вот тут подключаются волевые качества личности, которые помогают преодолеть страх, волнение, и исполнить песню, прочитать стихотворение. Поэтому для более активного развития речи необходимо как можно чаще выступать перед публикой. Для того чтобы говорить хорошо всегда и при всех условиях, надо не только уметь говорить, но надо приобрести привычку говорить публично, не стесняясь присутствия посторонних слушателей. Есть дети с богатым духовным миром, прекрасно владеющие речью, но настолько застенчивые, неуверенные в себе, непривычные к публичной речи, что достаточно присутствия двух-трех посторонних лиц, чтобы они не могли произнести ни слова. С этим я борюсь, развивая в детях уверенность в себе и доверие к своим силам. Привычку к публичной речи можно создать в человеке только путем приучения его с малолетства к речи перед посторонней, увеличивающейся в числе аудиторией.

Праздник — одна из наиболее эффективных форм педагогического воздействия на детей, организуя его, я тщательно работаю над средствами эмоционального воздействия. Музыкальное образование неразрывно связанно с культурой слуха, а культура слуха – один из важнейших факторов в деле развития речи. Эмоциональное воздействие произведений искусства, художественной литературы, песен, фольклора, театральных постановок взрослых, звучащих как образец для подражания, стимулирует усвоение языка, вызывает желание делиться впечатлениями. Словесная интерпретация произведений, словесные пояснения развивают образность и слуховую культуру детской речи.

Слово, используемое в речи детей, звучащее в стихах, пословицах, загадках, поговорках воодушевляет участников праздника. И моя задача донести до детей красоту, емкость художественного слова, закрепить в их сознании, что оно всегда имело живое хождение в народе, использовалось им в определенных целях. Дети сами разыгрывают маленькие сценки, сказки, читают стихи, рассказывают, дают пояснения. При этом шлифуется их речь, развивается уверенность в себе, находчивость, открывается простор для творчества.

В праздники и праздничные выступления детей я неизменно включаю музыкальные номера, главным образом пение, а потому попутно можно сказать несколько слов о музыкально-вокальном образовании детей, несомненно, оказывающем влияние на развитие их языка. В пении выразительность достигается точным исполнением мелодии чистым, слаженным звучанием; при чтении стихов — разнообразием интонаций, хорошей дикцией. При разучивании песен детям обязательно объясняю значение непонятных им слов, обращаю внимание на правильное произношение звуков. Очень полезно разучивание песен-хороводов, при этом развивается координация движений и согласование между словом и движением. Предоставляю детям возможность слушать пение и петь самим. Каждая песня связана с литературным текстом, который дети должны запомнить. К такому тексту предъявляются те же требования, что и к любому литературному произведению, с которым я знакомлю детей — абсолютная грамотность и художественность. Дети должны понимать смысл песни, которая им поется, что выдвигает определенные требования к дикции поющего лица. Литературный текст песни разучивается с детьми предварительно, это требование обуславливает сотрудничество воспитателя и музыкального руководителя. Следует еще отметить роль пения в борьбе с некоторыми недостатками речи, главным образом с заиканием. Отмечается, что пение, т. е. протяжное произношение звуков, входящих в слово, пресекает виды заикания.

Речь усваивается ребёнком самостоятельно, путём подражания, в процессе разнообразной речевой практики. Сталкиваясь с непониманием, встречая языковые трудности на пути к достижению цели, ребёнок обращается к слову как к особому объекту познания, начинает играть со словом, обследовать его. Словесные игры стимулируют желание ребёнка к экспериментированию со словом, способствуют обогащению словаря и речи ребёнка в целом. В таких играх дети учатся воспринимать и передавать информацию, ориентироваться на реакции собеседников, зрителей и учитывать их в своих собственных действиях. Именно в диалоге со сверстниками дети получают опыт равенства в общении, учатся контролировать друг друга и себя, учатся говорить более понятно, связно, задавать вопросы, отвечать, рассуждать, аргументировать, высказывать предложения и пожелания. В диалогическом взаимодействии детей эффективен прием драматизации. Велико значение театрализованной игры для речевого развития (совершенствование диалогов и монологов, освоение выразительности речи). Наконец, театрализованная игра является средством самовыражения и самореализации ребенка.

Праздники — яркие и радостные события в жизни детей дошкольного возраста. Поэтому так важно, чтобы дети уже в детском саду проникались сознанием, что они принимают участие в общей работе, в организации праздника.

