- Праздники Древнего Рима
- Содержание
- Январь
- Февраль
- Апрель
- Август
- Сентябрь
- Октябрь
- Декабрь
- Ссылки
- См. также
- Смотреть что такое «Праздники Древнего Рима» в других словарях:
- Праздники древних римлян
- Начало года
- Луперкалии
- Паренталии и Фералии
- Матроналии
- Квинкватрии
- Парилии
- Флоралии
- Весталии
- Сатурналии
- Хлеба и зрелищ: праздники Древнего Рима, Греции и Египта
- Древний Рим: вековые традиции
- Древняя Греция: спортивные состязания и общегосударственные торжества
- Древний Египет: праздники вместо серых будней
Праздники Древнего Рима
Содержание
Январь
- 1 — Праздник Юноны, праздник Эскулапа, праздник Ведийова
- 3 — 5 Компиталии, праздник Мира
- 8 — Праздник Юстиции
- 9 — Агоналии, посвящённые Янусу
- 11 — 15 Карменталии, посвящённые Карменте, Ютурналии, посвящённые Ютурне
- 12 — Компиталии, посвящённые Ларам
- 16 — Праздник Конкордии
- 17 — Праздник Фелицитас
- 19 — 12 февраля Форканалии
- 24 — 26 Sementivae (Паганалии)
Февраль
- 1 — 2 праздник Юноны Соспиты
- 2 — праздник Цереры
- 5 — 17 праздник Конкордии
- 12 — праздник Каллисто
- 13 — 22 Паренталии; праздник Весты
- 13 — 15 — Луперкалии посвящённые Фавну
- 17 — Квириналии посвящённые Квирину, праздник Форнакс
- 21 — Фералии посвящённые Юпитеру
- 22 — Праздник Конкордии, Каристии
- 23 — Терминалии посвящённые Термину
- 27 — Эквирии посвящённые Марсу
- 1 — Римский Новый год, Матроналии посвящённые Юноне, праздник Весты, 1 — 24 Ферии (Feriae Marti) посвящённых Марсу
- 7 — праздник Ведийова
- 8 — праздник Ариадны и Вакха
- 10 — Праздник Венеры
- 14 — Вторые Эквиррии посвящённые Марсу, Мамуралии посвященные Мамурию
- 15 — праздник Анны Перенны, праздник Юпитера
- 16 — 17 Вакханалии посвящённых Вакху
- 17 — Либералии посвящённые Либеру и Либере, Агоналии посвященные Марсу
- 19 — 23 Квинкватрии посвящённый Марсу и Минерве
- 23 — Тубилюстриум
- 30 — Праздник Салюс
- 31 — Праздник Луны
Апрель
- 1 — Венералии посвящённые Венере Обращающей Сердца (лат.Verticordia ) и Фортуне Вирилис («Мужской»)
- 2 — Праздник Плеяд
- 4 — 10 Мегалесции (лат.Megale(n)sia ) посвящённые Кибеле
- 5 — праздник Фортуны
- 9 — Лемурии в честь Лемуров
- 12 — 19 Цереалии в честь Цереры
- 15 — Fordicidia в честь Теллус
- 21 — Палилии (или Парилии) посвящённые Палес
- 23 — Виналии Приория (лат.Vinalia Priora ) посвящённые Юпитеру
- 25 — Робигалии (лат.Robigalia ) посвящённые Робиге
- 28 — 1 мая (4 мая) — Флоралии посвящённые Флоре
- 3 —4 — Празднества Доброй Богини (лат.Bona Dea ), праздник Хирона, Геркулеса и Ахилла
- 7 — 15 — Лемурии
- 10 — 11 — Праздник Ориона
- 11 — Матралии, посвящённые Матуте
- 13 — Квинквартры посвящённые Минерве
- 14 — Тиберналии посвящённые Тиберину, Праздник Быка (Taurus)
- 15 — Меркуралии, посвящённые Меркурию, праздник Весты
- 20 — Праздник Кастора и Поллукса
- 21 — Агоналии посвящённые Вейовису
- 23 — Тубилустрий посвящённый Вулкану
- 26 — 31 — Праздник Дианы, секулярные игры, посвящённые Прозерпине
Август
- 13 — праздник невольников (servorum dies)
- 24 — один из трёх дней, в которые был открыт мундус
Сентябрь
Октябрь
- 1 — Праздник Цереры (1-5), праздник Фидес
- 5 — один из трёх дней, в которые был открыт мундус
- 9 — Праздник Венеры, праздник Счастья (Felicitas)
- 11 — Медитриналии посвящённые Медитрине
- 13 — Фонтиналии посвящённые Фонту
- 15 — Эквиррии посвящённые Марсу, скачки на Марсовом поле
- 19 — Армилустрий в честь Марса
Декабрь
- 4 — Праздник Доброй Богини (Bona Dea)
- 5 — Фауналии посвящённые Фавну
- 11 — Агоналии посвящённые Солнцу Индигету (Sol Indiges)
- 15 — Консуалии посвящённые Консу
- 17 — 23 Сатурналии посвящённые Сатурну
- 19 — Опалии посвящённые Опс
- 21 — Дивалии, праздник Ангерона
- 23 — Ларенталии посвященные Ларенте
- 25 — Dies Natalis Solis Invicti — праздник солнца
Ссылки
См. также
- Праздники Древнего Рима
Главные боги | Wikimedia Foundation . 2010 . Смотреть что такое «Праздники Древнего Рима» в других словарях:Кухня Древнего Рима — «Розы Гелиогабала». Картина, иллюстрирующая рассказ «Истории августов» … Википедия Архитектура Древнего Рима — История Древнего Рима Основание … Википедия История древнего Израиля и Иудеи — Карта Палестины 1759 года, показывающая расселение Двенадцати колен Израиля Часть серии статей об Истории еврейского народа … Википедия История Древнего Израиля и Иудеи — Карта Эрэц Исраэль 1759 года, показывающая расселение Двенадцати колен Израиля … Википедия Цереалии — Празднование цериалий на картине «Весна» Лоуренса Альма Тадемы Цереалии (лат. cerealia) древнеримский праздник и игр … Википедия Флоралии — У этого термина существуют и другие значения, см. Флоралии (значения). Флоралии (лат. ludi florales) в Древнем Риме праздник римской богини весны Флоры, который отмечался с 28 апреля по 3 мая. Во время праздника люди, украшенные… … Википедия Луперкалии — (лат. Lupercalia) древнеримский языческий фестиваль, связанный с пастушеским культом. Фестиваль проводился каждый год с 13 по 15 февраля в гроте Lupercal у подножия Палатинского холма, где, по преданию, волчица выкормила Ромула и Рема … Википедия Лары — Эту статью следует викифицировать. Пожалуйста, оформите её согласно правилам оформления статей … Википедия Сатурналии — У этого термина существуют и другие значения, см. Сатурналии (значения) … Википедия Лемурия (праздник) — Лемурии (лат. Lemuria), лемуралии (Lemuralia) праздники мертвых в Древнем Риме. Они проводились 9, 11 и 13 мая. Считалось, что в эти дни души блуждают по миру в виде призраков вампиров, которых называли лемурами или ларвами. Отец… … Википедия Источник статьи: http://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/673406 Праздники древних римлянПочти каждый день в римском календаре был посвящен богу или богине, в честь которых устраивали торжественные шествия, заканчивавшиеся жертвоприношениями. Начало годаПосле реформы календаря, проведенной Юлием Цезарем , римляне стали считать, что новый год начинается 1 января. В этот день они приносили в жертву Янусу, богу всякого начала , финики, инжир и мед, чтобы начинающийся год был сладким и приятным. 1 января старались воздерживаться от ссор, поэтому в этот день все суды были закрыты. ЛуперкалииВ феврале римляне отмечали древнейший земледельческий праздник Луперкалии. Они приносили жертвы у подножия Палатинского холма, где, по легендам, волчица нашла Ромула и Рема, основателей Рима . Во время Луперкалий жрецы бегали по городу обнаженными и ударяли встречных в знак очищения ремнями из шкур жертвенных животных. Паренталии и ФералииТакже в феврале во время Паренталий (родительских дней) и Фералий вспоминали умерших. Считалось, что в это время души из царства мертвых возвращаются на землю; чтобы их умилостивить, римляне на перекрестках дорог и у могил оставляли венки из фиалок, хлеб и вино. Это были дни общественного траура, когда закрывались все храмы. МатроналииВ память об объединении общин латинян и сабинян, произошедшем благодаря сабинским женщинам , 1 марта справляли праздник Матроналий. Замужние женщины, матроны, приносили в жертву Юноне цветы и просили ее о помощи при родах. КвинкватрииВо второй половине марта были главные торжества в честь Минервы . Они назывались Квинкватрии и продолжались 5 дней. Школьники в первый день Квинкватрий освобождались от занятий и приносили своим учителям плату за обучение. Если в это время шла война, то она прерывалась на время празднеств. На второй день Квинкватрий обязательно устраивали гладиаторские игры. ПарилииПарилии, или Палилии, — древний пастушеский праздник — отмечали 21 апреля, в день основания Рима. Пастухи и сельская молодежь устраивали веселые игры и прыгали через костры. ФлоралииВ конце апреля — начале мая справляли Флоралии, праздник — в честь Флоры, богини цветов и юности. В эти дни двери домов украшали венками, а женщины надевали разноцветные платья, что было запрещено в другое время. Весталии9 июня римляне отмечали праздник в честь Весты, богини домашнего очага . Они украшали цветочными гирляндами мельничные жернова, растирающие зерно, и ослов, вращающих их. В этот день девы-весталки пекли особый хлеб и все пекарни были закрыты. СатурналииСогласно легендам, древнеиталийский бог посева и жатвы Сатурн был когда-то царем в Лации. Царствование его было временем добра и справедливости, всеобщего благоденствия, любви и братства. В память об этом золотом веке римляне справляли в конце декабря Сатурналии. Суды и школы закрывались, всякие работы прекращались, и даже наказания не приводились в исполнение. Хозяева приглашали к своему столу рабов и прислуживали им, это служило напоминанием о том, что когда-то все были равны. Во