Источник статьи: http://nsportal.ru/detskiy-sad/materialy-dlya-roditeley/2017/11/08/rol-prazdnikov-v-razvitii-rechi-doshkolnikov

Консультация на тему: «Праздники, как средства развития речи детей»

Праздники как средства развития речи детей

Мы знаем, какое громадное значение в жизни детей имеют эмоции, особенно положительные, возбуждающие, поддерживающие чувства радости. В этом смысле надо отметить значение праздников.

Для того, чтобы говорить хорошо всегда и при всех условиях, надо обрести привычку говорить публично, не стесняясь посторонних. И эти привычки надо вырабатывать у ребенка с детства. Не стесняться говорить не только перед большим количеством товарищей (к ним дети привыкают), но и перед аудиторией взрослых. Поэтому следует изредка организовывать чтение детей на детских праздниках, на которые приглашаются родители и знакомые. Выступать и читать должны все дети, без исключения, без различия их свойств и способностей. Детей робких, застенчивых следует выдвигать в первую очередь.

Дети могут разыгрывать маленькие сценки, пьески, читать стихи, рассказывать, давать пояснения к картинкам. При этом шлифуется их речь, уверенность в себе. К категории праздников относятся – сезонные: праздник весны, лета, осени, зимы. Праздники литературные, музыкальные, посвященные памяти и творчеству знакомых детям писателей, поэтов, композиторов. Есть праздники труда: посадка деревьев, цветов, сбор овощей, фруктов и т.п. Большую роль в развитии реи, словаря играют такие праздники, как: елка, дни рождения детей, летом – пикники: вылазки в природу с едой и увеселениями.

Праздники, как обычно, включают увеселения, музыкальные номера, пение, а это значит, что детям предоставляется возможность слушать пение и петь самим. Музыкальное образование неразрывно связано с культурой слуха, а это – важное условие в развитии речи. Отмечается, что пение, т.е. протяжное произнесение звуков, входящих в слово, пресекает виды заикания.

Учитель-логопед первой квалификационной категории Г.А. Соколова

Источник статьи: http://infourok.ru/konsultaciya-na-temu-prazdniki-kak-sredstva-razvitiya-rechi-detej-4425289.html

Речевые праздники и развлечения, как эффективная форма работы с современными детьми
методическая разработка по логопедии (подготовительная группа) по теме

Предлагаемые в нашем пособии развлечения и праздники служат хорошим воспитательным и коррекционно – развивающим средством в работе с детьми логопедической группы.

Целью речевых праздников и развлечений является — развитие внимания к родному языку его красоте и благозвучию, развития познавательных интересов, повышения уровня языкового развития детей. Развитие общей культуры ребенка, его творческой индивидуальности и формирование положительной концепции личностного «я».

Скачать:

Вложение Размер
rechevye_prazdniki_i_razvlecheniya_kak_effektivnaya_forma_raboty_s_sovremennymi_detmi.docx 31.89 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Номинация : Формы, методы и средства воспитания и образования современного ребенка.

Тема : Речевые праздники и развлечения, как эффективная форма работы с современными детьми

Макарова Нина Петровна

учитель – логопед МБДОУ д/с №58

Описание проблемы, цель, основные задачи

Перспективное планирование речевых праздников

и развлечений в подготовительной группе 7

Список литературы 12

Духовная жизнь ребенка полноценна

тогда, когда он живет в мире игры,

сказки, музыки и фантазии, творчества.

Без этого он засушенный цветок…

Обучение и развитие детей на сегодняшний день является одной из важнейших проблем вдошкольной педагогики для логопатов характерна отвлекаемость пониженная наблюдательность к языковым явлениям. Поэтому для них особенно важно разнообразие занятий и форм их проведения, что позволяет поддерживать стойкий интерес к учебной деятельности.Речевые праздники и развлечения – это интересная форма логопедического воздействия на ребенка, формирование его речевой культуры с использованием игровой коррекции, эмоциональной стимуляции. Речевые праздники и развлечения – хорошее средство для закрепления и применения полученных знаний и умений, самоутверждения детей.

Дифференцированная помощь детям с нарушениями в развитии, затруднениями в общении, осуществляемая в процессе логопедических праздников и развлечений, особенно эффективна, поскольку позволяет решать проблемы речевого негативизма, застенчивости, которыми обладают наши воспитанники.

С выходом основного закона Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, в котором определены целевые ориентиры – социальные и психологические характеристики личности ребенка на этапе завершения дошкольного образования, среди которых речь занимает одно из центральных мест как самостоятельно формируемая функция, а именно: к завершению дошкольного образования ребенок хорошо понимает устную речь и может выражать свои мысли и желания. Так же речь включается в качестве важного компонента, в качестве средства общения, познания, творчества в следующие целевые ориентиры:

— активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, учувствует в совместных играх; способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других. Стараться разрешать конфликты;

— может фантазировать вслух, играть звуками и словами;

— проявляет любознательность, задает вопросы, касающиеся близких и далеких предметов т явлений, интересуется причинно – следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явления природы и поступкам людей;

— обладает начальными знаниями о себе, о предметном, природном, социальном и культурном мире, в котором он живет.