время Сатурналий римляне пировали, шутили и дарили друг другу подарки, чаще всего свечи из воска и сладости. Источник статьи: http://sitekid.ru/istoriya/drevnij_rim/prazdniki_drevnih_rimlyan.html Хлеба и зрелищ: праздники Древнего Рима, Греции и ЕгиптаБоги — вершители судьбы человека. Именно так считали в древности. Считалось, что боги руководят действиями людей, насылают на них беды, приносят радость. Божественными силами обладает природа. Горы, реки, рощи, поля населены демонами и божествами, от которых зависят урожай, плодородие земель, рост посевов, обилие рыб и птиц и так далее. Главным богам-покровителям и мелким божествам воздавали почести, приносили жертвы, устраивали празднества, на которых совершали ритуальные обряды, сопровождаемые торжественными шествиями, песнями, танцами и заклинаниями. Именно на таких праздниках зародились основы современного театра. Греческие торжества, посвященные богу виноделия Дионису-Бахусу, положили начало трагедии, из шутливых, насмешливых песенок, исполняемых на праздничных деревенских шествиях, родилась комедия. Древний Рим: вековые традицииДревние римляне отмечали в году более 50 праздников. Они составляли важную часть их жизни. Их традиции сохранялись веками, некоторые дошли до наших дней. Так, обычай празднования начала Нового года был закреплен в середине II века до нашей эры государством. Римские новогодние торжества 1 марта, а позднее 1 января открывались многолюдным шествием к Капитолийскому холму, где находились главные святилища Рима, там приносили жертвы покровителю города богу Юпитеру. Затем начинались праздничные пиры и приемы. Римляне, как и мы, верили, что весь год будет таким, каким окажется первый новогодний день. Они ходили друг к другу в гости, обменивались подарками, дарили сладости, украшения, позже — деньги, желали друг другу счастья и благосклонности богов. Из сельских древних земледельческих праздников, которых было множество, особенно пышно справлялись февральские Луперкалии — празднества, посвященные богам — покровителям стад и пастухов. Очистительные жертвы приносили у подножия Палатинского холма, где жила некогда легендарная волчица (лат. «lupus»), вскормившая основателей Рима — Ромула и Рема. А 21 апреля в годовщину основания Рима наступал еще один праздник пастухов в честь древней богини Палее. Богине жертвовали ветки лавра, лепешки, хлеб. Считались необходимыми ритуалы очищения. Скот, дабы уберечь от заразных болезней, прогоняли сквозь костры. Пастухи и сельская молодежь, соревнуясь, устраивали веселые игры, состязались, кто удачнее прыгнет через костер. Обычай этот долго существовал у других народов. Самыми веселыми и любимыми в народе были декабрьские Сатурналии, их справляли и горожане, и сельские жители. Посвящены они были древнеиталийскому земледельческому богу Сатурну, которого римляне отождествили с греческим Кроном и считали отцом Юпитера, Юноны и Нептуна. По преданию, Сатурн стал царем в Лацие, и царствование его было временем добра и справедливости, всеобщего благоденствия, любви и братства. В «золотой век» (лат. «aurea aetas») не было хозяев и рабов, люди были равны и счастливы. Сатурналии продолжались пять дней. Люди веселились на улицах, ходили в гости, устраивали пиршества для богов и людей. Рабы в это время получали временную свободу, и на шутливых застольях им прислуживали хозяева. С тех далеких дней сохранился обычай дарить в декабрьские праздники друг другу восковые свечи. Зажжение их было жертвоприношением богу. В эти дни обязательно следовало дарить подарки. Существовали даже своего рода законы проведения Сатурналий, согласно которым не дозволялось произносить никаких речей, кроме веселых и насмешливых, полагалось заранее приготовить деньги, одежду, серебро, чтобы разослать их друзьям. Причем богач не должен был одаривать богача, а людям ученым все нужно было посылать в двойном размере, «ибо они достойны получать двойную долю. Бедняк же, если он человек ученый, пусть пошлет в ответ богачу или книгу одного из древних писателей, или собственное сочинение, какое сможет. Богач же обязан этот подарок принять со светлым лицом, а принявши, немедленно прочесть», — писал великий сатирик античности Лукиан. Древняя Греция: спортивные состязания и общегосударственные торжестваГреки тоже устраивали праздники в