По сути, не один из целевых ориентиров дошкольного образования не может быть достигнут без освоения речевой культуры. Для эффективности развития речевой культуры наших воспитанников мы выбрали одну из форм работы – речевые праздники и развлечения. С ранних лет любой человек знает, что такое праздник и желает, чтобы их было как можно больше. Человеку свойственно стремиться к радостному и светлому ощущению жизни. Праздник – это важная часть жизни ребенка – это радостное событие, которое позволяет расслабиться, встрепенуться, забыться. Способствует формированию стремления активно общаться быть доброжелательными, и активными. Развивает творческие способности, любознательность, память. Расширяет представления об искусстве, традициях и обычаях русского народа. И уже почти афоризмом стали слова: «Без праздников не бывает детства». Праздники, развлечения важный фактор формирования маленького человека. Речевые праздники и развлечения один из активных форм, работы дошкольников логопедической группы. Дети дошкольного возраста достаточно эмоциональны и восприимчивы к слову. Именно поэтому любовь к русскому языку можно воспитывать только через интерес к нему.

Дети по природе своей фантазеры они много и необыкновенно интересно выдумывают, сочиняют. Обеспечивая взаимодействие преемственности в работе логопеда и воспитателя в логопедической группе и на примерах доброй, смешной сказочной выдумки, которые излучают наши ребята — мы составили перспективное планирование праздников и развлечений, где использовали в работе темы нестандартные, не традиционные, разнообразные, в них использовали русский народный фольклор, позволяющие раскрыть таланты наших детей, обогатить их жизненный опыт, сформировать единый сплошной коллектив.

Предлагаемые в нашем пособии развлечения и праздники служат хорошим воспитательным и коррекционно – развивающим средством в работе с детьми логопедической группы.

Целью речевых праздников и развлечений является — развитие внимания к родному языку его красоте и благозвучию, развития познавательных интересов, повышения уровня языкового развития детей. Развитие общей культуры ребенка, его творческой индивидуальности и формирование положительной концепции личностного «я».

Для достижения данной цели необходимо решать комплекс педагогических задач :

— развитие и коррекция речи — развитие фонематического слуха, звуко – буквенного анализа и синтеза, закрепление материала по обучению грамоте, формирование связной речи, развитие интонационной выразительности и т.д.

— сформировать у ребенка первоначальные представления о культуре в целом и мире искусства в частности.

— стремится развивать творческие способности эмоциональной сферы ребенка.

— приобщать детей к основам художественной и коммуникативной культуры через обучение разным видам деятельности.

— формировать уверенность в своих силах.

— укреплять физическое и психическое здоровье детей.

— учить уважать мнение сверстников и окружающих людей.

— воспитывать интерес к истории своей Родины своего народа, своей семьи.

— создавать социокультурное пространство для развития у ребенка эстетического отношения к окружающему миру.

Велико и воспитательное значение праздников и развлечений. Оно способствует развитию активности и самостоятельности, уверенности в своих силах. В такие моменты, как правило, исчезают переживания мешающие ребенку проявить себя в коллективе активно, исчезают неуверенность и нерешительность. Ребенок легко без принуждения добивается поставленной цели, действует вместе с товарищами, настойчиво добивается лучшего результата.

Нужно помнить, что дети с речевой патологией отличаются повышенной утомляемостью в работе с ними нужно часто менять виды деятельности, разнообразить задания.

Какие же праздники и развлечения бывают без подарков? Это и медальки – призы, звездочки, печенья в форме букв и т.д. Нужно помнить что награда, приз за выполнения действия должно выступать как побуждающий фактор. А не быть решающим моментом из-за которого дети выполняют данное задание.

Праздники и развлечения в детском спаду позволяют ребенку открыть в себе новые способности и таланты развить уже имеющиеся навыки и кроме этого праздники и развлечения являются источником новых впечатлений для ребенка, стимулом его дальнейшего развития.

Перспективное планирование речевых праздников и развлечений в подготовительной группе

Источник статьи: http://nsportal.ru/detskiy-sad/logopediya/2014/05/10/rechevye-prazdniki-i-razvlecheniya-kak-effektivnaya-forma-raboty-s

Читайте также:  Сегодня день врача праздник
Оцените статью