честь богов, чтобы умилостивить их и убедить выполнить желания людей. Самым главным праздником в Афинах были Великие Панафинеи, проводимые в честь покровительницы города, мудрой воительницы Афины Паллады. Афину граждане почитали за то, что она подарила им оливковое дерево. Праздник длился пять дней. Его вершиной было шествие от городских ворот к месту на Афинском Акрополе, где находилось святилище богини. Там Афине приносили в дар новое платье из тончайшей ткани, изготовленное женщинами. Его везли, вывесив на мачте священного корабля, поставленного на колеса, чтобы все видели, какой наряд приготовили афиняне своей покровительнице. В торжественном шествии участвовали все жители города: старики несли оливковые ветви, молодые мужчины вели сто быков, которых приносили в жертву, девушки несли корзины с драгоценными сосудами. Процессия заканчивалась общим праздничным пиром. Помимо праздников в честь богов, греки устраивали также общегосударственные торжества в память какого-либо выдающегося события, например, День освобождения в честь победы над персами при Платеях. Очень популярными у греков были спортивные состязания. Главными соревнованиями были Олимпийские игры. Игры начались в 776 году до нашей эры и проводились каждые четыре года. Олимпийские игры были посвящены богу Зевсу и проходили в Олимпии. К участию в них допускались только граждане Афин, а женщины не имели права находиться даже среди зрителей. Во время проведения Олимпийских игр во всех греческих государствах прекращались войны. Участники будущих состязаний приезжали на месяц раньше, чтобы ознакомиться с местностью. Игры начинались с жертвоприношений Зевсу, на алтаре спортсмены давали клятву соревноваться честно. Поначалу в программу соревнований был включен только бег. В 708 году до нашей эры на Олимпийских играх было введено пятиборье — пентатлон, состоявшее из прыжков, бега, метания диска, метания копья и борьбы. Греки прыгали в высоту и в длину, позже появились кулачный бой, состязания на колесницах, запряженных четверкой лошадей. Наградой для победителя был венок из оливковых ветвей. Олимпийские игры в древности проводились 293 раза в течение 1170 лет. В 394 году римский император Феодосий I объявил христианство официальной религией и, считая Олимпийские игры языческим развлечением, запретил их. Лишь в 1896 году благодаря усилиям французского общественного деятеля Пьера де Кубертена и его единомышленников стали снова проводиться Олимпийские игры. Местом проведения I-й Олимпиады стала столица Греции — Афины. С того времени каждые четыре года на алтаре Олимпии зажигают олимпийский огонь, который передают к месту проведения очередной Олимпиады. Древний Египет: праздники вместо серых буднейУ древних египтян тоже были праздники, а не только серые будни, хотя их торжества с современной точки зрения кажутся, по меньшей мере, странными. Рождение ребенка, к примеру, вовсе не считалось основанием для радости, и дни рождения никак не отмечали и не праздновали. Но свадебные торжества у египтян были. В зависимости от имущественного и общественного положения молодых супругов в честь бракосочетания устраивали скромный праздник с небольшим числом приглашенных или изобильный веселый «пир на весь мир». Фараон был не только сыном бога Ра, но и человеком своего времени, поэтому не все в его жизни отличалось от жизни современников. У фараонов, по-видимому, тоже не было дней рождения, хотя по случаю появления на свет наследника престола, вероятно, все же устраивали внутри дворца небольшое торжество. Зато траур по усопшему владыке охватывал всю страну и продолжался 90 дней. Одним из самых великих и радостных праздников фараона был праздник Хеб-сед, чаще называемый просто Сед. Праздником Сед торжественно отмечали важную дату — 30 лет со дня вступления фараона на престол. После первого праздника Сед его повторяли через каждые три года. Разумеется, не каждому фараону удавалось дожить до этого «юбилея». Если правитель предчувствовал, что его дни сочтены, и он может не дожить до праздника Сед, он переносил его празднование на более ранний срок. На празднике Сед фараон непременно должен был показать, что он еще силен и способен управлять страной. Иногда силы правителя поддерживали с помощью «омолаживающих» ритуалов. Особыми торжествами отмечали награждение фараоном кого-нибудь из приближенных «почетным золотом» за выдающиеся заслуги. Сначала золотом награждали полководцев за успешные военные походы, а потом это вошло в обычай, и фараон стал лично одаривать золотом и драгоценностями своих сановников. Самым любимым в народе был праздник начала года. Его отмечали в разгар лета, когда начиналось половодье. Вода в Ниле поднималась и заливала поля, земледельцы и весь народ радовались надеждам на хороший урожай. В это время на небе всходила звезда Сириус. Она считалась воплощением богини Сопдет — богини нового года, наводнений и чистой воды, покровительницы умерших, которую египтяне представляли в виде женщины с коровьими рогами. Как и у других земледельческих народов, у египтян было также множество праздников урожая, которые отмечали в каждой местности в разные дни. Во время этих празднеств устраивали ритуальное чествование богов плодородия, благодарили их за помощь и просили не оставлять в дальнейшем своим божественным покровительством. Высшее общество Древнего Египта праздновало все установленные праздники, но и в другие дни не сторонилось веселья — устраивало пиры, приглашало гостей. Пирующих развлекали танцовщицы, акробаты и музыканты. По нарядно убранным покоям сновали сотни слуги и служанок, выполнявших любую прихоть гостей. На красивых блюдах подавали различные сорта мяса и дичи, хлеб, фрукты. Обильную еду запивали пивом и вином. Египтяне очень любили выпить, они даже праздники называли попросту «пьянство» или «опьянение». Одним из важнейших праздников Древнего Египта был, несомненно, любимый народом и очень красивый и веселый праздник бога Амона — Опет. Продолжался он долго, примерно 27 дней во время разлива Нила. Праздник Опет начинался с того, что из Карнака — храма бога Амона в Фивах, выходила многолюдная торжественная процессия. В пышно разукрашенных носилках в форме ладьи жрецы несли статую бога Амона, в двух других ладьях «плыли» по воздуху поддерживаемые сильными руками ладьи со статуями супруги Амона богини неба Мут и ее сына Хонсу. Вода во время разлива Нила стояла высоко, заливала поля и подмывала плотины и дороги, но зато на лодках можно было плавать почти по всей долине. На праздник сходилось и съезжалось из дальних мест множество народа. Отовсюду слышались звуки музыки, веселые голоса, разносились вкусные запахи принесенной снеди. Торговцы предлагали фрукты, мясо, хлеб, разнообразные лакомства и кувшины с напитками. При большом стечении народа на воду спускали тяжелые, богато убранные храмовые ладьи Амона, Мут и Хонсу, на которые помещали носилки со статуями, и с помощью других судов, шестов и весел выводили неповоротливые ладьи на открытую воду. Статуи торжественно перевозили в Луксор, а под конец праздника Опет их возвращали обратно по аллее сфинксов в храм Карнак, где они хранились весь год до следующего шествия. Египтяне веселились, объедались и упивались в течение двух, трех или четырех недель, что зависело от продолжительности подъема воды в Ниле. Другое религиозное торжество, которое тоже было очень важным для египетских фараонов, это праздник Мина — очень древний ритуал, хорошо документированный в археологических памятниках. Его значение, вероятно, изменялось в ходе столетий. Праздник Мина иначе называли Праздник ступеней, потому что считалось, что бог плодородия Мин сидел на своей ступени и принимал приношение — первый сноп нового урожая. Праздник Мина начинался в первый день жатвы и отмечался ритуальной процессией. Впереди процессии вели белого быка — символ бога Мина, на голову которого прикрепляли корону. Фараон шел вместе с сыновьями в сопровождении сановников и знати. В честь божества воздвигали символический столб. Фараон, участвовавший в ритуале, срезал на поле золотым серпом первый сноп, подносил его к столбу и торжественно укладывал у подножья. Праздник Мина был не таким всенародным, шумным и веселым, как Опет. Земледельцы приступали к уборке урожая и не могли себе позволить предаваться продолжительному обжорству и пьянству. Даже если урожай предполагался богатый, его еще нужно было убрать. А для фараона праздничные ритуалы составляли существенную часть обязанностей, лежавших на нем как на правителе страны и главном оплоте египетского общества. Источник статьи: http://diletant.media/articles/25775760/ |
---|